Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
религиоведение
1 кл—4 кл
06.10.2019
Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 1-4 классов по духовно-нравственному направлению. На протяжении десятилетий русский народ был насильственно оторван от тысячелетней православной культуры. К концу 20-го века запас прочности, сохраняющийся у народа, иссяк. Цель предмета — ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Предмет представлен Министерством образования и науки как светский; преподавание ведется светскими педагогами.
РП ОПК 1-4 класс 2018 год.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета  от 31.08.2018 года протокол № 1 Председатель ______Р.Г.Чередниченко                 . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основы православной культуры (духовно­нравственное направление) Срок реализации программы – 4 года Программа внеурочной деятельности детей 6,5 –10  лет Составитель: Быба Лариса Николаевна учитель искусства, технологии, ОПК cт. Отрадная 2018­2019 уч. год 1.Пояснительная записка Преподавание регионального предмета «Основы православной культуры» в  2018–2019 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и  распорядительными документами:  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года              № 273­ФЗ (с изменениями и дополнениями).  2. Закон Краснодарского края от 16.07.2013 года № 2770­КЗ "Об образовании  в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями).   3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об  утверждении федерального компонента государственных образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего  образования», с изменениями и дополнениями.  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06. 2017 года  № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего  образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской  Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года   № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и  дополнениями). 6. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав  потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного  врача РФ от 29.12. 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10  «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в  общеобразовательных учреждениях», с изменениями.  Проблема духовно­нравственного воспитания в условиях современного  общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание  таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в  обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди  подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно­  нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный  национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий,  компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,  осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в  духовных и культурных традициях многонационального народа Российской  Федерации. Работа по духовно­нравственному воспитанию должна начинаться в младшем  школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами  поведения и формирования моральных привычек и находить свое продолжение в  среднем школьном звене , в подростковом возрасте. В детском коллективе ребенок  имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных  требований во внутренние.  Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач  образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,  накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его  поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными  взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек  составляет сущность нравственного воспитания.  Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.  Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно­нравственного  воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания  школьника 1­4 класса.  Программа «Основы православной культуры » составлена на основе  программы Бородиной  А.В. «Православная культура», и может быть реализована  учителем в основной общей  школе в  сотрудничестве с родителями. Возможно  привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования,  священнослужителей. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в  неделю.  Цель   учебного   курса   «Основы   православной   культуры»  ­   совер­ шенствование   школьного   образования   средствами   включения   в   содержание образования   систематических   знаний   о   христианской   религиозной   культуре   и   её духовно­нравственного воспитывающего ресурса. Задачи курса: • организация   систематического   и   системного   изучения   основ православной культуры; духовно­нравственное развитие младших школьников; ознакомление с особенностями церковного искусства; приобщение художественно­эстетическим     к   отечественным традициям; • • ознакомление с православными святынями мира; формирование   представлений   о   единстве   православной   культуры народов мира; • • • • • • • • • • • создания условия для реализации прав школьников на убеждения; формирование целостного восприятия мира; воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; формирование культуры общения; предупреждение возможных тупиков личностного развития; воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; выработка   этических   принципов,   определяющих   качество   меж­ личностных отношений на основе традиций культуры Отечества; предупреждение   религиозной   эксплуатации   и   конфликтов   на национальной и религиозной почве; • воспитание патриотизма; формирование   представлений   о   культурном   и   историческом   единстве России   и   российского   народа   и   важности   сохранения   культурно­национального единства; • формирование   мотиваций   к   осознанному   нравственному   поведению, основанному   на   знании   и   уважении   отечественных   культурных   и   религиозных традиций,   а   также   на   признании   прав   каждого   человека   на   религиозные   и   иные убеждения; обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историко­культурологического значения; оказание   помощи   младшим   школьникам   в   успешной   социализации   в отечественной культуре; • • • • • • • укрепление православных основ семьи; пробуждение   интереса   и   формирование   мотивации   к   изучению отечественной культуры и истории; имчивости; • воспитание   эстетических   чувств,   развитие   эстетической   воспри­ творческое (интеллектуальное и художественно­эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории; формирование   потребности   школьника   в   творческом   участии   в   жизни России, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и  34 урока по каждому разделу, по 1 часу в неделю во 2­4 классах.  Это   обусловлено   тем,   что     Программа   построена   с   учётом   возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью приме­ нения   в   государственных   и   муниципальных   (светских)   школах   обычного   типа   и учреждений повышенного уровня образования. Значение   курса   в   системе   духовно­нравственного   воспитания,   основные идеалы и ценности, составляющие воспитательную основу курса Значение   курса   в   системе   духовно­нравственного   воспитания   обусловлено особенностями данного курса как курса светского, историко­культурологического, но   религиозного   содержания.   Такие   особенности   определяется   Российским законодательством, которое запрещает установление одной государственной религии или   идеологии,   вместе   с   тем   гарантирует   свободу   вероисповедания,   права   на национальную культуру, родной язык, воспитание детей в соответствии со своими убеждениями.   Поэтому   изучение   религии   в   государственном   и   муниципальном образовании допускается в светской форме. Сочетание, таким образом, принципа светскости образования с неограниченной полнотой и глубиной содержания стало главным требованием, предъявляемым к использованию религиозного содержания. Современная педагогическая практика и заказ социума убедительно доказали достоинства   именно   историко­культурологического   подхода   в   решении   данной проблемы, то есть изучения основ религии через культуру, историю формирования отечественной   культуры   и   историю   христианства.   Такой   подход   гарантирует личностную   свободу   религиозных   и   иных   убеждений   и   вместе   с   тем   позволяет использовать весь воспитывающий потенциал христианской культуры, отечественной и   всемирной   истории.   Любовь   к   ближнему,   к   Отечеству,   забота   и   жертвенное служение, уважение к власти, к культурным, в том числе религиозным, семейным, традициям   своего   и   других   народов   становятся   доступными   главными традиционными ориентирами для подрастающего поколения. Программа   курса   «Основы   православной   культуры»   позволяет   приобщать школьников   к   базовым   национальным   ценностям,   определённым   Концепцией духовно­нравственного развития и воспитания личности гражданина России: • Патриотизм ­ любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству; • • • Социальная солидарность ­ свобода личная и национальная, доверие к людям,   институтам   государства   и   гражданского   общества,   справедливость, милосердие, честь, достоинство; Гражданственность   ­   служение   Отечеству,   правовое   государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; • Семья ­ любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; Труд   и   творчество   ­   уважение   к   труду,   творчество   и   созидание, целеустремлённость и настойчивость; • Наука ­ ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; • Традиционные российские религии ­ представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, формируемые на основе межконфессионального диалога; • Искусство и литература ­ красота, гармония, духовный мир человека, • Природа ­ родная земля, планета Земля, экологическое сознание; • нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; Человечество   ­   мир   во   всём   мире,   многообразие   культур   и   народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. 2. Результаты освоения учебного курса В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего   образования,   Концепцией   духовно­нравственного   развития   и   воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на получение следующих результатов. Личностные результаты.  Курс   способствует   становлению   следующих   личностных   характеристик ученика: ­ осознающий свою российскую гражданскую идентичность; ­ сознающий свою национальную принадлежность; ­ патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину; ­ уважающий и принимающий ценности семьи и общества; ­ умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык; ­ обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством,   осознание   базовых   ценностей   общества:   священного   дара   жизни, человеческой личности, семьи, Родины; ­ обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи; ­ обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность; ­ имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии; ­ понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека; ­ умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека; ­   доброжелательный,   умеющий   высказывать   своё   мнение,   обосновывать   свою позицию; ­ умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения; ­ владеющий навыками социально­культурной адаптации и культурой потребления информации; ­ отзывчивый,  умеющий сочувствовать  и проявлять  заботу о  близких, товарищах, чужих людях; ­ имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуациях; ­ имеющий представления о традиционных нравственных установках; ­   имеющий   нравственные   установки   на   безопасный,   здоровый   образ   жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому; ­ уважительно относящийся к святыням; ­ владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию; ­ способный к организации собственной деятельности; ­ готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и  обществом; ­ способный к творческому труду; ­ бережному отношению к материальным и духовным ценностям.  Метапредметные результаты.  Курс   способствует   формированию   метапредметных   умений   и   навыков, характеризующих ученика следующим образом: ­   владеющий   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной деятельности, поиска средств её осуществления; ­ освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера; ­   умеющий   планировать,   контролировать   и   оценивать   учебные   действия   в соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   её   реализации;   определять наиболее эффективные способы достижения результата; ­   способный   понимать   причины   успеха   или   неуспеха   учебной   деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха; ­ освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; ­   умеющий   извлекать   духовный   и   нравственный   смысл   из   общих   знаний   и универсальных учебных действий; ­ умеющий использовать знаково­символические средства информации; ­   активно   использующий   речевые   средства   и   средства   информационных   и коммуникативных   технологий   для   решения   коммуникативных   и   познавательных задач; ­ использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации   информации   в   соответствии   с   задачами   учебного   предмета   и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио­, видео­ и графическим сопровождением); ­   овладевший   навыками   смыслового   чтения   текстов   и   жанров   через   бережное отношение к слову; ­   овладевший   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза,   обобщения, выводов, установления причинно­следственных связей, построения рассуждения; ­ готовность слушать собеседника, вести диалог; ­ умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; ­   умеющий   определять   общие   цели,   договариваться   о   распределении   функций   и ролей   в   совместной   деятельности,   осуществлять   взаимный   контроль  совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих. Предметные результаты.  Курс   призван   к   достижению   предметных   результатов,   характеризующих ученика: ­ имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; ­ владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; ­   понимающий   значение   нравственности,   веры   и   религии   в   жизни   человека   и общества; ­ знающий историю формирования отечественной культуры; ­   имеющий   понятие   о   церковнославянском   языке   как   о   культурном   до­стоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви; ­ владеющий духовной и историко­культурологической лексикой; ­   овладевший   основными   религиозными   понятиями;   базовыми   понятиями православного вероучения; ­   имеющий   знания   о   православии   как   традиционной,   культурообразующей   и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании   отечественной   культуры,   объединении   многочисленных   народов России; ­   имеющий   представления   об   основах   православного   вероучения   и   основах христианской нравственности; ­ имеющий представление о Священном Писании и Священном Предании, знающий содержание   основных   событий   Священного   Писания,   раскрывающих   важнейшие этапы спасения человечества; ­ имеющий представление о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси; ­   знающий   основные   православные   праздники,   их   происхождение   и   особенности празднования;  ­ имеющий представления о таинствах Церкви; ­ знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи,  архитектуре,  скульптуре,  музыке   и  декоративно­прикладном   искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.); ­   имеющий   установку   поступать   согласно   своей   совести,   убеждениям   и   в соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами; ­ осознающий ценность человеческой жизни; ­   нравственная   личность,   воспитанная   на   свободе   совести   и   вероисповедания,   на отечественных духовных традициях. 3. Содержание программы: 1 КЛАСС РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» ­ 33 часов Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» ­Зч. Нерукотворная   красота   природы.   Традиционное   представление   о нерукотворности   природы.   Творец.   Творение.   Необходимость   проявления   заботы человека о природном мире. Рукотворная   красота   культуры.   Рукотворность   как   особенность   культуры. Человек   —   созидатель   культуры.   Святость.   Творчество.   Преподобный   Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. Формы   внеурочной   деятельности:   посещение   храма,  экскурсия   в   музей, конкурсы поделок из природного материала Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» ­5 ч. Музеи   как   хранилища   предметов   культуры.   Знакомство   с   сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие». Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России. Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России. Формы внеурочной деятельности: заочные путешествия  в  Оружейную палату, Государственную   Третьяковскую   галерею,   Государственный   Русский   музей, Государственный   Эрмитаж,   просмотр   и   обсуждение   видеоматериала,   экскурсия   в городской музей, библиотеку, встреча со священнослужителем, посещение храма. Тема 3­ «ВСЕГДА ЖИВОЕ» ­8 ч. Евангелие.   Представление   о   Евангелии   как   главной   и   древнейшей   духовной книге   в   России,   о   роли   Евангелия   в   отечественной   культуре.   Напрестольное Евангелие. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно­эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной   и   культурно­исторической   ценности   православных   храмов   для культуры России и мировой культуры. Особенности   внешнего   устроения   храма.   Крест.   Главка,   купол,   барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление   о   православном   богослужении.   Понятие   о   богослужении   как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Формы   внеурочной   деятельности:   беседа   со священнослужителем, просмотр и обсуждение видео материалов, конкурс рисунков «Нестор –летописец­отец истории русской», фотовыставка, акция «Библиотеке наша помощь», изготовление пальмовой ветви. Тема 4. «НАША РОДИНА» ­ 10 ч. Россия   —   наша   Родина.   Россия   —   общая   Родина   всех   её   граждан.  Красота     посещение   храма, просторов России, её историческое и культурное единство. Города   России.   Древнейшие   города   России:   Новгород,   Владимир,   Суздаль, Ростов,   Псков,   Ярославль,   Курск   и   др.   Понятие   о   кремлях   как   древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. Москва   —   столица   России.   Понятие   о   столице   как   главном   городе   страны. Объединительная   роль   Москвы   в   духовной,   политической   и   культурной   жизни страны. Московский  Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. Поэты и художники России — о Москве. Представление   о   взаимосвязи   культуры   и   истории   России,   о   духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ   и   культура.   Культура   как   совместное   творчество   народа.   Понятие   о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народ   как   общество   людей,  объединённых   общими   целями,  идеями,  языком, культурой. Представление   о   жизни   православных   людей   как   их   постоянной   борьбе   с собственными грехами (недостатками). Традиционное   представление   о   служении   Родине   как   священном   долге православных   граждан.   Национальные   герои   России—Козьма   Минин   и   князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Понятия   «Отечество»,   «Отчизна»,   «отечественная   культура».   Традиции   как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению. Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские»,   «русская   культура»,   «русский   язык»,   «русский   народ»,   «Русское государство», «Русская земля». Представление   о   православии.   Влияние   православной   веры   на   культуру   и общество. Христос Спаситель. Формы   внеурочной   деятельности:   экскурсии   в     библиотеку,   заочные путешествия, встречи с интересными людьми: поэтами, музыкантами,художниками, экскурсия  в  краеведческий  музей,  участие   в  социальном   проекте  (акция  добра   и милосердия), конкурс рисунков, посещение храма, беседа со священнослужителем. Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» — Зч. Богочеловек.   Сын   Бога.   Богородица.   Иконы   «Спас   в   силах»,   «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. Формы   внеурочной   деятельности:   посещение   храма,   беседа   со священнослужителем, конкурс рисунков. Тема 6. «СЕМЬЯ » — 3 ч. Представление   о   семейных   православных   традициях   в   русской   культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери. Заключительный   урок   —1ч.   Обобщение   знаний   о   Спасителе   и   православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).  Образы Святой Руси в русской художественной культуре. Формы внеурочной деятельности: фотовыставка, посещение храма, беседа со священнослужителем, конкурс рисунков, интеллектуально­познавательные игры Заключительный урок ­1ч РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» ­ 34 часа Вводный урок — 1ч.  История религиозной культуры. Культура. Культурные 2 КЛАСС традиции. Религия. Религиозная культура. Православие. Формы внеурочной деятельности: просмотр презентаций. Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 4ч. Самая древняя книга о духовном мире — Библия. Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира.   Жизнь.   Сложность,   гармония   и   порядок   в   устроении   мира.   Связь   между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы. Умеем   ли   мы   видеть   мир?   Что   мешает   объективно   воспринимать   мир   и происходящее  в  нём?  Зависимость   нашего   восприятия   от  внутреннего   состояния, отношения   к   окружающему   миру,   окружающим   нас   людям.   Зависимость   счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей. Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого   на   примере:   впечатление   —  настроение  —   здоровье   —  отношение   к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области. Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью. Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех».  Нарушение  общей  гармонии  мира.  Разумная  человеческая душа   превосходит   природный   мир   и   ответственна   за   него.   Духовный   смысл человеческой жизни. Формы   внеурочной   деятельности:   беседа   со священнослужителем,   просмотр   и   обсуждение   видеоматериалов,   обсуждение ситуаций, обыгрывание проблемных ситуаций,конкурс рисунков.     посещение   храма, Тема 2­ «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 28 ч. С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира.   Евангелие   —   книга   о   Спасителе   и   о   спасении.   Рождество   Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения. Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных   народов.   Отражение   евангельских   событий   в   иконописи,   поэзии, светской живописи, духовной музыке. Бегство   Марии   и   Иосифа   с   Младенцем   Иисусом   в   Египет.   Возвращение   в Назарет. Сретение Господне. Иоанн   Предтеча   и   Креститель   Господа   Иисуса   Христа.   Рождение   Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса Христа. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. Христос   в   пустыне.   Пост.   Искушение   Иисуса   Христа   дьяволом.   Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства. Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного. Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. Чудесное приумножение хлебов и рыб. Предсказания   Иисуса   Христа   о   своих   страданиях,   смерти   и   воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря.  Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря. Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу. Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа. Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица. Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день. Православные   праздники.   Двунадесятые   праздники:   переходящие   и непереходящие   праздники.   Праздничные   иконы.   Евангельские   события   в поэтическом и изобразительном искусстве. Формы   внеурочной   деятельности:   беседа   со священнослужителем,   просмотр   и   обсуждение   видеоматериалов,   обсуждение ситуаций,   обыгрывание   проблемных   ситуаций,   конкурс   рисунков,   посещение библиотеки,   участие   в   праздниках,   заочные   путешествия,   встречи   с   интересными людьми:   поэтами,   музыкантами   художниками,   экскурсия   в   краеведческий   музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), выставки декоративно­ прикладного искусства..     посещение   храма, 3 КЛАСС РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» ­ 34 часа Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» ­2 ч. Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого   —   «Благая   весть».   Раскрытие   смысла   этого   названия.   Евангелие   как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении. Как распространялось Евангелие. Формы   внеурочной   деятельности:   священнослужителем, посещение библиотеки.   посещение   храма,   беседа   со Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7ч. Библия   —   Священное   Писание,   записанное   Откровение.   Храм   как   образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель. Язык иконы. Особенности изображения святости.  Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии. Изображение   преподобных,   столпников,   блаженных,   юродивых,   целителей, бессребреников. Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Образ   и   первообраз.   История   иконы   Покрова   Пресвятой   Богородицы   и «Нечаянная радость». История иконоборчества и иконопочитания. Формы   внеурочной   деятельности:   беседа   со священнослужителем,   просмотр   и   обсуждение   видеоматериалов,   обсуждение ситуаций,   обыгрывание   проблемных   ситуаций,   конкурс   рисунков,   посещение библиотеки,   участие   в   праздниках,   заочные   путешествия,   встречи   с   интересными людьми:   поэтами,   музыкантами   художниками,   экскурсия   в   краеведческий   музей,   посещение   храма, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), выставки декоративно­ прикладного искусства. Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ » ­7 ч. Иконы — о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения   Господня,   Преображения   Господня,   Входа   Господня   в   Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы Крестовоздвижения. Формы   внеурочной   деятельности:   беседа   со священнослужителем, просмотр видеоматериалов, презентаций, конкурс рисунков, литературно­музыкальные композиции, акции милосердия, участие в праздниках.    посещение   храма,   Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» ­ 18 ч. Повествование о сотворении мира. Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира. Первые люди. Представление о рае. Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя. Каин и Авель. Первое человекоубийство. Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство. Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица». Гибель Содома и Гоморры. Солёное море — Мёртвое море. Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея. Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта.  Синайское законодательство. Золотой телец. Земля обетованная. Пророк Илия. Ветхозаветные пророки о Мессии. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке. Формы   внеурочной   деятельности:     посещение   храма,   беседа   со священнослужителем, просмотр видеоматериалов, презентаций, конкурс рисунков, литературно­музыкальные   композиции,   акции   милосердия,   участие   в   праздниках, посещение   библиотеки,   встреча   с     интересными   людьми:   поэтами,   музыкантами художниками,   экскурсия   в   краеведческий   музей,   участие   в   социальном   проекте (акция   добра   и   милосердия),   выставки   декоративно­прикладного   искусства, сюжетно­ролевые   игры   историко­патриотического   и   гражданского   содержания, сообщения.заочные путешествия. Формы   внеурочной   деятельности:     посещение   храма,   беседа   со священнослужителем, выставка детского творчества. РАЗДЕЛ   3.   «ПРАВОСЛАВИЕ   —   КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ   РЕЛИГИЯ РОССИИ» — 34ч 4 КЛАСС Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 4 ч. Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д. Религия   —   неотъемлемая   часть   культуры.   Соотношение   верующих   и неверующих граждан в современном мире.  Язык   —   особый   человеческий   дар.   Функции   языка.   Отношение   к   языку   — проявление   культуры   и   уважения   к   народу.   Русский   язык.   Духовная   лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды. Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 8 ч. Посещение   русских   земель   святым   апостолом   Андреем   Первозванным. Евангелие   об   Андрее   Первозванном.   Апостольские   труды   первого   Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель. Почитание   на   Руси   Андрея   Первозванного.   Русские   храмы   и   монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест. Святые  равноапостольные  учители  словенские Кирилл  и Мефодий.  Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском   языке.   Прославление   святых   равноапостольных   учителей   словенских Кирилла и Мефодия. Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание   предков   и   природы   —   два   основных   культа   славян­язычников.   Идол, кумир.   Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.   Человеческие   жертвоприношения.   Жертвоприношения. Святая   равноапостольная   княгиня   Ольга.   Крещение   княгини   Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав. Святой   равноапостольный   князь   Владимир.   Изготовление   новых   идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане­мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с  принцессой Анной.  Крещение   Руси.   Время   крещения   и   официальная   дата   крещения   Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения.  День памяти святого князя Владимира. Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 5 ч. Церковь   —   собрание   верующих   во   Христа.   Небесная   и   земная   Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление  о Соборах как  органе церковного   управления   и   решения   важных   церковных   вопросов.   Символ   веры. Православная Церковь в России и других странах. Русская   Православная   Церковь.   Учреждение   Русской   митрополии.   Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход. Понятие   о   государственной   и   культурообразующей   религии   в   России. Представление   о   церковно­государственной   симфонии.   Закрепление   духовно­ исторических традиций в государственных символах России. Таинства  и  богослужение Православной  Церкви.  Семь таинств  Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек,   совершающий   богослужение.   Православная   традиция   священнического рукоположения   от   апостолов.   Общее   представление   о   единстве   «Священного Писания» и «Священного Предания».  Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч. Храм (церковь, собор, часовня)  — общий  дом  христиан,  посвященный   Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.  Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 4 ч. Таинства   Православной   Церкви:   таинство   Крещения,   Причащения, Миропомазания,   Покаяния   (Исповеди),   Елеосвящения   (Соборования),   Брака (Венчания), Священства.  Происхождение церковного богослужения.  Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный   круг.   Годовой   богослужебный   круг.   Литургия   —   главное богослужение Православной Церкви.  Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре. Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 4 ч. Виды и названия колоколов. Церковные   колокола.   Происхождение   колокола.   Клепало   и   било.   Приход колоколов в русскую культуру. Очепный   и   язычный   способы   извлечения   звона.   Ростовские   звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство. Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» — 2 ч. Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность. Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково­Печерский монастырь, Свято­Троицкая Сергиева Лавра, Спасо­Андроников монастырь, Свято­ Введенская   Оптина   пустынь,   Курская   Коренная   пустынь,   Свято­Троицкий Серафимо­Дивеевский   женский   монастырь,   Свято­Данилов   монастырь,   Донской монастырь, Свято­Пафнутьев Боровский монастырь. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи. Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» — 3 ч. Многоплановость   проявления   православных   традиций   в   жизни   народа.   Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь. Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец   семейной   святости   царственных   мучеников   Николая  I,   Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии. Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» — 2 ч. Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы.   Почитание   чудотворных   икон   Пресвятой   Богородицы:   «Курская Коренная»   икона   Божией   Матери,   икона   Покрова   Пресвятой   Богородицы, «Взыскание   погибших»,   «Скоропослушница»,   «Нечаянная   радость»,   «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери. Легенда о граде Китеже. Иконы­защитницы   Русской   земли:   Владимирская,   Казанская,   Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери. Образы Святой Руси в русской художественной культуре. 4. Тематическое планирование № Наименование разделов, Характеристика деятельности обучающихся блоков, тем I  год обучения. Мы и наша культура. 1 Красота в нашем мире 3 К/ ч  5 8 Работать   в   парах     обсуждать   и   оценивать отношение   людей   к   нерукотворному   миру. Различать   объекты   природы   и   предметы рукотворного   мира,   приводить   примеры объектов   природы   и   предметов   рукотворного мира. Формирование   знаний   о   духовных   истоках становления   и   развития   культуры,задавать вопросы, формулировать выводы. Знать содержание основных событий Евангелия отличать   текст   молитвы   от   стихотворений, иконы от картин, фотографий 3 10 Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры. Изучать   историю   христианства   правила поведения   при   посещении   храма,   знать внутреннее устройство храма  к проявлять   уважительное   отношение:   православным традициям семьи, к родителям, к старшим,   к   младшим   (проявление   заботы   о них). 3 2 3 4 5 6 Хранилища культуры Всегда живое Наша Родина Спаситель Семья 7 Заключительный урок Итого: 1 33 ЗНАТЬ особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Калужской области Вводный урок II год обучения   Мир вокруг и внутри нас. умения 1   1 2 Духовное в реальном  мире 3 Жизнь Иисуса Христа и  православные праздники 4 28   планировать, ­Формирование контролировать и оценивать учебные действия в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условием ее реализации Формирование   знаний   о   духовных   истоках становления   и   развития   культуры,задавать вопросы, формулировать выводы. понимать:   имен, обращений:   Пресвятая       Богородица,   Божия Матерь,   Спаситель,   Заступница   Усердная, смысл     смысл   православных праздников;   смысловое     значение     молитв, 4 Заключительный урок 1  осознание   ответственности   за   судьбу   страны, формирование   гордости   за   сопричастность   к деяниям предыдущих поколений;  Итого: 34 III год обучения О чем рассказывает Библия. 1 2 3 4 Что мы знаем о  Евангелии  Образ Вселенной в  православной культуре По праздничным иконам  вспоминаем Евангелие Библия рассказывает о  событиях до спасителя Итого: 2 7 7 18 34   содержание   основных   событий Знать:   Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета. Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии   православной   веры   на   культуру   и общество. узнавать:  иконы   Троицы,   Иисуса   Христа, Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их   матери   Софии,   преподобного   Сергия Радонежского,   преподобного   Серафима Саровского  и лики других святых. Знать:   содержание основных событий библии, некоторые сюжеты Ветхого Завета. 1 2 IV год обучения Православие ­ культурообразующая религия России. Культура — всеобщее  достояние 4 Формирование   знаний   о   духовных   истоках становления   и   развития   культуры   ,задавать вопросы, формулировать выводы. Знать равноопостальных Кирилла и Мефодия, Ольги, князя Владимира. Как Русь стала  православной 8 3 4 5 6 7 8 9 Православие и  Российское государство Православный храм  О православном  богослужении О церковных колоколах За монастырскими  стенами Дом и семья Русь святая 2 5 4 4 2 3 2 Итого: 34 Согласовано МО от_ 31_августа__2018 г._____ ________________М.Н.Савченко   церковного   Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры. Особенности искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл. Знать таинства Православной Церкви: таинство   Миропомазания, Крещения, Покаяния   Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.  Различать виды и названия колоколов.   Причащения,   (Исповеди), Знать русские монастыри – стражи духовности и земли Русской. проявлять   уважительное   отношение:    к православным традициям семьи, к родителям, к старшим,   к   младшим   (проявление   заботы   о них). Знать   иконы­защитницы   Русской   земли: Владимирская,   Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери.   Казанская, Согласовано  зам. директора по УВР ________________ Н.С.Баёва           от __31__августа__2018 г. _

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2019
Посмотрите также: