Данная рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» предназначена для учеников 4 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой, дана общая характеристика курса и представлено календарно-тематическое планирование.Рабочая программа "Светская этика"
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15 города Смоленска
Обсуждено
на заседании МО
Протокол № 1
« » _________ 2016г.
Рассмотрено
на заседании
методического совета
Протокол № 1
« » _________ 2016г.
Утверждено
на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
« » __________ 2016 г.
Рабочая программа
курса «Основы духовнонравственной культуры
народов России. Светская этика»
4 класс
Составитель: Ковалева Н. А.,
учитель начальных классовг. Смоленск
2016 2017 учебный год
ПРОГРАММА
курса «Основы духовнонравственной культуры
народов России. Светская этика»
Программа курса «Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская
этика» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного
общего образования и обеспечена учебнометодическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева,
Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой.
Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и
универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в
основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения
учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –
эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем
предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская
этика» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении
нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
формирование готовности к нравственному самосовершенствованию,
духовному
саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание
их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных
традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно
своей совести.
Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ
обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет
огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и
действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач
невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному миру.
Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно
именно так, а не иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя
своё поведение, удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что
вводит в мир ребёнка ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких
целевых установок. Курс «Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская
этика» помогает ребёнку в формировании личностного восприятия, эмоционального,
оценочного отношения к окружающему миру.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают
современные дидактикопсихологические тенденции, связанные с вариативным развивающим
образованием и требованиями ФГОС. В связи с этим в основу программы положены
педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования :Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития;
принцип комфортности.
Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности
содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру;
принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и
как культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности;
принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в
жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебнопознавательной деятельности к
самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на
процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений
творчества.
Общая характеристика учебного предмета
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса
«Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская этика» в виде линий
развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем
группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать
определённый класс жизненнопрактических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на
вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне
пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи
с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального
государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной
образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с
ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок
необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с
этими правилами.
В приведённой ниже таблице перечислены цели изучения курса
Цели изучения курса
«Основы духовнонравственной культуры
народов России. Светская этика»
Требования ФГОС для начальной школы к
результатам изучения курса «Основы духовно
нравственной культуры народов России.
Светская этика»
и
объяснять
1я линия развития личности
–
понимать
систему
общечеловеческих нравственных ценностей,
на которой основаны мировые религиозные
культуры и светская этика (познавательные
действия):
1. Добывать и критически оценивать
поступающую информацию.
2.
информацию,
устанавливать связи в целостной картине
общества (в его структурных элементах,
нравственных понятиях) и представлять её в
разных формах (текст, схема, модель и т.д.).
2я линия развития личности – уметь
и хотеть действовать в соответствии с
системой общечеловеческих нравственных
Систематизировать
Готовность
1.
самосовершенствованию,
саморазвитию.
к
нравственному
духовному
2. Знакомство с основными нормами светской и
религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании конструктивных отношений в
семье и обществе.
3. Понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека и общества.
Формирование
первоначальных
4.
представлений о светской этике,
о
традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России.ценностей, на которой основаны мировые
религиозные культуры и светская этика
(личностнооценочные и коммуникативные
действия):
1. Определять и объяснять своё отношение
к общественным нормам и ценностям
(нравственным,
гражданским,
патриотическим, общечеловеческим).
2. Делать свой выбор в общественно
значимых ситуациях (в учебных моделях
жизненных ситуаций) и отвечать за него.
3. Договариваться с людьми, предотвращая
или преодолевая конфликты (в учебных
моделях жизненных ситуаций).
5.
Первоначальные представления об
исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности.
6. Становление внутренней установки личности
поступать согласно своей совести; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести
и вероисповедания,
духовных традициях
народов России.
7. Осознание ценности человеческой жизни.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, курс «Основы духовно
нравственной культуры народов России. Светская этика» изучается в 4 классе один час в
неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и
практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу
учащихся по созданию несложных моделей.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе
в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью
природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего,
бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты,
гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и
самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в
единстве его составляющих: физическом, психическом и социальнонравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов
России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
нормального существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого
всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества,
представителя народа, страны, государства.Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить
отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества,
для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и
уважение к многообразию их культур.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие
умения школьников:
ценностей, отделять поступки человека от него самого.
поступки считаются хорошими и плохими.
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
ответственность за свои поступки.
Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания
учебников, нацеленные на 1ю и 2ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные
ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и
коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки с помощью учителя.
других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
(текст, таблица, схема, рисунок и др.).
определять причины явлений и событий.
учебнонаучного текста.
виде текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников,
нацеленные на 1ю линию развития.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением,
обосновывать её, приводя аргументы.
быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
разные роли в группе.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых
группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения,
перечисленные ниже.
К 1й линии развития относятся следующие из них:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям
Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
отдельных людей и общества.
возникновения в мире и в России.
поведением людей, мыслящих в её традициях.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их
Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и
Ко 2й линии развития относятся следующие знания и умения:
Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных
культурных традиций.
отвечать за него.
моделях жизненных ситуаций.
Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе
проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка
каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка
детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики –
экспертная оценка учителем
Содержание учебного предмета
Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у
всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности.
Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир
человека.
Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки?
Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность.
Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство
стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и
смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость имилосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души.
Представление проектов по теме.
Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась
семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы
культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры.
Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная
община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.
Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что
значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации –
новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в
школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса,
осуществляемого по курсу «ОРКСЭ»
Обучение по курсу «ОРКСЭ» обеспечивается учебником: Бунеев Р. Н., Данилов Д.
Д., Кремлёва И. И. Основы духовнонравственной культуры народов России. Светская
этика. 4й класс.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться при
изучении курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор,
интерактивная доска. Для осуществления проектов (от текстовых докладов до
мультимедийных презентаций) учащиеся должны применять знания, полученные на уроках
информатики. Особенно важно умение работать с текстовыми и графическими редакторами,
искать информацию в Интернете, анализировать её, сопоставляя разные источники, и
преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто копировать). Это формирует у
учащихся готовность и привычку к практическому применению информационных технологий
для создания собственных продуктов.
Основные виды учебной деятельности учащихся
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему,
поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их.
Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и
ориентируясь во времени.
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.
Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать
её, делать выводы.
Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и
текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и
электронных источниках.
Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).
Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.
Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать
их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать
нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.
Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений,
одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний,
оперировать ими в рассуждениях.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические
высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать
в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать
вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениямидругих людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.
Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики.
Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками,
договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные
слайды, таблицы, графики, схемы).ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков ОРКСЭ в 4м классе
(34 ч. – 1 час в неделю)
№
п/п
1
2
Тема
Как работать с учебником
Введение. Россия – наша Родина!
Глава 1. Как отличить добро от зла?
Граница между добром и злом
Долг и совесть
Честь и достоинство
34
56
78
910 Счастье и смысл жизни
1112 Справедливость и милосердие
1314 Обобщение главы 1
1516 Представление проектов
Глава 2. Каковы истоки правил морали?
1718 Ценность рода и семьи
1920 Образцы культуры народов
2122 Взгляд светский и взгляд религиозный
2324 Обобщение главы 2
25
Представление проектов
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?
2627 Правила поведения в школе
2829 Этикет – форма для содержания этики
3031 Обобщение главы 3
3233 Представление проектов
Обобщение курса за год
ИТОГО:
34
Число
часов
Дата
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
1
34