Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»
Оценка 4.8

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Оценка 4.8
Образовательные программы +1
doc
окружающий мир +1
2 кл
20.03.2019
Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»
Цель моей программы Формирование осознанного бережного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры) -углубление экологических знаний обучающихся; -развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы; -воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на Земле. Задачи программы - развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, решать практические задачи - расширять экологические представления младших школьников - воспитывать у детей ответственное отношение к природе, понимание законов природы - прививать любовь к природе, желание о ней заботиться - ознакомить школьников с многообразием живой природы, последствиями неразумного вмешательства человека - способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение) - формировать готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную компетентность
programma.doc
ФГАО ВО «Южный федеральный университет»  Академия психологии и педагогики  Кафедра методик начального образования  Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»  Программа рассчитана на 1 год обучения в начальной школе (2 класс)                                                                                                                                 Выполнила: студентка 2 курса                                                                    Гр.21­Н., отделения начального                                                         образования – Дудка А.В.                                                                   Преподаватель: к.пед.н.,доцент                                     Щербина Е.Н. Ростов­на­Дону  2015 Автор: Власова С.Ю. (п.Шумовский 2012­2013 г.) Пояснительная записка. Все мы – дети природы. Беречь природу и учиться у неё гармонии следует каждому  человеку. К сожалению, на современном этапе развития России обострилась экологическая ситуация в стране. Всё большую опасность приобретает неумеренный сбор  красивоцветущих и лекарственных растений, уменьшается количество животных из­за  браконьерства и других причин, приходят в экологический упадок красивые места, где  проходят туристические тропы. Отсюда вытекает проблема: изменение сознания людей о  ценности природы и её сохранности. Духовно­нравственное воспитание детей является одним  из приоритетных  направлений содержания  начального образования в условиях реализации  Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.  Ключевые идеи  его реализации определены в Концепции духовно­нравственного  воспитания российских школьников и Примерных программах  воспитания и социализации  младших  школьников.   В Концепции определяется система базовых национальных ценностей, составляющих  основу  духовно­нравственного развития  младших школьников: патриотизм,  гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиции российской религии,  природа, человечество. В соответствии с этими ценностями проектируются задачи и  ведущие направления  воспитательного процесса в начальной школе. Задачи      воспитания      младших школьников формулируются в системах  «Личность»,  «Общество» и  «Государство». В системе развития личности    особое   внимание  придаётся формированию  готовности и  способности ребёнка к духовному развитию,  индивидуально­ответственному поведению; в системе общественных отношений делается  акцент  на  воспитании социальной активности, гражданственности и патриотизма;  в  системе государственных отношений особое значение имеет  формирование  и  развитие  социальной активности личности. Реализация  рассмотренных задач обусловливает  комплексный подход к содержанию воспитательного процесса в начальной  школе,  связывающий воедино гражданское и патриотическое, трудовое,  умственное,  экологическое, эстетическое воспитание, воспитание культуры  здорового образа жизни,  что  должно привести к достижению личностных результатов начального образования:  «сформированных ценностных ориентаций выпускников начальной школы, отражающих их  индивидуально­личностные позиции,  мотивы образовательной деятельности, социальные  чувства, личностные качества» [6, с.33]. Духовно­нравственное воспитание младших  школьников необходимо осуществлять в процессе интеграции учебной и внеучебной  деятельности детей. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на  духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно­ экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного  взаимодействия с природой и социумом. [5, с. 66] Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение  достигать гармонии как со своим внутренним, так и с  внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития  эмоциональной сферы и  практических навыков экологической деятельности. В  отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных  целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной  взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и  теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через  общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В.А.  Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа  сама по себе не обладает  магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в  фактор воспитания  лишь в умелых руках педагога. Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на  окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через  общение с природой. Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих  задач:    образовательных ­ формирование системы знаний об экологических проблемах  современности и пути их разрешения; воспитательных ­ формирование мотивов, потребностей и привычек экологически  целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; воспитание  чувства добра, долга, любви к Отечеству, чести, красоты, справедливости и т.д.; развивающих ­ развитие системы интеллектуальных и практических умений по  изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;  развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды:  интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций),  эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности),  нравственного (воли и настойчивости). [3] Для реализации задач экологического воспитания через нравственное состояние ребёнка  используют  следующие методы, формы и методические приёмы обучения:   стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей  среде, использование на уроках сюжетно­ролевых игр, бесед и т.д; развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия  природообразующей деятельности человека; использование методов,  обеспечивающих формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез,  сравнение, установление причинно­следственных связей;  формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать  экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания  ­ проблемный подход к процессу обучения (наблюдение, исследование);  вовлечение учащихся и их родителей в практическую деятельность по решению  проблем окружающей среды (конференции, вечера, проекты, стенгазеты, буклеты,  подборка фотографий на тему). Актуальность программы Начальная школа – начальный этап становления человеческой личности. В  этот период закладываются основы личностной культуры. Ребёнок учится правильно  относиться к объектам природы, к вещам и материалам природного происхождения,  которыми он пользуется. Опыт показывает, что не всегда дети правильно поступают по  отношению к животным, к природе, хотя на уроках окружающего мира этому отводится  главная роль. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии  воспитания.  Таким образом, идея создания программы «Родничок» возникла не случайно, а на основе  комплексного анализа: наблюдения, результатов мониторинга в классах. Думаю, что данная программа поможет формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины.  Цель моей программы Формирование осознанного бережного отношения к объектам природы, находящимся  рядом (формирование экологической культуры) ­углубление экологических знаний обучающихся; ­развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы; ­воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за всё живое на  Земле. Задачи программы ­ развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, решать практические задачи ­ расширять экологические представления младших школьников ­ воспитывать у детей ответственное отношение к природе, понимание законов природы ­ прививать любовь к природе, желание о ней заботиться ­ ознакомить школьников с многообразием живой природы, последствиями неразумного  вмешательства человека ­ способствовать развитию основных процессов мышления (анализ, синтез, сравнение) ­ формировать готовность к социальному взаимодействию, коммуникативную  компетентность Связь содержания программы с учебными предметами: При проведении занятий прослеживается взаимосвязь с такими предметами, как  окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, технология,  математика Особенности реализации программы: Форма: ­организация походов, экскурсий ­проведение бесед по охране здоровья ­участие в выставках детского творчества ­проведение субботников ­работа на пришкольном участке ­разведение комнатных растений ­акции «Спаси дерево», «Покорми птиц», «Сделай скворечник»  Режим( во второй половине дня) и место проведения занятий (классная комната,  территория школы) Место проведения занятий Оборудование классной комнаты Ученические столы двухместные с комплектом стульев.  Стол учительский   Шкафы   для   хранения   учебников,   дидактических   материалов,   пособий,   учебного оборудования  и пр.  Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные полки для вывешивания иллюстративного материала.  Рамки   или   паспарту   для   экспонирования   детских   работ   (фронтальных   композиций)   на выставках.  Игры и игрушки Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры­ путешествия и т.д.). Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.) Наборы кукол в традиционных костюмах народов России. Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. Виды деятельности ­ экскурсии ­ походы ­ поездки ­ конкурсы ­ практические работы ­ участие в экологических акциях Условия реализации программы: 1. Программа рассчитана на возраст 7­10 лет 2. Количество часов и их место в учебном плане Занятия  по программе проводятся 1 раз в неделю (среда 14­00 – 14­40ч.)  Всего: 34 часа Методы работы Предлагаемая форма занятий – внеаудиторная, успешно обеспечивает решение  поставленных задач, так как опирается на системно – деятельный подход. На каждом  занятии организуется: ­ распознавание природных объектов и их практическое исследование ­ моделирование объектов и явлений окружающего мира ­ эколого­этическая деятельность, связанная с освоением культуры отношения к  окружающему миру.      Учащиеся являются активными участниками исследовательской деятельности, в ходе  которой происходит восприятие изучаемых объектов без посредников. Приобретаемые  таким способом знания содержат яркие, реалистические образы: запахи, звуки, внешний  вид, тактильные ощущения. Внеаудиторные уроки усиливают развитие эмоционального  мира учащихся и личностную значимость обучения. И в этом случае приобретённые знания  будут содействовать изменению отношения учащихся к окружающему миру.  Планируемые результаты изучения курса. Учащиеся должны знать: ­основы экологической культуры ­ основные признаки времён года ­ значение природы в жизни человека ­ правила поведения в природе ­профессии своих родителей ­ растительный и животный мир своего края и охраняемые виды животных и растений Учащиеся должны уметь: ­ различать объекты живой и неживой природы и объекты, не относящиеся к природе ­ различать изученные виды растений и животных ­ ухаживать за комнатными растениями ­ ухаживать за домашними животными ­ подкармливать птиц, сделать простейшие кормушки ­ выполнять правила поведения в природе и при обращении с живыми объектами ­ выполнять правила техники безопасности ­ проводить поисковую и исследовательскую деятельность В результате освоения программы курса «Родничок» формируются следующие  универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:  Личностные результаты:   развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы  методами искусства и естественных наук;   развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность  выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами  (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно­ прикладного искусства, музыка и др.);   воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости  сохранения окружающей среды;  формирование мотивации дальнейшего изучения природы.  Метапредметные результаты:   овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что  включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность,  оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня  личных учебных достижений;   освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для  детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели  учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование  результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка  выводов по результатам исследования;   формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска  и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также  понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде  таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;   развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной  коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие  в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.  Качества личности, которые сформируются при реализации программы: Ответственность Доброта Аккуратность Искренность Чуткость Честность Трудолюбие Жизнерадостность Сострадание Взаимопонимание Взаимопомощь Ценностные ориентиры содержания учебного курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. •   Культура   как   процесс   и   результат   человеческой   жизнедеятельности   во   всём многообразии её форм. •   Наука   как   часть   культуры,   отражающая   человеческое   стремление   к   истине,   к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. •   Человечество   как   многообразие   народов,   культур,   религий.   в   Международное сотрудничество как основа мира на Земле. • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. • Семья как основа духовно­нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности   культурно­ценностных   традиций   народов   России   от   поколения   к поколению и жизнеспособности российского общества. •   Труд   и   творчество   как   отличительные   черты   духовно   и   нравственно   развитой личности. •   Здоровый   образ   жизни   в   единстве   составляющих:   здоровье   физическое, психическое, духовно­ и социально­нравственное. • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко­ культурному наследию, к самому себе и окружающим  Формы контроля Для отслеживания результатов предусматриваются  ­стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся ­текущий (промежуточный) контроль ­итоговый контроль: тестирование, практические работы, контрольные задания,  творческие проекты, сочинения по экологической тематике ­ проведение социологических опросов об уровне экологической культуры  родителей  учащихся  Основанием  для   выделения   требований   к   уровню  подготовки   обучающихся   выступает основная   образовательная   программа   образовательных   учреждений       УМК   «Школа России» под редакцией Плешакова А.А.                Учебно­тематический план 2 класс № Наименование раздела 1 2 3 4 5 6 7 8 9 «Введение в экологию» «Лёгкие» нашей планеты» «Мои пернатые  друзья» «О братьях наших меньших» «Охрана природы» « Оранжерея на окне» «Загадки Вселенной» «ЗОЖ» «Школа – наш дом, наведём порядок в нём» Всего 34 часа Всего  часов 2 4 6 4 6 4 2 2 4 Теор. Практ. 1 2 2 1 3 1 1 1 1 1 2 4 3 3 3 1 1 3 Календарно­тематическое планирование 2 класс Тема занятия Форма проведения «Введение в экологию» Изучать природу – значит любить и охранять её.  «Кто­кто в лесочке живёт?» Экология – наука о доме. Школа – наш общий дом экскурсия Творческая работа № 1 2 Колич ество  часов 1 1 «Лёгкие» нашей планеты» Деревья моего поселка Берёзовое царство – лучшее лекарство Осень в лесу. Сбор природного материала для  поделок  Золотая осень. Игра­лото «Спор овощей» «Мои пернатые  друзья» "Птичья столовая" "Тропинки, тайны, голоса".  Храм природы Наш добрый сосед – скворец. Соловей – «великий маэстро» «Лесной  доктор» – дятел.  Акция «Покорми птиц». КВН «Птичьи разговоры» «О братьях наших меньших» Про кошек и собак Животные живого уголка Учитесь доброте "По тропе Берендея". «Охрана природы» Красная книга  Зеленая аптека Удивительное рядом "Тайны лесной тропинки", "Музей природы" Тюльпан Шренка – растение из Красной Книги « Оранжерея на окне» Родина комнатных растений. Правила  ухода. Уход за комнатными растениями Живые украшения нашего дома. Учимся определять  комнатные растения Маленький огород на нашем подоконнике «Загадки Вселенной» Космический  словарь, путешествие в космос. Занимательная Галактика «ЗОЖ» Расти здоровым В гостях  у Мойдодыра Экскурсия­  исследование Презентация экскурсия праздник Практическое занятие Творческая работа.  Слушание  «Голоса  птиц» Презентация Слушание  «Голоса  птиц» Творческая работа Практическое занятие,  игра Аппликация Творческая работа Презентация Слушание  литературного  произведения. Лепка. Презентация Практическая работа Творческая работа игра экскурсия Презентация Презентация.  Практическая работа Практическая работа Исследование Практическое занятие,  посадка лука игра Творческая работа Устный журнал Игра­путешествие 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32 33 34 «Школа – наш дом, наведём порядок в нём» "Человек ­ природа ­ искусство" Эстафета любимых занятий Операция "Мой двор ­ моя забота".  Презентация  «Мы – экологи!» Игра­турнир по  экологии «Что? Где? Когда?» Всего 34 часа                                  Творческая работа Практическая работа Озеленение класса,  школы  праздник 1 1 1 1 Содержание  программы Программа состоит из 9 разделов 1 раздел – «Введение в экологию» Этот раздел направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного  отношения к объектам живой и неживой природы. У учащихся закладывается  первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой 2 раздел – «Лёгкие» нашей планеты» Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень, и  листья на деревьях изменяют свой цвет на жёлтый или красный, постепенно сбрасываются.  Учащиеся исследуют особенности роста и развития лиственных деревьев. 3 раздел – «Мои пернатые  друзья» Учащиеся наблюдают за поведением птиц в природе, знакомятся с понятиями «зимующие  перелётные птицы», исследуют особенности поведения зимующих птиц, самостоятельно  изготавливают кормушки для них,  «открывают  птичьи столовые», принимают участие в  акциях «Покорми птиц», читают стихи, рассказы, разгадывают кроссворды и загадки,  рисуют любимых птиц, выполняют творческие работы 4 раздел – «О братьях наших меньших» Нет ни одного ученика, который не мечтал  бы завести себе четвероногого друга и  заботиться о нём. В этом разделе учащиеся изучают особенности поведения и жизни  животных. Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, в степи.  Дети выполняют творческие работы по теме «Жизнь обитателей леса»: фотоработы,  рисунки, поделки из природного материала; разгадывают загадки, читают рассказы и стихи  о любимых друзьях. Познакомиться с дикими животными помогают экскурсии и поездки в  краеведческий музей и зоопарки города Самары, в Большечерниговский краеведческий  музей ( с. Августовка) 5 раздел – «Охрана природы» Учащиеся знакомятся с понятием «Красная книга». Очень большой интерес проявляют   они к исчезающим и исчезнувшим видам животных, об этом школьники  узнают из материалов Красной книги. Дети оформляют фотоальбомы и рисунки о редких видах  растительного и животного мира. 6 раздел – « Оранжерея на окне» Дети учатся выращивать комнатные растения, ухаживать за ними. Они занимаются  исследовательской работой о влиянии тепла, света, плодородия почвы на рост и развитие  комнатных растений. Выполняют фотоработы и рисунки любимых комнатных растений,  сочиняют стихи, песни, загадки о своих «питомцах» 7 раздел – «Загадки Вселенной» Ученики знакомятся с явлениями, происходящими в космосе, небесными  телами,   открытиями новых миров. Они придумывают названия новым звёздам и планетам,  выполняют творческие работы на тему космоса. 8 раздел – «ЗОЖ» Человек – часть живой природы. В этом разделе большое внимание уделяется  мероприятиям, направленным на формирование мотивации к здоровому образу жизни и  расширении представлений о здоровом образе жизни; Также учащиеся знакомятся с трудовой деятельностью людей и её значением в жизни  человека и общества. 9 раздел – «Школа – наш дом, наведём порядок в нём» Учащиеся выполняют практические и творческие работы по благоустройству классной  комнаты, школы, территории пришкольного участка, принимают активное участие в  субботниках и акциях  Выводы: Данная программа позволяет  1.Формировать культуру поведения детей в природе, научит их отвечать за свои поступки,  с любовью относиться к природе своей Родины 2.Усвоить каждым ребёнком нормы поведения в природе  3.Повысить уровень личностного развития младших школьников Эта программа даёт возможность формирования УУД :личностных, регулятивных,  познавательных Литература 1.  Концепция духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина  России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков ­ М. : Просвещение, 2009. ­ 24  с. 2. Курцева З.И. Духовно­нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго  поколения.// Начальная школа плюс до и после. ­ № 09, 2010, с. 6­9 3. Рявкина О. Экологическое воспитание. 2004. URL:  http://www.referat.ru/referats/view/19019 (дата обращения 28.01.2012) 4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. ­ М.: Просвещение, 1979.с. 183 5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2­х томах ­ М.: 1974. с.66 6. Чердынцева Е.В. Духовно­нравственное воспитание младших школьников в  проектной деятельности.//Начальная школа плюс до и после.­ № 06, 2011, с. 3 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего  образования. – М.: Просвещение,2010. – 31с.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Родничок»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  для начальных классов  «Родничок»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2019