РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
ОБЗР
5 кл—11 кл
31.03.2017
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5—9 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования.
К учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Ю.Л. Воробьева для 5—9. Авторы учебников М.П. Фролов, В.П. Шолох, Б.И. Мишин, М.В. Юрьева и Ю.Ю. Корнейчук.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
рпПОобж-фгос-2016.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль и место курса
«Основы безопасности жизнедеятельности»
В XXI веке сохраняются традиционные угрозы и опасности для жизни человека и
окружающей среды, но также появляются новые. Об этом говорят ученые различных стран,
опираясь на многолетние исследования состояния окружающей среды. Чаще стали
случаться стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, эпидемии и пандемии,
совершаться акты терроризма и т.п.
Факты свидетельствуют, что в возникновении многих опасных и чрезвычайных ситуаций
повинен сам человек. По статистике, этот так называемый «человеческий фактор» вызывает
или провоцирует до 90% всех техногенных и до 30—40% природных чрезвычайных
ситуаций.
Человек создает не всегда совершенные и надежные технические устройства,
строительные конструкции, не поддерживает их в должном состоянии. Человек нарушает
технологии производства и инструкции по эксплуатации тех или иных средств, не реагирует
своевременно на предпосылки к происшествиям, не исправляет выявленные недостатки.
Человек своими прямыми, осознанными действиями, или косвенно, губит окружающую
природную среду. Все это закономерно оборачивается против него самого авариями и
катастрофами.
Следовательно, для уменьшения количества чрезвычайных ситуаций, снижения тяжести
их последствий, надо добиваться, чтобы человек поступал более разумно — дальновидно,
компетентно, ответственно, дисциплинированно.
В целях снижения негативного влияния человеческого фактора на безопасность
жизнедеятельности населения в обществе нужно сформировать специфическую культуру
поведения человека — культуру безопасности жизнедеятельности, которая, безусловно,
неотделима от общей культуры человека.
Безопасность жизнедеятельности — это область знаний, в которой изучаются опасные и
чрезвычайные ситуации, угрожающие человеку, обществу и окружающей среде,
закономерности их проявлений и способы защиты от них.
Культурный человек должен быть не только образован, обладать определенными
познаниями в области искусства, соблюдать нормы этикета, быть примером опрятности,
вежливости, совестливости и т.п., но и обязан осознавать и понимать опасности
современного мира, окружающей природной и социальной среды, быть аккуратным и
ответственным в своих делах и поступках повседневной жизни и профессиональной
деятельности, владеть способами и приемами самозащиты и оказания помощи себе и
окружающим в чрезвычайных ситуациях.
В государстве с высокой культурой безопасности жизнедеятельности должны быть
созданы максимально возможные условия для того, чтобы жизни и здоровью граждан ничего
не угрожало, а в случае наступления неблагоприятных событий, чтобы они были защищены
всеми возможными способами, силами и средствами. Иначе говоря, чтобы при угрозе или
возникновении чрезвычайных ситуаций люди были своевременно оповещены об опасности и
целесообразных действиях, им на помощь пришли специальные службы, а потери были
компенсированы.
Таким образом, под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать
уровень развития человека и общества, при котором безопасность воспринимается как
личная и социальная ценность, когда все граждане владеют основами безопасного поведения
в чрезвычайных и опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера и
надежно защищены от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.
Сегодня культура безопасности жизнедеятельности крайне необходима нашему
обществу. Государство и его институты принимают различные меры для ее формирования у
населения.
Одной из самых эффективных мер является формирование у граждан необходимых
знаний, умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в рамках
реализации программ по основам безопасности жизнедеятельности.
1 Общая характеристика курса ОБЖ
для 5—9 классов
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5—9
классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом (ФГОС) основного общего образования.
Учебники «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Ю.Л. Воробьева
для 5—9. Авторы учебников М.П. Фролов, В.П. Шолох, Б.И. Мишин, М.В. Юрьева и Ю.Ю.
Корнейчук.
Основные направления реализации курса ОБЖ для 5—9 классов и его особенности
Содержание программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5—9
классов разработано на основе положений федеральных законов Российской Федерации,
нормативноправовых актов и результатов научных исследований в области безопасности
жизнедеятельности личности, общества и государства. Содержание учебного материала
сформировано по модульному принципу.
Формирование содержания в 5—6 классах обусловлено, прежде всего, социальной
значимостью курса ОБЖ в формировании навыков безопасного поведения обучающихся в
опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, а
также реализацией дополнительных программ образовательного учреждения, направленных
на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В 5 классе даются общие представления о возможных различных опасных ситуациях и
личной безопасности в повседневной жизни: в быту, на улицах, в общественном транспорте,
а также основах здорового образа жизни и элементарных правилах оказания первой помощи.
Содержание 6 класса логически продолжает и расширяет тематику 5 класса. Главные его
темы — это безопасность человека в окружающей природной среде и оказание первой
помощи в экстремальных природных условиях.
В 7 классе изучаются темы «Чрезвычайные ситуации природного характера и защита
населения от их последствий», «Опасные экстремальные ситуации социального характера и
безопасность человека», «Дорожное движение и безопасность человека», «Основы здорового
образа жизни. Оказание первой помощи».
Главные темы 8 класса — «Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Безопасность и защита человека» и «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни,
и правила безопасного поведения». Рассматриваются наиболее часто встречающиеся виды
опасных ситуаций техногенного характера, причины их возникновения и последствия, а
также правила безопасного поведения и оказания помощи в случае их возникновения.
В 9 классе завершается содержательная линия по основам безопасности
жизнедеятельности для основной школы, обобщается, дополняется и систематизируется
учебный материал, освоенный в 5—9 классах. Кроме этого, в содержание 9 класса включены
новые разделы: «Национальная безопасность России в современном мире» и «Основы
формирования здорового образа жизни».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ОБЖ ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ
5 класс
(34 ч., 1 ч. в неделю)
безопасности
Основы безопасности личности,
общества и государства. Основы комплексной
Личная безопасность в повседневной жизни. Введение. Значение и задачи курса
«Основы безопасности жизнедеятельности».
Безопасность, опасная и экстремальная ситуация, чрезвычайная ситуация, виды
чрезвычайных ситуаций (техногенная, социальная, природная). Понимание необходимости
и важности обеспечения личной и общественной безопасности.
Понятие «правило безопасного поведения». Понимание важности соблюдения правил
безопасности в повседневной жизни. Понимание последствий невыполнения правил
безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни. Возможность прогноза
возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций. Способы выявления признаков
опасностей.
2 Службы защиты населения. Сигналы оповещения об опасности.
Службы, защищающие население: полиция, пожарная охрана, скорая медицинская
помощь, аварийная газовая служба, спасатели (МЧС), поисковоспасательная служба
(ПСС). Телефоны специальных служб защиты населения: «01», «02», «03», «04»,
справочная служба «05». Система вызова экстренных служб по единому номеру «112».
Оповещение населения, виды сигналов оповещения.
Опасные ситуации в повседневной жизни. Особенности жизни в городе и других
населенных пунктах. Опасные и аварийные ситуации в жилище. Необходимые меры
безопасности в повседневной жизни. Правила безопасного поведения в быту.
Безопасность в быту. Зависимость существования человека от городской инфраструктуры
— социальных структур, обеспечивающих условия жизни в городе. Технические аварии в
системе жизнеобеспечения: в канализационной системе, затопление помещений; аварии
лифта; разрушение зданий; нарушение газоснабжения; отключения электроэнергии и
теплоснабжения; неисправность запирающих устройств. Причины возникновения аварий и
опасных ситуаций в повседневной жизни, пути их устранения и предотвращения.
Возгорание. Источники возгорания. Горение. Самовоспламенение. Пожар и его опасны
спутники (ядовитый дым, угарный газ, высокая температура воздуха, задымление и плохая
видимость, паника и растерянность, обрушение конструкций и взрывы бытового газа).
Причины возгорания и пожара, человеческий фактор. Последствия пожара. Правила
поведения при возгорании и пожаре. Телефон пожарной службы — «01», «112».
Оповещение при пожаре и правила эвакуации. «План эвакуации» в общественных местах.
Способы эвакуации. Правила поведения в задымленном помещении. Технические системы
охраннопожарной сигнализации. Пожарные краны.
Тушение и средства тушения пожаров. Способы борьбы с небольшим загоранием с
использованием имеющихся средств. Правила пожарной безопасности в жилище и
общественных местах.
Важность соблюдения правил пожарной безопасности.
Предотвращение пожароопасной ситуации.
Опасные вещества в быту. Ядовитые газы и их источники: угарный газ, оксид азота,
бытовой газ. Основные свойства и признаки ядовитых газов. Опасные вещества в быту:
химические удобрения, средства защиты от сорняков и насекомых в сельском хозяйстве;
ртуть, лекарства, непригодные для употребления продукты питания. Классификация
бытовой химии (относительно безопасные, опасные для глаз и кожи, огнеопасные,
ядовитые). Основные правила соблюдения санитарногигиенических норм в повседневной
жизни. Признаки отравления и первая доврачебная помощь.
Безопасное поведение в населенном пункте, городе.
Массовые мероприятия в городе, толпа, паника.
Поведение человека в толпе.
Природные опасные явления в городе: гололед и гололедица, штормовой и ураганный
ветер.
Безопасность на водоемах. Правила поведения на льду замерзшего водоема. Оказание
помощи человеку, попавшему в холодную воду. Правила безопасности при купании в
водоемах. Безопасный отдых на берегу водоема.
Опасные ситуации социального характера.
Криминогенные ситуации в населенных пунктах. Социальнобытовые виды опасности:
хулиганство, кражи, мошенничество, конфликты на почве алкоголизма и наркомании.
Рекомендации, как уменьшить вероятность возникновения криминальной ситуации.
Террористический акт. Правила поведения при обнаружении подозрительного предмета,
при взрыве и при захвате заложников.
Опасные ситуации на дорогах. Правила дорожного движения.
Дорога и ее элементы. Дорожные знаки. Одностороннее и двустороннее движение.
Тротуар. Проезжая часть. Перекресток. Участники дорожного движения: пешеходы,
водители и пассажиры. Правила пешеходов. Транспорт и его виды. Тормозной путь.
Безопасность в
общественном и личном транспорте. Правила поведения в
общественном транспорте. Посадка и выход в общественном транспорте. Опасные зоны в
общественном транспорте; турникеты, эскалатор, перрон, предупредительная полоса.
Особенности железнодорожного транспорта и правила поведения на железной дороге.
Опасные и чрезвычайные ситуации на железной дороге. Правила поведения на водном
транспорте. Опасные и чрезвычайные ситуации на водном транспорте. Правила поведения
на воздушном транспорте.
Безопасность окружающей среды. Экологическое равновесие.
3 Экология. Предмет изучения экологии. Влияние человека на природную среду.
Загрязнение окружающей среды. Источники загрязнения. Роль промышленных предприятий
и транспорта в загрязнении окружающей среды. Сохранение водных и почвенных ресурсов.
Вещества, загрязняющие воздушную среду. Мероприятия, проводимые по защите водной,
почвенной и воздушной среды. Окружающая среда и здоровье человека. Безопасность
пищевых продуктов.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Понятие первой доврачебной помощи. Важность первой доврачебной (медицинской)
помощи для спасения человека. Знакомство с правилами первой доврачебной помощи.
Понятия рана, кровотечение, виды кровотечений (капиллярное, венозное и артериальное).
Правила остановки кровотечения. Правила обработки раны. Ожоги: термические,
химические. Первая помощь при ожогах.
Понятие здоровья. Значение здоровья для человека. Главные правила здорового образа
жизни. Режим дня. Влияние внешней среды на здоровье человека: шумовое загрязнение,
техника безопасности при пользовании персональным компьютером и телевизором.
Планируемые результаты освоения программы ОБЖ в 5 классе
Личностными результатами обучения ОБЖ в 5 классе являются:
развитие духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность личных
здоровья и начало формирования
понимание важности сохранения своего
интересов в повседневной жизни подростка;
потребности соблюдения норм здорового образа жизни;
человека.
формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды и к жизни
Метапредметными результатами обучения ОБЖ в 5 классе являются:
овладевать навыками безопасного поведения в повседневной жизни; оценивать свои
моделировать личные подходы к собственной безопасности в нестандартной
овладение умениями формулировать понятия, что такое опасность и безопасность;
понимать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать,
видеть причины опасности и понимать их влияние на человека и окружающую среду;
поступки;
ситуации;
анализировать ее и делать выводы;
собеседника, понимать право существования иного мнения;
жизни: дома, на улице, в транспорте, в школе и других общественных местах.
развитие умения формулировать свои мысли, умения принимать точку зрения
приобретение личного опыта в поиске необходимой информации, умении
освоение алгоритмов действия в опасной и чрезвычайной ситуации в повседневной
Предметные результаты обучения.
Представлять: общие правила поведения в любой опасной ситуации; роль окружающей
среды в жизнеобеспечении человека; важность сохранения своего здоровья; роль
продуктов питания в сохранении своего здоровья; элементарные правила здорового образа
жизни и умение применять их в повседневной жизни.
Понимать: что такое опасность; необходимость обеспечения личной и общественной
безопасности, понимать ценность жизни человека; свою ответственность за свои поступки и
действия; влияние потенциально опасных источников загрязнения окружающей среды;
важность обеспечения безопасности жилища, личной и общественной безопасности.
Знать: что такое опасность, опасная, экстремальная и чрезвычайная ситуации; о
службах защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; признаки опасных
ситуаций в быту, на улице; возможные источники опасности в населенных пунктах;
возможные источники опасности в жилище; возможные причины возгораний и пожаров;
принципы работы средств тушения возгорания; подручные средства тушения возгорания; об
опасности газов, используемых в быту; порядок действий в случае затопления жилища по
разным причинам; порядок действий в случае проявления первых признаков землетрясения;
о возможных опасных ситуациях на дорогах; правила движения пешехода; о возможных
опасных ситуациях на общественном транспорте; правила поведения на льду замерзшего
водоема; основные правила соблюдения санитарногигиенических норм в повседневной
жизни; о правилах работы с персональным компьютером; правила обеспечения
безопасности жилища и личной и общественной безопасности.
Уметь: сравнивать разные понятия и делать выводы. Объяснять сущность и
4 необходимость правил безопасного поведения. Приводить примеры, анализировать
ситуацию и делать соответствующие выводы (индивидуальная работа и работа в группе со
сверстниками и учителем). Аргументировать и отстаивать свое мнение. Анализировать
ситуацию, делать соответствующие выводы и принимать правильные решения. Соотносить
свои действия с планируемыми результатами. Предвидеть возможность проявления
опасности в жилище. Предвидеть возникновения пожароопасных ситуаций. Уметь
применять правила обеспечения безопасности жилища и личной и общественной
безопасности. Уметь находить альтернативные решения. Знать элементарные правила
здорового образа жизни и уметь применять их в повседневной жизни.
6 класс
(34 ч., 1 ч. в неделю)
Основы безопасности личности, общества и безопасности. Основы комплексной
безопасности.
Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях.
Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего
в нее.
Понятия «опасные ситуации» и «экстремальные ситуации». Причины возникновения
опасных и экстремальных ситуаций на отдыхе, в туристском походе. Опасная ситуация
может стать экстремальной. Необходимость объективной оценки опасной ситуации.
Возможность предотвратить перерастание опасной ситуации в экстремальную.
Подготовленность человека при автономном существовании в природе: психологическая,
физическая, материальная.
Природа и человек. Подготовка к активному отдыху на природе. Потенциально опасные
факторы: природные, техногенные, социальные. Факторы, мешающие справиться с
экстремальной ситуацией и действия по их преодолению. Переутомление. Уныние. Страх.
Боль и травмы. Холод. Жара. Алгоритм первых действий в экстремальной ситуации.
Необходимое снаряжение для краткосрочного и продолжительного многодневного
отдыха. НАЗ. (носимый аварийный запас).
Благополучное длительное путешествие или однодневный поход обеспечивается:
продуманной экипировкой, необходимым минимальным продовольственным запасом,
наличием питьевой воды, психологической и физической подготовленностью человека.
Акклиматизация. Реакклиматизация. Особенности акклиматизации в различных природных
условиях: жаркого, холодного климата, в северных районах и горной местности. Правила
успешной акклиматизации.
Выживание человека в условиях автономного существования в природной среде.
Правила поведения в условиях автономного существования в природной среде.
Ориентирование на местности. Ориентиры: шум железной дороги, автодороги; реки и
ручьи; просеки; элементы рельефа местности, Солнце, звёзды и созвездия. Ориентирование
с помощью механических часов и гномона. Истинный (или местный) полдень данной
местности. Ориентирование по местным признакам. Компас и ориентирование с помощью
компаса. Стороны Света. Магнитный меридиан. Магнитное склонение. Азимут. Азимут
обратного движения. Способы подачи сигналов бедствия: дымовой костер, постоянный
сигнальный костер; свист (свисток), сигнальное зеркало, сигналы международного кода;
ракетница и сигнальный патрон.
Правила поведения при аварии транспортного средства.
Устройство временных укрытий. Летние и зимние виды убежищ. Выбор места. Виды
временных укрытий: шалаш, навес, вигвам и строительный материал. Виды зимних укрытий
(иглу, снежная пещера, нора, траншея).
Место для костра. Типы костров и очаги. Виды топлива. Разжигание костра. Теория
разведения огня без спичек. Спички и НАЗ. Сохранение огня.
Обеспечение бытовых потребностей. Изготовление посуды, веревок и рюкзака из
подручных средств. Природные средства, используемые для личной гигиены. Уход и
сбережение одежды и обуви. Добывание пищи. Растительная и животная пища. Добывание
питьевой воды.
5
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ДЛЯ 5—9 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.