Рабочая программа Основы проектной деятельности («От проблемы к цели») для учащихся 6 класса
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
6 кл
26.02.2018
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, является проектное обучение.
В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Курс «От проблемы к цели» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы, постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.рабочая программа Основы проектной деятельности («От проблемы к цели») для учащихся 6 класса учитель Дьякова Н.Г.
Основы ПроектнойтиДеятельности 6класс.docx
Рабочая программа
учителя Дьяковой Надежды Георгиевны
(I категория)
Основы проектной деятельности
(«От проблемы к цели»)
для учащихся 6 класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от августа 201 года
Пояснительная записка
Рабочая программа Основы проектной деятельности
Данная программа предназначена для учащихся 6го класса, и рассчитана на 35 часов. (1 раз в неделю)
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным
поставленным целям, является проектное обучение. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Курс «От проблемы к цели» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и
анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, определение и анализ способов решения проблемы,
постановка цели, планирование деятельности. В рамках занятий учащиеся делают проектную разработку.
Цель данной программы – научить учащихся основам проектной деятельности и создать для этого все
условия.
Задачи:
Образовательные:
1 Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
2 Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.
3 Научить работать с различными источниками информации.
4 Научить способам первичной обработки информации.
5 Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.
6 Научить работать в группе, команде.
7 Научить оценивать свои и чужие результаты.
8 Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.
Воспитательные, развивающие:
1 Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его
самореализации и рефлексии;
2 Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли
сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;
вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
3 Развивать исследовательские умения.
При работе над проектом используются исследовательские методы, что предполагает:
определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
оформление конечных результатов;
анализ полученных данных;
подведение итогов;
корректировка;
получение выводов
Поскольку целью курса является обучение основам проектной деятельности, то должны
использоваться активные виды занятий, а именно: выступления с предложениями, идеями; мозговой
штурм; обсуждение; самостоятельная работа.
В процессе работы предполагается осуществление промежуточного контроля (индивидуальная
работа с учащимися и группами учащихся, оказание помощи) и итогового (простейшая презентация).
Учебнотематический план
№ Тема
Колво часов
1. От проблемы к цели
2. Работа с каталогами
7
5 3. Работа со справочной литературой
4. Способы первичной обработки информации
5. Наблюдение и эксперимент
6. Как работать вместе
7. Экспертиза деятельности
5
8
3
3
4
Итого 35 часов
Календарнотематическое планирование
№
урок
а
Наименование тем, занятий
От проблемы к цели 7час
Кол
во час
Формы
работы
Формы контроля
1
2
3
4
5
6
7
Знакомство с понятием «Учебный проект.
Виды проектов.
Ситуация и проблема. Описание ситуации.
Признаки ситуации. Желаемая и реальная
ситуации.
Что значит поставить цель. Разные способы
достижения цели.
Планирование деятельности. Что такое
задача.
Лекциябеседа.
Просмотр готовых
проектов.
Постановка цели.
Формулирование задач.
1
1
1
1
1
Шаги для решения задачи.
Разбивка задач на шаги.
Что такое ресурсы.
Работа с каталогами 5 час
1
Выявление ресурсов.
Проверка работы по
выбору тем
проектов,
постановке цели
Проверка работы по
постановке задач
Проверка работы по
разбивке задач на
шаги 8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Информация с титульного листа книги.
Информация с карточки библиотечного
каталога.
Виды каталогов.
Роль каталогов при работе над проектом.
Составление памятки «Как искать
информацию в каталоге».
Работа со справочной литературой 5час
Виды справочной литературы.
Особенности словарных статей в разных
источниках информации.
Составление справочника по теме проекта.
Поиск недостающей информации для
проекта.
Составление алгоритма работы со
справочной литературой.
Способы первичной обработки
информации 8час
Чтение текста с пометами (приём
ИНСЕРТ).
4.2. Составление информационных таблиц.
4.3. Обсуждение полученной информации.
4.4. Правила составления ДЕНОТАТНОГО
ГРАФА.
4.5. Составление денотатного графа по
тексту.
4.6. Составление денотатного графа по
теме проекта.
4.7. «Лестница» сужения и расширения
понятий.
4.8. Составление коллажа на тему проекта.
Работа в группах с
книгой и каталогом.
Составление памятки
Презентации
групповой работы
Работа в группах.
Работа со словарными
статьями разных
источников.
Поиск информации для
проекта.
Презентации
групповой работы
Чтение текста с
пометами.
Составление информаци
онных таблиц.
Проверка
корректности
выполнения
заданий.
Составление денотатного
графа.
Составление коллажа. 5.
6.
7.
Наблюдение и эксперимент 3
5.1. Свойства предметов.
5.2. Проведение эксперимента. Ведение
записей в процессе эксперимента.
5.3. Получение данных для проекта путём
наблюдения (эксперимента).
Как работать вместе 3
6.1. Что такое команда. Правила групповой
работы.
6.2. Способы разрешения конфликта.
6.3. Три способа группового
взаимодействия.
Экспертиза деятельности 4
7.1. Умение провести экспертизу своей и
чужой деятельности.
7.2. Формула успешной деятельности.
7.3. Сильные и слабые стороны работы над
проектом.
7.4 Защита проекта
Проведение наблюдений,
экспериментов.
Оценка выступлений
Работа в группе
(команде).
Оценка выступлений
Проведение экспертизы.
Рефлексия курса
Работа над проектом.
Содержание программы
Тема 1. От проблемы к цели. (7 часов)
Что такое ситуация. Описание реальной ситуации от имени вымышленного лица. Что
такое признак ситуации. Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации.
Анализ реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Деление реальной ситуации
на признаки. Описание ситуации в рамках проекта.
Нахождение противоречий. Что такое цель. Что значит поставить цель. Разные
способы достижения поставленной цели.
Планирование деятельности. Что такое задача. Промежуточный результат. Как
разбить задачу на шаги.
Что такое ресурсы. Какие бывают ресурсы (информационные, материальные,
трудовые). Что может стать ресурсом. Выявление ресурсов.
Тема 2. Работа с каталогами. (5 часов) Что такое каталог. Основа всех каталогов – карточка. Информация с титульного
листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Нахождение
нужной книги по каталогу.
Тема 3. Работа со справочной литературой. (5 часов)
Виды справочной литературы (словарь, справочник, энциклопедия). Особенности
словарных статей в разных источниках информации. Составление справочника по теме
проекта. Поиск недостающей информации.
Тема 4. Способы первичной обработки информации. (8 часов)
Чтение текста с пометами. Составление записей по прочитанному тексту. Составление
таблицы на основе полученных записей. Обсуждение заполненных таблиц. Составление
денотатного графа по тексту. Составление денотатного графа по теме проекта.
Составление «лестницы» сужения и расширения понятий. Обсуждение результатов
работы в группе.
Что такое коллаж. Составление коллажа на определённую тему.
Тема 5. Наблюдение и эксперимент. (3 часа)
Описание свойств трёх предметов. Проведение экспериментов. Прогнозирование
результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента.
Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Оформление результатов
наблюдений (экспериментов).
Тема 6. Как работать вместе. (3 часа)
Правила групповой работы. Общение в группе. Самые важные правила. Командные
роли. Конфликтная ситуация. Способы разрешения конфликта. Способы группового
взаимодействия.
Тема 7. Экспертиза деятельности (3 часа)
Что такое экспертиза. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии
оценки своего проекта. Способы оценки. Из чего складывается успех. Формула успеха.
«Звёздная карта» своей жизни.
Сильные и слабые стороны работы над своим проектом. Способы преодоления
трудностей.
В результате прохождения курса «От проблемы к цели» учащиеся получат опыт:
анализа проблемы;
анализа способов решения проблемы; учащиеся научатся:
описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;
определять противоречия, лежащие в основе проблемы;
формулировать проблему;
формулировать цель на основании проблемы;
обосновывать достижимость цели;
ставить задачи, адекватные цели;
выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);
рассчитывать время, необходимое для их выполнения.
Литература
1 Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности
школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров».
Издательство «Учебная литература», 2006. 2 Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под
ред. проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 57 класс. Издательство «Учебная
литература», 2007.
3 Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления.
– Москва, издательство «Аркти», 2006.
4 Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном
учреждении. Издательскоторговый дом «Корифей» Волгоград, 2007.
Рабочая программа Основы проектной деятельности («От проблемы к цели») для учащихся 6 класса
Рабочая программа Основы проектной деятельности («От проблемы к цели») для учащихся 6 класса
Рабочая программа Основы проектной деятельности («От проблемы к цели») для учащихся 6 класса
Рабочая программа Основы проектной деятельности («От проблемы к цели») для учащихся 6 класса
Рабочая программа Основы проектной деятельности («От проблемы к цели») для учащихся 6 класса
Рабочая программа Основы проектной деятельности («От проблемы к цели») для учащихся 6 класса
Рабочая программа Основы проектной деятельности («От проблемы к цели») для учащихся 6 класса
Рабочая программа Основы проектной деятельности («От проблемы к цели») для учащихся 6 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.