Рабочая программа "Наглядная геометрия"
Оценка 5

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
математика
7 кл
19.02.2017
Рабочая программа "Наглядная геометрия"
Данная рабочая программа предназначена для элективного курса по математике для 7 класса. Она является дополнительной к геометрии школьного курса, расширяет материал, уделяет больше часов на решение задач, рассмотрение теорем, свойств. Материал углубляется по темам и рассматривается в полном объеме. Составлена на основе программы.Рабочая программа по элективному курсу по математике 7класс
Р.П Наглядная 7кл.docx
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа № 47» г. Оренбурга Рассмотрено на заседании                     «Согласовано»                               Утверждено приказом ШМО _________________                    Зам. директора по УВР                   по МОБУ «СОШ №47» протокол №___________                        И.А. Леденева                                  №____ от________20__г. рук. ШМО  Неверова Ю.С                      ___________________ ______________________                       «____»_________20__г. «____»_________20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                         по              Спец. курс(наглядная геометрия)                                                                                              (предмет, курс)                                                             класс                                7                                                        учитель :Васильева Светлана Назимовна_____    (1 квалификационная категория) 2016 ­ 2017 учебный год Пояснительная записка     стандарта   основного   образовательного                           Рабочая   программа   разработана в   соответствии с   федеральным   компонентом государственного общего образования (утвержд. приказом Министерства   образования   РФ   от   05.03.2004г.   №   1089   «Об утверждении   федерального   компонента   государственных   образовательных   стандартов   начального общего,   основного   общего   и   среднего   (полного)   общего   образования», приказом   Министерства образования РФ от 9 марта 2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»   (в   ред.   приказов   Минобрнауки   РФ   от   03.06.2008   №   164,   от   20.08.2008   №   241,   от 19.10.2009   №   427,   от   30.08.2010   №   889,   от   03.06.2011   №   1994,   от   01.02.2012   №   74), с   учетом примерной   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования   и   на   основе программы «Геометрия. 5—9 классы,рабочая программа к линии учебников И. Ф. Шарыгина.                   Обучение геометрии является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано   развивать   логическое   мышление   и   математическую   интуицию   учащихся,   умения   в применении геометрических знаний, необходимые для изучения смежных дисциплин, продолжения образования и в повседневной жизни. Геометрия входит в предметную область «Математика и информатика». Основными   целями   курса   математики   для   5—9   классов   в   соответствии   с   Федеральным образовательным стандартом основного общего образования являются: ­ «осознание значения математики ... в повседневной жизни человека; ­   формирование   представлений   о   социальных,   культурных   и   исторических   факторах становления математической науки; ­   формирование   представлений   о   математике   как   части   общечеловеческой   культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления»1. Учебник   основан   на   авторской   наглядно­эмпирической   концепции   построения   школьного курса геометрии. При её создании автор ставил перед собой следующие основные цели: — формирование геометрического стиля мышления; — освоение знаний по геометрии и овладение умением применять их при решении геометрических задач; — развитие пространственного воображения, познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. В   соответствии   с   Федеральным   государственным   образовательным   стандартом   (2010   г.)   в основе учебника лежит системно­деятельностный подход, который обеспечивает: % формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; % овладение универсальными учебными действиями; % активную учебно­познавательную деятельность обучающихся; %   построение   образовательного   процесса   с   учётом   индивидуальных   возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.    Изложение нового материала построено на гносеологическом подходе, когда новые сведения излагаются   по   мере   возникновения   потребности   в  них   при   решении   задач  (в   отличие   от   обычно используемого   при   создании   учебников   геометрии   аксиоматического   подхода,   когда   сначала сообщаются   все   новые   сведения,   а   потом   обособленно   отрабатываются   соответствующие   им упражнения). При этом материал учебника опирается на принцип использования задач в качестве основы для   создания   проблемных   ситуаций   и   введения   нового   теоретического   материала.   Так,   многие теоремы сформулированы в виде задач, которые отмечены, как важные.    Автор поставил во главу угла умение школьников решать задачи. В учебнике выделены методы решения и доказательства (им посвящены целые пункты: 4.4, 4.5, 5.3, 5.4 и др.). Этим у школьников формируется мощная мотивация к изучению предмета. Приоритет задач, усиливающий практическую направленность курса, выгодно отличает данный учебник.   В учебнике нашли отражение элементы фузионистского подхода к изучению геометрии. Так, много внимания уделяется развитию пространственного воображения учащихся с помощью решения большого числа планиметрических задач на стереометрических объектах.   В объяснительный материал включены исторические сведения и другие важные отступления, которые   помогают   лучше   раскрыть   основное   содержание   и   привлечь   внимание   школьников (например, статьи «Лобачевский и история открытия неевклидовой геометрии», «Доказательства в геометрии»).   По   мере   накопления   фактов   организовано   повторение   базового   материала   путём возврата к ранее изложенному, но уже на новом уровне. Так, с позиции нового содержания можно получить   ещё   одно   доказательство   ранее   изученной   теоремы,   сделать   новые   важные   выводы (например, теорема о высоте треугольника в пунктах 5.4 и 8.1).      Учебник нацелен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по геометрии. Чтобы поддержать, углубить и расширить естественный интерес обучающихся к геометрии, автор учебника выстроил изложение   материала   на   основе   разработанной   им   системы   упражнений,   с   которыми   школьники сталкиваются   как   учебной   деятельности,   так   и   в   повседневной   жизни.   Включено   большое   число практических   задач   —   это   определение   форм   реальных   предметов,   изготовление   прямоугольной рамки для картины, построение прямой и прямого угла на местности, установление места колодца, равноудалённого от трёх домов, определение высоты дерева, расстояния до недоступной точки и др.    Повышению интереса к предмету способствуют наглядно­ эмпирическое построение курса, что позволяет с самого начала изучения геометрии решать содержательные, интересные и красивые задачи, которых в учебнике достаточно много. Вместе с тем такой подход облегчает знакомство с историей развития предмета.     Работа   с   учебником   способствует   овладению   основными   универсальными   учебными действиями:   умению   пользоваться   чертёжными   и   измерительными   инструментами,   предметным указателем,   CD­   диском   к   учебнику,   делать   рисунки   к   задачам,   контролировать   свой   уровень усвоения знаний как с помощью маркировки задач (н — начальные, в — важные, п — полезные, т — трудные), так и раздела «Проверь свои знания». Предлагаемые вопросы, практические задания и задачи разнообразны и интересны, во многих случаях для их решения требуется не только и не столько знание теории, сколько умение фантазировать, наблюдать и делать выводы.      В процессе изучения геометрии ученики классифицируют геометрические фигуры, учатся устанавливать причинно­следственные связи, в частности при знакомстве с формулировками заданий на доказательство, использующих связки «если, то», строить логические умозаключения при решении задач на вычисления и доказательства.       Повышение   доступности   материала   учебника   достигается   благодаря   систематическому использованию принципа наглядности, в частности, с помощью большого количества содержательных иллюстраций и включения в систему упражнений более простых задач.       Этой же цели служит использование материалов CD­дисков и рабочих тетрадей. То, что в учебниках все теоретические положения возникают из понятных и доступных задач или наблюдений учащихся, также способствует доступности материала. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА           В  курсе   условно  выделяют   следующие   содержательные   линии:   наглядная   геометрия, геометрические   фигуры,   измерение   геометрических   величин,   координаты,   векторы,   логика   и множества, геометрия в историческом развитии.     В разделе «Наглядная геометрия» основное внимание уделяется геометрическим фигурам на плоскости и в пространстве, геометрическим величинам, понятию равенства фигур   и   симметрии.   У   учащихся   формируются   общие   представления   о   геометрических фигурах,   умения   их   распознавать,   называть,   изображать,   измерять.   Это   готовит   их   к   изучению систематического курса геометрии в 7 классе.    При изучении этого курса ученики также будут использовать наблюдение, конструирование, геометрический эксперимент.     Раздел «Геометрические фигуры» призван формировать знания о геометрических фигурах как   важнейших   математических   моделях   для   описания   окружающего   мира.   Систематическое изучение   свойств   геометрических   фигур   вносит   важный   вклад   в   формирование   логического мышления учащихся за счёт применения индуктивных и дедуктивных рассуждений. Решение задач вычислительного характера развивает алгоритмический стиль мышления, работа с бумагой развивает конструкторские умения и др.         Раздел  «Измерение   геометрических   величин»  приучает   работать   с   приборами   для измерения, пользоваться формулами для вычислений.        Материал,   относящийся   к   содержательным   линиям  «Координаты»  и  «Векторы»,   в значительной   степени   носит   межпредметный   характер,   так   как   применяется   в   разных   разделах математики и при изучении смежных предметов.     Материал линии «Логика и множества» изучается при рассмотрении различных вопросов курса и нацелен на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.   Линия «Геометрия в историческом развитии» проходит практически через все темы курса и предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для создания культурно­исторической среды обучения. На изучение этого раздела дополнительно время   не   выделяется,   усвоение   его   не   контролируется,   но   содержание   материала   вплетается   в основной материал всех разделов курса. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ          Федеральный базисный учебный план на изучение наглядной геометрии в 7—9 классах основной школы — 2 ч в неделю, всего 70 уроков. Учебное время может быть увеличено до 3 уроков в неделю за счёт вариативной части базисного плана. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА     Изучение геометрии в основной школе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов: личностные: % ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и   познанию,   к   осознанному   построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; %  целостное   мировоззрение,   соответствующее   современному   уровню   развития   науки   и общества; % умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; %  критичность   мышления,   умение   распознавать   логически   некорректные   высказывания, отличать гипотезу от факта; %   креативность   мышления,   инициатива,   находчивость,   активность   при   решении математических задач; %  способность   к   эмоциональному   (эстетическому)   восприятию   геометрических   объектов, задач, решений, рассуждений; метапредметные: % умение самостоятельно ставить цели, выбирать пути решения учебных проблем; % умение   самостоятельно   планировать   альтернативные   пути   достижения   целей,   осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; %  умение   видеть   геометрическую   задачу   в   контексте   проблемной   ситуации   и   в   других дисциплинах, в окружающей жизни; %  умение   находить   в   различных   источниках   информацию,   необходимую   для   решения математических проблем, представлять её в удобной форме (в виде таблицы, графика, схемы и др.); принимать решение в условиях неполной и избыточной информации; %  умение   выдвигать   гипотезы   при   решении   учебных   задач   и   понимать   необходимость   их проверки; %  умение   применять   индуктивные   и   дедуктивные   способы   рассуждений,   видеть   различные пути решения задачи; предметные: % представление о геометрии как науке из сферы человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для цивилизации; % умение   работать   с   математическим   текстом   (структурировать,   извлекать   необходимую информацию); %  владение   базовыми   понятиями   геометрии,   овладение   символьным   языком,   освоение основных фактов и методов планиметрии, знакомство с простейшими пространственными телами; % владение  следующими  практическими  умениями:  использовать  геометрический  язык  для описания  предметов окружающего  мира;  выполнять чертежи,  делать  рисунки, схемы по условию задачи;   измерять   длины   отрезков,   величины   углов,   использовать   формулы   для   вычисления периметров,   площадей   и   объёмов   геометрических   фигур;   применять   знания   о   геометрических фигурах и их свойствах для решения геометрических и практических задач.                                               СОДЕРЖАНИЕ КУРСА       В курсе геометрии представлены следующие содержательные линии: наглядная геометрия, геометрические   фигуры,   измерение   геометрических   величин,   координаты,   векторы,   логика   и множества, геометрия в историческом развитии. Глава 1. Геометрия как наука. Первые понятия.(6ч)                 Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник. Глава 2. Основные свойства плоскости. (16ч) Прямые и углы. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Виды углов. Вертикальные и смежные  углы. Биссектриса угла. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых. Многоугольник. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника.  Глава 3. Треугольник и окружность. Начальные сведения. (23ч)                  Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота,  медиана, биссектриса. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки  равнобедренного треугольника. Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника.  Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Взаимное расположение  прямой и окружности, двух окружностей. Глава 4. Виды геометрических задач и методы их решения (15ч) Построения с помощью циркуля и линейки. Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение угла, равного данному, построение треугольника по трём сторонам, построение  перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей. Решение  задач на вычисление, доказательство и построение с использованием свойств изученных фигур.                                            ГЕОМЕТРИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ                    От землемерия к геометрии. Пифагор и его школа .Построение правильных  многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ         Тематическое   планирование   реализует   один  из   возможных   подходов   к  распределению изучаемого   материала   не   носит   обязательного   характера   и   не   исключает   возможностей   иного распределения   содержания.   В   примерном   тематическом   планировании   разделы   основного содержания   разбиты   на   темы   в   порядке   их   изучения   в   учебниках.   Особенностью   примерного тематического   планирования   является   то,   что   в   нём   содержится   описание   возможных   видов деятельности   учащихся   в   процессе   усвоения   соответствующего   содержания,   направленных   на достижение поставленных целей обучения. Это ориентирует учителя на усиление деятельностного подхода в обучении, на организацию разнообразной учебной деятельности, отвечающей современным психолого­педагогическим взглядам, на использование современных технологий.     Планирование составлено из расчёта часов, указанных в федеральном базисном учебном плане (не менее   2   часов   в   неделю,   70   часов   в   год).   При   составлении   рабочей   программы   образовательное учреждение   может   увеличить   указанное   в   базисном   учебном   плане   учебное   время   за   счёт   его вариативного компонента. Перечень учебно – методического обеспечения. 1.   Шарыгин,   Н.Ф.   Наглядная   геометрия.   5­7   кл.:   пособие   для   общеобразовательных   учебных заведений   /   Н.Ф.Шарыгин,   Л.Н.   Ерганжиева.   –   4­е   изд.,   стереотип.   –   М.:   Дрофа,   2009   г 2.   Шарыгин,   И.Ф.   Математика:   Задачи   на   смекалку:   Учеб.   Пособие   для   5­7   кл.   общеобразоват. учреждений   /   И.Ф.Шарыгин,   А.В.   Шевкин.   –   5­е   изд.   –   М.:   Просвещение,   2000.   –   95   с 3.И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики».    Пособие для учащихся 6­7 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2009 г. 4.М.А. Иченская «Отдыхаем с математикой», Волгоград: Учитель, 2008 год. 5.Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры,     фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г. 6.Математика. 5­11 классы. Коллективный способ обучения:   занимательные задачи /авт. Сост. И.В.Фотина. – Волгоград: Учитель, 2009.  7.Материалы в помощь учителю математики, ВОИПиКРО,  1996 год.

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия"

Рабочая программа "Наглядная геометрия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017