Рабочая программа курса ОРКСЭ по учебному модулю «Основы православной культуры» для IV класса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 19.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа курса ОРКСЭ по учебному модулю «Основы православной культуры» для IV класса разработана на основе: федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников, авт.: А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009; примерной программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», авт. А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010; учебник «Основы православной культуры», авт. А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2012. Учебный модуль «Основы православной культуры» является частью курса ОРКСЭ, однако включает в себя такой объём материала по предмету, что позволяет его использовать как самостоятельный учебный компонент.
Иконка файла материала Рабочая программа_4 класс_основы православной культуры.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса ОРКСЭ по учебному модулю «Основы православной культуры» для IV класса разработана на основе: федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; концепции духовно – нравственного воспитания российских школьников, авт.:   А.Я Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. –  М.: Просвещение, 2009; примерной программы  учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», авт. А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2010; учебник «Основы православной культуры», авт. А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2012. Учебный   модуль   «Основы   православной   культуры»   является   частью   курса   ОРКСЭ, однако включает в себя такой объём материала по предмету, что позволяет его использовать как самостоятельный учебный компонент.   Цель и задачи обучения Цель: содействие гармоничному духовному и физическому развитию личности ребёнка. Задачи:   знакомство младших школьников с основами православной культуры через развитие мотивации к изучению русского исторического и культурного наследия; воспитание школьников достойными гражданами России через формирование у них потребности усвоения общечеловеческих ценностей; формирование     у   детей   мотиваций   к   осознанному   нравственному   поведениюпутём   усвоения основополагающих принципов нравственности и духовного развития; формирование у детей ценностно­смысловой мировоззренческой основы;  развитие познавательной деятельности обучающихся  и их творческих способностей;  создание системы взаимодействия семьи и школы в области духовно­нравственного воспитания детей. Учебный модуль «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ предлагается изучать на   переходной   стадии   от   начальной   к   основной   ступени   общеобразовательной   школы.     По содержанию   и   месту   в   учебном   плане   он   служит   важным   связующим   звеном   между   двумя этапами   гуманитарного   образования   и   воспитания   школьников,   так   как   дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной   основной   школы,   и   предваряет   начинающееся   в   5   классе   изучение   предмета «История».   Таким   образом,   ознакомление   с   православными   ценностями   и   нравственными идеалами духовных традиций России происходит в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего. Особенности учебного модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ Учебный   модуль   «Основы   православной   культуры»открывает   новые   возможности   для диалога учителя с обучающимися, предоставляя возможность разнообразить формы и методы учебно–воспитательной   работы,     выстраиваемой   на   изучении   культурологических   основ православия   и   понимания   роли   православной   веры   в   становлении   и   развитии   российской государственности.   Предлагаемый   к   изучению   материал   содержит   новую   информацию, направлен на развитие логического и образного мышления детей, активизацию их творческих способностей, поиск самостоятельных решений.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Личностные результаты: формирование   основ   российской   гражданской   идентичности,   чувства   гордости   за   своё Отечество,   народ,   культуру   и   историю   России,   осознание   своей   этнической   и   национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование   целостного,   социально   ориентированного   взгляда   на   мир   в   его   единстве   и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания всем людям. Предметные результаты: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство   с   основами   православной   культуры,   понимание   их   значения   для   выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности человеческой жизни; понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как  человека, так и общества; формирование первоначальных представлений о православии, их роли в становлении российской государственности, развитии культуры; воспитание нравственного совершенства, основанного на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России. Для успешности познавательной деятельности и творческой активности обучающихся в учебном процессе   немалую   роль   играет   внеурочная   и   внеклассная   работа,   которую   необходимо проводить   как   для   расширения   общего   кругозора   детей,   так   и   для   развития   их   интереса   к конкретной области знаний (в данном случае – к православию).  Духовно­нравственное   воспитание   младших   школьников   предполагает   безусловное взаимопонимание   и   сотрудничество   с   родителями   детей:   установление   контакта   с   семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ. Метапредметные результаты: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями   и   задачами;   осознанно   строить   речевое   высказывание   в   соответствии   с   задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;  готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   признавать   возможность   существования различных точек зрения на оценку событий; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием модуля «Основы православной культуры». Межпредметные связи: история, литература, музыка, изобразительное искусство. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА Структура   модуля   «Основы   православной   культуры»   представлена   четырьмя тематическими блоками (разделами).  Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).   Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.  Блок   2.   Основы   православной     культуры,   часть   1   (16   часов).   Содержание:   Введение   в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане.   Что   говорит   о   Боге   и   мире   православная     культура.   Что   говорит   о   человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская   этика:   заповеди   блаженства.   Золотое   правило   нравственности.   Любовь   кближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.  Блок 3. Основы православной культуры, часть 2 (12 часов).Содержание: Православие в России. Православный   храм   и   другие   святыни.   Православные   Таинства.   Символический   язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).   Православный   календарь,   его   символическое   значение.   Почитание   святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры». Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).  Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.  Четвертый   блок   является   практическим,   обобщающим   и   оценочным,   так   как предусматривает   подготовку   и   презентацию   проектов   на   основе   изученного   материала,   что позволит   оценить   качество   знаний   обучающихся   по   предмету.   В   ходе   подготовки   своих проектов, которые   могут быть как индивидуальными, так и коллективными, дети получают возможность   повторить   и   обобщить   ранее   изученный   материал,   но   уже   в   творческо– деятельностной форме.  Вся   учебная   программа   по   модулю   «Основы   православной   культуры»   построена   на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий. Формы контроля и варианты его проведения Формы   контроля,   предполагающие   отслеживание   результата   обученности   по   данному предмету, могут быть следующие:  контроль   учителя:   устный   опрос,   проверка   выполнения   домашней   работы,   самостоятельной работы; взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);  самоконтроль; фронтальная проверка знаний; тестирование. Итоговой формой оценки деятельности обучающихся является выполнение творческой работы по индивидуальной теме или создание и презентация проекта в рамках учебного модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.№ п/п I четверть Тема Кол­во часов № п/п ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ II четверть Тема Кол­во часов № п/п III четверть Тема 1. Введение  2. Основы  православной  культуры  Итого За год 1 7 8 № Тема урока  /тип урока/ Количе ство часов 1 Россия – наша  Родина 1 Вводное занятие 1. Основы  православной  культуры  1. Основы  православной  культуры  7 7 КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тип урока Универсальные учебные действия и личностные результаты Кол­ во часов 10 10 № п/п IV четверть Тема Кол­во часов 1. Основы  православной  культуры 2. Духовные традиции  многонационального  народа России 5 4 9 34 Дата ИКТ и доп. материал ЦОР Введение 1 час ­ осознавать чувство гордости за свою Родину, свой  народ; ­ стремиться к осознанию своей принадлежности к  многонациональному российскому обществу;  ­ иметь представление о терминах и понятиях:  Россия = Родина = Отечество, патриотизм,  государственная символика; ­ знать государственную символику; ­ иметь представление о содержании учебника  «Основы православной культуры»;2 Культура и  религия 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) ­ стремиться к усвоению принципов работы с  учебником «Основы православной культуры»; ­ проявлять достойное и уважительное отношение к  иному мировоззрению, вере, историческому и  культурному наследию. Личностные результаты:­осознание себя  гражданином России; ­ испытание чувства гордости за свою Родину, народ; ­ знание государственной символики; ­ уважительное отношение к мировоззрению, вере,  мнению, культурному и историческому наследию  других народов; ­ усвоение принципов работы с учебником «Основы  православной культуры». ­ стремиться к осмыслению приоритета духовных  ценностей над материальными; ­ уметь сформулировать вопросы по прочитанному  тексту модуля «Основы православной культуры» и  ответить на них;  ­ иметь представления о терминах и понятиях:  религия, духовность, культурные традиции,  памятники культуры. Личностные результаты:  ­ стремление к осмыслению приоритета духовных  ценностей над материальными; ­ умение сформулировать вопросы по прочитанному  тексту модуля «Основы православной культуры» и  ответить на них. ЦОР3 4 Человек и Бог в Православии Православная молитва 1 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) ЦОР ЦОР ­ проявлять интерес к познанию Православия;  ­ иметь представления о терминах и понятиях: Бог,  Творец, Иисус Христос, Богочеловек, Богородица,  духовный мир человека; ­ составлять план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму; ­ уметь работать в парах и группах, применяя  правила сотрудничества. Личностные результаты:  ­ стремление к изучению основных этапов  становления православной культуры на Руси; ­ стремление к усвоению и осмыслению  православных терминов и православных понятий; ­ умение составить план по изучаемой теме модуля  «Основы православной культуры». ­ проявлять познавательный интерес к новому  учебному предмету; ­ иметь представления о терминах и понятиях:  молитва, благодать, апостолы, святые; ­ соотносить правильно дидактический материал,  иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом); ­ уметь раскрыть авторский замысел картины  (художественного произведения), с выделением  основной мысли. Личностные результаты:  ­стремление кпониманию красоты звучания текста  молитвы; ­стремление к развитию эмоциональной  отзывчивости;5 Библия и  Евангелие 6 Проповедь  Христа 1 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) ЦОР ­стремление к усвоению и осмыслению православных терминов и православных понятий; ­ умение раскрывать авторский замысел картины  (художественного произведения), выделяя основную  мысль. ­ иметь представления о терминах и понятиях:  Библия, Священное Предание, Священное Писание,  Евангелие, евангелисты, христиане; ­ овладевать умением работы с карточками по  определению и классификации новых терминов и  понятий;  ­ уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты. Личностные результаты:  ­ стремление к пониманию и осознанию важности  православной веры в повседневной жизни наших  предков; ­ умение работать с карточками по определению и  классификации новых терминов и понятий;  ­ умение слушать литературные произведения с  библейскими   сюжетами. Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) ЦОР ­ овладевать умением сопоставлять информацию,  полученную из различных источников;  ­ овладевать умением выделять значимую и  существенную информацию в текстах учебника  «Основы православной культуры»; ­ иметь представления о терминах и понятиях:  учение Иисуса Христа, проповедь, новизна;­ осознавать ответственность за свои поступки на  основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди; ­ уметь работать со сравнительными таблицами по  изучаемому материалу. Личностные результаты:  ­ умение выбрать нужную информацию по изучаемой теме; ­ стремление к пониманию и осмыслению новизны  отношений Бога и человека в проповеди Иисуса  Христа. ­ умение выделения значимой и существенной  информации в тексте; ­ умение работать со сравнительными таблицами по  изучаемому материалу. ЦОР ­ знать основные события земной жизни Иисуса  Христа;  ­ иметь представления о терминах и понятиях:  крест, Голгофа, жертва Христа, распятие,  символика; ­ уметь выявлять элементы общечеловеческих  ценностей;  ­ уметь при помощи учителя определять  нравственные принципы собственного развития.  Личностные результаты: ­ умение выявлять элементы общечеловеческих  ценностей; 7 Христос и Его  крест 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный)8 Христианс­кая семья  1 Комбинированный 9 Православ­ное  учение о  человеке 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  ­ стремление к пониманию нравственных принципов  собственного развития;  ­ закрепление правил работы в парах, группах. ­ иметь правильное представление о значимости  семьи и семейных взаимоотношениях;  ­ стремиться к поддержанию добрых  взаимоотношений в семье со всеми её членами; ­ уметь отказываться ради них от своих личных  желаний;  ­  знать семейные традиции и стремиться к  сохранению лучших из них;  ­ уметь самостоятельно подобрать пословицы и  поговорки о семье; ­ иметь представления о терминах и понятиях:  обычай, традиция, помолвка, заключение брака,  таинство венчания, венец, родословная, тактичность, семейная этика. Личностные результаты:  ­ понимание значимости семьи для любого человека,  взаимопомощи; ­  осознание уважительного отношения к родителям,  родственникам и старшим по возрасту людям; ­ умение доброжелательно общаться как с членами  своей семьи, так и со всеми людьми; ­ стремление к сохранению и продолжению лучших  семейных традиций.  ­ стремиться к пониманию смысла православного  учения о человеке; ­ иметь представления о терминах и понятиях: душа,  ЦОР ЦОРдеятельности  (комбинированный) 10 Совесть и  раскаяние 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) Форма урока:  круглый стол образ Божий, предназначение человека,  уникальность, неприкосновенность, ценность  человеческой жизни; ­ уметь отвечать на вопросы, заданные учителем и  одноклассниками по изучаемой теме. Личностные результаты:­ стремление к пониманию смысла православного учения о человеке; ­ умение отвечать на вопросы, заданные учителем и  одноклассниками по изучаемой теме. ­ иметь представления о терминах и понятиях:  совесть, отречение, раскаяние, покаяние; ­ стремиться классифицировать и оценивать свои  поступки; ­ уметь приводить примеры ситуаций, когда  человеку бывает стыдно;  ­ развивать готовность слушать и слышать  собеседника. Личностные результаты: ­ осознание собственных неблаговидных поступков; ­ стремление к принятию решения не совершать  плохих поступков; ­ развитие готовности слушать и слышать  собеседника; ­ умение объяснить выражение «совесть грызёт». ЦОР 11 Заповеди 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  ­ уметь правильно выбрать информативные  источники для получения дополнительных знаний; ­ иметь представления о терминах и понятиях:  заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей,  ЦОР(комбинированный) 12 Милосердие и  сострадание 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) ЦОР нравственные требования; ­ уметь подобрать к изучаемому термину его  синоним или новое значение. Личностные результаты:­ стремление сделать  правильный предварительный отбор источников  информации для поиска нового знания; ­стремление к усвоению и осмыслению новых  терминов и понятий урока; ­ умение добывать новые знания (информацию) из  различных источников и разными способами. ­ понимать значимость милосердия, сострадания,  сопереживания  в жизни каждого  человека; ­ иметь представления о терминах и понятиях:  сострадание, сопереживание, милосердие,  милостыня, бескорыстие, благодушие,  благожелательность; ­ стремиться к совершению добрых и милосердных  дел, оказанию взаимопомощи; ­ проявлять заботу о родных и близких,  нуждающихся людях. Личностные результаты:  ­ стремление к развитию в себе таких личностных  качеств, как сопереживание, сострадание и  милосердие; ­ стремление к эмоциональной отзывчивости,  пониманию и сопереживанию чувствам  других  людей; ­ проявление гуманизма ко всему живому;  ­ стремление к доброжелательному отношению к13 Золотое  правило этики 1 Форма урока:  круглый стол Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) Основы православной культуры (11 часов) 14 Храм 1 Форма урока:  экскурсия Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  ­ уметь сделать правильный личностный выбор в  различных жизненных ситуациях; ­ иметь представления о терминах и понятиях:  православный храм, приход, устройство храма,  ЦОР 09.12 ЦОР недостаткам и слабостям людей. ­ уметь находить примеры применения золотого  правила этики в обыденной жизни;  ­ уметь выделять основные категории золотого  правила нравственности;  ­ иметь представления о терминах и понятиях:  золотое правило этики, не осуждение,  доброжелательность, честность, искренность,  тактичность; ­ стремиться к выстраиванию правильных  взаимоотношений с родственниками, педагогами,  одноклассниками, друзьями; ­ стремиться к усвоению общепринятых  человеческих норм морали и нравственности. Личностные результаты:  ­ стремление к усвоению основных общепринятых  норм морали и нравственности; ­ стремление к усвоению основных категорий   золотого правила нравственности и их применение; ­ стремление к правильному выстраиванию  взаимоотношений со всеми людьми;  ­ уважительное отношение к людям иной  национальности, веры, цвета кожи, взглядов, к не  оуждению их.(комбинированный) алтарь, клирос, священнослужители, благословение  священника, церковное пение; ­ уметь найти правильный ответ в тестовых заданиях  по изучаемой теме; Личностные результаты:  ­ стремление уважительно и корректно вести себя в  храме; ­ умение найти правильный ответ в тестовых  заданиях по изучаемой теме. ­ усваивать основы работы с текстами по теме  «Иконопись»; ­  стремиться к осмыслению нового материала;  ­ иметь представления о терминах и понятиях:  икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик,  православные праздники, церковнославянский язык. Личностные результаты: ­ умение отличать иконы от картин;  ­ стремление к осознанию уважительного отношения  к иконам; ­ стремление к приобретению умения классификации Господних и Богородичных икон. ­ определять цель учебной деятельности с помощью  учителя;  ­ определять и формулировать самостоятельно цель  деятельности; ­ искать пути и средства её осуществления; ­составлять план действий по написанию творческой  работы; ЦОР 16.12 Презент ации 23.12 13.01 15 Икона 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) 2 Закрепление знаний и  способов деятельности 16­ 17 Творческая  работа (конкурс сочинений по  изученным темам «Православная  семья», «Совесть и раскаяние»,  «Милосердие исострадание»,   «Как я понимаю  золотое правило  этики».  18 Подготовка  проектов   по  темам  «Я  понимаю  православную  культуру как…», «Соотношение  понятий: душа –  совесть –  покаяние», «Суть право­славного  поведения для  меня со­стоит в  следующем…». 19 Как  христианство  пришло на Русь 1 1 Обобщение и  систематизация знаний  и способов  деятельности ­ сверять свои действия с поставленной целью,  работая по плану, и, при необходимости, исправлять  ошибки с помощью учителя. Личностные результаты: ­ определение темы для индивидуальной творческой  работы; ­ самостоятельный отбор необходимых словарей,  энциклопедий и справочников для написания  творческой работы. ­ учиться выбору темы проекта с помощью учителя;  ­ находить решения проблем творческого и  поискового характера выполнения проекта  совместно с учителем;  ­ уметь составлять план выполнения этапов проекта; ­ уметь выполнить презентацию своего проекта; ­ понимать причины неуспеха и находить способы  выхода из подобной ситуации. Личностные результаты: ­ умение ответить на вопросы, касающиеся плана  выполнения проекта; ­ умение давать оценку результатов презентации  проекта по имеющемуся алгоритму. ­ умение работать в парах и группах для выполнения группового проекта. ­ иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: княгиня Ольга, князь Владимир  Красное Солнышко, государство, образующая  религия, крещение, святая Русь, Киев, Новгород;  Презент ация 20.01 ЦОР 27.0120 Подвиг 1 Форма урока:  круглый стол Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) ­ принимать участие в ведении группового диалога; ­ уметь правильно соотнести разрозненные части  пословиц и поговорок по изучаемой теме; Личностные результаты: ­ умение верно соотнести разрозненные части  пословиц и поговорок по темам «Русь» и  «Христианство»; ­ умение вести диалог с одноклассниками; ­ запоминание и осмысление новых имён  собственных, терминов и понятий, введённых на  уроке. ­ творить добрые дела, полезные Отечеству, людям; ­ понимать осмысленно значимость и ценность  человеческой жизни; ­ понимать разницу и сходство понятий «подвиг»,  «подвижничество»; ­ иметь представления о терминах и понятиях:  подвиг во имя других, жертвенность,  подвижничество, подвижник; ­ стремиться к правильному личностному выбору и  принятию личной ответственности за совершаемые  поступки. Личностные результаты: ­ понимание ценности каждой человеческой жизни;  ­ желание совершения добрых дел; ­ стремление к правильному личностному выбору; ­ стремление к личной ответственности за свои  поступки. ЦОР 03.0221 Заповеди  блаженств 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) 22 Зачем творить добро? 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  ­ иметь представление о заповедях блаженств; ­ иметь представления о терминах и понятиях: нищие духом = смиренные, плачущие = скорбящие о грехах, кроткие, алчущие = желающие правды, милостивые,  чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду,  неправедно злословить; ­уметь формулировать разницу между понятиями  «заповеди» и «заповеди блаженств»;  ­ учиться избегать конфликтов, находить  компромиссный выход из любых спорных ситуаций; ­ стремиться к осознанному построению речевых  высказываний по теме урока;   ­ приобретать навыки смыслового чтения изучаемого материала; Личностные результаты: ­ стремление к осмыслению и осознанному  пониманию заповедей блаженств;  ­  умение сформулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»;  ­ стремление к умению избегать конфликтов,  находить компромиссный выход из любых спорных  ситуаций; ­ стремление к осознанному построению речевых  высказываний по теме урока ­ первоначальное приобретение навыки смыслового  чтения изучаемого материала. ­ иметь представления о терминах и понятиях: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь,  достоинство, сопричастность, самоотверженность,  ЦОР 10.02 ЦОР 17.02(комбинированный) 23 Чудо в жизни  христианина 1 Форма урока:  круглый стол Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) сопереживание; ­ иметь представление о христианских воззрениях на  суть борьбы добра и зла в мире; ­ проявлять стремление к совершению добрых дел и  поступков;  ­ оценивать свои поступки, классифицируя их как  хорошие и плохие; ­ иметь представление об опорном конспекте; ­ приобретать навыки работы с опорным конспектом. Личностные результаты:  ­ формирование православного представления о  добре и зле; ­ умение отличать хорошие поступки от плохих; ­ формирование умения работы с опорным  конспектом; ­ приобретение основных навыков работы с опорным  конспектом. ­ иметь представления о терминах и понятиях: гимн  любви, добродетель, порядочность, бескорыстие,  взаимопонимание, долготерпение, не искать своего,  не радоваться неправде; ­ понимать разницу и сходство понятий «вера»,  «верность»;  ­ стремиться к выстраиванию добрых и хороших  отношений с людьми (в семье, классе);  ­ стремиться к бережному отношению ко всему, что  создано природой и человеком;  ­ осознавать значимость и жизненную ценность таких категорий как любовь, верность, дружба, доверие. ЦОР 24.0224 Православие о  Божием суде 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) ЦОР 03.03 Личностные результаты: ­ стремление к  бережному отношению ко всему живому;  ­ умение выстраивать дружеские отношения; ­ стремление к проявлению дружеских отношений,  доверию. ­ уметь объяснить происхождение понятия «Божий  суд»;  ­ иметь представления о терминах и понятиях:  Божий суд, бессмертие души, легенда; ­ понимать значимость личной ответственности за  совершаемые поступки; ­ уметь самостоятельно выявлять в текстах  библейские сюжеты; ­ уметь составить план урока с опорой на учебный  материал. Личностные результаты: ­ понимание личной ответственности за совершаемые поступки; ­ умение составить план урока с опорой на учебный  материал;  ­ стремление к умению самостоятельно выявлять в  текстах библейские сюжеты. ­ помогать детям в правильной классификации  понятий Ветхого и Нового Заветов; 25 Таинство  Причастия  (Евхаристия) 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  ­ понимать суть православных таинств;  ­ иметь представления о православных терминах и  понятиях: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия,  ЦОР 10.03 Основы православной культуры (6 часов)деятельности  (комбинированный) 26 Монастырь 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) литургия; ­ стремиться к умению преобразовывать  информацию из одной формы в другую, с выбором  наиболее удобную для усвоения и запоминания; ­ овладевать умением самостоятельно анализировать  сюжеты текстов из учебника «Основы православной  культуры»;  ­ составлять сложный план по учебному тексту. Личностные результаты: ­ понимание сути православных таинств;  ­ стремление к умению преобразовывать  информацию из одной формы в другую, с выбором  наиболее удобную для усвоения и запоминания;  ­ стремление к умению самостоятельно  анализировать сюжеты текстов из учебника «Основы  православной культуры»;  ­ умение составления сложного плана по учебному  тексту. ­ иметь представление о терминах и понятиях:  монастырь, монашество, монах, насельник,  послушание, мирская жизнь, монашеское облачение; ­ составлять устный рассказа по изучаемой теме с  опорой на вопросы и задания учебника; ­  приобретать навыки работы с дополнительным  текстом учебника через анализ по алгоритму; ­ стремиться к умению оформлять мысли в  письменной речи; ­ развивать эмоциональную отзывчивость. ЦОР 17.0327 Отношение  христиа­нина к  природе 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный)  Личностные результаты: ­ умение составить устный рассказа по изучаемой  теме с опорой на вопросы и задания из учебного  пособия; ­  формирование навыков работы с дополнительным  текстом учебника через анализ по алгоритму;  ­ стремление к умению оформления мыслей в  письменной речи; ­ правильное осознание понятия «свобода выбора»; ­ стремление к развитию эмоциональной  отзывчивости. ­ иметь представления о терминах и  понятиях:личная ответственность, экологический  кризис, природоохранные зоны, праведник Ной,  всемирный потоп; ­ осознавать значимость и ценность всех форм жизни  в природе; ­ стремиться к умению уважительно и внимательно  слушать собеседника при ведении диалога; ­ уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого  характера. Личностные результаты:  ­ ценностное отношение к природе и всем формам  жизни;  ­ бережное отношение к животным и растениям; ­ стремление к уважительному отношению к  ЦОР28 Пасха 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) ЦОР собеседнику при ведении диалога; ­ уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого  характера. ­ иметь представления о терминах и понятиях:  Спаситель, Воскресение Христа, Пасха, пасхальный  гимн, жертвенная любовь, любовь, победившая  смерть; ­ стремиться к осознанному осмыслению материала,  изученного на уроке; ­ уметь передавать содержание в сжатом,  выборочном или развёрнутом виде; ­  овладевать приёмами монологической и  диалогической речи;  ­ устанавливать причинно­следственные связи,  выстраивая логическую цепочку рассуждений.  Личностные результаты: ­ стремление к осознанию сути православных  праздников; ­ умение передавать содержание в сжатом,  выборочном или развёрнутом виде; ­ овладение приёмами монологической и  диалогической речи;  ­ умение установить причинно­следственные связи,  выстраивая логическую цепочку рассуждений.  29 Защита Отечества 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  ­ иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: защита Отечества, вера, святые  защитники, воин – христианин, миротворец,  ЦОРдеятельности  (комбинированный) Форма   урока: круглый стол 30 Христианин в  труде 1 Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий  Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский,  Фёдор Ушаков; ­ проявлять уважение к защитникам Отечества,  ветеранам Великой Отечественной войны; ­ уметь самостоятельно подготовить выступление по  теме «Защитники Отечества»;  ­ брать на себя личную ответственность за содеянные поступки.   Личностные результаты: ­ уважительно относиться к защитникам Отечества,  ветеранам Великой Отечественной войны;  ­ умение самостоятельно подготовить выступление  по изучаемой теме;  ­ усвоение представлений о морали и нравственных  нормах и ответственность за поступки, не  соответствующие таковым категориям.   ­ осознавать значимость труда в жизни человека и  общества. ­ уметь уважительно относиться к любому  общественно­полезному труду; ­ проявлять уважительное отношение к чужому  труду; ­ стремиться к добросовестному исполнению  поручений классного коллектива; ­ овладевать навыками самообслуживающего труда. Личностные результаты: ­ стремление к осознанию значимости труда в жизни  ЦОРДуховные традиции многонационального народа России (4 часа) 31­ 32 2 Любовь и  уважение к  Отечеству Изучение и первичное  закрепление новых  знаний и способов  деятельности  (комбинированный) человека и общества; ­ формирование умения уважительно относиться к  любому общественно­полезному труду; ­ уважительное отношение к чужому труду; ­ стремление к овладению основами  самообслуживающего труда. ­ испытывать чувство гордости за свою Родину; ­ развивать патриотическое самосознание; ­ стремиться к выбору активной жизненной позиции;  ­ понимать мотивацию собственных поступков; Личностные результаты: ­ осознание чувства гордости за Родину; ­ стремление к развитию патриотического  самосознания; ­ стремление к выбору активной жизненной позиции; ­ умение объяснить мотивацию собственных  поступков. ­ повторить новые понятия, термины, изученные на  уроках «Основы православной культуры»; ­ составить план выполнения творческой работы;  ­ соотносить  результаты деятельности с  поставленной целью, задачами; ­ уметь оценить результаты деятельности; ­ уметь договариваться и распределять роли в  совместной деятельности.  Личностные результаты: ­ соотнесение   полученных результатов своей деятельности с  поставленной целью, задачами; ­ оценка результатов деятельности; Электро нное  приложе ние. Презент ация 1 Комплексное  применение знаний и  способов деятельности. 33­ 34 Подготовка    творческих  работ(темы:  «Моя семья»,  «Мой друг»,  «Моё  Отечество»,  «Моё отношение  к людям».­ умение договариваться и распределять роли в  совместной деятельности.