Рабочая программа "Культура речи" предназначена для проведения внеклассных занятий с учащимися первого класса общеобразовательных учреждений. Программа способствует формированию речевых интересов и потребностей младших школьников, повышать уровень языкового развития, воспитывать познавательный интерес учащихся к родному языку, обогащать словарный запас и расширять кругозор.Рабочая программа для 1 класса "Культура речи"
Пояснительная записка.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной
деятельности школьников.
Программа рассчитана на 33 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по
неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1
ч. в неделю).
Программа направлена на решение педагогических задач. Изучение курса
«Культура речи» на ступени начального общего образования направлено на достижение
следующих целей и задач:
Цели:
способствовать более прочному и сознательному усвоению норм русского языка,
содействовать развитию речи детей;
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа,
повышать уровень языкового развития школьников,
воспитывать познавательный интерес к родному языку,
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников
Задачи курса:
обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм, синтаксических конструкций;
создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и
чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы
эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо
владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом
общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может
развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее
важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают русским языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа
по развитию связной речи учащихся.
Материал учебного курса «Культура речи» представлен в программе
следующими содержательными линиями:
слово
предложение и словосочетание
текст
культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий
основной части.
Основная часть. Выполнение заданий проблемнопоискового и творческого характера.Занимательные задания (игрызагадки, игрызадачи и пр.)
Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:
личностноориентированные: развития, творчества, психологической комфортности;
личностноориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной
функции знаний, овладение культурой языка;
деятельностноориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку,
адаптивности, перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к
самостоятельной деятельности ученика.
Ведущими подходами при изучении курса являются метод стимулирования и
мотивации учения, монологический, деятельностный и проблемный,анализ жизненных
ситуаций. Используется объяснительноиллюстративный, репродуктивный и частично
поисковый метод.
ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один
раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или
внеклассные факультативные занятия.
Программа курса изучается в течение всего года обучения 33 часа, по 1 часу в неделю.
На уроках используются следующие интерактивные технологии: личностноСодержание тем учебного курса «Культура речи»
1 класс, 33часа
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса,
громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе
речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному
учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные
слова. Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья»
(синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному
слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе
элементарного словообразовательного анализа. Установить общность
написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе
словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение
многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к
данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным
графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в
словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять
порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять
предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу
учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно
правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным
знаками).
Текст.Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная
мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное
составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам.
Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова –
выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения,
благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные
действия:
коммуникативные:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и
чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебнопознавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи.
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться
к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.Тематический план
Содержание
системного
блока
Всего часов
(33ч.)
Умения, вырабатываемые в результате
деятельности учащихся
Речь.
Определить роль речи в жизни людей.
Речь(2ч.)
Тише, громче.
1
1
Слова, слова,
слова.
Озорные буквы.
Слова играют в
прятки.
Слово и его
значение.
Прямое и
переносное
значение слова.
Многозначные
слова.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.
Тематические
группы слов.
Наш цветной
Слово(15ч.)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Формирование навыков выразительной
речи.
Формирование представлений о слове как
комплексе звуков, имеющем лексическое
значение
Формирование понятия о важности
сохранения позиции каждой буквы в слове.
Развитие внимательного отношения к слову.
Формирование понятия о лексическом
значении слова.
Формирование понятия о прямом и
переносном значении слова.
Формирование понятия многозначности
слова.
Формирование первичного представления
об омонимах.
Формирование первичного представления о
синонимах.
Формирование первичного представления
об антонимах.
Познакомить с тематическими группами
слов.
Формирование первичного представленияоб образности.
Формирование первичного представления о
сравнении.
Развитие познавательного интереса к языку.
Выявить уровень усвоения изученного
материала и умения применять знания в
нестандартной ситуации.
Формирование умения отгадывать загадки.
Прививать навыки культурной речи.
Формирование навыков употребления в
речи образных выражений.
Формирование умения устанавливать
причинноследственные связи между
предметами, явлениями, событиями.
Формирование общего представления о
тексте и его признаках (смысловом
единстве предложений, их связи друг с
другом).
Формирование навыков выделения в тексте
главной мысли и подбора заглавия к тексту.
Формирование навыков определения темы
текста и составления текста на
определенную тему.
Умение применять знания в нестандартной
ситуации.
Формирование навыка составления текста
по опорным словам.
Формирование навыков построения
связанного текста.
Формирование навыков составления плана
текста.
Умение применять полученные знания в
нестандартной ситуации.
мир.
Что на что
похоже.
Голоса природы.
Проверочная
работа.
1
1
1
Загадки.
Культура речи.
Вежливые слова.
Пословицы.
Учимся
рассуждать.
Текст.
1
Культура
общения
(5ч.)
2
1
2
Текст.
(10ч.)
2
Заглавие текста.
Тема текста.
Повторение
пройденного.
Опорные слова.
Мы строим
текст.
План текста.
Проверочная
работа.
1
1
1
1
2
2
1Учебнотематическое планирование
по курсу «Культура речи»
Классы 1
Учитель:Хакимзянова З. М.
Количество часов: 33 ч.Календарно – тематическое планирование.
приме
чание
Дата
проведения
план
факт
4/09
4/09
№ Тема занятия
1 Речь.
Кол
во
час
ов
1
2 Тише, громче.
1
3 Слова, слова,
1
слова.
4 Озорные
буквы.
5 Слова играют в
прятки.
6 Прямое и
1
1
1
открыти
я
нового
знания.
открыти
я
нового
знания
открыти
я
нового
знания
открыти
я
нового
знания
Рефлекс
ия
Тип
занятия
Элементы
содержания
Вид контроля
Требования к уровню подготовки учащихся
Знакомство с ролью
речи в жизни людей
Беседа
Уметь применять на практике правила
красивой, правильной речи, составленные на
уроке вместе с учителем.
Обсуждение
значения
употребления
выразительной речи
в жизни.
Формирование
представлений о
слове как комплексе
звуков.
Обсуждение
важности
сохранения позиции
каждой буквы в
слове.
Развитие
познавательного
отношения к языку,
внимательного
отношения к слову.
Сведения
Рефлексия,
взаимоконтрол
ь
Уметь применять правило выразительной
речи (четко, правильно соблюдая
интонацию)
11/09
11/09
Самоконтроль
взаимоконтрол
ь
Уметь составлять слова по определенным
правилам, работать с анаграммами,
палиндромами
18/09
18/09
Беседа,
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Самоконтроль
взаимоконтрол
ь
Уметь видеть и исправлять ошибки,
допущенные при составлении слов, видеть
важность изученного правила.
25/09
25/09
Уметь работать с шарадами, исправлять
ошибки, допущенными намеренно.
2/10
2/10
Беседа,
Уметь объяснять переносное значение слова,
9/10
9/10Переносное
значение
слова.
7 Слово и его
значение.
8 Омонимы.
9 Синонимы.
1
0
1
1
1
2
Антонимы.
Тематические
группы слов.
Наш цветной
мир.
1
1
1
1
1
1
открыти
я
нового
знания
открыти
я
нового
знания
открыти
я
нового
знания
открыти
я
нового
знания
открыти
я
нового
знания
открыти
я
нового
знания
открыти
я
нового
знания
о прямом и
переносном
значении слова.
Сведения о
лексическом
значении слова.
Формирование
первичного
представления об
омонимах и их
значении в речи.
Формировать
первичное
представление о
синонимах, их
значении в речи.
Формировать
первичное
представление об
антонимах и их
значении в речи.
Познакомить с
тематическими
группами слов
Формировать
первичное
представление об
образности.
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Беседа
подбирая ему замену.
Уметь работать с различными словарями,
пользоваться помощью взрослых для
точного употребления слов.
16/10
16/10
Беседа
Уметь выделять в речи омонимы, правильно
употреблять их в речи.
23/10
16/10 Учёба
,упл.з
а
23.10
Беседа,
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Уметь различать группы слов, пользоваться
ими в речи, а так же синонимами для
исключения речевых ошибок (повторов
одних и тех же слов)
30/10
30/10
Беседа,
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Беседа,
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Беседа,
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Уметь пользоваться словами, имеющими
противоположный смысл, работать с
поговорками.
13/11
13/11
Уметь работать со словами различных
тематических групп.
20/11
20/11
Уметь работать с пословицами, используя
антонимы, применять образные слова и
выражения для «окрашивания» текста.
27/11
27/111
3
1
4
Что на что
похоже.
Голоса
природы.
1
5
Проверочная
работа.
1
1
1
1
1
открыти
я
нового
знания
Рефлекс
ия
занятие
контрол
я.
открыти
я
нового
знания
Рефлекс
ия
Формировать
первичное
представление о
сравнении.
Беседа,
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Уметь употреблять в речи сравнения для
образного представления описываемого
предмета, используя собственные
наблюдения .
4/12
4/12
Использование
изученного
материала для
развития
воображения,
памяти.
Выявить уровень
усвоения изученного
материала и умения
применять свои
знания в
нестандартной
ситуации.
Формировать
умения отгадывать
загадки.
Обсуждение
значения слов в
жизни каждого
человека, деление
их на группы по
значимости.
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Рефлексия
Уметь использовать собственные
наблюдения при работе с текстом.
11/12
11/12
Уметь находить разные группы слов,
объяснять значения слов, используя
образные выражения.
18/12
18/12
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Уметь отгадывать анаграммы, находить
образные выражения и сравнения при работе
с загадками, доказывать свою точку зрения.
15/01
15/01
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Уметь выбирать необходимые слова в
конкретной ситуации (слова приветствия,
просьбы, прощания…), осознать, что значит
быть культурным человеком.
22/01
22/01
Загадки.
Культура речи.
Вежливые
слова.
1
6
1
7
1
8
Пословицы.
1
Рефлекс
ия
Формирование
навыков
употребления в речи
самоконтроль,
взаимоконтрол
Уметь составлять слова по алгоритму,
объяснять смысл пословиц, собирать их из
разрозненных частей.
29/01
29/011
9
Учимся
рассуждать.
Учимся
рассуждать.
Текст.
Текст.
Заглавие
текста.
Тема текста.
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
1
1
1
1
1
1
Рефлекс
ия
Рефлекс
ия
открыти
я
нового
знания
Рефлекс
ия
открыти
я
нового
знания
открыти
ь
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Беседа,
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
образных
выражений.
Сведения о
причинно –
следственных связях
между предметами,
явлениями,
событиями.
Подбор слов ,
наиболее точно
передающих мысль.
Формирование
общего
представления о
тексте и его
признаках
(смысловом
единстве
предложений, их
связи друг с
другом).
Обсуждение
целостного единства
предложений в
тексте
Выделение в тексте
главной мысли и
подбора заглавия к
тексту.
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Беседа,
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Уметь устанавливать связь явлений,
выстраивать цепь причин и следствий для
расположения частей рассказа по порядку.
5/02
5/02
Уметь передавать смысл пословиц ,
подбирая более точные слова и выражения.
12/02
12/02
Уметь различать группы слов, предложений
связанных по смыслу от простого набора
слов, составлять текст.
26/02
26/02
Уметь делить текст на предложения,
составлять текст из предложений на
заданную тему.
5/03
5/03
Уметь находить главные строки текста,
озаглавливать его.
12/03
12/03
Определение темы
текста и
самоконтроль,
Уметь объяснить смысл предложенных
стихотворных фраз, сравнивать несколько
19/03
19/03я
нового
знания
занятие
контрол
я.
открыти
я
нового
знания
Рефлекс
ия
Рефлекс
ия
составление текста
на определенную
тему.
Выявить уровень
усвоения изученного
материала и умения
применять знания в
нестандартной
ситуации.
Обсуждение
особенностей
построения текста и
выделение опорных
слов.
Отработка навыков
построения связного
текста.
Сформирование
сведений
построения связного
текста.
2
5
Повторение
пройденного
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
Опорные
слова.
Мы строим
текст.
Мы строим
текст.
Мы строим
текст.
Мы строим
текст.
3 План текста.
1
1
1
1
1
1
1
взаимоконтрол
ь
Рефлексия
текстов по смыслу.
Уметь дополнять предложения, составлять
их, называть тему текста.
2/04
2/04
Беседа, ,
взаимоконтрол
ь
Уметь находить опорные слова, составлять
по ним текст.
9/04
9/04
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Уметь пользоваться правилами
выразительной речи, использовать навыки
выборочного чтения, по опорным словам
составлять свой текст на заданную тему.
Уметь определять границы предложений,
устанавливать правильный порядок частей
текста, отвечать на вопросы, озаглавливать
текст.
16/04
16/04
23/04
23/04
30/04
30/04
Рефлекс
ия
Сформирование
сведений
построения связного
текста.
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Уметь определять границы предложений,
устанавливать правильный порядок частей
текста, отвечать на вопросы, озаглавливать
текст.
Рефлекс
ия
Сформирование
сведений
построения связного
текста.
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Уметь определять границы предложений,
устанавливать правильный порядок частей
текста, отвечать на вопросы, озаглавливать
текст.
7/05
7/05
Составление плана
Беседа,
Уметь определять последовательность
14/05
14/051
План текста.
1
открыти
я
нового
знания
Рефлекс
ия
3
2
Проверочная
работа.
1
занятие
контрол
я.
текста, обсуждение
его особенностей.
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
частей текста, выделять главную мысль
каждой части, озаглавливать каждую часть и
объединять заголовки в план.
Обсуждение
признаков слов,
деление их на
группы по
различным
признакам,
заголовка и плана
текста.
Выявить уровень
усвоения изученного
материала.
самоконтроль,
взаимоконтрол
ь
Уметь делить целый текст на части,
выбирать подходящие пункты плана,
соответствующие выделенным частям.
итоговый
контроль
Уметь применять полученные знания в
нестандартной ситуации.
21/05
21/05Требования к уровню подготовки обучающихся.
К окончанию курса «Культура речи» обучающиеся должны знать:
знать:
многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
изобразительновыразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение,
эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный;
типы текстов;
уметь:
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты,
мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться,
используя соответствующие этикетные формы ;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи;