Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
физическая культура
Детсад
19.06.2019
Основной компонент этой работы - организация и реализация физической активности детей, направленной на развитие функций и укрепление сводов стоп. В программе представлены комплексы общеразвивающих упражнений, коррекционных упражнений для укрепления голеностопных суставов, оздоровительно-развивающих игр для закрепления правильной установки стоп, а также годовой план работы кружка.
Рабочая программа кружка БосоНожки.doc
Рабочая программа
оздоровительного кружка по профилактики плоскостопия
«БосоНожки»
Составитель:
Инструктор по физической культуре
Масленникова Наталья Геннадьевна
педагог высшей квалификационной категории
0 Пояснительная записка
Актуальными задачами физического воспитания являются правильное формирование опорнодвигательного аппарата, а также профилактика
и коррекция возможных нарушений.
отклонения
со
стороны
составляют
Это обусловлено тем, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей дошкольного возраста, наибольший удельный вес
стоп.
Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на
формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но, что
особенно важно, изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее
состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к
снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием занятиям спортом.
опорнодвигательного
уплощение
нарушение
аппарата,
в
частности
осанки
и
Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.
Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом.
Плоскостопие – болезнь серьёзная, именно изза несерьёзного к ней отношения. Плоскостопие трудно излечить, но можно смириться с ним и
чувствовать себя неплохо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Лечение может быть
пассивным (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы), но гораздо эффективнее использовать активную, включающую тренировку
мышц стопы и голени, корригирующую гимнастику, игровой массаж, подвижные игры, ходьбу по оздоровительным дорожкам, упражнения на
массажерах.
Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить. Борьба с плоскостопием должна идти по пути улучшения физического развития ребенка.
Именно поэтому в детском саду существует необходимость создания кружка по профилактике и коррекции плоскостопия.
: Коррекция и профилактика плоскостопия у детей.
Цель
Задачи:
Оздоровительные задачи:
использование специальных физических упражнений и массажа для профилактики и коррекции плоскостопия.
закрепление опорнодвигательного аппарата специальными упражнениями;
формирование правильной осанки и гигиенических навыков.
Образовательные задачи:
формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями для профилактики и
коррекции плоскостопия;
осознанное овладение движениями, развитие самоконтроля и самоанализа при выполнении физических упражнений.
Воспитательные задачи:
выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
1 воспитание физических качеств;
приучать к самостоятельному созданию условий для выполнения физических упражнений;
воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной деятельности.
Ожидаемый результат:
укрепление мышц стопы и голени ног.
повышение уровня физической подготовленности.
сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях.
Новизна: Существует множество программ имеющих физкультурнооздоровительную направленность. Новизна данной программы заключается в
нестандартном подходе построения занятий, в подборе материалов и атрибутов, ориентированных на профилактику и коррекцию осанки и
плоскостопия у детей.
Принципы построения программы:
Подбор и сочетания различных видов деятельности;
Доступность;
Постепенность;
Учёт индивидуальных особенностей детей;
Эмоциональное стимулирование (поощрение).
Организационнометодические указания к проведению занятий по профилактике плоскостопия.
Занятия кружка начинают проводить с октября, так как в сентябре идет адаптация детей к условиям детского сада и выявление нарушений
здоровья воспитанников.
Занятия рассчитаны на детей 57лет.
Продолжительность занятия 2530 минут, проводится один раз в неделю, состоит из трех частей:
Подготовительная часть (35 мин.)
Выполняются различные виды ходьбы: обычная ходьба, на носках, на пятках, высоко поднимая колено, приставным шагом, по массажным
коврикам, оздоровительный бег.
Основная часть (1520 мин.)
Проводится самомассаж стоп и игровые коррекционные упражнения для укрепления голеностопных суставов, общего оздоровления организма,
воспитанию навыка правильной ходьбы и формирования правильной осанки с использованием спортивного оборудования. Оздоровительно
развивающие игры и подвижные игры.
Заключительная часть (35 мин.)
Для восстановления функций органов и систем после нагрузки используются малоподвижные игры, дыхательная гимнастика, релаксация. В конце
каждого занятия выполняется ритуал «Аплодисменты» дети аплодируют себе ступнями ног.
В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными и двигательными упражнениями,
психогимнастическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели мотивация
здорового образа жизни и формирование здоровья.
Количество детей – 10.
2 Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 45 раз на этапе разучивания
упражнений и до 1012 на этапе закрепления и совершенствования комплекса.
С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий дети занимаются босиком.
Для формирования сводов стопы используется различное оборудование: специальные тренажеры, ребристые доски, обручи, гимнастические
палки, камни, фломастеры и карандаши, платочки, канат, фитболы, малые и большие мячи, гимнастические скамейки. Применение камешков
«Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые
наборы стеклянных камешков разного цвета, которые легко захватываются пальцами ног и легки в обработке.
Оборудование
«Следочки»
Индивидуальные коврики.
Гимнастические палки.
Камешки Марблс.
Малые мячи.
План работы оздоровительного кружка «БосоНожки»
Нед.
Задачи
Октябрь
Содержание занятия
детей
правильно
и
Учить
последовательно массировать стопы ног.
Упражнять в умении выполнять
задания в положении лежа на полу.
Воспитывать усидчивость.
Упражнять в ходьбе и беге на пятках,
ходьбе по гимнастической палке, в
захватывании мяча и других предметов
стопами ног.
я
л
е
д
е
н
2
1
Ходьба и бег на носках, пятках.
Ходьба по «следочкам».
Массаж стопы и голени.
ОРУ лежа на спине №1
Ходьба по гимнастической палке вдоль и
поперек.
Захватывание пальцами ног камешков Марблс и
перекладывание их с места на место.
Сгибание и разгибание ног в коленях с мячом,
зажатым между стоп.
Игра «Все спортом занимаются»
Игра «Каракатица»
3 Закреплять навыки правильного и
последовательного массирования стопы
и голени ног.
Учить детей выполнять новый
комплекс упражнений в положении сидя
на стуле.
Воспитывать дружеские
взаимоотношения детей.
Учить подтягивать пальцами ног
платочек с грузом,
захватывать
карандаши и перекладывать их с места
на место.
мышечного
Формирование правильной осанки,
укрепление
корсета
позвоночника, развитие координации
движений в крупных мышечных группах
нижних конечностей.
я
л
е
д
е
н
4
3
Ребристая доска
Стульчики.
Мячики.
Камешки Марблс.
Платочки, камни.
Гимнастическая скамейка
Ходьба на носках с различными положениями
рук, чередуя с ходьбой на пятках. Бег змейкой.
Ходьба в колонне по одному (по ребристой
доске).
Массаж ног и голени.
ОРУ на стульях с мячом
№ 2
Подтягивание пальцами ног дорожку с грузом
весом 300г. (камень)
Захватывание пальцами ног камешков Марблс
и перекладывание их с места на место.
Ходьба по гимнастической скамейке правым
(левым) боком, обхватывая ее края сводами стоп
(23раза)
Коррекционное упражнение игра «Пингвины
на льдине»
Игра «Медуза»
Ноябрь
4 я
л
е
д
е
н
2
1
Продолжать укреплять стопы ног.
Обучить ОРУ на массажерах.
Учить ходьбе на месте, не отрывая
носков от пола, ползающим движениям
стоп вперед и назад с помощью пальцев,
рисованию пальцами ног.
Разучить подвижную игру «Страус».
использовать аутотренинг.
Укреплять здоровье детей,
Массажеры.
Индивидуальные коврики.
Обручи.
Фломастеры.
Листы бумаги
.
Ходьба в колонне по одному, с выполнением
движений для рук.
Бег змейкой, на носках, на внешней стороне
стопы.
Ходьба гимнастическим шагом
Массаж ступней.
ОРУ на массажерах № 3
Ходьба на месте, не отрывая носков ног от
пола.
Упражнение «Гусеница».
Ходьба по ободу обруча.
Рисование пальцами ног геометрических фигур.
Игра «Страус».
Аутотренинг.
5 я
л
е
д
е
н
4
3
Закреплять навыки правильного и
последовательного массирования стопы
и голени ног.
Учить детей удерживать предмет
носками ног (камешки, палочки) и
выбрасывать его.
поверхностям.
товарищество.
Упражнять в ходьбе гусиным шагом, в
сведении и разведении пяток
Упражнять в ходьбе по разным
Воспитывать усидчивость и
л
е
д
е
н
2
1
я Упражнять ходьбе на наружном своде
стопы, прыжкам на месте на носках.
Закрепить умение ходить по
гимнастической палке, по ребристой
доске, рисовать пальцами ног.
упражнениям из и.п. сидя.
Продолжать учить новым
Ходьба на носках, пятках.
Ходьба по разным поверхностям.
Легкий бег на носках.
Массаж голени и стопы.
ОРУ с массажным мячиком № 4
Перекладывание пальцами ног мелких
предметов (камешки, бусинки, пробки)
Ходьба гусиным шагом.
Ходьба по канату боком.
Игра «Перенеси камешки»
Дыхательная гимнастика
Дорожка с разной поверхностью.
Индивидуальные коврики.
Массажные мячики.
Камешки Марблс.
Канат.
Гимнастические палки.
Индивидуальные коврики.
Листы бумаги, фломастеры
Декабрь
Ходьба на наружном своде стопы, на пятках,
носках.
Легкий бег и прыжки на носках.
«Дружная семейка» массаж ног.
ОРУ «Утята» № 5
Ходьба по палке на носках, пятках.
Упражнения «Гусеница»,
«Костер».
Игровое упражнение «Нарисуй портрет»
Игра «Дружные пальчики»
«Художники»,
6 л
е
д
е
н
4
3
я Совершенствовать в захвате,
приподнимании удержании пальцами
одной ноги легкого предмета.
Продолжать закреплять новый вид
упражнений во время массажа и при
выполнении упражнений.
Воспитывать интерес к занятию.
–
1
л
е
д
е
н
2
я Закреплять ходьбу по намеченной
линии с приставлением пятки к носку,
круговые вращения стопы влево
вправо.
Совершенствовать в захвате,
удерживании
приподнимании
пальцами ног легкого предмета, ходьбу
на наружных краях стоп.
формирование правильной осанки,
укрепление мышц нижних конечностей и
мышц, участвующих в формировании
свода стоп.
и
Ходьба с различными заданиями (по канату, по
ребристой доске, по следочкам)
Бег с захлестывание пяток назад.
Массаж ног.
ОРУ с массажными мячиками «Снежки» № 6
Собирать пальцами ног ткань.
Рисование пальцами ног
Игра «Перенеси платочки пальцами ног»
Дыхательная гимнастика.
Канат.
Ребристая доска
Следочки.
Индивидуальные коврики.
Массажные мячики.
Платочки.
Массажеры
Косички.
Узкая дорожка
Индивидуальные коврики
.
Январь
Ходьба на внешних краях стоп, на пятках,
носках.
Бег на носках.
Массаж ног.
ОРУ на массажерах № 3
Круговые вращения стоп.
Упражнения «Балерина», «Маляр», «Веселые
прыжки».
Стойка на одной ноге, пальцами другой
удерживать косичку.
Коррекционное упражнение игра «Лягушки»
Ходьба по узкой дорожке, приставляя пятку к
носку.
7 л
е
д
е
н
3
я Упражнять ходьбе на наружном своде
стопы, носках, семенящим шагом.
Закреплять навыки правильного и
последовательного массирования стопы
и голени ног.
предмета носками ног.
Упражнять детей в удерживании
я
л
е
д
е
н
2
–
1
Учить ходьбе по канату с
Закреплять подтягивание пальцами ног
дорожки с грузом.
захватывание его пальцами ног.
Отрабатывать ОРУ с гимнастической
палкой.
Воспитывать усидчивость и интерес к
занятию.
Дорожка с разной поверхность.
Мячи.
Гимнастическая палка.
Камешки Марблс.
Ходьба семенящим и широким шагом, на
носах, внешней стороне стопы.
Ходьба по разным поверхностям.
Бег на носках «змейкой».
Массаж стоп.
ОРУ с большим мячом №7
Ходьба приставным шагом по гимнастической
палке.
Упражнения «Гусеница», «Маляр».
Игра «Кто больше соберет камешков»
Февраль
Ходьба по узкой дорожке, по следочкам.
Прыжки на месте и с продвижением на носках.
Массаж ног и голени.
ОРУ «Веселый зоосад» № 9
Упражнения «Подтяни камушек», «Гусеница»,
«Шалаш», «Кабанчики».
Ходьба по канату прямо и боком.
Игра «Пройди и не задень»
Узкая дорожка.
Следочки.
Гимнастические палки.
Платочки.
Камушки
Канат
.
8 я
л
е
д
е
н
4
3
Формирование навыка правильной
осанки, укрепление мышц туловища,
верхних и нижних конечностей.
Упражнять прыжкам на месте на
носках, ползающим движениям стоп
вперед – назад с помощью пальцев.
комплекс упражнений на фитболе.
Учить детей выполнять новый
л
е
д
е
н
2
–
1
я Совершенствовать ходьбу на наружных
краях стоп, ходьбу по канату боком.
Закреплять умение захватывать и
переносить мелкие предметы пальцами
ног.
Отрабатывать
упражнения с массажным мячом.
Укрепление связочномышечного стоп и
голеней
общеразвивающие
Ходьба на носках, пятках.
Коррекционное упражнение «Еж с ежатами».
Массаж ног и голени.
ОРУ на фитболе № 8.
Упражнения «Подтяни камушек», «Костер»,
Художник», «Гусеница».
Прыжки на месте на носках и с продвижением.
Игра «Непоседа воробей»
Дыхательная гимнастика «Часики», «Радуга»
Фитболы.
Камни и платочки.
Обруч
Индивидуальные коврики.
Март
Ходьба на внешней стороне стопы, с перекатом с
пятки на носок, ходьба пятки вместе – носки
врозь.
Коррекционное упражнение «Скакалки».
Массаж стоп.
ОРУ с массажными мячиками. № 4
Ходьба по канату и по ребристой доске.
Игра «Перенеси платок одной ногой»
Индивидуальные коврики.
Массажные мячики.
Канат.
Ребристая доска.
Платочки.
9 л
е
д
е
н
4
3
мышечного
я Развитие координации движений,
укрепление
корсета
позвоночника, мышц верхних и нижних
конечностей.
Продолжать развивать у детей умение
выполнять упражнения с пособиями
сидя на стуле.
Закреплять умения быстро
реагировать на сигнал во время
подвижной игры.
я Отрабатывать
общеразвивающие
л
е
д
е
н
2
–
1
упражнения на массажере.
Учить напряженной ходьбе на носках,
руки в замок над головой, рвать
пальцами ног бумагу.
Укреплять мышцы туловища, верхних и
нижних
мягкое
воздействовать
функции
вестибулярного аппарата, формировать
навыки правильной осанки
конечностей,
на
Стулья.
Скамейка.
Камешки Марблс
Массажеры.
Индивидуальные коврики.
Обручи.
Газеты.
Коррекционное упражнение «За грибами».
Бег с преодолением препятствий.
Массаж ступней.
ОРУ на скамейке № 10
Упражнения «Каток»,
музыканты», «Костер», «Барабанщик».
Ходьба по рейке гимнастической скамейки.
Игра «Совушка».
Играэстафета «Собери клад»
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»,
«Насос».
«Обезьянки –
Апрель
Ходьба семенящим шагом.
ОРУ на массажере. № 3
Массаж ног «Капуста».
Ходьба на носках, руки в замке над головой.
Упражнения «Кораблик», «Веселые прыжки».
«Обезьянки читают газету» (рвать пальцами
ног бумагу).
Ходьба по ободу обруча.
Игра «Будь внимателен»
Реклаксация.
10 Закрепить подражательные движения.
ногами,
предметам.
Совершенствовать навык рисования
ходьбу по различным
Развивать координацию движений,
укреплять связочномышечный аппарат
стоп и голеней.
Формирование правильной осанки.
я
л
е
д
е
н
4
3
–
1
л
е
д
е
н
2
я Закреплять умение рвать пальцами
ног бумагу, прыгать на носках с
продвижением вперед.
Совершенствовать разные виды ходьбы,
собирание пальцами ног платочка.
Учить балансированию на набивном
мяче.
Закреплять навыки правильного и
последовательного массирования стопы
и голени ног.
Индивидуальный коврик.
Гимнастические палки.
Фломастеры.
Бумага.
Платочки.
Скамейка.
Мячи.
Набивные мячи
Газеты.
Платочки.
Обруч.
Камни.
Подражательные движения «Пингвины»,
«Гуси», «Медведи».
Коррекционное упражнение «Прогулка в лес».
Массаж ног «Дружная семейка»
ОРУ лежа на коврике. №1
Ходьба по палке на пятках, носках.
«Портрет» рисование пальцами ног.
Игра «Перенеси платочек».
Дыхательная
«Подыши одной ноздрей».
гимнастика
«Дровосек»,
Май
Ходьба на носках, пятках, внешней стороне
стопы, пятки вместе – носки врозь.
Бег с захлестыванием пяток назад.
Массаж стоп и голени.
ОРУ«Веселый зоопарк» №9
Балансирование на набивном мяче.
Упражнения «Обезьянки читают газету»,
«Маляр»,
«Испытание
костром», «Аплодисменты»
Игра «Великаны и гномы».
Релаксация.
«Собери платок»,
11 4
–
3
л
е
д
е
н
осанки,
я Воспитывать и формировать навык
развивать
правильной
координацию движений,
укреплять
мышечный корсет и мышечный аппарат
стоп.
Учить прыжкам через мяч на носках.
Закреплять умение балансировать на
набивном мяче.
товарищество.
Воспитывать усидчивость и
Фитболы.
Фломастеры.
Набивные мячи.
Ходьба с
заданием для рук,
подражательные движения.
Коррекционное упражнение «Лужи».
Массаж ног «Капуста».
ОРУ на фитболе. № 8
Захватывать и перекладывать пальцами ног
карандаши, фломастеры.
Прыжки через мяч на носках.
Балансировка на набивном мяче.
Коррекционное упражнение «Посуда».
Дыхательная гимнастика «Насос», «Йоги».
Упражнения для профилактики плоскостопия
Направлена на укрепление мышечносвязочного аппарата стоп и голени
«Балерина». И.п. – сидя на стульчике, ноги поставить на пальчики (пуанты). На пуантах словно балерина, шагать вперед пока ноги не
встанут полностью на всю ступню. Вернуться в и.п. затем шажками прошагать, «рисуя различные фигуры» солнышко, елочку, домик.
«Веселые прыжки». И.п. – сидя, ноги плотно прижаты друг к другу. Подняв ноги, перенести их через лежащий на полу брусок высотой15
20 см, положить на пол. Поднять ноги над полом, перенести их в и.п.
«Носильщик». И.п. – сидя. Подняв кубик (мячик, мешочек) двумя ногами, перенести его вправо, положить на пол. Вернуть кубик в и.п.
затем перенести кубик в левую сторону и вернуть его в и.п.
«Шалаш». И.п. – стоя, пятки вместе, носки врозь. Подняться на носочки и пяточками, прочертив в воздухе круг, встать, изобразив ногами
«шалаш». Возвратиться в и.п.
«Обезьянки читают газету». Пальчиками ног рвать газету на части.
«Обезьянки – художники». Фломастером, зажатым между пальцами ног, нарисовать на листе бумаги желаемый рисунок (солнце, цветок,
тучку, портрет и т.д.)
способствует снятию напряжения, усталости со ступней; избавлению от зажимов мышц, повышению мышечного тонуса ног; активизации
местной кровяной циркуляции; устранению болезненных ощущений; улучшению амортизационных свойств подошвы.
Массаж стопы и голени.
1. Разглаживание стопы ног ладонями рук.
2. Круговые движения пальцами руки на стопе ног.
3. Массаж стопы кулачком.
12 4. Массаж пальчиков ног.
5. Разглаживание голени ног.
Общеразвивающие упражнения
№ 1. Лежа на спине.
1. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное и одновременное оттягивание носок ног, приподнимая и опуская наружный край стопы.
2. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты, стопы упираются в пол. Разведение пяток в стороны.
3. И.п.: лежа на спине, руки за головой. Скольжение стопой одной ноги по голени другой, как бы обхватив.
4. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты, руки вдоль туловища. Поочередное и одновременное приподнимание пяток от пола.
№ 2. На стульях с мячом
1. И.п.: сидя на стуле – катание мяча стопами ног впередназад.
2. И.п.: то же; обхватить мяч с боков стопами ног. Поднимать прямые ноги с мячом вверхвниз.
3. И.п.: сидя на стуле. Прокатывать мяч от одной ноги к другой в боковой плоскости носками (пятками).
4. И.п.: сидя на стуле: обхватить мяч с боков стопами ног. Поднимать ноги, согнутые в коленях вверх – вниз.
№ 3. На массажере
1. И.п.: стоя на массажере двумя ногами. Поднимать и опускать плечи.
2. И.п.: стоя на массажере носками ног, пятки на полу. Приподнимать пятки вверх и возвращаться в и.п.
3. И.п. стоя на массажере пятками, носки ног на полу. Приподнимать носки ног вверх и возвращаться в и.п.
4. И.п.: стоя на массажере одной ногой, другая на полу. Поднять ногу, согнутую в колене вверх, руки развести в стороны, постоять 34 сек,
вернуться в и.п. То же сделать другой ногой.
5. И.п.: стоя на массажере двумя ногами. Переминаться с ноги на ногу.
6. И.п.: сидя, ноги на массажере. Прокатывать ступни ног вперед – назад.
№ 4. С малым мячом
1. И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами. Катать мяч вперед – назад двумя стопами вместе и поочередно.
2. И.п.: то же. Катать мяч вправовлево двумя стопами вместе и поочередно.
3. И.п.: то же. Круговыми движениями двух стоп вместе и поочередно вращать мяч вправо и влево.
4. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, мяч между лодыжками. 12 ногами поднимать мяч и удерживать его стопами.34 – и.п.
5. И.п.: то же. 12 – ногами поднять мячи удерживать его стопами. 37 – движениями стоп поворачивать мяч вправовлево. 8 – и.п.
6. И.п.: сидя, ноги врозь, мяч лежит на полу у носка правой ноги. Движением носка одной стопы перекатить мяч к другой стопе, и наоборот.
№ 5. «Утята»
1. «Утята шагают к реке». И.п.: сидя, согнув ноги, руки упор сзади. Ходьба на месте, не отрывая носков от пола.
13 2. «Утка ходит вразвалочку». И.п.: то же. 12 – поднимая внутренние своды, опереться на наружные края топ. 34 – и.п.
3. «Утята встретили на тропинке гусеницу». И.п.: то же. Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.
4. «Утка крякает». И.п.: то же. 12 – отрывая пятки от пола, развести их в стороны (клюв открылся), произнести «крякря». 34 – и.п.
5. «Утята учатся плавать». И.п.: сидя, ноги прямые, руки упор сзади, носки вытянуты. Попеременное сгибание – разгибание левой и правой стоп.
№ 6. «Снежки» (с массажными малыми мячами)
1. Ходьба с мячом, зажатым в ступнях ног.
2. Прыжки, зажав мяч между ступнями ног.
3. И.п.: сидя на полу, мяч в ступнях ног. Бросать и ловить мяч ступнями невысоко. Руками стараться не касаться.
4. И.п.: сидя, руки упор сзади. Катать мяч поочередно каждой ногой
5. И.п.: сидя на полу, напротив друг друга. Бросать мяч друг другу, зажав его стопами.
6. Ходьба в полном приседе, зажав мяч в коленях ног.
7. И.п.: сидя, ноги врозь. Перекатывать мяч стопой ног к другой ноге, руками не помогать.
№ 7. С большим мячом
1. «Мюнхгаузен на луне». Ходить, зажав мяч в коленях ног.
2. «Играйте мячом ногами». И.п.: сидя на полу, напротив друг друга. Бросать мяч друг другу, зажав его стопами.
3. «Пингвин с мячом». Прыжки с мячом, зажатым в стопах ног.
4. «Футболисты». Ведение мяча ногой между предметами.
5. «Футбол в парах». Передача мяча ногой друг другу, остановка только стопой ноги.
№ 8. На фитболе.
1. «Пружинка».И.п.: сидя на мяче, с опорой на обе стопы, руки на пояс. Поднимать и опускать пятки.
2. «Танцуем» И.п.: сидя на мяче, колени согнуты, руки на пояс. Поочередно выставлять ногу на пятку, носок, руки в стороны.
3. «Юла». И.п.: сидя на мяче, ноги на ширине плеч, колени соприкасаются, руки на пояс. Переступательные движения ног на носках, с
одновременным поворотом туловища. То же в другую сторону и на пятках.
4. «Кран». И.п.: сидя на полу, фитбол зажат лодыжками, руки упор сзади. Поднять прямые ноги вверх и удерживать мяч 34 сек.
5. «Лошадка». И.п.: сидя на мяче пола касаются только носки ног. Ритмично поднимать и опускать на носок правуюлевую ногу, с выпрямление
рук вперед (можно пощелкать языком).
№ 9. «Веселый зоосад»
1. «Танцующий верблюд». И.п.: стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной. Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки
от пола не отрывать)
2. «Забавный медвежонок». И.п.: стоя на наружных краях стоп, руки на поясе. Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением
вперед, вправовлево. То же кружась на месте вправовлево.
14 3. «Смеющийся сурок». И.п.: стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз. Кисти направлены пальцами вниз. 12 – полуприсед на носках,
улыбнуться; 34 – и.п.
4. «Тигренок потягивается». И.п.: сидя на пятках, руки в упоре впереди. 12 – выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись; 34 – и.п.
5. «Обезьянкинепоседы». И.п.: сидя потурецки, руки произвольно.12 – встать; 34 – сесть в и.п.
№ 10. На гимнастической скамейке.
1. И.п.: сидя на скамейке, ноги вытянуты. Сгибание и разгибание стоп.
2. И.п.: сидя на скамейке, одна нога на колене другой. Круговое вращение стопы вправовлево.
3. И.п.: сидя на скамейке. Пальцами ног собрать ткань, лежащую на полу в складку.
4. И.п. лежа на полу, прямые ноги на скамейке, руки вдоль туловища. Левая нога стопой скользит по правой голени. То же левой ногой.
5. И.п.: сидя на скамейке. Пальцами одной ноги захватывать мелкий предмет. Приподнимать его и удерживать в этом положении 510 сек.
6. И.п.: то же. Сгибание и разгибание ног в коленях с зажатым между стопами предметом (мяч, платочек, кубик…)
Коррекционные упражнения
«Пингвины на льду»
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных
мышечных группах нижних конечностей.
Белочерные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Как они шагают дружно?
Показать вам это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали немножко.
А моржа вдруг увидали,
Руки вверх чуть приподняли
И быстрей на льдину зашагали.
Между ступнями зажаты маленькие кубики или мешочки с песком. Дети выполняют движения под речевое сопровождение
Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стоп.
Средь деревьев на болотце,
Есть свой дом у лягушат.
Вот лягушки по дорожке
«Лягушки»
15 Скачут, вытянувши ножки.
Квакваква, квакваква,
Скачут, не жалея ножки.
И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (с
продвижением вперед)
«Все спортом занимаются»
Цель: формирование координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника.
Скачет лягушонок:
Руки согнуть в локтях, наклоны в стороны.
Квакваква!
Сжимать и разжимать пальцами в кулаках.
Плавает утенок:
Имитировать плавание.
Крякрякря!
Сжимать и разжимать прямые пальцы рук.
Все вокруг стараются,
Спортом занимаются.
Одна рука вверх, другая вниз, менять положение рук
Маленький бельчонок: скокскокскок!
Прыжки вверх, впередназад.
С веточки на веточку: прыгскок, прыгскок!
Одна рука вверх, другая вниз, менять положение рук
Все округ стараются, спортом занимаются
«Посуда»
Цель: развитие координации движений, укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц верхних и нижних конечностей.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
Выпятить живот, руки на пояс
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие бедняжки.
Присесть, пятки вместе, носки врозь, руки на пояс
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
Потянуться, подняв руки вверх
16 Вот чайные ложки –
Голова на тонкой ножке.
Стоя на одной ноге.
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
Лежа на ковре, потянуться.
«Лужи»
Цель: воспитание и формирование навыка правильной осанки, развитие координации движений, укрепление мышечного корсета и
мышечного аппарата стоп.
На дорогах лужи.
Ну а мы не тужим.
Ходьба спортивным шагом
Осторожно обойдем,
Ходьба на носках
По мосточку перейдем.
Ходьба приставным шагом боком
Наденем на ножки
Высокие сапожки.
Наклоны туловища вперед
Да как…прыгнем!
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Цель: укрепление мышц туловища, верхних и нижних конечностей, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата,
формирование навыка правильной осанки
Ходьба по залу с выполнением движений по сигналу ведущего. На слове «Пень» встать на одно колено, опустив голову и руки. На слове «Елка»
остановиться, руки вдоль туловища, спина прямая. На слове «Сноп» остановиться и поднять руки вверх, соединив их над головой.
«Будь внимателен»
Страус рассыпал по всей площадке предметы, которые предлагает собрать своим птенчикам, захватывая пальцами ног. Дети собирают камушки,
палочки и т.д. После чего идут врассыпную с глубоким перекатом стопы до волчьего логова. По команде «Волк» бегом возвращаются домой, волк
старается их поймать.(23раза).
Подвижная игра: «Страус»
17 Ходьба по залу. На сигнал «Великаны» дети идут на носках, подняв руки вверх. На сигнал «Гномы» ходьба в полуприседе.
Подвижная игра «Великаны и гномы
Подвижная игра «Совушка»
Игроки ходят по залу, изображая мышек, лягушек, птичек. Говорят слова:
Ах, ты, совушкасова, бедовая голова,
День чудесный – ты все спишь,
Никуда не спешишь.
Ночью ты летаешь, спать нам мешаешь.
По сигналу: «День наступает – все оживает» имитируют движения тех, кого изображают. «Ночь наступает – все замирает» замирают в позах, в
которых застал их сигнал. Совушка выходит охотиться. Шевельнувшегося игрока, она забирает в «дупло».
Подвижная игра «Непоседа воробей»
Выбирает ребенок на роль «кота». Он встает на одной из сторон зала. Остальные дети – «воробьи» встают в круг и начинают выполнять прыжки
(на двух ногах, ноги врозь – ноги вместе, с поворотом, смена ног в прыжке – одна вперед, другая назад ит.д.). «Кот» вместе со взрослым четко
произносит слова:
Непоседа воробей прыгает и кружится,
Очень радуется он: не замерзла лужица.
Хорохорится, храбрится!
Только «мяу» он боится!
С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием: «кот» бегает за «воробьями». Пойманный ребенок выбывает из игры.
Закрепляют навыки правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях
Оздоровительноразвивающие игры
Участники делятся на две команды, каждый участник принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади.
По сигналу, ребенок, опираясь на кисти и пятки начинают движение до ориентира и обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую
палку. Передав эстафету, ребенок встает за последним участником команды.
Каракатица
Все дети выстраиваются в колонну парами сидя на фитболах. Первые два участника начинают прыгать до ориентира и обратно. Приблизившись к
колонне, они забирают следующую пару и продолжают прыгать, и так до тех пор, пока все участники не объединятся в большой общий круг
Эскадрон ребят прыгучих
18 По сигналу игроки берут пальцами ног по карандашу или камешку Марблс доходят до обруча и бегом возвращаются обратно. Побеждает тот, кто
первый перенесет все предметы.
Дружные пальчики
Участники делятся на две команды. Каждая команда образует круг из детей, сидящих руки в упоре сзади. Ноги обращены в центр круга. Капитаны
команд сидят. соприкасаясь спинами, пальцы стоп каждого удерживают начало длинного легкого шарфа. По сигналу игроки передают шарф друг
другу. Каждый предыдущий игрок продолжает его передачу. Игрок, выронивший шарф, зарабатывает штрафное очко и ложатся на пол, руки за
голову. Капитан, команда которого первой образовала волшебный круг из шарфа, поднимает руку.
Волшебные круги
Дети сидят полукругом на стульчиках, пальцами стоп удерживая платочек. Каждый игрок подбрасывает платок одной стопой, ловит другой (танец
медуз).
Медуза
По залу разложены обручи. Участники по четырепять человек стоят серединой стопы на обруче, спиной в центр. Под музыку дети приставными
шагами идут по кругу, стараясь пальцами и пяткой не касаться пола. Руки и туловище выполняют плавные движения, напоминающие движение
травы под водой. По сигналу «Вода уходит!» дети поворачиваются лицом в центр обруча. берутся за руки, приседают, лбом касаясь коленей.
Острова дружбы
Занятие оздоровительного кружка «БосоНожки» по профилактике плоскостопия.
«Большой совет индейцев»
Задачи.
Знакомство детей с жизнью и культурой индейцев, обогащение словарного запаса.
Укрепление мышц, формирующих свод стопы.
Формирование и закрепление навыка правильной осанки.
Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы.
Оборудование: массажеры, большой обруч, камни, индивидуальные коврики, платочки, палки гимнастические, мелкие предметы (шарики,
колечки, пробки..), массажные мячики, фломастеры, листы бумаги, головной убор из перьев, фонограмма индейской музыки.
Занятие проходит на фоне индейской музыки.
Дети встают босиком на массажеры.
19 Давнымдавно, так давно, что уже никто и не помнит в далеких краях жил таинственный народ Майя. Кто они были? Откуда взялись?
Одни говорят, что они переселились из Сибири в Америку, другие думают иначе.
Жизнь индейцев была не похожа на нашу жизнь. Они жили племенами, большими группами людей в домах, которые назывались
«вигвамы», охотились, занимались земледелием, верили в своих богов. У них не было компьютеров и автомобилей, плавали они в лодках,
которые назывались «пироги».
У индейцев необычные имена они рассказывают о человеке, какой он, чем отличается от других. Еще индейцы носят на голове
специальный убор из перьев – его называют солнечным. Чтобы стать настоящими индейцами нам необходимо его надеть (дети надевают
на голову убор из перьев)
Походка индейцев должна быть неслышно, незаметной – плавное переступание на массажере с ноги на ногу.
Часто индейцам приходится стоять в дозоре – стойка на одной ноге, ребро ладони прижато ко лбу «козырек».
Еще чаще им приходится передвигаться по трудным непроходимым местам – ходьба на пальцах ног, на пятках.
А сейчас мы как настоящие индейцы пройдем испытание костром. (Дети сходят с массажеров и встают на обод обруча). У индейцев есть
обычай дышать в одном ритме. Делая это, они ощущают свою связь с природой и друг с другом. Поэтому нужно найти единый ритм
дыхания – ходьба по ободу обруча по кругу обнявшись за плечи и произнося ритуальные слова. В конце упражнения прыгнуть в центр
обруча на камни и походить по ним.
Дети расходятся к индивидуальным коврикам.
Любимое оружие индейцев – это копье.
Ходьба по палке пальцами ног, пятками. Затем ходьба приставным шагом с приседанием, палка находится посередине ступни, руки в
стороны.
Чем отличаются индейцы разных племен? Обычно они раскрашивают свои прекрасные лица, а мы будем раскрашивать ноги.
«Раскрашиваем ноги» сидя на полу с вытянутыми ногами. Большим пальцем ноги провести по подъему ноги в направлении от большого
пальца к колену. Сделать 56 поглаживаний каждой ногой.
«Раздуваем огонь» сидя на полу, ноги согнуты в коленях, ступни прижаты к полу – вдох. Раздвигать колени в стороны, не отрывая ступни
от пола – выдох чрез рот.
Что будем жарить на костре? Конечно, дичь, ведь индейцы очень хорошие охотники.
Сидя на полу с согнутыми ногами (пятки плотно прижаты к полу). Подцепить пальцами ног платок, на котором лежит камень, и подтащить к
себе. Затем перетаскивать платок с камнем из одной стороны в другую.
Индейцы народ веселый и находчивый, давайте поиграем с ежиком.
Перекатываем массажный мячик от одной ноги к другой пальцами ног, пятками и всей ступней.
«Гусеница» сидя на полу с согнутыми коленями, стопы прижаты к полу. Прогнуть пальцы ног и одновременно подтянуть пятку вперед к
пальцам. Затем пальцы снова распрямить, и так далее. Выполнять упражнение двумя ногами одновременно до тех пор, пока пальцы еще
могут касаться пола.
Устроим соревнование. Кто из индейцев быстрее заготовит продовольствия для племени.
Сидя на полу с согнутыми коленями, собирать пальцами ног мелкие предметы, разложенные на полу, складывая их в кучки. Выполнять
поочередно каждой ногой.
20 Браво! Поаплодировали себе! Какие вы ловкие и проворные индейцы.
Хлопки ступнями.
Давайте, вспомним про обычай индейцев дышать в одном ритме.
«Медитация» сидя потурецки, спина прямая, ладони рук соединены перед грудью, можно закрыть глаза. Медленно вдыхать и выдыхать
через нос.
А сейчас, индейцы, берем рукописные инструменты и рисуем свой портрет на память о нашем увлекательном путешествии.
Зажав пальцами ног карандаш, рисовать на листе бумаги свой портрет.
Дети показывают свои рисунки, издают прощальный клич индейцев и уходят в группу.
Литература
1. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников: рекомендации, занятия,
игры, упражнения. – Волгоград: Учитель. 2009. – 146с.
2. Моргунова О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 109с.
3. Козырева О.В. Оздоровительноразвивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошкольных
образовательных учреждений – М.: Просвещение, 2007
4. Коновалова Н.Г. рофилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста: методические рекомендации, комплексы
упражнений на сюжетно –ролевой основе – Волгоград: Учитель, 2012
5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программнометодическое пособие. – М.:
ЛИНКАПРЕСС, 2000. 296с.
6. Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВОПРЕСС», 2012. – 112с.
21 22
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Рабочая программа оздоровительного кружка по профилактике плоскостопия "БосоНожки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.