Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Оценка 5
Образовательные программы
doc
религиоведение
4 кл
29.01.2017
Данная рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» предназначена для учеников 4 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, дана общая характеристика курса и представлено календарно-тематическое планирование.Рабочая программа "Светская этика"
4 кл Светская этика программа.doc
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Смоленска
Обсуждено
на заседании МО
Протокол № 1
« » _________ 2016г.
Рассмотрено
на заседании
методического совета
Протокол № 1
« » _________ 2016г.
Утверждено
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
« » __________ 2016 г.
Рабочая программа
курса «Основы духовнонравственной культуры
народов России. Светская этика»
4 класс
Составитель: Ковалева Н. А.,
учитель начальных классов г. Смоленск
2016 2017 учебный год
ПРОГРАММА
курса «Основы духовнонравственной культуры
народов России. Светская этика»
Программа курса «Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская
этика» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного
общего образования и обеспечена учебнометодическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева,
Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой.
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и
универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в
основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения
учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –
эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем
предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская
этика» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении
нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию,
духовному
саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание
их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно
своей совести.
Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ
обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет
огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и
действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач
невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному миру.
Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно
именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя
своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что
вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких
целевых установок. Курс «Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская
этика» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального,
оценочного отношения к окружающему миру.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают
современные дидактикопсихологические тенденции, связанные с вариативным развивающим
образованием и требованиями ФГОС. В связи с этим в основу программы положены
педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования : Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития;
принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности
содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру;
принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и
как культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности;
принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в
жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к
самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на
процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений
творчества.
Общая характеристика учебного предмета
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса
«Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская этика» в виде линий
развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем
группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать
определённый класс жизненнопрактических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на
вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне
пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи
с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального
государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной
образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с
ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок
необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с
этими правилами.
В приведённой ниже таблице перечислены цели изучения курса
Цели изучения курса
«Основы духовнонравственной культуры
народов России. Светская этика»
Требования ФГОС для начальной школы к
результатам изучения курса «Основы духовно
нравственной культуры народов России.
Светская этика»
и
объяснять
1я линия развития личности
–
понимать
систему
общечеловеческих нравственных ценностей,
на которой основаны мировые религиозные
культуры и светская этика (познавательные
действия):
1. Добывать и критически оценивать
поступающую информацию.
2.
информацию,
устанавливать связи в целостной картине
общества (в его структурных элементах,
нравственных понятиях) и представлять её в
разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
2я линия развития личности – уметь
и хотеть действовать в соответствии с
системой общечеловеческих нравственных
Систематизировать
Готовность
1.
самосовершенствованию,
саморазвитию.
к
нравственному
духовному
2. Знакомство с основными нормами светской и
религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе.
3. Понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека и общества.
Формирование
первоначальных
4.
представлений о светской этике,
о
традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России. ценностей, на которой основаны мировые
религиозные культуры и светская этика
(личностнооценочные и коммуникативные
действия):
1. Определять и объяснять своё отношение
к общественным нормам и ценностям
(нравственным,
гражданским,
патриотическим, общечеловеческим).
2. Делать свой выбор в общественно
значимых ситуациях (в учебных моделях
жизненных ситуаций) и отвечать за него.
3. Договариваться с людьми, предотвращая
или преодолевая конфликты (в учебных
моделях жизненных ситуаций).
5.
Первоначальные представления об
исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности.
6. Становление внутренней установки личности
поступать согласно своей совести; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести
и вероисповедания,
духовных традициях
народов России.
7. Осознание ценности человеческой жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы духовно
нравственной культуры народов России. Светская этика» изучается в 4 классе один час в
неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и
практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу
учащихся по созданию несложных моделей.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе
в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего,
бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты,
гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в
единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого
всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
представителя народа, страны, государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие
умения школьников:
ценностей, отделять поступки человека от него самого.
поступки считаются хорошими и плохими.
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
ответственность за свои поступки.
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания
учебников, нацеленные на 1ю и 2ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные
ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и
коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
(текст, таблица, схема, рисунок и др.).
определять причины явлений и событий.
учебнонаучного текста.
виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников,
нацеленные на 1ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением,
обосновывать её, приводя аргументы.
быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
разные роли в группе.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых
группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения,
перечисленные ниже.
К 1й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
отдельных людей и общества.
возникновения в мире и в России.
поведением людей, мыслящих в её традициях.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и
Ко 2й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных
культурных традиций.
отвечать за него.
моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе
проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка
каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка
детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики –
экспертная оценка учителем
Содержание учебного предмета
Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у
всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности.
Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир
человека.
Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки?
Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность.
Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство
стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и
смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души.
Представление проектов по теме.
Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась
семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы
культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры.
Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная
община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.
Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что
значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации –
новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в
школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса,
осуществляемого по курсу «ОРКСЭ»
Обучение по курсу «ОРКСЭ» обеспечивается учебником: Бунеев Р. Н., Данилов Д.
Д., Кремлёва И. И. Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская
этика. 4й класс.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться при
изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор,
интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до
мультимедийных презентаций) учащиеся должны применять знания, полученные на уроках
информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами,
искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и
преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у
учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий
для создания собственных продуктов.
Основные виды учебной деятельности учащихся
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему,
поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.
Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и
ориентируясь во времени.
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать
её, делать выводы.
Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и
текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и
электронных источниках.
Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать
нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.
Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений,
одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний,
оперировать ими в рассуждениях.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические
высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать
в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать
вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.
Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики.
Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками,
договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики, схемы). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков ОРКСЭ в 4м классе
(34 ч. – 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
Тема
Как работать с учебником
Введение. Россия – наша Родина!
Глава 1. Как отличить добро от зла?
Граница между добром и злом
Долг и совесть
Честь и достоинство
34
56
78
910 Счастье и смысл жизни
1112 Справедливость и милосердие
1314 Обобщение главы 1
1516 Представление проектов
Глава 2. Каковы истоки правил морали?
1718 Ценность рода и семьи
1920 Образцы культуры народов
2122 Взгляд светский и взгляд религиозный
2324 Обобщение главы 2
25
Представление проектов
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?
2627 Правила поведения в школе
2829 Этикет – форма для содержания этики
3031 Обобщение главы 3
3233 Представление проектов
Обобщение курса за год
ИТОГО:
34
Число
часов
Дата
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
1
34
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.