Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
история
Взрослым
29.10.2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» разработана и предназначена для изучения освоения навыков исследовательской деятельности в профессиональных организациях.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке квалифицированных рабочих (служащих).
основы исследовательской деятельности.docx
Рабочая программа
«Основы исследовательской деятельности» Чебоксары 2017
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Авторсоставитель: Ботникова Алина Геннадьевна СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
6
12
14 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы исследовательской деятельности
1.1 Область применения программы
Рабочая
программа учебной дисциплины «Основы исследовательской
деятельности» предназначена для изучения освоения навыков исследовательской
деятельности в профессиональных организациях, реализующих дополнительную
программу среднего общего образования на базе среднего профессионального
образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения
квалификации и переподготовки)
и профессиональной подготовке
квалифицированных рабочих (служащих). Опыт работы не требуется.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: общеобразовательный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен
уметь:
формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи
исследования;
проводить обзор литературы по проблеме исследования и выделять малоизученные
вопросы с целью их последующего детального изучения;
искать и находить источники для формирования теоретической базы
исследовательской работы; выделять новизну, практическую и теоретическую значимость научного
исследования;
выполнять научноисследовательскую работу и представлять результаты
исследовательской деятельности в форме реферата, доклада, выступления на
научной конференции и семинаре;
вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и
обоснованно доказывать правильность полученных выводов.
знать:
методологию научного исследования;
методы научного познания;
инструменты и методики научного поиска;
правила оформления результатов исследования;
формы исследовательской работы;
методику устного выступления.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины 64 часа 2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Итоговая аттестация в форме зачета
Количеств
о часов
64 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности»
Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1.
Понятие о науке и ее
основных составляющих
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем
часов
Уровень
освоения
Осваиваемые
элементы
компетенций
2
1 курс
1 семестр
Содержание учебного материала
1
Наука как сфера человеческой деятельности.
Понятие «наука». История возникновения науки.
Наука и ее классификация. Роль науки в современном обществе.
Цели и задачи исследовательской деятельности студентов
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Составление опорного конспекта «Основные научные направления».
Методологические основы познания
Сущность познания и его характеристика. Гносеология как наука о познании. Основные виды
познания
Формы научного знания
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Заполнение таблицы «Уровни научного познания».
Научное исследование и его сущность
Понятие о логике процесса исследования. Структура и содержание этапов исследовательского
процесса
Выбор темы научного исследования. Тема, проблема, актуальность исследования.
Цели и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Составление плана проведения собственного исследования.
Выбор темы, объекта и предмета исследования, обоснование актуальности темы
определение целей и задач исследования.
Методы научного исследования
Понятия «метод», «методология», «методика». История развития методов исследования. Методы
научного познания. Принципы отбора методов исследования. Опросные методы исследования.
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Заполнение таблицы «Классификация методов исследования».
Общенаучные методы исследования
Определение понятия «мыслительная операция». Анализ. Синтез. Классификация.
2
3
4
5
5
ОК 03,05
3
16
2
4
4
4
2
4
3
3
3
3
3 Всего за 1 семестр:
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Составление опорного конспекта.
1 курс
2 семестр
Раздел 2.
Содержание учебного материала
6
Методы научного
исследования.
Виды работ по
исследовательской работе
Общенаучные методы исследования
Индукция. Дедукция. Сравнение. Обобщение. Абстрагирование
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Составление опорного конспекта.
Методы наблюдения
Наблюдение как метод научного исследования. Виды наблюдения. Достоинства и недостатки
метода наблюдения
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Составление алгоритма проведения наблюдения.
Метод эксперимента
Эксперимент как метод научного исследования. Виды эксперимента. Практическое значение
эксперимента
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Составление алгоритма проведения эксперимента
Выбор и обоснование методов исследования в соответствии с целью и задачами исследования
Поиск, накопление и обработка научной информации
Основные источники научной информации. Документ. Виды научных документов.
Поиск и сбор научной информации.Методы поиска информации.
Способы получения и переработки информации. Изучение научной литературы
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Заполнение таблицы «Виды переработки текста».
Составление списка литературы по теме исследования
Форма исследовательской работы
Научная статья. Тезисы. Доклад.
Стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций).
Реферат.
Компьютерная презентация
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Составление понятийного словаря
Составление тезисов по теме исследования
Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования
Научная новизна как критерий научного исследования, определяющий степень преобразования,
дополнения, конкретизации научных данных.
7
8
9
10
11
ОК 0105,
0910
16
48
4
4
4
4
4
4
3
3
3
3 3
Теоретическая значимость исследования: обоснование концепций и классификаций, разработка
принципов и моделей, дающих возможность идеализировать описания и объяснения эмпирических
ситуаций.
Прикладной характер практической значимости исследования.
Апробация исследования
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Определение научной новизны собственного исследования
Аргументация собственных суждений о теоретической значимости исследования.
Результаты и выводы исследования.
Анализ результатов исследования.
Интерпретация результатов исследования.
Отчет по итогам исследования. Структура отчета.
Выводы исследования. Рекомендации. Приложение
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Составление алгоритма оформления отчета по итогам исследования
Научная работа
Особенности научной работы и этика научного труда
Исследовательская работа (цель, задачи и требования к исследовательской работе).
Реферат, структура реферата. Виды рефератов. Критерии оценки реферата.
Доклад, структура доклада.
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Составление тезисов к докладу
Написание научной работы
Композиция научной работы
Рубрикация текста научной работы
Язык и стиль текста научноисследовательской работы
Справочнобиблиографическое оформление научного документа.
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Написание аннотации к исследовательской работе
Оформление исследовательской работы
Требования к оформлению исследовательской работы. Правила оформления цитат, ссылок, схем,
иллюстраций, таблиц
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Оформление цитат, ссылок в соответствии с ГОСТом.
Презентация к исследовательской работе
Понятие «презентация». Структура презентации. Требования к составлению презентации
Самостоятельная работа студентов по поиску и применению учебной информации:
Составление структуры презентации к своей исследовательской работы
12
13
14
15
16
4
4
4
4
4 17
Методика устного выступления
Понятие «публичная речь». Средства и композиция публичной речи.
Структура публичного выступления. Приемы ораторского искусства.
Виды публичной речи. Этапы подготовки устного публичного выступления
Практическая работа по поиску и применению учебной информации:
Составление структуры публичного выступления.
Составление структуры презентации к своей исследовательской работы
Дифференцированный зачет
Всего за 2 семестр
Всего за 1 курс:
занятия во взаимодействии с преподавателем, часов:
3
2
2
48
64
64 3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материальнотехническому
3.1.
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Наименование
Учебный кабинет
иностранного
языка № 38
1. рабочее место преподавателя
2. компьютер – 1 шт., проектор 1 шт.
3. рабочее место обучающегося: парты 15 шт.,
Оснащение кабинета
стулья – 30 штук
4. меловая доска
Информационно
библиотечный
центр
1. проектор – 1 шт.,
2. 5 компьютеров с выходом в Интернет
3.2. Информационное обеспечение обучения
I. УМК преподавателя
1. Нормативный блок
1.1. Конституция РФ
1.1. ФЗ «Об образовании в РФ»
1.2 Рабочие учебные планы по дисциплине
1.3 Рабочая программа учебной дисциплины
1.4 Инструкции по охране труда
2. Теоретический блок
2.1. Авторские учебные пособия
2.2. Электронные учебники (приобретенные)
2.3. Электронные учебные пособия
2.4. Планы теоретических занятий.
2.6. Презентации к урокам
3. Информационный блок
3.1 Учебные справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и др.
3.2 Список литературы (основная, дополнительная, нормативноправовые акты, Интернет
источники).
3.2.1 Основная литература
Бережнова Е.В, Краевский В.В. Основы учебноисследовательской деятельности студентов: учеб.
для студ. сред. учеб. заведений. М.: Академия, 2007.
Герцог Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие.
Челябинск: ЧИРПО, 2003. 136 с.
Исследовательская деятельность студентов. Учебное пособие / Под ред. Сальниковой Т.П. М.:
Сфера, 2005.
11 3.2.2 Дополнительная литература
Самостоятельные исследования обучающихся: метод. рекомендации / сост: С.Н.Юревич,
Л.А. Летучева. – Магнитогорск: МаГУ, 2013. – 40.с.
Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся – основа развивающего обучения
//Математика в школе. 1994. №6. С. 1721.
Исследовательская деятельность студентов. Учебное пособие / Под ред. Сальниковой Т.П. М.:
Сфера, 2005.
Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. М.:
Академия, 2001. 216 с.
Кожекина Т.В. Технология выполнения и оформления учебноисследовательской работы: Учебно
методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2009. 168 с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное
образование, 2001. 272 с.
Сысоева М.Е. Организация научноисследовательской работы студентов. М.: ДАЕ, 2000. 120 с.
Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. СПб.: Михаил Сизов, 2002. 320 с.
Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288с.
4. Практический блок
4.1 Планы теоретических занятий с указаниями по выполнению практических заданий.
5. Методический блок
5.1 Методические рекомендации «Научнометодическое обеспечение образовательного процесса.
Учебное занятие: целеполагание, формы, методы, средства обучения и контроля»
5.2 Методические рекомендации «Контрольноизмерительные материалы как необходимое условие
реализации основных профессиональных образовательных программ»
5.3 Методические рекомендации «Организация и методика проведения практических и
лабораторных работ»
5.4 Рекомендации по подготовке к защите доклада
5.5 Указания по выполнению практических заданий по дисциплине.
6. Блок контроля
6.1 Перечень контрольнооценочных заданий по дисциплине.
6.2 Перечень практических заданий.
6.3 Перечень заданий внеаудиторной самостоятельной работы.
12 4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
освоенные умения:
методологию научного исследования;
методы научного познания;
инструменты и методики научного поиска;
правила оформления результатов исследования;
формы исследовательской работы;
методику устного выступления;
усвоенные знания:
формулировать
проблему,
актуальность,
методологию, цели и задачи исследования;
проводить обзор литературы по проблеме
исследования и выделять малоизученные
вопросы с целью их последующего детального
изучения;
искать и находить источники для формирования
теоретической базы исследовательской работы;
Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения
Оценка выполнения
практического задания
Оценка выполнения
практического задания
Оценка выполнения
практического задания
Оценка выполнения
практического задания
Оценка выполнения
практического задания
Оценка выполнения
практического задания
Устный и письменный опросы
Защита исследовательской
работы
Устный и письменный опросы
Защита исследовательской
работы
новизну,
практическую
значимость
Устный и письменный опросы
Защита исследовательской
работы
Устный и письменный опросы
Защита исследовательской
работы
Устный и письменный опросы
Защита исследовательской
работы
выделять
теоретическую
исследования;
выполнять научноисследовательскую работу и
представлять результаты исследовательской
деятельности в форме реферата, доклада,
выступления на научной конференции и
семинаре;
вести дискуссию по научным проблемам, Устный и письменный опросы
и
научного
13 объективно реагировать на критику и
обоснованно
правильность
полученных выводов.
доказывать
Защита исследовательской
работы
14
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.