Администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Мирный
муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
(МОБУ СОШ с. Мирный)
|
РАССМОТРЕНА на заседании МО Протокол №____ от «____»_______________ 20___ г. |
УТВЕРЖДЕНА приказом директора школы №____ от «____»_______________ 20___ г. |
|
СОГЛАСОВАНА заместитель директора по УВР _____________ Касимова Е.Ф. «____»_______________ 20___ г |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «В гостях у математики»_ для 2 класса
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины (модуля))
(базовый уровень)
Учителя Ризвановой И. М.
Ф.И.О. учителя-разработчика
Мирный 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «В гостях у математики» для 2 класса разработана на основе программы внеурочной деятельности, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Программа реализует задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучения решению математических задач творческого и поискового характера, расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий,
Также способствует развитию математических способностей учащихся, формируeт элементы логической и алгоритмической грамотности, коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий с использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание учебного курса «В гостях у математики» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика курса. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход - ответ.
Курс «В гостях у математики» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в курс включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации кружка целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель и задачи программы:
Цель: развивать математический образ мышления.
Задачи:
· расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
· расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики;
· учить правильно применять математическую терминологию;
· развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
· уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Программа рассчитана 68 ч в год с проведением занятий два раза в неделю. Содержание учебного курса «В гостях у математики» соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
· формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
· освоение эвристических приёмов рассуждений;
· формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
· развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
· формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
· формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
· привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· воспитание чувства справедливости, ответственности;
· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
· определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
· в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
· простое наблюдение,
· проведение математических игр,
· опросники,
· анкетирование.
Метапредметными результатами изучения данного курса являются:
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
· занятия-конкурсы на повторение практических умений,
· занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
· участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за учащимися в течение учебного года, включающее:
· результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
· активность,
· аккуратность,
· творческий подход к знаниям,
· степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
· описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
· выделять существенные признаки предметов;
· сравнивать между собой предметы, явления;
· обобщать, делать несложные выводы;
· классифицировать явления, предметы;
· определять последовательность событий;
· судить о противоположных явлениях;
· давать определения тем или иным понятиям;
· определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
· выявлять функциональные отношения между понятиями;
· выявлять закономерности и проводить аналогии.
· создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
· осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Числа. Арифметические действия. Величины
· Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
· Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
· Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
· Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
· Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
· Занимательные задания с римскими цифрами.
· Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения — математические игры:
· «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
· игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
· игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
· игры с набором «Карточки-считалочки» — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
· математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
· работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
· игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково – символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо»,«вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1—> 1^, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки»(на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
· моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
· танаграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
· конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
· конструкторы «Танаграм», «Спички», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
· сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
· объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
· анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
· моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 2 КЛАСС
· сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
· моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
· применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
· анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
· включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
· выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
· аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
· сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
· контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
· анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
· искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
· моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
· конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
· объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
· воспроизводить способ решения задачи;
· сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
· анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
· оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
· участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
· конструировать несложные задачи;
· ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
· ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки др., указывающие направление движения;
· проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
· выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
· анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
· сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
· моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
· выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
№ п/п |
Тема урока |
Характеристика основной деятельности учащихся |
|
|
|
1 2 |
Вводное занятие «Математика – царица наук» |
Определение интересов, склонностей учащихся. |
05.09 06.09 |
|
|
3 |
Как люди научились считать. |
Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»; устный счёт |
13.09 |
|
|
4 5 6 |
Интересные приемы устного счёта. |
19.09 20.09 26.09 |
|
|
|
7 8 |
Решение занимательных задач в стихах. |
Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач, работа с алгоритмами |
27.09 03.10 |
|
|
9 10 |
Упражнения с числами |
04.10 10.10 |
|
|
|
11 12 |
Учимся отгадывать ребусы. |
Составление математических ребусов |
17.10 18.10 |
|
|
13 14 |
Решение ребусов и логических задач. |
|
24.10 25.10 |
|
|
15 |
«Удивительная снежинка» |
Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; |
31.10 |
|
|
16 |
Крестики-нолики |
Образовывать , называть и записывать числа в пределах 100; Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
01.11 |
|
|
17 |
Математические игры |
Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, или восстанавливать пропущенные в ней числа. |
07.11
|
|
|
18 19 |
Загадки- смекалки. |
Составление загадок, требующих математического решения |
08.11 14.11 |
|
|
20 |
Игра «Знай свой разряд». |
работа с таблицей разрядов |
15.11 |
|
|
21 |
Прятки с фигурами |
Моделировать фигуры сложной конфигурации. Осуществлять поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. |
21.11
|
|
|
22 - 23 |
Секреты задач |
Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи. |
22.11 28.11 |
|
|
24 25 |
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. |
Составление схем, диаграмм |
29.11 05.12 |
|
|
26 27 |
Обратные задачи. |
Работа в группах «Найди пару» |
06.12 12.12 |
|
|
28 |
Практикум «Подумай и реши». |
Самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами |
13.12 |
|
|
29 30 |
Задачи с изменением вопроса. |
Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи |
19.12 20.12 |
|
|
31 |
Решение нестандартных задач. |
Решение задач на установление причинно-следственных отношений |
26.12 |
|
|
32 |
«Газета любознательных». |
Конкурс на лучшую математическую газету |
27.12 |
|
|
33 |
Игра «У кого какая цифра» |
творческая работа |
16.01 |
|
|
34 |
«Спичечный» конструктор |
Моделировать различные фигуры, используя счётные палочки, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
17.01 |
|
|
35 |
«Спичечный» конструктор |
Моделировать различные фигуры, используя счётные палочки, применять знания и способы действий в изменённых условиях |
23.01 |
|
|
36 |
Геометрический калейдоскоп |
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
24.01 |
|
|
37 |
Числовые головоломки |
30.01 |
||
|
38 |
«Шаг в будущее» |
31.01 |
||
|
39 |
Геометрия вокруг нас |
Моделировать различные фигуры, используя счётные палочки, применять знания и способы действий в изменённых условиях. |
06.02
|
|
|
40 |
Знакомьтесь: Архимед! |
Работа с энциклопедиями и справочной литературой |
07.02 |
|
|
41 |
Математический КВН |
Работа в группах |
13.02 |
|
|
42 |
Знакомьтесь: Пифагор! |
Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» |
14.02 |
|
|
43 |
Путешествие точки |
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки др., указывающие направление движения; Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); |
20.01
|
|
|
44 |
«Шаг в будущее» |
Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; |
21.01 |
|
|
45 |
Тайны окружности |
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; |
27.01
|
|
|
46 |
Математическое путешествие |
Сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; |
28.01 |
|
|
47 48 |
«Новогодний серпантин» |
06.03 07.03 |
||
|
49 |
Математические игры |
13.03 |
||
|
50 51 |
«Часы нас будят по утрам» |
14.03 20.03 |
||
|
52 |
Геометрический калейдоскоп |
21.03 |
|
|
|
53 |
Головоломки |
Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; |
27.03 |
|
|
54 |
Секреты задач |
28.03 |
|
|
|
55 |
«Что скрывает сорока?» |
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; |
03.04
|
|
|
56 |
Интеллектуальная разминка |
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; |
04.04 |
|
|
57
|
Интеллектуальная разминка |
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы |
10.04
|
|
|
58 59 |
Дважды два — четыре |
Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; |
11.04 17.04
|
|
|
60 61 |
В царстве смекалки |
Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; |
18.04 24.04
|
|
|
62 63 |
Математическая эстафета Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). |
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; |
25.04 02.05
|
|
|
64 |
Составь квадрат |
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; |
08.05
|
|
|
65 |
Мир занимательных задач |
Конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; Воспроизводить способ решения задачи; |
15.05
|
|
|
66 |
Математические фокусы |
Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; |
16.05
|
|
|
67 |
Интеллектуальная разминка |
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; Конструировать несложные задачи. |
22.05
|
|
|
68 |
Круглый стол «Подведем итоги» |
Коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе |
23.05 |
|
ЛИТЕРАТУРА
1.Керова Г.В. Нестандартные задачи: 1-4 кл.-М.: ВАКО, 2011.
2.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс /сост. Е. В. Языканова. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.
3. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 2 класс/Т.П.Быкова.-4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
4. Чернова Л.И. Методика формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей/Л.И.Чернова.-Магнитогорск: МаГУ, 2007.
5. Узорова О.В. 2500 задач по математике: 1-3 класс: Пособие для начальной школы/О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. –М.: ЗАО «Премьера»: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.