Рабочая программа "Литературоведение" для 10 класса

  • Образовательные программы
  • docx
  • 26.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа "Литературоведение" для 10 класса рассчитана на 34 часа и может быть применена как факультативный курс для подготовки к ЕГЭ, или как внеурочка. Данный курс рассчитан на два года обучения в 10 - 11 классах. Программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование и график контрольных работ.
Иконка файла материала Литературоведение 10 2018-2019.docx
Муниципальное  общеобразовательное  учреждение Захальская средняя общеобразовательная  школа имени П.С.Лухнева «Рассмотрено» на заседании МО    учителей гуманитарных наук Протокол № _____                  от «__»____2018  года Руководитель  МО ___________ Солодкова Т.Г. «Согласовано»     Заместитель директора   по УВР   __________Гусева С.Д.    « ___ » ______2018года         «Утверждаю» Директор  школы ____________  Рудова О.С. приказ от«___»_____2018 г   №_____                     Составитель: учитель литературы  Солодкова Т.Г. Рабочая программа по факультативному курсу «Литературоведение»  для  10 класса                 2018 ­ 2019учебный год.2.Пояснительная записка        Программа факультатива «Литературоведение» разработана на основе авторской программы Е.Ю.Лазо   «Условность   как   способ   осуществления   искусства.   Условность   в   литературе», издательство «Антология», Санкт­Петербург 2013 г.  в соответствии с: ­ Федеральным законом  273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; ­   порядком   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по   основным общеобразовательным   программам   ­   образовательным   программам   начального   общего, основного   общего   и   среднего   общего   образования,   утв.   Приказом   Минобрнауки   России   от 30.08.2013 №  1015; ­ письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05­2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях"; ­   федеральным   компонентом   государственного   образовательного   стандарта,   утв.   приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089  ­ Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821­10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011 №19993); ­ распоряжением Министерства образования Иркутской области от 12.08.2011г. №920­мр «О региональном учебном плане для образовательных учреждений Иркутской области»; ­ Уставом МОУ Захальская СОШ; ­ Основной образовательной программой среднего общего образования МОУ Захальская СОШ ­ Положением МОУ Захальская СОШ о порядке разработки и утверждения рабочих программ.  Для курса «Литературоведение» выбраны ключевые темы, которые помогут ученикам средней школы   последовательно   пополнить   багаж   знаний,   познать   закономерности   построения художественных произведений.  Цель курса «Литературоведение» для 10 класса – научить видеть любое произведение с точки зрения закономерного, общего и неповторимого.   Задача   программы   курса   –   анализ   художественных   произведений   русских   и   зарубежных писателей с точки зрения жанра, направления, композиции.   Прохождение   программы   курса   поможет   расширить   и   углубить   знания   учащихся   о художественных приемах, законах построения поэтических, прозаических текстов. Полученные знания и умения будут востребованы при подготовке к гуманитарным олимпиадам и выпускным экзаменам.  Количество учебных часов, на которые рассчитана программа курса ­ 34 часа (1 час в неделю). 23.Основное содержание. I. II. Природа условности (16 часов) Условность   как   художественная   система   поиска   и   представления   истины. Изображения мира, бытие, время и пространство. Человек и формула жизни в эпосе, лирике и драме.  Малые жанры – эпиграмма, эпитафия, мадригал, частушка. Изменение малых жанров. Ода. Эпиграмма.  Устаревшие жанры – эдиллия, гимн, дума. Сонет. Элегия. Молитва и послание.  Романс.  Ритм, рифма, синтаксический парраллелизм. Аллитерация как средство поэтического высказывания. Содержательность стихотворных размеров и систем стихосложения. Особенности   выражения   лирического   «я».   «Я»   как   образ   лирического   героя, создаваемый поэтом. Условность как содержательность художественной формы (7 часов) Тропы и фигуры. Эпитет. Сравнение. Метафора и метонимия. Синекдоха. Литота и гипербола.   Ирония.   Аллегория.   Перифраз.   Инверсия.   Анафора   и   эпифора. Оксюморон. Риторический вопрос.  Рождение   и   определение   символа.   Традиционные   образы   и   их   индивидуальное наполнение. Условность как устоявшееся значение. Образы – символы моря и скалы, их контрасность. Анализ произведений. Тема неподвластности изменчивым стихиям.  III. Мифологемы и архетипы (11 часов) Понятие   мифологемы.   Типичные   сюжеты:   преображение   хаоса   в   космос.   Битвы поколений, рождение героя. Архетипы – устойчивые образы – обобщения. Основные жизненные силы, типы людеи. Типичные   конфликты.   Архетип   мирового   древа.   Древо   как   символ   устройства Вселенной. Архетип дитяти. Дитя как начало рода. Архетип братьев – близнецов. Начало всех бедствий, братоубийство. Архетип змея. Олицетворение разрушительных сил природы. Понятие о медиаторе. Раздвоение образа на помощника и противника. 34.Требования  к уровню подготовки обучающихся В   результате   изучения   факультативного   курса   «Условность   как   способ   осуществления искусства» ученик должен знать: ­ условность жанров эпоса, лирики и драмы ­ особенности выражения лирического «я» ­ условность языка (тропы и фигуры, символ) ­ условность художественного времени и пространства (хронотоп) Должен уметь: ­ понимать художественную ценность произведения ­ анализировать поэтический текст ­ писать рецензии ­ делать сравнительный анализ произведений разных жанров ­ сравнивать произведения русской и мировой литературы 45.Учебно – методический комплект. За основу взята рабочая программа курса «Условность как способ существования искусства» под редакцией Е.Ю. Лазо, в которую входят рабочие материалы и рекомендации литературы  «Современные проблемы изучения и преподавания литературы». Издательство ВСАГО. 2011г. «Анализ   литературного   произведения».   Т.В.Краснова.   Издательство   «Восточно­Сибирская государственная академия». 2012г. «Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы». Л.С. Степанова. Москва 2005 г. Интернет – ресурсы: 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»­ http://  windows.edu/ru   2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» ­ http://  school­collektion.edu/ru   3. «Федеральный   центр   информационных   образовательных   ресурсов»   ­  http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 4. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru 6. Школьный портал http://www.portalschool.ru 56.Календарно­тематическое планирование № урока Содержание учебного материала 1 четверть Дата  (план) Кол­ во часов Дата (факт ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 I. Природа условности  (16 часов) 1 Условность   как   художественная   система   поиска   и представления истины 1 Изображение мира, бытие, время и пространство 1 Человек и формула жизни в эпосе, лирике и драме 1 Малые жанры – эпиграмма, мадригал, частушка 1 Изменение малых жанров. Ода. Эпиграмма. Устаревшие жанры – эдиллия, гимн, дума. 1 Сонет: В.Шекспир, А.Пушкин, И.Северянин, Н.Гумилев 1 1 Элегия. А.Пушкин, М.Лермонтов, Е.Баратынский. Молитва и послание. М.Лермонтов, А.Пушкин. 1 2 четверть Романс. А.Дельвиг. Стансы. М.Лермонтов Ритм, рифма, синтаксический парралеллизм. Аллитерация как средство поэтического высказывания Содержательность   стихотворных   размеров   и   систем стихосложения Особенности выражения лирического «я» «Я» как образ лирического героя, создаваемый поэтом Контрольная   работа.   Сравнительный   анализ произведений А.Пушкина и М.Лермонтова «Пророк» 1 1 1 1 1 1 1 3 четверть II. Условность как содержательность художественной формы (7 часов) Тропы   и   фигуры.   Эпитет.   Сравнение.   Метафора   и метонимия. Синекдоха.   Литота   и   гипербола.   Ирония.   Аллегория. Перифраз. Инверсия. Риторический вопрос. Рождение   и   определение   символа.   Традиционные образы и их индивидуальное наполнение.   Анафора   и   эпифора.   Оксюморон. 1 1 1 1 Условность   как   устоявшееся   значение.   Образы   – 1 622 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34   мифологемы. Понятие преображение хаоса в космос Битвы поколений, рождение героя. Архетипы – устойчивые образы ­ обощения Основные   жизненные   силы,   типы   людей.   Типичные конфликты. сюжеты: 4 четверть Архетипы мирового древа Древо как симовл устройства Вселенной Архетип дитяти. Дитя как начало рода Архетип   братьев­близнецов.   Начало   всех   бедствий, братоубийство. Архетип   змея.   Олицетворение   разрушительных   сил природы. Понятие о медиаторе. Раздвоение образа на помощника и противника Контрольная работа. Мифы Древне Греции: Аполлон, Гермес, Прометей (по выбору)   произведений. символы моря и скалы, их контрактность. Анализ изменчивым стихиям. Тютчев «Море и утес» Звезды   как   символ.   И.Анненский   «Среди   миров». Анализ произведения.   Тема   неподвластности 1 1 III. Мифологемы и архетипы (11 часов) 1   Типичные   1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 77.График проведения контроля знаний. Контрольные работы Тема Сравнительный анализ произведений А.Пушкина и М.Лермонтова «Пророк» № 1 Дата  План  Факт  26.12 2 Мифы Древне Греции: Аполлон, Гермес, Прометей (по выбору) 22.05 8