Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
религиоведение
5 кл—9 кл
06.10.2019
Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс
Рабочая программа предназначена для учащихся 5-9 классов "Основы православной культуры". В данной категории будут размещаться файлы, полезные преподавателям ОПК, классным руководителям, заместителям директора по воспитательной работе, наставникам классов казачьей направленности по направлению "Духовно-нравственное воспитание", а также родителям. Данный проект, способствует формированию активной гражданской позиции.
РП ОПК 5-9 класс 2018 год.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОТРАДНЕНСКИЙ РАЙОН муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета  от 31.08.2018 года протокол № 1 Председатель ______Р.Г.Чередниченко                 . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основы православной культуры (духовно­нравственное направление) Срок реализации программы – 5 лет Программа внеурочной деятельности детей 11­16 лет Составитель: Быба Лариса Николаевна учитель искусства, технологии, ОПК cт. Отрадная 2018­2019 уч. год 1.Пояснительная записка Преподавание регионального предмета «Основы православной культуры» в  2018–2019 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и  распорядительными документами:  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года              № 273­ФЗ (с изменениями и дополнениями).  2. Закон Краснодарского края от 16.07.2013 года № 2770­КЗ "Об образовании  в Краснодарском крае" (с изменениями и дополнениями).   3. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089 «Об  утверждении федерального компонента государственных образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего  образования», с изменениями и дополнениями.  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.06. 2017 года  № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего  образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской  Федерации от 5 марта 2004 г.               № 1089»  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года           №  1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).  6. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав  потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного  врача РФ от 29.12. 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821­10  «Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в  общеобразовательных учреждениях», с изменениями.  Проблема духовно­нравственного воспитания в условиях современного  общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание  таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в  обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди  подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно­  нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный  национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий,  компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,  осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в  духовных и культурных традициях многонационального народа Российской  Федерации. Работа по духовно­нравственному воспитанию должна начинаться в младшем  школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами  поведения и формирования моральных привычек и находить свое продолжение в  среднем школьном звене , в подростковом возрасте. В детском коллективе ребенок  имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных  требований во внутренние.  Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач  образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,  накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его  поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными  взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек  составляет сущность нравственного воспитания.  Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.  Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно­нравственного  воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания  школьника 5­9 классов.  Программа «Основы православной культуры » составлена на основе  программы Бородиной  А.В. «Православная культура», и может быть реализована  учителем в основной общей  школе в  сотрудничестве с родителями. Возможно  привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования,  священнослужителей. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в  неделю.  Программа включает в себя 170 занятий.  1час в неделю по 45 минут и  рассчитана на пять лет обучения.  Цели программы обучения для  5 года обучения школьников: ­ формирование высоконравственной культурной личности, гражданина,  патриота Отечества.  ­ преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для  формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России  православных культурных ценностей. ­ воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих  добродетелями в православном понимании, осознающих абсолютные ценности бытия  и необходимость их осуществления в своем поведении. ­ передача современным школьникам знаний в области православной  культурной традиции как средства духовно­нравственного и эстетического развития  личности. В соответствии со спецификой предмета, имеющего многокомпонентную  структуру содержания, конкретизируются задачи воспитания детей. Воспитание такой личности невозможно без духовного начала. В России же  основу для духовной жизни всегда давала Православная Церковь. Именно  Православие имело определяющую роль в складывании культурных и духовно ­  нравственных традиций русского народа, гражданских основ. За многие века своего  существования Православие накопило огромный духовный, нравственный и  эстетический потенциал. И дети являются наследниками этой богатейшей  православной культуры, насчитывающей более тысячи лет. Именно это культура  отличает русскую цивилизацию от иных мировых цивилизаций. Задачи: 1. Способствовать воспитанию нравственных качеств (доброты, любви к  ближнему, своему народу, Родине, сопереживания, ответственности за другого  человека, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории, культуры, христианских святых; 2. способствовать освоению первичных знаний о христианском понимании  смысла жизни человека, нормах христианской морали, традициях православной  семьи, православных памятников архитектуры и искусства; 3. способствовать развитию интереса к истории своего края и России в  целом, образного и ассоциативного мышления, воображения, творческих  способностей в различных видах учебной деятельности 4. способствовать формированию системы отношений и нравственного  поведения школьников на примере духовно­нравственных традиций и ценностей  отечественной культуры, нравственного и эстетического оценочного суждения  явлений окружающей  действительности с учетом православных традиций и системы  христианских ценностей. Задачи духовно­нравственного воспитания: • Развитие понимания смысла творческого действия Бога­Творца. • Развитие нравственного чувства сопереживания. • Развитие чувства ответственности за другого человека. • Развитие чувства благодарения. • Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в  соответствии с нормами христианской морали. Задачи эстетического воспитания: • Развитие эстетического восприятия. • Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре. • Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной  культуры. • Развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей на  основе образцов православного искусства. Занятия проводятся в форме уроков, внеурочных мероприятий и игровых  программ, экскурсий, встреч со священнослужителями. Реализация программы предполагает формирование представления о базовых  ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные  постановки, литературно­музыкальные композиции, художественные выставки,  просмотр видеофильмов.  Урок православной культуры может быть только личностно­ориентированным.  Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка  через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются  эвристические и проблемные методы обучения. 2. Результаты освоения учебного курса В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  общего образования, Концепцией духовно­нравственного развития и воспитания  гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры»  ориентировано на получение следующих результатов. Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих  личностных характеристик ученика: ­ осознающий свою российскую гражданскую идентичность; ­ сознающий свою национальную принадлежность; ­ патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину; ­ уважающий и принимающий ценности семьи и общества; ­ умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества  России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения  (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык; ­ обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом  и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни,  человеческой личности, семьи, Родины; ­ обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле,  правде и лжи; ­ обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость,  верность, долг, честь, благожелательность; ­ имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его  органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии. ­ понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека: ­ умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека; ­ доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою  позицию; ­ умеющий слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения; ­ владеющий навыками социально­культурной адаптации и культурой  потребления информации; ­ отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях; ­ имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных  социальных ситуациях; ­ имеющий представления о традиционных нравственных установках; ­ имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, про­ являющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому; ­ уважительно относящийся к святыням; ­ владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию; ­ способный к организации собственной деятельности; ­ готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; ­ способный к творческому труду; ­ бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты. Курс способствует формированию мета­  предметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом: ­ владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  деятельности, поиска средств её осуществления; ­ освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового  характера; ­ умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять  наиболее эффективные способы достижения результата; ­ способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности;  способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха; ­ освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; ­ умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и  универсальных учебных действий; ­ умеющий использовать знаково­символические средства информации; ­ активно использующийречевые средства и средства информационных и  коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных  задач; ­ использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи  и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного предмета и  соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио­, видео­ и графическим сопровождением); ­ овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное  отношение к слову; ­ овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  выводов, установления причинно­следственных связей, построения рассуждения; ­ готовность слушать собеседника, вести диалог; ­ умеющийизлагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; ­ умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и  ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной  деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и  окружающих. Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов,  характеризующих ученика: Iимеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной  мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию: ­ владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; ­ понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и  общества; знающий историю формирования отечественной культуры; ­ ­ имеющий представление о духовных основах русского (государственного)  языка, о его истории, о церковнославянском языке как культурном достоянии  русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной  Церкви, как источнике русского и иных славянских литературных языков,  сохраняющих до настоящего времени глубокие историко­культурные традиции, как  языке народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории  русского православия; ­ овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и  понимания текстов, церковнославянским языком: графическими, лексическими,  грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний  русского языка и литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого  литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных,  библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке; ­ овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов; ­ владеющий духовной и историко­культурологической лексикой; ­ овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями  православного вероучения; ­ имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и  исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности,  формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов  России; ­ имеющий знания о христианстве как самой распространённой мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на формирование западной культуры; об  основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и  вероучительных особенностях, влиянии на культуру, быт; ­ имеющий представления об основах православного вероучения и основах  христианской нравственности, о святости, святых, известных монастырях,  чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси; ­ имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание  основных текстов Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения  человечества; ­ знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Пра­ вославной Церкви в контексте отечественной истории;знающим основные  православные праздники, их происхождение и особенности празднования ­ имеющий представления о таинствах Церкви; ­ понимающий религиозно­философские основания православной культуры; ­ знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе,  живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно­прикладном искусстве  (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимно­ графия, золотое шитье и др.); ­ овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме,  протестантизме); ­ имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и  соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами; ­ осознающий ценность человеческой жизни; ­нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на  отечественных духовных традициях. 3. Содержание программы: 5 класс РАЗДЕЛ 5. «ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА» — 34 часа  Тема 1. « ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» — 4 ч. Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь. Духовность и язык. Священное  Писание о языке. Язык и речь. Взаимосвязь: речь — интеллект — воспитание.  Философы и народная мудрость о языке, слове, речи. Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка.  Научные гипотезы происхождения языка. Религия и языки. Многообразие языков.  Язык и религия ­ факторы единства и своеобразия. Пророческие, апостольские,  святоотеческий языки. Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК ­ ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» — 6 ч. Сила и красота русского языка. Писатели о красоте, богатстве и неисчер­ паемых возможностях русского языка. Русский язык в поэзии. Священное Писание в  нашей речи. Формы духовной мудрости в речи. Фразеологизмы. Крылатые выражения из Старого Завета и Нового Завета в русском языке и их значение. Словарный запас  русского языка. Духовная русская лексика. Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» — 6 ч. История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык  как язык­посредник. А.С. Пушкин о роли греческого языка в судьбе русского языка.  Грецизмы. Латинизмы. Церковнославянский язык в истории славянских народов и  русской культуре. Понятие литературного языка. Славянизмы и русизмы. Высокий  литературный стиль. Святые равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл. Византия.  Первые миссионерские путешествия святых братьев Мефодия и Кирилла.  Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла. Славянские народы.  Славянские языки. История создания славянской письменности. Кирилл и Мефодий ­ создатели славянской азбуки. Назначение славянской азбуки. Кончина и  прославление святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла.  Почитание свв. Мефодия и Кирилла в мире и в России.Кирилица, глагогица и  русский алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в  мире. Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» —18 ч. Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковносла­ вянского языка. Для чего изучают церковнославянский язык сегодня. Гражданская  азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об  орфографической и фонетической эволюции древнеславянского ­  церковнославянского ­ русского языка. Современный русский алфавит. Правила  чтения по­церковнославянски. Буквы ер и ерь. Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я. Буквы иже и и. Буквы он и омега. Буквы зело и земля. Буквы ферт и фита. Буквы уки ижица. Буквы кси, пси, от. Понятие о Псалтири и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов.  Переложения псалмов русскими поэтами. Надстрочные знаки. Титла. Ударение тупое (тяжёлое) и ударение острое.  Облечённое ударение. Придыхание, ерок. Знаки препинания. Читаем по­церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церков­ нославянском языке. Евангельские притчи. Символ веры. Звательный падеж.  Молитвы на церковнославянском языке. Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять заповедей  Божиих; Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства. Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен и тысяч. Чтение по­церковнославянски. Главные православные праздники: Светлое Христово Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты на церковнославянском  языке о двунадесятых праздниках и тропари праздникам. Рождество Пр.  Богородицы: Введение во Храм Пр. Богородицы. Благовещение Пр. Богородицы.  Рождество Христово. Сретение Господне. Крещение Господне. Преображение  Господне. Вход Господень в Иерусалим. Воскресение Господне ­ праздников  Праздник, Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница. Успение  Пресвятой Богородицы. Воздвижение Честного Креста Господня. 1 ч. РАЗДЕЛ 6. «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» — 34 часа 6 класс Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ —  О чём рассказывают основы православной культуры. Для чего нужно изучать основы православной культуры. Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч. Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурооб­ разующей религии. Государство и Церковь. Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и  «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы. Символ веры.  Истоки и традиции православного вероучения; суть учения, догматы, понятие о  тринитарном учении и христологии. Источники знания о Боге: Священное Писание, Священное Предание и  окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская плащаница. Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси. Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав. Первые христиане­мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой рав­ ноапостольный князь Владимир. Крещение Руси. Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч. Библия: история создания, состав Священного Писания. Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон. Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и  Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк  Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии. Книги Нового Завета. Содержание Евангелия. Тема 3. «ХРАМ ­ ДОМ БОЖИЙ» — 6 ч. Храм как явление общественной жизни россиян. Назначение храма.  Разновидности храмов. Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и  откровения. Устроение Скинии в книге «Исход». Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие  зодчества после крещения Руси. Древнейшие из сохранившихся храмов в России.  Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово­купольная  система. Шатровый стиль в России. Название основных частей храмового здания. Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей  храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их  назначение. Святыни­храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в  Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним. Доставление Благодатного  огня в Россию в мае 1992 г. и последующие годы. Новый Иерусалим. История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах).  Храмы Московского Кремля. Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 10 ч. Религиозная тематика в искусстве разных народов. Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и  поэтов на религиозные темы. Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства.  Русская икона, её назначение, содержательные и изобразительные особенности. Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций. Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный. Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие.  Особенности иконотворчества. Представление об исихазме. Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери. Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта,  Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосоритисса. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская,  Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение», Державная, Донская иконы  Божией Матери. Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение. Символы православного искусства. Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч. Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и велико­ мученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского  и преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского. РАЗДЕЛ 7. «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО» — 34 часа 7 класс Тема 1. «О ПОНИМАНИИ ИСТОРИИ» — 3 ч. Роль человека в истории. Россия в мировой истории. Человек и Бог навстречу  друг другу. Древние философы о человеке и обществе. О субъективном понимании  истины. Роль универсального духовно­нравственного начала в человеческом  обществе. Попытки рационального понимания миссии Христа. Распространение  содержания Нового Завета. Откровение Иоанна Богослова. Понятие образа Божия в  человеке. Грех, страсть. Антихрист. Тема 2. «МИР НАКАНУНЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА» — 5 ч. Политическое устроение Римской империи во 11­1. Вв. до Р. X. Древняя Палестина накануне Рождества Христова. Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени.  Кризис верований. Обожествление императора. Ожидание Мессии. Хранение веры израильтянами. Фарисеи, саддукеи, ессеи,  ферапевты. Кумранская община. Тема 3. «НОВАЯ ЭРА И РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО» — 3 ч. Общее приготовление мира к Благовестию. Святая земля в период новой эры. Историчность евангельских событий. Новый Завет как древнейший документ I  ­ начала II вв. Апокрифы. Свидетельства противников христианства о Христе. Иосиф Флавий «Иудейские древности». Отсчёт новой эры от Рождества Христова. Религиозное понимание новой эры  как эры с Христом. Проблемы вычисления времени рождения Иисуса Христа.  Расчёты Дионисия Малого. Празднование Рождества Христова по юлианскому и  григорианскому календарю. Тема 4. «КАК ПРИШЛО В МИР ХРИСТИАНСТВО» — 6 ч. Рождение Христа и первые христиане. Спасение для всех и для каждого. Отношения Христа с каждым человеком как  единственным. Овчая купель: понимание духовного смысла исцеления больного у  Овчей купальни. Вселенский характер учения Христа. Язык Благовестия. Форма иносказательного поучения. Притча о благоразумном и неблагоразумном домоправителях. Притча о  званных и избранных. Притча о блудном сыне. Апостольская миссия. Проповедь и судьбы св. Апостолов из 12­ти. Апостолы  из 70­ти. Тема 5. «НАЧАЛО РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ» — 2 ч. Рождение Церкви. Выборы апостола вместо Иуды Искариота. Сошествие  Святого Духа. Жизнь первых христиан. Иаков Праведный ­ первый епископ Иерусалимский.  Происхождение понятия «симония». Взаимоотношения верующих в Церкви  Христовой. Погибель супругов Анании и Сапфиры. Начало гонений на христиан.  Святой первомученик Стефан. Тема 6. «ПРОПОВЕДЬ ИСТИНЫ» — 11ч. Деяния Двенадцати Апостолов. Условия распространения Евангелия. Му­ ченическая кончина святого Апостола Иакова Зеведеева. Проповедничество святого  Апостола Андрея Первозванного. Святой Апостол Иоанн Богослов. Деяния святого Апостола Петра. Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла. Труды Апостолов от 70­ти. Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа. Удел Пресвятой  Богородицы по жребию. Пребывание Божией Матери на Афоне. Посещение  Пресвятой Богородицей Кипра. Успение Пресвя­той Богородицы. Апостольский Собор. Причина созыва и решения Апостольского Собора.  Книги Нового Завета. Понятия «канон», «подложные книги», «апокриф».  Канонический состав Нового Завета. Гонения на Церковь. Описания гонений епископом и историком ЕвсевиемПамфилом. Святые мученики первых веков. Священномученик Игнатий  Богоносец, епископ Антиохийский. Святой мученик Иустин Философ.  Священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Священномученик Киприан,  епископ Карфагенский. Святые мученицы раннехристианской Церкви. Святые мученицы Вера,  Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Анастасия  Узорешительница. Святые великомученица Екатерина и мученица царица Августа.  Святые великомученица Варвара и мученица Иулиания. Апологеты. Возникновение и назначение апологий. Судебная и научная  апологетика. Учёные, противники христианства. Апологетические труды Тер­ туллиана Квинта СептимияФлоренса, Минуция Феликса, Ермилия, святителя  Феофила, историка и епископа ЕвсевияПамфила. Александрийское огласительное  училище. Климент Александрийский (Тит Флавий Климент). Ориген.  Тема 7. «ЦЕРКОВЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ» — 1 ч. Святой равноапостольный Константин Великий. Эдикт 311 г. Миланский  эдикт. Святая равно­апостольная царица Елена и её труды на Святой земле.  Воздвижение Креста Господня. Строительство храма Вознесения в Иерусалиме.  Константинополь ­ первая христианская столица. Тема 8. «РАННЕХРИСТИАНСКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО» — 2 ч.  Начало церковного искусства. Отношение христиан к языческой культуре. Основы  христианской этики и эстетики. Отношение к изображениям. Появление первых  образов. Символы, образы, сюжеты раннехристианского искусства. Возникновение  христианской символики. Заимствование стилей и новые мотивы в искусстве.  Торжество христианство в Римской империи, строительство и украшение  христианских храмов. ИТОГОВЫЙ УРОК «Истоки и особенности христианского церковного  искусства» — 1ч. 8 класс РАЗДЕЛ 8 «ХРИСТИАНСТВО В IV­XIвв.» — 34 часа  Тема 1. «ДО ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 3 ч. Христианство в период гонений. Плиний Младший о распространении  христианства. Взаимоотношения христиан с язычниками. Ориген, святой мученик  Иустин, Евсевий Кесарийский, Тертуллиан, Иоанн Златоуст о христианах.  Отношение христиан к смерти. Взаимоотношения в семьях древних христиан.  Отношение христиан к правителям, к государственной службе. Причины гонений на  христиан. Тема 2. «ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ» — 28 ч. От гонений к государственной религии. Святой равноапостольный Константин  Великий. Миланский эдикт. Император Феодосий Великий и запрет языческих  богослужений. Принцип симфонии Церкви и государства.Юстиниан Великий:  «Единое государство, единый закон и единая Церковь». Понятие цезарепапизма. Новый Рим. Начало византийской культуры. София Константинопольская:  история Софийского собора до наших дней. Святая равноапостольная царица Елена. Паломническое путешествие в Святую землю, обретение Креста Господня и  строительство храмов на Святой земле. Источники православного вероучения. Ортодоксальная (православная)  позиция. Септуагинта. Канон Священного Писания в Православной Церкви. Канон  Священного Писания на Западе. Место Вселенских Соборов в Священном Предании Церкви. Признаки  Вселенских Соборов. Вселенские Соборы в разных христианских традициях. Причины созыва Вселенских Соборов. Первые Символы веры. Догматы в  христианстве. Лжеучения и ереси. Ереси иудействующих. Гностики. Ириней Лионский и его  труды против гностицизма. Манихейцы. Антитринитарии. Монархиан­ стводинамистическое и модалистическое. Арианство. Первый Вселенский Собор. Арианство после Никейского Собора.  Юлиан Отступник и его «Эдикт о терпимости». Аполлинарианство, македонианство. Второй Вселенский Собор. Несторианство и пелагианство. Третий Вселенский Собор. Августин  Блаженный против Пелагия. Монофизитство. «Разбойничий» собор 449 г. Четвёртый Вселенский Собор.  Отношения Церквей к Халкидонскому Вселенскому Собору. Император Юстиниан Великий. Кодекс Юстиниана. Церковно­государственная политика Юстиниана. «Эдикт о трёх главах». Пятый Вселенский Собор. Латеранский собор 649 г. Подвиги исповедничества и мученичества Максима  Исповедника и папы Римского Мартина. Задачи Шестого Вселенского Собора. Пято­Шестой Трулльский Собор. «Кормчая книга». Иконоборчество. Седьмой Вселенский Собор. Константинопольский Поместный Собор и Торжество Православия. Отделение Церквей в эпоху Вселенских Соборов. Армяно­Григорианская  Церковь. Святой равноапостольный Григорий Просветитель. Коптская Церковь.  Абиссинская монофизитская Церковь. Маронитские общины. Общины несториан.  Общины яковитов. Писатели и отцы Церкви. IV век ­ золотой век святоотеческой письменности.  Афанасий Алексан­дрийский. Вселенские отцы Церкви. Василий Великий, Григорий  Богослов, Иоанн Златоуст. Распространение христианства в Грузии. Святая равноапостольная Нина. Возникновение монашества. Основные разновидности монашества:  отшельничество (анахоретство) и общежительные монастыри (киновии). Антоний  Великий I основатель отшельничества. Родоначальник общежительных монастырей ­  Пахомий Великий. Преподобный Симеон Столпник. Святой Савва Освященный. Иоанн Дамаскин. Главная цель монашества ­  восстановление полноты богообщения. Понятие аскетизма. Афон ­ удел Пресвятой Богородицы. Монашество и монастыри на Афоне.  Монашество на Западе. Святой Иоанн Кассиан Римлянин. Бенедикт Нурсийский.  Монашеские ордены. Святой Бонифаций. Значение эпохи Вселенских Соборов. Тема 3. «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РИМСКО­КАТОЛИЧЕСКОГО  НАПРАВЛЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ» — 2 ч. Объективные предпосылки отделения Римской Церкви. Субъективные  факторы отделения. «Римский папа» ­ появление термина в III—IV вв.  Привилегированное положение римского епископа, претендента на почётное и  юридическое первенство среди всех христианских епископов. Латинизация и христианизация европейских народов с V века. Развитие  «латинского» направления в христианстве. Особенности римского богослужения. Самостоятельное внесение добавлений и изменений в Символ веры Римской  Церковью. Разделение Римской империи на Западную и Восточную, упадок  императорской власти на Западе. Отделение католической Церкви в 1054 году.  Смерть Льва IX. Булла с анафемой. Ответ Михаила Керуллария.  ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч. РАЗДЕЛ 9 «ХРИСТИАНСТВО В XI­XXвв.» — 34 часа  9 класс Тема 1. «ПРАВОСЛАВИЕ НА РУСИ» —13 ч. Предание о посещении св. апостолом Андреем Первозванным русских земель.  Первые христианские общины и храмы на территории России. Крещение Руси.  Москва ­ Третий Рим. Установление Патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г.  Поставление Патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова  первым Патриархом Московским и всея Руси. Реформы Патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения.  Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на  Поместном соборе 1971 г. Старообрядчество в современном мире. Синодальный  период Русской Православной Церкви. Обновленческое движение начала XX в. Восстановление Патриаршества на  Поместном соборе в августе 1917 ­ сентябре 1918 г. Положение Русской Церкви  после Октябрьской революции. Декрет 1918г. «Об отделении Церкви от государства  и школы от Церкви». «Показательные процессы» над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси. «Декларация митрополита Сергия»  (Страгородского). Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века.  Православная Церковь в эмиграции. Русская Зарубежная Церковь. Деятельность  Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Возрождение  церковной жизни в России к концу XX века. Укоренённость православия в  культурной жизни России. Тема 2. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ  В XV­XVIвв.» — 2 ч. Католическая Церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные  поиски и критика церковных нравов. Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер.  Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма в западной культуре. Тема 3. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ  ТРАДИЦИИ» — 9 ч. Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи  индульгенций, обесценивание таинств Католической Церкви, подрыв христианской  идеи спасения. «95 тезисов» 31 октября 1517 года священника и профессора теологии  Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483­1543). Отлучение от Церкви и объявление М. Лютера вне закона. Жизнь, проповедь и переводческая деятельность  М. Лютера. Официальнаяпротестация глав и представителей свободных городов против  сейма в 1529 году в г. Шпейере. Другие лидеры ранней Реформации: У. Цвингли.  Томас Мюнцер. Менно Симонс. Консервативное крыло Реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социально­экономические и религиозно­ политические предпосылки Реформации. Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации.  Собственно протестантское направление. Умеренно­консервативные лютеранские  Церкви. Кальвинистские и реформаторские Церкви. Методические Церкви XVIII в.  Англиканская Церковь. «Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационаписты, баптисты, квакеры,  адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы. Церковь учеников Христа. Церковь Святости. Сближение и смешивание консервативного и радикального течений начиная с  XVII в. Распространение протестантизма среди народов Северной Европы и  Северной Америки, сегодня ­ по всему миру. Термины «протестант»,  «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских Церквей по  деноминациям. Своеобразие протестантизма в существовании множества различных  независимых христианских движений, Церквей, общин и сект. Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных  культур и национальных языков. Перенос религиозной протестантской  множественности в Новый Свет в ходе европейской иммиграции в Америку. Новые  американские Церкви, секты, объединения. Формирование протестантских Церквей на основе общих религиозных  принципов северной традиции: 1) единственный источник вероучения — Священное  Писание, отрицание авторитета Священного Предания; 2) достижение спасения не  делами, а только верой в Бога; 3) признание только двух таинств; Крещения и  Причащения; 4) удешевление и упрощение культов, обрядов, облика церкви;  удаление икон, статуй, мощей, алтаря; 5) отрицание необходимости безбрачия;  признание монашества бесполезным; 6) отрицание единой иерархической структуры  Церкви и верховной власти Римского папы. Возникновение новых протестантских общин. Мормоны и пятидесятники.  Религиозно­нравственные течения XVIII века. «Освящение» повседневной жизни верующих, святость и спасение через активную профессиональную  деятельность. Обмирщение церковной жизни. Секуляризация. Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее ­ на философию либерализма, в XX веке — на развитие  экзистенциализма и диалектической теологии. Активное участие протестантских Церквей в движении за объединение всех  христианских конфессий. Экуменизм. Протестантизм восточного обряда.  Евангелические кампании в Восточной Европе. Идеология. Цели. Разнообразие  современного обновленчества. Тоталитарные секты. Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения.  Кладбища. Искусство протестантского Запада. Тема 4. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ РИМСКО­КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» —5  ч. Распространение Римско­католической Церкви на юге Западной Европы.  Крестовые походы. Результат миссионерской деятельности и колониальной  экспансии XIX­XXвв. — широкое географическое распространение Римско­  католической Церкви в Америке, Австралии и др. регионах. Кризис Римско­католической Церкви в результате Реформации. Борьба с гугенотами. Расправа над протестантами в ночь накануне праздника  Св. Варфоломея (24 августа) в Париже. Возникновение ордена иезуитов. Тридентский собор 1545­1563 гг. Контрреформация. Деление Европы на католические и протестантские государства. Вестфальский  мирный договор 1648 г., принцип «чьё правление, того и религия». Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Ан­ тиклерикальные выступления. Великая Французская революция. Политизирование  деятельности Римско­католической Церкви в XIX веке. I Ватиканский собор 1869­ 1870 гг Возникновение самостоятельной старокатолической Церкви. Последствия Франко­прусской войны 1870­1871 гг. Прекращение само­ стоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским  режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан. Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке. Период каче­ ственных перемен в латинской традиции западного христианства. Перевод Библии на местные языки. Введение в жизнь Церкви элементов местных культур и обычаев. Напряжение между латинским центром и неевропейской периферией, между  универсализмом доктрин и множественностью национальных форм его выражения.  Ватиканский собор 1962­1965 гг. Практическое воплощение нового курса Римско­ католической Церкви папой Павлом VI (1963­1978). Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций.  Осуждение теории марксизма, критика коммунизма. Римско­католическая Церковь как уникальная иерархическая религиозно­ политическая, социально­экономическая структура. Влияние на образование,  здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу. Особенности  латинского вероучения, обрядовости, церковного искусства. Униатские Церкви  различных обрядов: греческого, халдейского, армянского, маронитского, сирийского, коптского. Тема 5. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» — 5 ч. Получение в Корсуни от папы Римского святых мощей в год крещения  Владимира. Предложение антипапы Климента IIIвоссоединения Церквей в 1091 г. Возможность заключать браки с латинянами с предварительным их крещением в Православной Церкви. Латинские Церкви ХИ­ХШ вв. в Киеве, Переяславле,  Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге. Католическое миссионерство на юго­западе Руси. Временное завоевание Галича венгерским королем Андреем (1214­1219). Переговоры с Римским папой во время  монголо­татарского ига. Борьба северной Руси за верность православию. Отношения  Русской Церкви с Римско­католической после Флорентийской унии 1439 г. при  Иване III, Василии III, Иване Грозном. Попытки ввести католичество в России в  Смутное время. В правление Петра I свободный въезд в Россию и право на строительство  храмов. Указ 14 декабря 1772 г. о непосредственном надзоре Российского  государства за организацией латинских и униатских церквей. Церковь греческого  (восточного) обряда на территории современной России. Разделы К/ч Темы К/ч УУД 4. Тематическое планирование 5 класс ОСНОВЫ ДУХОВНОСТИ ЯЗЫКА 1. Язык и  религия 4 Назначение языка Язык и речь  Происхождение языков  Религия и языки 2. Родной язык –  отечеству основа 6 Сила и красота русского языка  Священное Писание в нашей речи  Формы духовной мудрости в речи  Крылатые выражения из Старого Завета и Нового  Завета в русском языке  Словарный запас русского языка  Духовная русская лексика 3. Из истории  русского языка 6 История   русского   языка   и   происхождение   духовной лексики  Церковнославянский   язык   в   истории   славянских народов и русской культуре  Святые   равноапостольные   учители   словенские Мефодий и Кирилл  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рассматривать  иллюстративный   материал,   соотносить текст с иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.  Размышлять  о роли и значении языка в жизни   человека   и   народа,   о   духовных   корнях   языка,   о  Использовать культурных   традициях   и   их   значении. ключевые   понятия   урока   в   устной   и   письменной   речи. Отвечать  на   вопросы   в   конце   параграфов.  Выполнять задания в рабочей тетради и творческие работы (рисунки, сочинения­рассуждения) Формулировать   тему   урока.   Прогнозировать результаты   работы   на   уроке.  Читать  материалы   урока вслух и про себя. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи. Пересказывать прочитанное, соотносить  с личным жизненным опытом.  Рассказывать  объяснять  смысл   крылатых наизусть   стихотворения, выражений.  Проверять  себя и самостоятельно оценивать  Отвечать  на   вопросы   в   конце свои   достижения. параграфов.  Выполнять   задания  в   рабочей   тетради   и творческие работы. Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  темы   уроков   на   основе   проблемных вопросов.  Объяснять  значение   терминов   и   понятий   с опорой   на   текст   учебника   или   словаря.  Рассуждать  о роли   греческого   языка   в   судьбе   русского   народа,   о значении   деятельности   просветителей   славян   святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Рассматривать и характеризовать    посвященные   святым равноапостольным   братьям,   установленные   в   разных памятники, Славянская   миссия   учителей   словенских   Мефодия   и Кирилла  Кончина и прославление святых равноапостольных учи­ телей словенских Мефодия и Кирилла  Кириллица, глаголица и русский алфавит  4. Церковно­  славянский язык 15 Церковнославянская азбука.  Буквы ер и ерь. Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я. Буквы иже и и.  Буквы он и омега. Буквы зело и земля. Буквы ферт и фита. Буквы ук и ижица.  Буквы кси, пси, от. Надстрочные знаки. Титла. Ударение  Придыхание, ерок.  Знаки препинания. Читаем по­церковнославянски и переводим.  5. 3 Звательный падеж.  Обозначение чисел в церковнославянском языке.  Обозначение чисел второго десятка.  Молитвы на церковнославянском языке.  славянских государствах и городах России.  Сравнивать кириллицу,   глаголицу   и   современный   русский   алфавит,  Осуществлять  поиск выявлять   их   духовные   основы. информации   в   учебнике   для   выполнения   заданий. Планировать   и   корректировать  самостоятельную работу;  работать  в   группе.  Представлять  результаты коллективной   или   индивидуальной   работы;  оценивать  Отвечать  на   вопросы   в   конце свою   деятельность.  Выполнять   задания  в   рабочей   тетради, параграфов. творческие работы, индивидуальные и групповые проекты.  Объяснять  Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с   буквами   церковнославянской   азбуки, надстрочными знаками, ударениями, знаками препинания, обозначениями чисел. Читать и объяснять смысл молитв и   текстов   (Евангельских   притч,   заповедей)   на церковнославянском языке. Отвечать на вопросы в конце  Выполнять   задания  в   рабочей   тетради, параграфов. творческие работы, индивидуальные и групповые проекты. Представлять  результаты   индивидуальной   учебной деятельности   (доклады,   выставки,   творческие   работы   и др.).  Проверять  себя и самостоятельно  оценивать  свои достижения. Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Церковнославянски й в язык современной культуре   Чтение по ­ церковнославянски. Главные православные  праздники Тексты на церковнославянском языке о двунадесятых  праздниках и тропари праздникам.  1 1  Объяснять  формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря,  Применять  знания, текстов   (устных   и   письменных). полученные   на   предыдущих   уроках.   Читать  на церковнославянском языке  и  объяснять  смысл молитв и тропарей,   посвященных   православным   праздникам. Отвечать  на   вопросы   в   конце   параграфов.  Выполнять задания  в   рабочей   тетради,   творческие   работы,  Представлять индивидуальные   и   групповые   проекты. результаты   индивидуальной   учебной   деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 6 класс Предмет «Основы  православной  культуры» 1. Что мы знаем о  православии 1 6 О чём рассказывают основы православной культуры Роль Православия в жизни российского общества Возникновение Православной Церкви Истоки и традиции православного вероучения Источники знания о Боге Появление первых христиан на Руси Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение  Руси 1 1 1 1 1 1 1  Объяснять   Объяснять  Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов и понятий. Выполнять задания. Представлять результаты   индивидуальной   учебной   деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с  историей  возникновения  православия  на  Выполнять   задания  в Руси. рабочей   тетради,   творческие   работы,   индивидуальные   и результаты групповые   проекты. индивидуальной   учебной   деятельности   (доклады, выставки,   творческие   работы   и   др.).  Проверять  себя   и самостоятельно оценивать свои достижения.  Отвечать  на   вопросы.  Представлять 2. Священное  писание 8 Библия: история создания, состав Священного Писания Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека,  грехопадение Сюжеты Ветхого Завета: грехопадение, Каин и Авель Сюжеты Ветхого Завета: всемирный потоп, Содом и  Гоморра Сюжеты Ветхого Завета: Авраам и явление Троицы Сюжеты Ветхого Завета: пророк Моисей, получение  Моисеем Заповедей Божиих Книги Нового Завета  Содержание Евангелия 3. Храм ­ дом  Божий 6 Храм как явление общественной жизни россиян Древнее культовое зодчество на Руси Крестово­купольная система. Шатровый стиль в России Внутреннее устроение храма Храм Воскресения Господня в Иерусалиме.  Благодатный Огонь Храмы Московского кремля 4. Религиозное  искусство 10 Религиозная тематика в искусстве. Творчество русских  художников  Церковное искусство Русская икона Русские иконописцы  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  Объяснять   Объяснять   Представлять  Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться с сюжетами Ветхого Завета, пересказывать, выполнять   рисунки.  Читать  и  объяснять  библейских сюжетов.  Отвечать  на   вопросы.  Выполнять  задания  в рабочей   тетради,   творческие   работы,   индивидуальные   и результаты групповые   проекты. индивидуальной   учебной   деятельности   (доклады, выставки,   творческие   работы   и   др.).  Проверять  себя   и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с историей строительства храмов на Руси, формами,   убранством   храмов,   используя   материалы учебника,   дополнительной   литературы,   сети   Интернет. Отвечать  на   вопросы   в   конце   параграфов.  Выполнять задания  в   рабочей   тетради,   творческие   работы,  Представлять индивидуальные   и   групповые   проекты. результаты   индивидуальной   учебной   деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и  Объяснять Особенности иконотворчества Разнообразие Богородичных икон Иконография Богородичных икон Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы Виды православного искусства: фреска, мозаика,  церковное пение Символы православного  искусства 5. Агиография 3 Что такое «агиография». Жития святителя Николая  Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Жития святого благоверного Александра Невского и  преподобного Сергия Радонежского. Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского 1 1 1 1 1 1 1 1 1 обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с   произведениями   церковного   искусства, описывать средства художественной выразительности для передачи   образов   и   сюжетов.  Отвечать  на   вопросы   в  Выполнять   задания  в   рабочей конце   параграфов. тетради, творческие работы, индивидуальные и групповые  Представлять  результаты   индивидуальной проекты. учебной   деятельности   (доклады,   выставки,   творческие  Проверять  себя   и   самостоятельно работы   и   др.). оценивать свои достижения. Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с   житиями   святых   Александра   Невского, Сергия   Радонежского,   Серафима   Саровского,   Иоанна Кронштадского, читать, пересказывать, высказывать свои суждения   о   духовном   подвиге.  Отвечать  на   вопросы. Выполнять   задания  в   рабочей   тетради,   творческие работы,   индивидуальные   и   групповые   проекты. Представлять  результаты   индивидуальной   учебной деятельности   (доклады,   выставки,   творческие   работы   и др.).  Проверять  себя и самостоятельно  оценивать  свои достижения.  Объяснять  1. О понимании  истории 3 7 класс Роль человека в истории Откровение Иоанна Богослова Понятие образа Божия в человеке РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО 1 1 1 Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов (устных и письменных.  Знакомиться  с   текстом Откровения   Иоанна   Богослова.   Высказывать   свои суждения на духовные темы. Отвечать на вопросы.   Объяснять 2. Мир накануне  рождества христова 5 Политическое устроение Римской империи во II­I вв. до P.X. Древняя Палестина накануне Рождества Христова Культура и религиозные верования в Римской империи  Обожествление императора. Ожидание Мессии Хранение веры израильтянами 3. Новая эра и  рождество христово 3 Общее приготовление мира к Благовестию Новый Завет как древнейший документ I ­ начала II вв. Религиозное понимание новой эры как эры с Христом 4. Как пришло в  мир христианство 6 Рождение Христа и первые христиане Спасение для всех и для каждого Вселенский характер учения Христа Форма иносказательного поучения. Притча Притча о блудном сыне Апостольская миссия 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  Объяснять   Объяснять  Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться с текстом учебника. Отвечать на вопросы в  Выполнять   задания  в   рабочей конце   параграфов. тетради, творческие работы, индивидуальные и групповые  Представлять  результаты   индивидуальной проекты. учебной   деятельности   (доклады,   выставки,   творческие  Проверять  себя   и   самостоятельно работы   и   др.). оценивать свои достижения. Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться с текстом учебника. Отвечать на вопросы в  Выполнять   задания  в   рабочей конце   параграфов. тетради, творческие работы, индивидуальные и групповые  Представлять  результаты   индивидуальной проекты. учебной   деятельности   (доклады,   выставки,   творческие  Проверять  себя   и   самостоятельно работы   и   др.). оценивать свои достижения. Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с   библейскими   притчами,   размышлять   об иносказаниях и поучениях притч Нового Завета. Отвечать  Объяснять 5. Начало  раннехристианской  церкви 2 Рождение Церкви. Жизнь первых христиан Начало   гонений   на   христиан.   Святой   первомученик Стефан 6. Проповедь  истины 11 Деяния Двенадцати Апостолов Проповедничество святого Апостола Андрея  Первозванного Святой Апостол Иоанн Богослов Деяния святого Апостола Петра Обращение в христианство и деяния святого Апостола Павла Жизнь   Божией   Матери   после   Вознесения   Иисуса Христа Апостольский Собор Книги Нового Завета Гонения на Церковь. Святые мученики первых веков. Святые мученицы раннехристианской Церкви Апологеты. Возникновение и назначение апологий 7. Церковь  государственная 8.  Раннехристианское  церковное  1 2 Святой   равноапостольный   Константин   Великий. Константинополь ­ первая христианская столица Начало   церковного   искусства.   Символы,   образы, сюжеты раннехристианского искусства Торжество   христианства   в   Римской   империи, строительство и украшение христианских храмов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  Объяснять   Объяснять   Представлять  на вопросы в конце параграфов.  Выполнять задания  в рабочей   тетради,   творческие   работы,   индивидуальные   и групповые   проекты. результаты индивидуальной   учебной   деятельности   (доклады, выставки,   творческие   работы   и   др.).  Проверять  себя   и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться с текстом учебника. Отвечать на вопросы в конце параграфов.  Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с   библейским   текстом   о   деяниях   Святых Апостолов,   определять   значение   деяний   Апостолов   для распространения   христианства.  Отвечать  на   вопросы   в  Выполнять   задания  в   рабочей конце   параграфов. тетради, творческие работы, индивидуальные и групповые  Представлять  результаты   индивидуальной проекты. учебной   деятельности   (доклады,   выставки,   творческие  Проверять  себя   и   самостоятельно работы   и   др.). оценивать свои достижения. Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и  Объяснять искусство Итоговый урок 1. До Вселенских  соборов 1 3 обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с   произведениями   раннехристианского искусства, понимать христианскую символику, описывать средства художественной выразительности  для передачи  Отвечать  на   вопросы   в   конце образов   и   сюжетов.  Выполнять   задания  в   рабочей   тетради, параграфов. творческие работы, индивидуальные и групповые проекты. Представлять  результаты   индивидуальной   учебной деятельности   (доклады,   выставки,   творческие   работы   и др.).  Проверять  себя и самостоятельно  оценивать  свои достижения. Истоки   и   особенности   христианского   церковного искусства 1 8 класс ХРИСТИАНСТВО В IV ­ XI вв.  Объяснять  Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов (устных и письменных).  Знакомиться  с текстом учебника.  Отвечать  на   вопросы   в   конце   параграфов. Выполнять задания в рабочей тетради.  Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках.  с   историей   Византийской   империи, Знакомиться христианскими   его особенностями.   Определять   значение   византийской культуры   для   становления   христианскоцй   культуры   на Руси.   Знакомиться   с   историей   Вселенских   соборов, определять   значение   Соборов   для   сохранения   чистоты византийским   искусством,  Объяснять    1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Христианство   в   период   гонений.   Взаимоотношения христиан с язычниками Отношение христиан к смерти Отношение христиан к правителям, к государственной службе 2. Эпоха  Вселенских соборов     28 Oт   гонений   к   государственной   религии.   Святой культуры. византийской равноапостольный Константин Великий Принцип   симфонии   Церкви   и   государства.   Юстиниан Великий Начало Константинопольская Святая равноапостольная царица Елена Источники православного вероучения Канон Священного Писания в Православной Церкви Причины созыва Вселенских Соборов. Первые Символы веры Догматы в христианстве. Лжеучения и ереси Арианство. Первый Вселенский Собор   София Святой   Церковь. Второй Вселенский Собор. Несторианство  Третий Вселенский Собор. Августин Блаженный Четвёртый Вселенский Собор Император Юстиниан Великий Пятый Вселенский Собор Задачи Шестого Вселенского Собора. Иконоборчество Седьмой Вселенский Собор. Торжество православия Армяно­Григорианская равноапостольный Григорий Просветитель Писатели   и   отцы   Церкви.   IV   век   ­   золотой   век святоотеческой письменности.  Вселенские отцы Церкви Распространение   христианства   в   Грузии.   Святая равноапостольная Нина Возникновение   монашества.   Основные   разновидности монашества Антоний Великий ­ основатель отшельничества Родоначальник общежительных монастырей ­ Пахомий Великий Главная цель монашества Афон   ­   удел   Пресвятой   Богородицы.   Монашество   и монастыри на Афоне. Монашество на Западе Монашеские ордены Значение эпохи Вселенских Соборов Объективные предпосылки отделения Римской Церкви Особенности   римского   богослужения.   Отделение католической Церкви  2 3. История  возникновения  римско­ католического  направления в  христианстве Итоговый урок 1 Итоговый урок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1   Грузии. православной   веры.   Знать   хронологию   соборов, характеризовать   еретические   течения   и   их   особенности. Знакомиться с историей появления христианских церквей в   Армении,   Знакомиться   с   историей возникновения и разновидностямми монашества. Готовить презентацию   (сообщение)   о   монастырях   на   святой   горе Афон. Защищать проекты. Выполнять задания в рабочей тетради, творческие работы, индивидуальные и групповые  Представлять  результаты   индивидуальной проекты. учебной   деятельности   (доклады,   выставки,   творческие  Проверять  себя   и   самостоятельно работы   и   др.). оценивать  свои   достижения.   Совершать   экскурсии   по монастырям Кубани  Объяснять  Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться с текстом учебника. Отвечать на вопросы в конце   параграфов.  Проверять  себя   и   самостоятельно оценивать свои достижения. Защищать проекты 9 класс ХРИСТИАНСТВО В XI­X X вв. 1. Православие на  Руси 13 Предание   о   посещении   св.   апостолом   Андреем Первозванным русских земель Первые христианские общины и храмы на территории России Крещение Руси Москва ­ Третий Рим. Установление Патриаршества на Руси Реформы Патриарха Никона Старообрядчество в современном мире Синодальный период Русской Православной Церкви Положение   Русской   Церкви   после   Октябрьской революции Святые мученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века Православная Церковь в эмиграции Деятельность   Русской   Православной   Церкви   в   годы Великой Отечественной войны Возрождение   церковной   жизни   в   России   к  концу   XX века Укоренённость православия в культурной жизни России 2. Развитие  религиозной мысли  в Западной Европе  в XV ­    XVI вв. 2 Католическая Церковь и народные движения на Западе в XV в. Идеи гуманизма в западной культуре 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3. Возникновение и  9 Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме Жизнь,   проповедь   и   переводческая   деятельность   М. 1 1  Объяснять   Объяснять  Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с   историческим   материалом   в   учебнике, самостоятельно   находить   материал   в   дополнительных литературных   источниках   и   сети   Интернет.   Готовить сообщения   по   теме   урока,   презентации.  Отвечать  на вопросы   в   конце   параграфов.  Выполнять   задания  в рабочей   тетради,   творческие   работы,   индивидуальные   и групповые   проекты.   Готовить   тестовые   задания, кроссворды   для   одноклассников.   Проводить   викторины, уроки­КВНы   по   истории   христианства   на   Руси. Анализировать   произведения   живописи,   посвященные исторрическим   событиям,   раскрываемым   на   уроке. Представлять  результаты   индивидуальной   учебной деятельности   (доклады,   выставки,   творческие   работы   и др.).  Проверять  себя и самостоятельно  оценивать  свои достижения. Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с   текстом   учебника.  Выполнять  задания Представлять  результаты   индивидуальной   учебной  Проверять  себя   и  оценивать  свои деятельности. достижения.  Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, развитие  протестантской  традиции Лютера Консервативное   крыло   Реформации:   кальвинизм   и англиканство Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации Распространение протестантизма Новые американские Церкви, секты, объединения Экуменизм Разнообразие Тоталитарные секты Протестантские   храмы.   Богослужения.   Искусство протестантского Запада обновленчества. современного     5 4. Распространение  римско­ католической  церкви Распространение Римско­католической Церкви на юге Западной Европы. Крестовые походы Кризис   Римско­католической   Церкви   в   результате Реформации. Борьба с гугенотами Создание государства Ватикан Период   качественных   перемен   в   латинской   традиции западного христианства. Особенности   латинского   вероучения,   обрядовости, церковного искусства 5. Католицизм в  России 5 Получение в Корсуни от папы Римского святых мощей в год крещения Владимира Католическое миссионерство на юго­западе Руси Борьба северной Руси за верность православию Попытки   ввести   католичество   в   России   в   Смутное время 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1  Объяснять   Объяснять  формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с различными направления протестантизма как   одного   из   направлений   христианства.  Выполнять задания  в   рабочей   тетради,   творческие   работы,  Представлять индивидуальные   и   групповые   проекты. результаты   индивидуальной   учебной   деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя   и   самостоятельно  оценивать  свои   достижения. Совершать экскурсии по монастырям Кубани Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться  с   историей   Римско­католической   церкви, богослужений. особенностями   произведения Рассматривать  Выполнять католического   церковного   искусства. задания  в   рабочей   тетради,   творческие   работы,  Представлять индивидуальные   и   групповые   проекты. результаты   индивидуальной   учебной   деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя   и   самостоятельно  оценивать  свои   достижения. Совершать экскурсии по монастырям Кубани Прогнозировать  результаты   работы   на   уроке, формулировать  тему   урока. значение терминов   и   понятий   с   опорой   на   текст   учебника   или  использовать  их   при   создании   собственных словаря, текстов   (устных   и   письменных).  Систематизировать  и анализировать     и    Объяснять  вероучения   и Церковь греческого (восточного) обряда на территории современной России 1 обобщать  знания,   полученные   на   предыдущих   уроках. Знакомиться с текстом учебника. Выполнять задания в рабочей   тетради,   творческие   работы,   индивидуальные   и групповые   проекты. результаты индивидуальной   учебной   деятельности   (доклады, выставки,   творческие   работы   и   др.).  Проверять  себя   и самостоятельно  оценивать  свои достижения. Совершать экскурсии по храмам и монастырям Кубани  Представлять  Итого: 170 Согласовано МО от_ 31_августа__2018 г._____ ________________М.Н.Савченко Согласовано  зам. директора по УВР ________________ Н.С.Баёва от __31__августа__2018 г. _

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс

Рабочая программа "Основы православной культуры" 5-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2019