Воспитание любви к животным является одним из основных задач объединения «Мир животных». Это - любовь к животным нашей планеты, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатство своей страны. Программа рассчитана на второй год обучения учащихся младшего школьного возраста, проявляющих интерес к изучению живой природы и общению с животными. Учащимся данных классов свойственно стремление сочувствовать, заботиться и защищать животных, познавать и любить окружающий мир.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 4 часа. Программа «Мир животных» составлена на основе:
• требований к образовательным программам дополнительного образования;
• положения о программе педагога МБУ ДО «ДЭБЦ»;
• учебного плана МБУ ДО «ДЭБЦ»;
• адаптированной образовательной программы «Мир животных»
Цель программы: Формирование знаний у учащихся о многообразии и особенностях мира животных.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Познакомить учащихся с основами животного мира.
2. Дать знания об особенностях содержания домашних животных.
3. Сформировать у учащихся умения и навыки ухода за животными.
4. Научить работать с определителями птиц и животных, Красной Книгой.
5. Способствовать развитию творческих способностей, познавательных интересов, развитию индивидуальности и самореализации воспитанников.
6. Развивать память, воображение, внимательность, логическое мышление.
7. Воспитывать умение работать в коллективе, культуру общения, навыки здорового образа жизни, любовь к родному краю и бережное отношение ко всему живому.
Муниципальное бюджетное учреждение.docx
Министерство образовании и науки Республики Татарстан
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детский экологобиологический центр»
Нижнекамский муниципальный район Республики Татарстан
Рабочая программа «Мир животных»
рассчитана на первый год обучения
учащихся младшего школьного возраста
педагог дополнительного
образования I квалификационной
категории
Составитель: Бирдина А.Ф. 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание любви к животным является одним из основных задач объединения «Мир
животных». Это любовь к животным нашей планеты, ощущение своей неразрывности с
окружающим миром, желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Программа рассчитана на второй год обучения учащихся младшего школьного возраста,
проявляющих интерес к изучению живой природы и общению с животными. Учащимся
данных классов свойственно стремление сочувствовать, заботиться и защищать животных,
познавать и любить окружающий мир.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, 4 часа. Программа «Мир животных» составлена на
основе:
требований к образовательным программам дополнительного образования;
положения о программе педагога МБУ ДО «ДЭБЦ»;
учебного плана МБУ ДО «ДЭБЦ»;
адаптированной образовательной программы «Мир животных»
Цель программы: Формирование знаний у учащихся о многообразии и особенностях
мира животных.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Познакомить учащихся с основами животного мира.
2. Дать знания об особенностях содержания домашних животных.
3. Сформировать у учащихся умения и навыки ухода за животными.
4. Научить работать с определителями птиц и животных, Красной Книгой.
5. Способствовать развитию творческих способностей, познавательных интересов,
развитию индивидуальности и самореализации воспитанников.
6. Развивать память, воображение, внимательность, логическое мышление.
7. Воспитывать умение работать в коллективе, культуру общения, навыки здорового
образа жизни, любовь к родному краю и бережное отношение ко всему живому.
Программа «Мир животных» поможет учащимся углубить школьные знания о
зимующих, перелетных птицах, особо охраняемых территориях РТ, взаимосвязи организма
с окружающей средой. При изучении животных кружковцы узнают о необходимости
охраны отдельных видов животных, занесенных в Красную книгу РТ. Очень важно научить
детей правилам поведения в природе, бережному отношению к природе и ее обитателям.
Эти знания воспитанники получат во время тематических экскурсий. Посильное участие в
природоохранных акциях операциях также научит детей с уважением и любовью
относиться к зеленым насаждениям; к той живности, которая встречается в нашем регионе.
В программу входят как теоретические знания в виде беседы, так и выполнение
практических работ по наблюдению за животными в живом уголке, их состоянием, а также
предусматриваются экскурсии в лес, на озеро, экологическую тропу.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены практические работы, предусмотренные образовательной программой.
Для текущего тематического контроля и оценивания знаний предусмотрены викторины. Курс завершает занятие по обобщению и систематизации знаний в форме игры
«Экологический диктант».
Вводная часть.
Родной край, его
история.
Кто такие
животные.
IV. Азы экологии.
V. Животный мир
№
п/п
I.
II.
III.
VI.
VII.
IX.
X.
XI.
VIII. Животные среди
Татарстана.
Красная книга
РТ.
Зимующие
птицы.
нас.
Кругосветное
путешествие
Особо
охраняемые
территории РТ
Занимательная
зоология.
XII. Перелетные
птицы.
XIII. Растительный
мир Татарстана
X IV. Домашние
животные.
«Наша
безопасность»
XV.
XVI. Итоговое
занятие
Примерный тематический план первого года обучения
Темы
Всего
часов
Теории.
Практики.
Из них:
Экскурсии.
Мероприятии.
2
2
2
2
8
6
6
8
12
8
14
8
24
6
12
10
8
8
4
2
2
2
3
3
5
2
3
2
3
1
3
3
5
6
7
6
10
12
6
2
4
2
2
1
8
4
4
4
3
2
1
3
2
2
2
2
2
2
Итого:
144
49
71
16
8 Содержание программы 1 года обучения.
I. Вводная часть.
Ознакомление с задачами объединения, правилами поведения в Центре, расписанием
занятий и правилами поведения в живом уголке. Соблюдение правил ТБ, ПДД и
противопожарной безопасности. Натуралист и его качества. История натуралистического
движения. Экскурсия по ДЭБЦ. Слет юных натуралистов.
II. Родной край, его история.
Моя Родина – Татарстан (географическое положение, климатические условия,
растительный и животный мир. Мой город Нижнекамск. Животный мир РТ.
Практическое занятие: работа с литературой и атласом РТ, иллюстрациями.
Экскурсии в краеведческий музей ЦДЮТ и Э. Экскурсия по городу тема: «ознакомление
достопримечательностью города».
III. . Кто такие животные?
Происхождение животных. Сколько животных на земле? Морфологические особенности
животных.
Практическое занятие: наблюдение за животными в живом уголке.
IV. Азы экологии.
Понятие «Экология», ее значение. Животные обитатели планеты (их разнообразие и
причины их уменьшения)
Практическое занятие: знакомство с учебником «Экология.
V. Красная книга РТ.
Красная и Зеленая книги. Знакомство с видами птиц, животных, растений занесенных
Красную книгу РТ. Знакомство с особо охраняемыми отрядами животных.
Практическое занятие: работа с Красной книгой РТ. Рисование на тему: «Животные
красно книжники».
VI. Животный мир Татарстана.
Общая характеристика. Знакомство с отдельными представителями: млекопитающие,
пресмыкающиеся, земноводные, птицы, рыбы.
Практическое занятие: работа с учебником «Животный мир Татарстана».
Наблюдение и уход за животными в живом уголке под наблюдением педагога.
VII. Зимующие птицы.
Знакомство с отдельными видами зимующих птиц. Зимующие птицы, занесенные в Красную
книгу. Виды кормушек и кормов для зимующих птиц. Зимующие лесные обитатели.
Викторина: «Встреча зимующих птиц».
Экскурсия в лес «Лесные обитатели».
Контроль знаний: викторина «Мир животных».
VIII. Животные среди нас.
Человек и животные. Животные метеорологи. Рекордсмены среди животных. Значение
животных в природе и в жизни человека Экскурсия в лес. Тема: «Зимний лес и ее
обитатели».
IX. Кругосветное путешествие
Животный мир Татарстана.
Животные
животных». Животные Северной и Южной Америки. «Среди льдов Антарктиды»
Практическое занятие: Работа с атласом определителем «Животные Республики
Татарстан» Рахимов И.И. Работа с картой «Природа мира».
Экскурсия в краеведческий музей ЦДЮТ и Э
X.Особо охраняемые территории РТ
Заказники. Заповедники. Национальный парк Нижняя Кама.
Евразии и Австралии. Общая характеристика. «Африканское царство Нижнекамск, природные памятники
Практическая работа: Знакомство с учебником «Особо охраняемые территории РТ».
Работа с иллюстрациями. Просмотр видеофильма «Национальный парк Нижняя Кама»
Экскурсия: «Дача Стахеевых»
XI. Занимательная зоология.
«Профессии» животных. Птичьи базары России. Животные разных материков. Олимпиада
«Занимательная зоология»
.Практическое занятие: работа с литературой: «Это интересно». Викторина «Животные
нашей республики».
Экскурсия на Святой ключ «Наблюдение за птицами».
Мероприятие: «А нука девочки»; «А нука мальчики»
Знакомство с отдельными отрядами перелетных птиц.
XII. Перелетные птицы.
Наблюдение за птицами на природе. Перелетные птицы, занесенные в Красную книгу РТ.
Виды искусственных гнезд для перелетных птиц.
Практическое занятие: работа с Красной книгой РТ. Викторина «Перелетные птицы».
Экскурсия на Красный Ключ «Наблюдение за изменениями в природе».
XIII. Растительный мир Татарстана. Широколиственный лес.
Лесостепь и степь. Луг и болото. Практическое занятие: Работа с учебником
«Растительный мир Татарстана».
XIV. Домашние животные.
История одомашнивания животных. Знакомство с отдельными видами домашних
животных. Содержание домашних животных. Экзотические виды животных, содержащиеся
в домашних условиях. Содержание экзотических животных. Охрана животных.Факторы
отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные,
внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране
животного мира. Практическое занятие: Экскурсия в живой уголок ДЭБЦ. Просмотр
презентации «Исчезающие и редкие животные».
XV. «Наша безопасность»
Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
Чтобы путь был счастливым. Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы,
езде на велосипеде, езде в автомобиле общественном транспорте. Дорожные знаки. Знаки
предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационноуказательные, знаки,
знаки сервиса. Практическая работа: Просмотр презентации: «Действия при пожаре,
аварии водопровода, утечке газа». Работа с учебником «Правила поведения по дороге в
школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле общественном
транспорте». Настольная игра «Дорожные знаки»
XVI. Итоговое занятие.
«Экологический диктант».
№
п/п
1.
октябрь
2.
декабрь
Этапы педагогического контроля
1 года обучения
Сроки
Какие знания, умения, навыки
Формы проведения
контролируются
Животный мир Татарстана. Определение
представителей: млекопитающие,
пресмыкающиеся, земноводные, птицы,
рыбы.
Виды кормушек и кормов для зимующих
птиц. Изготовление и развешивание
кормушек на территории ДЭБЦ, школы и
Викторина:
«Животный мир Татарстана».
Практическая работа. 3.
4.
март
май
подкормка птиц.
Перелетные птицы
Подведение итогов. Проверка знаний,
умений и навыков за учебный год.
Олимпиада «Птицы»
«Экологический диктант»
Перечень знаний, умений, навыков
к концу 1го года обучения
Учащиеся должны знать:
историю родного края;
животный мир Татарстана;
зимующих, перелетных, домашних птиц;
виды животных, занесенных в Красную книгу РТ;
растительный мир Татарстана
правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
работать с литературой;
периодическим изданием;
Условия реализации программы.
Материально технические условия:
Занятия проводятся на базе школы, организуются экскурсии на экологическую тропу, на
природу, в зоомагазины, в пригородный лес, городской парк, на Красный Ключ. В течение
учебного года учащиеся посещают городские и краеведческие музеи, выставки, участвуют
в природоохранных мероприятиях центра и города.
Программа также предполагает самостоятельную работу учащихся с тематической
литературой, учебниками, картами, методическими пособиями, Красной книгой РТ,
определителем, журналами и работу в компьютерном кабинете.
Для успешной реализации программы и проведения практических занятий созданы все
условия. При проведении занятий используются ТСО, компьютер, мультимедийное
оборудование, телевизор, аудио и видеоаппаратура.
Методическое обеспечение:
Таблицы, плакаты:
1. ПДД
2. Лесные животные
3. Раздаточный материал, рисунки, схемы и фотографии.
4. Настольная игра «Мир животных», кроссворды, сборник настольных игр.
5. Видеофильмы.
6. Периодические издания: «Юный натуралист», «Мир животных», «Свирель»,
«Муравейник», «Мой друг», «Биология в школе».
Кадровые условия:
Обучение учащихся по данной программе могут вести педагоги, работающие с учащимися
начального и среднего школьного возраста. Пользуясь программой, педагог может внести
изменения в содержание тем, углубить или сократить материал в зависимости от условий и
желания воспитанников. Уровень усвоения материала зависит от возраста и личных
качеств учащихся.
Внешние условия:
Работа по программе предполагает сотрудничество педагогов и учащихся:
с общеобразовательными школами и другими УДО.
лесничеством, городскими ветеринарными и экологическими службами;
средствами массовой информации; родителями учащихся.
Образовательновоспитательная работа
№
п/п
1.
Задачи
Профориентация
учащихся.
2.
Работа по созданию и
развитию
коллектива.
3.
Организация досуга.
4.
Участие в
мероприятиях.
Дела коллективные
Сроки
знакомство с деятельностью
природоохранных и экологических
служб города;
встреча с ветеринаром;
экскурсии в зоомагазин.
мероприятия и чаепитие с детьми и
родителями,
посвященные
знаменательным датам;
дни именинников.
экскурсии в музей, на природу,
Красный Ключ, городской парк;
дни здоровья;
пешие вылазки в лес.
Слет натуралистов;
День защиты животных;
День птиц;
День Земли;
День леса;
природоохранные акцииоперации:
* Операция «Ель»;
* «Зеленый трамвай»
в течение
учебного года
в течение
учебного года
в течение
учебного года
сентябрь
октябрь
март
апрель
декабрь
апрельмай
апрельмай
апрельмай
Календарнотематическое планирование
№
1
Тема занятия
Введение.
Вводное занятие
Учебный модуль по ПДД
«Я пешеход»
Натуралист и его качества.
История
натуралистического
движения.
2
Родной край, его история.
Моя Родина – Татарстан
(географическое
положение, климатические
условия, растительный и
животный мир)
Колво
часов
4ч.
1
1
1
1
6ч
2
2
Форма
занятия и
деятельности воспитанников
вид
Дата проведения
Планир. Фактич.
1.Ознакомление с задачами
объединения, правилами
поведения в Центре,
расписанием занятий и
правилами поведения в живом
уголке, ТБ, ПДД и
противопожарной безопасности.
2.Экскурсия по ДЭБЦ.
3.Мероприятие: Слет Юных
натуралистов
Практическая работа:
1.Работа с литературой и атласом
РТ, иллюстрациями
2.Экскурсия по городу тема:
«Ознакомление
01.09
06.09
08.09
13.09
15.09
20.09 3
4
5
Мой город Нижнекамск
Животный мир Татарстана
Кто такие животные?
Происхождение животных.
Сколько животных на
земле? Морфологические
особенности животных
Азы экологии
Понятие «Экология», ее
значение.
Животные обитатели
планеты.
Их разнообразие и причины
их уменьшения
Красная книга РТ.
Знакомство с видами птиц,
животных, растений
занесенных Красную книгу
РТ Знакомство с особо
охраняемыми отрядами
животных.
6 Животный мир
7
Татарстана.
Общая характеристика
Знакомство с отдельными
представителями:
Млекопитающие
Пресмыкающиеся,
Земноводные.
Птицы, рыбы
Зимующие птицы.
Знакомство с отдельными
видами зимующих птиц.
Зимующие птицы,
занесенные в Красную
книгу.
Виды кормушек и кормов
для зимующих птиц.
Зимующие лесные
обитатели.
8 Животные среди нас.
Человек и животные.
Животные метеорологи.
Рекордсмены среди
животных.
Значение животных в
природе и в жизни человека
2
8ч
2
2
2
2
6ч
1
2
1
2
6ч
2
2
2
12ч
2
2
2
2
2
2
14ч
2
2
2
2
2
2
2
8ч
2
2
2
2
достопримечательностью
города».
Практическое занятие: работа
с таблицей «Морфологическое
строение животных»
Практическое занятие:
1.Работа с учебником
«Экология»
2.Просмотр презентации
«Обитатели планеты»
Практическое занятие:
1.Работа с учебником
«Красная книга РТ».
2. Рисование на тему: «Животные
краснокнижники».
3. Просмотр презентации
«Красная книга»
Практическая работа:
1. Работа с учебником
«Животный мир
Татарстана».
2.Наблюдение и уход за
животными в живом уголке под
наблюдением педагога
1.Просмотр презентации
«Зимующие птицы»
2.Викторина: «Встреча
зимующих птиц».
3.Контроль знаний: викторина
«Мир животных»
4.Экскурсия в лес «Зимний лес и
ее обитатели».
Практическая работа с
учебниками:
1.Энциклопедия «Планета
животных»
2.Зоология «Птицы».
3.«Все о животных»
22.09
27.09
29.09
04.10
06.10
11.10
13.10
18.10
20.10
25.10
27.10
01.11
03.11
08.11
10.11
15.11
17.11
22.11
24.11
29.11
01.12
06.12
08.12
13.12
15.12
20.12
22.12
27.12
29.12 9
Кругосветное
путешествие
Животный мир Татарстана.
Животные Евразии
Австралии. Общая
характеристика.
«Африканское царство
животных».
Животные Северной
Америки
Южной Америки.
«Среди льдов Антарктиды»
10 Особо охраняемые
территории РТ
Заказники
Заповедники
Национальный парк «
Нижняя Кама»
Нижнекамск, природные
памятники
Занимательная зоология.
11
«Профессии» животных»
Птичьи базары России.
«Это интересно».
Животные разных
материков
Олимпиада
«Занимательная зоология».
12 Перелетные птицы.
Знакомство с отдельными
отрядами перелетных птиц.
Перелетные птицы,
занесенные в Красную книгу
РТ.
Виды искусственных гнезд
для перелетных птиц.
Викторина «Перелетные
птицы».
13
Растительный мир
Татарстана
20ч
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6ч
2
2
2
10ч
2
2
2
2
2
12ч
2
2
2
2
2
2
10ч
Млекопитающие.
Практическая работа:
1.Просмотр презентации
«Животные мира»
2.Занятие в компьютерном
кабинете, изучение
энциклопедии
Кирилла и Мифодия «Мир
животных»
3.Экскурсия в краеведческий
музей ЦДЮТ и Э
4.Работа с картой «Природа
мира
03.01
09.01
11.01
16.01
23.01
25.01
30.01
31.01
02.02
07.02
Практическая работа:
1.Знакомство с учебником
«Особо охраняемые территории
РТ».
2.Работа с иллюстрациями.
3.Просмотр видеофильма
«Национальный парк Нижняя
Кама».
4.Экскурсия на дачу Стахеевых
Мероприятие: «А нука
девочки»; «А нука мальчики»
Викторина «Животные нашей
республики».
Экскурсия на Святой ключ
«Наблюдение за птицами».
Практическое занятие
:
1.Наблюдение: за птицами на
природе.
2.Работа с учебником
Красная книга РТ
3.Экскурсия на Красный Ключ
«Наблюдение за
изменениями в природе».
4.Просмотр
«Перелетные птицы»
презентации
09.02
14.02
16.02
21.02
23.02
28.02
02.03
07.03
09.03
14.03
16.03
21.03
23.03
28.03 Широколиственный лес
Лесостепь и степь
Луг и болото
14 Домашние животные
История одомашнивания
животных
Знакомство с отдельными
видами домашних
животных.
Содержание домашних
животных.
Экзотические
виды
животных, содержащиеся в
домашних условиях.
Содержание экзотических
животных.
«Наша безопасность»
Огонь, вода и газ.
Чтобы
путь
счастливым.
знаки.
предупреждающие,
запрещающие,
предписывающие,
информационно
указательные, знаки, знаки
сервиса.
был
Дорожные
Знаки
15
2
2
2
2
2
14ч
2
2
2
2
2
2
2
4ч
1
1
2
16 Итоговое занятие
ИТОГО:
2ч
144ч
Практическая работа:
1. Просмотр презентации
«Лесная гостиная»
2. Работа с учебником
«Растительный мир Татарстана
3. Работа с картой «Природа
мира
Практическая работа:
1. Наблюдение за
повадками животными в живом
уголке.
2. Экскурсия в живой уголок
ДЭБЦ.
3.Просмотр
«Исчезающие
животные».
презентации
редкие
и
Практическая работа:
1. Просмотр презентации:
Действия при пожаре, аварии
водопровода, утечке газа.
2. Работа с учебником «Правила
поведения по дороге в школу,
при переходе улицы, езде на
велосипеде, езде в автомобиле
общественном транспорте».
3.Настольная игра «Дорожные
знаки»
«Экологический диктант»
30.03
04.04
06.04
11.04
13.04
18.04
20.04
25.04
02.05
04.05
11.05
16.05
18.05
25.05
30.05
23.05
Используемая литература
1. Басихес И.Е., Рудометов О.А. Птицы в нашем доме. Минск: «Ураджай», 1994.
2. Большой атлас природы России. – М.: Эгмонт Россия ЛТД., 2003.644с.
3. Бровкина Е.Т. Сивоглазов В.И. Животные луга. Атлас определитель. М.:
Издательство «Эмонт Россия». 2001. 64с.
4. Волина Валентина. Мир животных (для родителей, учителей и милых детей). –
РостовнаДону: изд. «Феникс», 1999.512с.
5. Зауер Ф. Птицы обитатели озер, болот и рек. Пер. с немецкого С.Мещеряковой.
М.: ООО Издательство «АСТ», 2002. 287с.
6. Зауер Ф. Птицы лугов, полей и лесов.. Пер. с немецкого С.Мещеряковой. М.: ООО
Издательство «АСТ», 2002. 287с. 7. Клаус Шпайхер. Канарейки. – М.: Аквариум, 2006.
8. Ласухов Р. Птицы. Карманный определитель. М.: Рольф, 2000. 301с.
9. Маланин Л.П. и др. Ветеринарные препараты: Справочник. М.: Агропромиздат,
10. Малькольм Пенни. Ночные животные. – М.: РОСМЭН, 2000.
11. Михеев А.В. Биология птиц. Определитель птичьих гнезд. М.: «Цитадель», 1996.
1988. 319с.
460с.
12. Нестерева Д.А. Загадочные птицы. – М.: ООО Изд. РОСМЭНПРЕСС, 2003.301с.
13. Нимани Райнер. Волнистые попугаи. – М.: Издательство ООО АСТ, 2002. 27с.
14. Онегов А. Школа юннатов. Живой уголок. – М.: Детская литература, 1990. 271с.
15. Отто фон Фриш, Герман Фай. Зверята со всего света. ЛикПресс Поматур, 1996.
16. Павлинов И.Я. Удивительная жизнь животных. – М.: ООО изд. Астрель, 2002.
17. Рахманов А.И. Домашний зооуголок. – Смоленск: Русич, 1996. 544с.
18. Рахимов И.И. Павлов Ю.И. Хищные птицы и совы Татарстана. Казань.
Татполиграфия, 1999. 133с.
19. Рик Моррис. Тайны живой природы. – М.: РОСМЭН, 1997.
20. Стив Паркер. Планета животных. – М.: Махаон, 2005.
21. Тихонов А.В. Энциклопедия окружающего мира. – М.: РОСМЭН, 2005.
22. Фратини С. Чудеса природы. – М.: ООО изд. АСТ; ООО изд. Астрель, 2002.
23. Энциклопедия знаний. Животные. – М.: Астрель. АСТ, 2001.
24. Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта, 2005. 704с.
25. Энциклопедия для детей. Экология. – М.: Аванта, 2003. 448с.
26. Энциклопедия для детей. Птицы и звери. – М.: Аванта, 2006. 448с.
27.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Животные. – М.: АСТ, 2000
Рабочая программа "Мир животных"
Рабочая программа "Мир животных"
Рабочая программа "Мир животных"
Рабочая программа "Мир животных"
Рабочая программа "Мир животных"
Рабочая программа "Мир животных"
Рабочая программа "Мир животных"
Рабочая программа "Мир животных"
Рабочая программа "Мир животных"
Рабочая программа "Мир животных"
Рабочая программа "Мир животных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.