Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс
Оценка 5

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
религиоведение
4 кл
29.01.2017
Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс
Данная рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» предназначена для учеников 4 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, дана общая характеристика курса и представлено календарно-тематическое планирование.Рабочая программа "Светская этика"
4 кл Светская этика программа.doc
муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 города Смоленска Обсуждено на заседании МО Протокол № 1 «   » _________ 2016г. Рассмотрено на заседании  методического совета Протокол № 1 «   » _________ 2016г. Утверждено на заседании  педагогического совета Протокол № 1 «   » __________ 2016 г. Рабочая программа  курса «Основы духовно­нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс Составитель: Ковалева Н. А., учитель начальных классов г. Смоленск 2016 ­ 2017 учебный год ПРОГРАММА курса «Основы духовно­нравственной культуры  народов России. Светская этика» Программа курса «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно­методическим  комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой. Пояснительная записка Важнейшие   задачи   образования   в   начальной   школе   (формирование   предметных   и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных   задач;   индивидуальный   прогресс   в   основных   сферах   личностного   развития   – эмоциональной,   познавательной,   саморегуляции)   реализуются   в   процессе   обучения   всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику. Изучение   курса   «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России.   Светская этика»   направлено   на   достижение   следующих   целей:   развитие   представлений   о   значении нравственных   норм   и   ценностей   для   достойной   жизни   личности,   семьи   и   общества; формирование   готовности   к   нравственному   самосовершенствованию,   духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных   представлений   о   светской   этике,   о   традиционных   религиях,   их   роли   в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении   российской   государственности;   осознание   ценности   человеческой   жизни; воспитание   нравственности,   основанной   на   свободе   совести   и   вероисповедания,   духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести. Этот   курс   не   только   готовит   учащихся   к   освоению   в   основной   школе   основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное   значение   для   формирования   гражданской   позиции,   умения   ориентироваться   и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному миру. Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит  в мир  ребёнка ценностную  шкалу, без которой невозможно формирование  никаких целевых установок. Курс «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Светская этика»   помогает   ребёнку   в   формировании   личностного   восприятия,   эмоционального, оценочного отношения к окружающему миру. Делая   попытку   найти   пути   решения   указанных   проблем,   авторы   учитывают современные дидактико­психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием   и   требованиями   ФГОС.   В   связи   с   этим   в   основу   программы   положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования : Личностно ориентированные принципы  – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности. Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип. Деятельностно   ориентированные   принципы  –   принцип   обучения   деятельности; принцип   управляемого   перехода   от   деятельности   в   учебной   ситуации   к   деятельности   в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно­познавательной деятельности к самостоятельной   деятельности   учащегося   (зона   ближайшего   развития);   принцип   опоры   на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества. Общая характеристика учебного предмета Одна   из   особенностей   этой   программы   –   формулирование   целей   изучения   курса «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России.   Светская   этика»   в   виде   линий развития личности школьника средствами  этого курса. Под линией развития мы понимаем группу   взаимосвязанных   умений   по   работе   с   содержанием,   позволяющих   человеку   решать определённый класс жизненно­практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание». Обозначая   цели   через   линии   развития,   мы   облекаем   требования   федерального государственного   образовательного   стандарта   к   результатам   освоения   основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной   структурой.   Использование   доступных   для   детского   восприятия   формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами. В приведённой ниже таблице перечислены цели изучения курса  Цели изучения курса  «Основы духовно­нравственной культуры народов России. Светская этика»  Требования ФГОС для начальной школы к результатам изучения курса «Основы духовно­ нравственной культуры народов России. Светская этика»     и   объяснять 1­я   линия   развития   личности  – понимать систему общечеловеческих нравственных ценностей, на которой основаны мировые религиозные культуры и светская этика (познавательные действия): 1.   Добывать   и   критически   оценивать поступающую информацию. 2.   информацию, устанавливать   связи   в   целостной   картине общества   (в   его   структурных   элементах, нравственных понятиях) и представлять её в разных формах (текст, схема, модель и т.д.). 2­я линия развития личности  – уметь и   хотеть   действовать   в   соответствии   с системой   общечеловеческих   нравственных   Систематизировать   Готовность 1. самосовершенствованию, саморазвитию.   к     нравственному духовному 2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной  морали,  понимание  их  значения  в выстраивании   конструктивных   отношений   в семье и обществе. 3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.   Формирование первоначальных 4. представлений   о   светской   этике,   о традиционных   религиях,   их   роли   в   культуре, истории и современности России. ценностей,   на   которой   основаны   мировые религиозные   культуры   и   светская   этика (личностно­оценочные   и   коммуникативные действия): 1. Определять и объяснять своё отношение к   общественным   нормам   и   ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). 2.   Делать   свой   выбор   в   общественно значимых   ситуациях   (в   учебных   моделях жизненных ситуаций) и отвечать за него. 3. Договариваться с людьми, предотвращая или   преодолевая   конфликты   (в   учебных моделях жизненных ситуаций).   5.   Первоначальные   представления   об исторической   роли   традиционных   религий   в становлении российской государственности. 6. Становление внутренней установки личности поступать   согласно   своей   совести;   воспитание нравственности, основанной на свободе совести и   вероисповедания,   духовных   традициях народов России. 7. Осознание ценности человеческой жизни. Описание места учебного предмета в учебном плане В   соответствии   с   федеральным   базисным   учебным   планом,   курс   «Основы   духовно­ нравственной культуры народов России.  Светская этика» изучается в 4 классе  один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические   работы.   Они   предполагают   как   совместную,   так   и   самостоятельную   работу учащихся по созданию несложных моделей. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность   природы,   основанная   на   ценности   жизни,   на   осознании   себя   частью природного   мира,   живой   и   неживой   природы.   Любовь   к   природе   означает,   прежде   всего, бережное   отношение   к   ней   как   к   среде   обитания,   а   также   переживание   чувства   красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство. Ценность   человека  как   разумного   существа,   стремящегося   к   добру   и самосовершенствованию,  означающая  необходимость соблюдения  здорового образа жизни  в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально­нравственном здоровье. Ценность добра  – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины  – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи  как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной   среды,   обеспечивающей   преемственность   культурных   традиций   народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность   труда   и   творчества  как   естественного   условия   человеческой   жизни, нормального существования личности и общества. Ценность   свободы  как   свободы   выбора   человеком   своих   мыслей   и   поступков,   но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность   гражданственности  –   осознание   человеком   себя   как   члена   общества, представителя народа, страны, государства. Ценность   патриотизма  –   одно   из   проявлений   духовной   зрелости   человека, выражающееся   в   любви   к   России,   народу,   малой   родине,   в   осознанном   желании   служить отечеству. Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для   существования   и   прогресса   которого   необходимы   мир,   сотрудничество   народов   и уважение к многообразию их культур. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностными  результатами  изучения   данного   курса   должны   быть   следующие Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и Объяснять   и   обосновывать   с   точки   зрения   общепринятых   норм   и   ценностей,   какие умения школьников:  ценностей, отделять поступки человека от него самого.  поступки считаются хорошими и плохими.  правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).   ответственность за свои поступки. Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях. Чувствовать   ответственность   за   свой   выбор;   понимать,   что   человек   всегда   несёт Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей Средством   достижения   этих   результатов   служит   учебный   материал   и   задания учебников, нацеленные на 1­ю и 2­ю линии развития школьников. Метапредметными   результатами  изучения   курса   должны   быть   перечисленные ниже   универсальные   учебные   действия   (УУД)   –   регулятивные,   познавательные   и коммуникативные. Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему). Совместно с учителем составлять план решения задачи. Работая по плану, сверять свои  действия  с целью и при необходимости  исправлять     ошибки с помощью учителя.  других учащихся. Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу Познавательные УУД: Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   самостоятельно   предполагать,   какая Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; Добывать   новые   знания:   извлекать   информацию,   представленную   в   разных   формах Отбирать   необходимые   для   решения   учебной   задачи   источники   информации   среди  информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.  предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.  (текст, таблица, схема, рисунок и др.).  определять причины явлений и событий.   учебно­научного текста.  виде текста, таблицы, схемы. Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1­ю линию развития. Коммуникативные УУД: Доносить   свою   позицию   до   других   людей:   оформлять   свои   мысли   в   устной   и Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   составлять   простой   план Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в  письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить   свою   позицию   до   других   людей:   высказывать   свою   точку   зрения   и Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением,  обосновывать её, приводя аргументы.  быть готовым изменить свою точку зрения.  Читать   вслух   и   про   себя   тексты   учебников   и   при   этом:   вести   «диалог   с   автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.  разные роли в группе. Договариваться   с   людьми:   сотрудничать   в   совместном   решении   задачи,   выполняя Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий   и   подводящий   диалог),   технология   продуктивного   чтения,   работа   в   малых группах. Предметными   результатами  изучения   курса   должны   быть   знания   и   умения, перечисленные ниже. К 1­й линии развития относятся следующие из них: Определять   и   объяснять   своё   отношение   к   общественным   нормам   и   ценностям Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни  (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).  отдельных людей и общества.  возникновения в мире и в России.  поведением людей, мыслящих в её традициях. Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и Ко 2­й линии развития относятся следующие знания и умения: Строить   толерантные   отношения   с   представителями   разных   мировоззрений   и Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и Договариваться   с   людьми,   предотвращая   или   преодолевая   конфликты   в   учебных  культурных традиций.  отвечать за него.  моделях жизненных ситуаций. Диагностика   успешности   достижения   этих   результатов   выполняется,   прежде   всего,   в   ходе проектной   работы   учащихся.   Основной   способ   диагностики   –   рефлексивная   самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми   друг   друга   под   руководством   учителя.   Дополнительный   способ   диагностики   – экспертная оценка учителем Содержание учебного предмета Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех   нас?  Общие  этические   понятия  на  разных  языках  России.   Общепризнанные  ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека. Как отличить добро от зла?  Граница между  добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика.   Долг   и   совесть.   Профессиональный   долг.   Моральный   долг.   Чувство   вины,   чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл  жизни.  Стремления  и  мечты  человека.  Ради   чего живёт  человек?   Справедливость  и милосердие.   «Золотое   правило   нравственности».   Ценные   качества   человеческой   души. Представление проектов по теме. Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья?   Чувство   любви.   Семейные   традиции.   Что   даёт   человеку   семья?   Народы.   Образцы культуры   народов.  Различия  в  культурах   разных   народов.  Обычаи  нравственной  культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме. Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме. Материально­техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу  «ОРКСЭ» Обучение по курсу «ОРКСЭ» обеспечивается  учебником:  Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлёва  И.  И.  Основы духовно­нравственной культуры народов России.  Светская этика. 4­й класс. К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться при изучении   курса,   относятся:   компьютер,   цифровой   фотоаппарат,   видеоплеер,   телевизор, интерактивная   доска.   Для   осуществления   проектов   (от   текстовых   докладов   до мультимедийных   презентаций)   учащиеся   должны   применять   знания,   полученные   на   уроках информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами, искать   информацию   в   Интернете,   анализировать   её,   сопоставляя   разные   источники,   и преобразовывать   (именно   преобразовывать,   а   не   просто   копировать).   Это   формирует   у учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий для создания собственных продуктов. Основные виды учебной деятельности учащихся Определять   и   формулировать   цель   своей   деятельности,   решаемую   проблему, поставленную   задачу.   Строить   предположения,   прогнозировать   круг   возможных   действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.  Составлять   разные   виды   планов;   следовать   плану,   сверяя   с   ним   свои   действия   и ориентируясь во времени.  Анализировать   текст,   выделять   в   нём   главное   и   формулировать   своими   словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.  Формулировать   смысловое   содержание   иллюстраций,   связывать   графическое   и текстовое   представление   информации.   Находить   нужную   информацию   в   печатных   и электронных источниках.  Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).  Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.  Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников   и   других   людей.   Встраивать   этические   понятия   в   свою   систему   знаний, оперировать ими в рассуждениях.  Оформлять   свои   мысли   в   устной   и   письменной   речи:   составлять   монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других   людей,   находить   полезную   для   себя   информацию   в   их   позициях   и   высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики.  Организовывать   работу   в   паре   и   в   группе,   сотрудничать   с   одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.  Выступать   перед   знакомой   аудиторией   (сверстников,   родителей,   педагогов)   с сообщениями,   используя   иллюстративный   ряд   (плакаты,   макеты,   презентации,   отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков ОРКСЭ в 4­м классе (34 ч.  – 1 час  в неделю) № п/п 1 2 Тема Как работать с учебником Введение. Россия – наша Родина! Глава 1. Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом Долг и совесть Честь и достоинство 3­4 5­6 7­8 9­10 Счастье и смысл жизни 11­12 Справедливость и милосердие 13­14 Обобщение главы 1 15­16 Представление проектов Глава 2. Каковы истоки правил морали? 17­18 Ценность рода и семьи 19­20 Образцы культуры народов 21­22 Взгляд светский и взгляд религиозный 23­24 Обобщение главы 2 25 Представление проектов Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе? 26­27 Правила поведения в школе 28­29 Этикет – форма для содержания этики 30­31 Обобщение главы 3 32­33 Представление проектов Обобщение курса за год ИТОГО: 34 Число часов Дата 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 34

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс

Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс

Рабочая программа  курса «Основы духовно-нравственной культуры  народов России. Светская этика» 4  класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017