Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)
Оценка 4.6

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
русский язык +1
Взрослым
25.04.2018
Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)
Реализация рабочей программы курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" в рамках внеурочной деятельности поможет учителю выстроить систему подготовки школьников к предметным олимпиадам. Курс может быть интересен и полезен педагогам, работающим в гуманитарном профильном классе или выстраивающим индивидуальные образовательные маршруты для одаренных детей.
Рабочая программа курса Решение олимпиадных задач по русскому языку.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кургана «Гимназия № 19» Рабочая программа   факультативного курса (в рамках  внеурочной деятельности) «Решение олимпиадных задач  по русскому языку» Первый год обучения Автор­составитель: учитель русского языка  и литературы высшей квалификационной  категории Котикова В.С. 1 2017 – 2018 учебный год 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273­ФЗ "Об образовании в Нормативно­правовая база Российской Федерации»  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 года №03­255 «О введении ФГОС ООО» 3.   Постановление   Главного   государственного   санитарного   врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и   организации   обучения   в   общеобразовательных   учреждениях», зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993. 4.   Приказ   Минобрнауки   РФ   от   31.12.2015   N   1577   "О   внесении изменений   в   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт основного   общего   образования,   утвержденный   приказом   министерства образования и науки российской федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"  5.   «О   внесении   изменений   в   федеральный   государственный образовательный   стандарт   основного   общего   образования,   утвержденный приказом   Министерства   образования   и   науки   Российской   Федерации   от   17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937). 6. Образовательная программа основного общего образования (ФГОС) 7. Учебный план МБОУ «Гимназия № 19» принят на педагогическом совете гимназии протокол № 6   от 28.06.2017. факультативного курса (в рамках внеурочной деятельности)  «Решение олимпиадных задач по русскому языку» Пояснительная записка к программе Первый год обучения. 35 часов Развитие   интереса   школьников   к   изучению   русского   языка   имеет первостепенное значение, т.к. эта дисциплина не только позволяет получить лингвистические   знания,   но   и   является   средством   общения   и   получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, ключом ко всем наукам, средством   интеллектуального,   духовно­нравственного   и   эстетического развития, а также    воспитания  гражданственности  и  патриотизма.  Русский язык   представляет   собой   явление   национальной   культуры   и   основное средство   человеческого   общения,   поэтому   так   важно   знание   истории становления   русского   языка   как   национального   языка   русского   народа, государственного   языка   Российской   Федерации,   языка   межнационального общения народов, проживающих на территории РФ. 2 В   целях   обеспечения   повышенных   образовательных   запросов обучающихся   гимназии   на   углубленном   уровне   изучается   русский   язык, начиная с 7 класса (предпрофильная пропедевтика). Кроме того, в рамках реализации программы работы с одаренными детьми, обучающиеся гимназии, имеющие мотивацию к изучению русского языка на продвинутом уровне и желающие участвовать в олимпиадах по русскому языку всех уровней, имеют возможность   осваивать   программу   внеурочной   деятельности   –   «Решение олимпиадных задач по русскому языку». Этот курс может быть выбран по желанию детей и родителей в рамках индивидуального учебного плана. Это право   закреплено   ФЗ   "Об   образовании"   (ст.50   п.1):   «…Обучающиеся   всех общеобразовательных  учреждений имеют право … на обучение в пределах … стандартов   по   индивидуальным   учебным   планам…   Обучение   граждан   по индивидуальным   учебным   планам   в   пределах   государственного образовательного   стандарта   регламентируется   Уставом   данного образовательного   учреждения».  Индивидуальный   учебный   план   призван обеспечить освоение ОП на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей одаренного ребенка.    Внеурочная   деятельность   по   предметам   гуманитарного   цикла расширяет образовательное пространство и дает возможность практического применения   полученных   знаний,   помогает   реализовать   творческий   и интеллектуальный   потенциал   одаренных   и   талантливых   детей.     Поэтому данный   факультативный курс направлен прежде всего на достижение  цели личностной, мотивационной и организационной готовности школьников к продуктивной творческой и интеллектуальной деятельности,  решению проблем в «ситуации незнания». Подготовка   к   олимпиаде   по   русскому   языку   –   прекрасный   стимул глубокого   погружения   в   изучаемый   предмет,   расширение   кругозора   и тренировки   логического   мышления.   Классно­урочная   форма   работы   и предусмотренная   программой   русского   языка   содержание   образования   не дает   возможности   охватить   всю   совокупность   сведений   и   приемов мыследеятельности, которые необходимы для решения задач олимпиадного уровня. В то же время значимость места олимпиад в портфолио достижений школьника   и   абитуриента   делает   их   особенно   привлекательными   и   для обучающихся,   и   для   родителей.   Цифровые   образовательные   ресурсы   дают возможность познакомиться с материалами, по которым ежегодно проводится муниципальный этап ВОШ в разных городах, а также изучить рекомендации для  проведения  регионального  этапа, задания  и  ключи  к  ним. Более  того, многие  федеральные   вузы  проводят   свои   олимпиады,  которые   включены  в перечень олимпиад школьников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2017 № 866. Их популярность среди будущих абитуриентов говорит о 3 необходимости развития широкой эрудиции и аналитических навыков как о социальном заказе.  Программа   «Решение   олимпиадных   задач   по   русскому   языку» рассчитана   на   реализацию   по  технологии   разновозрастного   обучения, которые базируются на следующих принципах: ­ каждый  учит каждого, более опытный, успевающий учит своего товарища; ­ общение в динамических парах (парах сменного состава); ­ реализация индивидуального подхода, работа в индивидуальном темпе. ­ мотивация обучающихся;  ­ снятие социально – педагогических барьеров общения и взаимодействия в учебной группе; ­ развитие навыков мыследеятельности и  коммуникации: «мысль через речь»; ­   рост   ответственность   не   только   за   свои   успехи,   но   и   за   результаты коллективного труда. Содержательным   ядром  курса   являются   «обозримые» лингвистические дисциплины, изучаемые в школе.  В   первый   год   изучения   планируется   изучение   вопросов   истории   языка, этимологии, словообразования, лексики и фразеологии. Во второй год работы планируется изучение вопросов орфоэпии,  фонетики, морфологии и синтаксиса, а также такие отраслей языкознания, которые не изучаются в школе: социолингвистики, сравнительного языкознания. Цель факультативного курса  –  стимулировать   интерес  учащихся  к русскому   языку,     популяризовать   русский   язык   как   школьный   предмет,   а русистику и в целом лингвистику — как научную дисциплину. Обучение   мотивированных   на   погружение   в   лингвистику   детей позволяет решить следующие задачи: ­ в процессе подготовки создать определённую интеллектуальную среду, способствующую   сознательному   и   творческому   отношению   к   процессу образования и самообразования; ­   расширить   возможности   оценки   знаний,   умений   и   навыков,   полученных учащимися в школьном курсе русского языка; ­ активизировать творческие способности учащихся; ­ выявлять учащихся, которые могут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады. Курс   практически   ориентированный:  подобранный   по   теме теоретический материал является базой для решения задач, сами задачи тоже в  первую   очередь   нацелены   не  на   контроль   знаний,  а  на   их   обогащение   и развитие   аналитических   и   синтетических   навыков.   Большинство   заданий 4 составляется так, чтобы ученик не только продемонстрировал свои знания, но и получил новые. Получение знаний в процессе анализа, синтеза, сравнения, языковых единиц, интеграции знаний из разных областей лингвистики, поиск информации и ее критическое осмысление в соответствии под определенным углом   зрения   –   все   это   работает   не   только   на   получение   предметных результатов,   но   и   метапредметных.   Деятельностный   подход   к   изучению каждой   темы   лингвистики,   общение   в   динамических   группах,   поощрение вариативных и нестандартных ответов – все это направлено на формирование ученика­исследователя,   получающего   удовольствие   и   от   изучения лингвистики, и от самого интеллектуального труда.  Принципы отбора лингвистических задач. 1. Отвечая     на   вопрос,   ученик   не   только   опирается   на   знания, полученные   на   уроках   русского   языка,   но   и   сопоставляет предлагаемые слова, предложения, факты.  2. Установление   межпредметных   связей   с   другими   курсами гуманитарного   (история,   литература,  МХК,  иностранные   языки)   и естественнонаучного     (география,   биология)   циклов   позволяет   в неожиданном ракурсе увидеть родной язык как объект исторических и   сравнительных   исследований,   почувствовать   взаимосвязь общественной жизни и языковых процессов.  3. Наряду с традиционными формулировками (рассказать о значении и происхождении   слов,   выражений)   предусматриваются   «обратные» задания: узнать фразеологизм по истории его возникновения, найти этимологически   родственные   слова     в   конкретном   тексте.   Таким образом шансы эрудита и догадливого ученика уравниваются, а тот, кто не справился с заданием, тем не менее обогатит свои знания.   4. Задания   могут   предполагать   вариативность   ответов,   опору   на различные   системы   доказательств.   И   ответы   учеников, обнаруживших   эту   неоднозначность,   должны   оцениваться   выше. Любые   попытки   построить   собственную   доказательную   гипотезу также поощряются.  5. Аргументация – необходимое условие выполнения многих заданий. В отличие от контрольных работ и тестов, в частности ЕГЭ, от ученика требуется не только указать номера предложений с ошибочным или правильным словоупотреблением, но и объяснить, в чем суть ошибки и как ее следует исправить.  6. Тексты   для   языкового   анализа,   предлагаемые   обучающимся, представляют   собой   отрывки   из   изучаемых     произведений,   что позволяет   понять,   что   даже   привычные   строки   таят   в   себе головоломные загадки, и научиться вдумываться в глубины слова.  5 7. Задания   на   построение   дефиниций   не   предусматривают воспроизведение словарной статьи известного словаря, но требуют от ребенка   умения   посмотреть   на   слова,   проникшие   в   СМИ   и разговорную   речь     беспристрастным   взглядом   лексикографа   и сформулировать   определение   метками,   ёмкими   словами   и выражениями литературного языка.  8. Ядром   олимпиады     становятся   задания   по   созданию   текста, формирующие   и   развивающие   творческий   опыт   обучающихся,   их умение   пользоваться   многообразными   лексическими   и синтаксическими средствами русского языка.  Отбор   заданий   соответствует   принципам,   декларированным   составителями методических рекомендаций для проведения олимпиады ВОШ школьного и мунициального уровня. В соответствии с обозначенной там классификацией заданий,   в   практическую   часть   курса   включены   лингвистические   тесты   и лингвистические задачи. Принцип «От языка к тексту» предполагает выбор дедуктивного пути   от правил и структуры языка к конкретному факту, от системы языка к тексту. В свою очередь, принцип «От языковых фактов к системе языка»   реализует индуктивный  метод: поиск закономерностей  по данным примерам,  разбор трудных единиц и категорий языка. Реализация программы базируется на системе разработанных уроков в      PowerPoint.   Место   проведения   уроков   – формате   Презентация    Microsoft     компьютерный класс, что поможет организовать деятельность обучающихся  в индивидуальном темпе.   Роль учителя в процессе выполнения практических заданий – консультативная.   Ведущие методы   обучения  ­   эвристический и исследовательский. Их особенностью является реализация идеи «обучение через открытие». В рамках этого подхода ученик сам должен открыть явление, закономерность, свойства, способ решения проблемной задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом ученик в своей деятельности опирается на инструменты познания, строит   гипотезы,   прогнозирует   и   моделирует,   находит   путь   к   верному решению и оценивает его.  Используя   методы   синектики,   эмпатии,   проблемного   обучения, устанавливая   духовный   контакт   с   ребенком,     вовлекая   его   в   диалог   и дискуссию,   учитель   может   прогнозировать   развитие   личности   и способствовать духовному росту. Планируемые результаты  освоения курса  Метапредметные результаты: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: 6 просмотровым, •адекватное   понимание   информации   устного   и   письменного   сообщения (коммуникативной установки, темы текста основной мысли; основной и дополнительной информации); •владение   разными   видами   чтения   (поисковым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; •адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); способность   извлекать   информацию   из   различных   источников,     включая средства   массовой   информации,     компакт­диски   учебного   назначения, ресурсы   Интернета;   свободно   пользоваться   словарями   различных   типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; овладение   приёмами   отбора   и   систематизации   материала   на   определённую тему;   умение   вести   самостоятельный   поиск   информации;   способность   к преобразованию,   сохранению   и   передаче   информации,   полученной   в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,   стилистических   особенностей   и   использованных   языковых средств; говорение и письмо: •способность   определять   цели   предстоящей   учебной   деятельности (индивидуальной и коллективной),   последовательность действий, оценивать достигнутые   результаты   и   адекватно   формулировать   их   в   устной   и письменной форме; умение   воспроизводить   прослушанный   или   прочитанный   текст   с   заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация); умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам   и   явлениям   окружающей   действительности,   к   прочитанному, услышанному, увиденному; владение   различными   видами   монолога   (повествование,   описание, рассуждение;   сочетание   разных   видов   монолога)   и   диалога   (этикетный, диалог­расспрос,   диалог­побуждение,   диалог­обмен   мнениями   и   др.; сочетание разных видов диалога); соблюдение   в   практике   речевого   общения   основных   орфоэпических, лексических,   грамматических,   стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность   участвовать   в   речевом   общении,   соблюдая   нормы   речевого этикета;   адекватно   использовать   жесты,   мимику   в   процессе   речевого общения; 7 осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки   зрения   её   содержания,   языкового   оформления;   умение   находить грамматические   и   речевые   ошибки,   исправлять   их;   недочёты, совершенствовать и редактировать собственные тексты; выступление   перед   аудиторией   сверстников   с   небольшими   сообщениями, докладом,   рефератом;   участие   в   спорах,   обсуждениях   актуальных   тем   с использованием различных средств аргументации; применение приобретённых знаний, умений и навыков и  повседневной  жизни; способность   использовать   родной язык как средство получения знаний по другим   учебным   предметам;   применение   полученных   знаний,   умений   и навыков   анализа   языковых   явлений   на   межпредметном   уровне   (на   уроках иностранного   языка,   литературы   и   др.);коммуникативно­   целесообразное взаимодействие   с   окружающими   людьми   в   процессе   речевого   общения, совместного выполнения какой­либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных   тем;   овладение   национально­культурными   нормами   речевого поведения   в   различных   ситуациях   формального   и   неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные результаты  Изучение предметной области "Русский язык и литература" ­ языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской   гражданской,   этнической   и   социальной   идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том   числе   при   помощи   альтернативных   средств   коммуникации,   должно обеспечить:  включение   в   культурно­языковое   поле   русской   и   общечеловеческой культуры,   воспитание   ценностного   отношения   к   русскому   языку   как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;  осознание   тесной   связи   между   языковым,   литературным, интеллектуальным,  духовно­нравственным развитием личности и ее социальным ростом;  приобщение   к   российскому   литературному   наследию   и   через   него   –   к сокровищам отечественной и мировой культуры;   формирование   причастности   к   национальным   свершениям,   традициям   и осознание исторической преемственности поколений;  обогащение   активного   и   потенциального   словарного   запаса,   развитие культуры   владения   русским   литературным   языком   во   всей   полноте   его функциональных   возможностей   в   соответствии   с   нормами   устной   и письменной речи, правилами русского речевого этикета;  получение   знаний   о   русском   языке   как   системе   и   как   развивающемся явлении,   о   его   уровнях   и   единицах,   о   закономерностях   его 8 функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических   умений   в   отношении   языковых   единиц   и   текстов   разных функционально­смысловых типов и жанров. Осваивая   курс   в   рамках   внеурочной   деятельности,   как   и   основной предмет предметной области "Русский язык и литература", ученик научится различным видам устной и письменной речевой деятельности: 1)   говорение   и   аудирование,   чтение   и   письмо,   общение   при   помощи современных средств устной и письменной коммуникации; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих   способностей   личности   в   процессе   образования   и самообразования; 3) использование коммуникативно­эстетических возможностей русского языка; 4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова,  синтаксического   анализа   словосочетания   и   предложения,   а   также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема   используемых   в   речи   грамматических   языковых   средств   для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;  7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими),   нормами   речевого   этикета;   приобретение   опыта использования;  8)приобретение опыта использования языковых норм в речевой и  альтернативной коммуникативной практике при создании устных,  письменных, альтернативных высказываний.  получит возможность научится:  Ученик    Оперировать   метапредметными  умениями  и  навыками   и универсаль­ ными   учебными   действиями,   предполагающими   формирование   и   развитие умений:  ­ обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,  устанавливать   строить   логическое   рассуждение, причинно­следственные   связи, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.;  ­   овладеет   функциональной   грамотностью,   способностью   применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно  получать новые знания и применять   их   в   учебной,   учебно­проектной   деятельности;   умениями использовать   информационно­коммуникационные   технологии   в   процессе 9 изучения; ­ проводить различные виды анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,   лексический,   морфологический),       синтаксического анализа     словосочетания  и предложения; многоаспектный анализ текста с точки   зрения   его   основных   признаков   и   структуры,   принадлежности  к определённым   функциональным   разновидностям   языка,  особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; ­ формировать навыки чтения текстов лингвистического содержания, а также способности  строить рассуждения на лингвистическую тему.   Личностные результаты обучения. Поскольку данный курс реализуется на добровольной основе в рамках внеурочной   деятельности,   значимыми   результатами   его   реализации   нам видится   развитие личности, способностей;  удовлетворение познавательных интересов;   самореализация обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию внеурочной деятельности, социальной практики, общественно­ полезной деятельности;  овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу   дальнейшего   успешного   образования   и   ориентации   в   мире профессий;  формирование социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально­профессиональных ориентаций;  индивидуализация процесса образования посредством проектирования и реализации   индивидуальных   образовательных   планов   обучающихся, обеспечения   их   эффективной   самостоятельной   работы   при   поддержке педагога;  участие   обучающихся,   их   родителей   (законных   представителей), педагогических   работников   и   общественности   в   проектировании индивидуального учебного плана;  включение обучающихся в процессы преобразования социальной среды  населенного   пункта,   формирования   у   них   лидерских   качеств,   опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;  формирование у обучающихся опыта самостоятельной образовательной,   проектно­исследовательской   и   художественной общественной, деятельности;  использования   в   образовательной   деятельности   современных образовательных технологий деятельностного типа. Учебно­тематический план. Первый год обучения.  10 № Тема 1. Исторические изменения в языке. Русский язык среди других славянских языков.  2. Старославянизмы,   их   признаки   и стилистическая роль. 3. От кириллицы до наших дней. Реформы русской азбуки. 4. Этимология   на   службе   понимания   и написания.   Этимологический   анализ   и внутренняя форма слова.  5. Морфемика   и   Выразительные словообразования. словообразования. возможности   6. Лексика.   Лексические   пары. Заимствованная лексика. 7. Фразеология.   Трансформация фразеологизмов. 8. Историзмы и архаизмы. 9. Диалектные слова. Количество часов 4 4 8 3 3 5 4 2 2 В том числе  практической  направленности 1 2 5 2 2 3 2 2 1 10. Итого 35 20 Содержание образования.  35 часов.  1.   Исторические   изменения   в   языке.   Русский   язык   среди   других славянских языков. 4 часа. Исторические   изменения   в   языке   как   отражение   развития   общества. Праславянский   язык.   Древнерусский   (восточнославянский   язык).   Русский извод   церковнославянского   языка.   Формирование   русского   языка   как национального языка русского народа. Реформы языка от Петра Великого до наших дней. Русский язык ­ национальный язык русского народа. Национальный язык как отражение   истории   народа.   Кирилл   и   Мефодий.   Роль   монахов­книжников. Остромирово   Евангелие   и   Архангелогородское   Евангелие.   Первопечатник 11 Иван   Федоров   и  первые   печатные   книги.  Петровский   гражданский   шрифт. Заимствование в петровскую эпоху. Русский язык как накопления и передачи знаний, средство объединения народа и объект изучения. Национальный   язык   как   отражение   ментальности   народа.   В.   Кюхельбекер «Вопросы истории русского языка». Письмена ­ слово – речь – язык. Русские писатели о языке.  Русский   язык   среди   других   славянских   языков.   Общеславянская, восточнославянская,   старославянская   лексика.   Исконно   русская   лексика. Берестяные грамоты.  2. Старославянизмы, их признаки и стилистическая роль. 4 часа.  Роль   славянской   азбуки   в   формировании   русской   письменности. Глаголица   и  Кириллица.  Создатели   первой   славянской   азбуки   –  Кирилл   и Мефодий. Звуковые, графические, цифровые и смысловые коды славянской азбуки.  Красная   строка.   Буквица   (инициал).   Буквицы   в   "Букваре" Кариона   Истомина,   1693.   Устав,   полуустав,   скоропись,   славянская   вязь. Киево­Печерская   Лавра.   Летописец   Нестор.   Русская   правда   Ярослава Мудрого.  Признаки   старославянизмов.  Фонетические   и   словообразовательные признаки старославянизмов. Фразеологические славянизмы.    Роль старославянизмов в современном русском языке: придание речи высокой  поэтичности,   гражданской   патетики,   воссоздание   событий прошлого,   стилизация   языка   отдалённой   эпохи,     речевая   характеристика персонажа, создание эффекта комического. Практикум «Стилистическая роль старославянизмов». 3. От кириллицы до наших дней. Реформы русской азбуки. 8 часов.  Основы   славянской   азбуки.   Практикум   по   решению   лингвистических задач. Учимся читать, считать, мыслить, как наши предки.   Первые   печатные   книги   на   русском   языке.   Иван   Федоров.   Судьба русского   первопечатника.   «Апостол»,   1564.     Азбука,   1573.   Московский печатный двор Петра Первого. Первая реформа русской графики 1710 года. Гражданский   шрифт   Петра   Великого.   Первые   книги,   напечатанные гражданским шрифтом «Геометрия» и «Азбука церковная и гражданская».   Грамматика   М.   В.   Ломоносова:   от   теории   к   практике.   Российская грамматика  М.В. Ломоносова, 1755. Шесть «наставлений». «О человеческом слове   вообще»,   «О   чтении   и   правописании   российском»,   «О   имени»,   «О глаголе», «О вспомогательных или служебных частях слова», «О сочинении» частей слова». Практикум. Учение Ломоносова в олимпиадных заданиях.  Все о букве Ё. Происхождение, первые употребления буквы Ё. Всегда ли Ё ударная? Когда Ё обязательна? Ошибки, связанные с неразличением Е и Ё. Программа Ёфикации.  12 Буквы – дублеты в русской азбуке и их судьба. Смыслоразличительная роль дублетных букв в древнерусском и старославянском  языках. Ять, ижица и  I  десятичная, ферт, омега. Их судьба в русском языке. Лингвистические задачи в формате олимпиады. Судьба Ъ. Диакритические знаки.   Реформа русского языка 1917­18 годов.  Практикум.   ГРАФИКА.   История   и   современность   (по   следам изученного). Лингвистические задачи.  Западники и славянофилы. Споры о языке и не только… А. Шишков, А. Хомяков, В. Даль, К. Аксаков, А. Герцен, Н. Карамзин: «У них разные головы, но одно сердце. И это сердце принадлежит России» (А. Герцен). Место А.С. Пушкина   в   споре   «западников»   и   «славянофилов».  Принципом «соразмерности и сообразности». Роль Пушкина в становлении современного литературного языка.  Реформы   русского   языка   в   ХХ   веке.   К   вопросу   о   правомерности термина «реформирование языка». Реформа в области графика и орфографии 1917­1918   годов.   Отражение   в   языке   жизни   общества   советского   периода. Проект реформы 1964 года (руководитель В. Виноградов). Проект 2000 года (рук.   В.   Лопатин).   Последние   кодификаторы   2009   года.   К   вопросу варваризации языка.  4.   Этимология   на   службе   понимания   и     написания.   Этимологический анализ и внутренняя форма слова. 3 часа. Как относиться к изменениям в языке? Ложная (народная) этимология. Этимология как наука о языке. А. А. Потебня и его учение о трехчастной структуре слова. «Внутренняя форма» слова.  Этимология   на   службе   понимания   и   правописания.   Этимология   и орфография. Этимологические словари. Лингвистические задачи.  Историческое   и   современное   словообразование.   Позиционные   и исторические   чередования.   Чередование   гласных   и   согласных. Переразложение основы, опрощение основы, усложнение основы, наложение морфем.   Диахронический   и   синхронический   разбор   слова.   Этимология   на службе словообразования. 5.   Морфемика   и  словообразования.   Выразительные   возможности словообразования. 3 часа. Выразительные   возможности   словообразования.   Слова   с   суффиксами эмоциональной оценки. Прием семантизации морфем. Прием этимологизации морфем. Окказионализмы. Народная (ложная) этимология в литературе. Морфемика   и   словообразование:   исторический   аспект   проблемы. Практикум. Решение лингвистических задач. Морфемика   и   словообразование:   современный   аспект   проблемы. Практикум. Решение лингвистических задач. 13 6. Лексика. Лексические пары. Заимствованная лексика. 5 часов. Лексические пары. Синонимы, антонимы, паронимы, их стилистическая роль.   Приемы   на   основе   синонимии   (градация)   и   антонимии   (антитеза, оксюморон). Паронимы, эх словообразовательные и семантические различия. Лингвистические задачи. Полисемия  и омонимия.  Слово:  план выражения и план содержания. Моносемия и полисемия. Тропы, основанные на переносе значений: метафора и метонимия. Синекдоха.  Омонимия,   виды   омонимов:   полная   омонимия,   омографы,   омофоны, омоформы. Многозначные слова и омонимы в толковых словарях. Полисемия и омонимия в основе каламбура. Лингвистические задачи.  Лексика   исконно   русская   и   заимствованная.   Три   кита   перевода: транскрипция, транслитерация, калькирование.   Заимствования освоенные и неосвоенные.   Фонетические   признаки   заимствований.   Признаки   грецизмов, тюркизмов, латинизмов, славянизмов. Лингвистические задачи.  Иноязычная   лексика:   происхождение,   значение,   употребление. Практикум по решению задач.  7. Фразеология. Трансформация фразеологизмов. 4 часа.  Виды  фразеологических  единиц  по  классификации  В.В.  Виноградова: сращения,   единство,   сочетания.   Фразеологические   выражения   (Шанский). Трансформация   фразеологизмов как речевая ошибка и как стилистический прием.   Контаминация   фразеологизмов.   Живая   и   стертая   образность фразеологизмов. Обыгрывание фразеологизмов в сатирических произведениях (Н. Гоголь;, Ильф и Петров).     Исконно   русские фразеологизмы. История народа во фразеологизмах. Лингвистические задачи.  Фразеологизмы,   заимствованные   из   других   языков.   Фразеологические кальки.   Фразеологизмы   библейского   происхождения.   Античная   мифология как источник фразеологизмов. Лингвистические задачи. Виды   фразеологизмов   по   происхождению. Крылатые   слова   и   выражения.   Фразеологизмы   и   крылатые   слова   в вопросах и ответах. Практикум по решению лингвистических задач. 7. Историзмы и архаизмы. 2 часа. Словарное   богатство   русского   языка.   Лексика   с   точки   зрения происхождения   и   употребления   в   языке.   Устаревшие   слова   и   неологизмы. Виды   устаревших   слов:   историзмы   и   архаизмы.   Лексические   группы устаревших   слов.   Историзмы   и   история   народа.   Старинные   денежные единицы, меря веса, меры длины, части тела, части крестьянской избы и т.д. Историзмы и архаизмы в задачах и ответах. Практикум. 8. Диалектные слова. 2 часа. 14 Диалектные   слова.   Южнорусский   и   северорусский   говор,   их фонетические особенности. Диалектные слова и их признаки фонетические, словообразовательные,   Собственно   лексические диалектизмы. Диалектные словари от В. Даля до наших дней.   морфологические. Роль   диалектных   слов   в   литературе.   К   вопросу   об   умеренности использования   диалектизмов.   Диалектизмы   и   этнографизмами.   Место диалектизмов   в   творчестве   уральских   писателей:   сказы   П.   Бажова, миниатюры В. Юровских. Тематическое планирование Тема 1. Исторические   изменения   в   языке   как отражение развития общества. 2. Национальный   язык   как   отражение истории народа. 3. Национальный   язык   как   отражение ментальности народа. Русский язык среди других славянских 4. языков. 5. формировании русской письменности. 6. Признаки старославянизмов.  славянской   Роль Роль старославянизмов в современном 7. русском языке. 8. Практикум   «Стилистическая   роль старославянизмов». 9. Основы славянской азбуки.  10. Первые   печатные   книги   на   русском языке:   от   «Апостола»   и   «Азбуки!»   Ивана Федорова   к   Печатному   двору   Петра Первого 11. Русская грамматика М. В. Ломоносова 1755 года: от теории к практике 12. Все о букве Ё.   азбуки   в Интерактивная лекция Вид деятельности Проблемная лекция. Составление конспекта   с   обязательным включением   заданных   дат   и понятий. Эвристическая беседа. Анализ   текстов.   Составление своего   текста   на   основе прочитанных. Лекция­визуализация Лекция   с   разбором   конкретных языковых ситуаций Интерактивная лекция Стилистический анализ текста по Практикум     лингвистических задач. Урок­семинар решению по решению Практикум     лингвистических задач. От   теории   к   практике. Лингвистические задачи. 13. Буквы – дублеты в русской азбуке и их От   теории   к   практике. 15 судьба. 14. ГРАФИКА.  История   и   современность (по следам изученного). 15. Западники   и   славянофилы.   Споры   о языке и не только… 16. Реформы русского языка в ХХ веке. на       пары. возможности службе   и     Историческое 17. Как относиться к изменениям в языке? Этимология ложная и научная.  18. Этимология   на   службе   понимания   и правописания. 19. Этимология словообразования. современное словообразование. 20. Выразительные словообразования. 21. Морфемика   и   словообразование: современный  аспект проблемы.  22. Морфемика   и   словообразование: исторический аспект проблемы.  23. Лексические   Синонимы, антонимы,   паронимы,   их   стилистическая роль. 24. Полисемия и омонимия. 25. Виды   омонимов:   полная   омонимия, омографы, омофоны, омоформы. 26. Лексика   исконно   русская   и заимствованная. Транскрипция, транслитерация, калькирование. 27. Иноязычная лексика: происхождение,  значение, употребление.  28. Виды   фразеологических   единиц. Трансформация фразеологизмов.  29. Виды фразеологизмов происхождению. 30. Фразеологизмы,   заимствованные   из других языков. Фразеологические кальки. 31. Крылатые слова и выражения.    по     Лингвистические задачи. Практикум     лингвистических задач Проблемная лекция по решению От   теории   к   практике. Лингвистические задачи. Эвристическая беседа. Решение лингвистических задач. От теории к практике. Стилистический анализ текста. Урок­игра. Решение  лингвистических задач. Урок–игра. Решение   лингвистических задач. Стилистический анализ текста. От теории к практике. От теории к практике. От теории к практике. Практикум по решению задач.  Стилистический анализ текста. Лингвистический бой.  От теории к практике. 32. Устаревшие слова и неологизмы. 33. Историзмы   и   архаизмы   в   задачах   и ответах.  34. Диалектные   слова   и   их   признаки От теории к практике. по Практикум     лингвистических задач. От теории к практике. Практикум. решению 16 фонетические,   морфологические. 35. Роль диалектных слов в литературе. словообразовательные, Литература Урок­исследование. Воронина Н.В., Егорова Т.В. Олимпиады по русскому языку. – Москва: Русское слово, 2006 Вялкова Г.М. Олимпиады по русскому языку и литературе. 9­11 классы. 2 ­ е изд., перераб. и доп. – Москва: ВАКО, 2013 Гольцова Н.Г., Копоносов Л.Ф., Шамшин И.В. Региональные олимпиады школьников по русскому языку: Московская область, 8­11 классы. – Москва: Дрофа, 2004 Дрёмин   В.Е.   Готовимся   к   олимпиаде   по   русскому   языку.   Сборник заданий и ответов для 9­11 классов. – Москва:  АРКТИ, 2017  Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5­9 классы. – Волгоград: Экзамен, 2015 Лебедев Н.М. Турниры знатоков русского языка. – Москва: Вербум­М, 2006 Казбек­Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5­ 11 классы. – Москва: Айрис­пресс, 2006 Казбек­Казиева М.М. Школьные олимпиады по русскому языку. 5­11 классы. – Москва: Айрис­пресс, 2006 Кронгауз М.  Русский язык на грани нервного срыва. – М.:  Corpus, 2017 г. 2016. Малюгина В.А.  Олимпиады по русскому языку. 7­8 класс. – М.:   Вако, Материалы   школьного   (Москва),   муниципального,   регионального   и заключительного   этапов всероссийской олимпиады по русскому   языку за (текущий и предыдущие годы). ­ http://olimpiada.ru/news/7808 Методические   рекомендации   по   проведению   школьного   и муниципального   http://olimpiada.ru/news/7808             этапов   всероссийской   олимпиады   по   русскому   языку.   ­ Норман Б.Ю.. Русский язык в задачах и ответах: сб. задач. — М.: 2011.  Почерников А. Забытые письмена славян. – М.: Концептуал, 2015 Успенский Л. Слово о словах. – М.: Астрель, 2010. Успенский Л. По закону буквы. – М.: Астрель, 2009. Шанский н. Лингвистические детективы. – М.: Наука, 2006 Черепанова   Л.В.,   Нелюбов   Н.Я.:   Олимпиадные   задания   по   русскому языку. 9­11 классы.­ Волгоград: Учитель, 2014 Черепанова   Л.В.,   Нелюбов   Н.Я.:   Олимпиадные   задания   по   русскому языку. 7­8 классы.­ Волгоград:Учитель, 2015 17 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.     13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Языкознание.   Русский   язык.   Энциклопедия   для   детей.   Т.10.  3­е   изд., перераб. и доп. ­ М.: Аванта+, 1999.  18

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)

Рабочая программа курса "Решение олимпиадных задач по русскому языку" (Внеурочная деятельность)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2018