Пояснительная записка
Учебный курс по внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 3 класса (Автор-составитель: учитель начальных классов Варрова Т.В.)
Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.
В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации.
Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.Рабочая программа по курсу "Моя Адыгея" 3 класс
рабочая программа Моя Адыгея 3 класс.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Моя Адыгея»
3 класс
Пояснительная записка
Составитель: Варрова Т.В.
Квалификация: высшая категория
Педагогический стаж: 40 лет
Учебный курс по внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 3 класса (Авторсоставитель: учитель начальных классов Варрова
Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы
Т.В.)
коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной
составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.
В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность
ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических,
экономических особенностях Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке
выпускников начальной школы к итоговой аттестации.
Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению
кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.
Цель курса «Моя Адыгея» в начальной школе – воспитание и развитие гуманной, социально активной личности, бережно относящейся к
богатству природы Адыгеи, её истории, культуре, уважительно к жителям Республики Адыгея.
Задачи курса: воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия своей Республики;
воспитание экологического мышления, экологической грамотности;
формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, эмоциональноволевых, нравственных качеств
личности ребенка;
формирование способности к преобразованию окружающего мира, развитие креативного мышления младшего школьника
Программа реализовывает принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в
Законе об образовании:
гражданственности и любви к Родине;
образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства;
формирования у учащихся нравственной, мировоззренческой, социальной, экономической, политической, экологической культуры;
взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными религиозными и социальными, этническими группами.
Планируемые результаты усвоения учебного курса.
В ходе реализации программы курса «Моя Адыгея» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение
обучающимися:
воспитательных результатов тех духовнонравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения республики, ее
традиций, значимых исторических событий;
воспитательного эффекта того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя
как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своей малой
Родины.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
об основных исторических событиях, памятных местах, знаменитых людях
о природных, климатических условиях Республики Адыгея;
об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Адыгеи.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми учителями, родителями
как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое
применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своей малой Родины, изучение ее особенностей в сопоставлении
с другими регионами;
формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных
социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе,
своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и
приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы,
когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
Личностными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 3м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 3м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию)
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 3ем классе является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в Адыгее.
различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта
и культуры Республики Адыгея.
различать формы земной поверхности Адыгеи.
приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в Республике Адыгее растений и животных.
называть основные особенности различных видов карт Адыгеи (физической, административной и исторической).
различать герб, гимн, флаг Адыгеи, а также символы своего родного города, района.
называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека.
различать особо охраняемые растения и редких животных Адыгеи.
ориентироваться по карте Адыгеи.
давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта,
решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности;
выполнять правила сбора грибов в своей местности;
выполнять правила поведения у водоёма в разное время года;
бережно относиться к растениям и животным.
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в
один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
3 класс (34 часа)
I.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (8часов). Рельеф Адыгеи: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных
примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Водоёмы Адыгеи (реки, озёра).
Солёные и пресные водоёмы Адыгеи. Растительный и животный мир равнинной и горной части Адыгеи. Хвойные и лиственные леса и их
обитатели. Растительный и животный
мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Адыгея территория здоровья. Горные курорты Адыгеи. Адыгея спортивная,
Адыгея олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашей республике.. Творческий проект «Нет в мире краше Родины
нашей».
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (8 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. Историческая карта, история на карте. Основание первых городов и аулов. Добрые
соседи. Майкоп столица Адыгеи. Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. История твоего рода (11часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины. Из истории адыгских фамилий. Семейные ценности.
Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Адыгский фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашей республики.
Проектная работа «История твоего рода».
Раздел 4. « Святые источники Адыгеи» (5 часов)
Храмы. Мечети. Внутреннее и внешнее устройство. Праздники .Именины. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий
своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них.
Раздел 5. «Никто не забыт, ничто не забыто» (2 часа)
Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Многодетная семья.
Перечень проектных работ.
Вид проекта
Исследовательский
проект
Исследовательский
проект
Тема проекта
«Растительный и животный мир Адыгеи»
«Мы – археологи»
Количество за год
1
1 Исследовательский
проект
Исследовательский
проект
Творческий проект
Творческий проект
Творческий проект
Итого
«Памятники Адыгеи».
«Схема моего населенного пункта».
«Адыгея территория здоровья»
«Любимый праздник в моей семье»
«Письмо ветерану»
1
1
1
1
1
7
II.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
3 класс
34 часа
1.Нет в мире
краше Родины
нашей
8
СимССимволика Адыгеи (герб, флаг, гимн) 1
Прос Просторы родной Адыгеи
Рельеф Адыгеи (возвышенности,
низменности, горы)
1
Называть свой край. Знать символику своей
республики. Характеризовать исторические факты,
предметы, традиции, отражённые в символике Адыгеи.
Знать текст гимна Адыгеи, правила поведения во
время исполнения гимна, поднятия и спуска флага.
Знать автора музыки и слов гимна Адыгеи
Знать откуда ты родом, где расположена твоя родина,
какой город является столицей республики.
Характеризовать рельеф Адыгеи. Показывать на карте
горную и равнинную части Адыгеи. Знать легенду о
горах Адыгеи. Природные явления и стихийные бедствия
1
Водоемы Адыгеи
Растительный мир Адыгеи
Животный мир Адыгеи
8
2.Без
прошлого нет
настоящего
Проект «Растительный и животный мир
Адыгеи»
Прошлое и настоящее Адыгеи. Лента
времени.
Проект «Мы – археологи»
Древние города Адыгеи
Экскурсия в Национальный музей.
1
1
1
1
1
1
1
1
Перечислять и характеризовать природные явления,
характерные для Адыгеи. Описывать одно из них.
Составлять календарь народных примет. Перечислять
и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать
безопасное поведение во время стихийного бедствия.
Приводить примеры борьбы земляков с последствиями
стихийных бедствий.
Перечислять типы водоёмов (реки, озёра)
встречающиеся в Адыгее. Классифицировать водоёмы.
Составлять рассказ об одном из них с опорой на план.
Знать легенду об одном из водоемов.
Описывать растительный и животный мир с опорой на
картысхемы. Сравнивать растительность и животный
мир равнинной и горной частей Адыгеи.
Характеризовать понятие «культурное растение»,
классифицировать культурные растения. Составлять
рассказ об одном из них. Называть грибы, распро
странённые на территории Адыгеи. Рассказывать о
правилах сбора.
Использовать легенды о растительном и животном
мире Адыгеи.
Характеризовать понятие «лента времени».
Определять последовательность исторических
событий, фиксировать их на «ленте времени».
Знать значение слова «археолог». Иметь
представление о работе археолога.
Показывать на карте местонахождение
древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Памятники истории и архитектуры.
Проект «Памятники Адыгеи».
История Адыгеи в лицах
Основание городов, сел, аулов Адыгеи.
3.История
твоего рода
11
Памятники природы Адыгеи.
Добрые соседи. Краснодарский край
Проект. «Схема моего населенного
пункта».
Фиксировать на «ленте времени» годы их основания.
Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энцикло
педический материал. Отвечать на вопросы,
выполнять задания, подтверждая свои ответы своими
наблюдениями и исследованиями.
Называть памятники архитектуры твоего населенного
пункта. Знать историю возникновения одного из них.
Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше
Адыгеи нашей».
Знать знаменитых и уважаемых жителей Адыгеи
Перечислять названия первых станиц и аулов.
Рассказывать историю основания города Майкопа.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая
ответы, своими наблюдениями и исследованиями.
Знать и называть памятники природы Республики
Адыгея. Рассказывать легенду об одном из них.
Оценивать духовнонравственный смысл понятия
«дружба народов». Показывать на карте
Краснодарский край и его столицу. Описывать
маршрут из своего населённого пункта в Краснодар.
Фиксировать на «ленте времени» год его основания,
год присоединения Адыгеи к России. Называть
государства и субъекты РФ, с которыми граничит
Краснодарский край.
Чертить план (схему) своего населённого пункта
(микрорайона, квартала, улицы), используя условные
обозначения
1
1
1
1
1
1
1 Твоя родословная. (История твоей семьи).
1
Из истории адыгских фамилий и имен. Что
такое именины?
1
.
Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой
на план. Рисовать генеалогическое дерево.
Оформлять альбом «Моя родословная».
Анализировать адыгейские фамилии, фамилии
одноклассников. Классифицировать фамилии по
различным признакам.
Рассказывать о своём имени, о его значении. Слушать
рассказы одноклассников о происхождении их имён.
Составлять календарь с именинами родных и друзей.
Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой
на план. Рисовать генеалогическое дерево.
Оформлять альбом «Моя родословная».
Семейные ценности. Честь семьи и рода.
1
Характеризовать понятия «семейные ценности»,
«честь семьи и рода» с этической точки зрения.
Описывать ситуации, в которых выражаются
семейные ценности. Приводить примеры, когда от
стаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя
различные источники информации (рассказы
взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ
о подвиге солдатских матерей своего района, о
матеряхгероинях.Составлять рассказ о своей маме на Твои земляки – труженики.
Адыгские умельцы.
Спортивная Адыгея.
Талантливые люди Адыгеи.
1
1
1
1
Проект ««Адыгея территория здоровья»
1
5
Народные обычаи и традиции.
1
4.СВЯТЫЕ
ИСТОЧНИК
И АДЫГЕИ
основе беседы с ней.
Анализировать и устанавливать связь между
природноклиматическими условиями Адыгеи и
занятиями его жителей. Рассказывать об известных
людях труда земляках, опираясь на заметки в СМИ.
Перечислять ремёсла, распространённые в Адыгее.
Составлять рекламу изделиям народноприкладного
искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют
родные и близкие.
Адыгея спортивная, Адыгея олимпийская
Перечислять и характеризовать туристические
маршруты Адыгеи. Показывать их на карте.
Составлять сообщение об одном из маршрутов
используя свои наблюдения, информацию в средствах
массовой информации (в том числе Интернет).
Понятия: альпинизм, рафтинг
Анализировать творчество писателей, художников,
которые старались передать красоту родной Адыгеи.
Характеризовать понятие «талант».
Понимать значение слова скульптор. Знакомить со
скульптурой художников Адыгеи, высказывать своё
мнение и аргументировать его.
Знать выдающихся спортсменов Республики Адыгея.
Уметь называть туристические маршруты,
распространенные в Адыгее. Событийный туризм в
Адыгее.
Характеризовать народные обычаи и традиции.
Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций,
пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей
жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме Духовный смысл православных и
мусульманских праздников
С верою в сердце. Мечеть.
С верою в сердце. Храм.
Проект «Любимый праздник в моей семье»
Подвиг матерей в годы Великой
Отечественной войны.
Проект «Письмо ветерану»
1
1
1
1
1
1
«Моя родословная».
Рассказывать о православном или мусульманском
празднике в своём городе (районе).
.
Устройство мечети и его значение.
Особенности архитектуры. Экскурсия.
. Устройство храма и его значение.
Особенности архитектуры. Экскурсия.
Рассказывать о православном или мусульманском
празднике в своей семье.
Любовь матери. Материнский труд,
уважительное отношение к нему. Многодетная семья.
Узнать имена героев Адыгеи, которые защищали
Родину в годы Великой Отечественной войны.
2
5.НИКТО НЕ
ЗАБЫТ,
НИЧТО НЕ
ЗАБЫТО
итого
34
Литература
1.Аутлева Э.П «Экскурсионная лекция по г.Майкопу»
2. Коссович П.Ф.,Азаматова М.З., Малых С.Н. « Майкоп. Краткий исторический очерк » Майкоп 1957г.
3. «Культура и быт адыгов». Майкоп 1989 г
4. Н.В.Анфимов, Б.М. Джимов, Р.Х. Емтыль « История Адыгеи. Майкоп 1993г.»
5 Бузаров А.Ш.,Варшавина Т.П., Т.П.Кабани, Н.В Краснопольский, А.В Краснопольская, Н. Куашева, Д.А. Мельникова, Т.Н.Спесивцева,
П.А.Хачегогу, А.Е.Шебзухова. «География Республики Адыгея» 6 .Щербашина Л.Д.Бочкарева И.В. «Моя Адыгея»
7. Ципинов Р.К., Цикапидзева АХ , Михалевич В.М. «Мегалитические памятники Республики Адыгея».
8 .Б.В.Лещенко « Кавказский государственный биосферный заповедник»
9. Н.В.Корнакова «Наша родина Адыгея»
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.