Цель: познакомить восьмиклассников с основными законами создания сочинения-рассуждения и научить строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит обучающимся не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.
Планируемые результаты:
Программа кружка предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.Программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнекалинская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю
Приказ № ОД
от
Директор школы:
М.В.Степанова
Рабочая программа
кружка
«Обучение сочинениюрассуждению»
8 класс
2017 2018 уч.г.
Рассмотрено
Протокол заседания
методического совета
от_______________2017г.№
Согласовано
замдиректора по УВР
МБОУ «Верхнекалинская ООШ»
______________________
«____»_______________________2017г.
Разработано
учителем русского языка и литературы
МБОУ «Верхнекалинская ООШ»
Кузнецовой Надеждой АнатольевнойПояснительная записка
Настоящая рабочая программа кружка «Обучение сочинениюрассуждению» составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по русскому языку для 59 классов
общеобразовательных учреждений под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др., учебнометодического
пособия Т.И. Павловой, Н.А.Ранневой «Сочинениерассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9х и 11х
классах. Путь к успеху».
Даная программа рассчитана на один год обучения, 34ч.
Цель: познакомить восьмиклассников с основными законами создания сочинениярассуждения и научить строить
собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит обучающимся не только
успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов
обучения.
Задачи:
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинениярассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных
функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание
поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
развивать речевые универсальные учебные действия.
Программа кружка предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного
текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и
Планируемые результатыосновную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа
речи.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Календарнотематическое планирование
Тема занятия
№
п/
п
1 Типы речи: описание, повествование,
рассуждение. Особенности текстарассуждения.
2 Логика построения текстарассуждения.
3 Анализ структуры текстарассуждения.
4 Тезис. Варианты формулировки тезиса.
5 Практическая работа. Определение тезиса в
тексте.
6 Как доказывать тезис: правила подбора
аргументов (доводов)
7 Практическая работа. Учимся находить
аргументы в исходном тексте.
8 Иллюстрация доводов примерами.
Дата
Количе
ство
часов
1
1
1
1
1
1
1
19 Практическая работа. Подбираем примеры к
доводам из прочитанного текста.
10 Вывод как обязательный компонент структуры
текстарассуждения.
11 Логика развития мысли в текстерассуждении
(работа со схемой сочинениярассуждения)
12 Практическая работа. Построение логических
схем к тексту.
13 Правила сохранения тезиса в сочинении
рассуждении.
14 Практическая работа. Сохранение логики
текста.
15 Композиция сочинениярассуждения.
16 Последовательность и связность всех частей
сочинениярассуждения.
17 Средства связи микротем в сочинении
рассуждении.
18 Средства межфразовых связей в сочинении
рассуждении.
19 Вступление в сочинениирассуждении.
20 Практическая работа. Написание вступления к
сочинению.
21 Основная часть сочинениярассуждения.
Деление на абзацы основной части сочинения.
22 Практическая работа. Написание основной части
сочинениярассуждения.
23 Заключение в сочинении.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
124 Обобщения различного уровня в тексте
рассуждении.
25 Практическая работа. Пишем заключительную
часть сочинениярассуждения.
26 Речевое оформление сочинения.
27 Грамматические формы и лексические средства,
используемые в речевом оформлении сочинения
рассуждения.
28 Предупреждение речевых ошибок в сочинении.
29 Предупреждение грамматических ошибок в
сочинении.
30 Практическая работа. Анализ сочинений на
выявление речевых и грамматических ошибок.
31 Практическая работа. Анализ сочинений
(текстов) с точки зрения связности и
последовательности изложения материала.
32 Фактические ошибки в сочинении и как их
можно избежать.
33 Практическая работа. Написание сочинения
рассуждения на заданную тему или/и по
прочитанному тексту.
34 Анализ и рецензирование выполненных работ.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1.Александров В.Н.
Русский язык: Сочинениерассуждение Челябинск,
2.Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинениерассуждение. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007
и др.
Учебнометодическое обеспечение
«Взгляд»,
20063.ПавловаТ.И., Раннева Н.А. Сочинениерассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9х и 11х классах.
Путь к успеху: учебнометодическое пособие. – Изд. Зе, исправ. и дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2011
4.ПавловаТ.И., Раннева Н.А. Практика успешного написания сочинениярассуждения: рабочая тетрадь по русскому
языку 89 классы Изд. 2е, исправ. и дополн. – Ростов н/Д : Легион, 2011