Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Оценка 5
Разработки курсов +1
doc
воспитательная работа +1
5 кл—6 кл
27.03.2018
Рабочая программа позволяет через знакомство с аспектами поэтического мастерства развить у учащихся, посещающих кружковые занятия, следующие умения: создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного сочинения и других авторов; а также способствует формированию компетентности в области стихосложения; развитию творческого потенциала учащихся. Дети научатся также работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Кружок В МИРЕ ПОЭЗИИ 2012-2013.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
г. Сергиев Посад Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ № 21
___________ Горбунова Н.В.
« » _____________2012 г.
М.П.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
КРУЖКА «В МИРЕ ПОЭЗИИ»
( базовый уровень)
Возраст детей: 10 14 лет.
Срок реализации: 1 год
Составитель: Решетняк Галина Николаевна, учитель
русского языка и литературы первой квалификационной категории 2012 год
Информационная карта образовательной программы.
Учреждение: МБОУ «СОШ № 21 » г. Сергиев Посад Московской области
Ф.И.О. педагога: Решетняк Галина Николаевна.
Название программы: образовательная программа по литературе поэтического
кружка « В мире поэзии».
Авторсоставитель программы кружка «Живое слово»
Бердникова Ольга
Анатольевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «СОШ №18
имени 28 Армии» г. Астрахань.
Направленность: литература.
Вид программы: дополнительная образовательная.
Срок реализации: 1 год.
Возраст обучающихся: 58 классы (10 14 лет)
Целевая установка: через знакомство с аспектами поэтического мастерства
развитие умений создавать стихи, анализировать лирические произведения собственного
сочинения и других авторов; формирование компетентности в области стихосложения;
развитие творческого потенциала учащихся.
Уровень освоения: общеобразовательный.
Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа по литературе кружка «В мире поэзии»
составлена на основе авторской программы кружка «Живое слово» Бердниковой Ольги
Анатольевны, учителя русского языка и литературы высшей категории МБОУ «СОШ №18
имени 28 Армии» г. Астрахань.
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и
непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё
удивительное, ни с чем не сравнимое воздействие, необходимо одно простое условие:
художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать
так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может
прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и
прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия
мира, высшую форму наслаждения нравственноэстетическую.
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к
творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические
произведения, познать основы художественного слова создана программа поэтического
кружка «Живое слово». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме,
познакомить детей с теорией литературы. Очень многие ребята в школьном возрасте
начинают пробовать перо, но изза отсутствия элементарных знаний по технологии
написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний,
допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем
нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому
необходимо помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности.
Актуальность программы:
Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении
личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно,
нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период,
фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить
момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности
детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить
себя.
Основная цель программы через знакомство с аспектами поэтического
мастерства развивать умение создавать стихи, анализировать лирические произведения
собственного сочинения и других авторов; формировать компетентность в области
стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Программа ставит следующие задачи:
1. Обучающие:
* освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного
творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);
* формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов,
фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные
ситуации;
* развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать
свою мысль в письменной и устной форме;
* развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии
произведения.
2. Воспитательные:
* воспитание у детей уважения и любви к мировой литературе;
* формирование трудолюбия и требовательности к себе;
* преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в
отношении литературной деятельности;
* формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков,
культуры общения со сверстниками.
Определяющее направление в предстоящей работе научить учащихся творчески
мыслить. Этому во многом может помочь
целостный анализ поэтического произведения:
умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;
постижение поэтической идеи;
знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.
Организационнопедагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с
обучающимися 58 классов в возрасте 1014 лет. Занятия проводятся из расчёта
68 часов в год ( 2 часа в неделю).
Содержание программы
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (4 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия».
Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня,
стихотворение, лироэпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практические работы:
Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности. Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение
проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А.
Некрасов).
Тема 3: Изобразительновыразительные средства поэтического языка. ( 20часов)
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия.
Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в
них изобразительновыразительных поэтических средств.
Игры: «Подбери тропы», «Угадай тропы», «Одень матрёшку!».
Конкурс стихотворений о природе.
Выпуск газет «Виды тропов».
Тема 4: Системы стихосложения. ( 8 часов )
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песеннотоническая, силлабо
тоническая, декламационнотоническая).
Практические работы: Игра «Угадай».
Чтение и анализ текстов разных систем стихосложения.
Тема 5: Размер стиха. ( 16 часов)
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест,
амфибрахий).
Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными
размерами.
Конкурс стихов, посвящённых здоровому образу жизни.
Конкурс стихов о природе.
Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». ( 11 часов )
Теория: Рифма.
Виды рифмовки (парная или смежная,
перекрёстная,
опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму».
Составление текстов «Физкультминутка».
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Конкурс стихов о Вов.
Тема 7: Стихи в прозе . (2 часа)
Теория: Стихи в прозе как литературный жанр. Особенности языка стихотворений в прозе.
Темы и идеи стихотворений в прозе И. С. Тургенева.
Практические работы: Игра «Составь стихотворение в прозе».
Тема 8: Поэзия и живопись. (1 час)
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное
созерцанием.
Практические работы: Рассматрив ание различных репродукций. Переложение на
стихотворный текст. Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. ( 1 час )
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. ( 1 час )
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».
Педагогические условия реализации программы:
В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.
Основными педагогическими принципами,
обеспечивающими реализацию
программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностнодеятельный подход к организации учебновоспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических
занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры
поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии,
беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом
занятий являются практические работы, выступления, праздники.
следующие педагогические
технологии: культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение,
игровая, личностноориентированная, интеграционная, информационнокомпьютерная
технологии.
Используются
Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что
позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная
программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения,
определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям,
способность к сценической деятельности.
Ожидаемый результат:
рост познавательной и творческой активности у ребят;
увеличение числа школьников, занимающихся творческой, исследовательской
работой.
формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению
материалов;
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного
мышления.
повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области
литературы, культурологи, эстетики.
Оценка результативности:
В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений
собственного сочинения, выступление на концертах, общешкольных линейках, участие в
различных конкурсах. Ожидаемые результаты к концу обучения
1. Учащиеся должны знать:
основы теории литературы;
композицию литературного произведения;
жанровое разнообразие литературы;
изобразительновыразительные средства поэтического языка;
систему стихосложения;
размер стиха.
2. Учащиеся должны уметь:
отличать прозаическое произведение от поэтического;
писать короткие стихотворные произведения в разных жанрах;
подбирать рифму;
рифмовать строфы в разных размерах;
декламировать литературные произведения.
3. Учащиеся должны приобрести навыки:
аккуратности и трудолюбия;
основные навыки работы в группе.
Методическое обеспечение занятий
Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон
сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они
должны отличаться дискуссиями в ходе беседразборов поэтических текстов,
приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников.
Ребята должны читать стихи,
анализировать,
спорить, работать ради
товарищей.
и
самовыражения,
Для занятий кружка характерны и особые формы работы:
самоутверждения,
одобрения педагога
увлекательные тематические занятия;
обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;
чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;
занятия концерты, конкурсы, на которых звучат стихи собственного сочинения.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на
протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры. ( Приложение №
1)
Материальнотехническое обеспечение
Для занятий литературного кружка необходимы соответствующие дидактические
материалы и техническое оборудование. В их числе:
1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.
2. CDдиски, DVDдиски с изображение пейзажей, видеофрагменты из
литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.
3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)
4. Компьютер, мультимедийный проектор.
5. Магнитофон.
6. Столы, стулья. Кабинет должен быть хорошо освещён, проветриваем, иметь средства для
затемнения.
Календарнотематическое планирование работы кружка по литературе
«В мире поэзии» ( 68 часов, 2 часа в неделю)
Название темы
№
Заня
тия
п/п
Коли
чество
часов
Коли
чество
часов
Планируе
мые сроки
прохожде
ния
Фактичес
кие сроки
прохожде
ния
Планируе
мые сроки
прохожде
ния
Фактичес
кие сроки
прохождения
теория
теория
практика
практика
Теория Прак
тика
I четверть ( 18 часов)
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (4 часа)
14. Вводное занятие. Что
2
2
1я неделя
2я неделя
такое поэзия?
Поэтические жанры.
Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)
56. «Я знаю силу слов…»
1
1
3я неделя
3я неделя
Назначение поэта и
поэзии.
Тема 3: Изобразительновыразительные средства поэтического языка. ( 20 часов )
78. Изобразительно
1
1
4я неделя
4я неделя
выразительные средства
поэтического языка. Троп 911. Изобразительно
выразительные средства
поэтического языка.
Эпитеты.
12
14.
15
16..
17
18..
Изобразительно
выразительные средства
поэтического языка.
Сравнение.
Изобразительно
выразительные средства
поэтического языка.
Олицетворение.
Изобразительно
выразительные средства
поэтического языка.
Метафора.
1
1
1
1
2
5я неделя
5я неделя
– 6я
неделя
2
1
1
6я неделя
7я неделя
8я неделя
8я неделя
9я неделя
9я неделя
II четверть ( 14 часов)
19
20.
21
22..
23
24.
25
26.
Изобразительно
выразительные средства
поэтического языка.
Метонимия.
Изобразительно
выразительные средства
поэтического языка.
Перифраз.
Изобразительно
выразительные средства
поэтического языка.
Синекдоха.
Изобразительно
выразительные средства
поэтического языка.
Гипербола.
1
1
1
1
1
1
1
1
1я неделя
1я неделя
2янеделя
2я неделя
3я неделя
3я неделя
4я неделя
4я неделя
Тема 4: Системы стихосложения. ( 8 часов )
27
28.
29
30.
31
32.
Системы стихосложения.
Античная система
стихосложения.
Системы стихосложения.
Песеннотоническая
система стихосложения.
Системы стихосложения.
Силлаботоническая
1
1
1
1
1
1
5я неделя
5я неделя
6я неделя
6я неделя
7я неделя
7я неделя система стихосложения.
33
34.
Системы стихосложения.
Декламационно
тоническая система
стихосложения.
III четверть ( 20 часов)
1
1
1я неделя
1я неделя
Тема 5: Размер стиха. ( 16 часов)
2
1
1
1
1
1
1
35
38.
39
40.
41
42.
43
44.
45
46.
47
48.
49
50.
51
52.
Размер стиха. Строфа
Размер стиха. Стопы.
Размер стиха.
Ямб.
Размер стиха. Хорей.
Размер стиха. Дактиль.
Размер стиха.
Амфибрахий.
Размер стиха. Анапест.
Размер стиха. Конкурс
стихов , посвящённых
здоровому образу жизни.
Конкурс стихов о природе.
2я неделя
3я неделя
4я неделя
5я неделя
6я неделя
7я неделя
8я неделя
9я неделя
2
1
1
1
1
1
1
2
IV четверть ( 16 часов)
Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». ( 11 часов)
53
54.
55
56.
57
58.
Рифма. Виды рифмовки.
Парная ( смежная) рифма.
Рифма. Виды рифмовки.
Перекрёстная рифма.
Рифма. Виды рифмовки.
Кольцевая
( опоясывающая) рифма.
Рифма. Виды рифмовки.
59
Точная и неточная рифмы.
60.
61. Рифма. Виды рифмовки.
текстов
Составление
«Физкультминутка».
1
1
1
1
1я неделя
2я неделя
3я неделя
4я неделя
1
1
1
1
1
2я неделя
3я неделя
4я неделя
5я неделя
6я неделя
7я неделя
8я неделя
9я неделя
10 неделя
1я неделя
2я неделя
3я неделя
4я неделя
5я неделя 62. Рифма. Виды рифмовки.
Конкурс
стихов,
посвящённый временам
года.
63. Рифма. Виды рифмовки.
Конкурс стихов о Вов.
1
1
5я неделя
6я неделя
Тема 7: Стихи в прозе ( 2 часа )
Стихи в прозе .
1
1
6я неделя
7я неделя
64
65.
Тема 8: Поэзия и живопись. ( 1 час )
66. Поэзия и живопись.
1
7я неделя
Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. ( 1 час )
67. Музыка в поэзии. Моё
поэтическое творчество.
1
8я неделя
Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. ( 1 час )
68. Итоговое занятие по
курсу занятий. Ярмарка
талантов.
Итого 68 часов
29
1
39
8я неделя
Учебнометодическое обеспечение
Литература для педагога
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3е изд., испр. –
М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
3. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод.
рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
4. Маранцман В.Г. Анализ литературного произ ведения и читательское восприятие
школьни ков. – Л., 1974.
5. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение,
1985г.
6. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль,
вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета,
1987. – 605 с. 7. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002.
– 175 с.: ил. – Б. ц.
8. Тургенев. И. С. Стихотворения в прозе.
9. Оганесян Н.Т. Почему люди пишут стихи.
10. Николаев П. А. Ритмичность художественной речи и стихосложение.
http
:// www.nature.ru/
11. Статьи «Учимся декламировать стихи»/ Университет Риторики Ораторского
искусства.
Литература для обучающихся
1.
2.
3.
4.
2009.
Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.
Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.
Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком,
Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух
частях. М.: Дрофа, 2002.
5.
Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для учся. М. :
Просвещение, 1979.
Просвещение, 2009.
6.
7.
Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.:
Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский
Дом Мещерякова, 2008.
8. Эткинд Е. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 1989.
9. Тургенев. И. С. Стихотворения в прозе. Приложение №1
Дидактические игры:
Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над … прудом
Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или
предложите собственные:
Где … серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – просто везде, –
Лишь паутины … волос
Блестит на … борозде.
Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее
сравнение.
Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.
Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,
Как будто …, и пробились сквозь неё,
Словно …, упругие стебельки.
На тонких веточках берёзы, как …,
Заблестели на солнце молодые листочки:
Лес наполнился радостными голосами, как будто … . Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения
А.К. Толстого: тает – земли – улетает – журавли – одетый – ждёт – согрето –
поёт.
Продолжите строки с рифмами:
Рак \ мак \ …;
Багаж \ гараж \ …;
Белка \ грелка \ …;
Карандаш \ пейзаж \ …
Сочините считалку:
Тратата, барабан барабанит,
Тратата, …
Тратата, …
Тратата, …
Топтоптоп, бежал малыш,
Топтоптоп, …
Топтоптоп, …
Топтоптоп, …
Викторины
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова
Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет
под своим именем? Где оно было напечатано?
Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на
кавказские сюжеты. В них поэтхудожник передал своё восхищение красотой и
могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие
портреты вам известны?
Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?
Литературные игры
Английские шарады
Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического
произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало
по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего,
употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит
следующим.
Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик,
Прогулка со словами
домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Рабочая программа кружка "В мире поэзии" ( 5-6 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.