Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе планируемых предметных результатов освоения ООП ООО МБОУ «СОШ № 36» и обеспечена учебно-методическим комплектом: Программа: Т.Д. Шапошникова, К.В. Савченко Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. 4 класс «Основы религиозных культур и светской этики». – Москва «Дрофа», 2013.Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, на основе планируемых предметных результатов освоения ООП НОО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №36»
1СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
__________ Л.Г. Реченская
«___» __________ 2018 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ №36»
_________ А.Н. Наваренко
Приказ от «___»__________2018 г.
№ ____
«____» __________ 2011 «____» __________ 2011 г
«____» __________ 201
Рабочая программа
по ОРКС (модуль светская этика)
4 класс
Автор: Пашкова Наталья Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №36»
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № _____
«____» ____________ 2018 г.
руководитель ШМО _________Н.В. Пашкова
г. Ангарск
2Планируемые
предметные результаты освоения учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» ООП ООО
Комплексный учебный курс дифференцируется по модулям: «Основы православной
культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы
иудейской культуры», «Традиционные религии в России», «Основы светской этики».
Предметное содержание курса должно соответствовать образовательным и воспитательным
целям, а также интересам и возрастным особенностям обучающихся на ступени начального
общего образования, иметь примерно одинаковую структуру и направленность, отражающую
важнейшие основы религиозных культур и светской этики, связанные с духовнонравственным
развитием и воспитанием. Обучающиеся по своему желанию и с согласия родителей
(законных представителей) выбирают для изучения один из модулей.
Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах
разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть
нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как
нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству.
многоконфессионального народа России.
Патриотизм многонационального и
Планируемые
предметные результаты освоения учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по программе предмета «Основы религиозных культур и светской
этики». Модуль «Основы светской этики» направлено на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные универсальные учебные действия
Ученик научится:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия
образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно
познавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
3развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность научиться:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и
чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и
обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и
результатов решения задачи, собственной звучащей речи.
Ученик получит возможность научиться:
4
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные), для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
Ученик получит возможность научиться:
5строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а
что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций
всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Ученик научится
знание, понимание и принятие
обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие,
миролюбие, как основы культурных
Ученик получит возможность научиться
формирование общих представлений об
исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности;
формирование первоначального представления
6об отечественной культурной традиции как
духовной основе многонационального
многоконфессионального народа России;
осознание ценности человеческой жизни.
традиций многонационального народа
России;
знакомство с основами светской и
религиозной морали, понимание их значения
в выстраивании конструктивных отношений
в обществе;
формирование первоначальных
представлений о светской этике,
религиозной культуре и их роли в истории и
современности России;
осознание ценности нравственности и
духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
Знакомство с новым предметом. 2часа
Россия – наша Родина. Духовные ценности человечества. Культура. Религии.
Знакомство с основами этики. 2часа
Диалог о философии и этике. Мораль и нравственность.
Этические учения о добродетелях. 5 часов
Что такое добродетель? Учение Аристотеля о добродетелях. Нравственные качества.
Терпение и терпимость. Представление творческих работ по теме.
Этика о нравственном выборе. 7 часов
Суд над Сократом. Убеждения. Нравственный выбор. Совесть. Долг. Ответственность. Этика
о воспитании самого себя. Представление творческих работ по теме.
Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве. 3 часа
Справедливость. Государство, основанное на справедливости. Государство. Светская этика
(экскурсия).
Нравственный закон человеческой жизни. 4 часа
Нравственный закон. Десять заповедей. Заповеди любви. Любовь – основа жизни. Прощение.
Этика об отношении людей друг к другу. 6 часов
Древнегреческие мыслители о дружбе. Этика об отношении к другим людям и самому себе.
Мысли и поступки. Слова и речь. Милосердие. «Золотое правило нравственности».
Представление творческих работ по теме.
Как сегодня жить по нравственным законам. 5 часов
Нравственные законы в современном мире. Альберт Швейцер. Этическое учение
Л.Н.Толстого.
7Тематическое планирование
11№ п/п
Тема урока
Количество часов
I. Знакомство с новым предметом ( 2 ч)
Россия – наша Родина.
Духовные ценности человечества. Культура. Религии.
Диалог о философии и этике.
Продолжение диалога об этике. Мораль и нравственность.
II. Знакомство с основами этики (2 ч)
III. Этические учения о добродетелях( 5 ч)
Что такое добродетель.
Учение Аристотеля о добродетелях.
Нравственные качества.
Терпение и терпимость.
Проверочная работа №1 «Нравственные качества»
Презентация творческих работ
IV. Этика о нравственном выборе (7 ч)
Суд над Сократом.
Убеждения.
Нравственный выбор.
Совесть. Долг.
Ответственность.
Этика о воспитании самого себя. Проверочная работа№2 «Нравственный выбор».
Презентация творческих работ.
V. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 ч)
Справедливость.
Государство, основанное на справедливости
Государство. Светская этика.
VI. Нравственный закон человеческой жизни (4 ч )
Нравственный закон. Десять заповедей
Заповеди любви.
Любовь – основа жизни.
Прощение.
Проверочная работа №3 «Заповеди любви»
VII. Этика об отношении людей друг к другу (6 ч)
Древнегреческие мыслители о дружбе.
Этика об отношении к другим людям и самому себе
Как мы относимся к другим людям.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12