Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.07.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы «Истоки», являющейся результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А.Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук.
Иконка файла материала внеурочка социокультурные истоки 1 класс.docx
1)  Рабочая   программа  курса   внеурочной   деятельности   «Социокультурные   истоки»   составлена   в   соответствии   с   требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и разработана на основе программы «Истоки», являющейся   результатом   совместной   работы   автора   социокультурного   системного   подхода   в   образовании   И.А.Кузьмина,   профессора Российской  Академии естественных наук и профессора Вологодского государственного педагогического университета А.В.Камкина, доктора исторических наук. 2)   Курс внеурочной деятельности «Социокультурные истоки»(направление – духовно – нравственное)  реализуется в рамках  основной образовательной программы начального общего образования и  является продолжением учебного предмета « Окружающий мир». 3) Цель курса:  преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина  России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.  Задачи курса: * развитие духовно­нравственных основ образования;  * интеграция обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;  * формирование гражданской ответственности и осознание учащимся, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;  * приобщение в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и  поликультурных контактов современного социума;  * укрепление статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации социума.  4 ) Сроки реализации программы внеурочной деятельности 2017­2018 учебный год Рабочая программа составлена из расчета 1 час в неделю, что составляет 32учебных часа в год  Количество часов в неделю – 1;  количество часов в год – 32; количество часов в 1 четверти – 8 ч ; количество часов во 2 четверти – 7 ч; количество часов в 3 четверти – 10 ч; количество часов в 4 четверти – 7 ч.                                    5)   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УУД (универсальные учебные действия) Личностные результаты:   Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические  нормы). 8В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при  поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий  . Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. 6)   СОДЕРЖАНИЕ курса. 1   класс.   Азбука   Истоков   «Золотое   сердечко». Приводит   учащихся   к   пониманию   таких   важнейших   категорий   отечественной   культуры, как Слово,   Образ   и   Книга.   Дети   получают   знания   о   мире   внешнем   (социокультурная   среда   развития)   и   мире   внутреннем   (духовно­ нравственном). Главными целями курса  в 1­ом классе являются:  * освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга; * развитие системы духовно­нравственных ценностей жизни; * развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно­нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу. Мир (8 часов) СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА.Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность. МИР И ЛАД.Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи. ИСТОКИ И ШКОЛА.Истоки глазами детей. Рождественский дар. 9ИСТОКИ И РАДУГА.Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий, небо, землю и человека. СКАЗКИ ПУШКИНА.В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть. РОДНОЙ КРАЙ.Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.  ЩИТ И ГЕРБ.Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир. Слово (8 часов) СЛОВО.Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом. ВЕСНА И СЛОВО.Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающей силе Слова.  ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО.Пять талантов Золотого сердечка. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ.Добро. Доброе слово. Доброе дело. ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ.Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание. АЛЕША ПОПОВИЧ.Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. ЧАША ЖИЗНИ.Жизнь. Любовь. Добрые дела. Образ (8 часов) РОДНИК.Род, Родник, Родное слово, Родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода. Святой источник. Святая вода.  ОБРАЗ РОДИНЫ.Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА.Святой Александр Невский – солнце Земли русской. Защитник Отечества. Ангел­хранитель русского народа.  ОБРАЗ ПРАЗДНИКА.День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книга (8 часов) КНИГА.Книга – живое существо. Добро и красота. В каждом человеке живет творец. КНИГА КНИГ.Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга     книг – Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.    ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ.Чтение – сердечный дар. Живое слово книги найдет отклик в душе читателя. ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ.Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги. Повторение (1 час) Формы организации познавательной деятельности:фронтальная, групповая, индивидуальная. 10Виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно – ценностное общение. Формы представления результатов внеурочной деятельности. Проект: «Моя первая  книга». Система оценки  результатов внеурочной деятельности ­ диагностирующая и корректирующая Используемые методики диагностики: 1. Нравственно – эстетическая ориентация. Методика « Что такое хорошо и что такое плохо». 2.  Самоопределение личности. «Кто Я ?» / М. Кун/                                                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» №  п/п  Тема занятия 1 четверть МИР 1. Введение в предмет. Солнышко, мама и папа 2. Мир и лад 3. Истоки и школа 4. Истоки и радуга 5. Сказки А.С. Пушкина 6. Родной край Кол­во часов             8             8 1 1 1 1 1 1 Дата Примечание  1 подгруппы 2 подгруппа 02.09 09.09 16.09 23.09 30.09 07.10 02.09 09.09 16.09 23.09 30.09 07.10 117. Святыни России. Щит и герб  8. Святыни России. Илья Муромец 2 четверть 1. СЛОВО Слово 2. Весна и слово 3. Золотое сердечко 4. Серебряное копытце 5. Добрыня Никитич 6. Слово о родителях 7. Алеша Попович 1 Чаша жизни                      ОБРАЗ Родник Образ Родины Защитник  Отечества 2­3 4­5 6­7 3 четверть            10 1            8 2 2 2 1 1            7            8 1 1 1 1 1 1 1 14.10 21.09 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 16.12 23.12 13.01 14.10 21.09 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 16.12 23.12 13.01 20.01/27.01 03.02/10.02 20.01/27.01 03.02/10.02 17.02/ 03.03 17.02/ 03.03 12Образ праздника                   КНИГА Книга                                        4 четверть Книга Книга книг Живое слово книги 8­9 10 1 2­3 4­5 Первая книга. Мир книги. 6­7 Список литературы        для учителя: 2 10.03/17.03 10.03/17.03            8            1 7 1 2 2 2 24.03 07.04 24.03 07.04 14.04/21.04 28.04/05.05 14.04/21.04 28.04/05.05 12.05/19.05 12.05/19.05 1. А.В Камкин,  И.А Кузьмин.  Программа для начальной школы.//Истоковедение. – 2­е изд., доп. – М.: Издательский дом Истоки, 2007. – Т. 1. – с. 51­67. 2. Сборник   рекомендаций   по   применению   программы   «Социокультурные   истоки»   в   Федеральном   государственном   образовательном стандарте   начального   общего   образования   в   качестве   основы   программы   духовно­нравственного   воспитания   образовательного учреждения. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011.  – с. 160 для ученика: Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М.: Издательский дом Истоки,2013. 13