Программа составлена на основании программ автора Шарыгина Виктора Федоровича: «Факультативный курс по математике. Решение задач» Москва «Просвещение» 2009 год и «Стандарт по математике. 500 геометрических задач» Москва «Просвещение» 2007.
Важнейшей целью образования сегодня является развитие нашей социально- экономической системы, которое возможно через развитие личности. Таким образом, развитие ученика является важнейшей целью образования. А, значит, образовательный стандарт не может сводиться к списку минимальных требований к подготовке учащегося. Математика- важнейший системообразующий предмет и потому необходимы не только глубокие математические знания, но и владение математическими методами.Рабочая программа
курса
дополнительных занятий по математике для обучающихся 9-х классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №2 города Дюртюли
муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Утверждаю______________
Директор лицея И.Т. Сидорова
Приказ №_________________
Рабочая программа
курса
дополнительных занятий по математике для обучающихся 9х классов
Рассмотрена на заседании МО
(протокол № 2 от 29.08.14)Руководитель МО Шайхетдинова О.Д.
Пояснительная записка
Программа составлена на основании программ автора Шарыгина Виктора Федоровича:
«Факультативный курс по математике. Решение задач» Москва «Просвещение» 2009 год и
«Стандарт по математике. 500 геометрических задач» Москва «Просвещение» 2007.
Важнейшей целью образования сегодня является развитие нашей социально
экономической системы, которое возможно через развитие личности. Таким образом,
развитие ученика является важнейшей целью образования. А, значит, образовательный
стандарт не может сводиться к списку минимальных требований к подготовке учащегося.
Математика важнейший системообразующий предмет и потому необходимы не только
глубокие математические знания, но и владение математическими методами.Дополнительные занятия «Задачи повышенного уровня сложности» предназначены для
обучающихся IХ классов, собирающихся после окончания основной школы продолжить
обучение в 10 классе с углубленным изучением математики, поступление в вузы, в которых
предъявляют достаточно высокие требования к математической подготовке абитуриентов
и студентов. Теоретические основы большинства тем относятся к программе основной
школы. Однако глубина их проработки, насыщенность задач предполагают более высокий
уровень развития обучающихся, чем тот, которого достигают школьники по окончании
основной школы.
Дополнительные занятия играют большую роль в совершенствовании математического
образования. Они позволяют более широкий диапазон поиска, экспериментальную
проверку содержания изучаемого материала, овладение различными методами решений
нестандартных задач, получить навыки исследовательской деятельности при решении задач
с параметрами.
Цель курса:
Обеспечение прочности сознательного овладения учащихся системой математических
знаний и умений необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности,
достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Задачи:
1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету
2. Выявление и развитие математических способностей
3. Ориентация на профессии связанные с математикой
Продолжительность программы составляет 30 часов с периодичностью
1 часа в неделю на протяжении учебного года с 1 октября 2014 года
Методы ведения занятий:
информационный
дискуссионный
диалоговый
В каждом разделе отводится время на проведение лекционных, практических,
самостоятельных работ, семинарских занятий. Чтение лекций носит пробный характер, что
способствует развитию творческого и интеллектуального потенциала.
Практикумы, семинары являются обучающими. Работая с программой, обучающиеся
пользуются дополнительной литературой, справочниками, что позволяет учащимся
развивать различные виды своих способностей с помощью методов обучения.
Предполагаемый результат.Данная программа позволит оценить возможности овладения математикой, чтобы по
окончании 9го класса сделать сознательный выбор, заложить фундамент, на базе которого
будут развиваться интересы и склонности учащихся, даст возможность развивать
потребности в творческой деятельности, обучающиеся овладеют общими универсальными
приемами и подходами к решению заданий; усвоят основные приемы мыслительного
поиска.
Календарно тематическое планирование
Тема
№
п/п
Всего
часов
Дата
проведенияплан
факт
I
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Функции и их графики
Общее определение функций. Числовые функции и их
графики
Четные и нечетные функции, свойства их графиков.
Элементарные приемы построения графиков.
Элементарные приемы построения графиков.
Преобразование графиков.
Графики функций с модулями
Графики функций с модулями
Секреты квадратичной параболы, зависимость формы
графиков от коэффициентов
Элементарные методы исследования функций
Дробнолинейные функции и их графики
Дробнолинейные функции и их графики
Понятия о функциях нескольких переменных. Функции в
природе и технике
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
II Уравнения, неравенства, системы
21
10
Равносильность уравнений и неравенств. Следствия из
уравнений неравенств, систем. Основные методы решения
1рациональных уравнений
Решение уравнений: разложением на множители; введением
новой переменной; графическим способом
1
Решение уравнений, содержащих переменную под знаком
модуля
Решение уравнений, содержащих переменную под знаком
модуля
11
12
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14 Деление многочленов. Теорема Безу. Схема Горнера
15 Деление многочленов. Теорема Безу. Схема Горнера
16 Деление многочленов. Теорема Безу. Схема Горнера
17 Иррациональные уравнения и методы их решения
18 Иррациональные уравнения и методы их решения
19 Метод промежутков универсальный метод решения
неравенств
20 Метод промежутков универсальный метод решения
неравенств
21 Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля 1
22 Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля 1
23 Уравнения и неравенства с параметрами
24 Уравнения и неравенства с параметрами
1
125 Уравнения и неравенства с параметрами
26 Системы рациональных уравнений. Основные методы
решения
27 Системы линейных уравнений; их решение с помощью
определителей формулы Крамера
28 Системы линейных уравнений; их решение с помощью
определителей формулы Крамера
29
30
Решение текстовых задач с помощью уравнений и систем
уравнений
Решение текстовых задач с помощью уравнений и систем
уравнений
1
1
1
1
1
1
Содержание программы
Функции и графики
В результате изучения учащиеся должны понимать, что функция это математическая
модель, позволяющая описывать и изучать разнообразные зависимости между реальными
величинами, описывают большое разнообразие реальных зависимостей; правильно
употреблять функциональную терминологию; находить значения функций, заданных
формулой, таблицей, графиком, решать обратную задачу, находить промежутки
монотонности, знакопостоянства, наибольшее и наименьшее значения, строить графики
функции.
Занятие 1.Возникновение и развитие понятия "функция". Общее определение функции.
Числовые функции и их графики.
Занятие 2.
Четные и нечетные функции, свойства их графиков элементарные приемы построение
графиков и исследования функций. Преобразование графиков функции.
Занятие 34.
Графики функций с модулями.
Занятие 5.Секреты квадратичной параболы; зависимость формы графика от коэффициентов;
определение коэффициентов по графику.
Занятие 6.
Элементарные методы исследования функций.
Занятие 78.
Дробнолинейные функции и их графики.
Занятие 9.
Понятие о функциях нескольких переменных функции в природе и технике.
Уравнения, неравенства и их системы.
В результате изучения учащиеся должны понимать, что уравнения это математический
аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей, практики,
правильно употреблять термин "уравнение", "неравенство", "система", уметь решать
линейные, квадратичные, рациональные, симметрические, уравнения высших порядков,
иррациональные уравнения и линейные неравенства, квадратные неравенства различными
способами, системы уравнений и неравенств, решать задачи с помощью уравнений или
системы, знать метод промежутков как один из основных методов решения неравенств.
Занятие 10.
Равносильность уравнений, неравенств и их систем. Следствие из уравнения,
неравенства системы. Основные методы решения рациональных уравнений.
Занятие 11.
Решение уравнений: 1) разложением на множители; 2) введением новой переменной; 3)
графическим способом.
Занятие 1213.
Решение уравнений содержащих переменную под знаком модуля.
Занятие 1416.
Деление многочленов. Теорема Бету. Схема Горнера.
Занятие 1718.
Иррациональные уравнения и методы их решения.
Занятие 1920.Метод промежутков универсальный метод решения неравенств.
Занятие 2122.
Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.
Занятие 2325.
Уравнения и неравенства с параметрами.
Занятие 2628.
Системы линейных уравнений; их решение с помощью определителей.
Формулы Крамера.
Занятие 2930.
Решение текстовых задач с помощью уравнений
ОБОРУДОВАНИЕ. Печатные пособия:
1) Таблицы по алгебре и геометрии:
Площади фигур;
Треугольники, прямоугольные треугольники;
Произвольный треугольник;
Четырехугольники;
2) Портреты выдающихся деятелей математики.
Технические средства обучения: компьютер, сканер, принтер лазерный, мультимедиа
проектор, экран навесной.
УЧЕБНОПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНОЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
1) Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник
(450, 450), циркуль , 2) Набор планиметрических фигур.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Габович И.Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач.М.:
Просвещение, 2006.
1. Голубев В.И. Решение сложных и нестандартных задач по математике.
М.: Илекса, 2007.3. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. Уравнения и неравенства с модулями и методы их
решения. М.: Ставрополь, 2005.
4. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач.М., Просвещение,
2009.
5. Шарыгин И.Ф. Стандарт по математике. 500 геометрических задач.М., Просвещение,
2007
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Габович И.Г. Алгоритмический подход к решению геометрических задач.М.:
Просвещение, 2006.
2. Голубев В.И. Решение сложных и нестандартных задач по математике.М.: Илекса,
2007.
3. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. Уравнения и неравенства с модулями и методы их
решения. М.: Ставрополь, 2005.
4. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач.
М., Просвещение, 2009.