Данная рабочая программа предназначена для элективного курса по математике для 7 класса. Она является дополнительной к геометрии школьного курса, расширяет материал, уделяет больше часов на решение задач, рассмотрение теорем, свойств. Материал углубляется по темам и рассматривается в полном объеме. Составлена на основе программы.Рабочая программа по элективному курсу по математике 7класс
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Оренбурга
Рассмотрено на заседании «Согласовано» Утверждено приказом
ШМО _________________ Зам. директора по УВР по МОБУ «СОШ №47»
протокол №___________ И.А. Леденева №____ от________20__г.
рук. ШМО Неверова Ю.С ___________________
______________________ «____»_________20__г.
«____»_________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Спец. курс(наглядная геометрия)
(предмет, курс)
класс 7
учитель :Васильева Светлана Назимовна_____
(1 квалификационная категория)2016 2017 учебный год
Пояснительная записка
стандарта
основного
образовательного
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом
государственного
общего
образования (утвержд. приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказом Министерства
образования РФ от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего
образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 20.08.2008 № 241, от
19.10.2009 № 427, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74), с учетом
примерной основной образовательной программы основного общего образования и на основе
программы «Геометрия. 5—9 классы,рабочая программа к линии учебников И. Ф. Шарыгина.
Обучение геометрии является важнейшей составляющей основного общего образования и
призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, умения в
применении геометрических знаний, необходимые для изучения смежных дисциплин, продолжения
образования и в повседневной жизни.
Геометрия входит в предметную область «Математика и информатика».
Основными целями курса математики для 5—9 классов в соответствии с Федеральным
образовательным стандартом основного общего образования являются:
«осознание значения математики ... в повседневной жизни человека;
формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах
становления математической науки;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления»1.
Учебник основан на авторской наглядноэмпирической концепции построения школьного
курса геометрии. При её создании автор ставил перед собой следующие основные цели:
— формирование геометрического стиля мышления;
— освоение знаний по геометрии и овладение умением
применять их при решении геометрических задач;
— развитие пространственного воображения, познавательного интереса, интеллектуальных и
творческих способностей обучающихся.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (2010 г.) в
основе учебника лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает:
% формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
% овладение универсальными учебными действиями;
% активную учебнопознавательную деятельность обучающихся;
% построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических
особенностей обучающихся.
Изложение нового материала построено на гносеологическом подходе, когда новые сведения
излагаются по мере возникновения потребности в них при решении задач (в отличие от обычно
используемого при создании учебников геометрии аксиоматического подхода, когда сначала
сообщаются все новые сведения, а потом обособленно отрабатываются соответствующие им
упражнения).При этом материал учебника опирается на принцип использования задач в качестве основы
для создания проблемных ситуаций и введения нового теоретического материала. Так, многие
теоремы сформулированы в виде задач, которые отмечены, как важные.
Автор поставил во главу угла умение школьников решать задачи. В учебнике выделены
методы решения и доказательства (им посвящены целые пункты: 4.4, 4.5, 5.3, 5.4 и др.).
Этим у школьников формируется мощная мотивация к изучению предмета. Приоритет задач,
усиливающий практическую направленность курса, выгодно отличает данный учебник.
В учебнике нашли отражение элементы фузионистского подхода к изучению геометрии. Так,
много внимания уделяется развитию пространственного воображения учащихся с помощью решения
большого числа планиметрических задач на стереометрических объектах.
В объяснительный материал включены исторические сведения и другие важные отступления,
которые помогают лучше раскрыть основное содержание и привлечь внимание школьников
(например, статьи «Лобачевский и история открытия неевклидовой геометрии», «Доказательства в
геометрии»). По мере накопления фактов организовано повторение базового материала путём
возврата к ранее изложенному, но уже на новом уровне. Так, с позиции нового содержания можно
получить ещё одно доказательство ранее изученной теоремы, сделать новые важные выводы
(например, теорема о высоте треугольника в пунктах 5.4 и 8.1).
Учебник нацелен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения обучающимися основной образовательной программы по геометрии. Чтобы поддержать,
углубить и расширить естественный интерес обучающихся к геометрии, автор учебника выстроил
изложение материала на основе разработанной им системы упражнений, с которыми школьники
сталкиваются как учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Включено большое число
практических задач — это определение форм реальных предметов, изготовление прямоугольной
рамки для картины, построение прямой и прямого угла на местности, установление места колодца,
равноудалённого от трёх домов, определение высоты дерева, расстояния до недоступной точки и др.
Повышению интереса к предмету способствуют наглядно эмпирическое построение курса,
что позволяет с самого начала изучения геометрии решать содержательные, интересные и красивые
задачи, которых в учебнике достаточно много. Вместе с тем такой подход облегчает знакомство с
историей развития предмета.
Работа с учебником способствует овладению основными универсальными учебными
действиями: умению пользоваться чертёжными и измерительными инструментами, предметным
указателем, CD диском к учебнику, делать рисунки к задачам, контролировать свой уровень
усвоения знаний как с помощью маркировки задач (н — начальные, в — важные, п — полезные, т —
трудные), так и раздела «Проверь свои знания». Предлагаемые вопросы, практические задания и
задачи разнообразны и интересны, во многих случаях для их решения требуется не только и не
столько знание теории, сколько умение фантазировать, наблюдать и делать выводы.
В процессе изучения геометрии ученики классифицируют геометрические фигуры, учатся
устанавливать причинноследственные связи, в частности при знакомстве с формулировками заданий
на доказательство, использующих связки «если, то», строить логические умозаключения при решении
задач на вычисления и доказательства.
Повышение доступности материала учебника достигается благодаря систематическому
использованию принципа наглядности, в частности, с помощью большого количества содержательных
иллюстраций и включения в систему упражнений более простых задач. Этой же цели служит
использование материалов CDдисков и рабочих тетрадей. То, что в учебниках все теоретические
положения возникают из понятных и доступных задач или наблюдений учащихся, также способствует
доступности материала.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В курсе условно выделяют следующие содержательные линии: наглядная геометрия,
геометрические фигуры, измерение геометрических величин, координаты, векторы, логика и
множества, геометрия в историческом развитии.
В разделе «Наглядная геометрия» основное внимание уделяется геометрическим фигурам
на плоскости и в пространстве, геометрическим величинам, понятию равенствафигур и симметрии. У учащихся формируются общие представления о геометрических
фигурах, умения их распознавать, называть, изображать, измерять. Это готовит их к изучению
систематического курса геометрии в 7 классе.
При изучении этого курса ученики также будут использовать наблюдение, конструирование,
геометрический эксперимент.
Раздел «Геометрические фигуры» призван формировать знания о геометрических фигурах
как важнейших математических моделях для описания окружающего мира. Систематическое
изучение свойств геометрических фигур вносит важный вклад в формирование логического
мышления учащихся за счёт применения индуктивных и дедуктивных рассуждений. Решение задач
вычислительного характера развивает алгоритмический стиль мышления, работа с бумагой развивает
конструкторские умения и др.
Раздел «Измерение геометрических величин» приучает работать с приборами для
измерения, пользоваться формулами для вычислений.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в
значительной степени носит межпредметный характер, так как применяется в разных разделах
математики и при изучении смежных предметов.
Материал линии «Логика и множества» изучается при рассмотрении различных вопросов
курса и нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и
ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» проходит практически через все темы курса
и предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры,
для создания культурноисторической среды обучения. На изучение этого раздела дополнительно
время не выделяется, усвоение его не контролируется, но содержание материала вплетается в
основной материал всех разделов курса.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план на изучение наглядной геометрии в 7—9 классах
основной школы — 2 ч в неделю, всего 70 уроков. Учебное время может быть увеличено до 3 уроков
в неделю за счёт вариативной части базисного плана.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Изучение геометрии в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих
результатов:
личностные:
% ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию
и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному построению
индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
% целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общества;
% умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и
контрпримеры;
% критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;
% креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
математических задач;
% способность к эмоциональному (эстетическому) восприятию геометрических объектов,
задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
% умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем;% умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
% умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации и в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
% умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, представлять её в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы и др.);
принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
% умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
% умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
пути решения задачи;
предметные:
% представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, об этапах её
развития, о её значимости для цивилизации;
% умение работать с математическим текстом (структурировать, извлекать необходимую
информацию);
% владение базовыми понятиями геометрии, овладение символьным языком, освоение
основных фактов и методов планиметрии, знакомство с простейшими пространственными телами;
% владение следующими практическими умениями: использовать геометрический язык для
описания предметов окружающего мира; выполнять чертежи, делать рисунки, схемы по условию
задачи; измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления
периметров, площадей и объёмов геометрических фигур; применять знания о геометрических
фигурах и их свойствах для решения геометрических и практических задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В курсе геометрии представлены следующие содержательные линии: наглядная геометрия,
геометрические фигуры, измерение геометрических величин, координаты, векторы, логика и
множества, геометрия в историческом развитии.
Глава 1. Геометрия как наука. Первые понятия.(6ч)
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная,
многоугольник.
Глава 2. Основные свойства плоскости. (16ч)
Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные
углы. Биссектриса угла. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых.
Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника.
Глава 3. Треугольник и окружность. Начальные сведения. (23ч)
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота,
медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки
равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника.
Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Признаки равенства прямоугольных
треугольников. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Взаимное расположение
прямой и окружности, двух окружностей.
Глава 4. Виды геометрических задач и методы их решения (15ч)
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам,
построение угла, равного данному, построение треугольника по трём сторонам, построение
перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей. Решение
задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.
ГЕОМЕТРИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа .Построение правильных
многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга.ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование реализует один из возможных подходов к распределению
изучаемого материала не носит обязательного характера и не исключает возможностей иного
распределения содержания. В примерном тематическом планировании разделы основного
содержания разбиты на темы в порядке их изучения в учебниках. Особенностью примерного
тематического планирования является то, что в нём содержится описание возможных видов
деятельности учащихся в процессе усвоения соответствующего содержания, направленных на
достижение поставленных целей обучения. Это ориентирует учителя на усиление деятельностного
подхода в обучении, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным
психологопедагогическим взглядам, на использование современных технологий.
Планирование составлено из расчёта часов, указанных в федеральном базисном учебном плане (не
менее 2 часов в неделю, 70 часов в год). При составлении рабочей программы образовательное
учреждение может увеличить указанное в базисном учебном плане учебное время за счёт его
вариативного компонента.
Перечень учебно – методического обеспечения.
1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 57 кл.: пособие для общеобразовательных учебных
заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009 г
2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 57 кл. общеобразоват.
учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с
3.И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики».
Пособие для учащихся 67 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2009 г.
4.М.А. Иченская «Отдыхаем с математикой», Волгоград: Учитель, 2008 год.
5.Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры,
фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
6.Математика. 511 классы. Коллективный способ обучения:
занимательные задачи /авт. Сост. И.В.Фотина. – Волгоград: Учитель, 2009.
7.Материалы в помощь учителю математики, ВОИПиКРО, 1996 год.