Рабочая программа кружка предназначенна для обучающихся 5-7 классов по биологии. Расчитанна на один час в неделю в в течении 2-х лет.Содержит пояснительную записку в корой содержится цель, задачи ,сроки реализации программы, формы работы календарно-тематическое планирование, список литературы, оборудование., техническое обеспечение, приложение.рабочая программа кружка по биологии
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………310
Занятия 1го модуля «Чудеса природы»……………..............................1113
Тематическое планирование 1го модуля………………………………1417
Занятия 2го модуля «Чудеса света»…………………………………....1821
Тематическое планирование 2го модуля……………………………… 2226
Техническое обеспечение…………............................................................27
Литература……………….…………………………………………………28
Приложение………………………………………………………………...2932
1Пояснительная записка
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса биологии?
Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы
– внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно
– воспитательного процесса.
Участие школьников на занятиях открывает широкие возможности для
формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими
источниками информации.
Важным моментом этой деятельности является формирование
настоящего коллектива единомышленников.
Занятия курса можно проводить в разнообразных формах, это может быть
игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных
знаний и т.
Цель:
Формирование основ патриотизма: воспитание качеств человека,
которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной
активности, развитие творческих способностей, воспитание бережного
отношения к природе.
Задачи:
формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей
страны и мира;
развивать умение работать с различными источниками информации;
развивать умение работать в группе;
подготовка учащихся к самообразованию в области биологии и смежных
наук.
2 совершенствовать ораторское мастерство.
Сроки реализации программы.
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения –35часов: 1час в
неделю.
Технологии.
Модульная технология, основная идея которой заключается в том, что
школьник должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его
учебной деятельностью.
Игровая технология, которая предполагает использование игры как
формы организации учебной деятельности – индивидуальной или
коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин,
презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению
уникальной природы родного края.
Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой
заключается в личностноориентированном обучении, предполагающем
развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию,
принимать нестандартные решения
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное
добывание знаний об особо охраняемых природных объектах края,
города, страны.
Формы работы.
Беседы, викторины.
Исследовательская деятельность.
Коллективные творческие дела.
Смотрыконкурсы и выставки.
Презентации.
Трудовые дела.
Наблюдение.
Игровая деятельность.
3 Анализ и систематизация дополнительного информационного материала и
др.
Формы проведения внеурочных занятий.
Кружковые занятия;
индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Прогнозируемый результат:
в результате обучения на занятиях учащиеся приобретут
знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и
России,
истории их возникновения,
их архитектуре,
умения работы с картой,
работы со справочной, научно популярной литературой, Интернет
ресурсами,
навыки организации работы в группе.
Режим занятий.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные
группы детей. Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с
. Существует несколько вариантов
продолжительностью 60 минут
проведения:
Занятия проводятся в классной комнате за партами, где достаточно места
для передвижения во время игр, для рисования и прочей деятельности.
Такой вариант более удобен, т.к. в меньшей степени учащимися
нарушаются правила поведения, потому что любое местонахождение,
кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и переменой.
Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются
содержанием программного материала.
Формы деятельности.
Индивидуальная (результат работы одного ученика);
4 работа в малых группах (результат работы двух четырех учеников);
коллективная деятельность
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе
освоения курса «Чудеса природы».
Познавательные УУД:
1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной и дополнительной литературы.
2. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из текстов разных видов.
3. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного текста.
4. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
5. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в
тексте.
6. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.
Регулятивные УУД:
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Адекватно воспринимать оценку учителя.
3. Различать способ и результат действия.
4. Определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности.
5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложным учителем.
6. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности.
7. Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и
построение ориентировочной основы в изучаемом материале, в учебном
сотрудничестве с учителем.
8. Использовать при выполнении заданий различные средства: справочную
и прочую литературу. ИКТ и т. п.
Коммуникативные УУД:
1. Участвовать в диалоге на занятие.
2. Задавать вопросы.
3. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
54. Участвовать в паре, группе, коллективе.
5. Формулировать собственное мнение и позицию.
6. Уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера,
признавать право на собственное мнение и принимать решение с учетом
позиции всех участников.
7. Понимать возможность существования различных позиций и точек
зрения на какойлибо предмет или вопрос.
8. Ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной
позиции, уважать иную точку зрения.
Личностные УУД :
Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.
1.
2. Широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы
гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
осознание ответственности человека за общее благополучие.
Рефлексивность, как адекватное осознанное представление о качествах
хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости
самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в
учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
3. Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес
к способу решения и общему способу действия; сформированность
социальных мотивов. Стремление выполнять социально значимую и
социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.
Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению —
приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением
и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ
жизни.
6Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения
Познавательные УУД:
курса «Чудеса света».
1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать
вопросы, находить нужную информацию.
2. Находить необходимую информацию в тексте.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах: текст,
таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация, слайд и др.
4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
5. Устанавливать причинноследственные связи.
6. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут
сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего
незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
7. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде
нужна для выполнения задания; отбирать необходимые
источники
информации среди предложенных учителем.
8. Представлять информацию в виде моделей, сообщений, таблицы, схемы,
в том числе с помощью ИКТ.
9. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления,
факты.
10. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом
виде.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Определять цель внеурочной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно.
3. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
74. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
5. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
6. Оценка своего задания по следующим параметрам, заранее
представленным.
7. Преодоление импульсивности, непроизвольности.
Коммуникативные УУД:
1. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию.
2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою
точку зрения на события, поступки.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи).
4. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
5. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
6. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в
ситуации конфликта интересов.
7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с
другом, находить общее решение с членами коллектива.
8. Предвидеть последствия коллективных решений.
9. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение
содержания и условий осуществляемых действий.
10. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от
партнера по деятельности.
11. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
12. Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
Личностные УУД :
Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.
1.
2. Широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы
гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину;
осознание ответственности человека за общее благополучие.
Рефлексивность, как адекватное осознанное представление о качествах
8хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе
сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости
самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в
учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
3. Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес
к способу решения и общему способу действия; сформированность
социальных мотивов. Стремление выполнять социально значимую и
социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.
Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению —
приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением
и будущей профессиональной деятельностью; установка на здоровый образ
жизни.
9Содержание занятий «Чудеса природы».
Каменная летопись планеты (2 часа)
Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели
каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада
США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый
ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина
привидений горы Демерджи в Крымских горах.
В мире песка и камня (4 часа)
Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где
расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода
и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся
Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
Каньоны мира (2 часа)
Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира –
Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
В мире падающей воды (4 часа)
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в
сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда
возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие
водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и
Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.
Эти удивительные озёра (2 часа)
10Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское
Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с
уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз,
Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака,
озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с
минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где
живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.
В мире мрака и безмолвия (6 часов)
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер.
Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты,
сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова –
самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей
длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная,
Большая Орешная,
Торгашенский провал,
пещера
Что такое
Сумганская,
Макрушинская.
Жители подземелий – троглобионты.
клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.
Грозное дыхание Земли (3 часа)
Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан
Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения
вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел,
вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые
активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге,
на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их
применение.
Тепло поземных вод и природных фонтанов (2 часа)
Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер
Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые
11грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на
Камчатке.
Этот удивительный ледяной мир (3 часа)
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы
оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники
Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское,
московское, валдайское.
В глубинах неизведанного (4 часа)
Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания.
Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы
гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния.
Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман
странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи –
смертоносное озеро Сахеля.
Гиблые места (2 часа)
Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные
прямоугольная и диагональная решетчатая сеть. Гиблые места. Здоровье и
геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чертова кладбища села
Рожково. Корабли – призраки. Бермудский треугольник – треугольник
смерти.
12Тематическое планирование
№ Раздел, тема
Каменная летопись планеты
Каменная летопись планеты.
Башня Дьявола.
Каменные горбы Катажута.
Конусы Каппадокии.
1
2
Долина приведений горы Демерджи.
В мире песка и камня
3 Что такое пустыня?
Как образовались пустыни?
4
Какие бывают пустыни?
Где расположены самые известные пустыни
мира?
Свирепые ветры пустынь.
Вода и жизнь в пустыне.
5 Сахара крупнейшая пустыня мира.
Берег скелетов в пустыне Намиб.
13
сроки
Часы
2
1
1
5
1
1
15
6 Пустыня Кающихся Грешников.
Каменная симфония пустыни Гоби.
1
7 Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.1
2
1
8 Почему и где образуются каньоны?
Каньоны мира
Самый величественный каньон мира.
9 Жизнь в Большом каньоне.
Как открыли большой каньон.
В мире падающей
воды
10 Водопад Анхель.
Водопад Йосемитский.
11 Самые широкие водопады мира.
Ниагарский водопад.
Как и когда возник Ниагарский водопад.
12 Водопады Игуасу и Гуагира.
Водопад Виктория.
другие водопады мира.
13 Карельский водопад Кивач.
Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока.
Культ праздников водопадов.
Эти удивительные
озёра
14 Самые большие озёра мира.
15 Озёра с уникальной солёностью.
Самые диковинные озёра.
В мире мрака и
14
1
4
1
1
1
1
2
1
1
6безмолвия
16 Пещеры священные, легендарные, таинственные.
1
Сокровища пещер.
Пещерные города.
17 Сказочный мир подземных дворцов.
18 Пещерная система ФлинтМамонтова.
Пещера Оптимистическая.
19 Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры
1
1
1
России.
20 Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия.
1
Пещеры и полезные ископаемые.
Грозное дыхание
Земли
21 Горы, извергающие огонь. Откуда произошло
название «вулкан» и другие имена.
22 Коварный сон вулканов. Как образовались и
действуют вулканы. Что извергают вулканы.
23 Подводные вулканы и вулканические острова.
Самые активные вулканы планеты.
3
1
1
1
Вулканический туризм.
Тепло подземных вод и природных фонтанов 2
1
24 Горячие источники Памуккале. Самый
знаменитый гейзер Исландии.
25 Гейзеры Северной Америки.
Новозеландское чудо.
Долина гейзеров на Камчатке.
Этот удивительный ледяной мир
26 Что такое лёд и в чём его уникальность.
Сколько льда на Земле?
27 Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги.
28 Великие оледенения прошлого.
В глубинах неизведанного
29 Звенящие и поющие камни. Вашкский камень
15
1
3
1
1
1
4
130 Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных
1
скал. Неопознанные шумы.
31 Полярные сияния. Гало и другие видения.
32 Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли
1
1
туман багровым? Могут ли «перевернуться» и
закипеть воды озера?
Гиблые места
33 Геопатогенные зоны. Кому то плохо, а кому то
и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны.
35 Поляна смерти, или тайна Чёртова кладбища.
2
1
1
Безмолвные призраки морей. Треугольник
смерти.
Содержание 2го модуля занятий «Чудеса света».
Великолепная семёрка (3 часа)
16Чудо света №1 – египетские пирамиды. «Висячие сады» Семирамиды – семь
ступенчатых террас, каждая из которых была своеобразным садом.
Гигантская двенадцатиметровая статуя Зевса признана греками третьим
чудом света. Грандиозный беломраморный храм, посвященный богине
Артемиде, в Эфесе – четвёртое чудо света. Галикарнасский мавзолей самый
первый мавзолей – знаменитая гробница персидского сатрапа Мавсола.
Александрийский маяк у острова Фарос. Колос Родосский – 40метровое
бронзовое изваяние.
Европа (10 часов)
Афинский Акрополь самый замечательный архитектурный ансамбль
классической эпохи. Рим – «вечный город». Величественные сооружения
Рима: Форум, Колизей, Палатин, Базилика Константина, Пантеон, Термы
Каракаллы. Святая гора Афон – самая высокая в Греции. Монастыри горы
Афон. Город Пиза и его знаменитая колокольня. «Окаянная скала» остров
Мальта. Мальтийский орден. НотрДам де Пари – собор Парижской
Богоматери архитектурный шедевр готического стиля. Лувр – бывший дворец
Французских королей. Замки Луары: Амбуаз, Шамбор, замок мост Шенонсо,
Блуа, Шинон. Крепость Архангела Михаила. Самый большой дворец в мире
Версаль: история создания, архитектура. Крепостьтюрьма Бастилия: история
создания и разрушения. Тауэр – мрачная и неприступная крепость на берегу
Темзы. Собор Святого Кутберта в Дареме: история создания, архитектурные
решения. «Дорога Великана» странное нагромождение камней в Ирландии.
Легенды и сказания о Дороге Великана. Форты и церкви Лиссабона. «Яичный
желток» Барселоны – готический квартал города: архитектура, история
строительства. Архитектурный ансамбль в испанской Гранаде Альгамбра.
Остров гейзеров Исландия и его достопримечательности: вулканы, гейзеры,
водопады. Норвежские деревянные церкви «ставкирки» в форме кораблей:
17история и легенды. Замок прусского короля Фридриха 2го, СанСуси образец
архитектуры рококо.
Россия (6 часов)
Десятинная церковь – первый русский храм: история строительства и
разрушения. История создания и архитектура Новгородского Детинца,
древнейшего из сохранившихся русских кремлей. Псковский кром – центр
средневекового города, крепость: башня Кутекрома, Величевая площадь,
Троицкий собор. Старый Изборск – «молодший брат» Пскова стратегически
важный пограничный пункт 1415 веков: история города, Труворово
городище. Владимир на Клязьме, Храм Покрова на Нерли. История
строительства Москвы и её величественных сооружений: Спасских ворот,
Московского Кремля, Успенского собора, Архангельского собора,
Благовещенского собора и других. Арбат – знаменитая московская улица,
заповедное место. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой –
самое выдающееся произведение русских зодчих. Древний город Муром:
история города. Нижегородский кремль: история строительства, архитектура.
Успенский собор в Рязани. «Римский виадук» в Калуге: история
строительства, архитектура. Старые ворота Сибири Верхотурье и его
замечательные сооружения. Знаменитые Красноярские Столбы – природный
заповедник.
Азия (7 часов)
Города в песках. Шумер – самая ранняя цивилизация на земле. Города
Месопотамии. Большая Купальня в МохеджоДаро – техническое чудо
Индийской культуры. История раскопок Вавилона. Древний королевский
город Непала Катманду: комплекс Сваямбхунагх, площадь Вассантпур,
Башня Гадди Байтхак, дворец Кумари Бахал, пагода Кастамандап, храм
Кришна Мандир. Древности Дамаска. История Дамаска. Живая вода
Мёртвого моря. Иерусалим и его исторические объекты: Стена плача,
18Гефсинский сад, Масличная гора, Улица Крестного пути, гора Голгофа, Храм
Гроба Господня, скальный храм Куббат асСахра. Бронзовый храм на острове
Шри – Ланка. Боробудур – второй по величине храм мира на острове Ява:
история храма, архитектура. Стамбул: история города. Архитектурные
реликвии Стамбула: мечеть АйяСофии, Голубая мечеть, гробница
Абдурахмана. Главная пагода Тайланда – Белая пагода в Бангкоке. Великая
Китайская стена: история создания. Шведагон – крупнейший буддийский
храмовый комплекс в ЮгоВосточной Азии. Священный бык Нанди, огромный
каменный бык в индийском городе Майсуре – мифическое существо.
Прибрежные храмы Махабалипурама: СалуванКуппан, Кришна Мантапарам.
Персеполь: история разрушения, архитектурные достопримечательности.
Баальбек – храмовый комплекс Ближнего Востока: история города, храм
Солнца. Загробные воины Сианя многотысячная армия из глиняннх солдат.
Мечеть исфахана в Центральной Персии. История Имперского города в
Пекине. Сигирийя – городдворец на огромной скале: история создания.
Древний город Лахор: сады Шалимара, «Дом сновидений». ТаджМахал –
символ Индии. СэтоОхаси – мост над внутренним Японским морем:
параметры, история сооружения. ХоджаМумин – соляная гора в
Таджикистане.
Африка (2 часа)
Доисторическая картинная галерея, самые знаменитые наскальные рисунки на
плато ТассилиАджер. Кто и как строил египетские пирамиды. Инени –
знаменитый египетский зодчий. Сфинкс, исторические догадки. Эфиопский
«Йерусалим» – священный город эфиопов Лалибэла: история создания,
сооружения. Легендарный город в пустыне Тимбукту: «гавань в пустыне».
Великий Зимбабве – самый большой в Африке памятник из камня после
пирамид. Три комплекса Великого Зимбабве. Римский город в Африке
Тимгат. Монастырь Святого Антония – самая древняя христианская обитель:
19жизнь Антония, сооружение церкви. Серенгети – заповедник в Танзании.
Карфаген: история разрушений города. Хан эльХалиль – знаменитый
каирский базар.
Северная Америка (2 часа)
История создания статуи Свободы. Йеллоустоунский заповедник – самый
большой национальный парк Америки: заповедные леса, каньоны, горячие
ключи, известняковые террасы. Ольмекские головы – памятник древней
ольмекской цивилизации в Мексике. Сиэтл: историческое прошлое и
настоящее, изумрудный город. Небоскрёбы острова Манхэттен.
Центральная и Южная Америка (2 часа)
МачуПикчу – древний заброшенный город инков на территории Перу:
обнаружение города Бингемом, догадки и предположения. Дороги инков.
Развалины Копана в Гондурасе – древнего города майя: история города,
архитектура. Каменные тайны древнего города Тиауанако в Боливии.
Сальвадор – самый древний город Бразилии. Архитектурные памятники
Сальвадора, история города. Символ Бразилии – монумент Христа
Спасителя: история создания. Город Бразилиа – третья столица Бразилии:
история строительства, достопримечательности. Природный заповедник Ла
Амистад в КостаРике: многообразие видов растений и животных.
Боливийский город Потоси – самый высокий город в мире: история города,
памятники архитектуры. Галапагосские острова: исследования Дарвина,
природа островов. Доблестная Картахена – колумбийский порт: крепость
СанФелипе де Барахас и другие сооружения. Панамский канал: шлюзы,
история строительства. Наска – пустыня в Перу с гигантскими рисунками:
версии создания.
Австралия и Океания (1 час)
Материк, где всё – самоесамое: история открытия материка, Уникальный
континентзаповедник. Большой Барьерный риф: природа кораллового
20сооружения, опасность исчезновения. Новозеландский аквариум в Окленде:
новый принцип устройства. Таравера – одна из вулканических вершин
Северного острова Новой Зеландии: сюрпризы уснувшего вулкана. Варакавера
– маленькая деревушка посреди величайшей в мире области гейзеров.
Истуканы острова Пасхи: история обнаружения, загадка острова.
Тематическое планирование 2 модуля занятий
«Чудеса света»
№ Раздел тема
1
2
3
4
Великолепная семёрка
Чудо света №1.
Тайна «Висячих садов» ещё не
раскрыта.
Куда девался Зевс?
Забыть Герострата?
Самый первый мавзолей.
Плавающим и путешествующим ….
Упавший великан.
Европа
Афинский Акрополь «Вечный
город».
5 Жизнь святой горы Афон.
6
7
8
Монастыри на утёсах.
Город Пиза и его знаменитая
колокольня.
«Окаянная скала».
Церковь на острове Ситэ.
Как крепость стала музеем.
Замки Луары.
Крепость архангела Михаила
21
сроки
Часы
3
1
1
1
10
1
1
1
1
19
10
Деревушка Версаль. Кто взял
Бастилию?
Восемь воронов Тауэра. Собор
Святого Кутберто в Дареме.
11 Дорога великана. Форты и церкви
1
1
1
Лиссабона.
«Яичный желток» Барселоны. «Тихо
1
12
над Альгамброй ….
13 Остров гейзеров. Церковь похожая на
1
корабль. Беззаботный СанСуси.
Россия
14. Первая на Руси? Самая старая из
6
1
русских крепостей. Псковский Кром.
15 Старый Изборск. Белое чудо на речке
1
Нерль.
16 Москва не сразу строилась. Арбат
1
заповедное место.
17 Царское село под Москвой. Как во
1
городе во Муроме... Кремль на
Волге.
18 Огромный собор маленького города.
1
Откуда в Калуге «Римский виадук?»
19 Старые ворота Сибири. Знаменитые
столбы
Азия
Города в песках. Большая купальня и
забытая цивилизация.
Вавилон и его знаменитая башня.
Остановившееся время Катманду.
20
21
1
7
1
1
Древности Дамаска.
2222 Живая вода Мёртвого моря.
Священный град Иерусалим.
Воспоминание о бронзовом дворце
23 Боробудур – сердце Яванской
культуры. Мерцающая фатаморгана
24
Стамбула. Главная пагода Таиланда.
Великая Китайская стена. Большая
ступа в Шведагоне. Священный бык в
Майсуре. Прибрежные храмы
Махабалипурама. Почему Александр
Македонский разрушил Персеполь.
25. Кто построил Баальбек. Загробные
воины Сианя. Мечети Исфахана.
Только для императоров! Сигирийя –
дворец среди облаков.
Былая слава Лахора. ТаджМахал
26
символ Индии. Мост над Сето.
ХоджаМумин – соляная гора.
Африка
27 Доисторическая картинная галерея.
Кто и как строил Египетские
пирамиды. О чём молчит Сфинкс.
Эфиопский «Иерусалим». Тумбукту
гавань в пустыне. Зимбабве – величие
28
чёрной расы.
Римский город в Африке. Первый
христианский монастырь.
1
1
1
1
1
2
1
1
«Серенгети не должен умереть». «И
всётаки Карфаген должен быть
разрушен…». Хан эльХалиль –
23древний и современный
Северная Америка
29 Откуда в Америке статуя Свободы?
Йеллоустоун – самый большой
национальный парк Америки.
30 Ольмекские головы. Волшебники
Изумрудного города. Небоскрёбы
острова Манхэттен.
Центральная и Южная Америка
31 МачуПикчу – место, где привязано
солнце. Дороги инков.
«Восемнадцать кроликов и город
Майя. Каменные тайны Тиауанако.
Сальвадор – самый древний город
Бразилии. Христос над Рио. Ещё одна
32
столица Бразилии.
500000 видов растений и животных
заповедника Ла Амистад. Самый
высокий город в мире. Зачарованные
острова. Доблестная Картахена.
Панамский канал. Карта для
летающих великанов?
Австралия и Океания
33 Материк, где всё самоесамое…
Большой Барьерный риф. Аквариум в
Окленде. Большая баня планеты.
Истуканы острова Пасхи.
Большая игра
34 Большая игра
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
24Техническое обеспечение.
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран.
4. Колонки.
5. Компьютерные презентации.
6. Видеоматериалы.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
«Ориентировочная минимальная диагностическая программа
изучения уровней проявления воспитанности младшего подростка –
ученика 5 класса.
Основные отношения
показатели
воспитанности.
1.Патриотизм
1.1. Отношение к родной
природе.
Признаки и уровни формирующихся качеств.
3любит и бережёт природу, побуждает к
бережному отношению других;
2—любит и бережёт природу;
1 – участвует в деятельности по охране природы
под руководством учителя;
0 – природу не ценит и не бережёт.
1.2. Гордость за свою страну.3 – интересуется и гордится историческим
прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 – интересуется историческим прошлым;
1 – знакомится с историческим прошлым при
побуждении старших;
0 – не интересуется историческим прошлым.
1.3. Забота о своей школе. 3 – участвует в делах класса и привлекает к этому
других;
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в
делах класса;
251 – в делах класса участвует при побуждении;
0 – в делах класса не участвует, гордости за школу
не испытывает.
Отношение к умственному труду.
2.Любознательность
2.1. Познавательная
активность
2.2.Стремление реализовать
свои интеллектуальные
способности.
2.3.Саморазвитие.
2.4. Организованность в
учении.
3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями
узнанное;
2 – сам много читает;
1 – читает при побуждении взрослых, учителей;
0—читает недостаточно, на побуждения учителя
не реагирует.
3 – стремится учиться как можно лучше, помогает
другим;
2 – стремится учиться как можно лучше;
1 – учится при наличии контроля;
0 – плохо учится даже при наличии контроля.
3 – есть любимое полезное увлечение, к которому
привлекает товарищей;
2 –есть любимое полезное увлечение;
1 – нет полезного увлечения, во внеурочной
познавательной деятельности участвует при
наличии побуждения учителя;
0 – во внеурочной деятельности не участвует.
3 – работу на уроке и домашние задания выполняет
внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет
внимательно, аккуратно;
1 – работает на уроке, и домашние задания
выполняет под контролем;
0 – на уроках невнимателен, домашние задания не
выполняет.
Отношение к физическому труду.
3. Трудолюбие.
3.1 Инициативность и
творчество в труде.
3 – находит полезные дела в классе, школе и
организует товарищей на творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе, школе,
выполняет их с интересом;
263.2. Самостоятельность в
труде.
3.3. Осознание значимости
труда
1 – участвует в полезных делах класса, в школе,
организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует, позитивную
инициативу, и творчество не проявляет.
3 –хорошо трудится без контроля со стороны
старших и побуждает к этому товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду других
равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает.
3 осознаёт значимость труда, сам находит
работу по своим силам и помогает товарищам;
2 – осознаёт значимость труда, сам находит
работу по своим силам;
1 – не имеет чёткого представления о
значимости труда, по выполнении работ по
силам нуждается в руководстве;
0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не
любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость.
4.1. Уважительное отношение к
старшим.
4.2.Дружелюбное отношение к
сверстникам.
4.3. Милосердие.
3 – уважает старших, не терпит
неуважительного отношения к ним со стороны
сверстников;
2 – уважает старших;
1 – к старшим не всегда уважителен,
нуждается в руководстве;
0 – не уважает старших, допускает грубость.
3 – отзывчив к друзьям и близким,
уважительно относится к сверстникам,
осуждает грубость;
2 – отзывчив к друзьям, близким и
сверстникам;
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в
побуждении со стороны товарищей и старших;
0 – груб и эгоистичен.
3 сочувствует и помогает слабым, больным,
беспомощным и настраивает на это других;
2 – сочувствует и помогает слабым и больным;
274.4. Честность в отношениях с
товарищами и взрослыми.
1 – помогает слабым, больным при условии
наличия контроля или поручения;
0 – неотзывчив, иногда жесток.
3 – честен в отношениях с товарищами и
взрослыми, не терпит проявления лжи и
обмана со стороны других;
2 – честен в отношениях с товарищами и
взрослыми;
1 – не всегда честен;
0 – нечестен.
5. Самодисциплина.
5.1. Развитая добрая воля.
Отношение к себе.
3 – проявляет добрую волю и стремится
развивать её, поддерживает проявление
доброй и осуждает проявление злой воли;
2 – проявляет добрую волю, стремиться
развивать её;
1 – развивает волю в организованных
взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь
воле других;
0 – силой воли не обладает и не стремится её
развивать.
3 – добровольно соблюдает правила культуры
поведения, требует этого от других;
2 – добровольно соблюдает правила культуры
поведения, не заботится о других;
1 – нормы, правила поведения соблюдает при
наличии контроля;
0 – нормы и правила поведения не соблюдает.
3 – своевременно и качественно выполняет
любое дело, требует этого от других;
2 – своевременно и качественно выполняет
свои дела;
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в
контроле;
0 – начатые дела не выполняет.
5.2.Самоуважение, соблюдение
культуры поведения.
5.3. Организованность и
пунктуальность.
5.4. Требовательность к себе. 3 – требователен к себе и товарищам,
стремится проявить себя в хороших делах и
поступках;
282 – требователен к себе, стремится проявить
себя в хороших делах и поступках;
1 – не всегда требователен, не стремится
проявить себя в хороших делах и поступках;
0 – к себе не требователен, проявляет себя в
негативных поступках.
29