Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс
Оценка 5

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
окружающий мир
1 кл
27.03.2018
Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс
Пояснительная записка по курсу «Окружающий мир» 1 класс Автор Плешаков А.А. Место курса в учебном плане: На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 66 часов (33 учебные недели). Тематическое планирование учебных занятий по курсу «Окружающий мир» Автор Плешаков А.А. 1 класстекст, таблица
окружающий мир.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 3 г. Черепанова Новосибирской области «РАССМОТРЕНО» на заседании МО начальных «СОГЛАСОВАНО» заместитель директора «УТВЕРЖДАЮ» директор МОУ СОШ №3  классов «28» августа 2014 г. Протокол № 1 школы по УВР «____»_____________2014 г. г. Черепанова  «_____» _________ 2014 г. ___________________________ __ _________________________ И.В. Фёдорова ________________________ И. М. Петушкова О.А. Пузанова Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс (базовый уровень изучения предмета) учитель начальных классов  высшей квалификационной категории Михалева Светлана Васильевна 2014­2015 учебный год Пояснительная записка по курсу «Окружающий мир» 1 класс  Автор Плешаков А.А. Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,   Концепцией духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе   единства   рационально­научного   познания   и   эмоционально­ ценностного   осмысления   ребёнком   личного   опыта   общения   с   людьми   и природой;  духовно­нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях   культурного   и   конфессионального   многообразия   российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются:  формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре истории и современной жизни;  осознание   ребенком   ценности,   целостности   и   многообразия   окружающего   мира, своего места в нём;  формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;  формирование   психологической   культуры   и   компетенции   для   обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико­ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно­следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале  природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования   у   младших   школьников   фундамента   экологической   и   культурологической грамотности и соответствующих компетентностей ­ умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо­ и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно­нравственном развитии и воспитании   личности,   формирует   вектор   культурно­ценностных   ориентации   младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.   школы и для дальнейшего развития личности. Курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной Основные   содержательные   линии   предмета   «Окружающий   Мир»   определены   в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе   начального   общего   образования,   а   также   с   проблематикой,   раскрытой   в   Концепции духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество».  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  Природа   как   одна   из   важнейших   основ   здоровой   и   гармоничной   жизни   человека   и общества.      Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии её форм.  Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.  Искусство   (живопись,   архитектура,   литература,   музыка   и   др.)   как   часть   культуры, отражение духовного мира человека один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.  Человечество как многообразие народов, культур, религий.  Международное сотрудничество как основа мира на Земле.  Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.  Социальная   солидарность   как   признание   свободы   личной   и   национальной,   обладание чувствами   справедливости,   милосердия,   чести,   достоинства   по   отношению   к   себе   и   к другим людям.  Гражданственность   как   личная   сопричастность   идеям   правового   государства, гражданского общества, свободы  совести  и вероисповедания, национально­культурного многообразия России и мира.  Семья   как   основа   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности,   залог преемственности   культурно­ценностных   традиций   народов   России   от   поколения   к поколению и жизнеспособности российского общества.  Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.  Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно­ нравственной консолидации российского общества.  Здоровый   образ   жизни   в   единстве   составляющих:   здоровье   физическое,   психическое, духовно­ и социально­нравственное.  Нравственный   выбор   и   ответственность   человека   в   отношении   к   природе,   историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Место курса в учебном плане: На изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 часа в неделю. Программа  рассчитана на 66 часов (33 учебные недели). Формирование универсальных учебных действий 1. Личностные УУД.  Ученик получит возможность для формирования:  Внутренней   позиции   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к   школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;  Ориентации   на   понимание   причин   успеха   в   учебной   деятельности,   в   том   числе   на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;  Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;  Развития   эстетических   чувств   –   стыда,   вины,   совести   как   регуляторов   морального поведения;  Эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;   Установки на здоровый образ жизни; 2. Регулятивные УУД.  Ученик получит возможность научиться:  В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;  Преобразовывать практическую задачу в познавательную; Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;   Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;  Самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия     и   вносить необходимые   коррективы   в   исполнение   как   по   ходу   его   реализации,   так   и   в   конце действия. 3. Познавательные УУД. Ученик получит возможность научиться:  строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­следственных связей;  осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),   в   открытом   информационном   пространстве,   в   том   числе   контролируемом пространстве  Интернета:  осуществлять  запись  (фиксацию) выборочной  информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; строить сообщения в устной и письменной форме;   проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; 4. Коммуникативные УУД. Ученик получит возможность научиться:  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;  учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации   различных   позиций   в сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов:  строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;  задавать вопросы;  контролировать действия партнёра;  использовать речь для регуляции своего действия;  адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения   различных   коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Результаты изучения учебного предмета Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:  осознание   себя   жителем   планеты   Земля,   чувство   ответственности   за   сохранение   её природы;  осознание себя членом общества и государства  (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать В делах и событиях современной российской жизни;  осознание   своей   этнической   и   культурной   принадлежности   в   контексте   единого   и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;  уважение к истории и культуре всех народов Земли на ос норе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;  расширение сферы социально­нравственных представлений, включающих в себя освоение  социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности; способность   к   адекватной   самооценке   с   опорой   на   знание   основных   моральных   норм, требующих   для   своего   выполнения   развития   этических   чувств,   самостоятельности   и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;  установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­ му труду. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:  способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека:  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;  освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др ); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.  Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:    усвоение  первоначальных  сведений  о сущности  и особенностях  объектов,  процессов  и явлений,   характерных   для   природной   и   социальной   действительности   (в   пределах   из­ ученного); сформированность целостного, социально­ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания   младшим школьником),   необходимым   для   получения   дальнейшего   образования   в   области естественно­научных и социально­гуманитарных дисциплин,  умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить  опыты, получать  информацию из семейных  архивов, от окружающих людей, в открытом   информационном   пространстве)   явления   окружающего   мира,   выделять характерные   особенности   природных   и   социальных   объектов;   описывать   и характеризовать   факты   и   события   культуры,   истории   общества   в   контексте   базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм, владение   навыками   устанавливать   и   выявлять   причинно­следственные   связи   в окружающем мире природы и социума;  овладение   основами   экологической   грамотности,   элементарными   правилами нравственного   поведения   в   мире   природы   и   людей,   нормами   здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;  понимание  роли и значения  родного  края  в природе  и историко­культурном  наследии  России, в ее современной жизни;  понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;  понимание   особой   роли   России   в   мировой   истории   и   культуре,   знание   примеров национальных свершений, открытий, побед. Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально­гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без   которой   невозможно   формирование   позитивных   целевых   установок   подрастающего поколения.   Предмет   «Окружающий   мир»   помогает   ученику   в   формировании   личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает   нравственно   и   духовно   зрелых,   активных,   компетентных   граждан,   способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Планируемые результаты к уровню подготовки учащихся по предмету «Окружающий мир»  к концу первого года обучения. Раздел «Человек и природа»    Ученик научится:  Различать (узнавать) объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы.  Сравнивать   объекты   живой   и   неживой   природы   на   основе   внешних   признаков   или известных   характерных   свойств   и   проводить   простейшую   классификацию   изученных объектов природы.  Использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации,   ответов   на   вопросы,   объяснений,   создания   собственных   устных   или письменных высказываний.  Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.  Понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил   безопасного поведения.  Ученик получит возможность научиться:  Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе.  Пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для   сохранения   здоровья,   осознанно   выполнять   режим   дня,   правила   рационального питания и личной гигиены.  Выполнять правила безопасного поведения в природе.            Раздел «Человек и общество»          Ученик научится: родного края.  Различать государственную символику РФ; описывать достопримечательности столицы и  Используя   дополнительные   источники   информации,   находить   факты,   относящиеся   к образу жизни, обычаям; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов.  Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.  Использовать   различные   справочные   издания   и   детскую   литературу   о   человеке   и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных и письменных высказываний.  Соблюдать   правила   личной   безопасности   и   безопасности   окружающих,   понимать необходимость здорового образа жизни.            Ученик получит возможность научиться:  Осознавать   свою   неразрывную   связь   с   разнообразными   окружающими   социальными группами.  Ориентироваться   в   важных   для   страны   и   личности   событиях   и   фактах   прошлого   и настоящего.  Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила,   в   том   числе   правила   общения   со   взрослыми   и   сверстниками   официальной обстановке школы. Исследовательские методы и приемы, используемые в работе:  проблемный метод,   частично­поисковый метод,  ролевая игра, дидактическая игра, метод проекта (рисунки, ОК,  таблица, эксперимент),  ИКТ на уроке (презентация),  сочинение – рассуждение, определение  цели урока,  дифференцированные задания, составление плана, экскурсии. Тематическое планирование учебных занятий  по курсу «Окружающий мир»  Автор Плешаков А.А. 1 класс № Дата  Тема учебного  Стр. Тип учебного  Элементы содержания Характеристика деятельности  учащихся занятия занятия 1/1 1 чет 1.09 3.09 День знаний.  Задавайте вопросы!  3­8 Вводный. Введение.  1 час. Знакомство с учебником и  учебными пособиями (рабочей  тетрадью, сборником тестов,  атласом­определителем «От земли  до неба», книгами для чтения  «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с  персонажами учебника —  Муравьем Вопросиком и Мудрой  Черепахой Раздел:  «Что и кто?».  18 часов. задавать вопросы;  вступать в учебный диалог;  пользоваться условными обозначениями учебника;  различать способы и средства познания окружающего  мира;  оценивать результаты своей работы на уроке. 2/1 3/2 4/3 7.09 Конкурс рисунков  на асфальте. Что  такое Родина? 12.09 Экскурсия в  библиотеку. Что мы знаем о народах  России? 9­ ­13 Изучение нового  материала. Изучение нового  материала. 15.09 Что мы знаем о  Москве? Проект «Моя малая Родина». 14­17 Изучение нового  материала. Знакомство с целями и задачами  раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина.  Первоначальные сведения о  народах России, её столице, о  своей малой родине. Многонациональный характер  населения России; Представления  об этническом типе лица и  национальном костюме.  Национальные праздники народов  России. Основные традиционные  религии. Единство народов России Москва — столица России.  Достопримечательности Москвы:  Кремль, Красная площадь, собор  Василия Блаженного, метро,  зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников. Подготовка к выполнению  проекта: знакомство с  работать с картинной картой России, актуализировать  имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях  жителей;  сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;  рассказывать о малой родине» и Москве как столице  государства; рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица  и национальные костюмы представителей разных  народов;  работать в паре: рассказывать (по фотографиям и  личным впечатлениям) о национальных праздниках;  обсуждать, чем различаются народы России и что  связывает их в единую семью; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве;  узнавать достопримечательности столицы;  работать в паре: рассказывать по фотографиям о  жизни москвичей — своих сверстников;  фотографировать наиболее значимые  достопримечательности своей малой родины; материалами учебника,  распределение заданий,  обсуждение способов и сроков  работы. 5/4 6/5 19.09 Экскурсия на  пришкольный  участок. Что у нас  над головой? 18­19 Изучение нового  материала. 25.09 Экскурсия в парк.  Что у нас под  ногами? 20­21 Изучение нового  материала. Дневное и ночное небо. Солнце и  его форма. Звёзды и созвездия.  Созвездие Большой Медведицы. Камни как природные объекты,  разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры).  Представление о значении камней  в жизни людей. Распознавание  камней. 7/6 26.09 Экскурсия в парк.  Что общего у  разных растений? 22­23 Изучение нового  материала. Части растения (корень, стебель,  листья, цветок, плод, семя).  Представление о соцветиях. 8/7 2.10 Что растёт на  подоконнике? 24­25 Изучение нового  материала. Наиболее распространённые  комнатные растения. Зависимость  внешнего вида растений от  природных условий их родины.  Распознавание комнатных растений в классе. находить в семейном фотоархиве соответствующий  материал;  интервьюировать членов своей семьи об истории и  достопримечательностях своей малой родины;  составлять устный рассказ;  выступать с подготовленным сообщением, опираясь на  фотографии (слайды);  оценивать результаты собственного труда и труда  товарищей. наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо,  рассказывать о нём;  моделировать форму Солнца; работать в паре:  моделировать форму созвездий; работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш  Большой Медведицы; проводить наблюдения за  созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей  тетради);  группировать объекты неживой природы (камешки) по  разным признакам;  практическая работа: определять образцы камней по  фотографиям, рисункам атласа­определителя;  различать гранит, кремень, известняк;  работать в паре: использовать представленную  информацию для получения новых знаний, рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;   практическая работа в группе: находить у растений их  части, показывать и называть; работать в паре: использовать представленную  информацию для получения новых знаний,  различать цветки и соцветия, осуществлять са­ мопроверку. наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их  по рисункам;  практическая работа: определять комнатные растения с  помощью атласа­определителя;  различать изученные растения; 9/8 3.10 26­27 Экскурсия на  пришкольный  участок. Что растёт  на клумбе? Наиболее распространённые  растения цветника (космея,  гладиолус, бархатцы, астра,  петуния, календула), цветущие  осенью. Распознавание растений  цветника. 10/9 9.10 Экскурсия в парк.  Что это за листья? 28­29 Изучение нового  материала. 11/10 10.10 Что такое хвоинки? 30­31 Изучение нового  материала. Деревья возле школы. Листья  деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание  деревьев по листьям. Лиственные и хвойные деревья.  Ель и сосна — хвойные деревья.  Хвоинки — видоизменённые  листья. Распознавание хвойных  деревьев. 12/11 16.10 Выставка рисунков.  Кто такие  насекомые? 32­33 Изучение нового  материала. Насекомые как группа животных.  Главный признак насекомых —  шесть ног. Разнообразие насекомых 13/12 17.10 Выставка рисунков.  Кто такие рыбы? 34­35 Изучение нового  материала. Рыбы — водные животные, тело  которых (у большинства) покрыто  чешуёй. Морские и речные рыбы. работать в паре: использовать представленную  информацию для получения новых знаний о родине  комнатных растений, осуществлять самопроверку;  приводить примеры комнатных растений;  рассказывать об особенностях любимого растения наблюдать растения клумбы и дачного участка и  узнавать их по рисункам;  практическая работа: определять растения цветника с  помощью атласа­определителя;  работать в паре: узнавать по фотографиям растения  цветника, осуществлять самопроверку;  рассказывать о любимом цветке; наблюдать осенние изменения окраски листьев на  деревьях;  узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на  рисунках и фотографиях;  сравнивать и группировать листья по различным  признакам;  практическая работа в группе: определять деревья по  листьям;  описывать внешний вид листьев какого­либо дерева;  различать лиственные и хвойные деревья;  практическая работа в группе: определять деревья с  помощью атласа­определителя;  сравнивать ель и сосну;  описывать дерево по плану; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части  тела различных насекомых;  работать в паре: узнавать насекомых на рисунке,  определять насекомых с помощью атласа­определителя,  осуществлять самопроверку, приводить примеры  насекомых;  рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;  моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет  или кружочков из фольги;  работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять 14/13 23.10 Экскурсия в парк.  Кто такие птицы? . 36­37 Изучение нового  материала. 15/14 24.10 Выставка рисунков.  Кто такие звери? 38­41 Изучение нового  материала. Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное  знакомство со строением пера  птицы Внешнее строение и разнообразие  зверей. Основные признаки зверей:  шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела  зверя с его образом жизни 16/15 17/16 30.10 Что окружает нас  дома? 42­43 Изучение нового  материала. 31.10 Экскурсия в  компьютерный  класс. Что умеет  компьютер? 44­45 Изучение нового  материала. Систематизация представлений  детей о предметах домашнего  обихода. Группировка предметов  по их назначению. Знакомство с компьютером, его  назначением и составными  частями. Роль компьютера в  современной жизни. Правила  безопасного обращения с ним. 18/17 13.11 Что вокруг нас  может быть  опасным? 46­47 Изучение нового  материала. Первоначальное знакомство с  потенциально опасными  окружающими предметами и  транспортом. Элементарные  правила дорожного движения. самопроверку;  описывать рыбу по плану;  приводить примеры речных и морских рыб с помощью  атласа­определителя;  рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;  практическая работа: исследовать строение пера птицы;  работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять  птиц с помощью атласа­определителя, проводить  самопроверку;  описывать птицу по плану; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;  практическая работа: исследовать строение шерсти  зверей;  работать в паре: узнавать зверей на рисунке,  определять зверей с помощью атласа­определителя,  устанавливать связь между строением тела зверя и его  образом жизни;  характеризовать назначение бытовых предметов; находить на рисунке предметы определённых групп;  работать в паре: группировать предметы домашнего  обихода; проводить взаимопроверку;  приводить примеры предметов разных групп;  определять составные части компьютера;  характеризовать назначение частей компьютера;  сравнивать стационарный компьютер и ноутбук;  работать в паре: рассказывать (по рисунку­схеме) о  возможностях компьютера, обсуждать значение  компьютера в нашей жизни;  соблюдать правила безопасного обращения с  компьютером;  выявлять потенциально опасные предметы домашнего  обихода;  характеризовать опасность бытовых предметов;  работать в паре: формулировать правила перехода  улицы, проводить самопроверку;  моделировать устройство светофора; 19/18 2 чет 14.11 На что похожа наша планета? Обобщающий урок   по разделу «Что и  кто?». Презентация  проекта «Моя  малая Родина» 48­54 Изучение нового  материала. Обобщение и  систематизация Первоначальные сведения о форме  Земли и её движении вокруг  Солнца и своей оси. Глобус —  модель Земли Раздел:  «Как, откуда и куда?».  13 часов. 20/1 20.11 Как живёт семья?  Проект «Моя  семья». 56­59 Комбинированный. 21/2 21.11 Откуда в наш дом  приходит вода и  куда она уходит? 60­61 Изучение нового  материала. 22/3 27.11 Откуда в наш дом  приходит  62­63 Изучение нового  материала. Знакомство с целями и задачами  раздела. Семья — это самые  близкие люди. Что объединяет  членов семьи. Имена, отчества и  фамилии членов семьи. Жизнь  семьи. Подготовка к выполнению  проекта «Моя семья»: знакомство  с материалами учебника,  распределение заданий,  обсуждение способов и сроков  работы. Значение воды в доме. Путь воды  от природных источников до  жилища людей. Значение очистных  сооружений для предотвращения  загрязнения природных вод.  Опасность использования  загрязнённой воды. Очистка  загрязнённой воды. Значение электроприборов в жизни современного человека.  оценивать своё обращение с предметами домашнего  обихода и поведение на дороге; выдвигать предположения и доказывать их;  использовать глобус для знакомства с формой нашей  планеты;  работать в паре: рассматривать рисунки­схемы и  объяснять особенности движения Земли; выполнять тестовые задания учебника;  выступать с сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся;  оценивать свои достижения и достижения других  учащихся рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника;  называть по именам (отчествам, фамилиям) членов  своей семьи;  рассказывать об интересных событиях в жизни своей  семьи;  оценивать значение семьи для человека и общества.  В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых  учатся: отбирать из семейного архива фотографии членов семьи  во время значимых для семьи событий;  интервьюировать членов семьи;  оценивать значение семейных альбомов для укрепления  семейных отношений;  составлять экспозицию выставки;  прослеживать по рисунку­схеме путь воды;  обсуждать необходимость экономии воды;  выяснять опасность употребления загрязнённой воды;  практическая работа:  проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её  очистку;  отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; электричество? 23/4 28.11 Как путешествует  письмо? 64­65 Изучение нового  материала. 24/5 4.12 Куда текут реки? 66­67 Изучение нового  материала. Разнообразие бытовых  электроприборов. Способы  выработки электричества и  доставки его потребителям.  Правила безопасности при  использовании электричества и  электроприборов. Современные  энергосберегающие бытовые  приборы. Разнообразие почтовых  отправлений и средств доставки  корреспонденции. Значение  почтовой связи для общества.  Знакомство с работой почты.  Современные средства  коммуникации. Расширение и уточнение  представлений детей о реках и  морях, о движении воды от истока  реки до моря, о пресной и морской воде. 25/6 5.12 Откуда берутся  снег и лёд? Практическая  работа. 68­69 Изучение нового  материала. Снег и лёд. Исследование свойств  снега и льда. 26/7 11.12 Как живут  растения? 70­71 Изучение нового  материала. Растение как живой организм.  Представление о жизненном цикле  растения. Условия, необходимые  для жизни растений. Уход за  комнатными растениями. 27/8 12.12 Как живут  животные? 72­73 Изучение нового  материала. Животные как живые организмы.  Представление о жизненном цикле  запомнить правила безопасности при обращении с  электричеством и электроприборами; анализировать схему выработки электричества и  способа его доставки потребителям; обсуждать  необходимость экономии электроэнергии; практическая работа в паре: собирать простейшую  электрическую цепь; наблюдать за работой почты и рассказывать о ней;  работать в паре: строить из разрезных деталей схему  доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме  о путешествии письма, проводить взаимопроверку;  различать почтовые отправления: письма, бандероли,  посылки, открытки;  работать в группе: высказывать предположения о  содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; прослеживать по рисунку­схеме путь воды из реки в  море;  сравнивать реку и море;  различать пресную и морскую воду;  практическая работа в паре: рассматривать морскую  соль и проводить опыт по «изготовлению» морской  воды;  практическая работа в группе: проводить опыты по  исследованию снега и льда в соответствии с  инструкциями, формулировать выводы из опытов;  наблюдать форму снежинок и отображать её в  рисунках;  наблюдать за ростом и развитием растений,  рассказывать о своих наблюдениях;  прослеживать по рисунку­схеме этапы жизни растения;  формулировать выводы об условиях, необходимых для  жизни растений;  практическая работа в паре: ухаживать за комнатными  растениями;  наблюдать за жизнью животных,  рассказывать о своих наблюдениях; 28/9 18.12 Как зимой помочь  птицам? Практическая  работа. 74­75 Изучение нового  материала. 29/10 19.12 Откуда берётся и  куда девается  мусор? 78­79 Изучение нового  материала. 30/11 25.12 Откуда в снежках  грязь? 80­81 Изучение нового  материала. животных. Условия, необходимые  для жизни животных. Уход за  животными живого уголка. Птицы, зимующие в наших краях,  их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство  кормушек и виды корма. Правила  подкормки птиц. Источники мусора в быту.  Необходимость соблюдения  чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор  мусора. Источники загрязнения нашей  планеты и способы защиты её от  загрязнений. Распространение  загрязнений в окружающей среде. работать в группе: выполнять задания, формулировать  выводы, осуществлять самопроверку; наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц  по рисункам и в природе;  обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц;  практическая работа в паре: изготавливать простейшие  кормушки и подбирать из предложенного подходящий  для птиц корм;  запомнить правила подкормки птиц;  определять с помощью рисунков учебника источники  возникновения мусора и способы его утилизации;  обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в  городе и в природном окружении; необходимость  раздельного сбора мусора;  практическая работа в группе: сортировать мусор по  характеру материала;  практическая работа в паре: исследовать снежки и  снеговую воду на наличие загрязнений;  обсуждать источники появления загрязнений в снеге;  формулировать предложения по защите окружающей  среды от загрязнений;  сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои  достижения на уроке. выполнять тестовые задания учебника;  выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся;  26.12 Обобщающий урок   по разделу «Как,  откуда и куда?»  Презентация  проектов  «Моя  семья». 82­87 Обобщение и  систематизация. Обобщение и  систематизация. 31/12 32/13 33/1 3 чет Когда учиться  интересно? Проект «Мой класс  4­7 Комбинированный. Раздел:  «Где и когда?».  11 часов. Знакомство с целями и задачами  раздела. Условия интересной и  успешной учебы: хорошее  оснащение классного помещения,  анализировать иллюстрации учебника, обсуждать  условия интересной и успешной учёбы;  работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике,  рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; и моя школа». Когда придёт  суббота?  8­9 Изучение нового  материала. Когда наступит  лето? 10­11 Изучение нового  материала. дружный коллектив класса,  взаимопомощь одноклассников,  доверительные отношения с  учителем. Обращение к учителю.  Подготовка к выполнению  проекта: знакомство с  материалами учебника,  распределение заданий,  обсуждение способов и сроков  работы. Время и его течение. Прошлое,  настоящее и будущее.  Последовательность дней недели.  Последовательность смены времён  года и месяцев в нём. Названия  осенних, зимних, весенних и  летних месяцев. Зависимость  природных явлений от смены  времён года. Где живут белые  медведи? Пр/глобус 12­13 Изучение нового  материала. Холодные районы Земли:  Северный Ледовитый океан и  Антарктида. Животный мир  холодных районов. 34/2 35/3 36/4 37/5 Где живут слоны? Пр/глобус 14­15 Изучение нового  материала. Жаркие районы Земли: саванна и  тропический лес. Животный мир  жарких районов. рассказывать о своём учителе; формулировать выводы  из коллективного обсуждения; коллективно составлять рассказ о школе и классе;  презентовать итоги коллективного проекта,  сопровождая рассказ фотографиями (слайдами);  оформлять фотовыставку;  работать в паре: отображать с помощью карточек  последовательность дней недели, называть дни недели в  правильной последовательности, проводить  взаимоконтроль;  называть любимый день недели,  любимое время года и  объяснять, почему именно он является любимым;   работать в паре: находить несоответствия в природных  явлениях на рисунках учебника;  наблюдать сезонные изменения в природе и  фиксировать их в рабочей тетради;  анализировать схему смены времён года и месяцев;  называть времена года в правильной  последовательности, соотносить времена года и месяцы;  использовать цветные фишки для выполнения заданий;  характеризовать природные явления в разные времена  года; практическая работа в паре: находить на глобусе  Северный Ледовитый океан и Антарктиду,  характеризовать их, осуществлять самоконтроль;  рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника,  извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;  приводить примеры животных холодных районов;  устанавливать связь между строением, образом жизни  животных и природными условиями;  практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их,  осуществлять самопроверку; 38/6 Где зимуют птицы? 16­19 Изучение нового  материала. 39/7 40/8 Когда появилась  одежда? 20­21 Изучение нового  материала. Когда изобрели  велосипед? 22­23 Изучение нового  материала. 41/9 Когда мы станем  взрослыми? 24­25 Изучение нового  материала. Зимующие и перелётные птицы.  Места зимовок перелётных птиц.  Исследование учёными маршрутов  перелёта птиц. Причины,  заставляющие птиц улетать на  зиму. История появления одежды и  развития моды. Зависимость типа  одежды от погодных условий,  национальных традиций и её  назначения (деловая, спортивная,  рабочая, домашняя, праздничная,  военная).  История появления и  усовершенствования велосипеда.  Устройство велосипеда,  разнообразие современных  моделей (прогулочный, гоночный,  тандем, детский трёхколёсный).  Правила дорожного движения и  безопасности при езде на  велосипеде. Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость  выбора профессии, целевых  установок на будущее.  Ответственность человека за  состояние окружающего мира. работать в группе: анализировать рисунок учебника,  рассказывать по плану о полученной информации;  приводить примеры животных жарких районов;  устанавливать связь между строением, образом жизни  животных и природными условиями;  различать зимующих и перелётных птиц; группировать  (классифицировать) птиц с использованием цветных  фишек; работать в паре: выдвигать предположения о местах  зимовок птиц и доказывать их, осуществлять  самопроверку;  объяснять причины отлёта птиц в тёплые края;  приводить примеры зимующих и перелётных птиц;  прослеживать с помощью иллюстраций учебника  историю появления одежды и развития моды; описывать  одежду людей по рисунку;  отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов;  работать в паре: различать типы одежды в зависимости  от её назначения, подбирать одежду для разных случаев;  обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;  запомнить правила безопасной езды на велосипеде;  сравнивать жизнь взрослого и ребёнка;  определять по фотографиям в учебнике профессии  людей, рассказывать о профессиях родителей и старших  членов семьи, обсуждать, какие профессии будут  востребованы в будущем;  работать в паре: сравнивать рисунки учебника,  формулировать выводы в соответствии с заданием; рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от  наших поступков; 42/10 43/11 44/1 45/2 46/3 47/4 48/5 Обобщающий урок  по разделу «Где и  когда?». Презентация  проектов  «Мой  класс и моя школа». Почему Солнце  светит днём, а  звёзды ночью? 26­30 Обобщение и  систематизация. Обобщение и  систематизация. 32­33 Изучение нового  материала. Раздел:  «Почему и зачем?».  21 час. Знакомство с целями и задачами  раздела. Солнце — ближайшая к  Земле звезда. Форма, цвет,  сравнительные размеры звёзд.  Созвездие Льва.   Почему Луна  бывает разной? 34­35 Изучение нового  материала. Почему идёт дождь  и дует ветер? 36­37 Изучение нового  материала. Луна — спутник Земли, её  особенности. Изменение внешнего  вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. Причины возникновения дождя и  ветра. Их значение для человека,  растений и животных Почему звенит  звонок? 38­39 Изучение нового  материала. Разнообразие звуков в  окружающем мире. Причина  возникновения и способ  распространения звуков.  Необходимость беречь уши Почему радуга  разноцветная? 40­41 Изучение нового  материала. Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины  возникновения радуги выполнять тестовые задания учебника;  выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами;  обсуждать выступления учащихся;  оценивать свои достижения и достижения других  учащихся сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том  числе и Солнца;  работать в паре: моделировать форму, цвет,  сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран,  Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;  использовать атлас­определитель для получения нужной информации;  моделировать созвездие Льва;   анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и  освещения её поверхности Солнцем; формулировать  выводы о причинах изменения внешнего вида Луны;  моделировать из пластилина форму Луны. наблюдать за дождями и ветром;  работать в группе: рассказывать по рисунку учебника  о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать  из списка слов те, которые подходят для описания ветра;  объяснять причины возникновения дождя и ветра;  осуществлять самопроверку;  сочинять и рассказывать сказку по рисунку;  анализировать рисунок учебника и передавать голосом  звуки окружающего мира;  практическая работа в паре: исследовать возникновение  и распространение звуков;  обсуждать, почему и как следует беречь уши;  высказывать предположения о причине возникновения  эха, осуществлять самопроверку; описывать чувства, возникающие при виде радуги;  называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку  учебника; 49/6 50/7 51/8 52/9 53/10 Почему мы любим  кошек и собак? 42­45 Изучение нового  материала. Презентация  проектов «Мои  домашние  питомцы». Обобщение и  систематизация Взаимоотношения человека и его  домашних питомцев (кошек и  собак). Предметы ухода за  домашними животными.  Особенности ухода за кошкой и  собакой.  Подготовка к  выполнению проекта: знакомство с  материалами учебника,  распределение заданий,  обсуждение способов и сроков  работы 4чет Почему мы не  будем рвать цветы,  и ловить бабочек? 46­47 Изучение нового  материала. Разнообразие цветов и бабочек.  Взаимосвязь цветов и бабочек.  Необходимость сохранения  природного окружения человека.  Почему в лесу мы  будем соблюдать  тишину? 48­51 Изучение нового  материала. Зачем мы спим  ночью? 52­53 Изучение нового  материала. Правила поведения на лугу.  Звуки  леса, их разнообразие и красота.  Необходимость соблюдения  тишины в лесу. Значение сна в жизни человека.  Правила подготовки ко сну. Как  спят животные. Работа человека в  запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма;  высказывать предположения о причинах возникновения  радуги, осуществлять самопроверку;  работать в паре: отображать последовательность  цветов радуги с помощью цветных полосок,  осуществлять взаимопроверку;  сочинять и рассказывать сказочную историю по  рисунку;  описывать по плану своего домашнего питомца (кошку,  собаку);  обсуждать наше отношение к домашним питомцам; практическая работа в паре: познакомиться с  предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; участвовать в ролевой игре, моделирующей  взаимоотношения хозяина и домашнего любимца;  наблюдать за домашним любимцем и фиксировать  результаты наблюдений;  фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее  интересных ситуациях;  составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх;  презентовать свой проект с демонстрацией фотографий  (слайдов);  работать в паре: определять цветы и бабочек с  помощью атласа­определителя, устанавливать  причинно­следственные связи (на основе информации  учебника), осуществлять самопроверку;  оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе,  формулировать правила поведения в природе,  сопоставлять их с эталоном;  устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе  информации учебника;  формулировать правила поведения в природе; сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека;  работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ночную смену. 54/11 55/12 Почему нужно есть  много овощей и  фруктов? 54­55 Изучение нового  материала. Овощи и фрукты, их разнообразие  и значение в питании человека.  Витамины. Правила гигиены при  употреблении овощей и фруктов. Почему нужно  чистить зубы и мыть руки? 56­57 Изучение нового  материала. Важнейшие правила гигиены,  необходимость их соблюдения.  Освоение приёмов чистки зубов и  мытья рук 56/13 Зачем нам телефон  и телевизор? 58­59 Изучение нового  материала. Почта, телеграф, телефон —  средства связи. Радио,  телевидение, пресса (газеты и  журналы) — средства массовой  информации. Интернет ко сну, использовать для выполнения задания цветные  фишки, осуществлять взаимопроверку;  оценивать правильность своей подготовки ко сну;  рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных;  обсуждать информацию о животных, которые ночью не  спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»;  определять по рисункам профессии людей и  рассказывать об их работе; различать овощи и фрукты; группировать  (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку;  работать в группе: находить в учебнике информацию о  витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль  витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма;  сочинять и рассказывать сказочную историю по  рисунку;  запомнить правила гигиены при употреблении овощей и  фруктов; обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук,  отбирать из предложенных нужные предметы гигиены,  объяснять их назначение; рассказывать по рисункам, в каких случаях следует  мыть руки;  практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки  зубов и мытья рук;  запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого  человека должны быть личные;  формулировать основные правила гигиены;  различать средства связи и средства массовой  информации;  рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о  видах телефонов;  объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов;  работать в паре: сравнивать старинные и современные  предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники);  обсуждать назначение Интернета;  моделировать ситуации вызова экстренной помощи по 57/14 Зачем нужны  автомобили? 60­61 Изучение нового  материала. 58/15 59/16 60/17 61/18 Зачем нужны  поезда? 62­63 Изучение нового  материала. Зачем строят  корабли?  64­65 Изучение нового  материала. Зачем строят  самолёты? 66­67 Изучение нового  материала. 68­71 Изучение нового  материала. Почему в  автомобиле и  поезде, на корабле и самолёте  нужно  соблюдать правила  безопасности? Автомобили — наземный  транспорт, их разнообразие и  назначение. Знакомство с  устройством автомобиля.  Электромобиль — автомобиль  будущего. Поезда — наземный и подземный  транспорт. Виды поездов в  зависимости от назначения.  Устройство железной дороги.  Представление о развитии  железнодорожного транспорта. Корабли (суда) — водный  транспорт. Виды кораблей в  зависимости от назначения  (пассажирские, грузовые,  рыболовные, исследовательские  суда, военные корабли).  Устройство корабля.  Самолёты — воздушный  транспорт. Виды самолётов в  зависимости от их назначения  (пассажирские, грузовые, военные,  спортивные). Устройство  самолёта. Правила безопасности в  автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе,  троллейбусе, трамвае). Правила безопасности на водном и  воздушном транспорте.  телефону;  классифицировать автомобили и объяснять их  назначение;  работать в паре: по рисунку­схеме знакомиться с  устройством автомобиля, проводить взаимопроверку;  использовать представленную в учебнике информацию  для выполнения задания;  понимать учебную задачу урока и стремиться её  выполнить;  классифицировать поезда в зависимости от их  назначения;  работать в паре: рассказывать об устройстве железной  дороги, осуществлять самоконтроль; использовать информацию учебника для выполнения  задания, сравнивать старинные и современные поезда; классифицировать корабли в зависимости от их  назначения; самолёты в зависимости от их назначения; рассказывать о своих впечатлениях от плавания на  корабле; от полёта на самолёте; работать в паре: по рисунку­схеме знакомиться с  устройством корабля, с устройством самолёта,  проводить самопроверку и взаимопроверку;  обобщать сведения о транспорте, полученные на  предыдущих уроках;  обсуждать необходимость соблюдения правил  безопасности в транспорте;  работать в группе: знакомиться с правилами  безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге;  рассказывать о правилах безопасности в автобусе,  троллейбусе, трамвае;  участвовать в ролевой  игре, моделирующей правила  безопасности в транспорте и действия в опасной 62/19 Зачем люди  осваивают космос? 72­73 Изучение нового  материала. 63/20 64/21 Почему мы часто  слышим слово  «экология»? 74­75 Изучение нового  материала. 76­83 Обобщение и  систематизация. Проверим себя и  оценим свои  достижения по  разделу «Почему и  зачем?»  Спасательные средства на корабле  и в самолёте Систематизация сведений о  космосе, полученных в течение  года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А.  Гагарин — первый космонавт  Земли, искусственные спутники  Земли, космические научные  станции. Первоначальное представление об  экологии. Взаимосвязи между  человеком и природой. День Земли Резерв – 2  часа. ситуации;  работать в группе: знакомиться с правилами  безопасности и спасательными средствами на корабле и в  самолёте;  участвовать в ролевой игре, моделирующей правила  безопасности на водном и воздушном транспорте и  действия в опасной ситуации; рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь  на иллюстрации учебника;  работать в группе: высказывать предположения по  вопросам учебника, осуществлять самопроверку;  моделировать экипировку космонавта;  участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; находить в тексте учебника ответы на вопросы;  приводить примеры взаимосвязей между человеком и  природой;  оценивать свои поступки по отношению к природе и  рассказывать о них;  участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный  мир природы»;  выполнять тестовые задания учебника;  выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами;  обсуждать выступления учащихся;  оценивать свои достижения и достижения других  учащихся Программы: Материально – техническое обеспечение образовательного процесса 1. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. /Приложение к «Примерной  основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа».В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение,  2010 2. Школа России: Сборник рабочих программ 1­4 классы. Москва «Просвещение» 2011 год Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник ­1 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение  2011 год Рабочие тетради: Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь – 1 класс. В 2 частях. Москва: Просвещение  2012 год Тесты: Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты – 1 класс. Москва: Просвещение 2012 год Методические пособия: 1. Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир: Поурочные разработки – 1 класс. \ 2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас­определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010 3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010 4. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.:  Просвещение, 2010 Компьютерные и информационно­коммуникативные средства: Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир» 1 класс. Технические средства обучения: 1. Персональный компьютер 2. Мультимедийный проектор 3. Интерактивная доска 4. Магнитофон 5. Магнитная доска 6. CD/DVD ­ проигрыватели

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа курса «Окружающий мир» 1 класс

Рабочая программа  курса «Окружающий мир» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2018