Рабочая программа кружка «ТРИЗ»
Оценка 4.8

Рабочая программа кружка «ТРИЗ»

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
28.01.2018
Рабочая программа  кружка «ТРИЗ»
Для жизни в современном обществе важным является формирование творческого и математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе творческой деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Достижению данных целей позволяет организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в колледже. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Триз_факультатив.doc
ЕКIБАСТҰЗ ГУМАНИТАРЛЫҚ ТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ ЕКИБАСТУЗСКИЙ ГУМАНИТАРНО­ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Пән комиссиясының отырысында қаралған / Рассмотрено предметной комиссией  Протокол № ____ от «___»________ 20___ ж. / г. ЦПК төрайымы / Председатель ЦПК ____________________ Лисачева А.В. Колледж директоры БЕКІТЕМІН УТВЕРЖДАЮ Директор колледжа ___________  А.В. Галкина _________________20__г. Рабочая программа  кружка «ТРИЗ» Руководитель кружка  Демченко Т.В. Экибастуз РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ТРИЗ» Пояснительная записка Для   жизни   в   современном   обществе   важным   является   формирование   творческого   и математического   мышления,   проявляющегося   в   определенных   умственных   навыках.   В   процессе творческой     деятельности   в   арсенал   приемов   и   методов   человеческого   мышления   естественным образом   включается   индукция   и   дедукция,   обобщение   и   конкретизация,   анализ   и   синтез, классификация   и   систематизация,   абстрагирование   и   аналогия.   Объекты   математических умозаключений   и   правила   их   конструирования   вскрывают   механизм   логических   построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Достижению   данных   целей   позволяет   организация   внеклассной   работы,   которая   является неотъемлемой   частью   учебно­воспитательной   работы   в   колледже.   Она   способствует   углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная  работа  имеет  большое  воспитательное  значение,  ибо  цель   ее не  только в  том,  чтобы осветить какой­либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу. Освоение   содержания   программы   кружка   способствует   интеллектуальному,   творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности подростков, создаются условия для успешности каждого ребёнка. При   отборе   содержания   и   структурирования   программы   использованы   развивающей   преемственности,   перспективности, общедидактические принципы: доступности, направленности, учёта индивидуальных способностей. Рабочая программа кружка «ТРИЗ» выполняет две основные функции. Информационно   ­   методическая функция   позволяет   всем   участникам   образовательного процесса   получить   представление   о   целях,   содержании,   общей   стратегии   обучения,   воспитания   и развития, обучающихся средствами данных кружковых занятий. Организационно   ­   планирующая функция   предусматривает   выделение   этапов   обучения, структурирования   учебного   материала.   Определение   его   количественных   и   качественных характеристик на каждом из этапов. Общая характеристика программы Кружок состоит из трех секций: 1.   Учебно­исследовательская  (учащиеся   занимаются   научно­исследовательской деятельностью, разрабатывают и пишут исследовательские работы). 2.   Любители   решения   задач  (решение   задач,   самостоятельное   составление   задач; графические иллюстрации задач; проведение конкурсов, олимпиад). 3. Организация и проведение конкурсов и олимпиад  (разработка и проведение   викторин, ребусов; организация и проведение олимпиад, конкурсов, вечеров; математические фокусы, загадки­ шутки). Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для обучающихся. Цель: выявление и поддержка одаренных детей, вовлечение учащихся в научную деятельность. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: Обучающие:  учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления через работу над проектами и подготовку к олимпиадам;  учить   быть   критичными   слушателями   через   обсуждения   выступлений   обучающихся   с докладами и через обсуждения  решения задач; Развивающие:  повышать интерес к предметам через работу в различных секциях;  развивать   мышление   через   усвоение   таких   приемов   мыслительной   деятельности   как умение   анализировать,   сравнивать,   синтезировать,   обобщать,   выделять   главное,   доказывать, опровергать;  формировать   мировоззрение   учащихся,   логическую   и   эвристическую   составляющие мышления, алгоритмическое мышление через работу над решением задач; развивать пространственное воображение через решение геометрических задач;   формировать   умения   строить   модели   реальных   явлений,   анализировать   построенные модели,  исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания через работу над проектами. Воспитательные:  воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие через работу в секциях кружка;   воспитывать   эстетическую,   графическую   культуру,   культуру   речи   через   подготовку   и проведение предметных недель, подготовку и представление докладов, решение задач;  формировать   систему   нравственных   межличностных   отношений,   культуру   общения, умение работы в группах через работу над проектами и работу на занятиях кружка. стремиться   к   формированию   взаимопонимания   и   эффективного   взаимодействия   всех участников образовательного процесса, содействуя открытому и свободному обмену информацией, знаниями,   а   также   эмоциями   и   чувствами   через   организацию   качественного   коммуникативного пространства на занятиях кружка. Ожидаемые результаты: В   результате   обучения   в   кружке   учащиеся   должны   приобрести   основные   навыки  самообразования,   уметь   находить   нужную   информацию   и   грамотно   её   использовать,   развить творческие   способности,   логическое   мышление,   получить   практические   навыки   применения полученных   знаний,   научиться   грамотно   применять   компьютерные   технологии   при   обучении   в колледже. Учебно­тематическое планирование кружка «ТРИЗ» Наименование разделов и тем Дата проведения занятия Ответст­ венный  Учебно­исследовательская секция Вводное занятие, выбор темы доклада Работа над докладом (консультации, практические занятия) Защита доклада. Секция организации и проведения конкурсов и мероприятий Разработка   и   оформление   буклета   «Викторина»   к   неделе экономических спецдисциплин Подготовка   к   проведению   внеклассного   мероприятия     «День национальной валюты Казахстана ­ тенге». Проведение   внеклассного   мероприятия     «День   национальной валюты Казахстана ­ тенге». Разработка   турнира   эрудитов   по   бухгалтерскому   учету. Подготовка к конкурсу экономических докладов Проведение   турнира   эрудитов   по   бухгалтерскому   учету   и участие в конкурсе экономических докладов Секция любителей решения задач Числовые  ребусы. Логические или текстовые задачи. Решение сказочных задач Решение социальных задач Решение детективных задач Решение олимпиадных задач по математике № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 18 19 20 № п/п Решение олимпиадных задач по экономике Решение олимпиадных задач по бухгалтерскому учету Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение олимпиадных задач по аудиту Решение кроссвордов Подготовка   и   проведение   конкурса   буклетов     «Интересная задача» Содержание и краткое описание тем занятий Тема Краткое описание 1 Работа над проектами 2 Числовые ребусы 3 Логические или текстовые задачи. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Решение сказочных задач Решение социальных задач Решение детективных задач Решение   олимпиадных   задач   по математике Решение   олимпиадных   задач   по экономике Решение   олимпиадных   задач   по бухгалтерскому учету Задачи   на   разрезание   и складывание фигур. Подготовка   и   проведение конкурса   буклетов   «Интересная задача» Разработка и оформление буклета «Викторина» неделе экономических спецдисциплин к     записей   вычислений. Выбрав   тему   работы,   учащиеся   индивидуально   или   по группам разрабатывают его и готовят защиту ­ продукт проектной   деятельности   ­   в   виде   исследовательской работы или доклада и презентуют его во время защиты. Математическими   ребусами   называют   задания   на восстановление     Условие математического   ребуса   содержит   либо   целиком зашифрованную запись (цифры заменены буквами), либо только   часть   записи.   Записи   восстанавливаются   на основании   логических   рассуждений.   При   этом   нельзя ограничиваться   отысканием   только   одного   решения. Испытание нужно доводить до конца, чтобы убедиться, что  нет  других   решений,   или   найти  все   решения.   Есть математические   ребусы,   имеющие   несколько   решений. Провести практикум по решению различных ребусов. Ввести   понятие   высказывания,   как   предложения,   о котором   можно   сказать   ­   истинно   оно   или   ложно. Привести   примеры.   Предложить   учащимся   назвать высказывания. Потренироваться в построении отрицаний высказываний, особенно со словами «каждый», «любой», «хотя бы один» и т. д. После этого перейти к объяснению методов   решения   логических   задач:   с   помощью применения   таблиц   и   с   помощью   рассуждения. Объяснение данных методов провести на примерах. Разбор   ситуаций,   позволяющих   развивать   творческое мышление   в   указанных   ситуациях.   Развитие   логики, гибкости мышления, системности и , оригинальности Решение   задач  с   применением   АРИЗ   в сфере   рекламы, бизнеса, решения жизненных трудностей. Разбор   олимпиадных   задач   по   указанным   предметам, составление ребусов, кроссвордов по спецпредметам Игра  «ПЕНТАМИНО» Для конкурса буклетов организовать поиск интересных задач   или   составление   задач   самими   участниками кружка. Буклеты оформить в компьютерном классе. Работу секции праздников и конкурсов организовать   в соответствии с планом проведения предметных недель 13 14 15 Подготовка   и   проведение внеклассного мероприятия  «День национальной валюты ­ тенге». Разработка и проведение турнира эрудитов   по   бухгалтерскому учету Подготовка конкурса докладов   и   проведение экономических   Основные виды деятельности учащихся:  решение занимательных задач;  оформление математических газет;  участие в научно­практических конференциях,  олимпиадах;  знакомство с научно­популярной литературой;  проектная деятельность  самостоятельная работа;  работа в парах, в группах;  творческие работы Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения математики на занятиях кружка ученик должен Знать/понимать: Что называют числовыми ребусами, свойства геометрических фигур, основные элементы треугольника, свойства четности, понятие об истинном и ложном высказывании, свойства линейной функции, признаки делимости на 2, 5, 10, 4, 25, 3, 9, 11. Уметь: Решать   числовые   ребусы,   задачи   на   четность,   делимость   чисел,   задачи   на   составление уравнений,   строить   графики   линейных   и   кусочно­заданных   функций,   решать   уравнения   и неравенства   с   параметром   и   модулем,   разрабатывать   и   оформлять   буклеты;   выполнять исследовательские   проекты,   презентовать   и   защищать   их;   разрабатывать   и   проводить математические игры и праздники. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. №п/п 1. 2. 3. Формы контроля Контроль Решение задач Проекты, исследовательские работы Разработка викторин, праздников, игр, олимпиад и т.д. Форма контроля Участие в олимпиаде Участие   в   научно­практической конференции Участие в неделях ПЦК Методическое обеспечение Методической   особенностью   изложения   учебных   материалов   на   кружковых   занятиях является такое изложение, при котором новое содержание изучается на задачах. Метод обучения через задачи базируется на следующих дидактических положениях:  наилучший способ обучения учащихся, дающий им сознательные и прочные знания и обеспечивающий одновременное их умственное развитие, заключается в том, что перед учащимися ставятся последовательно одна за другой посильные теоретические практические задачи, решение которых даёт им новые знания;  с  помощью   задач,   последовательно   связанных   друг   с  другом,   можно   ознакомить учеников даже с довольно сложными математическими теориями  усвоение учебного материала через последовательное решение задач происходит в едином процессе приобретения новых знаний и их немедленного применения, что способствует развитию познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Большое   внимание   уделяется   овладению   учащимися   математическими   методами   поиска решений, логическими рассуждениями, построению и изучению математических моделей. Обсуждение   решений   задач   с   учащимися   необходимо   проводить   в   виде   эвристической беседы. Для   поддержания   у   учащихся   интереса   к   изучаемому   материалу,   их   активность   на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры, современные и признанные методы   обучения   и   воспитания,   обладающие   образовательной,   развивающей   и   воспитывающей функциями,   которые   действуют   в   органическом   единстве.   Кроме   того,   на   занятиях математического   кружка   необходимо   создать   "атмосферу"   свободного   обмена   мнениями   и активной дискуссии. При закреплении материала, совершенствовании знаний, умений и навыков целесообразно практиковать самостоятельную работу школьников. Домашние   задания   заключаются   не   только   в   повторении   темы   занятия,   а   также   в самостоятельном   изучении   литературы,   рекомендованной   учителем,   работой   над   проектом, разработкой математических игр, придумыванием задач. Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. В данном случае будет уместно оценивание результатов в виде проведения рефлексии самими учащимися. В   процессе   подготовки   и   проведения   занятий,   в   процессе   рефлексии   у   учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность,   четкость,   достоверность   и   грамотность   изложения   материала,   собранность   и инициативность. В работе кружка широко применяется метод проектов. Метод   проектов ­   педагогическая   технология,   ориентированная   не   на   интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые   личностные   качества,   которые   развиваются   лишь   в   деятельности   и   не   могут   быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно   это   активизирует   их   познавательную   деятельность.   Совместно­распределенная деятельность   учителя   и   учащихся   при   организации   исследовательской   деятельности   в   рамках метода   проектов   включает   в   себя   три   основных   этапа:   мотивационный,   операционно­ познавательный, рефлексивно­оценочный. На первом, мотивационном, этапе осуществляется создание учебно­проблемной ситуации ­ мотивирующая   задача,   совместное   целеполагание,   прогнозирование   предполагаемого   результата (продукта   проекта),   распределение   учащихся   по   парам   или   группам   (в   случае   парного   или группового проекта), планирование исследовательской деятельности, а также актуализация знаний и умений, необходимых для выполнения проекта. На втором,   операционно­познавательном,   этапе   учащиеся   осуществляют   план   проекта посредствам   сбора,   анализа   и   систематизации   фактического   материала,   выдвижения, доказательства   или   опровержения     гипотез,   а   также   определяют   форму   продукта   проекта   и непосредственно готовят сам продукт. На третьем, рефлексивно­оценочном,   этапе   в   процессе   презентации   результатов исследовательских проектов (продуктов) осуществляется анализ и самоанализ планировавшихся и достигнутых   результатов,   анализируется   собственная   деятельность,   определяется   содержание корректирующей   деятельности.   Этап   может   завершаться   постановкой   задачи   по   окончательной доработке продукта проекта. Преобладающей деятельностью учащихся является исследовательская, поэтому основная задача   учителя   ­   создать   условия   для   включения   школьника   в   деятельность,   направленную   на самостоятельное выдвижение гипотез и на поиск их доказательств. Таким   образом,   использование   метода   проектов   в   кружковой   работе   позволяет, придерживаясь   традиционной   системы   учебных   занятий,   избегать   их   отрыва   от   реальной деятельности,   пробуждает   интерес   к   познанию,   а   также   способствует   достижению   требований современного информационного общества. На занятиях также применяются: ­ педагогические способы взаимодействия с детьми; словесные методы (рассказ, беседа); ­ практические методы (упражнения, тесты); ­ методы стимулирования и мотивации; поощрения; ­ учебно­познавательные игры, занимательные материалы; ­ участие в школьных и районных математических играх и олимпиадах; ­ организация логических операций; заинтересованность в результатах; ­ самооценка деятельности и коррекции. СПИСОК ЧЛЕНОВ КРУЖКА Фамилия, имя Группа № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Журнал занятий Фамилия, имя Дат а Тема № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15.

Рабочая программа кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа  кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа  кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа  кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа  кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа  кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа  кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа  кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа  кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа кружка «ТРИЗ»

Рабочая программа  кружка «ТРИЗ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018