Пояснительная записка
Учебный курс по внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 4 класса (Автор-составитель: учитель начальных классов Варрова Т.В.)
Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.
В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических, экономических особенностях Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке выпускников начальной школы к итоговой аттестации.
Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.Рабочая программа по курсу "Моя Адыгея" 4 класс
рабочая программа Моя Адыгея 4 класс.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Моя Адыгея»
4 класс
Пояснительная записка
Составитель: Варрова Т.В.
Квалификация: высшая категория
Педагогический стаж: 40 лет
Учебный курс по внеурочной деятельности «Моя Адыгея» для 4 класса (Авторсоставитель: учитель начальных классов Варрова
Содержание курса соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования», в нем реализуются методы
Т.В.)
коммуникативного обучения, соответствующие требованиям ФГОС НОО.
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной
составляющей, а именно учет региональных национальных и этнокультурных особенностей.
В учебном курсе «Моя Адыгея» отражены знания о природе, истории и обществе. Через исследовательскую и проектную деятельность
ученики смогут получить возможность сформировать представление об исторических, духовных, культурологических, географических,
экономических особенностях Республики Адыгея. Курс может быть использован как дополнительный краеведческий источник в подготовке
выпускников начальной школы к итоговой аттестации.
Рассматриваемый материал будет способствовать развитию устной речи учащихся, логическому и творческому мышлению, расширению
кругозора, воспитанию у них чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия Республики Адыгея.
Цель курса «Моя Адыгея» в начальной школе – воспитание и развитие гуманной, социально активной личности, бережно относящейся к
богатству природы Адыгеи, её истории, культуре, уважительно к жителям Республики Адыгея.
Задачи курса:
воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия своей Республики;
1 воспитание экологического мышления, экологической грамотности;
формирование толерантного отношения к людям разных национальностей и вероисповеданий, эмоциональноволевых, нравственных качеств
личности ребенка;
формирование способности к преобразованию окружающего мира, развитие креативного мышления младшего школьника
Программа реализовывает принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в
Законе об образовании:
гражданственности и любви к Родине;
образования национальных культур и региональных традиций в условиях многонационального государства;
формирования у учащихся нравственной, мировоззренческой, социальной, экономической, политической, экологической культуры;
взаимопонимания и сотрудничества между людьми, различными религиозными и социальными, этническими группами.
Планируемые результаты усвоения учебного курса.
В ходе реализации программы курса «Моя Адыгея» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение
обучающимися:
воспитательных результатов тех духовнонравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения республики, ее
традиций, значимых исторических событий;
воспитательного эффекта того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя
как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своей малой
Родины.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
об основных исторических событиях, памятных местах, знаменитых людях
о природных, климатических условиях Республики Адыгея;
об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Адыгеи.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми учителями, родителями
как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
2 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое
применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своей малой Родины, изучение ее особенностей в сопоставлении
с другими регионами;
формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных
социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе,
своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и
приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому
осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы,
когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
Личностными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях
отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
3 Учиться высказывать своё предположение (версию)
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметными результатами изучения курса «Моя Адыгея» в 4м классе является формирование следующих умений.
Обучающийся научится:
различать природные зоны Адыгеи;
рассказывать о природных богатствах республики и их использовании
человеком;
отличать символику Адыгеи;
называть органы местного самоуправления;
называть даты важнейших событий в истории республики, города, аула , поселка;
различать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Адыгеи;
знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории республики;
называть важнейшие экологические проблемы Республики Адыгея;
рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Адыгеи;
4
называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Республики Адыгея;
определять месторасположение Республики Адыгея на физической карте России;
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности;
определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных);
правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Адыгеи;
исполнять гимн Республики Адыгеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для правильного поведения во время
исполнения гимнов России и Адыгеи;
выполнению изученных правил бережного и безопасного поведения;
исполнению знакомых народных песен;
самоорганизации и выполнению исследовательских проектов.
4 класс (34 часа)
I.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Адыгея на карте России (1 час).
Раздел 1. Государственные символы Республики Адыгея (3 часа)
Различать герб, гимн, флаг Адыгеи, а также символы своего родного города, района.
Раздел 2. «Особенности природы и природные ресурсы Адыгеи» (8 часов)
5 Природные зоны республики. Кавказский биосферный заповедник. Естественные и искусственные водоёмы. Использование и охрана
водоёмов Адыгеи. Защита и охрана почв. Лесополоса. Полезные ископаемые Адыгеи, их использование (нефть, газ, песок, глина, гипс,
известняк). Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств Республики Адыгея для жителей России.
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 3. «ИСТОРИЯ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ» (5часов)
Вещественные исторические источники. История Адыгеи в архитектуре. Древние жилища. Современный облик республики: здания,
сооружения (культовые, спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных эпох. Народные ремёсла и промыслы.
Одежда жителей Адыгеи в прошлом и настоящем. Обычаи и традиции народов, живущих в Адыгее.
Раздел 4. « Хозяйство Республики Адыгея» (5 часов).
Знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории республики,
называть важнейшие экологические проблемы Республики Адыгеи. Сельское хозяйство. Промышленность.
Раздел 5. «Культура и быт адыгов » (7часов).
Называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Республики Адыгеи, знать музеи, библиотеки, театры,
образовательные учреждения Республики Адыгеи.
Раздел 6. «Растительный и животный мир Адыгеи»(4 часа)
Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие
растения. Описывать растения различными способами (описание, поэтически). Иллюстрировать свой рассказ. Кавказский биосферный
заповедник. Лесничества. Виды туризма в Адыгее.
Раздел 7 « ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ЕЕ ГЕРОИ»(2 часа)
Рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте
времени» дату освобождения своего населённого пункта от захватчиков . Знать героев партизанского движения в Адыгее.
.
Вид проекта
Проектная работа
Тема проекта
«Береги землю родимую, как мать
Количество за год
1
6 Проектная работа
Проектная работа
Проектная работа
Исследовательский проект
Итого
любимую».
«Земля отцов – моя земля»
«Предприятие моего региона»
« Знаменитые люди Адыгеи»
«Книга славы»
1
1
1
1
5
II.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1
8
4 класс
34 часа
Государственн
ые символы
Республики
Адыгея
Особенности
природы и
природные
ресурсы
Адыгеи
Герб Республики Адыгея
Флаг Республики Адыгея
Гимн Республики Адыгея
Водные ресурсы Республики Адыгея
Использование и охрана водоемов.
1
1
1
Определять месторасположение Адыгеи по
отношению к другим регионам. Определять регионы
соседей Адыгеи. Знать о видах связи
(железнодорожной, автомобильной и воздушной) с
другими регионами нашей страны.
Называть и показывать на карте Адыгеи водоёмы.
Анализировать их роль в жизни людей (ловля рыбы,
разведение птицы, отдых людей). Определять пользу
водоёмов. Находить и обсуждать причины, которые
приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и
определять степень своего участия в очистке
водоёмов. Знать правила поведения на водоемах во
время ЧС.
7 Почвы Республики Адыгея.
Полезные ископаемые Адыгеи, их
использование.
Рельеф Республики Адыгея
Климатические пояса Республики
Адыгея
1
1
1
1
Характеризовать основные типы почв,
распространённые в Адыгее. Показывать территорию
их распространения на картесхеме. Собирать и
анализировать образцы почв. Характеризовать
чернозёмные почвы, их значение в жизни человека.
Характеризовать значение почвы для человека, пользу,
которую приносят почвы Адыгеи стране.
Анализировать различные меры, принимаемые в
борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе
лесополоса). Составлять письменный рассказ
заметку в газету об охране и защите почв с
иллюстрациями.
Перечислять полезные ископаемые и показывать их
местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина,
мергель, гипс, известняк). Описывать области
применения полезных ископаемых. Показывать на
карте районы, где найдены целебные источники и
грязи.
Определять по карте территорию Кавказского
биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках
и их значении для жизни животных. Анализировать
действия земляков по сохранению лесных богатств
Адыгеи
Дать определение « климатические пояса».
Определять, в каком климатическом поясе находится
Адыгея.
8 Природные зоны Адыгеи.
Проектная работа «Береги землю
родимую, как мать любимую»
5
История
Республики
Адыгея
Адыгея в древности
Жилища различных эпох.
История Адыгеи в архитектуре.
Вещественные исторические
источники. Вещи рассказывают о
прошлом.
1
1
1
1
Памятники природы и истории Адыгеи
1
Перечислять природные зоны Адыгеи (степи,
лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и
альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из
них. Выбирать способ исследования и определять
природную зону своей местности, составлять рассказ
о природной зоне своей местности, иллюстрируя его
рисунками, фотографиями.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая ответы своими наблюдениями и
исследованиями. Планировать и реализовывать проект
«Книга для гостей нашей Республики». Оформлять
выставку плакатов «Защитим природу родной
Адыгеи».
Определять по карте Адыгеи стоянку древнего
человека. Описывать жилища древнего человека и
современника, сравнивать их. Изготавливать макеты
жилищ, которые строили люди в разные времена.
Различать и характеризовать исторические
вещественные источники. Анализировать архитектуру
с точки зрения вещественного исторического
источника. Определять по карте Адыгеи стоянку
древнего человека. Описывать старинные
архитектурные здания своего района, рассказывать об
одном из них.
Описывать старинные архитектурные здания своего
района, рассказывать об одном из них.
9 Города, районы и поселки городского
типа Адыгеи.
Проектная работа «Земля отцов – моя
земля».
5
Хозяйство
Республики
Адыгея
Отрасли промышленности Республики
Адыгея
Отрасли экономики Республики
Адыгея
Производство товаров и продуктов в
Адыгее
Плодово овощные культуры Адыгеи
1
1
1
1
1
1
Проект: «Предприятие моего региона» 1
7
Знаменитые люди Республики Адыгея
1
Культура и
быт адыгов.
Определять месторасположение Адыгеи по
отношению к другим регионам. Определять регионы
соседей Адыгеи. Перечислять города и районы
Адыгеи, выделять среди них граничащие со своим
районом. Показывать их на административной карте
Адыгеи. Составлять рассказ об одном из районов.
Отвечать на вопросы, выполнять задания,
подтверждая ответы своими наблюдениями и
исследованиями. Планировать и реализовывать проект
«Письменный исторический источник».
Анализировать картину художника, высказывать своё
мнение и аргументировать его.
Знать значение слова промышленность, отрасль.
Иметь представление о промышленности Адыгеи.
Знать значение слова экономика. Рассказывать об
отрасли экономики в Адыгее.
Знать какие товары и продукты производят в
Республике Адыгея. Описывать эти товары.
Составлять рассказ о людях сельскохозяйственного
труда.
Написать проект об одном из предприятий твоего
региона.
Составлять энциклопедическую статью об одном из
выдающихся земляков, объединив статьи
одноклассников, создавать энциклопедию «Наши
земляки – гордость
страны» Сопоставлять место проживания,
географические особенности с видом народно
10 Музыкальные инструменты адыгов и
русских.
Спорт в Республике Адыгея
Виды связи в Адыгее
Образование в Адыгее
Детская литература в Адыгее.
Библиотеки Адыгеи.
1
1
1
1
1
Проект « Знаменитые люди Адыгеи
1
прикладного искусства, распространённого в данной
местности. Составлять вопросы для интервью с
народными умельцами. Наблюдать за их работой и
описывать её. .
Анализировать музыкальные инструменты наших
предков. Сопоставлять различные национальные
инструменты, определять черты их сходства и
различия. Делать записи в альбоме «Моя
родословная».
Знать олимпийских чемпионов Республики Адыгея.
Исследовать и характеризовать основные виды связи в
Адыгее. Представлять современные записи в качестве
данного вида связи и уметь их распознавать. Знать о
видах связи (железнодорожной, автомобильной и
воздушной) с другими регионами нашей страны.
Фиксировать на «ленте времени» год основания
первой школы в Адыгее. Сопоставлять школьные
предметы, принадлежности, особенности современной
школы и той, в которой учились предки. Анализиро
вать причины, изменившие школу.
Планировать и реализовывать проект «Мы дети
Адыгеи» на основе изучения обычаев и традиций
народностей, представители которых живут в твоей
местности и учатся в данной школе. Познакомить с
детскими журналами Адыгеи «Родничок»,
«Созвездие»
Традиции в музыкальных,
художественных, литературных
произведениях известных, талантливых
земляков.
11 5
Растительный
и животный
мир Адыгеи.
Заповедники Республики Адыгея
Звери и птицы Адыгеи
Музеи хранители
материальной и духовной
культуры
Виды туризма в Адыгее.
Проект «Животный мир Адыгеи»
1
1
1
1
1
Определять на карте территорию Кавказского
биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках
и их значении для жизни животных. Анализировать
действия земляков по сохранению лесных богатств
Адыгеи
Называть зверей и птиц Республики Адыгея и их
особенности.
Духовные сокровища краеведческих,
художественных музеев.
Перечислять и характеризовать туристические
маршруты Адыгеи. Показывать их на карте.
Составлять сообщение об одном из маршрутов
используя свои наблюдения, информацию в средствах
массовой информации: понятие альпинизм, рафтинг,
событийный туризм.
12 3
ВЕЛИКАЯ
ОТЕЧЕСТВЕ
ННАЯ
ВОЙНА И ЕЕ
ГЕРОИ
Герои Великой Отечественной войны в
Республике Адыгея.
Партизанское движение в Адыгее
Исследовательский проект «Книга
славы»
Итого
34
Проектов
1
1
1
5
Рассказывать о героях Великой Отечественной войны,
тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга
славы». Фиксировать на «ленте времени» дату
освобождения своего населённого пункта от
захватчиков .Знать героев партизанского движения в
Адыгее.
Литература.
1.Аутлева Э.П «Экскурсионная лекция по г.Майкопу»
2. Коссович П.Ф.,Азаматова М.З., Малых С.Н. « Майкоп. Краткий исторический очерк » Майкоп 1957г.
3. «Культура и быт адыгов». Майкоп 1989 г
4. Н.В.Анфимов, Б.М. Джимов, Р.Х. Емтыль « История Адыгеи. Майкоп 1993г.»
5 Бузаров А.Ш.,Варшавина Т.П., Т.П.Кабани, Н.В Краснопольский, А.В Краснопольская, Н. Куашева, Д.А. Мельникова, Т.Н.Спесивцева,
П.А.Хачегогу, А.Е.Шебзухова. «География Республики Адыгея»
6 .Щербашина Л.Д.Бочкарева И.В. «Моя Адыгея»
7. Ципинов Р.К., Цикапидзева АХ , Михалевич В.М. «Мегалитические памятники Республики Адыгея».
8 .Б.В.Лещенко « Кавказский государственный биосферный заповедник»
9. Н.В.Корнакова «Наша родина Адыгея»
13
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Рабочая программа "Моя Адыгея" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.