Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
1) Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы «Истоки»,
являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора
Российской Академии естественных наук и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора
исторических наук.
2) Курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»(направление – духовно – нравственное) реализуется в рамках
основной образовательной программы начального общего образования и является продолжением учебного предмета « Окружающий мир».
3) Цель курса:
преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина
России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.
Задачи курса:
* развитие духовнонравственных основ образования;
* интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
* формирование гражданской ответственности и осознание учащимся, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
* приобщение в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и
поликультурных контактов современного социума;
* укрепление статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.
4
) Сроки реализации программы внеурочной деятельности 20172018 учебный год
Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, что составляет 32учебных часа в год
Количество часов в неделю – 1;
количество часов в год – 32;
количество часов в 1 четверти – 8 ч ;
количество часов во 2 четверти – 7 ч;
количество часов в 3 четверти – 10 ч;
количество часов в 4 четверти – 7 ч.
5) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия)
Личностные результаты:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические
нормы).
8В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при
поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
6) СОДЕРЖАНИЕ курса.
1 класс. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Приводит учащихся к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры,
как Слово, Образ и Книга. Дети получают знания о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно
нравственном).
Главными целями курса в 1ом классе являются:
* освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
* развитие системы духовнонравственных ценностей жизни;
* развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовнонравственного), способности
слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
Мир (8 часов)
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское
благословение. Благодарность.
МИР И ЛАД.Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу.
В Первой книге запечатлена душа семьи.
ИСТОКИ И ШКОЛА.Истоки глазами детей. Рождественский дар.
9ИСТОКИ И РАДУГА.Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга –
образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека.
СКАЗКИ ПУШКИНА.В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие
побеждают гордыню и зависть.
РОДНОЙ КРАЙ.Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
ЩИТ И ГЕРБ.Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово (8 часов)
СЛОВО.Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю
любовь. Слово проверяется делом.
ВЕСНА И СЛОВО.Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.
ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово.
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ.Добро. Доброе слово. Доброе дело.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.
АЛЕША ПОПОВИЧ.Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.
ЧАША ЖИЗНИ.Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Образ (8 часов)
РОДНИК.Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.
ОБРАЗ РОДИНЫ.Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА.Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангелхранитель русского народа.
ОБРАЗ ПРАЗДНИКА.День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память.
Книга (8 часов)
КНИГА.Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец.
КНИГА КНИГ.Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в
семью – библиотеку.
ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ.Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя.
ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ.Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Повторение (1 час)
Формы организации познавательной деятельности:фронтальная, групповая, индивидуальная.
10Виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение.
Формы представления результатов внеурочной деятельности.
Проект: «Моя первая книга».
Система оценки результатов внеурочной деятельности диагностирующая и корректирующая
Используемые методики диагностики:
1. Нравственно – эстетическая ориентация. Методика « Что такое хорошо и что такое плохо».
2.
Самоопределение личности. «Кто Я ?» / М. Кун/
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»
№
п/п
Тема занятия
1 четверть
МИР
1. Введение в предмет. Солнышко, мама и папа
2. Мир и лад
3. Истоки и школа
4. Истоки и радуга
5. Сказки А.С. Пушкина
6.
Родной край
Колво
часов
8
8
1
1
1
1
1
1
Дата
Примечание
1 подгруппы
2 подгруппа
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
117. Святыни России. Щит и герб
8. Святыни России. Илья Муромец
2 четверть
1.
СЛОВО
Слово
2. Весна и слово
3.
Золотое сердечко
4. Серебряное копытце
5. Добрыня Никитич
6. Слово о родителях
7. Алеша Попович
1 Чаша жизни
ОБРАЗ
Родник
Образ Родины
Защитник Отечества
23
45
67
3 четверть
10
1
8
2
2
2
1
1
7
8
1
1
1
1
1
1
1
14.10
21.09
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
14.10
21.09
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
20.01/27.01
03.02/10.02
20.01/27.01
03.02/10.02
17.02/ 03.03
17.02/ 03.03
12Образ праздника
КНИГА
Книга
4 четверть
Книга
Книга книг
Живое слово книги
89
10
1
23
45
Первая книга. Мир книги.
67
Список литературы
для учителя:
2
10.03/17.03
10.03/17.03
8
1
7
1
2
2
2
24.03
07.04
24.03
07.04
14.04/21.04
28.04/05.05
14.04/21.04
28.04/05.05
12.05/19.05
12.05/19.05
1. А.В Камкин, И.А Кузьмин. Программа для начальной школы.//Истоковедение. – 2е изд., доп. – М.: Издательский дом Истоки, 2007. – Т. 1. –
с. 5167.
2. Сборник рекомендаций по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовнонравственного воспитания образовательного
учреждения. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011. – с. 160
для ученика:
Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М.: Издательский дом Истоки,2013.
13