Рабочая программа кружка «Страна оригами»
Оценка 4.8

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Оценка 4.8
Документация
docx
белорусская литература +1
Детсад
01.02.2019
Рабочая программа  кружка «Страна оригами»
Программа "Оригами", как средство дополнительного образования старшего дошкольного возраста, поможет ввести детей в мир древнейшего складывания бумаги без клея и ножниц. Оригами сложение различных фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки ее привлекает дете.
программа кружка по оригами.docx
МДОБУ «Новоарбанский детский сад "Радуга"» Рабочая программа  кружка «Страна оригами»   (программа рассчитана на 2 года обучения  для детей 5­7 лет)  Выполнила: воспитатель  Ситникова М.Э п. Новый   Пояснительная записка.            Программа   «Оригами»,   как   средство   дополнительного   образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир древнейшего искусства складывания бумаги без клея и ножниц.          Оригами – это сложение различных  фигур из разноцветных квадратных листов бумаги. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают   детей.   Они   овладевают   различными   приемами   и   способами действий   с   бумагой,   такими,   как   сгибание,   многократное   складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев,   происходит   развитие   глазомера.   Разработка   тонких   и   точных движений необходимо ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать. Оригами   способствует   концентрации   внимания,   так   как   заставляет сосредоточиться   на   процессе   изготовления,   чтобы   получить   желаемый результат. Оригами   имеет   огромное   значение   в   развитии   конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами   активизирует   мыслительные   процессы.   В   процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания)   и   перевод   их   значения   в   практическую   деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки   животных,   дети   включаются   в   игру­драматизацию   по   знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и   т.   д.   И   это   еще   далеко   не   все   достоинства,   которые   заключает   в   себе волшебное искусство оригами. В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими  понятиями  (угол,  сторона,  квадрат,  треугольник   и  т.  д.), одновременно   происходит   обогащение   словаря   специальными   терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Простейшие   способы   конструирования   поделок   основаны   на   умении складывать   квадрат   пополам,   по   вертикали   или   диагонали   и последовательном   сгибании   бумаги   сначала   вдоль,   а   потом   поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Занятия оригами: ­   развивают   способность   работать   руками,   точность   движений   пальцев, улучшает восприятие информации; ­   развивают   пространственное   воображение,   зрительное   восприятие, концентрацию внимания; ­   учат   читать   чертежи,   следовать   устным   инструкциям   и последовательности действий; ­ стимулируют развитие памяти, в том числе мышечной; ­   развивают   уверенность   в   собственных   силах   и   коммуникативные способности; ­ развивают творческие способности и исследовательские навыки; ­   знакомят   на   практике   с   основными   геометрическими   понятиями. Складывая фигурки из бумаги, ребёнок непроизвольно концентрирует своё внимание   на   этом   процессе.   Занятия   оригами   являются   своеобразной психотерапией, направляя внимание ребенка на творческую работу. Оригами повышает активность, требуя контроля обеих полушарий головного мозга, над движением   обоих   рук.  Психологические  исследование   влияния   оригами  на дошкольников показали, что это занятие: ­ развивает навыки мелких и точных движений как правой, так и левой руки; ­ повышает активность правого и левого полушарий головного мозга; ­ активизирует творческое мышление; ­ развивает интеллектуальные способности; ­ развивает пространственное воображение; ­ улучшает глазомер;        Актуальность программы ­ в создании условий для развития личности ребенка,   развитии   мотивации   к   познанию   и   творчеству,   приобщении   к общечеловеческим   ценностям,   для   социального   и   культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического   и   физического   здоровья   детей,   взаимодействии   педагога   с семьей. Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую   очередь   связана   с   возможностью   использования   его   как   средства развития   мелкой   моторики   рук.   Использование   оригами   обеспечивает хорошую   тренировку   пальцев,   способствует   выработке   движений   кисти, развивает   точность,   скоординированность   мелких   движений   пальцев.   Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего   возраста   тренировка   пальцев   важна   с   точки   зрения   выработки основных   элементарных   умений,   таких,   как   одевание   и   раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму. Одним   из   основных   условий   реализации   программы   «Оригами»   является соблюдение   возрастных   особенностей   детей,   в   том   числе   преобладание игровой   формы   организации   занятий   тесное   переплетение   нескольких областей   интересов.   На   занятиях   кроме   техники   овладения   оригами,   дети углубляют свои познания о природе. Соответствует ФГОС. Программа  разработана в соответствии  с ФГОС дошкольного образования. Реализация   программы   ведется   в   соответствии   с   нормативно­   правовыми документами: ­ Законом Российской Федерации «Об образовании»; ­   Санитарно   –   эпидемиологическими   правилами   и   нормативами   СанПиН 2.4.1.3049­ 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию   и   организации   режима   работы   дошкольных   образовательных учреждений»; ­ Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14. 03. 2000 № 65/23 – 16 «О  гигиенических требованиях  к максимальной нагрузке  на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; ­   Приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от 17.10.2013   №   1155   «Об   утверждении   федерального   государственного стандарта дошкольного образования». ­Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08­249 Содержание   программы направлено   на   достижение   цели ознакомления  детей с  искусством оригами,  всестороннее интеллектуальное и   эстетическое   развитие   детей   в   процессе   овладения   элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.  В программе указаны основные цели и задачи обучения. Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства   и   изготовления   оригами   за   весь   период   обучения.   Программа знакомит   с   необходимым   оборудованием   для   занятий   совместной деятельности. Поможет внести детей в мир искусства оригами с помощью исторических  сведений и фактов. В   программе   представлены   методические   рекомендации   по ознакомлению   и   обучению   детей   с   оригами,   учетом   их   возрастных особенностей. Новизна кружка:   Изучая ряд методических пособий и литературы по организации   и   проведения   кружка,   выявлено,   что   работа   ведется   в   узком направлении: либо это ООД по рисованию, либо по ручному труду, наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, либо ООД­ оригами. «Страна оригами »­ комплексная, включающая деятельность по   конструированию   из   бумаги,   которые   направлены   на   развитие   у дошкольников творчество, определяющиеся как продуктивная деятельность, в   ходе   которой   ребенок   создает   новое,   оригинальное,   активизируя воображение и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.           Цель:   ознакомление   детей с   искусством оригами,   всестороннее интеллектуальное   и   эстетическое   развитие   детей   в   процессе   овладение элементарными   приемами   техники   оригами,   как   художественного   способа конструирования из бумаги. Научить:  1. Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми  Задачи:  формами оригами. 2. Формировать  умения следовать устным инструкциям. 3. Обучать  различным приемам работы с бумагой. 4. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,  треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка  специальными терминами. 5. Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами. Развивать : 1. Развивать   внимание,   логическое   и   пространственное  воображения.   память, 2. Развивать мелкую моторику  рук и глазомер. 3. Развивать   художественный   вкус,   творческие   способности   и   фантазии детей. 4. Развивать   у   детей   способность   работать   руками,   приучать   к   точным движениям пальцев,   совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер. 5. Развивать пространственное воображение. Воспитать: 1. Воспитывать интерес к искусству оригами. 2. Расширять коммуникативные способностей детей. 3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей. 4. Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности,   умению   бережно   и   экономно   использовать   материал, содержать в порядке рабочее место.     Принципы программы:  1. Принцип   наглядности.   Предполагает   широкое   представление соответствующей   изучаемому   материалу   наглядности:   иллюстрации, образцы, схемы. 2. Принцип   последовательности.   Предполагает   планирование   изучаемого познавательного   материала   последовательно   (от   простого   к   сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно. 3. Принцип   занимательности –   изучаемый   материал   должен   быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата. 4. Принцип   тематического   планирования   материала предполагает   подачу изучаемого материала по тематическим блокам. 5. Принцип   личностно­ориентированного   общения.   В   процессе   обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,   а   не   просто   пассивно   перенимают   его   опыт.   Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми. Методы работы по программе:  1. Наглядные: ­ рассматривание образцов, схем; ­ демонстрация иллюстраций по теме занятия; ­ наблюдение. 2. Словесные: ­ чтение художественной литературы; ­ беседы; ­ объяснение и обсуждение хода работы; ­ подбор стихотворений по различным темам. 3. Практические: ­ индивидуальная работа детей; ­ совместная деятельность взрослого и детей; ­ опора на личный опыт детей. Организационно­методическое обеспечение программ Технические   навыки,   прививаемые   детям   в   процессе   знакомство   и изготовления оригами:  ­Владение ножницами. ­Обработка квадрата. ­Создание основ (базовых форм) оригами ­Аппликативное оформление оригами. ­Составление творческих композиций.  Организационно­методическое обеспечение программ Программа  рассчитана на 2 год ( всего в год 36 занятий).  Для   успешного   освоения программы ООД   в   численность   детей   в группе кружка должна составлять 8 – 10 человек. ООД проводятся один раз в неделю, с сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность ООД 25 – 30 минут. Занятия  проводятся  2 раза в месяц, с сентября по  май.  Продолжительность  занятий  20 – 25  минут. Год обучения  Количество ООД 36 В месяц  2 В год  36 Количество детей в  группе  10 Программой предусмотрено проведение: ­ диагностических занятий –  1 ­ практических занятий – 36 Педагогический анализ знаний и умений проводится  раз  в год. Режим работы кружка «Страна оригами» Вторник: 16:00­16:30 Общий план ООД  Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии  используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о  предполагаемом предмете складывания. 1. Подготовка к занятию (установка на работу). 2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений): ­ повторение названия базовой формы; ­ повторение действий прошлого занятия; ­повторение правил пользования ножницами, клеем, правил           техники  безопасности. 3. Введение в новую тему: ­ загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых;  интересные истории и т.п.); ­ показ образца; ­ рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали); ­ повторение правил складывания. 4. ­  показ воспитателем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической   карте,   в   зависимости   от   уровня   подготовки   и сформированности навыков);  Практическая часть: ­ вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»; ­ текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей); ­  самостоятельное   изготовление   детьми   изделия   по   текстовому   плану, технологической карте; ­ композицию;  анализ   работы   воспитанников   (аккуратность,   правильность   и ­ последовательность   выполнения,   рациональная   организация   рабочего времени,   соблюдение   правил   техники   безопасности,   творчество, оригинальность, эстетика).  оформление,   отделка   игрушки,   приклеивание   ее   на   фон   или   в Ожидаемый результат: Повысится   количество   детей   с   высоким   уровнем   развития   мелкой моторики; Дети   освоят   технику   работы   с   бумагой,   научатся   выполнять   поделки своими руками; Научатся ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги) ; Дошкольники   будут   проявлять   творчество   в   продуктивных   видах деятельности; Целевые ориентиры на этапе ­ дети овладевают различным приемам работы с бумагой; ­ дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами; ­   дети   достигают   определенного   уровня   развития   внимания,   памяти, мышления, пространственного   воображения,  мелкой   моторики   рук   и глазомера; ­ дети знакомятся с искусством оригами; ­   дети   применяют   знания   и   умения   в   практической деятельности (самостоятельное   выполнение   поделок   в   самостоятельной деятельности); ­ дети приходят на помощь своим товарищам при изготовлении поделок; ­ дети проявляют творчество при изготовлении поделок (дополнительные детали); ­ дети придумывают своих поделок свои поделки на основе полученных знаний. ­ Проявляет ответственность за начатое дело. ­ Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам,   интересуется   причинно­следственными   связями,   пытается самостоятельно   придумывать   объяснения   явлениям   природы   и   поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Работа с родителями. Предусматривает   регулярное   индивидуальное   консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и   детей   с   целью   ознакомления   родителей   с   особенностями оригами, способами   изготовления   поделок   и   т.   д.   Разработан   цикл   консультаций по темам: «Что   такое «оригами», «История   искусства оригами», «Поделки   своими руками», «Рука развивает мозг». Мастер­класс для родителей, который проводит воспитатель. Формы подведения итогов: ­ диагностика умений, навыков работы с бумагой; ­ выставки детских работ (тематические, авторские) ­ участие детей в городских конкурсах; ­ оригамный праздник. Диагностика Основная   задача   мониторинга   заключается   в   том,   чтобы   определить степень   освоения   ребенком   данной программы и   влияние   конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка. Мониторинг детского развития Диагностические   задания   разработаны   в   соответствии   с   методиками Парамоной Я. Д. Общие правила при обучении технике оригами ­ Заготовка должна иметь точно квадратную форму. ­  Бумага   для   поделок   должна   быть   тонкой,   упругой,   хорошо   сгибаться, цветной. ­  Показ изготовления производиться на столе или на доске. Заготовка для показа должна быть в 2 раза больше, чем у детей. ­ При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия. ­  Обучение   складыванию   каждой   поделки   должно   быть   поэтапным:   показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми. ­ Линии сгиба изделия должны тщательно разглаживаться. ­ Совмещение сторон и углов в процессе складывания должно быть точным.­ ­ После   того,   как   игрушка   будет   полностью   готова,   необходимо   повторить приёмы   складывания.   В   итоге   ребёнок   должен   уметь   самостоятельно изготовить поделку от начала до конца. Материалы и оборудование:   ­ Бумага: ­ Непосредственно рабочая: цветная из набора ­ Рекомендуемая для фона: чертежно­рисовальная, обойная, картон. ­ Ножницы (для обработки квадрата, аппликативных дополнений) ­ Клей (для дополнительной аппликативной обработки оригами)­ Салфетки:  бумажная, тканевая. ­ Рабочая клеенка для аппликативной обработки оригами ­  Кисти. Перспективный план ООД на 5­6 лет Месяц  Сентябрь  Тема  «Давайте поиграем»  «Бабочка» Октябрь «Лягушка «Отгадай загадку» Ноябрь  «Заяц»      поделок умение   и     детей называть фигуры,   работой   с Цель  Выявить   распознавать геометрические заинтересовать бумагой (конспект) Познакомить   с   изготовлением   простейших в технике оригами  путем складывания   квадрата   по диагонали. (конспект) Закрепить   умение   получать   из квадрата прямоугольники, треугольники   и   квадраты меньшего размера. (конспект) Учить   изготавливать   птицу   в технике оригами (конспект) Учить   изготавливать   зайца   в технике оригами. (конспект)   «Лиса»  Учить   изготавливать   фигуру лисы. (конспект) Декабрь  Забавные зверушки: «Мышка» Январь  Забавные   зверушки: «Зайчик» Забавные зверушки: «Медведь».  Забавные   зверушки: «Лиса». Февраль  Забавные зверушки: «Волк». «Колобок» Учить детей делать маску мышки для   театрального   уголка. (конспект) Учить   мастерить   маску   зайца. (конспект) Учить мастерить маску медведя. (конспект) Продолжать мастерить   технике оригами. (конспект) Помогать, добиваться результата. (конспект) Учить мастерить маску колобка. (конспект)   каждому   ребенку желаемого   детей в   учить поделки Март  «Рыбка»  «Воздушный змей» Продолжать   учить   мастерить   из бумажных   квадратов   несложные поделки. (конспект) Научить   мастерить   воздушного змея   пооперационной   карте. (конспект) Апрель  Май  «Волшебное превращение стрелы»   познакомить   детей   с   новой базовой формой «стрела». (конспект)   «Коробочка» «Вертушка малышей».   для Познакомить   с   новым   способом складывание бумаги. Научить пользоваться обозначенными   линиями   разреза на заготовке(конспект)   «Моя   игрушка!» любимая Закрепить   умения   детей   в технике оригами. (конспект) Перспективный план ООД на 6­7  лет Месяц  Сентябрь  Тема  «Сказка об оригами» «Осенний  урожай» (изделия: яблоко,  груша) Октябрь  «Лесная полянка» (изделия: мухомор,  подберёзовик) «Колосок» Цель    Развивать  воображение и творческие способности, расширять знания об  окружающем мире; обогащать игровой опыт. Учить сгибать углы по направлению к  центру. Учить четко выполнять  инструкции педагога.    Продолжать учить делать поделки из  двух деталей. Учить четко выполнять  инструкции педагога. Продолжать учить работать по схеме.  Развивать внимание и интерес к  окружающему миру. Ноябрь   Зимующие  птицы «Снегирь» Герои  сказки «Заюшкина  избушка»   Декабрь  «Лесная  красавица»  «Дед мороз» Январь  «Рождественский  ангел»  «Белый зайчишка» Февраль  «Самолет»    «Открытка к  празднику» Закреплять умение складывать  квадрат в разных направлениях, учить  детей загибать углы разной величины  и делать складку. Учить делать новую игрушку,  складывая квадрат в разных  направлениях, закреплять навыки  декоративного украшения готовой  фигурки. Продолжить знакомство с  искусством конструирования из  бумаги способом оригами;  формировать культуру труда и  совершенствовать трудовые навыки;  закреплять умение складывать лист  бумаги в разных направлениях. закреплять умение детей делать  фигурки в технике оригами вызвать у детей интерес и желание  конструировать поделки из бумаги закрепить знания, умения и навыки по  складыванию базовых форм оригами;  умение работать по схемам; развитие творчества, фантазии,  художественного вкуса; Формировать умение детей  складывать лист бумаги в разных  направлениях, разными способами.  Развивать конструктивное мышление,  творческое воображение,  художественный вкус продолжать знакомить детей с  изготовлением поделок в  стиле оригами из прямоугольного  листа бумаги. Развивать мелкую  моторику рук Закреплять умение складывать  лист бумаги в разных направлениях,  приучать к точным движениям Март  «Цветы для мамы» «Бабочки» Апрель  «Подснежники» «Букет тюльпанов» май  «Божья коровка» пальцев под контролем сознания,  развивать глазомер Продолжать учить детей  складывать бумагу в разных  направлениях, учить составлять  сюжетную композицию; развивать  мелкую моторику рук; Научить ребят изготавливать  бабочку в технике оригами.  Воспитывать интерес, творческую  активность, аккуратность и  внимательность в работе. Развивать  мелкую моторику кистей рук Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки, развивать  вариативность мышления, развивать  навыки выполнения точных,  аккуратных сгибов, отрабатывать  выполнение базовых форм «простой  треугольник», и «воздушный змей». продолжать учить создавать объёмные изображения, применяя  способы оригами; познакомить детей  с новым способом изготовления  цветов в стиле оригами; Упражнять   в   складывании   листа, совмещая   углы   и   стороны прямоугольника.   Развивать   память, целостное об окружающим. Воспитывать любовь ко всему живому представление     «Одуванчики» Закрепить   умение   складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов. Список литературы 1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А.   Давыдова.   –   М.:   ООО   ИКТЦ   «Лада»,   2010.   –   240   с.­   (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»). 2. Афонькин, С. Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – СПб.: Химия, 1994. – 64 с. 3. Афонькин, С.Ю. Бумажный конструктор [текст] / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1997. – 64 с. 4. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с. 5. Жихарева,   О.   М.   Оригами   для   дошкольников   [текст]:   конспекты   и тематические   занятия   и   демонстрационный   материал   для   работы   с детьми 5­6 лет в ДОУ. Гном­Пресс, 2005. – 48 с. 6. От   рождения   до   школы     примерная   основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е.  Вераксы,  Т.  С.  Комаровой,  М.  А.  Васильевой.  −  М.:  МОЗАИКА­ СИНТЕЗ, 2010. − 304 с. [текст]: 7. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5­ 6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с. 8. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [текст] / Т. Б. Сержантова. – М.: Айрис Пресс, 2006. – 208 с. 9. Соколова,   С.   В.   Театр   оригами.   Игрушки   из   бумаги   [текст]   /   С.   В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с. 10. Соколова, С. В. Сказки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – СПб. : Валери СПб, 1998. – 224 с. ­ (Серия «Учить и воспитывать, развлекая»). 11. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. ­ (Серия «Я расту!»). 12. Табарина, Т. И. Оригами и развитие ребенка [текст] / Т. И. Табарина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 224 с. 13. Художественно­творческая   деятельность. [текст]:  тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5­7 лет / авт.­сост. И. А. Рябова, О. А. Дюрлюкова. −  Волгоград: Учитель, 2012. – 95 с.   Оригами

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»

Рабочая программа кружка «Страна оригами»

Рабочая программа  кружка «Страна оригами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2019