РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
6 кл
23.04.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»
Рабочая программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями государственного общеобразовательного стандарта, предназначена для дистанционного обучения учащихся 6 классов. Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений учащихся с использованием современных средств обучения. Актуальность программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, показать, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения В процессе развития основных содержательных линий (звук, слово, словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению грамматических и орфографических правил. Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
кружок 6 в.docx
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени А Текенова» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика» Составитель:  Видергольд А.С., учитель  русского языка и литературы 1 с.Теренколь 2016г. СОДЕРЖАНИЕ 1 Пояснительная записка……………………………………… 2 Календарно­тематическое планирование…………………. 3  Методическая копилка (конспекты занятий) ……………... Литература…………………………………………………… 3 10 20 94 2 Пояснительная записка. Рабочая   программа   курса   «Занимательная   грамматика»  составлена   в соответствии   с   требованиями   государственного   общеобразовательного стандарта, предназначена для дистанционного обучения учащихся 6 классов. Курс «Занимательная грамматика» способствует развитию познавательных способностей   учащихся   как   основы   учебной   деятельности,   а   также коммуникативных   умений   учащихся   с   использованием   современных   средств обучения. Актуальность  программы определена тем, что учащиеся должны иметь мотивацию   к   обучению   русскому   языку,   стремиться   развивать   свои интеллектуальные   возможности.   Данная   программа   позволяет   учащимся познакомиться   со   многими   интересными   вопросами   русского   языка, выходящими   за   рамки   школьной   программы,   расширить   целостное представление   о   проблеме   данной   науки.   Создание   на   занятиях   ситуаций активного   поиска,   предоставление   возможности   сделать   собственное «открытие»,   знакомство   с   оригинальными   путями   рассуждений,   овладение элементарными   навыками   исследовательской   деятельности   позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.  Необходимость   курса   заключается   не   только   желанием   детей   узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у учащихся знания по русскому языку, показать, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения В   процессе   развития   основных  содержательных   линий  (звук,   слово, словосочетание,   предложение,   текст,   развитие   фонематического   слуха, культуры   звукопроизношения)   серьезное   внимание   уделяется   овладению учениками   способами   работы   с   алгоритмами,   приобретению   ими   опыта рассуждения, закреплению  грамматических и орфографических правил.  3 Не   менее   важным   фактором     реализации   данной   программы   является стремление   развить   у   учащихся   умений   самостоятельно   работать,   думать, решать   творческие   задачи,   а   также   совершенствовать   навыки     аргументации собственной позиции по определенному вопросу.  Цель:  формировать   основы   предметных   знаний,   умений   и   навыков,   а также   общеучебных   умений,   необходимых   для   успешного   решения   учебных, практических задач и продолжения образования;  Задачи:  способствовать   развитию   интереса   к   русскому   языку   как   к   учебному предмету;  пробуждение   потребности   у   учащихся   к   самостоятельной   работе   над познанием родного языка;  совершенствование общего языкового развития учащихся;  способствовать   формированию   и   развитию   у   учащихся   разносторонних интересов, культуры мышления;  способствовать развитию смекалки и сообразительности.  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе. Принципы программы:  Организация  деятельности   школьников  на  занятиях основывается на следующих принципах:  занимательность;  научность;  сознательность и активность;  наглядность;  доступность;  связь теории с практикой. Общая характеристика учебного курса: Курс «Занимательная грамматика» входит во внеурочную деятельность по направлению: научно – познавательное (проектная деятельность). 4 Содержание курса грамматики строится на основе: ­ системно­деятельностного подхода; ­  системного подхода к отбору содержания  и последовательности изучения грамматических понятий. В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития  учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом литературного чтения:  1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,  преобразование и использование текстовой информации); 2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов; 3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.  Линии, специфические для курса «Русский язык»: 4) приобретение и систематизация знаний о языке;  5) овладение орфографией и пунктуацией;  6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;  7) развитие чувства языка. Особенности   содержания   и   организации   учебной   деятельности школьников: Содержание   программы   соответствует   познавательным   возможностям учащихся   и   предоставляет   им   возможность   работать   на   уровне   повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание занятий курса представляет собой введение в мир сложного русского   языка,   а   также   расширенный   углубленный   вариант   наиболее актуальных вопросов базового предмета – русский язык. Занятия  способствуют развитию   у   детей   орфографической   зоркости,   связной   устной   и   письменной речи. Предлагаемые   задания   познакомят   учащихся   с   основными   понятиями русского языка, помогут развить навыки грамотного письма, умения применять полученные   на   уроках   знания   на   практике.   Будут   способствовать   общему развитию, побуждать к творческому подходу при изучении русского языка. Творческие   работы,   проектная   деятельность   и   другие   технологии, используемые   в   системе   работы   курса,   должны   быть   основаны   на любознательности   детей,   которую   и   следует   поддерживать   и   направлять. Данная практика поможет успешно овладеть не только общеучебными умениями и   навыками,   но   и   осваивать   более   сложный   уровень   знаний   по   предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.  Все задания в курсе выстроены последовательно, логично. Все вопросы и задания рассчитаны на работу ученика на занятии. Для эффективности работы следует   опираться   на   индивидуальную   деятельность   с   последующим обсуждением полученных результатов.  5 Основные виды деятельности учащихся:  выполнение различных упражнений;  оформление газет;  участие в  олимпиаде по русскому языку, международной игре «Кенгуру»;  знакомство   с   научно­популярной   литературой,   связанной   с   русским языком;  проектная деятельность   самостоятельная работа;  творческие работы. В   процессе   изучения   курса   используются   элементы   следующих образовательных технологий:  развивающего обучения  личностно ориентированного образования  моделирующего обучения  здоровьесберегающих  ИКТ Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:  формирование   умения   рассуждать   как   компонента   логической грамотности;   освоение эвристических приемов рассуждений;   формирование     интеллектуальных     умений,     связанных     с     выбором стратегии                 решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;   развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;   формирование       способностей       наблюдать,      сравнивать,      обобщать, находить     простейшие       закономерности,       использовать       догадку, строить   и   проверять  простейшие гипотезы;   привлечение   учащихся   к     обмену   информацией   в   ходе   общения   на занятиях.  Планируемые  результаты освоения учебного курса: Занятия должны помочь учащимся:  усвоить   основные   базовые   знания   по   русскому   языку;   его   ключевые понятия;   помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;  формировать творческое мышление;  способствовать улучшению качества письма и речи. 6 Содержание программы Включение   элементов   занимательности   является   обязательным   для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем, широкое применение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Занимательной грамматике». Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной   деятельности.   В   процессе   изучения   грамматики   школьники   могут увидеть   «волшебство   знакомых   слов»;   понять,   что   обычные   слова   достойны изучения   и   внимания.   Воспитание   интереса   к   «Занимательной   грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание   и   методы   обучения   «Занимательной   грамматики» содействуют   приобретению   и   закреплению   школьниками   прочных   знаний   и навыков,   полученных   на   уроках   русского   языка,   обеспечивают   единство развития, воспитания и обучения. Для   успешного   проведения   занятий   используются   разнообразные   виды работ:   игровые   элементы   игры,   дидактический   и   раздаточный   материал, пословицы   и   поговорки,   физкультминутки,   рифмовки,   считалки,   ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Интерес   учащихся   поддерживается   внесением   творческого   элемента   в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной  Результаты обучения Личностные результаты обучения. В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на   ступени   начального   общего   образования   научатся:   осознавать   язык   как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому  языку,  стремление  к  его  грамотному  использованию, русский  язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Метапредметные результаты обучения. 7 В   процессе   изучения   курса   «Занимательная   грамматика»   обучающиеся научатся   использовать   язык   с   целью   поиска   необходимой   информации   в различных   источниках   для   решения   учебных   задач   ;   способность ориентироваться  в  целях, задачах,  средствах  и  условиях  общения ; научатся выбирать   адекватные   языковые   средства   для   успешного   решения коммуникативных   задач   (   диалог,   устные   монологические   высказывания, письменные   тесты   )   с   учетом   особенностей   разных   видов   речи.   Ситуаций общения;   понимание   необходимости   ориентироваться   на   позицию   партнера, учитывать   различные   мнения   и   координировать   различные   позиции   в сотрудничестве     с   целью   успешного   участия   в   диалоге;   стремление   к   более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.  Предметные результаты обучения. К концу курса учащиеся должны знать: ­ Правила правописания слов с изученными орфограммами. ­ Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного,  местоимения, глагола). ­ Главные члены предложения. ­ Состав слова. уметь: ­Различать приставки и предлоги.  ­Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. ­Разбирать предложения по членам предложения. ­ Обозначать на письме интонацию перечисления. ­ Разбирать слова по составу. ­ Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. ­ Писать правильно слова с удвоенными согласными. ­ Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. ­Определять число, время глаголов. ­ Писать НЕ с глаголами. ­ Работать со словарем.  ­ Группировать и подбирать слова на определенные правила. ­ Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. ­ Составлять рассказы по картинке. Распределение  занятий по четвертям. Предме т Количеств о часов в неделю Количество часов по четвертям Первая четверт Вторая четверт 8 Третья четверт Четверта я Количеств о часов за год ь 9 ь 7 1 ь четверть 10 8 34 Литература: 1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство  “АРГО”, 1996 3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. 5. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк.  ПКФ “БАО”, 1997 г. 6. Журналы: “Начальная школа”. 7. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1­4) Москва  “ВЛАДОС”,    2003 г. 9 8. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1­4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г. 9. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 10. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 11. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. 12. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя.  Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г. Календарно­тематическое планирование занятий кружка «Занимательная грамматика» № п/п 1 Дата Тема Хорошо ли ты  знаешь  грамматику? Рассказ – беседа.  Игры –  соревнования:  “Умеешь ли ты  красиво и  Кол­ во часов 1ч. Характеристика деятельности учащихся Рассуждать о значении языка и речи в  жизни людей, о роли русского языка в  жизни и общении. Анализировать речь людей (при  анализе текстов). Наблюдать за  особенностями собственной речи и  оценивать её. Различать устную,  письменную речь и речь про себя.  10 грамотно писать?”, “Умеешь ли ты  правильно и точно  говорить?”  (Составление  рассказов по  картинке),  “Сколько слов ты  знаешь?” Сокровища  родного языка. Беседа о богатстве русского языка.  Игра “Знаешь ли  ты пословицы?”  Чтение текстов.  Объяснение  значений слов,  устойчивых  сочетаний; подбор  слов, близких по  значению. Незаменимый  мягкий знак. 1ч. 1ч. Путешествие по  стране “Удвоенных согласных”. 1ч. Хорошо ли ты  знаешь алфавит? Беседа о том,  1ч. Работать с памяткой «Как научиться  правильно списывать предложение». Рассуждать о значении языка и речи в  жизни людей, о роли русского языка в  жизни и общении. Анализировать речь людей (при  анализе текстов).  Распознавать среди данных пар слов  синонимы, антонимы. Подбирать к  слову синонимы, антонимы Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо.  Объяснять причины расхождения  количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким  знаком (ь). Переносить слова с мягким  знаком (паль­цы, паль­то).  Обозначать мягкость согласного звука  мягким знаком на конце слова и в  середине слова перед согласным (день,  коньки). Оценивать свои достижения  при выполнении заданий. Наблюдать над произношением и  правописанием слов с удвоенными  согласными. Использовать правило  переноса слов с удвоенными  согласными (ван­на). Объяснять, где могут пригодиться  знания об алфавите. Называть буквы   11 2 3 4 5 какое  практическое  значение имеет  знание алфавита.  Упражнения на  группировку слов  (имен собственных  и нарицательных). Волшебник  “Ударение”. 1ч. Из чего же, из чего  же состоят слова? 1ч. Часть слова,  которая  1ч. правильно и располагать их в  алфавитном  порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине,  к началу, называть соседние буквы по  отношению к заданной. Работать с  памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в  алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при  работе со словарями. Определять ударение в слове.  Наблюдать за ролью словесного ударе­ ния. Различать ударные и безударные  слоги. Наблюдать над разноместностью и  подвижностью русского ударения.  Составлять простейшие слогоударные  модели слов. Находить слова по  заданной модели. Сравнивать модели  слогоударной структуры слова и  подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим словарём,  находить в нём нужную информацию о  произношении слова. Соблюдать в  практике речевого общения изучаемые  нормы произношения слов. Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную  роль звуков и букв в слове. Рас­ познавать условные обозначения  звуков речи. Сопоставлять звуковое и  буквенное обозначения слова.  Наблюдать модели слов (звуковые и  буквенные), анализировать их. Определять окончание в слове.  12 6 7 8 изменяется,  окончанием  называется. Как корень слова  учил окончания  уму – разуму. В стране парных  звонких и глухих  согласных. 1ч. В стране парных  звонких и глухих  согласных. 1ч. 9 10 11 В стране одиноких  согласных. 1ч. Наблюдать за ролью окончания в  слове. Уметь определять окончание в  слове. Различать глухие и звонкие согласные  звуки, парные и непарные.  Характеризовать согласный звук  (глухой — звонкий, парный — непар­ ный) и оценивать правильность данной  характеристики. Правильно  произносить звонкие и глухие  согласные звуки на конце слова и перед  другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по  глухости­звонкости согласный звук на  конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание  парного по глухости­звонкости  согласного звука на конце слова и в  корне перед согласным. Находить в  словах букву парного согласного звука,  написание которой надо проверять.  Различать проверочное и проверяемое  слова. Подбирать проверочные слова путем  изменения формы слова и подбора  однокоренных слов (травка­трава,  травушка; мороз ­морозы, морозный). Использовать правило при написании  слов с парным по глухости­звонкости  согласным звуком на конце слова и  перед согласным в корне. Объяснять  правописание слов с парным по  глухости­звонкости согласным звуком  на основе алгоритма проверки  написания. Подбирать примеры слов с  изучаемой орфограммой. Определять на слух парный по  глухости­звонкости согласный звук на  13 12 13 14 1ч. 1ч. 1ч. Дружим с  грамматикой.  (Безударные  гласные,  проверяемые  ударением). Дружим с  грамматикой.  (Безударные  гласные,  проверяемые  ударением). Досадное  недоразумение.  (Непроверяемые  безударные  гласные). конце слова и в корне перед согласным.  Соотносить произношение и написание  парного по глухости­звонкости  согласного звука на конце слова и в  корне перед согласным. Находить в  словах букву парного согласного звука,  написание которой надо  проверять. Различатьпроверочное и  проверяемое слова. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в  двусложных словах букву безударною  гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и  проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём  изменения формы слова и подбора  однокоренного слова (слоны — слон,  слоник; трава — травы, травка). Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в  двусложных словах букву безударною  гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и  проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём  изменения формы слова и подбора  однокоренного слова (слоны — слон,  слоник; трава — травы, травка). Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в  двусложных словах букву безударною  гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверяемые и  непроверяемые орфограммы.  Запоминать написание непроверяемой  орфограммы безударного гласного  звука в словах, предусмотренных  программой. 14 15 16 17 18 19 Иногда согласные  играют с нами в  прятки. Они не  произносятся, но  пишутся в  тетрадке.  (Непроизносимые  согласные). Новые друзья  корней –  приставки. Твердый знак не  отдыхает:  приставку с  корнем разделяет.  (Разделительный  твердый знак). Слова – части  речи. 1ч. 1ч. 1ч. Имя  существительное –  часть страны Речь 1ч. 1ч. Находить нужную орфограмму в слове. Уметь подбирать проверочное слово. Образовывать новые слова с помощью  приставки. Запоминать правило написания  твердого знака в слове. Соотносить слова­названия  (предметов, признаков, действий),  вопросы, на которые они отвечают, с  частями речи. Анализировать схему  «Части речи», составлять по ней  сообщение. Находить в тексте части речи с опорой  на признаки частей речи, пользуясь  схемой. Распознавать имя существительное  среди других частей речи по обоб­ щённому лексическому значению и  вопросу. Обосновывать отнесение слова к  имени существительному. Объяснять  лексическое значение слов — имён  существительных. Обогащать  собственный словарь именами  существительными разных лексико­ тематических групп. Работать со страничкой для  любознательных: знакомство с лексиче­ 15 20 21 Как у  существительных  род появился. 1ч. Доброе утро, имя  прилагательное! 1ч. 22 Имя  прилагательное –  часть страны Речь. 1ч. ским значением имён существительных Различать одушевлённые и  неодушевлённые имена  существительные с опорой на вопросы  кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена  существительные одушевленные и  неодушевлённые по значению и  объединять их в тематические группы. Распознавать имя прилагательное  среди других частей речи по обоб­ щённому лексическому значению и  вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные  различных лексико­тематических  групп. Выделять из предложения  словосочетания с именами  прилагательными. Приводить примеры  имён прилагательных. Определять, каким членом  предложения является имя  прилагательное. Анализировать высказывания русских  писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные —  сравнения для характеристики качеств,  присущих людям и животным. Распознавать имя прилагательное  среди других частей речи по обоб­ щённому лексическому значению и  вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные  различных лексико­тематических  групп. Выделять из предложения  16 словосочетания с именами  прилагательными. Приводить примеры  имён прилагательных. Определять, каким членом  предложения является имя  прилагательное. Анализировать высказывания русских  писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные —  сравнения для характеристики качеств,  присущих людям и животным. Использовать в речи прилагательные  различных лексико­тематических  групп. Выделять из предложения  словосочетания с именами  прилагательными. Приводить примеры  имён прилагательных. Определять, каким членом  предложения является имя  прилагательное Распознавать глагол среди других  частей речи по обобщённому лекси­ ческому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать  глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые  в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом  предложения является глагол в  предложении. Выбирать глаголы в соответствии с  задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию картины  А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по  данным вопросам, обсуждать план  предстоящего рассказа, составлять  (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Определять число глаголов,  17 23 1ч. Моя мама – имя  существительное.  (О связи имени  прилагательного с  именем  существительным). 24 Глагол – часть  страны Речь. 1ч. 25 Глагол – часть  1ч. страны Речь. Глагол и его  друзья. Как мама  Глаголиха учила  глагольчиков.  (Неопределенная  форма глаголов). Как мама  Глаголиха учила  глагольчиков.  ( Прошедшее,  настоящее,  будущее времена  глаголов). Как мама  Глаголиха учила  глагольчиков.  (Времена глагола). С глаголами  раздельно частицу  НЕ пиши! 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. распределять глаголы по группам в  зависимости от их числа, изменять  глаголы по числам, приводить  примеры глаголов определённого  числа, употреблять глаголы в  определённом числе. Соблюдать в практике речевого  общения орфоэпические и лексические  нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. Определять, каким членом  предложения является глагол в  предложении. Выбирать глаголы в соответствии с  задачей речевого высказывания. Определять, каким членом  предложения является глагол в  предложении. Выбирать глаголы в соответствии с  задачей речевого высказывания. Определять времена глаголов. Выбирать глаголы в соответствии с  задачей речевого высказывания. Определять времена глаголов. Выбирать глаголы в соответствии с  задачей речевого высказывания. Раздельно писать частицу НЕ с  глаголом. Определять грамматические признаки   глагола: число (единственное или  множественное), роль в предложении.  Обосновывать правильность  определения признаков глагола.  Определять правильный порядок  18 26 27 28 29 30 31 32 33 С глаголами  раздельно частицу  НЕ пиши! 1ч. 1ч. А все–таки она  хорошая! (О роли  орфографии). Рассказ – беседа о  роли орфографии. 1ч. Группировка слов,  подбор слов на  определенные  правила (с  использованием  словарей). Игра  “Лишнее слово”. предложений, составлять текст, под­ бирать к нему название и записывать  составленный текст. Раздельно писать частицу НЕ с  глаголом. Определять грамматические признаки   глагола: число (единственное или  множественное), роль в предложении.  Обосновывать правильность  определения признаков глагола.  Определять правильный порядок  предложений, составлять текст, под­ бирать к нему название и записывать  составленный текст. Планировать учебные действия при  решении орфографической задачи  (обозначение буквой безударного  гласного звука в слове), определять  пути её решения, решать её в  соответствии с изученным правилом.  Объяснять правописание слова с  безударным гласным в корне, пользуясь  алгоритмом проверки написания. Планировать учебные действия при  решении орфографической задачи  (обозначение буквой безударного  гласного звука в слове), определять  пути её решения, решать её в  соответствии с изученным правилом.  Объяснять правописание слова с  безударным гласным в корне, пользуясь  алгоритмом проверки написания. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой  орфограммой и проверять написание  слова по орфографическому словарю. 34 Итоговое занятие.  Для чего надо  1ч. Планировать учебные действия при  решении орфографической задачи  19 изучать  грамматику.  Беседа. Игры. (обозначение буквой безударного  гласного звука в слове), определять  пути её решения, решать её в  соответствии с изученным правилом.  Объяснять правописание слова с  безударным гласным в корне, пользуясь  алгоритмом проверки написания. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой  орфограммой 20 Методическая копилка (конспекты занятий) Занятие 1. Тема: Хорошо ли ты знаешь грамматику?  Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету. 1. Рассказ – беседа.  Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных рaзумом и рукaми человекa: телефон, компьютер, автомобили, корабли, самолёты, ракеты...  Но самое удивительное и мудрое, что создало человечество, — это язык. Говорить умеют все люди на Земле. Они говорят на разных языках, а задача у всех языков одна — помогать людям понимать друг друга при общении, в общей работе.  Без  языка   невозможны   жизнь   человека,   людей,   общества,   развитие   науки,   техники, искусства. Представьте, что вы не умеете разговаривать, слушать, читать, писать. Интересно так жить? Язык человеку дан, а речь он развивает. Речь человека взрослеет вместе с ним. Поэтому, чем больше слов он знает, тем точнее и ярче его речь. Поэтому необходимо знакомиться с новыми словами и узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь. Значение речи отмечают русские пословицы и поговорки.  Прочитайте народную мудрость: «Хорошую речь хорошо и слушать», «От приветливых слов язык не отсохнет», «Иное слово пропускай мимо ушей», «Сперва подумай, а потом и скажи», «Красно поле пшеном, а беседа умом». Что же ценили наши предки? Распределите слова в два столбика. В первый столбик отправьте   слова,   которые   рассказывают   о   том,   какой   может   быть   речь   грамотного   и образованного человека, во второй столбик – слова человека, речь которого надо исправлять. (Речь – понятная, обдуманная, неразборчивая, богатая, культурная, грамотная, торопливая, уместная, сбивчивая, безграмотная, внятная, правильная, бедная, разборчивая.) Давайте вместе составим правила речи. Правила речи: 1. Правильно строй предложения. 2. Не торопись. Говори четко, не глотай слова. 3. Не кричи, но и не говори слишком тихо. 4. Говори выразительно: выделяй голосом важные слова, делай паузы. 21 5. Не употребляй грубые, резкие слова. Вспомните, какая бывает речь? К какой речи относятся эти правила?  А   как   работать   над   письменной   речью?   Прежде   всего,   научитесь   составлять предложения, а из них выстраивать письменные тексты.  Не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться. Писатель А. Н. Толстой говорил: «Обращаться с языком кое­как — значит, и мыслить кое­ как: неточно, приблизительно, неверно». Берегите и любите слово. Ведь с него начинается наш родной русский язык. 2. Игра – соревнование  “Умеешь ли ты правильно и точно говорить?” Соревнование происходит между двумя группами учеников. Детям предлагается  картинка.  Ученик первой группы  называет  предложение. Затем ученик другой  группы придумывает второе  предложение, подходящее по смыслу,  чтобы  получался текст. Проигрывает та  команда, которая не может быстро  составить предложение (или допускает  речевые ошибки).   3. Игра – соревнование:  «Умеешь ли ты красиво и грамотно  писать?» (Соревнование  индивидуальное).   Работа с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение»: 1. Прочитай предложение. Выясни значение непонятных тебе слов (спроси у учителя или  посмотри в толковом словаре). 2. Прочитай предложение еще раз. Выдели в нем трудные для написания слова и проговори их по слогам. Постарайся запомнить написание этих слов. 3. Повтори каждое слово предложения так, как будешь писать. 4. Спиши предложение, диктуя себе по слогам каждое слово. 5. Проверь себя: читай слово в тетради, затем в учебнике (на доске).  Списывание текста. Ярко светило жёлтое солнце. Солнышко погладило жёлтым лучом ромашку. Она  весело моргнула жёлтым глазом. Жёлтая бабочка весело вспорхнула навстречу лучам. Итог занятия.  Вспомните, что такое грамматика? (Раздел языкознания). Для чего нужно изучать грамматику? (Ее изучение поможет лучше говорить и писать, выбирать самые точные и нужные слова для выражения мысли).   Подведение итогов соревнований.  Рефлексия. Сегодня на уроке: Я научился… Мне было интересно… Мне было трудно… Мне понравилось… Занятие 2. Тема: Сокровища родного языка. 22 Цель: формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к родному языку. Оборудование: три пакета с карточками – заданиями для каждой группы, альбомные листы, фломастеры. Ход занятия. Класс работает в 3 группах. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки; научил людей таким словам, как мир, труд, дружба. Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его? Важно не только говорить по­русски, но и владеть своим языком! Прочитайте, что говорил   русский   писатель   И.С.   Тургенев   о   языке:   «Берегите   наш   язык,   наш   прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками». Наше занятие посвящено знанию русского языка.  Чтение стихов учащимися. Щедрое народное наследство­ Я люблю красивый наш язык, Ведь на русском говорю я с детства, Словно к матери, к нему привык. Жизнь идет, словарь опережая. (Сколько новых дел, событий, чувств!) Мысль свою на русском выражая, Я у предков многому учусь. Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова В речь и душу каждого народа На правах духовного родства. Я ко всем наукам ключ имею, Я со всей Вселенною знаком­ Это потому, что я владею Русским всеохватным языком. Наш язык ­ язык труда и света, Он широк, и ясен, и велик. Слушает с волнением планета Пушкина бессмертного язык! Учитель:   Сколько   хороших   слов   сказано   о   русском   языке!   Писатель   Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык ­ яркий, как радуга после весеннего   ливня,   меткий,   как   стрелы,   певучий   и   богатый,   задушевный,   как   песня   над колыбелью…»   Истинная любовь к Родине немыслима без любви к своему языку. Многие писатели восхищались им.  Учитель   раздает   каждой   группе   карточку   с   высказываниями   писателей   о   русском языке. Чтение высказываний писателей об языке. (коричневые карточки) Русский язык в умелых устах красив, певуч, выразителен, послушен и ловок. (Куприн).  Русский   язык   –   самый   звучный,   он   живой,   как   жизнь   и   обогащается   ежеминутно. (Гоголь).  23 Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (Паустовский).  Русский язык необыкновенно богат. (Белинский).  Русский язык – это язык Пушкина и Толстого, Тургенева и Чехова, это тот язык, на котором создана, а великая литература. (Гончар).  Берегите   наш   язык,   наш   прекрасный   русский   язык,   этот   клад,   это   достояние, переданное нам нашими предшественниками. (Тургенев). ­ Почему Тургенев призывает беречь русский язык? ­ А вы любите свой язык? Любить – значит знать и беречь. Проверим, какие вы знатоки! Разминка «Закончите фразеологизмы». Не долго... (думая)  Ни жив... (ни мертв)  До поры ... (до времени)  С горем ... (пополам) Как снег ...(на голову) Кто в лес ... (кто по дрова) Утереть ... (нос) Волчий ... (аппетит) Тише воды... (ниже травы)     Изо дня ... (в день) Ломать ... (голову)                           От нечего ... (делать)                   Спустя ... (рукава)                        Медвежья ... (услуга)                    Зарубить ... (на носу)                       Прикусить ...(язык)                          С минуты ...(на минуту)                  Скажите одним словом Дети отвечают хором: ­храбрый человек­храбрец; ­мудрый человек­мудрец; ­веселый­весельчак; ­болтливый­болтун; ­ленивый­лентяй; ­богатый­богач; ­сильный­силач. «Произнеси слово с верным ударением» (красные карточки). Карточки получает каждая группа. Звонит                Налила        Побыла Положил  Баловаться Начал                Поняли                     Красивее Брала  Дала Цемент                 Столяр        Портфель Щавель  Приговор Конкурс «Кто больше?» ­ подбор синонимов. Смелый, храбрый, отважный, бесстрашный, неустрашимый, удалой, безбоязненный. Подбор антонимов: Молодой­старый; Острый­тупой; Полезный­вредный; Жара­холод; Добро­зло; Свет­тьма; Хвалить­ругать; Опускать­поднимать; 24 Любить­ненавидеть. Сосчитайте звуки и буквы (зеленые карточки). Карточку получает каждая группа. Юла­3б. 4зв. Ёж­2б. 3зв. Коньки­6б. 5зв. Солнце­6б. 5зв. Заяц­4б. 5зв. «Слово рассыпалось» (голубые карточки). ВОРД­ДВОР; ЕЛОНЬ­ОЛЕНЬ; БЛУК­КЛУБ; ВАТРА­ТРАВА; КУТА­УТКА. Конкурс капитанов «Я задумала слово». ­ Его корень в слове ЛЕСНОЙ, приставка в слове ПЕРЕЛЁТ, суффикс в слове ГРИБОК, окончание в слове ВОЛК. (Перелесок). ­ Его корень в слове ДОРОЖЕНЬКА, приставка в слове ПОПРЫГАТЬ, суффикс в слове ЛЕСНИК, окончание в слове СОН. (Подорожник). ­Корень   такой   же,   как   в   слове   морозный,   приставка   и   суффикс   −   как   в   слове   записка, окончание− как в слове дороги. (Заморозки)     Конкурс «Фразеологизмы». Читаем значение фразеологизмов, вы должны назвать сам фразеологизм.  Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим: Об очень большой тесноте в помещении (яблоку негде упасть) О полной тишине (слышно, как муха пролетит) О первых признаках проявления чего­нибудь хорошего, радостного (первая ласточка) О   человеке,   на  которого   постоянно  сваливают   чужую   вину,   ответственность   за  чужой поступок (козел отпущения) Об удачливом человеке (в рубашке родился) О состоянии тоски, тревоги, беспокойства (на душе кошки скребут) О том, к чему трудно придраться (комар носа не подточит) О забывчивости, плохой памяти (голова, как решето) О том, кто сам не пользуется и другим не дает (собака на сене)  О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком смешном положении (сел в галошу) Хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать  (как рыба в воде) Быть в постоянных хлопотах, суетиться (вертеться, как белка в колесе) Ничего не действует на кого­либо (как с гуся вода) Очень быстро бежать (лететь стрелой) Появляться быстро в большом количестве (как грибы после дождя) Чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать.(сидеть, как на иголках) Проливной дождь, ливень (льет, как из ведра)  Все видно очень ясно, отчетливо (видно, как на ладони)  «Конкурс живописцев»  25 Рассмотрите рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов.  Задание: назвать фразеологизм (рисунки на доске)  Воробью по колено. Считать ворон.  Как две капли  воды. На краю земли.  Как снег на голову.  Как с гуся вода. А теперь вы создайте новые рисунки. Капитаны команд подойдите, возьмите задание. Почитайте  фразеологизм и сделайте к нему рисунок.  Попасть пальцем в небо. Где раки зимуют. От доски до доски.      Конкурс «Путаница» В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, замените его.  За каждый правильный ответ 1 балл. Крокодил (кот) в мешке. Конское (ослиное) упрямство. Как с совы (с гуся) вода. Стреляный (воробей) петух. Утиная (лебединая) песня. Подложить (свинью) барана. Тигриная (женская) доля. Барсучья (медвежья) услуга Пословица рассыпалась (фиолетовые карточки). Мудрость народа отражается в пословицах. Соедините части пословиц и прочитаете народную мудрость. Труд человека кормит, а лень портит.  Жизнь дана на добрые дела.  Тяжело в учении, легко в бою.  Поспешишь – людей насмешишь.  Семь раз отмерь – один раз отрежь. Конкурс «Фразеологический зверинец» Закончи фразеологизм названием животного. Отвечает команда хором. Правильный ответ ­ 1 балл. Голоден как... волк.                         Нем как... рыба. Хитер как... лиса.                             Грязный как ... свинья. Труслив как ... заяц.                        Упрям как ... осел. Здоров как… бык.                           Болтлив как... сорока. Изворотлив как... уж.                      Колюч как... уж. Чья группа составит больше слов из слова ОБРАЗОВАНИЕ. Выбор самого длинного слова. Подведение итогов.  Награждение. Прощаться настала пора, Урок нам закончить пора! С ним узнал ты много слов И много всяких всячин. И если ты запомнил их Не зря урок наш был потрачен! Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке. Давайте поблагодарим русский язык. 26 Люблю тебя, русский язык! Ты умный и строгий Тебя, мой русский язык, Осилим мы понемногу! http://easyen.ru/load/russkij_jazyk/3_klass/vneklassnoe_zanjatie_po_russkomu_jazyku/382­1­0­ 11166 Занятие 3. Тема: Незаменимый мягкий знак. Цель: обобщить знания об изученной орфограмме «Мягкий знак – показатель мягкости  согласного на письме». Ход занятия. Сегодня мы с вами проведем игру «Звездный час» для того, чтобы узнать, кто из вас  лучше усвоил знания об одной незаменимой орфограмме. За правильный ответ каждый  участник будет получать звезду. Тот, кто наберет наибольшее количество звезд, выйдет в  финал, в IХ тур для выявления победителя. ­ Послушайте стихотворение и скажите, о какой орфограмме сегодня пойдет речь? Что за буква, кто узнает? Звука не обозначает. Может только показать, Как согласную читать. ­ Что вы знаете о мягком знаке?  (Те дети, которые ответили на этот вопрос, получают первые звезды). I тур – «Где мое место» «Мягкий знак, важный знак, Без него нельзя никак. Он согласным верно служит С ними он частенько дружит». Мягкий знак – как показатель мягкости  не пишется: 1 ­ Между двумя согласными.  2 ­ Между согласной и гласной. (поднять карточку с правильным ответом) II тур ­ «Ловушка» Я скажу, дружок, на ушко:  Здесь поставлена «ловушка»,  Ты в нее не попадай,  А найди и разгадай». ­ Укажи номер слова с ошибкой: печька                 1 ручка      2                                   3                                  4 декабрский медведь январьский пальто дочка точька             5                                       6                            7                                    8                               III тур – «Переноси правильно» ­ Укажи номер слова, где правильно разделено слово для переноса. 27 борь­ба 1 IV тур – «Отгадай загадки» пал­ьто 2 тюль­пан 3 ко­льцо 4 ­ Покажите номер загадки, отгадка к которой пишется с мягким знаком. 1. Сколько нас веселья ждёт, выйдем мы на них, где лёд! Можно бегать и кружиться и летать в прыжке, как птица! Папа с мамой нам сказали­ завоюем мы медали, чемпионские венки! Дети, это же ....(Коньки)    2. Ветер дует­дует ­ Никак не сорвёт! Солнышко пригреет ­ Само спадёт. (Пальто)  3. Не галстук он, не воротник, А шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, Когда бывают холода. (Шарф) V тур ­ «Звуки – буквы» 4. Всюду, всюду мы вдвоём Неразлучные идём. Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам, Вниз по лестнице сбегаем, Вдоль по улице шагаем. Но чуть ветер на порог, Остаёмся мы без ног, А безногим ­ вот беда! ­ Ни туда и ни сюда! Что ж, полезем под кровать, Будем там тихонько спать, А когда вернутся ноги, Вновь поскачем по дороге.  (Сапоги, ботинки) ­ В каком слове звуков больше, чем букв? ­ В каком слове букв больше, чем звуков? ­ В каком слове букв столько же, сколько и звуков?     лебедь соловей январь 1 2 3 VI тур ­ «Самый внимательный» ­ В каком предложении есть слово с ошибкой? 1. Стоят морозные деньки. 2. Теперь нужны коньки и лыжи. 3. Девочки и малчики гурьбой бегут на каток. 4. Они скользят по льду на коньках. 5. Сколко радости и смеха?  олень 4 VII тур – «Другой мягкий знак» ­ Укажите словосочетания, в которых ь не является показателем мягкости. 1. бол_шая опасност_ 2. вз_ерошенные вороб_и 3. пис_мо мал_чика 4. в_ются над степ_ю 5. журчан_е руч_я VIII тур ­ «Давайте познакомимся» ­ Укажи номер картинки с детенышем животного, в названии которого есть мягкий  знак. 28 1                          2                        3                        4                         5                        6               IХ тур ­ «Слово в клетке» (для двух игроков, набравших наибольшее количество звезд) ­ Впишите в клетки слова, обозначающее дерево, танец, ювелирное изделие, верхнюю  одежду. л ь л ь л ь л ь Во время финальной игры, пока игроки вписывают слова – игра со зрителями. ­ Кто больше найдет слов, которые спрятались в слове МЯГКОСТЬ.                                                     Итог игры, награждение.  Занятие 4. Тема: Путешествие по стране «Удвоенных согласных». Цель: наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.  Повторить правило переноса слов с удвоенными согласными. 1. Определение темы. Разгадайте ребусы.  Ход занятия Чем похожи слова? (Во всех словах орфограмма – удвоенная согласная в корне слова). Чем   сегодня   будем   заниматься   на   занятии?   (Понаблюдаем   за   произношением   и правописанием слов с удвоенными согласными и вспомним правило переноса этих слов). 2.  Повторение.  Разгадайте загадки, напишите отгадки, деля слова для переноса. 1) Где доска и парты есть, чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, это наш просторный… (класс) 2) Многим вам она знакома, в ней купаться можно дома. Что же это за предмет? Догадались или нет? (ванна) 3) Загадка для тебя легка: пишусь всегда через два «к», И мяч, и шайбу клюшкой бей. А называюсь я … (хоккей) 4) Он на вокзалах есть всегда, к нему подходят поезда. Двойное «р» содержит он, а называется … (перрон) 5) Чтоб каждый телевизор работал без капризов, На крыше непременно должна стоять … (антенна) 29 6) Во мне два «к», не забывайте, таким как я, всегда бывайте. Я точный, чистый и опрятный, иным же словом … (аккуратный) 7) По долинам, по отрогам мчит широкая дорога, И она, как знают все, называется … (шоссе) 8) В магазин с сестрой ходили, все, что надо, там купили: За батон, бутылку кваса заплатили деньги в … (кассу) 9) Простудился я вчера, голова болит с утра, Я закашлялся, охрип. У меня, наверно, … (грипп) 10) Вдоль дороги по бокам липы, клены тут и там. Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут … (аллея) 11) Плещет теплая вода в берегах из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна) 12) Белая кошка лезет в окошко. (рассвет) 13) Движется большой вагон  На спине с усами. А что это за вагон, Догадайтесь сами. (троллейбус) 14) Он по виду брат баяну, Где веселье, там и он. Я подсказывать не стану, Всем знаком … (аккордеон) 15) Аппарат летательный – дом ее желательный. Перелет Москва – Одесса, вас обслужит …. (стюардесса) Расскажите правило переноса слов с удвоенным согласным. Сколько слов не разделили для переноса? (2 слова – класс, грипп). Поясните свой ответ? 3. Выполните фонетический разбор слова аллея. Что можем сказать о произношении этих слов? Какой напрашивается вывод? (Удвоенная согласная пишется там, где слова тянутся долго). 4. Подведение итогов. 5. Рефлексия. 6. Домашнее задание. Нарисовать ребус по теме «Удвоенная согласная в корне слова». Занятие 5. Тема: Хорошо ли ты знаешь алфавит? Цель: Повторить правильное название букв  и их расположение в алфавитном  порядке. Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей Ход занятия. на пути к знаниям. Сегодня, на уроке – викторине будут соревноваться девочки с мальчиками. Желаю вам, чтобы каждая группа смогла проявить свои знания, волю, сообразительность, проявить творческие,   интеллектуальные   способности   и   получить   истинное   удовольствие   от   своих побед. Отгадайте загадку и назовите тему занятия. Буквы­значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется строй ... (алфавит) 30 Найдите в толковом словаре значение слов алфавит и буква. Кто быстрее справится с этим заданием: мальчики или девочки? Расскажите, где могут пригодиться знания об алфавите? (По алфавиту располагаются слова   в   различных   словарях,   картотеках,   списках.   Знание   алфавита   имеет   большое практическое значение, так как помогает быстро найти нужное слово). Вопросы для разминки: 1) Сколько букв в алфавите между А и Я ? 2) Каких букв больше, гласных или согласных? 3) Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков на письме? 4) Какие буквы обозначают только мягкие или только твердые звуки? 5) Какие буквы алфавита не обозначают никаких звуков? 6) Какие буквы никогда не бывают в начале слова? 7) Чего в русском языке больше, звуков или букв? 8) Расскажите алфавит наизусть. (Дети по цепочке рассказывают алфавит. Если кто­то допустил ошибку, обращаются к памятке «Алфавит»). АЛФАВИТ   А    Б    В    Г    Д    Е    Ё   Ж    З    И       Й    а       бэ      вэ      гэ      дэ       е       ё      жэ      зэ       и            и                                                                                                  краткое   К    Л    М    Н   О   П    Р   С    Т    У   Ф    Х    ка     эль     эм       эн      о      пэ      эр     эс     тэ      у      эф      ха   Ц   Ч    Ш   Щ      Ъ       Ы      Ь     Э    Ю    Я    цэ      чэ     ша     ща     твёрдый      ы     мягкий     э        ю         я                                              знак                    знак Вопросы викторины: 1. Хорошо ли вы помните алфавит? Как называется её первая буква? Вот с неё мы и  начнем викторину. ­ Посмотрите, какая лесенка составлена из существительных, начинающихся с буквы а. В ней 9 ступенек, в каждом следующем слове на одну букву больше, чем в предыдущем. Задание: Мера площади (ар); Попугай (ара); Птица (аист); Артист (актер); Запах (аромат); Южный фрукт (абрикос); 31 Вид спорта (атлетика); Наука о сельском хозяйстве (агрономия); Раздел математики (арифметика). Заполните пустые клетки так, чтобы получились слова с такими значениями. 2. Поставь карточку на свое место. Девочки должны расставить по алфавиту карточки  (подготовленные заранее) с именами мальчиков, а мальчики – с именами девочек. 3. Кто быстрее? Запишите слова, буквы которых обозначены числами по их месту в алфавите:           1,13,22,1,3,10,20;    2,21,12,3,1,18,30;  4,18,1,14,16,20,1.    (алфавит, букварь, грамота) 4. «Расколдуйте» слова, расставив буквы в алфавитном порядке:      ХОУПЛ, СМТОЫ, УГЬШЛ, CВЬОА   (лопух, мосты, глушь, бинты) 5. Прочитайте высказывание, которое вам написал Чернышевский. Прочесть высказывание вам помогут верхние буквы. (Образование – самое великое благо для человека). 6. Если знаете алфавит, угадаете слово. 1­я буква в слове – 14­я буква в алфавите (м) 2­я буква – 16­я в алфавите (о) 3­я буква – после буквы к (л) 4­я буква – перед буквой п (о) 5­я буква – между буквами г и е (д) 6­я буква – 10­я с конца (ц) 7­я буква  ­ между буквами ъ и ь (ы) Какое слово получилось? Покажите свои листочки. Подведение  итогов,  награждение команд медалями в виде «Мудрой совы». Занятие 6. Тема: Волшебник “Ударение”. Цель: закреплять у учащихся умение выделять в словах ударный слог, обозначать ударение,  различать в словах ударные и безударные слоги, работать с орфоэпическим словарём. Ход занятия. 32 ­ Прочитайте. На двери замка нет замка. Сравните значение выделенных слов. На какой слог падает ударение в каждом из этих  слов. Сделайте вывод, от чего может зависеть смысл слова.  1. Беседа об ударении. Ударение подобно биению сердца. Но мы не вспоминаем о нем, пока кто­то не исказит  слово неправильной постановкой ударения — оно тотчас же теряет свой ритмический пульс, а порой и смысл, и грамматическую форму. Ударение — это музыкальный тон, на который настраивается слово. Но усвоение  ударения в русском языке сопряжено с рядом трудностей: 1.  Оно свободное, не прикрепляется к какому­либо определенному слогу в слове (как в  некоторых других языках мира). 2.  Оно подвижное, меняет свое место в зависимости от формы. 3.  Русское ударение характеризует также изменчивость с течением времени. Если мы  откроем произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других рус­ ских поэтов, то найдем там немало слов, произносимых с иным ударением, чем в современном русском языке. В слове один слог произносится с большей силой. Это ударный слог. Остальные слоги  безударные. При перестановке ударения может измениться значение слова. 1. Игра «Школа». На данную тему ученики записывают сначала слова с ударением на  первом слоге, затем на втором слоге, потом на третьем. Игра на время: кто больше записал  слов и не ошибся в ударении, тот победил. 2. Поставь ударение. Ученики, пользуясь орфоэпическим словарем, на выданных со  словами листочках ставят ударение. Побеждает тот, кто выполнит работу быстрее, не сделает ошибок совсем или сделает их наименьшее количество.  алфавит арест баловать ворона диалог договор заржаветь звонит звонят искра каталог квартал коклюш комбайнер красивее кухонный намерение начать нефтепровод озлобленный паралич партер петля процент распоясался ремень столяр танцовщица украинский щавель 3. Поставьте знак ударения в выделенных словах. 1) Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. 2) Я мою руки. Мою руку взял доктор. 3) Ребенок стоит на ногах. Стоит посмотреть этот фильм. 33 4) Наташа выходила из зала. Мать выходила больного ребенка. 4. Разгадайте шарады. Я — травянистое растение  С цветком сиреневого цвета,          Но переставьте ударение,               И превращаюсь я в конфету.         ИИ ( рис — ир с)            иИ Я – сборник  карт; от ударения Зависят два моих значения. Хочу – преображусь в название Блестящей, шелковистой ткани.  АИ ( тлас — атл с) аИ Мы — для пильщиков подставка,  Мы — для кучера сиденье.  Но попробуй­ка, поставь­ка  Нам другое ударение.  Осторожней будешь с нами:  Забодаем мы рогами. ыИ (К злы — козл ) оИ иИ стр жонок  стриж нок  стрижон коИ оИ 5. Найдите слова, в которых ударение поставлено неверно.                               аИ м газин маг зинаИ магаз ниИ уИ лица  ул ца иИ улицаИ библиот ка еИ библи тека оИ оИ зв нит  звон тиИ ш фероИ шоф рёИ 6. Расставьте знаки ударения в каждом слове. Косит косец, а зайчишка косит. Трусит трусишка, а ослик трусит. 7. В каком слове третий слог ударный? Крокодил, столовая, добыча, диспансер. 8. Прочитайте двустишья. Объясните, почему не рифмуются строки. Рожь мы пишем с мягким знаком, С этим я давно знаком. Уродились густые хлеба, Будет много душистого хлеба. 9. Поставьте ударение на разные слоги в данных словах. Изменится ли их  значение при переносе ударения? пора избегать пахнуть угольный трусить вычитать 10. Как изменится смысл предложения, если в начале поставить слово У? Берега заросли. Итог. ­ Как определить в слове ударный слог? 34 ­ Сколько ударных слогов в слове? ­ Что происходит, если в слове изменить ударение? Занятие 7. Тема: Из чего же, из чего же состоят слова? Цель: развивать фонетический слух, познавательные способности детей, интерес к русскому  языку, воспитывать умения работать к команде. На доске написано: «Гласные ­ это река. А согласные ­ её берега» (К. С. Станиславский),  «Звук – одежда слова» ( М. Горький) Класс делится на 4 команды. Даётся название каждой команде: «Буквы» «Звуки», « Гласные», «Согласные». За верно выполненное задание­ 1 балл. Ход занятия. Чтение стихотворения С. Ефремова «Звук». Он бывает тихим, громким, а ещё глухим и звонким. Может быстро проскочить, а захочет ­ будет жить. Рот ему, как дом родной, из него летит волной. Любит с эхом подразниться, в барабане схорониться. Если где услышим стук, значит,  к нам добрался… звук. О чём сегодня будем говорить? Я вам предлагаю поиграть и выполнить задания со  звуками русского языка. А как называется наука, которая изучает звуки? (Фонетика) 1.Фонетическая викторина. 1). В слове «кот» 3 буквы и в слове «мяу» 3 буквы. А одинаковое ли количество звуков? 2) В словах «клён» и «клоун» по 3 согласных буквы. А сколько звуков? 3) В словах Коля и колья 2 гласных буквы. А сколько звуков? 4) В словах «ель» и «ели» букв одинаково. А звуков? 2.Фонетическая разминка. Собрать скороговорки и произнести их 3 раза всей командой. У четырёх черепашек по четыре черепашонка. У Сени и Сани в сетях сом с усами. На рынке Кирилл крынку и кружку купил. Купили Валере и Вареньке варежки и валенки. 3. Игра «Всегда вместе». 4. Игра «Один звук, марш». Из каждого слова уберите 1 звук, чтобы получилось новое слово. Краска, склон, полк, беда, тепло. А теперь наоборот замените один согласный звук. Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, тоска, полено. 5.Конкурс капитанов. Поставить правильно ударение в словах. Магазин                баловать Шофёр                  искра Портфель             алфавит Ворота 6. Фонетические головоломки. Отгадать шарады. 1) Задачу ты решишь свободно:                         35 Я – небольшая часть лица. Но прочитай меня с конца – Во мне увидишь что угодно. (нос – сон) 2) Пойди – ка в сад и погляди: Я там цвету, благоухая. Но Г приставишь впереди – И в небе я загромыхаю. (роза – гроза) 3). Мне не пройти в ветвистый лес – мои рога в ветвях застряли. Но обменяй мне Л на С – И листья леса все завянут. (олень – осень) 4) Со звуком  С я не вкусна, но в пище каждому нужна. С М берегись меня, а то Я съем и платье, и пальто. ( соль – моль) 7. Фонетические прятки. Составь из букв слова « ФОНЕТИКА» как можно больше слов. Подведение итогов. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/russkii­yazyk/2013/02/24/vneklassnoe­zanyatie­po­russkomu­ yazyku­tsaritsa­fonetika Занятие 8. Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму. Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова. Ход занятия. ­ 1. Всё на свете из чего­нибудь состоит: облака из множества водяных капелек, лес –  из деревьев, речь состоит из предложений, а предложение – из слов. Слова же сделаны из  своего “строительного материала” и каждая из частей вносит в слово свою часть смысла –  “смыслиночку”. ­ Отгадайте загадки о частях слова. Я ­ общая часть родственных слов. Во мне заключается смысл. Я ­ самая главная часть, Без меня  все слова ­ бессмыслица. (Корень) Я приставлена к слову, Без него не могу, как без мамы. И если меня ты отделишь, дружок, То сразу предлогом я стану. (Приставка) За Корнем Я Обогрел местечко. Не словом угодил, А лишь словечком. Река большая превратится в речку, Лес ­ в лесника, А печь ­ всего лишь в печку. (Суффикс) В конце слова стоит,  Слова согласует и примирит.  36 Самая изменяемая,  Называется. (Окончание) 2. ­ Сегодня на занятии мы обобщим знания по теме «Окончание слова». 3. Сценка: Окончания: Ох, и устали мы, братец! Столько дел, что и вздохнуть некогда. Корень: Да вы что? Вас ведь вон сколько! И у каждого своя работа. Отслужили и отдыхай.  Вот мне вправду тяжко приходится: Сколько родственников у всех слов, и ни один без меня  не обходится. Окончания: Что верно, то верно. Каждое из нас только на своем месте работать может. Зато  кому только не приходится служить. И Полке, и Книжке. Надо им в предложении работать,  сразу кого­нибудь из нас зовут. Начнешь отказываться, обижаются. Поохаешь, да и бежишь на  помощь. Корень: Выходит и вам трудно живется. Окончания: Еще как трудно. ­ Наша речь состоит не только из отдельных слов, а из предложений. Без окончаний мы  никак не обошлись бы при составлении предложений. Не случайно потому и говорят: что  окончание служит для связи слов в предложении. 4. Запишите предложение, изменив окончание. Закружилась листва золотая В розоватой вода на пруд. (С.Есенин) 5. ­ Распределите слова вода, водичка, у воды, водный, под водой на 2 группы. Выпишите в первую группу однокоренные слова. Докажи, что они однокоренные. Выпишите вторую группу слов. ­ Что изменяется в словах? Выделите окончание. ­ Что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова) ­ Как найти в слове окончание? (Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова). ­ А можем мы сказать, для чего нужны  окончания? 6. Работа в парах. ­   У   вас   на   партах   задание   на   карточках.   К   каждому   слову   из   левого   столбика, обозначающее   целое,   подберите   слово   из   правого   столбика,   обозначающее   часть   целого. Соедините слова стрелочкой. Выделите в словах окончания.    волна лицо    ручка дверь    плавник зима рыба    глаз море    день ­ Как соединили? ­ Назовите слова с нулевым окончанием; с окончанием – а, с другими окончаниями. ­ Встаньте те, кто не допустил ошибок. 7. Эстафета. ­ А теперь проверим, как вы научились выделять окончания у имён существительных. По   рядам   друг   за   другом   выходим   и   выделяем   в   словах   окончания.   Какой   ряд выполнит быстро и правильно. 37 русалка на ветвях дуб сказка в темнице следы старуха у моря  рыбка старик с тиной в землянке девица окно для батюшки стороны остров под елью 8. составьте словосочетания, используя данные окончания. Какие словосочетания  имеют прямое значение? Какие употреблены в переносном значении? ­ие ­ая мелк­     ­ий ­ое тарелка почерк река поступок деньги душа буква озеро 9. Итог. ­ Расскажите, что вы знаете об окончании по плану: 1) Что такое окончание? 2) Для чего служит окончание? 3) Что нужно сделать, чтобы выделить окончание? Занятия 9­10. Тема: В стране парных звонких и глухих согласных. Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный  запас. В класс входит Незнайка. В руках у него учебник «Русский язык» и «Орфографический  словарь». Незнайка Дорогие мои ребятишки! И я нынче взял в руки книжки. Приглашаю я вас путешествовать, Знанья свои совершенствовать. Первая наша остановка в стране «Словария». Из расставленных на доске слов с  непроверяемым написанием вы должны выбрать слова на звонкие и глухие согласные на конце слова и написать их в два столбика на темы «Город» и «Деревня». (Работа проводится по вариантам. Слова: страна, деревня, город, колхоз, земля, огород,  молоток, завод, плуг, рабочий, овёс.) I вариант                II вариант город                      колхоз завод                      огород 38 молоток                 плуг рабочий                 овёс Дорогие мои победители, А в зоопарк не хотите ли? Будьте очень внимательны. Я буду читать, а вы поднимайте выше ваши сигнальные карточки с парными согласными. Вот царь зверей могучий ле...(ф, в), А тут жира... (в, ф) с длиннющей шеей. Ушастый ё... (ш, ж). Чем не хорош? Ено... (д, т)­красавец смотрит вниз, Там потянулась сладко ры...ь (з, с). Плывёт могучий бегемо... (т, д), Медее...ъ (т, д) над нерпою ревёт. И белый голу...ь (б, п) там летает, После трудов отдохнуть приглашает. А теперь представим себе, что вы попали к себе на кухню. Ух, сколько здесь разных  предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к названному слову подбираете  проверочное. (Чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка­прихватка, салфетка.) Назвали предметы все по порядку, Теперь приглашаю всех на зарядку. (Проводится физкультминутка.) Мелкие шажки — раз, два, три. Лёгкие прыжки — раз, два, три. Вот и вся зарядка — раз, два, три. Мягкая посадка — раз, два, три. Продолжаем занятие. Внимание, внимание! Начинаем соревнование! Кто запомнит из стихотворения больше слов? Осень шагает В жёлтом пальтишке, С кедров сшибает  Бурые шишки.  Трах — на опушку,  Бух — на кукушку,  Хлоп — на зайчишку  Падают шишки.  Ходит зайчишка  Весь в синяках,  Как после стрижки  Шерсть на боках. А сейчас почтальон Печкин вручит вам приглашения, каждому варианту свое. 1 вариант 39

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Занимательная грамматика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017