РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
окружающий мир
2 кл
26.05.2017
Практика работы в начальной школе, беседы с учителями и учащимися свидетельствуют о том, что экскурсионно-краеведческая работа в классах проводится в рамках изучения предмета «Окружающий мир», но не удовлетворяет интересы учащихся. Анализ общеобразовательных программ, различных УМК, интересов младших школьников показал, что знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки программы факультативного курса «Люби и знай свой родной край».
Раб.программа по внеур.деят. Люби и знай свой край на 4 года.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ»
по внеурочной деятельности
2 КЛАСС г. Пермь
Краеведение как средство развития личности младшего школьника
В последнее время нередко говорят о том, что школа дает много ненужных знаний. В качестве предмета, вызывающего
споры, называется краеведение. Но это ошибка. Краеведение необходимо в школе, через него идет воспитание и духовное
становление учащегося как личности, человека и гражданина.
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения школа рассматривается как фундамент
гражданского общества. Здесь появился документ «Концепция духовнонравственного воспитания». Он задает параметры
ценностных ориентиров, одним из которых является патриотизм и гражданственность (любовь к России, своему народу,
малой Родине, служение Отечеству). В требованиях к результатам образования определено, что выпускник начальной
школы:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться;
любящий родной край и свою страну.
Поэтому краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы учащиеся понимали свою связь с
окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря этому предмету они осознают значимость наследия
родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит интересоваться
жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего их мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Краеведение очень много дает также для морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают,
что их родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, они ощущают гордость как за свою землю, так и за
себя; у них поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Развивающий потенциал краеведения очень велик. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них стороны в
историческом развитии своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. И незаметно в ходе обучения учащиеся
становятся гражданами, т.е. приобретают национальную гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать
собой на благо Родины.
Школьное краеведение — это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально
экономических и исторических условий родного края. Важность данной проблемы отражена и в Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и
региональных культурных традиций.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования
призвана обеспечить «...историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной
культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание
патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности,
обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». ПРОГРАММА КУРСА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ»
Пояснительная записка
Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности младшего школьника
экскурсионнокраеведческая деятельность. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное,
является
эстетическое, трудовое и физическое. Ее специфические особенности создают условия для проявления многих
нравственных и волевых качеств личности, способствуют воспитанию патриотических чувств.
На современном этапе развития школы наиболее актуально звучат слова К.Д. Ушинского, написанные им еще в 1867
году в доказательство необходимости того, чтобы знание своей Родины, ее языка, истории, географии составляло основу
содержания школьного образования: «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от
нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда более и всего
ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой,
политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что
всего к нему ближе: со своей родиной и всем, что к ней относится» (Ушинский К.Д. «Педагогические сочинения» М.,
1988 т.2 с.358). Эти слова – яркое подтверждение того, что в современном обществе понятия «родина», «патриотизм»
исчезают из нашей жизни.
Но любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у
людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо
помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.
Практика работы в начальной школе, беседы с учителями и учащимися свидетельствуют, что экскурсионно
краеведческая работа в классах проводится в рамках изучения предмета «Окружающий мир», но не удовлетворяет интересы учащихся. Анализ общеобразовательных программ, различных УМК, интересов младших школьников показал,
что знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить во внеурочное
время. Это послужило поводом для разработки программы факультативного курса «Люби и знай свой родной край».
Программа направлена на:
создание условий для развития личности ребёнка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;
взаимодействие с семьёй.
Главной целью данного курса является расширение и углубление знаний учащихся, освещение истории г.Перми и
Пермского края, знакомство с выдающимися людьми родного края, с памятниками истории, культуры и архитектуры,
привитие чувства ответственности и заботы за их судьбу
Задачи программы:
расширение и углубление знаний, дополняющих школьную программу;
содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
формирование гуманного отношения к окружающей среде, воспитание патриотизма и любви к родному краю.
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на
совершенствование этого общества.
Ожидаемый образовательный результат:
устойчивый интерес к истории своей Родины;
знания по истории и культуре родного края;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способность заниматься исследовательской, проектной деятельностью индивидуально и в творческих группах;
способность рефлексировать свою учебнопознавательную деятельность. Примерные направления деятельности учащихся по изучению, г.Перми и Пермского края
географическое положение, место на карте;
природные богатства;
что дает наш край стране;
историческое прошлое;
улицы родного города;
сёла Пермского края;
люди разных профессий нашего края
культурные и архитектурные памятники;
город Пермь в годы Великой Отечественной войны
знаменитые земляки;
таланты земли пермской
культурное наследие родного края
Формы и особенности организации деятельности:
чтение художественной и научнопознавательной литературы;
встречи с ветеранами, интересными людьми;
экскурсии по городу;
очнозаочные путешествия по Пермскому краю и Перми.
устные журналы, беседы;
исследования и проекты;
тренинги;
КТД по сбору материалов для классного альбома по различным направлениям краеведческой работы;
посещение краеведческого музеев, выставок, театров, заводов и фабрик;
Программа курса «Люби и знай свой край», разработана для учащихся 1 – 4 класса. Рассчитана на 4 года обучения. Всего 132 часа (1класс30 часов., 2 класс34 часа, 3 класс34 часа, 4 класс34 часа)
Назвавние разделов программы:
«Твоя малая Родина» 1 класс
«Профессии моего города» 2 класс
« Люди моего города» 3 класс
«Твой город» 4 класс.
Необходимые начальные знания, умения, навыки
Знания по теме из школьного курса окружающего мира .
Пользовательские навыки работы на ПК (создание презентации) помощь учителя, родителей
Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернет. Помощь учителя,
родителей.
Итоги обучения:
В результате выполнения в соответствии с государственным образовательным стандартом учащиеся должны:
Знать:
Знать заводы, фабрики и другие объекты производства города Перми.
Уметь отличать разные профессии и знать кто, чем занимаются. Уметь:
выполнять простейшие исследования на основе наблюдения, элементарных экспериментов;
знать знаменитых людей нашего края, города;
оформлять сообщения; ;
пользоваться справочной литературой и Интернетисточниками;
наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие
задачи;
представлять результаты в виде буклета, презентации, стенгазеты, макета.
участвовать в творческой деятельности в природе и обществе.
В ходе деятельности учащиеся создадут презентации, буклеты, стенгазеты, макеты
Раздел программы , который изучается во 2 классе
«Профессии моего города»
Основополагающий вопрос курса 2 класса
Кто и как работает в Пермском крае?
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждый блок занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной отросли профессий.
Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои
способности применительно к рассматриваемым профессиям. В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным
субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, экскурсии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и
самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебнопознавательных мотивов, потребности в
творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Содержание курса
№п/
п
Колво часов
Раздел
Планируемые результаты
Опыт коллективнотворческой деятельности
1.
2.
Введение
профессий
в
мир
Профессии в школе
2
4
участие в различных видах игровой, изобразительной,
творческой деятельности.
расширение кругозора о мире профессий,
заинтересованность в развитии своих способностей, 3.
4.
5.
6.
7.
8.
с
24
участие в обсуждении и выражение своего отношения
к изучаемой профессии,
возможность попробовать свои силы в различных
областях взрослой деятельности,
способность
добывать новую информацию из
различных источников.
Знакомство
различными
профессиями
Профессия
родителей
моих
Викторина «Что мы
узнали?»
Праздник
«Все
профессии важны, все
профессии нужны!»
Итого
3
1
1
34 часа.
Тематическое планирование занятий
Дата
Тема занятия
09.12 Зачем человек
трудится?
Колво
часов
1
Основное содержание
Ресурсы, оборудование
Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек
трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра
«Собери пословицу о труде»
Презентация
Разрезные карточки с
пословицами 09.12 Какие профессии ты
знаешь?
Мир интересных
профессий
1
Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии
ты знаешь? Минирассказ учащихся о некоторых
профессиях.
Игра «Угадай профессию!»
Презентация
Профессии в школе
4 часа
09.12г. Профессии в школе.
4
Экскурсия по школе.
Наблюдение за разными
профессиями
в школе ( учитель, повар, тех
персонал, бухгалтер…)Выпуск газеты для учителей.
Стихи поздравления к празднику.
Презентация
Знакомство с
различными
профессиями 24 ч
10.12г. Люди творческих
профессий: артисты.
4
Посещение театра. Закулисье. Рассказ артиста о
работе в театре.
Фотокамера
10.12 Люди
сельскохозяйственнй
отросли
1
Беседа. Кто работает в селе? Люди и животные.
Листы, краски,
иллюстрации 11.12 Люди
сельскохозяйственной
отросли. Конезавод.
12.12 Профессия – гончар.
12.12 Гончарная мастерская
02.13 Профессия
кондитер
02.13 Профессия
кондитер
03.13 Выпуск газеты
«Сладкая жизнь»
04.13 Организационное
занятие.
Предъявление
заданий группам
04.13 Стендовая защита
проектов
04.13 Встреча с родителями
05.13 Викторина «Что мы
5
1
3
1
4
1
1
1
1
1
Экскурсия на конезавод п. Зюкайка.
фотокамера
Беседа. Кто такой гончар? Русское народное
творчество. Росписи.
Сказки, потешки.
Листы. Краски.
Экскурсия в гончарную мастерскую при церкви.
Разминка. Заочное путешествие на кондитерскую
фабрику.
фотокамера
Презентация
Экскурсия на Пермскую кондитерскую фабрику.
фотокамера
Кисти, краски ,
Разминка.
Коллективная работа: составление азбуки
профессий.
Стендовая защита
Проектор , компьютер.
Прессконференция с родителями на тему «Чем
интересна Ваша профессия?»
Разминка. Викторина «Что мы узнали?»
Презентация узнали?»
05.13 Праздник
«Все
профессии важны, все
профессии нужны!»
1
Праздник для родителей «Все профессии важны, все
профессии нужны!»
Используемая литература:
Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий» Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика»
1998г./
Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО»
1995г.
Методическая газета для педагоговпсихологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября»,
2004г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ» (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.