Пояснительная записка по курсу «Окружающий мир» 1 класс Автор Плешаков А.А. Место курса в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 66 часов (33 учебные недели). Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» Автор Плешаков А.А. 1 класстекст, таблица
окружающий мир.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова
Новосибирской области «РАССМОТРЕНО»
на заседании МО начальных
«СОГЛАСОВАНО»
заместитель директора
«УТВЕРЖДАЮ»
директор МОУ СОШ №3
классов
«28» августа 2014 г.
Протокол № 1
школы по УВР
«____»_____________2014 г.
г. Черепанова
«_____» _________ 2014 г.
___________________________
__
_________________________
И.В. Фёдорова
________________________
И. М. Петушкова
О.А. Пузанова
Рабочая программа
курса «Окружающий мир»
1 класс
(базовый уровень изучения предмета)
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Михалева Светлана Васильевна
20142015 учебный год
Пояснительная записка по курсу «Окружающий мир» 1 класс
Автор Плешаков А.А.
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
России. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально
ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского
общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре истории и современной
жизни;
осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинноследственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном
материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для
формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической
грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа
жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного
поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с
другими предметами начальной школы значительную роль в духовнонравственном развитии и
воспитании личности, формирует вектор культурноценностных ориентации младшего
школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
школы и для дальнейшего развития личности.
Курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной
Основные содержательные линии предмета «Окружающий Мир» определены в
соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в
системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции
духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в
программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество».
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии
её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума. Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры,
отражение духовного мира человека один из способов познания человеком самого себя,
природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви
к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства,
гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национальнокультурного
многообразия России и мира.
Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно
нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое,
духовно и социальнонравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко
культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Программа
рассчитана на 66 часов (33 учебные недели).
Формирование универсальных учебных действий
1. Личностные УУД.
Ученик получит возможность для формирования:
Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
Ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей
и других людей;
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
Развития эстетических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
Эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Установки на здоровый образ жизни;
2. Регулятивные УУД.
Ученик получит возможность научиться:
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную; Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
3. Познавательные УУД.
Ученик получит возможность научиться:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
4. Коммуникативные УУД.
Ученик получит возможность научиться:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов:
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а
что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её
природы;
осознание себя членом общества и государства
(самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей
стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в
желании участвовать В делах и событиях современной российской жизни;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и
целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на ос норе понимания и принятия
базовых общечеловеческих ценностей; расширение сферы социальнонравственных представлений, включающих в себя освоение
социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм,
требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь
себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо
му труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность,
направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира
природы, социальной действительности и внутренней жизни человека:
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать
нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др
);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из
ученного);
сформированность целостного, социальноориентированного взгляда на окружающий мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим
школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области
естественнонаучных и социальногуманитарных дисциплин,
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать,
ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве) явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и
характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых
национальных духовных ценностей, идеалов, норм,
владение навыками устанавливать и выявлять причинноследственные связи в
окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности,
элементарными правилами
нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историкокультурном наследии
России, в ее современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре
России;
понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров
национальных свершений, открытий, побед.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и
социальногуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу,
без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего
поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного
восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных
оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо
родной страны и планеты Земля.
Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся
по предмету «Окружающий мир» к концу первого года обучения.
Раздел «Человек и природа»
Ученик научится:
Различать (узнавать) объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.
Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или
известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных
объектов природы.
Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной
информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или
письменных высказываний.
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.
Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного
поведения.
Ученик получит возможность научиться:
Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение,
соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия
воды и электроэнергии) и в природе.
Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия
для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены.
Выполнять правила безопасного поведения в природе.
Раздел «Человек и общество»
Ученик научится:
родного края.
Различать государственную символику РФ; описывать достопримечательности столицы и
Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к
образу жизни, обычаям; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические
факты от вымыслов.
Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Использовать различные справочные издания и детскую литературу о человеке и
обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы,
объяснений, для создания собственных устных и письменных высказываний.
Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать
необходимость здорового образа жизни.
Ученик получит возможность научиться:
Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными
группами.
Ориентироваться в важных для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего. Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и
правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками официальной
обстановке школы.
Исследовательские методы и приемы, используемые в работе: проблемный метод,
частичнопоисковый метод, ролевая игра, дидактическая игра, метод проекта (рисунки, ОК,
таблица, эксперимент), ИКТ на уроке (презентация), сочинение – рассуждение, определение
цели урока, дифференцированные задания, составление плана, экскурсии. Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» Автор Плешаков А.А.
1 класс
№
Дата
Тема учебного
Стр.
Тип учебного
Элементы содержания
Характеристика деятельности учащихся
занятия
занятия
1/1
1 чет
1.09
3.09
День знаний.
Задавайте вопросы!
38
Вводный.
Введение. 1 час.
Знакомство с учебником и
учебными пособиями (рабочей
тетрадью, сборником тестов,
атласомопределителем «От земли
до неба», книгами для чтения
«Зелёные страницы» и «Великан на
поляне»). Знакомство с
персонажами учебника —
Муравьем Вопросиком и Мудрой
Черепахой
Раздел: «Что и кто?». 18 часов.
задавать вопросы;
вступать в учебный диалог;
пользоваться условными обозначениями учебника;
различать способы и средства познания окружающего
мира;
оценивать результаты своей работы на уроке.
2/1
3/2
4/3
7.09 Конкурс рисунков
на асфальте. Что
такое Родина?
12.09 Экскурсия в
библиотеку. Что мы
знаем о народах
России?
9
13
Изучение нового
материала.
Изучение нового
материала.
15.09 Что мы знаем о
Москве?
Проект «Моя малая
Родина».
1417 Изучение нового
материала.
Знакомство с целями и задачами
раздела. Родина — эта наша страна
Россия и наша малая родина.
Первоначальные сведения о
народах России, её столице, о
своей малой родине.
Многонациональный характер
населения России; Представления
об этническом типе лица и
национальном костюме.
Национальные праздники народов
России. Основные традиционные
религии. Единство народов России
Москва — столица России.
Достопримечательности Москвы:
Кремль, Красная площадь, собор
Василия Блаженного, метро,
зоопарк и т. д. Жизнь москвичей —
наших сверстников.
Подготовка к выполнению
проекта: знакомство с
работать с картинной картой России, актуализировать
имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях
жителей;
сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
рассказывать о малой родине» и Москве как столице
государства;
рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица
и национальные костюмы представителей разных
народов;
работать в паре: рассказывать (по фотографиям и
личным впечатлениям) о национальных праздниках;
обсуждать, чем различаются народы России и что
связывает их в единую семью;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них
нужную информацию о Москве;
узнавать достопримечательности столицы;
работать в паре: рассказывать по фотографиям о
жизни москвичей — своих сверстников;
фотографировать наиболее значимые
достопримечательности своей малой родины; материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и сроков
работы.
5/4
6/5
19.09 Экскурсия на
пришкольный
участок. Что у нас
над головой?
1819 Изучение нового
материала.
25.09 Экскурсия в парк.
Что у нас под
ногами?
2021 Изучение нового
материала.
Дневное и ночное небо. Солнце и
его форма. Звёзды и созвездия.
Созвездие Большой Медведицы.
Камни как природные объекты,
разнообразие их признаков (форма,
цвет, сравнительные размеры).
Представление о значении камней
в жизни людей. Распознавание
камней.
7/6
26.09 Экскурсия в парк.
Что общего у
разных растений?
2223 Изучение нового
материала.
Части растения (корень, стебель,
листья, цветок, плод, семя).
Представление о соцветиях.
8/7
2.10 Что растёт на
подоконнике?
2425 Изучение нового
материала.
Наиболее распространённые
комнатные растения. Зависимость
внешнего вида растений от
природных условий их родины.
Распознавание комнатных растений
в классе.
находить в семейном фотоархиве соответствующий
материал;
интервьюировать членов своей семьи об истории и
достопримечательностях своей малой родины;
составлять устный рассказ;
выступать с подготовленным сообщением, опираясь на
фотографии (слайды);
оценивать результаты собственного труда и труда
товарищей.
наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо,
рассказывать о нём;
моделировать форму Солнца; работать в паре:
моделировать форму созвездий;
работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш
Большой Медведицы; проводить наблюдения за
созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей
тетради);
группировать объекты неживой природы (камешки) по
разным признакам;
практическая работа: определять образцы камней по
фотографиям, рисункам атласаопределителя;
различать гранит, кремень, известняк;
работать в паре: использовать представленную
информацию для получения новых знаний,
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них
нужную информацию;
практическая работа в группе: находить у растений их
части, показывать и называть;
работать в паре: использовать представленную
информацию для получения новых знаний,
различать цветки и соцветия, осуществлять са
мопроверку.
наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их
по рисункам;
практическая работа: определять комнатные растения с
помощью атласаопределителя;
различать изученные растения; 9/8
3.10
2627
Экскурсия на
пришкольный
участок. Что растёт
на клумбе?
Наиболее распространённые
растения цветника (космея,
гладиолус, бархатцы, астра,
петуния, календула), цветущие
осенью. Распознавание растений
цветника.
10/9
9.10
Экскурсия в парк.
Что это за листья?
2829 Изучение нового
материала.
11/10
10.10 Что такое хвоинки?
3031 Изучение нового
материала.
Деревья возле школы. Листья
деревьев, разнообразие их формы и
осенней окраски. Распознавание
деревьев по листьям.
Лиственные и хвойные деревья.
Ель и сосна — хвойные деревья.
Хвоинки — видоизменённые
листья. Распознавание хвойных
деревьев.
12/11
16.10 Выставка рисунков.
Кто такие
насекомые?
3233 Изучение нового
материала.
Насекомые как группа животных.
Главный признак насекомых —
шесть ног. Разнообразие насекомых
13/12
17.10 Выставка рисунков.
Кто такие рыбы?
3435 Изучение нового
материала.
Рыбы — водные животные, тело
которых (у большинства) покрыто
чешуёй. Морские и речные рыбы.
работать в паре: использовать представленную
информацию для получения новых знаний о родине
комнатных растений, осуществлять самопроверку;
приводить примеры комнатных растений;
рассказывать об особенностях любимого растения
наблюдать растения клумбы и дачного участка и
узнавать их по рисункам;
практическая работа: определять растения цветника с
помощью атласаопределителя;
работать в паре: узнавать по фотографиям растения
цветника, осуществлять самопроверку;
рассказывать о любимом цветке;
наблюдать осенние изменения окраски листьев на
деревьях;
узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на
рисунках и фотографиях;
сравнивать и группировать листья по различным
признакам;
практическая работа в группе: определять деревья по
листьям;
описывать внешний вид листьев какоголибо дерева;
различать лиственные и хвойные деревья;
практическая работа в группе: определять деревья с
помощью атласаопределителя;
сравнивать ель и сосну;
описывать дерево по плану;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них
информацию о строении насекомых, сравнивать части
тела различных насекомых;
работать в паре: узнавать насекомых на рисунке,
определять насекомых с помощью атласаопределителя,
осуществлять самопроверку, приводить примеры
насекомых;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них
нужную информацию;
моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет
или кружочков из фольги;
работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять 14/13
23.10 Экскурсия в парк.
Кто такие птицы?
.
3637 Изучение нового
материала.
15/14
24.10 Выставка рисунков.
Кто такие звери?
3841 Изучение нового
материала.
Знакомство с птицами как одной из
групп животных. Перья — главный
признак птиц. Первоначальное
знакомство со строением пера
птицы
Внешнее строение и разнообразие
зверей. Основные признаки зверей:
шерсть, выкармливание детёнышей
молоком. Связь строения тела
зверя с его образом жизни
16/15
17/16
30.10 Что окружает нас
дома?
4243 Изучение нового
материала.
31.10 Экскурсия в
компьютерный
класс. Что умеет
компьютер?
4445 Изучение нового
материала.
Систематизация представлений
детей о предметах домашнего
обихода. Группировка предметов
по их назначению.
Знакомство с компьютером, его
назначением и составными
частями. Роль компьютера в
современной жизни. Правила
безопасного обращения с ним.
18/17
13.11 Что вокруг нас
может быть
опасным?
4647 Изучение нового
материала.
Первоначальное знакомство с
потенциально опасными
окружающими предметами и
транспортом. Элементарные
правила дорожного движения.
самопроверку;
описывать рыбу по плану;
приводить примеры речных и морских рыб с помощью
атласаопределителя;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них
нужную информацию;
практическая работа: исследовать строение пера птицы;
работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять
птиц с помощью атласаопределителя, проводить
самопроверку;
описывать птицу по плану;
рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них
нужную информацию;
практическая работа: исследовать строение шерсти
зверей;
работать в паре: узнавать зверей на рисунке,
определять зверей с помощью атласаопределителя,
устанавливать связь между строением тела зверя и его
образом жизни;
характеризовать назначение бытовых предметов;
находить на рисунке предметы определённых групп;
работать в паре: группировать предметы домашнего
обихода; проводить взаимопроверку;
приводить примеры предметов разных групп;
определять составные части компьютера;
характеризовать назначение частей компьютера;
сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;
работать в паре: рассказывать (по рисункусхеме) о
возможностях компьютера, обсуждать значение
компьютера в нашей жизни;
соблюдать правила безопасного обращения с
компьютером;
выявлять потенциально опасные предметы домашнего
обихода;
характеризовать опасность бытовых предметов;
работать в паре: формулировать правила перехода
улицы, проводить самопроверку;
моделировать устройство светофора; 19/18
2 чет
14.11
На что похожа наша
планета?
Обобщающий урок
по разделу «Что и
кто?». Презентация
проекта «Моя
малая Родина»
4854 Изучение нового
материала.
Обобщение и
систематизация
Первоначальные сведения о форме
Земли и её движении вокруг
Солнца и своей оси. Глобус —
модель Земли
Раздел: «Как, откуда и куда?». 13 часов.
20/1
20.11 Как живёт семья?
Проект «Моя
семья».
5659 Комбинированный.
21/2
21.11 Откуда в наш дом
приходит вода и
куда она уходит?
6061 Изучение нового
материала.
22/3
27.11 Откуда в наш дом
приходит
6263 Изучение нового
материала.
Знакомство с целями и задачами
раздела. Семья — это самые
близкие люди. Что объединяет
членов семьи. Имена, отчества и
фамилии членов семьи. Жизнь
семьи. Подготовка к выполнению
проекта «Моя семья»: знакомство
с материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и сроков
работы.
Значение воды в доме. Путь воды
от природных источников до
жилища людей. Значение очистных
сооружений для предотвращения
загрязнения природных вод.
Опасность использования
загрязнённой воды. Очистка
загрязнённой воды.
Значение электроприборов в жизни
современного человека.
оценивать своё обращение с предметами домашнего
обихода и поведение на дороге;
выдвигать предположения и доказывать их;
использовать глобус для знакомства с формой нашей
планеты;
работать в паре: рассматривать рисункисхемы и
объяснять особенности движения Земли;
выполнять тестовые задания учебника;
выступать с сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других
учащихся
рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;
называть по именам (отчествам, фамилиям) членов
своей семьи;
рассказывать об интересных событиях в жизни своей
семьи;
оценивать значение семьи для человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых
учатся:
отбирать из семейного архива фотографии членов семьи
во время значимых для семьи событий;
интервьюировать членов семьи;
оценивать значение семейных альбомов для укрепления
семейных отношений;
составлять экспозицию выставки;
прослеживать по рисункусхеме путь воды;
обсуждать необходимость экономии воды;
выяснять опасность употребления загрязнённой воды;
практическая работа:
проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её
очистку;
отличать электроприборы от других бытовых предметов,
не использующих электричество; электричество?
23/4
28.11 Как путешествует
письмо?
6465 Изучение нового
материала.
24/5
4.12 Куда текут реки?
6667 Изучение нового
материала.
Разнообразие бытовых
электроприборов. Способы
выработки электричества и
доставки его потребителям.
Правила безопасности при
использовании электричества и
электроприборов. Современные
энергосберегающие бытовые
приборы.
Разнообразие почтовых
отправлений и средств доставки
корреспонденции. Значение
почтовой связи для общества.
Знакомство с работой почты.
Современные средства
коммуникации.
Расширение и уточнение
представлений детей о реках и
морях, о движении воды от истока
реки до моря, о пресной и морской
воде.
25/6
5.12 Откуда берутся
снег и лёд?
Практическая
работа.
6869 Изучение нового
материала.
Снег и лёд. Исследование свойств
снега и льда.
26/7
11.12 Как живут
растения?
7071 Изучение нового
материала.
Растение как живой организм.
Представление о жизненном цикле
растения. Условия, необходимые
для жизни растений. Уход за
комнатными растениями.
27/8
12.12 Как живут
животные?
7273 Изучение нового
материала.
Животные как живые организмы.
Представление о жизненном цикле
запомнить правила безопасности при обращении с
электричеством и электроприборами;
анализировать схему выработки электричества и
способа его доставки потребителям; обсуждать
необходимость экономии электроэнергии;
практическая работа в паре: собирать простейшую
электрическую цепь;
наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;
работать в паре: строить из разрезных деталей схему
доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме
о путешествии письма, проводить взаимопроверку;
различать почтовые отправления: письма, бандероли,
посылки, открытки;
работать в группе: высказывать предположения о
содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку;
прослеживать по рисункусхеме путь воды из реки в
море;
сравнивать реку и море;
различать пресную и морскую воду;
практическая работа в паре: рассматривать морскую
соль и проводить опыт по «изготовлению» морской
воды;
практическая работа в группе: проводить опыты по
исследованию снега и льда в соответствии с
инструкциями, формулировать выводы из опытов;
наблюдать форму снежинок и отображать её в
рисунках;
наблюдать за ростом и развитием растений,
рассказывать о своих наблюдениях;
прослеживать по рисункусхеме этапы жизни растения;
формулировать выводы об условиях, необходимых для
жизни растений;
практическая работа в паре: ухаживать за комнатными
растениями;
наблюдать за жизнью животных,
рассказывать о своих наблюдениях; 28/9
18.12 Как зимой помочь
птицам?
Практическая
работа.
7475 Изучение нового
материала.
29/10
19.12 Откуда берётся и
куда девается
мусор?
7879 Изучение нового
материала.
30/11
25.12 Откуда в снежках
грязь?
8081 Изучение нового
материала.
животных. Условия, необходимые
для жизни животных. Уход за
животными живого уголка.
Птицы, зимующие в наших краях,
их питание зимой. Важность заботы
о зимующих птицах. Устройство
кормушек и виды корма. Правила
подкормки птиц.
Источники мусора в быту.
Необходимость соблюдения
чистоты в доме, городе, природном
окружении. Раздельный сбор
мусора.
Источники загрязнения нашей
планеты и способы защиты её от
загрязнений. Распространение
загрязнений в окружающей среде.
работать в группе: выполнять задания, формулировать
выводы, осуществлять самопроверку;
наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц
по рисункам и в природе;
обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;
практическая работа в паре: изготавливать простейшие
кормушки и подбирать из предложенного подходящий
для птиц корм;
запомнить правила подкормки птиц;
определять с помощью рисунков учебника источники
возникновения мусора и способы его утилизации;
обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в
городе и в природном окружении; необходимость
раздельного сбора мусора;
практическая работа в группе: сортировать мусор по
характеру материала;
практическая работа в паре: исследовать снежки и
снеговую воду на наличие загрязнений;
обсуждать источники появления загрязнений в снеге;
формулировать предложения по защите окружающей
среды от загрязнений;
сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.
выполнять тестовые задания учебника;
выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
26.12 Обобщающий урок
по разделу «Как,
откуда и куда?»
Презентация
проектов «Моя
семья».
8287 Обобщение и
систематизация.
Обобщение и
систематизация.
31/12
32/13
33/1
3 чет Когда учиться
интересно?
Проект «Мой класс
47
Комбинированный.
Раздел: «Где и когда?». 11 часов.
Знакомство с целями и задачами
раздела. Условия интересной и
успешной учебы: хорошее
оснащение классного помещения,
анализировать иллюстрации учебника, обсуждать
условия интересной и успешной учёбы;
работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике,
рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; и моя школа».
Когда придёт
суббота?
89
Изучение нового
материала.
Когда наступит
лето?
1011 Изучение нового
материала.
дружный коллектив класса,
взаимопомощь одноклассников,
доверительные отношения с
учителем. Обращение к учителю.
Подготовка к выполнению
проекта: знакомство с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и сроков
работы.
Время и его течение. Прошлое,
настоящее и будущее.
Последовательность дней недели.
Последовательность смены времён
года и месяцев в нём. Названия
осенних, зимних, весенних и
летних месяцев. Зависимость
природных явлений от смены
времён года.
Где живут белые
медведи?
Пр/глобус
1213 Изучение нового
материала.
Холодные районы Земли:
Северный Ледовитый океан и
Антарктида. Животный мир
холодных районов.
34/2
35/3
36/4
37/5
Где живут слоны?
Пр/глобус
1415 Изучение нового
материала.
Жаркие районы Земли: саванна и
тропический лес. Животный мир
жарких районов.
рассказывать о своём учителе; формулировать выводы
из коллективного обсуждения;
коллективно составлять рассказ о школе и классе;
презентовать итоги коллективного проекта,
сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);
оформлять фотовыставку;
работать в паре: отображать с помощью карточек
последовательность дней недели, называть дни недели в
правильной последовательности, проводить
взаимоконтроль;
называть любимый день недели, любимое время года и
объяснять, почему именно он является любимым;
работать в паре: находить несоответствия в природных
явлениях на рисунках учебника;
наблюдать сезонные изменения в природе и
фиксировать их в рабочей тетради;
анализировать схему смены времён года и месяцев;
называть времена года в правильной
последовательности, соотносить времена года и месяцы;
использовать цветные фишки для выполнения заданий;
характеризовать природные явления в разные времена
года;
практическая работа в паре: находить на глобусе
Северный Ледовитый океан и Антарктиду,
характеризовать их, осуществлять самоконтроль;
рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника,
извлекать из них информацию о животном мире холодных
районов;
приводить примеры
животных холодных районов;
устанавливать связь между строением, образом жизни
животных и природными условиями;
практическая работа в паре: находить на глобусе экватор
и жаркие районы Земли, характеризовать их,
осуществлять самопроверку; 38/6
Где зимуют птицы?
1619 Изучение нового
материала.
39/7
40/8
Когда появилась
одежда?
2021 Изучение нового
материала.
Когда изобрели
велосипед?
2223 Изучение нового
материала.
41/9
Когда мы станем
взрослыми?
2425 Изучение нового
материала.
Зимующие и перелётные птицы.
Места зимовок перелётных птиц.
Исследование учёными маршрутов
перелёта птиц. Причины,
заставляющие птиц улетать на
зиму.
История появления одежды и
развития моды. Зависимость типа
одежды от погодных условий,
национальных традиций и её
назначения (деловая, спортивная,
рабочая, домашняя, праздничная,
военная).
История появления и
усовершенствования велосипеда.
Устройство велосипеда,
разнообразие современных
моделей (прогулочный, гоночный,
тандем, детский трёхколёсный).
Правила дорожного движения и
безопасности при езде на
велосипеде.
Отличие жизни взрослого человека
от жизни ребёнка. Необходимость
выбора профессии, целевых
установок на будущее.
Ответственность человека за
состояние окружающего мира.
работать в группе: анализировать рисунок учебника,
рассказывать по плану о полученной информации;
приводить примеры животных жарких районов;
устанавливать связь между строением, образом жизни
животных и природными условиями;
различать зимующих и перелётных птиц; группировать
(классифицировать) птиц с использованием цветных
фишек;
работать в паре: выдвигать предположения о местах
зимовок птиц и доказывать их, осуществлять
самопроверку;
объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;
приводить примеры зимующих и перелётных птиц;
прослеживать с помощью иллюстраций учебника
историю появления одежды и развития моды; описывать
одежду людей по рисунку;
отличать национальную одежду своего народа от одежды
других народов;
работать в паре: различать типы одежды в зависимости
от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;
обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;
запомнить правила безопасной езды на велосипеде;
сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;
определять по фотографиям в учебнике профессии
людей, рассказывать о профессиях родителей и старших
членов семьи, обсуждать, какие профессии будут
востребованы в будущем;
работать в паре: сравнивать рисунки учебника,
формулировать выводы в соответствии с заданием;
рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от
наших поступков; 42/10
43/11
44/1
45/2
46/3
47/4
48/5
Обобщающий урок
по разделу «Где и
когда?».
Презентация
проектов «Мой
класс и моя школа».
Почему Солнце
светит днём, а
звёзды ночью?
2630 Обобщение и
систематизация.
Обобщение и
систематизация.
3233 Изучение нового
материала.
Раздел: «Почему и зачем?». 21 час.
Знакомство с целями и задачами
раздела. Солнце — ближайшая к
Земле звезда. Форма, цвет,
сравнительные размеры звёзд.
Созвездие Льва.
Почему Луна
бывает разной?
3435 Изучение нового
материала.
Почему идёт дождь
и дует ветер?
3637 Изучение нового
материала.
Луна — спутник Земли, её
особенности. Изменение внешнего
вида Луны и его причины. Способы
изучения Луны.
Причины возникновения дождя и
ветра. Их значение для человека,
растений и животных
Почему звенит
звонок?
3839 Изучение нового
материала.
Разнообразие звуков в
окружающем мире. Причина
возникновения и способ
распространения звуков.
Необходимость беречь уши
Почему радуга
разноцветная?
4041 Изучение нового
материала.
Радуга — украшение окружающего
мира. Цвета радуги. Причины
возникновения радуги
выполнять тестовые задания учебника;
выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других
учащихся
сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том
числе и Солнца;
работать в паре: моделировать форму, цвет,
сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран,
Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;
использовать атласопределитель для получения нужной
информации;
моделировать созвездие Льва;
анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и
освещения её поверхности Солнцем; формулировать
выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;
моделировать из пластилина форму Луны.
наблюдать за дождями и ветром;
работать в группе: рассказывать по рисунку учебника
о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать
из списка слов те, которые подходят для описания ветра;
объяснять причины возникновения дождя и ветра;
осуществлять самопроверку;
сочинять и рассказывать сказку по рисунку;
анализировать рисунок учебника и передавать голосом
звуки окружающего мира;
практическая работа в паре: исследовать возникновение
и распространение звуков;
обсуждать, почему и как следует беречь уши;
высказывать предположения о причине возникновения
эха, осуществлять самопроверку;
описывать чувства, возникающие при виде радуги;
называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку
учебника; 49/6
50/7
51/8
52/9
53/10
Почему мы любим
кошек и собак?
4245 Изучение нового
материала.
Презентация
проектов «Мои
домашние
питомцы».
Обобщение и
систематизация
Взаимоотношения человека и его
домашних питомцев (кошек и
собак). Предметы ухода за
домашними животными.
Особенности ухода за кошкой и
собакой. Подготовка к
выполнению проекта: знакомство с
материалами учебника,
распределение заданий,
обсуждение способов и сроков
работы
4чет Почему мы не
будем рвать цветы,
и ловить бабочек?
4647 Изучение нового
материала.
Разнообразие цветов и бабочек.
Взаимосвязь цветов и бабочек.
Необходимость сохранения
природного окружения человека.
Почему в лесу мы
будем соблюдать
тишину?
4851 Изучение нового
материала.
Зачем мы спим
ночью?
5253 Изучение нового
материала.
Правила поведения на лугу. Звуки
леса, их разнообразие и красота.
Необходимость соблюдения
тишины в лесу.
Значение сна в жизни человека.
Правила подготовки ко сну. Как
спят животные. Работа человека в
запомнить последовательность цветов радуги с помощью
мнемонического приёма;
высказывать предположения о причинах возникновения
радуги, осуществлять самопроверку;
работать в паре: отображать последовательность
цветов радуги с помощью цветных полосок,
осуществлять взаимопроверку;
сочинять и рассказывать сказочную историю по
рисунку;
описывать по плану своего домашнего питомца (кошку,
собаку);
обсуждать наше отношение к домашним питомцам;
практическая работа в паре: познакомиться с
предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением;
участвовать в ролевой игре, моделирующей
взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;
наблюдать за домашним любимцем и фиксировать
результаты наблюдений;
фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее
интересных ситуациях;
составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере,
повадках, играх;
презентовать свой проект с демонстрацией фотографий
(слайдов);
работать в паре: определять цветы и бабочек с
помощью атласаопределителя, устанавливать
причинноследственные связи (на основе информации
учебника), осуществлять самопроверку;
оценивать поступки других людей и свои собственные по
отношению к природе,
формулировать правила поведения в природе,
сопоставлять их с эталоном;
устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе
информации учебника;
формулировать правила поведения в природе;
сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении
сна в жизни человека;
работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ночную смену.
54/11
55/12
Почему нужно есть
много овощей и
фруктов?
5455 Изучение нового
материала.
Овощи и фрукты, их разнообразие
и значение в питании человека.
Витамины. Правила гигиены при
употреблении овощей и фруктов.
Почему нужно
чистить зубы и мыть
руки?
5657 Изучение нового
материала.
Важнейшие правила гигиены,
необходимость их соблюдения.
Освоение приёмов чистки зубов и
мытья рук
56/13
Зачем нам телефон
и телевизор?
5859 Изучение нового
материала.
Почта, телеграф, телефон —
средства связи. Радио,
телевидение, пресса (газеты и
журналы) — средства массовой
информации. Интернет
ко сну, использовать для выполнения задания цветные
фишки, осуществлять взаимопроверку;
оценивать правильность своей подготовки ко сну;
рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных;
обсуждать информацию о животных, которые ночью не
спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;
определять по рисункам профессии людей и
рассказывать об их работе;
различать овощи и фрукты; группировать
(классифицировать) их с использованием цветных фишек,
осуществлять самопроверку;
работать в группе: находить в учебнике информацию о
витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль
витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;
сочинять и рассказывать сказочную историю по
рисунку;
запомнить правила гигиены при употреблении овощей и
фруктов;
обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,
отбирать из предложенных нужные предметы гигиены,
объяснять их назначение;
рассказывать по рисункам, в каких случаях следует
мыть руки;
практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки
зубов и мытья рук;
запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого
человека должны быть личные;
формулировать основные правила гигиены;
различать средства связи и средства массовой
информации;
рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о
видах телефонов;
объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет
и журналов;
работать в паре: сравнивать старинные и современные
предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники);
обсуждать назначение Интернета;
моделировать ситуации вызова экстренной помощи по 57/14
Зачем нужны
автомобили?
6061 Изучение нового
материала.
58/15
59/16
60/17
61/18
Зачем нужны
поезда?
6263 Изучение нового
материала.
Зачем строят
корабли?
6465 Изучение нового
материала.
Зачем строят
самолёты?
6667 Изучение нового
материала.
6871 Изучение нового
материала.
Почему в
автомобиле и
поезде, на корабле и
самолёте нужно
соблюдать правила
безопасности?
Автомобили — наземный
транспорт, их разнообразие и
назначение. Знакомство с
устройством автомобиля.
Электромобиль — автомобиль
будущего.
Поезда — наземный и подземный
транспорт. Виды поездов в
зависимости от назначения.
Устройство железной дороги.
Представление о развитии
железнодорожного транспорта.
Корабли (суда) — водный
транспорт. Виды кораблей в
зависимости от назначения
(пассажирские, грузовые,
рыболовные, исследовательские
суда, военные корабли).
Устройство корабля.
Самолёты — воздушный
транспорт. Виды самолётов в
зависимости от их назначения
(пассажирские, грузовые, военные,
спортивные). Устройство
самолёта.
Правила безопасности в
автомобиле, в поезде и на железной
дороге, а также в других средствах
транспорта (автобусе,
троллейбусе, трамвае).
Правила безопасности на водном и
воздушном транспорте.
телефону;
классифицировать автомобили и объяснять их
назначение;
работать в паре: по рисункусхеме знакомиться с
устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;
использовать представленную в учебнике информацию
для выполнения задания;
понимать учебную задачу урока и стремиться её
выполнить;
классифицировать поезда в зависимости от их
назначения;
работать в паре: рассказывать об устройстве железной
дороги, осуществлять самоконтроль;
использовать информацию учебника для выполнения
задания, сравнивать старинные и современные поезда;
классифицировать корабли в зависимости от их
назначения; самолёты в зависимости от их назначения;
рассказывать о своих впечатлениях от плавания на
корабле; от полёта на самолёте;
работать в паре: по рисункусхеме знакомиться с
устройством корабля, с устройством самолёта,
проводить самопроверку и взаимопроверку;
обобщать сведения о транспорте, полученные на
предыдущих уроках;
обсуждать необходимость соблюдения правил
безопасности в транспорте;
работать в группе: знакомиться с правилами
безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге;
рассказывать о правилах безопасности в автобусе,
троллейбусе, трамвае;
участвовать в ролевой игре, моделирующей правила
безопасности в транспорте и действия в опасной 62/19
Зачем люди
осваивают космос?
7273 Изучение нового
материала.
63/20
64/21
Почему мы часто
слышим слово
«экология»?
7475 Изучение нового
материала.
7683 Обобщение и
систематизация.
Проверим себя и
оценим свои
достижения по
разделу «Почему и
зачем?»
Спасательные средства на корабле
и в самолёте
Систематизация сведений о
космосе, полученных в течение
года. Освоение человеком космоса:
цели полётов в космос, Ю.А.
Гагарин — первый космонавт
Земли, искусственные спутники
Земли, космические научные
станции.
Первоначальное представление об
экологии. Взаимосвязи между
человеком и природой. День Земли
Резерв – 2 часа.
ситуации;
работать в группе: знакомиться с правилами
безопасности и спасательными средствами на корабле и в
самолёте;
участвовать в ролевой игре, моделирующей правила
безопасности на водном и воздушном транспорте и
действия в опасной ситуации;
рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь
на иллюстрации учебника;
работать в группе: высказывать предположения по
вопросам учебника, осуществлять самопроверку;
моделировать экипировку космонавта;
участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»;
находить в тексте учебника ответы на вопросы;
приводить примеры взаимосвязей между человеком и
природой;
оценивать свои поступки по отношению к природе и
рассказывать о них;
участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный
мир природы»;
выполнять тестовые задания учебника;
выступать с подготовленными сообщениями,
иллюстрировать их наглядными материалами;
обсуждать выступления учащихся;
оценивать свои достижения и достижения других
учащихся Программы:
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. /Приложение к «Примерной
основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа».В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение,
2010
2. Школа России: Сборник рабочих программ 14 классы. Москва «Просвещение» 2011 год
Учебники:
Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник 1 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение 2011 год
Рабочие тетради:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь – 1 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение 2012 год
Тесты:
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты – 1 класс. Москва: Просвещение 2012 год Методические пособия:
1. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки – 1 класс. \
2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атласопределитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
4. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.:
Просвещение, 2010
Компьютерные и информационнокоммуникативные средства:
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс.
Технические средства обучения:
1. Персональный компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Интерактивная доска
4. Магнитофон
5. Магнитная доска
6. CD/DVD проигрыватели
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.