Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков».
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков».

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
религиоведение
1 кл
05.11.2018
Рабочая программа курса внеурочной деятельности   «Азбука истоков».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Истоки». Цель: воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное и нравственное развитие. Задачи: Подвести учащихся к пониманию сути Истоков ; Развивать целостное восприятие мира внешнего ( социоультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного); количество часов по плану внеурочной деятельности за 1 год – 33 часаРабочая программа
пояснительная записка Истоки 1 класс.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность: социально­педагогическая.  Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы  и   нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к  сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания  и  культуры перестали быть  приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в  целом,  и  особенно для педагогической деятельности. Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть  и  безобразное. Научить детей отличить одно от  другого; сохранять первое  и  бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной  работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно­нравственных  ценностей у детей в начальной школе.  Цель: воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на  духовное  и  нравственное развитие.  Задачи: 1. Подвести учащихся к пониманию сути  Истоков ; 2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социоультурная среда развития)  и  мира внутреннего (духовно­нравственного);  3. Развивать образное  и  логическое мышление;  4. Формировать навыки продуктивного диалога  и  сотрудничества.  5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное  восприятие русского языка как языка великого народа  и  великой литературы.   Отличительная особенность.             Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора  социокультурного   системного   подхода  в образовании  И . А .  Кузьмина , профессора  Российской Академии естественных наук,  и  профессора Вологодского государственного  педагогического университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.  Социокультурный   системный   подход  в  образовании позволяет:     развивать  социокультурную  основу личности с первого года обучения начальной  школы;  осуществить присоединение от семьи к начальной школе  и  от начальной школы к  средней школе;  создать  социокультурный  стержень в учебном процессе  и  развить межпредметные связи;  обеспечить преподавателя  социокультурным  инструментарием  и  эффективно  управлять внутренними ресурсами человека.                  Курс « ИСТОКИ » является одним из базисных курсов на основе  системного   подхода .                 Курс предназначен для преподавания в  1 ­4­м  классах  начальной школы.                 Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности  и   завершенности курса « ИСТОКИ » в рамках начальной школы.                 В  1  ­м  классе  дети приходят к пониманию сути  Истоков . Система духовно­ нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово,  Образ  и  Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем ( социокультурная   среда развития)  и  мире внутреннем (духовно­нравственном).                 Во 2­м  классе  происходит знакомство с  истоками  ближайшей к ребенку  социокультурной  среды  и  основной деятельности в ней человека.                 В 3­м  классе  акцент переносится на  истоки  ценностей внутреннего мира  человека. В 4­м  классе  осуществляется знакомство с  истоками  русских традиций как  важнейшим механизмом сохранения  и  передачи из века в век базовых  социокультурных   ценностей российской цивилизации. Таким образом, выстраивается система категорий  и  ценностей в начальной школе.  Возраст детей: с 7 лет.   Сроки реализации: Программа рассчитана на четыре года обучения.   Режим занятий: Занятия проходят  1  раз в неделю по 35 минут. Численный состав  группы 10­13 человек.   Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со  стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал))   и   практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки).  Занятия проходят по группам, парами, в «круге».  Ожидаемые результаты:  формирование системы духовно­нравственных ценностей;    развитие восприятия, мышления, чувствования  и  духовного опыта ребенка;  приобщение ребенка к  истокам  родной культуры, духовных ценностей  и  образа  жизни;  умение вести продуктивный диалог  и  сотрудничать;  расширение кругозора  и  словарного запаса.    В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями  и   умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки,  различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты  своего труда.   Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, в конце курса проводится  диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся (автор Н.П.Капустин), в 4  классе  изучение социализированности личности учащихся (автор М. И .Рожков),  проведение  праздников, участие в конкурсах духовно­нравственного направления.  Методика отвечает современным достижениям в области психологии  и  психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память  и   внимание детей. В качестве  методических принципов оптимизации  и  интенсификации  обучения предлагаются: • использование эмоционально положительных  и  архетипически значимых образов; • опора на непроизвольное запоминание; • вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство); • использование эвристических методов обучения; • организация занятия по правилу смены деятельности; • диагностика  и  своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения; • организация самостоятельной работы в парах  и  группах; • тематическая связь с другими предметами. Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание  позволяет избежать перенапряжения  и  утомления  и , как следствие, повысить учебную  мотивацию учащихся.  Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой  информации, сколько изучение предмета с различных сторон. В случае обучения чтению  предметом изучения (анализа, сравнения  и  моделирования) служит письменная речь  (текст), разделяемая на предложения, слова, слоги  и  буквы. При таком  подходе   изменяется главная задача: ребенок не учит буквы  и  слоги, чтобы складывать из них  слова, а изучает слова, чтобы научиться их понимать. Понимая чтение как процесс  извлечения смысла, а не механического звукослияния, мы помогаем ребенку решить актуальную для него задачу. При этом любой результат, полученный в процессе обучения,  осознается как достижение. Даже выучив одну букву, ребенок начинает слышать  и  видеть  ее в словах, чувствует реальное приближение к раскрытию тайны печатного слова.   Развитие духовно­нравственной основы личности Одной из важнейших задач  Азбуки  является развитие духовно­нравственных ценностей  ребенка  и  присоединение к этому родителей. Опыт прошедших десятилетий убедительно  показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета  архетипических особенностей народа. Один из путей  социокультурного  развития  личности – приобщение к  Истокам .  Азбука  состоит из четырех разделов: Мир, Слово, Образ  и  Книга. Предложенные образы, слова, поговорки, фрагменты произведений, тексты представлены  системно  в алфавитной  и  содержательных частях. Например, главная тема при изучении букв А и  М – «Семья. Родители». В развитие дети  слушают текст «Солнышко, мама  и  папа». При изучении букв П и  Л – «Поле  и  лес». В развитие – «Мир  и  лад» с текстами «Поле  и  школа», «Поле  и  семья», «Школа  и  семья». При изучении букв  И   и  Р – « Истоки   и  радуга». букв Щ и  Г – «Щит  и  герб», букв Д и  Б – «Доброе слово»  и  т.д. Иллюстрации  и  иллюстративные миниатюры (см. приложение  1 ) развивают образное  восприятие ребенка на основе категорий  Истоков . При изучении букв Э  и   Ю  с целью закрепления образного восприятия представлены: • портреты великих русских поэтов:             Александра Сергеевича Пушкина,             Михаила Юрьевича Лермонтова,             Федора Ивановича Тютчева,             Сергея Александровича Есенина; • иконографические изображения  и  портреты великих людей России:             Святого князя Владимира,             Святого князя Александра Невского,             Михаила Илларионовича Кутузова,             Александра Васильевича Суворова. Материал учебных страниц  Азбуки  содержит важнейшие образы  и  понятия,  непосредственно связанные с темами воспитательной программы, которые в свою очередь  образуют единую линию, задают вектор  социокультурного  развития личности.   Развитие языкового сознания Одна из основных задач  Азбуки  – введение ребенка в мир родного языка, развитие  языкового чувства, создание прочной понятийной  и  мотивационной базы для дальнейшего  структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового  сознания является неотъемлемым условием  социокультурного  развития личности, оба  направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи,  пронизывающие весь комплекс учебно­воспитательных программ, обеспечивают целостное  восприятие русского языка как языка великого народа  и  великой литературы. МИР   1 . Солнышко, мама  и  папа (А   М) Знакомство с « Азбукой   истоков ». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой  свое название  и  все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие  строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы. 2. Мир и лад (Поле, школа и семья) (П   Л) Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна,  опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто  поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит  слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла­ла и ла­па)? (Сравнение букв с  семенами часто встречается в пословицах и загадках.) 3. Истоки и школа (К   О) Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии).  Общее и конкретное значение слов. Слово­образ, слово­символ. Колокол, язык, книга,  школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.) 4. Дар (Рождество) ( Е    Ё) Праздничное слово. Слово­поздравление. Слово­приветствие. Слово­прославление. Какие  слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и  пожелания близким, знакомым и незнакомым людям. 5.  Истоки  и радуга (И   Р) Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои  истоки . У одних общее происхождение,  например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по  смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко  связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из  одной семьи».) 6. Сказки А.С. Пушкина (Ш   С) Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка.  Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка.Найти в отрывке о  Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?) 7. Родной край (Й) У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор  родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий. 8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ   Г) Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край).  Слово­действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что  значит «Ищи мира»? Как это делать? 9. Святыни России. Илья Муромец (У   Ф) Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью  назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями?  (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.).  СЛОВО  1 . Слово (Х   В) Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с  различной интонацией. 2. Весна и слово (Н   Я) Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на  метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи,  выученные раньше, ищем сравнения. 3. Золотое сердечко (З   Т) Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные  упражнения.     4. Серебряное копытце (Д   Б) Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить  добрые слова родителям, учителям, друзьям. 5. Честное слово. «Добрыня Никитич» (Ч   Ы) Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать. 6. Слово о родителях (Э   Ю) Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных  стихотворений. 7. Святое слово. Былина «Алеша Попович» (Ь   Ъ) У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть  своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи –  свойства. А еще есть слова­помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова­помощники в тексте  (зрительно и на слух). 8. Чаша жизни (Ж   Ц)  Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить  и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем  (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.  ОБРАЗ 1. Родник Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по­разному. В  русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ),  поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии).  Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль. 2. Образ Родины Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова  называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут  стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих  текстов.  3. Образ защитника Отечества Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют  свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам,  родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в  правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин  домой… трудна была его дорога к дому…». 4. Образ праздника (День Победы) Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг,  но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из  песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм,  мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем? Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.  КНИГА  1 . Книга Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают  сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить.  И  у каждой из них своя задача  и   свои особенности языка. Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции  и  т.п.). 2. Книга книг Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение  письменности в древнем мире, братья Кирилл  и  Мефодий – создатели славянской  азбуки   и  письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания  библиотеки в семье, школе, обществе. 3. Живое слово книги Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности  родного языка. Книги, пришедшие из других стран. 4. Первая книга. Мир книги Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой  книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности  книге.  Обучение чтению Методика « Азбуки   истоков » разработана с учетом современных представлений о  формировании вербальных функций  и  является развитием традиционного метода  слогового обучения чтению.  Азбука  нами используется  самостоятельно в рамках  программы духовно­нравственного воспитания младших школьников. Букварные страницы Азбуки посвящены изучению конкретных букв, содержат зрительные  образы и слова, имеющие данную букву, пословицы,  стихотворные отрывки, обучающие  упражнения и микротексты для чтения. Типовая организация «букварных» страниц  способствует концентрации внимания и стимулирует самостоятельную работу учащихся. Работа с букварными страницами предусматривает пять этапов: I этап. Сопоставление образа и звука. Развитие фонематического слуха. II этап. Семантический и фонетический анализ отдельных слов с выделенной буквой. На  этом этапе предполагается уделять особое внимание смыслу рассматриваемых слов. Важно не просто объяснить незнакомые слова, необходимо выяснить, как дети их понимают,  подобрать родственные слова, слова похожие и противоположные по смыслу (без  терминов).  III этап. На этом этапе объектом изучения является уже не отдельное слово, а целая  мысль, связанная с рассмотренными выше словами. Чтобы научить детей выражать свои  мысли, им предлагается определить/описать смысл одного из предложенных на странице  слов. Дополняя и уточняя друг друга, добавляя сущностное и отсеивая незначительное,  дети под руководством учителя рождают свою (!) мысль. И только после этого  осуществляется переход к рассмотрению пословицы – короткой, но глубокой по сути  фразы.  Знание пословиц приобщает детей к глубинным пластам народной мудрости, приучает  искать смысл прочитанного, дает пример лаконичной и образной формулировки мысли.  Обсуждение и разъяснение смысла пословицы проводится в живом диалоге с детьми.  Важно, чтобы ребенок сделал самостоятельное, пусть небольшое, умозаключение. При многократном использовании одного и того же материала (слов, фраз, текстов и т.п.)  вначале выполняются упражнения, направленные на понимание и осмысление, и только  потом – формально­аналитического характера.  IV этап. Самостоятельное чтение. Материал для самостоятельного чтения организован в виде таблицы, содержащей слоги и  слова разной сложности с этими слогами. Такая структура дает возможность четко  прослеживать формирование навыка и своевременно отрабатывать трудные моменты.  Примеры тренировочных упражнений (таблица должна быть продублирована на доске): 1 . Чтение слогов в столбик. Поиск заданного слога. Поиск начального слога – учитель называет слово, или показывает картинку с  изображением предмета, а ученики указывают на первый слог (ваза – ВА). Комбинация слогов. Чтение цепочки из похожих слогов (ба­ба­ба, ба­бо­ба, бо­бо­ба и  т.д.). Можно приводить в игровой форме с использованием различных персонажей. (Кто  как стучит?Чьи это шаги? и т.п.) 2. Чтение пар: слог – слово (ба – бал, до – дом). Анализ: что изменилось, какая буква  прибавилась после слога или перед ним? Чтение более сложных пар (ком – ко­мок, пол – полк). Анализ: как изменился смысл слова, какие буквы добавились? Здесь же полезно обсудить различия в «назначении» слов.  3. Чтение столбиков слов, поиск слова, прочитанного учителем (возможна работа в парах). 4. Чтение отдельных длинных слов. Для облегчения вначале можно открывать слово по  одному слогу (че­ло­век, че­ло­век, че­ло­век). Использование различных заданий для многократного прочтения одних и тех же слов  повышает эффективность обучения. При этом создаются условия для развития  самоконтроля и стремления к самосовершенствованию. 5. Самое важное – переход к чтению текста. Главная задача учителя подготовить ученика к пониманию мысли. Последняя строка уже не является тренировочным упражнением. Это  микротекст для осмысления, и его формальная структура не обсуждается. (Это не игровое  задание, ребенок может и должен осознать разницу). «Текст» может быть продолжен или  уточнен устно. V этап. Чтение учителем стихотворного отрывка, его обсуждение и заучивание (задача  выучить наизусть явно не ставится, а используются приемы опосредованного запоминания): • учитель читает, дети слушают; • учитель начинает, дети заканчивают строку; • учитель читает первую строчку, дети вторую; • все читают хором (с минимальной помощью учителя); • кто хочет, рассказывает сам. Эта общая схема работы может быть изменена или сокращена при необходимости. Главное  – дать почувствовать детям красоту и неповторимость поэтического текста, научить  слышать и понимать поэзию, без которой невозможно развить настоящее чувство родного  языка. При всей алгоритмичности описанной структуры учителю предоставляется широкое поле  для творческой деятельности, т.к. любой этап может быть развернут по усмотрению  педагога и стать центральной частью урока, что придает курсу в целом неповторимое  разнообразие.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности   «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности   «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности   «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности   «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности   «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности   «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности   «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука истоков».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности   «Азбука истоков».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018