Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
математика
3 кл
28.10.2017
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Программа по внеурочной деятельности для развивающего занятия "Занимательная математика" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.Программа внеурочной деятельности
Занимательная математика.docx
«Рассмотрено»
Руководитель МО
«Согласовано»
Заместитель директора
«Утверждено»
Директор
______(Маренкова В.И.)
по УВР
______(Мартыненко В.Т.)
______(Лещенко Л.А.)
Протокол №_1_от
«_24__»_08_______2017г.
«___»____________2017г.
Приказ №_ОД107__от
«_01__»__09_______2017г.
Рабочая программа (неаудиторная занятость)
«Занимательная математика»
3 класс
Учителя начальных классов 1КК
Шишкина Оксана Васильевна
Принято на заседании
Педагогического совета гимназии
Протокол №__1_____от «_31___»__08__2017г. 20172018 учебный год
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его
формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так
называемую логическую грамотность.
Пояснительная записка
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как
"математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать,
обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов
можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные
особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуальнотворческого потенциала
учащихся.
Программа по внеурочной деятельности для развивающего занятия "Занимательная математика" составлена для
формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют
поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания это мощное средство активизации умственной деятельности
учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска
вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого
необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в
активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную
активность и самостоятельность мысли.
формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать
математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость
мышления учащихся.
Цель программы: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической
Задачи программы:
деятельности;
овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
овладение конкретными математическими знаниями;
воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
.
Общая характеристика программы:
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим
содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся
желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска
и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и
различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и формулировать выводы. Совместное с учителем
движение
от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому
находить выходответ. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает
организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены
подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного
занятия. Время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми, возможность подходить друг к другу,
переговариваться, обмениваться мыслями. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму
состязаний,
соревнований между командами.
Основные формы работы. Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что
один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее
утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление
самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также
познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по
РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования
полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и
мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу
детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий,
сложнее становятся выполняемые рисунки
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации,
сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать
догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения данной программы являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического
характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма
важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел до 1000. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск
нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числавеликаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа
налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе
самостоятельной работы;
(Математика и конструирование : электронное учебное пособие для начальной
школы. — М.: ООО «ДОС», 2004.)
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования
своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результата с заданным условием;
—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным
составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений.
Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных
и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице,
для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий Нестандартные
задачи. Использование знаковосимволических
средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и
задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое
значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа
(величины); — искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы;
—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаковосимволические средства
для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный
способ решения задачи;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала
движения;
число, стрелки 1 → 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) —
«путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические
узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей
фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в
конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск
нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и
составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение)
окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся
Материальнотехническое обеспечение
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая
математика» и др.
Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
Математический набор «Карточкисчиталочки»
двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
Набор «Геометрические тела».
Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»
Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова,
А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Учебно-методическое обеспечение
для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников //
Начальная школа. —2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006. 6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.
Календарнотематическое планирование
Тема занятия
Форма
проведения
Колво
часов
Планируемые результаты
№
п/п
1
2
3
4
5
Интеллектуальная
разминка
Числовой
конструктор
Геометрия вокруг
нас
Волшебные
переливания
Диалог.
Коллективная
работа.
Викторина.
Игра.
Коллективная
работа.
Беседа.
1
1
2
1
метапредметные
Личностные,
предметные
результаты освоения программы
Личностные результаты:
любознательности,
—развитие
выполнении
сообразительности
разнообразных заданий проблемного и
эвристического характера;
при
Дата
проведения
и
план
07.09
факт
14.09
21.09
28.09
05.10 6
В царстве смекалки Конкурс.
7
8
9
10
Решение
нестандартных
задач
«Шаг в будущее»
«Спичечный
конструктор»
11 Числовые
головоломки
12 Интеллектуальная
разминка
13 Математические
фокусы
14 Математические
игры
15 Секреты чисел
16 Математическая
копилка
Индивидуальна
я работа.
Диалог.
Коллективная
работа.
Экскурсия.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа
Индивидуальна
я работа.
Практикум.
Практикум.
Индивидуальна
я работа.
Игра.
Коллективная
работа.
Беседа.
Лекция.
17 Математическое
Путешествие.
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
— развитие внимательности, настойчивости,
целеустремлённости,
умения преодолевать
трудности — качеств весьма важных в
практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости,
ответственности;
— развитие самостоятельности суждений,
независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты :
— формирование умения рассуждать как
компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов
рассуждений;
12.10
19.10
26.10
09.11
16.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
11.01 путешествие
Выбери маршрут
18
19 Числовые
Практикум.
Индивидуальна
я работа.
Практикум.
20
21
22
23
головоломки
В царстве смекалки Викторина.
Групповая
работа.
Сказка.
Коллективная
работа.
Конкурс.
Практическая
работа.
Мир занимательных
задач
Геометрический
калейдоскоп
Беседа
Экскурсия.
Коллективная
работа.
Беседа.
Интеллектуальная
24
25
разминка задачи
26 От секунды до
столетия
27
Время и его
единицы :час
,минута, секунда
,сутки, неделя, год,
век
28 Числовые
Практикум.
— формирование интеллектуальных умений,
связанных с выбором стратегии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и
самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать,
сравнивать, обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадки, строить
и проверять простейшие гипотезы;
—формирование
представлений
воображения;
и
пространственных
пространственного
— привлечение учащихся к обмену
информацией в ходе свободного общения на
занятиях.
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
22.02
08.03
15.03
22.03
05.04
12.04
1
1
1
2
1
2
1
1
1 головоломки
Конкурс смекалки
29
30
31 Это было в старину Путешествие.
32 Числовые фокусы
33 Энциклопедия
математических
развлечений
34 Математический
лабиринт
Итого:
Коллективная
работа.
Конкурс.
Конкурс.
Индивидуальна
я работа.
Игра.
Коллективная
работа.
Смотр знаний.
2
1
1
1
1
34 часа
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
24.05
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Рабочая программа (неаудиторная занятость) Занимательная математика 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.