Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
религиоведение
5 кл
03.11.2018
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната №67 Пушкинского района Санкт- Петербурга;
- авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017.
ОДНК 5 а кл..docx
1. Пояснительная записка.
1.1. Рабочая программа «Основы духовнонравственной культуры народов России» для 5 «А» класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования государственного бюджетного общеобразовательного
учреждения школыинтерната №67 Пушкинского района Санкт Петербурга;
авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Основы духовнонравственной культуры народов России» и учебника «Основы духовнонравственной
культуры народов России» 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.:
ВентанаГраф, 2017.
1.2. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком данная рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Содержательный контроль и оценка учащихся направлены на выявление индивидуальной динамики развития обучающихся (от начала
учебного года к концу) с учётом личностных особенностей и индивидуальных успехов. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры,
достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём
уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него
носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в
защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение
приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном
общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые
вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к
поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих
форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой. Виды и приёмы контроля могут быть: письменные, устные, беседы, устное тестирование,
выполнение заданий в рабочей тетради.
2 Стартовая диагностическая работа метапредметных результатов проводится в сентябре и мае, позволяет определить актуальный уровень знаний,
необходимый для обучения, а также зону ближайшего развития.
Реализация программы курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» проводится на основе безотметочного оценивания знаний
обучающихся.
1.3. Психолого – педагогическая характеристика 5 А класса. Учёт особенностей вида образовательного учреждения и контингента обучающихся.
В классе обучаются 13 детей: 8 мальчиков и 5 девочек.
Чувство необходимости учения в основном сформировано. Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У
некоторых наблюдается завышенная самооценка. В классе есть лидеры. Адекватно выделяют качества хорошего ученика, но определить причину своих
успехов и неуспехов способны лишь некоторые учащиеся. Многим учащимся требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со
стороны взрослых. Ученики не замкнутые, подвижные, процесс возбуждения часто преобладает над процессом торможения (Логош С., Кудрявцев Д.) .
Многие учащиеся агрессивны по отношению к одноклассникам, не всегда могут справиться со своими эмоциями громко кричат и плачут ( Бондаренко
М., Кудрявцев Д, Васильев А. ). Дети не могут слушать других, не пытаются принять другую точку зрения. В процессе совместной деятельности у
учащихся часто возникают споры, как решить поставленную проблему, они с трудом могут договориться друг с другом без криков и ругани.
Характерный тип мышления для данного класса конкретнопонятийный. Доминирует нагляднодейственное и наглядно образное мышление. Основной
тип памяти в классе кратковременная зрительная память, что затрудняет изучение учебного материала. Характерный тип мышления для данного
класса конкретнопонятийный. Доминирует нагляднодейственное и наглядно образное мышление. В работе с этой с большей частью детей
приходится применять индивидуальный подход, адаптируя учебный материал к индивидуальным особенностям ребенка. У некоторых учеников
наблюдается дефицит внимания и его медленная переключаемость. В целом обучающиеся воспитанники находятся на одинаковом уровне развития
памяти, мышления и темпа деятельности, что затрудняет восприятие и усвоение учебного материала. Необходима постоянная коррекционно
развивающая работа.
В работе с обучающимися будет применяться индивидуальный подход при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным
особенностям детей, будут учитываться возможности работоспособности детей при выборе форм и методов освоения материала, которые должны
соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям. В изучении нового и закреплении изученного материала будет учитываться дефицит и
медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного),
плохая память.
1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта
обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
3 Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям,
независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё
Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
– проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста,
национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
– стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий разного типа (познавательные, коммуникативные,
рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
∙ владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей
собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения,
оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);
∙ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией,
представленной в разном виде и разнообразной форме;
∙ овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
∙ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
∙ умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
∙ осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
∙ использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными
средствами;
∙ расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образ.
1.5. Используемые педагогические технологии.
Для реализации программы используются следующие технологии:
Классно – урочная технология обучения – обеспечивает системное усвоение учебного материала и накопление знаний умений и навыков.
Игровая технология – способствует освоению новых знаний на основе применения знаний умений и навыков на практике, в сотрудничестве. На
уроках используются ролевые, компьютерные, дидактические игры.
Здоровьесберегающая технология обеспечивает возможность сохранения здоровья, формирует необходимые знания умения и навыки по
здоровому образу жизни.
Личностноориентированная технология нацелена на раскрытие и развитие личностных качеств ребёнка.
Технология ИКТ обеспечивает использование Интернетресурсов, электронных дисков, создание и защиту презентаций.
Тестовая технология – используются как форма контроля знаний на разных этапах получения знаний.
4 1.6. Используемый учебнометодический комплект.
Основы духовнонравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2017.
Интернет ресурсы.
1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : schoolcollection.edu.ru
2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа : www.openclass.ru
3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа : www.itn.ru
4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа : www.rusedu.ru
5. Завуч.инфо. – Режим доступа : www.zavuch.info
6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа : www.pedsovet.su
7. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
8. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником?
[Электронный ресурс] http://www.fsuexpert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства обучения.
Мультимедийный проектор.
Мультимедийная доска.
Персональный компьютер (ноутбук).
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок.
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. В мире культуры.
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных
национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта,
способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных
народов (Улып, Сияжар, Боотур, Уралбатыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин,
Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби ШнеурЗалман и др.). Вклад народов нашей
страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах).
5 «Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники,
колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники
на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные
семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов
семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура.
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси.
Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная
музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VIIXII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и
науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративноприкладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть
– часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея. Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего
убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство
танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию.
Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты
России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности –
составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях.
Раздел 1. В мире культуры (3ч).
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (16ч).
Раздел 3. Религия и культура (8ч).
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3 ч).
6
3. Учебно тематический план. Раздел 5. Твой духовный мир.(4 ч.)
4. Календарнотематическое планирование учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Дата
№ урока
Факти
чески
С начала
года
По теме
Количеств
о часов
Тема занятия
Планируемые результаты
УУД
Виды и формы
контроля
По
учебному
плану
07.09
14.09
21.09
28.09
05.10
12.10
19.10
1
2
3
4
5
6
7
1
2
3
1
2
3
4
1
1
1
1
1
1
1
Раздел 1. В мире культуры (3ч.)
Величие многонациональной
российской культуры.
Человектворец и носитель культуры.
Деятели науки и культуры –
представители разных национальностей.
Предметные:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие,
как основы культурных традиций многонационального
народа России.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности, а также находить средства ее
осуществления.
Личностные:
воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех
народов.
Стартовый контроль.
Диагностика.
Самооценка.
Фронтальный опрос.
Работа с текстом.
Контроль по
результату.
Подготовка кратких
сообщений по теме.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа (16 ч).
«Береги землю родимую, как мать
любимую».
Герои национального эпоса разных
народов.
Жизнь ратными подвигами полна.
Дмитрий Донской, Кузьма Минин.
Жизнь ратными подвигами полна. Иван
Сусанин, Надежда Дурова, Сергий
7
Предметные:
знакомство с основами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в обществе.
Метапредметные:
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств
информационнокоммуникационных технологий для
решения различных коммуникативных и познавательных
задач;
Личностные:
развитие самостоятельности и личной ответственности за
Самоконтроль.
Рефлексивный
контроль.
Контроль по
результату.
Индивидуальные
задания.
Рефлексивный
контроль.
Самооценка.
Работа в паре,
группах. Составить 26.10
09.11
16.11
17.11
23.11
30.11
07.12
14.12
21.12
28.12
18.01
25.01
01.02
08.02
15.02
22.02
01.03
15.03
89
10
11
1213
14
15
16
56
7
8
910
11
12
13
1718
1415
19
20
21
22
23
24
25
16
1
2
3
4
5
6
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
Радонежский.
Вклад народов нашей страны в победу
над фашизмом.
В труде красота человека.
«Плод добрых трудов славен».
Люди труда.
Бережное отношение к природе.
Заповедники на карте России.
Семьяхранитель духовных ценностей.
Семейные ценности в православии,
буддизме, исламе, иудаизме.
Отражение ценностей семьи в фольклоре
разных народов.
свои поступки на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального
поведения.
Предметные:
формирование первоначальных представлений о светской
этике, религиозной культуре и их роли в истории и
современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в
человеческой жизни.
Метапредметные:
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на
основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств
информационнокоммуникационных технологий для
решения различных коммуникативных и познавательных
задач;
умение осуществлять информационный поиск для
выполнения учебных заданий;
Личностные:
воспитание доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных
состояний.
Раздел 3. Религия и культура (8ч).
Роль религии в развитии культуры.
Культурное наследие христианской
Руси.
Принятие христианства на Руси, влияние
Византии.
Христианская вера и образование в
Древней Руси.
Православный храм.
Культура ислама.
8
Предметные:
знакомство с основами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в обществе.
Метапредметные:
овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров, осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинноследственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
сообщение.
Пооперационный
контроль. Самооценка.
Текущий контроль
(устный опрос).
Рефлексивный
контроль.
Промежуточный
контроль. Самооценка.
Тематический
контроль.
Работа в группах.
Творческое задание.
Работа с картой.
Беседа. Конкурс
рисунков.
Самооценка.
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос.
Работа с текстовым
источником.
Работа в группах.
Творческое задание.
Контроль по
результату. Работа с
текстовым
источником.
Рефлексивный
контроль. Самооценка.
Самооценка.
Подготовка
информации, кратких
сообщений по теме.
Самоконтроль.
Кроссворд. Текущий
контроль.
Беседа. Конкурс
рисунков.
Тематический 22.03
05.04
12.04
19.04
26.04
17.05
24.05
28.05
31.05
26
27
7
8
2829
12
30
3
3132
12
3334
34
1
1
2
1
2
2
Иудаизм и культура.
Культурные традиции буддизма.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
контроль.
Фронтальный опрос.
Кроссворд. Работа в
группах.
Текущий контроль
(устный опрос).
Промежуточный
контроль.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности (3ч).
Забота государства о сохранении
духовных ценностей.
Хранить память предков
Предметные:
формирование первоначальных представлений о светской
этике, религиозной культуре и их роли в истории и
современности России. Метапредметные:
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
Личностные:
наличие мотивации к труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Пооперационный
контроль. Творческое
задание – создание
социальной рекламы.
Викторина.
Выполнение
творческого задания.
Конкурс стихов.
Раздел 5. Твой духовный мир (4ч).
Твой духовный мир
Культура поведения человека. Этикет в
разных жизненных ситуациях.
Предметные:
формирование первоначальных представлений о светской
этике.
Метапредметные:
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Личностные:
воспитание доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
Самооценка. Работа в
парах, группах.
Диалог.
Итоговый контроль.
Конкурс рисунков.
9 Лист корректировки рабочей программы (календарнотематического планирования (КТП) рабочей программы)
Предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Класс 5 А
Учитель
№
урока
Даты по
осн. КТП
Даты
проведения
Тема
2018/1019 учебный год
Количество часов
по плану
дано
Причины корректировки
Способ
корректировки
10 «____» _________________________201___
Учитель __________________ ( )
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школыинтерната №67 _____________________ Чернелевская М.А.
«____» ________________________201___
Лист корректировки рабочей программы (календарнотематического планирования (КТП) рабочей программы)
Предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Класс 5 А
Учитель
№
урока
Даты по
осн. КТП
Даты
проведения
Тема
2018/2019 учебный год
Количество часов
дано
по плану
Причины корректировки
Способ
корректировки
11 «____» _________________________201___
Учитель __________________ ( )
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора ГБОУ школыинтерната №67 _____________________ Чернелевская М.А.
«____» ________________________201___
12
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Рабочая программа «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.