РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы светской этики». 5 класс

  • Образовательные программы
  • docx
  • 31.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Характеристика и цели модуля «Основы светской этики» Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи: формировать нормы светской морали; дать представления о светской этике; познакомить учащихся с основами культур; развивать представления о значении нравственных норм; обобщить знания о духовной культуре и морали; развивать способности к общению; формировать этическое самосознание; улучшать взаимоотношения детей и родителей; противодействовать суициду детей. Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников. На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие. Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться». Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и народу. На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…» Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт, и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет». На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков. В ходе диалога-беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию. Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян.Рабочая программа для 5-х классов.ФГОС. «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Иконка файла материала оркс.docx
«Рассмотрено»                               «Согласовано»                                 «Утверждаю» Руководитель кафедры  Заместитель директора по УР         Директор Гимназии гуманитарных наук _________ /Фахрутдинова Г.М./                  _______ /Хамидуллина М.Х../             ________ /Арсланова Р.М./ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы светской этики». 5 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №20 имени Абдуллы Алиша» Хуснутдинова Гульнур Гумаровна учитель истории2015­2016 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.   Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.­сост. М.Т. Студеникин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. —160 с. — (ФГОС. Инновационная  школа). Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Основы духовно­нравственной культуры народов России» 17 часов. Данная программа рассчитана на 17 учебных часов: вводный урок, 15 тем, итоговое повторение. На каждую тему выделяется один урок (один час).   Характеристика и цели предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2010 г. имеется обязательная предметная область «Основы духовно­ нравственной культуры народов России». Изучение основ духовно­нравственной культуры предполагает дальнейшее развитие учащихся; воспитание патриотизма,  любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование готовности к нравственному  самосовершенствованию, духовному саморазвитию; ознакомление с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании  конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в  становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности,  основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни. Системно–деятельностный подход, лежащий в основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе  толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества. В соответствии со  Стандартом, на ступени основного общего образования осуществляется дальнейшее формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно­нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие подростками  моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; укрепление духовного здоровья обучающихся. Характеристика и цели модуля «Основы светской этики» Модуль «Основы светской этики» в рамках предметной области «Основы духовно­нравственной культуры народов России» предполагает изучение духовно­ нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача  нравственного развития школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной  деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Поставлены также задачи: (cid:149)  формировать нормы светской морали; (cid:149)  дать представления о светской этике; (cid:149)  познакомить учащихся с основами культур;(cid:149)  развивать представления о значении нравственных норм; (cid:149)  обобщить знания о духовной культуре и морали; (cid:149)  развивать способности к общению; (cid:149)  формировать этическое самосознание; (cid:149)  улучшать взаимоотношения детей и родителей; (cid:149)  противодействовать суициду детей. Данный модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно­воспитательного процесса, расширяя знания об этике и этикете, полученные в начальной  школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать  собственное поведение и поведение других учеников.   На уроках светской этики в 5 классе учащимся предстоит выяснить, кто такой гражданин, в чем состоят его права и обязанности; раскрываются важнейшие  нравственные понятия: честь и достоинство, совесть и порядочность, сострадание и милосердие, правда и ложь и многие другие. Насущным проблемам современного российского общества посвящены темы: «Терпимость и терпение», «Мужество», «Равнодушие и жестокость». При изучении  этих тем ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — жизни. Развитию и совершенствованию личности подростка, его  организованности и самостоятельности помогут темы: «Самовоспитание», «Учись учиться». Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умения избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. На  уроках светской этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимания особенностей их культуры, ведь культура каждого  народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Модуль «Основы светской этики» вносит также вклад в формирование у детей  коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности, национального самосознания — чувства принадлежности к своей стране и  народу. На уроках светской этики ученики знакомятся с Конституцией Российской Федерации, определяющей нормы и правила жизни нашего общества и государства. В  преамбуле к Конституции говорится: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, объединенный общей судьбой…» Задача школы — воспитать  будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства. Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благоприятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного  о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в музее и театре, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обременяет основной  курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах  этики и этикета. Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникновения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у разных народов,  узнать о происхождении тех или иных правил поведения, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Детский возраст важен для социализации ребенка, когда дети познают одобряемые и неодобряемые формы поведения. У них еще слишком мал собственный опыт,  и задача школы на уроках светской этики — помочь им усвоить положительный опыт поведения других людей. Содержание курса дает детям возможность на  «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения  в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и  культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения. В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, проявление  активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Большое внимание обращается на деятельность ученика по анализу текста, его логической  обработке при составлении плана, решению практических задач. В процессе деятельности у учеников возникают положительные эмоции, им нравится, хочется  работать, появляется чувство удовольствия от умственной деятельности, формируются познавательные потребности. В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабатываются социально­коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе,  дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения. Итогом этой работы станет завершающая тема курса «Речевой этикет».На уроках светской этики учитель устанавливает и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, изобразительным искусством,  музыкой. Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополнительных текстах, так в вопросах и заданиях к ним. Ученики, например, определяют части  речи, находят однокоренные слова, вспоминают героев произведений детской литературы, рассматривают положительные и отрицательные стороны их поступков.  В ходе диалога­беседы ученики оценивают поступки героев, выясняют свою собственную позицию.  Курс этики считается светским, однако он небезразличен к религиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных  религиях россиян. Требования к результатам обучения и освоения содержания модуля «Основы светской этики» Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет как знаниевый компонент содержания образования, так и  формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к  организации самостоятельной учебной деятельности ученика. Стандарт ориентирует на становление следующих характеристик школьника: Личностные результаты (cid:149)  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей  многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; (cid:149)  формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а также на  основе положительного отношения к труду; (cid:149)  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; (cid:149)  формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; (cid:149)  формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира; (cid:149)  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми; (cid:149)  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории,  культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми достигать в нем  взаимопонимания. Предметные результаты (cid:149)  Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; (cid:149)  самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; (cid:149)  формирование представлений об основах светской этики; (cid:149)  понимание значения нравственности в жизни человека, семьи и общества. Метапредметные результаты (cid:149)  Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать  мотивы и интересы своей познавательной деятельности; (cid:149)  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения  учебных и познавательных задач; (cid:149)  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; (cid:149)  знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;(cid:149)  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее  решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; (cid:149)  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и  регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.         СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (1 час) Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе. Тема 1. Гражданин России (1 час) Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский  долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации.  Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства. Тема 2. Порядочность (1 час) Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность.  Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности. Тема 3. Совесть (1 час) Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и  простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть — «внутренний голос человека». Жить по законам совести. Несовместимость совести с  эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников. Тема 4. Доверие и доверчивость (1 час) Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость.  Правила установления дове­ рительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая  помощь. Тема 5. Милосердие и сострадание (1 час) Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия.  Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила  милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить. Тема 6. Правда и ложь (1 час)Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность.  Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи. Тема 7. Традиции воспитания (1 час) Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет. Тема 8. Честь и достоинство (1 час) Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного  слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой  Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.   Тема 9. Терпимость и терпение (1 час) Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость  (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов.  Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость. Тема 10. Мужество (1 час) Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность  в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести,  достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее  проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества. Тема 11. Равнодушие и жестокость (1 час) Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая  ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия. Тема 12. Самовоспитание (1 час) Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои  дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и  отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства  самоуважения. Тема 13. Учись учиться (1 час) Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на  уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда  умственного и физического. Тема 14. Речевой этикет (1 час) Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты  и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения  подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько  дела. Этикет разговора по телефону. Тема 15. Мои права и обязанности (1 час)Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного  труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам  несовершеннолетних и защите их прав. Итоговое повторение (1 час)   Список   литературы 1.Программа курса «Основы светской этики». 5 класс / авт.­ сост. М.Т. Студеникин.  2. Студеникин М.Т. «Основы светской этики»: учебник для 5 класса, М.: ООО «Русское слово­учебник», 2013г.     Тематическое планирование. Содержание урока (уроков) Виды учебной деятельности Понятия Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) Предметные Личностн Метапредметные ые Даты провед ения (план/ факт) Народы России, их духовно­ Актуализация и формализация Кол­ во  часов Тип урок а 1 Вво дны й Тем а уро ка Вве ден ие в пре дме т нравственная культура. Учебник «Основы духовно­ нравственной культуры народов России.  Основы светской этики», его структура знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «духовно­ нравственная культура», «этика», «этикет», «светский», «народ», «националь­ность», нравственн ость «мораль», «нравственность». Духовно­ нравственн ая культура, этика, этикет, светский, народ, национальн ость, мораль, Ознакомление с основными общечеловече скими нормами поведения, правилами, принятыми в обществе. Регулятивные: при помощи учителя определить последовательность анализа параграфа. Познавательные: выразительно читать; осуществлять; словарную работу. Коммуникативные: знать правила коллективной работы; уметь читать по ролям и обсуждать Дружелю бное отношени е друг к другу; знание практичес кой пользы этики и этикета.1 Гра жда нин Рос сии Понятие Родины. Российская Федерация. Важнейшие положения Конституции РФ. Права и обязанности граждан. Государственное устройство Уро к перв ично го изуч ения и закр епле ния нов ых знан ий 1  Пор ядо чно сть  Ком бини рова нны й  Понятия «этика», «мораль» (нравственность). Назначение этики, её категории. Фиксация информации в различных знаковых системах Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «родина», «Россия», «Российская Федерация», «государство», «гражданин», «гражданство», «права», «обязанности», «государственные символы», «». Обучение алгоритмизации деятельности. Извлечение информации из различных знаковых систем    Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Расширение представлени й о Родине, родном крае, патриотизме. Знакомство с Основным законом страны прочитанное.  Регулятивные: определение алгоритма ответа по плану. Познавательные: работа с отдельными статьями Конституции РФ, текстами и иллюстрациями учебника, с плакатами, ответы на вопросы викторины. Коммуникативные: взаимопомощь и доброжелательность общения среди детей различных национальностей Интерес к познанию родной страны, усвоение понятий», «государс тв», «Констит уция», «права», «обязанно сти», «государс твенные символы» Родина, народ, Россия, Российская Федерация, государств о, гражданин, гражданств о, права и обязанност и, государств енные символы, Президент, Правительс тво, парламент Этика, мораль, нормы морали, порядочнос Овладение навыками культурного поведения, формировани Регулятивные: усвоение правил работы с учебником. Познавательные: чтение текстов;   Разрешен ие  элементов практичесНормы этика, их развитие и совершенствование. Формулирование определений понятий «нормы Порядочность: честность, надёжность, соблюдение норм морали. Достоинство и благородство  Сов есть 1  Ком бини рова нны й  Способность ученика оценивать свои поступки, осознавать свои обязанности, оценивать их выполнение, контролировать себя. Ответственность за свои дела. Правила взаимоотношений учеников класса, морали», «тактичность», «порядочность», «благородство», «достоинство», «справедливость». Извлечение информации из различных знаковых систем. Моделирование поведения, требующего проявления тактичности, порядочности, благородства, достоинства.        Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «совесть», «стыд», «сострадание», «правдивость», «эгоизм», «корысть». Освоение навыков ть, благородст во, достоинств о, справедлив ость.   Совесть,  стыд,  порядочнос ть,  сострадани е,  правдивост ь, эгоизм,  корысть я нравственной культуры учащихся; отработка практических ситуаций проявления порядочности в повседневной жизни. Пробуждать стремление к самосовершен ствованию и благородству. Воспитание вежливого поведения, доброжелател ьного отношения к окружающим, потребности оценивать свои поступки, осознавать обязанности, ответы на вопросы, выполнение заданий; работа со словарём по определению значений понятий; работа с условно графической наглядностью. Коммуникативные: культурное и вежливое общение в коллективе.  Регулятивные: определение отработки терминов и понятий. Познавательные: выполнение заданий по закреплению материала; отработка терминов и понятий; чтение текста и составление схемы.    Коммуникативные: соблюдение правил ких  ситуаций  в  повседнев ной  жизни.  Пробужде ние  стремлен ия  совершать добрые  дела,  быть  порядочн ым  человеко м.  Компетен тность в оценивани и своих поступко в, определен ии обязаннос тей и оценивани е их выполненшколы.   Важнейшие качества личности: порядочность, совесть, доверие. Убеждённость в честности и порядочности товарища, вера в искренность и добросовестность его поступков. Откровенность. 1  Ком бини рова нны й  Дов ери е и дов ерч иво сть  Доверие и доверчивость. Самодоверие. Советы в сложной жизненной ситуации.   составления схем. Моделирование поведения, требующего проявления вежливости, доброжелательности. Обучение навыкам самоконтроля.     Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «доверие», «самодоверие», «доверчивость». Обучение составлению сложного плана и работе по нему. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Развитие навыков работы в парах. Моделирование поведения, оценивать их выполнение, контролирова ть себя.   Формировани е представлени й о нравственнос ти человека за свои поступки. Отличие доверия от Доверие, самодовери е, доверчивос ть.  доверчивости. Воспитание доброты и милосердия, доброжелател ьности, уважения друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела.  вежливости и этикета. ия.  Регулятивные: выявление алгоритма сложного плана изучения нового, работа по этому плану. Познавательные: работа со словарём по определению терминов и понятий; практические задания. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; применение правил межличностного общения.   Выявлять элементы ощечелов еческих ценностей ; объяснять смысл пословиц и поговорок ; определят ь значения слов; соотносит ь понятия с определен иями; соотносит ь текст с рисунком; выявлять1  Ком бини рова нны й  Ми лосе рди е и сост рад ани е Милосердие: готовность помочь родным и посторонним людям, проявление сострадания, сердечного участия. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, понимание, бескорыстие, справедливость. Отношения в классном коллективе. Стремление прийти на помощь людям. Проявление милосердия в классе, школе.  Милосерди е, сострадани е, бескорысти е, человекол юбие.  требующего проявления доверия  Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», «человеколюбие». Освоение навыков алгоритмизации деятельности. Развитие навыков поведения в ситуации командного соперничества. Извлечение информации из различных знаковых систем. Осознанное формирование групповых норм. Моделирование поведения, Формировать нравственные качества личности: быть милосердным, уметь сострадать, прийти на помощь друг другу в трудную минуту. Воспитывать среди учащихся доброжелател ьность, уважение друг к другу.  Регулятивные: разработка правил поведения в классе, в школе. Познавательные: ответы на вопросы и задания к текстам; выполнение практических заданий; работа с условно­ графической наглядностью, объяснение пословиц. Коммуникативные: работа в парах на основе правил соревнования команд.  различие между доверием и доверчиво стью.  Выявлять элементы общечело веческих ценностей , сострадан ия и милосерд ия; соблюдат ь правила дружбы; дружески общаться в коллектив е; проявлять взаимопо мощь в классном коллектив е.Пра вда и лож ь 1  Ком бини рова нны й  Правда – то, что соответствует действительности. Ложь – намеренное искажение требующего проявления милосердия и сострадания.   Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. действительности. Хитрость. Отличие Формулирование определений понятий «неправда» и «ложь». Полуправда, святая лож  понятий «правда», «ложь», «полуправда», «честность», «искренность», «правдивость». Освоение навыков работы в группах. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков художественного чтения. Обучение анализу различных высказываний по одной теме. Моделирование ситуаций, требующих проявления правдивости.    Правда, ложь, полуправда , честность, искренност ь, правдивост ь.  Формировани е умения критически осмысливать свои поступки, учиться быть искренним и правдивым. Вырабатывать потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков. Воспитание нравственных принципов собственного развития  Регулятивные: при   помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Познавательные: составление схемы; отработка терминов и понятий; выполнение практических заданий; этическая беседа по теме сказки; соотнесение иллюстрации с текстом, определение заголовка иллюстрации; работа с пословицами и поговорками. Коммуникативные: художественное чтение и обсуждение стихов; работа в парах; сравнение с сопоставление различных высказываний.1  Ком бини рова нны й  Тра диц ии вос пит ани я  Воспитание положительных качеств личности. Традиции, нормы поведения, обычаи, ценности, передаваемые из поколения в поколение. Сословия: дворяне, крестьяне, купцы, мещане, казаки. Общее и отличие в воспитании детей разных сословий. Воспитание в труде и вере, уважение и помощь родителям, старшим. Выполнение традиций предков.  Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «традиция», «поколение», «сословие». Освоение навыков составления схем и планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Развитие навыков командной деятельности. Обучение составлению кроссвордов. Моделирование ситуаций, требующих соблюдения обычаев Традиция, поколение, сословие, манеры.  Формировани е эмоционально положительно й концепции развития личности на примерах положительн ых традиций своего народа, реализация межпредметн ых связей с литературой, русским языком.   Регулятивные: определение правил составления схемы, сложного плана. Познавательные: отработка терминов и понятий; выполнение заданий, работа по составлению схем; составление кроссворда; ответы на вопросы; работа с иллюстрациями учебника. Коммуникативные: применение правил соревнования команд; чтение и обсуждение дополнительных текстов; работа с пословицами.     Концепц ии по проявлен ию порядочн ости и скромнос ти, гордости за поступки наших предков; умение раскрыват ь авторский замысел художест венного произведе ния, выявлять Чес ть т  дос тои нств о 1 Ком бини рова нны й Развитие представлений о чести и достоинстве людей в разные эпохи: средневековые рыцари, дворяне. Умение отвечать за и традиций.   Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «честь», Честь, достоинств о, нравственн ость, репутация, совесть, справедлив Раскрытие межпредметн ых связей с литературой, историей. Пробуждение у учащихся интереса к Регулятивные: определение с помощью учителя принципов выявления межпредметных связей. Познавательные: работа с учебником; в нём этические понятия. Умение подбирать нужные пословиц ы и поговорк и; соотноситсвои слова и дела. Дворянский кодекс чести. Общественное признание человека, его заслуг. Достоинство человека: доблесть, искренность и честность, скромность и простота, благородство души, чистая совесть. Честь и достоинство, патриотизм современного молодого человека, ученика. Нормы морали. Значение слов «терпимость» («толерантность») и  «терпение». Способность человека уважительно относится к людям другой национальности, культуры, религии. 1 Ком бини рова нны й Тер пим ость и  тер пен ие «достоинство», «доблесть», «благородство», «патриотизм». Обучение навыкам составления сообщения, ведение беседы, диспута, выступление с сообщением. Моделирование ситуаций, требующих проявления достойного, благородного поведения. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «культура», «религия», «терпимость», «толерантность», «мигрант», Способность «индивидуальность», ость, ответственнос ость, доблесть, благородст уважение, патриотизм во, . вопросам чтение стихов, текстов ь рисунок нравственнос ти. Воспитание уважения к традициям своего народа. дополнительного чтения, применение схем; проведение беседы; составление плана изучение нового. Коммуникативные: правила общения во время беседы и диспута; выступления учеников с сообщениями.    с текстом; пользоват ься словарём в конце учебника; составлят ь план для сообщени я. Нормы морали, культура, религия, терпимость , толерантно сть, мигрант, индивидуал ьность, национальн Реализация межпредметн ых связей с литературой, историей. Воспитание уважительног о отношения к людям другой национальнос ти, Регулятивные: определение принципов применения блок – пакетов на уроках этики. Познавательные: использование блок – пакетов с заданиями, работа на карточках; заполнение схем и таблиц. Коммуникативные: основы анкетирования Знать основы поведения в многонац ионально м коллектив е; выполнят ь поручени я по(заполнение анкеты); сообщение учащихся; чтение текстов по работе с детьми другой ролям; аргументирование своего ответа   «национальность», бескорысти «бескорыстие», «гуманность», «ксенофобия». Освоение навыков работы с карточками, е, гуманность , ксенофоби я, обычай.   ти за свои дела и поступки, целеустремлё нности. заполнения таблиц и схем. Освоение навыков работы с анкетами. Развитие навыков чтения по ролям. воспринимать другого как равного себе. Уникальность – важнейшее свойство личности. Качества личности: взаимоуважение и взаимопонимание, ответственность и доброжелательност ь, коммуникабельност ь и терпимость. Значение слова «мужество». Способность и убеждение смело идти навстречу опасности. Стойкость в борьбе, духовная крепость, доблесть, храбрость, отвага и смелость в опасных ситуациях. Проявление 1 Му жес тво Ком бини рова нны й Моделирование ситуаций, требующих проявления терпимости и коммуникабельности . Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «мужество», «отвага», «смелость», «дружба», «герой», «героизм». Использование мужества в мирное элементов причинно националь ности; давать определен ия понятий, пользуясь словарём учебника Проявлят ь взаимопо мощь, стремитьс я совершать добрые дела; соизмерят ь свои потребнос ти с потребнос Мужество, доблесть, смелость, отвага, честь, честность, достоинств о, благородст во, доброта, дружба, герой, героизм. Формировани е умения соизмерять свои слова и дела, разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения их героев. Уважительно относится к Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению основ для принятия решений в конкретных ситуациях. Познавательные: ответы на вопросы, выполнение заданий; отгадывание ребуса; анализ пословиц; подбор народных сказок, былин, пословиц,– следственного анализа. Извлечение информации из героям прошлого и настоящего. время. Умение быть самим собой, идти своим путём. Вечные ценности и добродетели: честь, честность, достоинство, благородство, доброта, дружба. Тренировка мужества. Героизм – высшее проявление мужества. Слово «равнодушие» и его синонимы. Умение прийти на помощь нуждающимся. Жестокость: насилие одной личности над другой. Связь насилия с отрицательными явлениями нашего общества. Проявление жестокости по отношению к животным, сверстникам. Цена человеческой 1 Ком бини рова нны й Рав нод уши е и  жес ток ость различных знаковых систем. Освоение навыков групповой деятельности. Моделирование ситуаций, требующих проявления мужества, отваги, смелости, дружелюбия, героизма. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «равнодушие», «жестокость», «жизненные ценности», «нецензурные слова», «философия». Использование элементов причинно – следственного анализа. Извлечение воспевающих красоту и мужество героев. Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе подготовки классных и общешкольных воспитательных мероприятий. Равнодуши е, жестокость , жизненные ценности, скверносло вие, философия . Подводить учеников к мысли о важности сохранения дружеских взаимоотноше ний в классе и в школе, семье. Продолжить работу по изучению особенности семей классного коллектива. Воспитание чувства Регулятивные: определение задач по выявлению и сохранению лучших традиций нашего общества Познавательные: работа с табличками; выполнение заданий развивающегося характера по ходу объяснения; работа с понятиями и их значениями на карточках Коммуникативные: выступление с сообщениями; умение отвечать на вопросы в тями других людей, уметь жертвоват ь своими интересам и во имя обществе нных Поддержи вать дружески е взаимоотн ошения в классе и в школе; подготови ть мини – сочинение ; проанализ ировать жизненны е ситуации, сделать выводыжизни, её неповторимость, умение беречь себя, своих родных и близких. Борьба со сквернословием. Уметь хотеть делать добрые дела. Нормы нравственности. Обычаи и традиции, законы и постановления. Дисциплинированн ость, сознательная дисциплина. Самовоспитание. Воспитание воли. Сам ово спи тан ие 1 Ком бини рова нны й Ближайшие и отдалённые цели развития личности. Пути самообразования. Преодоление трудностей, самооценка. информации из различных знаковых систем. Освоение навыков работы с карточками. Освоение правил ведения диспутов, споров, дискуссий. Освоение навыков самопрезентации (подготовки и выступления с сообщением). Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «сознательная дисциплина», «самовоспитание», «самообразование», «самооценка». Развитие навыков выработки групповых норм, работа в группах. Освоение навыков работы с карточками. Использование гордости за поступки героев наших дней.  логической последовательности; соблюдение правил проведения словесных споров Обучение детей ценить и дорожить великим даром общения, определение роли и значения самовоспитан ия в этом процессе. Регулятивные: определение правил самовоспитания, самодисциплины. Познавательные: работа в группах с раздаточным материалом; анализ текста и выделение основных идей; работа с анкетой. Коммуникативные: конкретизация и определение правил работы в группах. Проявлят ь компетен тность в соблюден ие дисципли ны и самодисц иплины; анализиро вать рассказы для детей по проблеме урока Нравственн ость, нормы нравственн ости, сознательн ая дисциплина , самовоспит ание, самообразо вание, самооценка .1 Учи сь  учи ться Ком бини рова нны й элементов причинно – следственного анализа. Моделирование ситуаций самовоспитания Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «учение», «воспитание». Развитие навыков групповых норм, работы в группах. Развитие навыков самопрезентации (работы у доски). Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Развитие навыков участия в игре. Моделирование ситуаций, требующих проявления и развития навыков учения и самовоспитания. Учение, воспитание , образовани е, коллективи зм. Анализ вопросов и заданий, ответы в логической последовател ьности. Определение нравственных качеств личности при анализе конкретного поступка. Определение алгоритма подготовки урока, ответа у доски. Регулятивные: составление практических заданий по решению жизненных ситуаций. Познавательные: выполнение практических заданий на доске; работа с текстом учебника, участие в игре, отработка логических операций. Коммуникативные: определение правил работы в команде. Компетен ции по выполнен ию учебных заданий в классе и дома; выполнен ию учебных заданий в классе и дома; выполнен ию правил учебного труда; умение и желание соблюдат ь распоряд ок дня. Учение и воспитание как составные части образования. Умение применять знания, правильно действовать в конкретной ситуации. Нравственность и её нормы. Приёмы учения. Алгоритм подготовки урока, ответа у доски. Сочетание труда умственного и физического. Приёмы запоминания. Тренировка памяти. Распорядок дня ученика. Культура общения сверстников на учебном занятии1 Реч ево й  эти кет Уро к закр епле ния знан ий Средства речи и правила их использования в различных ситуациях. Правила общения, беседы. Умение начать и поддержать беседу. Особенности речи русского языка. Этикет речи. Правила разговора по телефону. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятий «речевой этикет», «общение». Развитие навыков художественного чтения. Использование элементов анализа причинно – следственных связей. Освоение навыков Речевой этикет, общение, беседа, вежливость . Активизация знаний речевого этикета из межпредметн ых связей. Воспитание желания узнавать новое о жизни своего и других народов, уважительно к ним относится.  работы с карточками. Извлечение информации из Регулятивные: усвоение основ комплексной работы с текстами, с карточками и схемами. Познавательные: анализ нового материала; чтение стихов, анализ пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие культуры речи в разных ситуациях. Компетен ции: выполнят ь правила речевого этикета; проявлять чувство уважител ьного, терпимог о отношени я к людям иной националь ности, религии. различных знаковых систем. Моделирование ситуаций, развивающих культуру речи. Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях. Формулирование определений понятия Мо и  пра ва и обяз анн ост 1 Ком бини рова нны й Устав – основной документ учебного заведения. Права и обязанности ученика. Отражение норм права и морали в Устав, права и обязанност и, нормы морали, правила этики и Реализация межпредметн ых связей с другими дисциплинам и. Развитие умения Регулятивные: основы составления простого и сложного планов Познавательные: анализ нового материала; чтение Знание основ школьног о Устава, запрещаю щих требовании школьном Уставе. «устав». Развитие этикета находить в стихов, анализ Обязанность посещения занятий в школе. Что запрещено учащимся. Ответственность ученика за свои поступки. Работа комиссии по делам несовершеннолетни х и защите их прав 1 Ито гов ый Обобщить и систематизировать знания учащихся по основам светской этики Пов тори тель но­ обоб щаю навыков составления простого и сложного планов. Извлечение информации из различных знаковых систем. Составление собственных текстов. Развитие навыков   работы в группах. Использование элементов причинно – следственного анализа. Развитие навыков самопрезентации (подготовка и выступление с сообщением). Моделирование ситуаций, требующих осознанного выполнения обязанностей, осуществления и защиты прав Проверка знаний и умений, соответствующих требованиям к освоению курса  тексте знания этического характера, знание пословиц; разыгрывание сценок; работа в группах с блок – пакетами; выполнение заданий в парах. Коммуникативные: развитие речи в разных ситуациях. основных правил этики. Рассмотрение и анализ конкретных ситуаций из школьной жизни й; проявлен ие уважител ьного отношени я к учителям, учащимся школы. Умение подготови ть сообщени е о правах и обязаннос тях школьник а. Основные понятия курса Выявление основных знаний и умений учащихся по курсу, Регулятивные: составление тестового задания. Познавательные: выполнение заданий тестового характера, Компетен ции владения основами этики и этикета:щий проведение ответы на вопросы, их актуализации. Обобщений и систематизац ия знаний по курсу этики и соотнесение пословицы с темой. Коммуникативные: основы работы в парах и группах этикета. Подготовка к восприятию и усвоению курса обществознан ия   знание понятий и определен ий, соотнесен ие определен ия с понятиям и, пословиц с изученны темами; выполнен ми ие тестовых заданий.