Рабочая программа "Литературное чтение"
Оценка 5

Рабочая программа "Литературное чтение"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
русская литература
2 кл
23.02.2019
Рабочая программа "Литературное чтение"
Программа учебного предмета «Литературное чтение» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке составлена на основе: «Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л.Ф.Климанова, М.В.Бойкина. – М.: Просвещение, 2014, «Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение: Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-4 классы / О.В.Кубасова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.»
Рабочая программа Литературное чтение.docx
РЕКОМЕНДОВАНО Педагогическим советом МОУ«Школа № 3 города Докучаевска» Протокол от _________№ ____ УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ«Школа № 3 города Докучаевска» __________ Я.В. Хоменко Рабочая образовательная программа по предмету «Литературное чтение» Класс: 2­Б Учитель: Лаврова Ольга Сергеевна 1 2018 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                  Программа учебного предмета «Литературное чтение» для общеобразовательных организаций   с   обучением   на   русском   языке   составлена   на   основе:   «Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия   учебников   системы   «Школа   России».   1­4   классы:   пособие   для   учителей общеобразовательных   организаций   /   Л.Ф.Климанова,   М.В.Бойкина.   –   М.:   Просвещение, 2014, «Программы общеобразовательных учреждений. Литературное чтение: Программа. 1­ 4 классы. Поурочно­тематическое планирование. 1­4 классы / О.В.Кубасова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.»          Главная задача данного программного документа – помочь педагогам организовать учебно­воспитательный процесс в соответствии с требованиями закона «Об образовании», Государственного образовательного стандарта начального общего образования. Речевая   деятельность   является   основным   средством   познания   и   коммуникации, поэтому литературное чтение – один из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего   школьника,   способствующий   общему   развитию,   воспитанию   и   социализации ребёнка.   Успешность   изучения   курса   литературного   чтения,   входящего   в   предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы. Речевая деятельность (слушание, говорение,  чтение,  письмо)  – это основное доступное всем   средство   самопознания,   самовыражения   и   развития   творческих   способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей. Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:  всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);  потребности   начинающего   читателя   в   чтении   как   средстве   познания   мира   и самопознания;  читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой   чтения,   различными   видами   чтения   и   способами   освоения   прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;  готовности   обучающегося   к   использованию   литературы   для   своего   духовно­ нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.            Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе   освоения   им   способов   деятельности,   данная   программа   ориентирована   на реализацию коммуникативно­деятельностного подхода к обучению чтению.           «Литературное   чтение»   как   учебный   предмет   в   начальной   школе   имеет   большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. 2 Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно­нравственное   и   эстетическое   содержание   которых   активно   влияет   на   чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.       Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.               В   процессе   освоения   курса   у   младших   школьников   повышается   уровень коммуникативной   культуры:   формируются   умения   составлять   диалог,   высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ ными   видами   текстов,   самостоятельно   пользоваться   справочным   аппаратом   учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях. На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской   деятельности   для   своего   самообразования.   Грамотный   читатель   обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом,   понимает   прочитанные   и   прослушанные   произведения,   знает   книги,   умеет   их самостоятельно выбрать и оценить.        Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений,   работа   с   которыми   не   ограничивается   рассмотрением   сюжетно­ информационной   стороны   текста.   Внимание   начинающего   читателя   обращается   на словесно­образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и   окружающему   миру,   на   нравственные   проблемы,   волнующие   писателя.   Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.      Курс «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе НОРМАТИВНАЯ БАЗА 1. Закон   Донецкой   Народной   Республики   «Об   образовании»,   утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015года. 2. Концепция   патриотического   воспитания   детей   и   учащейся   молодёжи   Донецкой Народной   Республики,   разработанной   и   утвержденной   совместным   приказом Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015года и Министерства образования и науки №322 от 17.07.2015года. 3. Концепция   развития   дополнительного   образования   детей,  утверждённая   приказом Министерства   образования   и   науки   Донецкой   Народной   Республики   №310   от 04.04.2016 года. 3 4. Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16.08.2017 г. № 832. 5. Концепция   формирования   здорового   образа   жизни   детей   и   молодёжи   Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №843 от 03.08.2016. 6. Государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования, утверждённый   Приказом   Министерства   образования   и   науки   Донецкой   Народной Республики от 25 июля 2018 года № 665. 7. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №691 от 07.08.2018   «Об   организации   и   осуществлении   образовательной   деятельности   в общеобразовательных   организациях   Донецкой   Народной   Республики   в   2018­2019 учебном году». 8. Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от «23» августа 2018 года №725 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и   науки   Донецкой   Народной   Республики   №691   от   07.08.2018   «Об   организации   и осуществлении образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики в 2018­2019 учебном году». 9. Инструктивно­методическое   письмо   Министерства   образования  и  науки   Донецкой Народной Республики от 12.10.2015 № 4574 «Рекомендации к ведению классного журнала 1­11­х классов общеобразовательных организаций». 10. Методические рекомендации к оцениванию учебных достижений учащихся в системе общего   и   среднего   образования   (по   5­балльной   шкале),  утвержденные   научно­ методическим советом Донецкого ИППО «29» января 2015 года протокол №1. 11. Критерии   оценивания   учебных   достижений   учащихся   (воспитанников)   в   системе общего среднего и начального профессионального образования, студентов среднего профессионального образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23.08.2018 г. № 13. 12. Литературное чтение: 1­4 кл. : примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3­е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 85 с. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА           «Литературное   чтение»   (авт.   Л.Ф.Климановой   и   др.)   как   систематический   курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.          Основными задачами курса являются:  развивать   у   учащихся   способность   воспринимать   художественное   произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;  учить   школьников   чувствовать   и   понимать   образный   язык   художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;  формировать   умение   воссоздавать   художественные   образы   литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление;  развивать   поэтический   слух   детей,   накапливать   эстетический   опыт   слушания произведений, воспитывать художественный вкус; 4  формировать   нравственные   представления,   суждения   и   оценки   через   анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений;  обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;  формировать   эстетическое   отношение   ребёнка   к   жизни,   приобщая   его   к   чтению художественной литературы;  формировать   потребность   в   постоянном   чтении   книг,   развивать   интерес   к самостоятельному литературному творчеству;  создавать   условия   для   формирования   потребности   в   самостоятельном   чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;  расширять   кругозор   детей   через   чтение   книг   различных   жанров,   разнообразных   по содержанию и тематике, обогащать нравственно­эстетический и познавательный опыт ребёнка;  обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;  работать с различными типами текстов, в том числе научно­познавательным.  Раздел   «Круг   детского   чтения»   включает   произведения   устного   творчества, произведения   классиков   отечественной   и   зарубежной   литературы,   современные художественные   и   научно­познавательные   произведения.   Программа   включает   все основные   литературные   жанры:   сказки,   стихи,   рассказы,   басни,   драматические произведения.        Изучая материал раздела, учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении   друг  к  другу,  труду,  Родине.   В  процессе  обучения  обогащается  социально­ нравственный   и   эстетический   опыт   ребёнка,   который   формирует   у   школьников читательскую самостоятельность. Программа курса предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской   деятельности   (умение   читать,   слушать,   говорить   и   писать)   и   работу   с разными видами текстов.                  Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков.            Навык чтения. На протяжении четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком   чтения:   сначала   идёт   освоение   целостных   (синтетических)   приёмов   чтения   в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения, увеличивается скорость чтения (беглое чтение),   постепенно   вводится   чтение   про   себя   с   воспроизведением   содержания прочитанного.   Учащиеся   постепенно   овладевают   рациональными   приёмами   чтения   и понимания   прочитанного,   орфоэпическими   и   интонационными   нормами   чтения,   слов   и предложений,   осваивают   разные   виды   чтения   текста   (выборочное,   ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.      Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведётся целенаправленная работа по развитию навыка осознанного чтения, умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения. Список произведений для заучивания наизусть Из   раздела   «Устное   народное   творчество»     в   каждом   классе   наизусть   рекомендовано заучить 2­3 народные песенки, считалки, прибаутки, потешки, пословицы и поговорки. 5 2 класс 1. А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»;  «Вот севр, тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (по выбору). 2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной». 3. А. Фет «Ласточки пропали». 4. А. Плещеев «Осень наступила». 5. И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей» (по выбору). 6. С. Есенин «Поёт зима – аукает», «Берёза» (по выбору). 7. Ф.   Тютчев   «Зима   недаром   злится»,   «Чародейкою   зимою»   (по   выбору);   «Весенние воды». 8. С. Маршак «Снег уже теперь не тот». 9. А. Плещеев «Сельская песенка». 10. Е. Благина «Посидим в тишине»        Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение   собеседника,   понимать   цели   речевого   высказывания,   задавать   вопросы   по услышанному   или   прочитанному   произведению,   высказывать   свою   точку   зрения. Усваиваются   продуктивные   формы   диалога,   формулы   речевого   этикета   в   условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения   людей   проводится   на   основе   литературных   (фольклорных   и   классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст,   на   предложенную   тему   или   проблему   для   обсуждения),   целенаправленно пополняется   активный   словарный   запас.   Учащиеся   осваивают   сжатый,   выборочный   и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.                 Особое   место   в   программе   отводится   работе   с   текстом   художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные)   и   научно­познавательные   тексты,   учатся   соотносить   заглавие   с   содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.        Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные   представления   о   главной   теме,   идее   (основной   мысли)   читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение,   сказка),   особенностях   малых   фольклорных   жанров   (загадка,   пословица, считалка,   прибаутка).   Дети   учатся   использовать   изобразительные   и   выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).              При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ   (без   термина).   Сравнивая   художественный   и   научно­познавательный   тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения   словесного   искусства.   Слово   становится   объектом   внимания   читателя   и осмысливается как средство создания словесно­художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.            Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет   детям   почувствовать   целостность   художественного   образа,   адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.         Дети   осваивают   разные   виды   пересказов   художественного   текста:   подробный   (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей). 6 На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер   и   речь   героя,   составляют   его   характеристику,   обсуждают   мотивы   поведения героя,   соотнося   их   с   нормами   морали,   осознают   духовно­нравственный   смысл прочитанного произведения.      Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые   помогут   учащимся   адекватно   воспринимать   художественное   произведение   и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со   словом)   используется   жизненный,   конкретно­чувственный   опыт   ребёнка   и активизируются   образные   представления,   возникающие   у   него   в   процессе   чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой   подход   обеспечивает   полноценное   восприятие   литературного   произведения, формирование   нравственно­эстетического   отношения   к   действительности.   Учащиеся выбирают  произведения  (отрывки из  них) для  чтения по ролям,  словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения  и сочинения, сочиняют  стихи  и сказки, у них  развивается  интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  Реализация   программы   обеспечивает   достижение   выпускниками   начальной   школы следующих   личностных,   предметных   и   метапредметных   результатов   (универсальные учебные   действия:   коммуникативные,   регулятивные,   познавательные,   работа   с информацией,   совместная   деятельность   как   основа   умения   учиться)   в   соответствии   с требованиями ГОС НОО:  Личностные результаты:  1) формирование   чувства   гордости   за   свою   Родину,   её   историю,   российский   народ, становление   гуманистических   и   демократических   ценностных   ориентаций многонационального общества;  2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;  3) воспитание   художественно­эстетического   вкуса,   эстетических   потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;  4) развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,   выработка   умения   терпимо   относиться   к   людям   иной   национальной принадлежности;  6) овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;  7) принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,   развитие   мотивов   учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;  8) развитие  самостоятельности  и личной  ответственности  за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах общения;  9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,   умения   избегать   конфликтов   и   находить   выходы   из   спорных   ситуаций, возможность   сравнивать   поступки   героев   литературных   произведений   со   своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;  7 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.   Метапредметные результаты:  1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;  2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;  4) формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной   деятельности   и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;  5) использование знаково­символических средств представления информации о книгах;  6) активное   использование   речевых   средств   для   решения   коммуникативных   и познавательных задач;  7) использование   различных   способов   поиска   учебной   информации   в   справочниках, словарях,   энциклопедиях   и   интерпретации   информации   в   соответствии   с коммуникативными и познавательными задачами;  8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного   построения   речевого   высказывания   в   соответствии   с   задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9  9) овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, классификации   по   родовидовым   признакам,   установления   причинно­следственных связей, построения рассуждений;  10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  11) формирование   умения   договариваться   о   распределении   ролей   в   совместной деятельности,   определение   общей   цели   и   путей   её   достижения,   осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;  12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.  Овладение умениями работать с информацией:  1) умение   работать   в   материальной   и   информационной   среде   начального   общего образования   (в   том   числе   с   учебными   моделями)   в   соответствии   с   содержанием конкретного учебного предмета;  2) активное   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и коммуникационных   технологий   для   решения   коммуникативных   и   познавательных задач;  3) выбирать   источники   для   получения   информации,   использовать   различные   способы поиска   (учебники,   цифровые   электронные   средства,   словари   различного   типа, справочные   источники   в   открытом   учебном   информационном   пространстве   сети Интернет),   сбора,   обработки,   анализа,   организации,   передачи   и   интерпретации информации   в   соответствии   с   коммуникативными   и   познавательными   задачами   и технологиями   учебного   предмета,   в   том   числе   умение   вводить   текст   с   помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровом формате измеряемые величины и 8 анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим сопровождением;  4) анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;  5) использовать   схемы,   таблицы   для   представления   информации;   подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;  6) соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.    Овладение умениями участвовать в совместной деятельности:   готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;   определять общие цели совместной деятельности и путей ее достижения; обсуждать и согласовывать   способы   достижения   общего   результата;   умение   договариваться   о распределении  функций  и   ролей   в  совместной   деятельности;  проявлять  готовность руководить и выполнять поручения;  осуществлять   взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать свой вклад в общее дело, собственное поведение и поведение окружающих;   проявлять   готовность   конструктивно   разрешать   конфликты   посредством   учета интересов сторон и сотрудничества.  Предметные результаты:  1) понимание   литературы   как   явления   национальной   и   мировой   культуры,   средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;  2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине   и   её   людях,   окружающем   мире,   культуре,   первоначальных   этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; выработка потребности в систематическом чтении;  3) достижение   необходимого   для   продолжения   образования   уровня   читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно­познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;  4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение   осознанно   воспринимать   и   оценивать   содержание   и   специфику   различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;  5) умение   самостоятельно   выбирать   интересующую   литературу,   пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;  6) умение   использовать   простейшие   виды   анализа   различных   текстов:   устанавливать причинно­следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на   части,   озаглавливать   их,   составлять   простой   план,   находить   средства выразительности, пересказывать произведение;  7) умение   работать   с   разными   видами   текстов,   находить   характерные   особенности научно­познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне   овладеть   некоторыми   видами   письменной   речи   (повествование   —   создание 9 текста   по   аналогии,   рассуждение   —   письменный   ответ   на   вопрос,   описание   — характеристика героев; умение написать отзыв на прочитанное произведение);  8) развитие   художественно­творческих   способностей,   умение   создавать   собственный текст   на   основе   художественного   произведения,   репродукции   картин   художников, иллюстраций, личного опыта.  Планируемые результаты освоения программы         К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.        Выпускники начальной школы научатся:   осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;   читать   осознанно,   правильно,   бегло   (целыми   словами   вслух   –   не   менее   90   слов   в минуту,   про   себя   –   не   менее   120   слов   в   минуту)   и   выразительно   доступные   по содержанию и объёму произведения;   применять   различные   способы   чтения   (ознакомительное,   творческое,   изучающее, поисковое / выборочное, просмотровое);   полноценно   воспринимать   (при   чтении   вслух   и   про   себя,   при   прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;   знанию основных моральных норм;   ориентироваться   в   нравственном   содержании   прочитанного,   оценивать   поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально­этических норм;   работать с литературным текстом в соответствии с его эстетической и познавательной сущностью;   определять   авторскую   позицию   и   высказывать   своё   отношение   к   герою   и   его поступкам;   характеризовать героев;   устанавливать причинно­следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения;   находить   в   художественном   произведении   различные   средства   языковой выразительности   (сравнение,   олицетворение,   эпитет,   художественный   повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;   выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;   сравнивать,   сопоставлять,   делать   элементарный  анализ   различных  текстов,  выделяя два­три существенных признака;   отличать поэтический текст от прозаического;   распознавать  основные  жанровые  особенности  фольклорных  форм  (сказки,  загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);   соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;   владеть   алгоритмами   основных   учебных   действий   по   анализу   и   интерпретации художественных произведений;   осуществлять   различные   формы   интерпретации   текста   (выразительное   чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);   делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;   цитировать (устно);  10  передавать   содержание   прочитанного   или   прослушанного   текста   в   виде   пересказа (полного,   выборочного,   краткого)   с   учётом   специфики   художественного,   научно­ популярного, учебного текстов;   применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;   высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;   вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;   составлять несложные монологические высказывания о произведениях;   составлять аннотацию и отзыв на литературное произведение или книгу;   определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;   создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе   художественного   произведения,   репродукций   картин   художников,   по   серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;   осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно­ популярном текстах;   ориентироваться в специфике научно­популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;   пользоваться алфавитным каталогом;   ориентироваться   в   отдельной   книге   и   в   группе   книг,   представленной   в   детской библиотеке;   пользоваться справочно­энциклопедическими изданиями.  Выпускники начальной школы получат возможность научиться:   осознавать основные духовно­нравственные ценности человечества;   воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;   применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;   испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;   уважать   культуру   народов   многонациональной   Донецкой   Народной   Республики   и других стран;   бережно и ответственно относиться к окружающей природе;   воспринимать художественную литературу как вид искусства;   соотносить литературу с другими видами искусства;   испытывать эстетические чувства в процессе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;   развивать способность к эмпатии, эмоционально­нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);   определять сходство и различие произведений разных жанров;   осознанно выбирать виды чтения (творческое, ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от цели чтения;   использовать   полученную   при   чтении   научно­популярного   и   учебного   текста информацию в практической деятельности;   выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;   высказывать и пояснять свою точку зрения;   применять правила сотрудничества;  11  работать   со   словом   (распознавать   прямое   и   переносное   значение   слова,   его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;   находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;   понимать особенности изучаемых типов композиции;   выделять в тексте опорные (ключевые) слова;   цитировать (письменно);   осуществлять   такие   формы   творческой   интерпретации   текста,   как   составление диафильма, воображаемая экранизация;   писать изложения;   создавать   прозаический   или   поэтический   текст   по   аналогии   с   авторским   текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);   делать устную презентацию книги (произведения);   пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;   работать с детской периодикой;   расширять   свой   читательский   кругозор   и   приобретать   дальнейший   опыт самостоятельной читательской деятельности.          Перечисленные требования к результатам начального общего образования определяют критерии оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов на ступени начального обучения литературному чтению.         Рекомендуемыми общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:   индивидуальный   прогресс   в   совершенствовании   правильности,   беглости   и   способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);    ознакомительного,  сформированность   навыков   творческого,   поискового, просмотрового и изучающего чтения;   индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;   индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная  передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);   индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;   умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;   ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;   интерес   к   чтению   художественной,   научно­популярной   и   справочной   литературы, расширение круга чтения.  Рекомендуемыми   способами   оценивания   результативности   обучения   чтению являются:   замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);   ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;   выразительность   чтения   (умение   передать   общий   характер   текста   с   помощью интонационных   средств   –   мелодики,   темпоритма,   пауз,   логических   ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);   выполнение заданий на составление плана, пересказа, собственного высказывания;   выполнение заданий по ориентировке в книгах;  12  наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности   (в   составлении   книжных   выставок,   конкурсах   чтецов,   драматизации, воображаемой экранизации и т. п.);   наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;   наблюдение за читательской деятельностью обучающихся;   анализ читательского дневника;   анализ отзывов обучающихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;   анализ творческих работ обучающихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии). СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ (контроль знаний)           Объектами   проверки   и   оценивания   по   литературному   чтению   являются составляющие читательской компетентности:   навык чтения вслух и молча;   понимание прочитанного;   умение выразительно читать;   опыт   читательской   деятельности   обучающихся   (элементарное   знакомство   с   кругом детского   чтения,   практическое   усвоение   литературоведческих   понятий,   умение работать с текстами разных жанров, умение пересказывать содержание прочитанного произведения   (3­4   классы),   умение   самостоятельно   работать   с   детской   книгой, справочной литературой).                 Основной формой  текущего  контроля является фронтальный и индивидуальный устный опрос.         Контролю подлежат:   в 1 классе в конце IV четверти осуществляется проверка навыков чтения вслух;   во  2­4  классах   в  конце   II   и   IV   четвертей  осуществляется  контроль   техники чтения вслух;   в   3   классе   во  II   четверти  в   учебных   целях   проводится  письменная самостоятельная   работа  под   руководством   учителя,   которая   не   оценивается   в баллах;   в  3   классе   в   конце   IV   четверти  и   в  4   классе   в   конце   II   четверти  проводится письменная контрольная работа, которая оценивается в баллах.               Основной целью проведения письменных самостоятельных и контрольных работ является проверка понимания обучающимися содержания прочитанного.         Чтение вслух           Проверку развития навыка чтения вслух во 2­4 классах рекомендуем осуществлять индивидуально   в   процессе   текущего   и   четвертного   контроля.   Контроль   навыка   чтения вслух осуществляет учитель.  Проверяются   все   качества   навыка   чтения   вслух   (правильность,   способ,   понимание, выразительность, темп).         Чтение вслух обеспечивается более сложным психофизиологическим механизмом, чем чтение молча. В нем, кроме зрительного, активно действуют речедвигательный, слуховой каналы,   которые   имеют   влияние   на   полноту   восприятия,   запоминания,   усвоения содержания прочитанного.  13 Учитывая это, не рекомендуется осуществлять контроль понимания прочитанного вслух на незнакомых текстах.        Проверку понимания обучающимися прочитанного вслух рекомендуется осуществлять в процессе текущего оценивания в течение года.            Контроль   техники   чтения   вслух   (правильность,   способ,   темп)   проводится   индивидуально.   В   зависимости   от   количества   обучающихся   в   классе   –   в   течение   2­х последних недель или одной предпоследней недели II четверти и IV четверти.        Для чтения ученику предлагают незнакомый художественный, научно­художественный текст, который в каждой возрастной группе отличается объемом, сложностью содержания, языком, построением предложений, шрифтом и т. д. В целях обеспечения равных условий проверки учитель выбирает для чтения один и тот же текст.            Особого   внимания   при   проверке   техники   чтения   требуют   дети,   которые   имеют определенные   психофизиологические   особенности:   естественную   медлительность, заикание, плохое зрение. Данные психофизиологические особенности при осуществлении контроля не являются основанием для снижения балльной оценки. Контроль за качеством чтения у таких детей осуществляется при текущем опросе.      Итоговый балл за сформированность навыка чтения вслух выводится с учетом техники чтения и понимания содержания прочитанного.  Показатели скорости чтения вслух:  Класс І­ІІ четверть ІІІ­IV четверть 1 2 3 4 35­45 сл/мин 65­70 сл/мин 80­85 сл/мин 20­30 сл/мин 50­60 сл/мин 75­80 сл/мин 90­95 сл/мин                    Меньший   и   больший   числовые   показатели   для   каждого   класса   являются нормативными. Больший числовой показатель соответствует критериям высокого уровня, если обучающийся полноценно овладел другими качествами чтения.                    Сформированность навыка чтения вслух (правильность, способ, темп) в III­IV четверти 2 класса определяется такими критериями: Чтение молча          Уровень развития навыка чтения молча (технической и смысловой его сторон) в 3­4 классах рекомендуем проверять и оценивать (начиная с 3 класса, III четверти) два раза в год.                  Учитываются   такие   характеристики   этого   вида   чтения:   способ   (наличие   или отсутствие   артикуляции   –   внешних   речевых   движений),   понимание   содержания прочитанного, темп чтения.           Контроль технической стороны навыка чтения молча (способ, темп) учитель может осуществлять во время проведения письменных (самостоятельной и контрольных) работ по предложенной ниже методике.          Сначала на материале текстов учитель проверяет техническую сторону чтения. Для этого предлагает обучающимся взять в руки карандаши. По указанию учителя: «Начинаем читать!»   –   школьники   углубляются   в   чтение.   Через   2   минуты   учитель   говорит: «Остановитесь».   Каждый   из   обучающихся   ставит   карандашом   точку   над   словом,   на котором   он   остановился.   Далее   обучающиеся   дочитывают   (перечитывают)   текст   и выполняют предложенные задания. 14  В процессе проверки учитель устанавливает количество прочитанных слов каждым обучающимся за 2 минуты, которое делит на 2, и получает количество слов, прочитанных за 1 минуту. Обучающимся,   у   которых   темп   и   способ   чтения   не   соответствуют   нормативным показателям, советуем снизить оценку не более чем на 1 балл. Показатели темпа чтения молча: ІІІ­IV четверть 95­110 сл/мин 130­150 сл/мин и больше І­ІІ четверть 85­100 сл/мин 110­130 сл/мин Класс 3 4            Меньшее число слов в каждом из указанных показателей определяет обязательный уровень, достижение которого влияет на оценку; большее число указывает на желаемый (перспективный) результат развития читательского умения и используется не для оценки, а преимущественно для самоконтроля и самооценки обучающихся. Опыт читательской деятельности обучающихся                  Проверку и оценку опыта читательской деятельности обучающихся рекомендуем осуществлять в процессе текущего контроля в устной и письменной форме и учитывать при оценивании учебных достижений школьников по литературному чтению  за каждую четверть.          В 1 классе в период обучения грамоте один раз в неделю 20 мин урока литературного чтения отводится на работу с детской книгой.        Составной частью литературного чтения являются уроки внеклассного чтения. Во 2­4 классах уроки внеклассного чтения проводятся один раз в две недели.       Учебными программами в 3­4 классах предусмотрено целенаправленное формирование творческой   деятельности   младших   школьников.   Содержание   этой   работы   имеет преимущественно учебный характер. Поэтому в процессе проверки и оценки творческих видов заданий определяющей является мотивационная и развивающая функция. В оценке творческих   заданий   должны   преобладать   оценочные   суждения  учителя   положительного характера.   Не   рекомендуется   осуществлять   балльное   оценивание   творческих   заданий, выполненных на низком уровне. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ № п/п Дата н а л п т к а ф Тема урока   в о с а ч о в ­ л о К Личностные, предметные и метапредметные результаты ТЕМА 1. Самое великое чудо на свете (2 ч) 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 06.09 07.09 10.09 13.09 14.09 17.09 20.09 21.09 24.09 10 27.09 11 28.09 12 01.10 13 04.10 Знакомство с учебником. Самое  великое чудо на свете. Р.С.Сеф  «Читателю»  с.4­5 Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» с.6 1 1       по книге   Находить Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки.   нужную   и интересную   книгу   по   тематическому каталогу   в   библиотеке.   Рассказывать   о прочитанной плану, разработанному   коллективно.   Составлять список   прочитанных   книг.   Участвовать   в коллективном   проекте   «О   чём   может рассказать школьная библиотека». Находить нужную   информацию   о   библиотеке   в различных   источниках   информации. Готовить   выступление   на   заданную   тему. Находить информацию о старинных книгах из учебника.  ТЕМА 2. Устное народное творчество (8 ч) Русские народные песни. Русские народные потешки и прибаутки  (2­3 наизусть по выбору) с.16­21 Русские народные считалки и  небылицы,  загадки, пословицы и  поговорки (2­3 наизусть по  выбору) с.22­27 Народные сказки. Ю. Мориц  «Сказка по лесу идёт». С.28­31 Внеклассное чтение 1.  Народная сказка «Петушок и  бобовое зёрнышко». с.32­34 Русская народная сказка «У  страха глаза велики». с.35­37 Русская народная сказка «Лиса и тетерев». с.39­41 Русская народная сказка «Лиса и журавль».с.42­43 Русская народная сказка «Каша  из топора» с.44­47 Внеклассное чтение 2. Сказка  «Гуси­ лебеди».с.48­53 Тест с.56 1 1 1 1 1 1 1 1   Читать,   опираясь Читать вслух с постепенным переходом на чтение   про   себя.   выражая   Читать   с настроение   произведения. выражением,   на   ритм произведения.   Объяснять   смысл   пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и   жизненным   опытом.   Сочинять колыбельные   песни,   потешки,   прибаутки, небылицы,   опираясь   на   опыт   создания народного   творчества.   Находить   слова, которые   помогают   представить   героя произведений народного творчества. Характеризовать героев сказки. Называть другие русские народные сказки, перечислять   героев   сказок.   Рассказывать сказку   (по   иллюстрациям,   плану,   от   лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и   содержание   сказки,   делать   подписи   под рисунками.   Придумывать   свои   сказочные сюжеты.   Исправлять   допущенные   ошибки при   повторном   чтении.   Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения устного     ТЕМА 3. Люблю родную природу. Осень (4 ч) Осенние загадки. Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»  (наизусть) К.Бальмонт «Поспевает  брусника…».с.66­69 А.Плещеев «Осень наступила…». (наизусть)   А.Толстой «Осень»,  С.Есенин «Закружилась листва»  с.70­73 А.Фет «Ласточки пропали…»  (наизусть), В. Брюсов «Сухие  1 1 1 16   тексты..   Различать Читать   стихотворения,   передавая   с помощью   интонации   настроение   поэта, сравнивать   стихи   разных   поэтов   на   одну   стихотворный   и тему. прозаический   Сравнивать художественный   и   научно­познавательный тексты. Объяснять интересные выражения в   Придумывать лирическом   собственные   сравнения.   Представлять картины   осенней   природы.   Составлять палитру   прочитанного   стихотворения   с помощью   красок.   Наблюдать   за   рифмой   и тексте. 14 05.10 15 16 17 18 19 20 21 22 23 08.10 11.10 12.10 15.10 18.10 19.10 22.10 25.10 26.10 24 05.11 25 26 27 28 29 30 31 32 08.11 09.11 12.11 15.11 16.11 19.11 22.11 23.11 листья», В.Берестов «Хитрые  грибы», «Грибы», И. Токмакова  «Опустел скворечник».с.74­77 М.Пришвин «Осеннее утро»,  И.Бунин «Сегодня так светло  кругом…»  Проверим себя.с.78­82 1 ритмом   стихотворного   текста.   Находить средства  художественной  выразительности, подбирать свои слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном   чтении.   Контролировать   себя   в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения ТЕМА 4. Русские писатели (9 ч) А. С. Пушкин «У лукоморья дуб  зелёный…» (наизусть)  с.84­89 Внеклассное чтение 3.     Сказки  А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с. 90­100 И.Крылов «Лебедь, Рак и Щука»  (наизусть) с.102­105 И. Крылов «Стрекоза и  Муравей» (наизусть) с.106­107 Л.Н.Толстой «Старый дед и  внучек» с.108­111 Л.Н.Толстой «Филиппок»  с.112­114 Л.Н.Толстой «Котёнок»,  «Правда всего дороже» с.117­120. Внеклассное чтение 4. «Русские писатели детям»1 Проверим себя и оценим свои  достижения. с. 122­124 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Сравнивать   авторские   и   народные   Отличать   басню   от произведения. стихотворения   и   рассказа.   Знать особенности   басенного   текста.   Соотносить смысл   пословицы   со   смыслом   басни. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Находить авторские сравнения   и   подбирать   свои   сравнения. Составлять   устно   текст­описание   героя   и текст­рассуждение   (при   сравнении   героев) по сказке. Представлять картины природы. Воспринимать   на   слух   художественные произведения. Соотносить смысл пословицы со   смыслом   прозаического   текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать   героев   рассказа   и   сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним, собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ.  ТЕМА 5. О братьях наших меньших (9 ч) Н.Сладков «Они и мы», Б.  Заходер «Плачет киска в  коридоре» И.Пивоварова «Жила  была собака…» с.126­129 В.Берестов «Кошкин щенок».  с.130­131 М.М. Пришвин «Ребята и утята». с.132­134 Е.И.Чарушин «Страшный  рассказ». с.136­138 Б.С. Житков «Храбрый утёнок».  с.139­141 В.В. Бианки «Музыкант».с.142­ 145 В.В. Бианки «Сова». с.146­150 . Внеклассное чтение 5.  «Рассказы о животных» Проверим себя и оценим свои  достижения. с.154­156 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Читать вслух с постепенным переходом на чтение   про   себя.   Воспринимать   на   слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно­познавательный   тексты.   Сравнивать сказки и рассказы о животных. Определять последовательность   событий.   Составлять план.   Пересказывать   подробно   по   плану произведение.   Видеть   красоту   природы, художественных изображённую   произведениях. героев произведения, их,   выражать   своё   собственное   отношение   к   давать   нравственную   оценку героям, поступкам. и самостоятельно оценивать свои достижения на   основе   диагностической   работы, представленной в учебнике.    характеризовать   Определять себя     Проверять   в 33 34 35 36 26.11 29.11 30.11  03.12 37 06.12 38 07.12 39 10.12 40 13.12 41 14.12 42 43 17.12 20.12 44 45 46 21.12 24.12 27.12 47 28.12 ТЕМА 6.  Из детских журналов (6 ч) 1 1 1 1 Д.Хармс «Игра».с.160­164 Д.Хармс «Вы знаете?..» с.165­169 Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые  чижи».с.170­173  Н.Гернет, Д.Хармс «Очень­очень  вкусный пирог», «Что это  было?» с.174­175 Ю.Владимиров «Чудаки»  А.Введенский «Учёный  Петя».с.176­180      А.Введенский  «Лошадка». Проект «Мой любимый детский  журнал». с.181­183 Подбирать   заголовок   в   соответствии   с содержанием,   главной   мыслью.   Читать вслух с постепенным переходом на чтение про   себя.   Воспринимать   на   слух прочитанное.   Отличать   журнал   от   книги. Ориентироваться   в   журнале.   Находить интересные   и   нужные   статьи   в   журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать   в   проекте   «Мой   любимый детский   журнал»,   распределять   роли, находить   и   обрабатывать   информацию   в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный   журнал,   придумывать   его оформление.   Придумывать   необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним.   иллюстрации   для собственного   детского   журнала.   Писать (составлять)   свои   рассказы   и   стихи   для детского журнала.  ТЕМА 7. Люблю родную природу. Зима (5 ч)   Рисовать 1 1 Зимние загадки. И.Бунин  «Первый снег», К.Бальмонт  «Снежинка белая», Я.Аким  «Утром кот» с.190­193       С.Есенин «Поёт зима – аукает»,  «Берёза», (наизусть по выбору)  Ф.Тютчев «Чародейкою зимою»  с.194­197.  Русская народная сказка «Два  Мороза». с.198­202   Чтение вслух С.Михалков «Новогодняя быль». с.203­207  Внеклассное  чтение 6.   любимые детские журналы».  Проверим себя и оценим свои  достижения.     «Мои  1 1 1 1 1     текст. отражая Рассматривать сборники стихов, определять их   содержание   по   названию   сборника. Соотносить   загадки   и   отгадки.   Читать выразительно, настроение стихотворения.   Воспринимать   на   слух художественный     Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну   тему.   Рисовать   словесные   картины зимней   природы   с   опорой   на   текст стихотворения.   Чувствовать   ритм   и мелодику   стихотворения,   читать   стихи наизусть.   Понимать   особенности   были   и сказочного   текста.   и характеризовать   героев   произведения   на основе   их   поступков,   использовать   слова­ антонимы для их характеристики.    Сравнивать ТЕМА 8. Писатели – детям (10 ч) К.Чуковский «Путаница»,   «Радость»   с.4­12 К.Чуковский «Федорино  горе»   с.13­22 С.Я Маршак «Кот и лодыри».  Соотнесение смысла пословицы с содержанием произведения. С.  24­29 С.Михалков «Мой секрет»,  «Сила воли». Характеристика  1 1 1 1 18     отражая Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, настроение стихотворения.   Воспринимать   на   слух художественный   текст.   Определять   смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с   содержанием   произведения.   Объяснять лексическое   значение   некоторых   слов   на основе   словаря   учебника   и   толкового особенности словаря. юмористического произведения, характеризовать   героя,   используя   слова­   Определять 48 49 50 51 14.01 17.01 18.01 21.01 52 24.01 53 25.01 54 28.01 55 56 57 58 59 31.01 01.02 04.02 07.02 08.02 60 11.02 61 14.02 62 63 15.02 18.02 антонимы.   Находить   слова,   которые   с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая   собственное   отношение   к   ним, выразительно   читать   юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, текст подробно   на   основе   плана.   Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать   своё   мнение.   Планировать возможный исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовать   взаимоконтроль,   оценивать своё чтение   пересказывать вариант       героя произведения с опорой на  его поступки. с.30­34 Внеклассное чтение 7: Стихи  С.Михалкова «Мой щенок» А.Барто «Верёвочка», «Мы не  заметили жука…». с. 40­43 А.Барто «В школу», «Вовка –  добрая душа»  с.43­46 Н.Носов. Юмористические  рассказы для детей. Рассказ  «Затейники» с.50­53 Н.Носов «Живая шляпа».  Подробный пересказ на основе  картинного плана  с.54­58 Н.Носов «На горке». с.60­63  Составление плана текста  Проверим себя и оценим свои  достижения. с.68­70 1 1 1 1 1 1 ТЕМА 9. Я и мои друзья (7 ч) Стихи о дружбе и друзьях  В.Берестов «За игрой»,  Э.Мошковская «Я ушел в свою  обиду», В.Лунин «Я и Вовка»  с.74­78  Н.Булгаков «Анна, не грусти!»   с.79­84 Ю.Ермолаев «Два пирожных»  с.  85­86 Внеклассное чтение 8: В.Осеева  «Волшебное слово». Смысл  названия рассказа  с. 87­92 В. Осеева «Хорошее» с. 93­95 В Осеева «Почему?».  Выборочный пересказ учителя с.  96­99 В.Осеева «Почему?», Е.  Благинина «Простокваша».  Проверим себя  и оценим свои  достижения. с. 106 1 1 1 1 1 1 1         на событий   Воспринимать Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про   себя,   увеличивать   темп   чтения   вслух, исправляя   ошибки   при   повторном   чтении текста. слух художественное   произведение.   Определять последовательность в произведении.   Придумывать   продолжение рассказа.   Соотносить   основную   мысль рассказа,   стихотворения   с   пословицей. Объяснять   нравственный   смысл   рассказов. Объяснять   и   понимать   поступки   героев. Понимать авторское отношение к героям и их   поступкам,   выразительно   читать   по ролям.   Составлять   план   рассказа, пересказывать   по   плану.   Оценивать   свой ответ   в   соответствии   с   образцом. Планировать вариант ошибок. исправления Составлять   на предложенную тему возможный допущенных   короткий   рассказ         ТЕМА 10. Люблю родную природу. Весна (9 ч) Весенние загадки. Стихи  Ф.И.Тютчева о весне (наизусть по выбору). Прием контраста в  создании картин зимы и весны  с.  108­111 Внеклассное чтение 9: Люблю  родную природу  Стихи А.Н.Плещеева о весне  1 1 1 19 Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения   и   загадки   с   выражением, передавать   настроение   с   помощью интонации,   темпа   чтения,   силы   голоса. Наблюдать   за   жизнью   слова.   Отгадывать загадки.   Соотносить   отгадки   с   загадками. Сочинять   собственные   загадки   на   основе опорных   слов   прочитанных   загадок. 64 21.02 65 66 67 68 22.02 28.02 01.03 04.03 69 07.03 70 11.03 71 72 73 74 75 76 77 78 79 14.03 15.03 18.03 21.03 22.03 01.04 04.04 05.04 08.04 80 11.04 Представлять   картины   весенней   природы. Находить   слова   в   стихотворении,   которые помогают   представить   героев.   Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать   стихотворения   о   весне   разных поэтов.   Придумывать   самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ.   Планировать   возможный   вариант исправления ошибок. Контролировать   и   оценивать   своё   чтение. Участвовать в подготовке проекта допущенных     «Весна», «Сельская песенка»  (наизусть)  с. 112­113 А. Блок «На лугу», С.Маршак  «Снег теперь уже не тот»  (наизусть)  с. 114­115 И.Бунин «Матери»  с. 116­117 А.Плещеев «В бурю». Слово как  средство создания весенней  картины природы с. 117­118 Е.Благинина «Посидим в  тишине» (наизусть)   с. 119­120 Э.Мошковская «Я маму мою  обидел…» с. 120­121  И. Пивоварова «Здравствуй» Проект» Создание газеты: 9 Мая  ­ День Победы».  с. 122 с. 124­126  Проверим себя  и оценим свои  достижения. 1 1 1 1 1 1 ТЕМА 11. И в шутку, и в серьёз (14 ч)         героев Прогнозировать   содержание   раздела. Планировать виды работ с текстом. Читать произведение   вслух   с   постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение   про   себя.   Понимать   особенности юмористического произведения. Анализировать   заголовок   произведения. Сравнивать произведения, характеризовать   их   поступки,   используя слова   с   противоположным   значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно   на   основе   вопросов   учебника, выразительно   читать   отрывки   из   них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать, весёлые свой   ответ. истории. Планировать   вариант исправления допущенных ошибок.   Оценивать собственные возможный         Веселые стихи Б.Заходера  «Товарищам детям», «Что  красивей всего?»  с. 130­134 Внеклассное  чтение 10:  Произведения о жизни детей Б.Заходер. Песенки Вини­Пуха   с. 134­138 Веселые рассказы для детей  Э.Успенского «Чебурашка» с.  139­142 Э.Успенский  «Если был бы я  девчонкой…» с. 144­145 Стихи Э.Успенского «Над нашей  квартирой» с. 145­150 Стихи В.Берестова « Знакомый», « Путешественники», «  Кисточка»  с. 150­152 Стихи И.Токмаковой « Плим», «  В чудной стране» с. 153­154 Г.Остер «Будем знакомы».  Составление плана  с. 155­160 Г.Остер «Будем знакомы».  Пересказ текста на основе  вопросов  с. 155­160 Внеклассное чтение 11:  Произведения о дружбе. В.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 81 82 12.04 15.04 83 18.04 84 19.04 85 22.04 86 25.04 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 26.04 02.05 03.05 06.05 10.05 13.05 16.05 17.05 20.05 23.05 97 24.05 Драгунский « Денискины  рассказы» В. Драгунский «Тайное  становится явным» с. 161­167 В. Драгунский «Тайное  становится явным». Пересказ по  плану. Проверим себя  и оценим свои  достижения с.170 1 1 1 ТЕМА 12. Литература зарубежных стран (14 ч)   героев   Читать вслух с постепенным переходом на чтение   про   себя.   Воспринимать   на   слух художественное   произведение.   Сравнивать песенки   разных   народов   с   русскими песенками,   находить   сходство   и   различия. Объяснять   значение   незнакомых   слов. Определять произведений. Сравнивать   героев   зарубежных   сказок   с героями русских сказок, находить общее и различия.   Давать   характеристику   героев произведения.   Придумывать   окончание сказок.   Сравнивать   сюжеты   литературных сказок   разных   стран.   Составлять   план сказки,   определять   последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе   составленного   плана,   называть волшебные   события   и   предметы   в   сказке. Участвовать   в   проектной   деятельности. Создавать   свои   собственные   проекты. Инсценировать   литературные   сказки зарубежных   писателей.   Находить   книги зарубежных   сказочников   в   школьной   и домашней   библиотеках,   составлять   списки книг   для   чтения   летом   (с   учителем). Оценивать   свой   ответ.   Планировать возможный исправления допущенных   ошибок.   Проверять   себя, сверяя   свой   ответ   с   текстом,   и самостоятельно оценивать свои достижения. вариант      :  Сказки  Зарубежные народные песенки в  переводе        Л.Яхнина.  «Бульдог по кличке Дог»  с. 172­175 С. Маршак Песенка «Перчатки»,  «Храбрецы»,  К. Чуковский  «Храбрецы»,  с. 176­178 Н. Гернст «Сюзон и мотылёк», В. Викторов «Знают мамы, знают  дети» с. 179­182 Внеклассное чтение 13   зарубежных писателей  Ш.Перро «Кот в сапогах»  с. 182­193 Ш.Перро «Кот в сапогах».  Выборочный пересказ по   картине с. 182­193 Ш.Перро «Красная Шапочка»  с. 194­196 Чтение вслух Ш.Перро «Красная Шапочка».  Чтение сказки по ролям  с. 194­196 Г.Х.Андерсен «Принцесса на  горошине» С. 196­199 Г.Х.Андерсен «Принцесса на  горошине». Описание героев.  Внеклассное чтение14:  Любимые сказки Ганса  Христиана Андерсена Э.Хогарт «Мафин и паук».  с. 200­208. Э.Хогарт «Мафин и паук».  Выборочный пересказ   с. 200­208. Проект «Мой любимый писатель­ сказочник»  Проверим себя  и  оценим свои достижения с.212 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 Тема  № п/п 1 2 Они писали о дружбе В мире книг 3 По страницам сказок ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Форма проведения Дата  Библиотечный урок Конкурс­кроссворд в рамках Сентябрь 2018 28.01.2019 предметной недели Интелектуальная игра  «Что? Где? Когда?»    Апрель 2019 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ РАБОЧИЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Тема раздела Кол­во часов Наизусть Внеклассное Проекты чтение Люблю родную природу. Осень          Русские писатели О братьях наших меньших Из детских журналов Люблю родную природу. Зима Писатели – детям   Я и мои друзья   1 Самое великое чудо на свете  2 Устное народное творчество 3 4 5 6 7 8 9 10 Люблю родную природу. Весна 11 И в шутку и всерьёз 12 Литература зарубежных стран Всего ­ 2 3 3 ­ ­ 2 ­ ­ 5 ­ ­ 15 1 ­ ­ 2 1 ­ 1 1 1 1 2 2 12 1 ­ ­ ­ ­ 1 ­ ­ ­ 1 ­ ­ 3 2 8 4 9 9 6 5 10 7 9 14 14 97 22 23 Август 2018 7 4 1 8 2 9 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 3 5 6 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Декабрь 2018 5 4 6 1 8 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 2 3 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 7 Апрель 2019 6 5 4 2 9 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 7 3 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Календарный учебный график Сентябрь 2018 4 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 2 3 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 8 5 6 7 Октябрь 2018 6 5 4 2 9 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 7 3 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Ноябрь 2018 6 1 8 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 3 4 5 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 2 9 7 Январь 2019 5 4 2 9 1 8 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 3 6 7 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Февраль 2019 5 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 3 4 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 1 8 2 9 6 7 Март 2019 5 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 3 4 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 1 8 2 9 6 7 Май 2019 7 4 2 9 1 8 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 3 5 6 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 24 Июнь 2019 4 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 2 3 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 8 5 6 7 Июль 2019 6 5 4 2 9 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 7 3 8 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 25

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"

Рабочая программа "Литературное чтение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2019