Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 07. 02. 01 Архитектура
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-выполнять с построением теней ортогональные, аксонометрические и перспективные проекции;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-законы, методы и приемы проецирования,
-законы выполнения перспективных проекций,
-законы построения теней на ортогональных, аксонометрических и перспективных проекциях
21 -СА.doc
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
УТВЕРЖДАЮ
«____» _____________ 201_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Георгиевск
2014
1 Рабочая программа учебной дисциплины
начертательная геометрия
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта по специальности среднего профессионального образования 07.
02. 01 Архитектура
Организацияразработчик:
Разработчик:
Проект программы рассмотрен и одобрен на заседании цикловой комиссии
строительных дисциплин, протокол № ___ от «___» ____________ 2014г.
Зарегистрирована в реестре методического совета ГБПОУ ГК
Протокол №____ от «___»_____________2014г.
2 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
11
12
3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Начертательная геометрия
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 07. 02. 01 Архитектура
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
выполнять с построением теней ортогональные, аксонометрические и
перспективные проекции;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
законы, методы и приемы проецирования,
законы выполнения перспективных проекций,
законы построения теней на ортогональных, аксонометрических и
перспективных проекциях
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 204 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 136 часов;
самостоятельной работы обучающегося 68 часов.
4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа, решение задач по
изучаемым темам, подготовка к практическим работам
Итоговая аттестация в форме экзамена
Объем
часов
204
136
136
4
68
5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Начертательная геометрия
Наименование
разделов и тем
Раздел 1. Законы,
методы и приемы
проецирования
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа
1
2
Тема 1.1.
Основы
ортогонального
проецирования
Проецирование
точки.
Тема 1.2.
Проецирование
прямой
Тема 1.3.
Проецирование
плоскости
Пересечение прямой
с плоскостью.
Содержание учебного материала
1
Введение. Цели и задачи «Начертательной геометрии» как учебной дисциплины. Принцип проецирования.
Методы проецирования. Проецирование точки на плоскости проекций. Эпюр точки. Метод координат.
Проецирование точек частного положения. Определение положения точек относительно плоскостей
проекций. Взаимное положение точек. Решение задач.
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач на построение проекций точек и определение их положения.
Содержание учебного материала
3 Понятие прямой, отрезка. Построение эпюра отрезка прямой. Общие и частные случаи положения
отрезка прямой. Определение положения отрезка прямой в пространстве. Следы прямой.
Взаимное положение прямых. Решение задач.
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач на построение эпюров прямых и определение их положения в пространстве.
Содержание учебного материала
4 Понятие плоскости. Задание плоскости на чертеже (эпюре). Плоскости общего положения и
проецирующие. Свойства проецирующих плоскостей. Точка, прямая, принадлежащие плоскости.
Пересечение прямой с проецирующей плоскостью и плоскостью общего положения. Решение задач.
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач на задание плоскости на эпюре. Проведение плоскости через заданное положение точки
и прямой.
Решение задач на определение точки пересечения прямой с плоскостью.
Содержание учебного материала
6 Общие положения. Взаимное пересечение плоскостей, одна из которых проецирующая. Взаимное
пересечение проецирующих плоскостей. Взаимное пересечение плоскостей общего положения. Решение
задач.
Тема 1.4.
Взаимное
пересечение
плоскостей
Объем часов
3
64
Уровень
освоения
4
2
2
2
2
2
4
6
1
2
2
2
6 Аксонометрические
Тема 1.5.
проекции
Тема 1.6.
Геометрические
тела
Тема 1.7.
Пересечение
поверхностей
геометрических тел
проецирующими
плоскостями
Практическое занятие.
Построение по заданным координатам точек, чертеж двух плоскостей общего положения. Определение
линии пересечения этих непрозрачных плоскостей (пластин).Формат А3.
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач на определение линии пересечения плоскостей.
Подготовка к практической работе.
Содержание учебного материала
7
Принцип получения аксонометрических проекций. Изометрия плоской фигуры. Изометрия
окружности. Изометрия геометрических тел. Решение задач.
Самостоятельная работа обучающихся:
Построение изометрических проекций гранных тел и тел вращения.
Содержание учебного материала
8
Образование геометрических поверхностей и тел, их название. Чертежи геометрических тел. Развертки.
Точка, линия на поверхности.
Практическое занятие.
Выполнение построения, по заданной горизонтальной проекции группы геометрических тел и размерам этих
тел, фронтальной и профильной проекции. Выполнение изометрической проекции группы геометрических
тел. Формат А3.
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение комплексного чертежа сферы, линии на поверхности сферы.
Подготовка к практической работе.
Содержание учебного материала
9
Фигуры сечения, которые могут быть получены при рассечении геометрических тел плоскостями.
Усеченные геометрические тела. Принцип построения чертежа усеченного геометрического тела.
Определение натуральной величины фигуры сечения.
Практическое занятие.
Построение, по заданному чертежу гранного тела, тела вращения, пересеченного проецирующей плоскостью,
третью (недостающую) проекцию. Выполнение изометрической проекции. Определение натуральной
величины фигуры сечения. Выполнение развертки усеченного геометрического тела. Формат А3.
Контрольная работа.
Выполнение комплексного чертежа усеченного геометрического тела. Нахождение натуральной величины
сечения. Построение аксонометрической проекции. Формат А3.
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение сечения гранного тела со сквозным отверстием, нахождение натуральной величины сечения.
Подготовка к практической работе.
Подготовка к контрольной работе.
2
2
2
8
2
8
2
2
2
2
2
7 Тема 1.8
Пересечение прямой
с поверхностью
геометрических тел
Тема 1.9
Взаимное
пересечение
поверхностей тел
Раздел 2.
Выполнение
перспективных
проекций
Тема 2.1.
Перспектива точки,
прямой
Перспектива
плоских фигур.
Тема 2.2.
Перспектива
геометрических тел
Содержание учебного материала
10 Принцип определения точек пересечения прямой с поверхностью тел. Пересечение прямой с
геометрическими телами. Решение задач.
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение чертежа геометрического тела. Нахождение точки пересечения прямой с этим телом.
Содержание учебного материала
11 Принцип построения комплексного чертежа пересекающихся поверхностей тел. Построение линии
пересечения способом секущих плоскостей и способом сфер.
Практическое занятие.
Построение, по заданному чертежу тел вращения, комплексного чертежа пересечения геометрических тел
вращения. Формат А3.
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение чертежа пересечения гранного тела с телом вращения.
Подготовка к практической работе.
Содержание учебного материала
12 Основные понятия и элементы линейной перспективы: картинная и предметная плоскость, центр
проецирования (точка зрения), линия горизонта и др. перспектива точки, прямой. Перспектива плоских
фигур. Выбор положения центра проецирования. Особенности построения перспективы окружности.
Самостоятельная работа обучающихся:
Построение чертежа перспективы точки, прямой по заданным координатам.
Выполнение перспективного построения плоских фигур треугольника, квадрата, окружности. Решение задач.
Содержание учебного материала
14
Перспектива геометрических тел. Выбор положения центра проецирования. Выбор линии горизонта.
Практическое занятие.
Построение перспективы группы геометрических тел с двумя точками схода. Формат А3.
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение построения перспективы тела вращения.
Подготовка к практической работе.
Содержание учебного материала
2
2
8
4
64
2
4
10
4
14
2
2
2
2
2
8 Тема 2.3.
Перспектива
архитектурных
объектов
Тема 2.4
Перспектива
интерьера
Раздел 3.
Построения теней
на ортогональных,
аксонометрических
и перспективных
проекциях
Тема 3.1
Тени точки, линии,
плоской фигуры
15
«Способ архитекторов». Анализ формы объекта. Выбор точки стояния, положения картинной плоскости и
нахождение точек фокусов для доминирующих направлений. Влияние положения линии горизонта на восприятие
изображаемого объекта. Выбор масштаба перспективы.
Практическое занятие.
Построение перспективы стилизованного архитектурного объекта, состоящего из 5—6 объемов призматической
формы и требующего для построения двух точек схода доминирующих направлений. Формат А3.
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение построения перспективы стилизованного «высотного» здания.
Подготовка к практической работе.
Содержание учебного материала
16
Фронтальная перспектива. Выбор положения главной точки картины и линии горизонта. Принцип получения
дистанционной точки. Дробная дистанционная точка. Влияние положения дистанционной точки на
восприятие перспективного изображения интерьера. Масштабы глубин, широт, высот. Угловая
перспектива интерьера. Способ сетки при построении перспективы интерьера.
Практическое занятие.
Выполнение фронтальной перспективы интерьера и угловой перспективы фрагмента интерьера,
составленному студентом плану и вертикальному разрезу жилой комнаты Формат А3.
по
Самостоятельная работа обучающихся:
Выполнение построение перспективы фрагмента жилой комнаты.
Подготовка к практической работе.
Содержание учебного материала
17
Назначение. Понятие о собственных и падающих тенях, Метод проецирования. Направление световых
лучей и их проекций.
Тень от точки при характерных ее положениях. Тень от точки на наклонную плоскость. Тень от отрезков
характерных положений на горизонтальную, вертикальную и наклонную плоскости. Тень от плоской
фигуры на параллельную ей плоскость. Общие случаи построения теней от плоских фигур. Решение
задач.
Тема 3.2
Содержание учебного материала
6
16
8
76
2
2
2
2
2
9 Тени
геометрических тел
18
Принцип построения тени от призмы и цилиндра, конуса и пирамиды. Определение линии
светораздела и собственных теней на поверхности геометрических тел.Решение задач.
Самостоятельная работа обучающихся:
Поостроение собственной и падающей тени группы геометрических тел.
4
10 Тема 3.3
Теин на фасаде
ортогонального
чертежа
Тема 3.4
Построение теней на
аксонометрических
проекциях
Тема 3.5
Построение теней на
перспективных
проекциях
Содержание учебного материала
19
Приемы построения теней на ортогональном чертеже, построение теней на фасаде архитектурного
объекта.
Практическое занятие.
Выполнение графической работы, состоящей из ортогональных чертежей 5—6 стилизованных элементов
фасада с построением собственных и падающих теней. Формат А3.
Самостоятельная работа обучающихся:
Построение теней на элементах фасада.
Подготовка к практической работе.
Содержание учебного материала
20 Положение источника света, задание аксонометрического направления световых лучей и их проекций.
Построение собственных и падающих теней на аксонометрическом изображении архитектурного
объекта.
Практическое занятие.
Построение теней на стилизованном архитектурном объекте. Формат А3.
Самостоятельная работа обучающихся:
Построение собственных и падающих теней на фасаде несложного стилизованного архитектурного объекта и
падающих теней на поверхность земли.
Подготовка к практической работе.
Содержание учебного материала
21 Особенности выбора положения источника света, проведения световых лучей и их проекций.
Рациональные приемы построения теней на фасаде здания.
Практическое занятие.
Построение перспективы здания с построением собственных и падающих теней. Формат А3.
Контрольная работа.
Выполнение построения перспективы стилизованного архитектурного объекта. Построение собственных и
падающих теней. Формат А3.
Самостоятельная работа обучающихся:
Построение собственных и падающих теней на фасаде здания и падающих теней на поверхность земли.
Подготовка к практической работе.
Подготовка к контрольной работе.
Всего:
14
4
16
8
16
2
8
204
2
2
2
11 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета специализации:
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся,
рабочее место преподавателя,
комплект учебнонаглядных пособий: плакаты, модели геометрических тел,
презентации по изучаемым темам
методическое обеспечение: инструкционные карты по выполнению работ,
раздаточный материал (карточки с индивидуальным заданием), рабочая
тетрадь для выполнения расчётов, справочная литература.
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением,
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1. Балягин С.Н. Черчение: Справочное пособие. М. 2002.
2. Климухин А.Г. Начертательная геометрия. М. «Архитектура – С» 2007.
3. Короев Ю.И. Начертательная геометрия. М. Кнорус 2011.
4. Короев Ю.И. Начертательная геометрия. М. «Архитектура – С» 2007.
5. Орса Ю.Н. Короев Ю.А. Сборник задач и заданий по начертательной геометрии.
М. Архитектура – С 2006.
Дополнительные источники:
6. Автономова М.П. Степанова А.П. Начертательная геометрия. М.Феникс 2009.
7. Нартова Л.Г. Якунин В. Начертательная геометрия. Теория и практика. М.
Дрофа 2008.
8. Макарова М.Н. Начертательная геометрия. М. Академический проект, 2008.
9. Павлова А.А. Глазкова И.В. Начертательная геометрия. М. Владос 2005.
10. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение. М. ЮрайтИздат, 2012.
12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
умения:
выполнять с построением теней
ортогональные, аксонометрические
и перспективные проекции;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
текущий контроль:
оценка выполнения практических
работ, внеаудиторной
самостоятельной работы
знания:
законы, методы и приемы
проецирования
законы выполнения перспективных
проекций
законы построения теней на
ортогональных, аксонометрических
и перспективных проекциях
тестирование,
текущий контроль:
устный (и/или письменный) опрос,
оценка выполнения практических
работ,
оценка
выполнения самостоятельной работы
промежуточный контроль:
оценка выполнения контрольной
работы
текущий контроль:
устный (и/или письменный) опрос,
оценка выполнения практических
работ,
выполнения
самостоятельной работы
текущий контроль:
устный (и/или письменный) опрос,
оценка выполнения практических
работ,
выполнения
самостоятельной работы
промежуточный контроль:
оценка выполнения контрольной
работы
итоговый контроль:
экзамен по дисциплине
оценка
оценка
13
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Рабочая программа Начертательная геометрия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.