Рабочая программа "Наш край"
Оценка 4.9

Рабочая программа "Наш край"

Оценка 4.9
Разработки курсов
docx
окружающий мир
2 кл—4 кл
13.10.2019
Рабочая программа "Наш край"
Рабочая программа к курсу «Наш край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Актуальность данного факультатива заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. В программе указаны цели и задачи данного факультатива, формы и методы работы, описано содержание разделов изучаемого курса, представлены планируемые результаты освоения курса по разделам, а также календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа Наш край.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «НАШ КРАЙ» учителя начальных классов  Котляровой Анны Анатольевны                                                                                      Пояснительная  записка                 Рабочая программа к курсу «Наш край» составлена в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования. Программа данного курса представляет  систему духовно­нравственных занятий для учащихся начальных классов и  рассчитана на четыре года обучения. Программа реализована в рамках «Внеурочной  деятельности» в соответствии с образовательным планом. Курс введен в часть  учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно­ нравственного направления.                 Актуальность данного факультатива заключается в том, что в  настоящее время  наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.    Одной  из  главных ступеней    развития  ребёнка,  определённых  в  «Концепции   духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина  России» является  «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей,  особых форм культурно­исторической, социальной и духовной жизни его  родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным,  чувственно­выразительным содержанием через семью, родственников, друзей,  школу, природную среду и социальное окружение такие  понятия, как  «малая  Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род»,  «мой дом».            Изучение   краеведения   в   начальной   школе   является   одним   из   основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую   роль   в   нравственном,   эстетическом,   трудовом,   политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.           Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в  него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому  народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей,  среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения  культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.   Изменения,  произошедшие  в  общественном  строе,  внесли  изменения  в  нравственные ценности.                   В  младшем  школьном  возрасте  происходит  формирование характера,  мышлен ия,  речичеловека,  начинается  длительный  процесс  формирования  нравственн ых  ценностей,  которые  лежат  в  основе  любви  к  Родине. Любовь  к  родине по драстающего  поколения начинается  с  ощущения  родного  края,  родной  земли.   Материал  по  краеведению  является  богатым  источником, дающим  возможнос ть  восполнить   пробелы  в  нравственно воспитании  учащихся,  которые  возник ли  в  последнее  время.         Настоящий  факультативный  курс  краеведения  «Наш край»  предусматривает  реализацию  регионального  компонента  содержания об разования по  предмету  «Окружающий  мир».                Принципиальной  особенностью  краеведческого  курса  является  то, что установление         причинно­следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края.                                   Цели  курса.  Ознакомление  учащихся  с  историческим  прошлым  и  современно й  жизнью  населения,  участием  и   значением  родного  края  в исто рической,  политической,  экономической  и  культурной  жизни Рос сии.  Развитие  гражданских  качеств  личности  младшего  школьника;  ег о  патриотического  отношения  к  России  и  своему  краю;  формир ование  личностноценностного  отношения  и  побуждение  деятельн ой  любви  к  родному  месту  проживания.  Укрепление  родственных  и   семейных  связей  через  погружение   в  историю  жизни  своей  семьи,  почитание  семейных  традиций  дл я  укрепления отношений  между   представителями  разных  поколе ний.  Развитие  познавательных  интересов,  интеллектуальных  и  творчес ких  способностей  учащихся.  Формирование  способности  и  готовности  к  использованию  краев едческих  знаний  в  повседневной  жизни.  Воспитание  гражданина  России,  патриота  своей  малой  родины,  знающе го, любящего  свой  родной  край,  город,  почитающего  его  традиции, исп ытывающего  гордость  за  вклад  своей  малой  родины  в  жизнь  огромного   государства.   Воспитание  деятельного  гражданина, активной жизненной  позицией,  желающего  принять  непосредственное  участие  в  р азвитии  и  процветании  своего города.                                               Задачи   курса. с  Профессиональная  ориентация  при  решении  вопросов  дальнейше го  образования,  выбора  профессии  и  места  работы.  Овладение  начальными  формами  исследовательской  деятельности,  включая умения  поиска и работы с информацией.  Ознакомление   учащихся  с технологией  проектной деятельности,  умению применять данную технологию в самостоятельной работе. Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы: ­ лекции, ­ творческие задания, ­ практические работы, ­ самостоятельный поиск, ­ экскурсии, ­ проекты, ­ выставки, ­ круглые столы, ­ научно­практические конференции и др.             Программа  предусматривает  организацию  активных  форм  проведения   занятий   с   учащимися.  Это   и   традиционные   уроки   с   применением иллюстративных и интерактивных презентаций, с применением индивидуальных, парных   и   групповых   творческих   работ,   тематические   консультации.  А   также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии,  выход в театры и библиотеки города. Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность  обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем,  повышать интерес к предмету, к своей родине. Для реализации программы «Наш край» необходима материально­ техническая база:  Учебные пособия: ­ натуральные пособия (объекты живой и неживой природы): овощи, фрукты,  солнце, вода и др.; ­ изобразительные, наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы,  таблицы, фотографии, карты): картины русских художников; плакаты.  Оборудование для демонстрации мультимедийных  презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: режим и место проведения занятий. Программа внеурочной деятельности «Наш край» предназначена для  обучающихся 2­4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности  определяет режим проведения, все занятия по внеурочной деятельности проводятся  после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует  рекомендациям СанПиН.             Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом,  приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете.  Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель  начальных классов.   Содержание  факультатива  отражает  комплексносистемный  подход  к изучен ию родного  края,  что  позволяет   учащимся  увидеть  свой  край  как  сложный,  многообразный,  противоречивый,  но  целостный  компонент  в  структуре  едино го  государства.  Такой  подход  даёт  возможность   рассматривать  природные, экономические,  социальные  и  культурные  факторы,  формирующие  и  изменяю щие  состояние  родного  региона,  в  их  взаимодействии.  Это  наиболее  эффект ивный путь  формирования  научного  мировоззрения целостной  картины  среды   обитания,  системы  социальных,  культурных  и  экологических взглядов,    ценностного отношения  учащихся  к  родному  краю,  как  на  эмоциональном,   так  и  на  рациональном  уровне. Программа  призвана  дать  достаточно  полное   и  целостное  представление  об  историческом  прошлом  Ставропольского края его  настоящем.  Факультативный  курс  рассчитан  на  преподавание  во  2,3,4  классах  начальной   школы,предусматривает  34  часа  в  год  (1  час  в  неделю)  в  рамках вариативно й  части  базисного  учебного  плана.   Программа  курса  содержит  4  раздела:  «Я  и  моя  семья»,  «Ставропольский  к рай ­ наша  Родина»,  «Пятигорск – мой родной город», "Экскурсии".   Каждая  тема  ежегодно  расширяется  и  конкретизируется  в  соответствии  с   возрастными  особенностями  учащихся  начальной  школы. Изучение   курса   завершается   комплексным  контрольным   тестом,   который включает   вопросы   по   всем   темам   и   разделам   программы,   а также  совокупность  самостоятельно  выполненных творческих работ.   Структура факультатива Разделы курса 2 класс 3 класс 4 класс Введение 1. Я и моя семья 1 7 1 6 1 6 2. Ставропольский край ­ наша  Родина 3.«Пятигорск – мой родной город».   4.Экскурсии Заключение. Итого 8 13 4 1 34 10 12 4 1 34 10 12 4 1 34                                                                Содержание изучаемого курса «Наш край»                                                         "Я и моя семья" Цель   раздела:     изучить   историю   своей   семьи,   показать   историю происхождения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её   истории,   предкам,   воспитывать   толерантность,  содействовать   ребёнку   в понимании особенности общественных отношений в семье. Раздел предполагает формирование взаимоотношений детей и взрослых,  показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в  семье, знакомит с городом. При подготовке к занятиям учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие  традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего  поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об  этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует  формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию  интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние  животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из  них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся,  какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные  иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.                                        "Ставропольский край ­ наша  Родина" Цель   раздела   ­   обогатить   детей   знаниями,   раскрывающими   прошлое, историю  края, прививать любовь к родной природе,  воспитывать экологически грамотное отношение к природе. В данном разделе дети узнают краткую историю возникновения     Ставропольского края, государственную символику края: герб и флаг. Любой  уголок нашей необъятной страны по­своему интересен и привлекателен. Каждое  местечко, будь оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем­то мило и дорого его жителям. Одной из самых главных достопримечательностей  Ставропольского края является его природа. Данная программа раскрывает  перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс,  учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение  на начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе  природоведения позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной  природе, потребность в активно практической работе по охране растений и  животных своего края, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию ее тайн.                                        «Пятигорск – мой родной город»  Цель   раздела   ­   обогатить   детей   знаниями,   раскрывающими   прошлое, историю  края, прививать любовь к родной природе,  воспитывать экологически грамотное отношение к природе. Дети узнают краткую историю рождения города и его государственную  символику; основные исторические, архитектурные и культурные  достопримечательности города, знакомятся с творчеством выдающихся людей  нашего города – поэтов, писателей, художников. Главная цель – расширение  кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Пятигорска, его людях,  литературе, искусстве, спорте родного города. Задача курса – воспитывать  нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного  города, чувство гордости за своих земляков. Широко   используются   местные   ресурсы:   краеведческий   музей,   другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.                       Планируемые результаты освоения курса по разделам. 1. «Я и моя семья». Знать: Уметь: Владеть:  генеалогическую терминологию близких родственников: мать, отец, муж, жена, сын, дочь, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук, внучка.;  правила общения между родственниками и друзьями­сверстниками;  подробный домашний адрес;  основные социально­бытовые объекты района проживания.  представить портрет своей семьи с участием близких родственников;  составлять   план   маршрута   своего   следования   с  описанием   окружающих объектов;  исследовать   материалы   домашних   фото   архивов   и   документов   для оформления творческих работ по заданной теме.  навыками ориентирования в социальной структуре своего района;  культурой общения в кругу семьи и с друзьями сверстниками;  формами и правилами организации детского игрового досуга;  правилами   поведения   в   школе,   общественных   местах   и   дорожного движения;  уважать семейные реликвии и соблюдать традиции своей семьи. 2. «Ставропольский край – наша малая Родина». Знать: Уметь: Владеть: государственную символику края: герб и флаг;  краткую историю возникновения  Ставропольского края   особенности изменений в живой и неживой природе в разные времена года;  названия представителей растительного и животного мира края;  названия охраняемых объектов Ставропольского края.  находить на карте России положение Ставропольского края  находить на карте Ставропольского края  краевой центр, крупные города, посѐлки, реки и озѐра.  определять   характер   взаимоотношений   человека   и   природы,   находить примеры этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность.  навыками работы с научной статьѐй учебника;  правилами экологического и здоровье сберегающего поведения в природе;  приѐмами   организации   самостоятельной   деятельности   по   составленному плану;  принимать участие в мероприятиях по использованию и сохранению при­ родных богатств. 3. «Пятигорск – мой родной город».   Знать: Уметь: Владеть:       культурные  краткую историю рождения города и его государственную символику;  основные архитектурные исторические, и   достопримечательности города  находить на карте города площади;  находить на улицах города социально­значимые городские здания;  навыками ориентирования в центре города;  правилами поведения на городских улицах и в городском транспорте.  основные отрасли промышленности города;  основные   сферы   занятости   жителей   города   и   возможности   получения соответствующего образования;  этапы организации проектной деятельности и объекты;  использовать различные справочные издания и литературу для поиска познавательной информации;  организовать самостоятельную поэтапную творческую работу, доступных источников информации для получения дополнительных знаний;  приѐмами выполнения проектной работы по заданному плану;  испытывать уважение и любовь к родному городу. Планируемые результаты освоения курса краеведения «Наш край». Раздел 1. «Я и моя семья». Выпускник научится:  различать   и   использовать   в   речи   генеалогические   понятия   близких   и дальних   родственников,  осознавать   своё   место   в  генеалогическом   древе своей семьи;  представлять   портрет   своей   семьи   с   точки   зрения   традиций   семьи   и профессиональной значимости всех её членов;  ориентироваться   в   значении   и   местоположении   основных   социально­ значимых   объектах   района   проживания   и   обучения,   составлять   план маршрута  своего   следования  с  описанием  окружающих  объектов, в  том числе и тех, что представляют опасность для жизни и здоровья;  оценивать   характер   взаимоотношений   людей   в   различных   социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости;  исследовать   материалы   домашних   фото­архивов   и   документов   для оформления творческих работ по заданной теме Раздел 2. «Ставропольский край – наша малая Родина». Выпускник научится:  находить   на   карте   России   местоположение   Ставропольского   края   и близлежащих регионов, на карте края – краевой центр, крупные города, посѐлки, реки и озѐра;  находить   нужные   объекты   на   географических   картах   Ставропольского края:   физической,  административной,  почвенной,   карте   растительности; выполнять простейшие вычисления с помощью карты и делать выводы;  узнавать государственную символику области: флаг и герб;  различать   прошлое,   настоящее   и   будущее   родного   края,   соотносить изученные   исторические   события   с   датами,   находить   место   изученных событий на «ленте времени»;  осознавать   место   и   роль   родного   края   в   исторической,   политической, экономической и культурной жизни страны;  проводить   несложные   наблюдения   над   объектами   живой   и   неживой природы в окружающей среде;  обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, относительно  климатических сезонных изменений природной зоны родного края;  определять   характер   взаимоотношений   человека   и   природы,   находить примеры   влияния   этих   отношений   на   природные   объекты,   здоровье   и безопасность человека;  использовать   естественнонаучные   тексты   учебного   пособия   и дополнительные   источники   информации   (на   бумажных   и   электронных носителях) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Раздел 3. «Пятигорск – мой родной город».   Выпускник научится.  находить   на   карте   города   площади,   центральные   улицы   и   крупные социально значимые городские объекты;  узнавать   государственную   символику   города:   флаг   и   герб,   основные исторические,   архитектурные   и   культурные   достопримечательности города,   осознавая   их   значимость   в   становлении   и   развитии   районного центра;  осознавать   значение   родного   города   в   целом   в   развитии   сельского хозяйства в России;  ценить   и   проявлять   уважение   к   истории   жизни   родной   школы, поддерживать еѐ традиции, активно участвовать в школьных проектах и мероприятиях;  использовать различные справочные издания (словари и энциклопедии) и различную литературу с целью поиска познавательной информации;  соблюдать правила этического и здоровье сберегающего поведения  в общественных местах городском транспорте, учреждениях культуры.                                     Календарно – тематическое планирование Название раздела, темы №  п/ п 1. Введение. Мой край. 2.  Я и моя семья Профессия моих родителей. Старая фотография рассказала Моя родословная Дом, в котором я живу или хотел бы жить. Дом в сказочном представлении. Дата  проведения (плановая) Дата  проведения (фактич.) Кол ­  во  часов 1 ч 6 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч «Прогулка по улицам моего города» 3.  Ставропольский край ­ наша  Родина. 1 ч 10 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Знакомство с картой края, границы, история  образования. Символика Ставропольского края. Флаг. Герб. Растительный мир нашего края. Лекарственные  растения Животный мир нашего края. Как помочь птицам зимой? Растения и животные нашего района, занесённые в Красную книгу. Памятники природы края. 1 ч Просмотр фильма: « Охота в нашей местности». 1 ч 1 ч Наш край в годы Великой Отечественной  войны. Знакомство с промышленностью, сельским  хозяйством края. Предприятия городов СК, их  история. Встреча с передовиками производства, с ветеранами труда. Творчество наших земляков. Земляки,  прославившие свой край 1 ч 1 ч 1 ч 12 ч 1 ч 4. «Пятигорск – мой родной город»  Что такое малая Родина? Символика  Пятигорска. Знакомство с историей города Пятигорска.  Архитектурные объекты старого города,  памятники. Загадочный мир названий. Легенды  и предания. Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы. Знаменитые выпускники. «Творчество людей нашего города». 1 ч Наш город в годы ВОВ. 1 ч Герои ВОВ. Дедушкины ордена и медали. 1 ч Творческая работа: « Расскажи о своём герое».  1 ч 1 ч 1 ч Встреча с ветеранами ВОВ. Растения и животные нашего города, занесённые в Красную книгу. Пятигорск в исторических очерках. Легенды о  Машуке и Бештау. Горячие воды и генерал А.П. Ермолов. А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов в Пятигорье. Константиногорская крепость. Экскурсии. Экскурсия по городу. Экскурсия по Лермонтовским местам. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия в Музей Боевой Славы. 1 ч 1 ч 1 ч 4 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 5. Заключение. Что мы узнали о нашем крае? 1 ч 34 ч 1 ч 1 ч                             Итого:

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"

Рабочая программа "Наш край"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2019