Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
русский язык
1 кл
04.02.2019
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи " 1 класс содержит: пояснительную записку,общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане, ценностные ориентиры предмета, результаты освоения предмета,содержание учебного предмета,тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
ВЗ Развитие речи.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение № 5
«Гимназия»
Дополнительная образовательная программа курса по внеурочной
деятельности
«Развитие речи»
для 1 класса
Составитель: учитель начальных классов Симонова С.М.
Г.Мегион
1 СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.Пояснительная записка. Стр.
Сведения о примерной учебной программе, на основе которой
разработана рабочая программа.
Общие цели начального общего образования с учетом
специфики учебного предмета. ………………………………………… 3
2.
Общая характеристика учебного предмета. …………………………………..34
3. Место учебного предмета в учебном плане. ………………………………………4
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. ………………………...4
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учеб
ного предмета. …………………………………………5
6. Содержание учебного предмета. ………………………………………….56
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся. ……………………………………………………69
8. Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса…………….9
2 1.Пояснительная записка.
Программа по курсу «Развитие речи» для 1 класса разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273
ФЗ;
Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения
начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об
утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования»
(зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009 г. № 315785);
Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.282110;
Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ №5
«Гимназия» .
Учебного плана МАОУ №5 «Гимназия» .
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных
предметов, курсов и программ внеурочной деятельности
примерной программы автора Т.Н. Соколовой «Школа развития речи. Речь.» 1 класс М.:
Росткнига, 2007.
Цель занятий проводимых по данной программе :
способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
содействовать развитию речи детей;
совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;
повышать уровень языкового развития школьников;
воспитывать познавательный интерес к родному языку;
решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и
чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Для того чтобы эффективно
воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то
есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления –
это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового
3 материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении
речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и
говорение. Вот почему так важно создавать условия для развития речевой деятельности
детей.
Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного
усвоения детьми достаточного лексического запаса,
грамматических форм,
синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию
развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших
школьников.
Занятия выстроены следующим образом:
1.Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий
основной части.
2.Основная часть. Выполнение заданий проблемнопоискового и творческого характера.
3.Занимательные задания ( игрызагадки, игрызадачи).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки,
головоломки,
грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в
стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все
это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной
язык.
кроссворды,
рифмовки,
считалки,
ребусы,
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
На занятия по «Развитию речи » в учебном плане отведено 33 часа ( 1час в неделю, 33
учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен,
разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение
для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной
деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство
знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Развитие речи создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без
хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому
особое внимание на занятиях “Развитие речи” следует обращать на задания, направленные
4 на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в
большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм
речевого поведения.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Личностные:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные.
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
5 6.Содержание учебного курса.
Лексическое значение слова.
Речь.
Речь и ее значение в жизни. Техника речи. Речь письменная и устная. Особенности устной
речи: окраска голоса, громкость, темп. Умение регулировать громкость речи,темп,
пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по
образцу, данному учителем.
Слово.
Слово.
Однозначные и многозначные слова.
Слова«родственники» и слова«друзья» (синонимы).Слова омонимы и антонимы. Умение
определять лексическое значение слова. Умение определять лексическое значение
многозначного слова по предметным картинкам, контексту. Умение выделить синонимы,
антонимы в тексте, подобрать синонимы и антонимы к данному слову.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в
словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять
порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова, распространять
предложение. Умение интонационно правильно читать предложения.
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная
мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текстов. Коллективное
составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражение просьбы, благодарности, извинения. Слова –
выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями
приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с
учетом конкретной ситуации общения.
7.Тематическое планирование курса «Развитие речи».
№ Тема и основное содержание
Всего занятий
В том числе
2
1. Речь.
2. Слово.
10
3. Предложение и словосочетание. 4
4. Культура общения.
4
9
5. Текст.
4
6. Повторение изученного за год.
33
Итого:
Контр
.
Проект
.
теори
я
практик
а
2
10
4
4
9
4
33
6 №
дата
план
факт
Календарнотематическое планирование по курсу «Развитие речи».
Тема занятия
Кол.час.
Содержание работы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Речь (2ч)
Слово. (10ч)
Речь.
Тише, громче.
Слова, слова, слова…
Озорные буквы
Слова играют в прятки.
Слово и его значение.
Прямое и переносное значение слова.
Многозначные слова.
Омонимы.
Синонимы.
Антонимы.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Знакомство с ролью речи в жизни человека, с
основными требованиями к правильной речи.
Развитие памяти.
Формирование навыков выразительной речи.
Развитие памяти, логического мышления.
Формирование представлений о слове как
комплексе звуков, имеющем лексическое
значение.
Формирование понятия о важности
сохранения позиции каждой буквы в слове.
Развитие познавательного интереса к языку и
внимательного отношения к слову.
Формирование понятия о лексическом
значении слова.
Формирование понятия о прямом и
переносном значении слова.
Формирование понятия многозначности
слова.
Формирование первичного представления об
омонимах и их значении в речи. Развитие
логического мышления.
Формирование первичного представления о
синонимах и их значении в речи.
Формирование первичного представления об
7 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Тематические группы слов.
1
антонимах и их значении в речи.
Знакомство с тематическими группами слов.
Предложение и словосочетание (4 ч)
Наш цветной мир.
Что на что похоже.
Голоса природы.
Загадки.
Культура речи. Вежливые слова.
Пословицы.
Культура общения (4 ч)
Учимся рассуждать.
Учимся рассуждать.
Текст.
Текст.
Заглавие текста.
Тема текста.
Текст. (9ч)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Формирование первичного представления об
образности.
Формирование первичного представления о
сравнении.
Развитие познавательного интереса, внимания
к языку. Развитие логического мышления,
памяти, воображения.
Формирование умения отгадывать и
придумывать загадки.
Привитие навыков культурной речи.
Формирование навыков употребления в речи
образных выражений.
Формирование умения устанавливать
причинноследственную связь между
предметами, явлениями, событиями.
Формирование навыков подбора слов,
наиболее точно передающих мысль.
Формирование общего представления о тексте
и его признаках.
Закрепление пройденного. Развитие памяти,
логического мышления, внимательного
отношения к языку.
Формирование навыков выделения в тексте
главной мысли и подбора заглавия к тексту.
Формирование навыков определения темы
8 25
26
27
28
29.
30
31
32.
33.
Итого: 33 часа.
Мы строим текст.
План текста.
Красивые речи и слушать приятно.
2
2
1
текста и составления текста на определенную
тему.
Формирование навыков построения связного
текста.
Формирование навыков составления плана
текста. Развитие логического мышления,
внимания, памяти.
Формирование навыков составления текста по
рисунку, по серии сюжетных картинок.
Повторение изученного за год.(4 ч)
Чему мы научились за год.
Диагностическая работа.
Викторина «Путешествие в мире речи».
2
1
1
Повторение и закрепление полученных знаний
и умений.
Диагностика знаний и умений учащихся.
Закрепление в игровой форме полученных
знаний и умений.
8. Описание материальнотехнического обеспечения образовательного процесса.
1.Т.Н. Соколова «Школа развития речи»: Курс «Речь» : Методическое пособие. 1 класс.М.:Росткнига, 2007г.
2. Т.Н. Соколова «Школа развития речи» Рабочая тетрадь №1, №2, М.: Росткнига, 2007.
Оборудование.
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
магнитная доска;
9
экспозиционный экран;
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
10
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.