Рабочая программа по алгебре в 9 классе . Предложены дополнительные темы для изучения с учащимися к учебнику Алгебра по редакцией А. Г. Мордкович. Темы предложены таким образом, что они добавляют и углубляют темы изучаемые по основному курсу алгебры в 9 классе.
РП математика 9 класс.docx
Пояснительная записка
Тема «Функции и графики» является важной составляющей программы средней школы по математическим дисциплинам, так как именно
здесь закладываются основы аналитического мышления, формируется математическая интуиция, развивается логика и приобретаются навыки
использования функциональных обозначений и методов.
Понятие функции важно для школьного курса математики ещё и потому, что оно тесно связано с понятием тождества, уравнения и
неравенства.
Понятие функции для математики и её приложений, связанных с изучением переменных величин, столь же фундаментально, как понятие
числа при изучении 4количественных соотношений реального мира. Каждая область знаний: физика, химия, биология, социология,
лингвистика и т.д. – имеет свои объекты изучения, устанавливает свойства и, что особенно важно, взаимосвязи этих объектов. Математика
рассматривает абстрактные переменные величины и изучает законы их взаимодействия, т.е. функции.
На первых ступенях обучения математике главную трудность для учащихся состоит в том, чтобы уметь отвлечься от конкретных объектов
и овладеть абстрактными понятиями. При изучении же элементов математического анализа главная трудность состоит уже не в обобщении, а
в конкретизации, т.е. умении видеть за математическими терминами и их определениями конкретные образы, представлять себе достаточно
полно изучаемое понятие.
Данная программа ставит целью развитие конструктивных способностей и графического мышления учащихся.
Для школьного курса алгебры и начал анализа можно выделить 3 основных языка: естественный, словесный язык; язык аналитических
выражений; язык графических изображений, или «графический язык».
Графический язык – особый язык математики, график – один из её методов. Эффективное применение графического языка в курсе
математики невозможно без обучения правилам этого языка и сопутствующей терминологии. Обучение всякому языку включает в себя
составление функционально – графического словаря и обучение переводу. Перевод предполагает два взаимно обратных вида деятельности:
1) Перевод свойства функции на графический язык,
2) Умение по заданному графику сформулировать свойства функции.
Графический язык является важным средством преодоления формализма в знаниях школьников, развития геометрической интуиции,
необходимой для понимания основных фактов анализа и их применения на практике, способствует формированию прикладных и
политехнических умений.
Важный класс задач, связанных с использованием графического языка на внутреннем этапе решения, образуют достаточно широко
используемые в школьном курсе задания на графическое решение уравнений и неравенств. Здесь графические образы могут быть или
наглядной опорой, позволяющей упростить аналитическое решение, или являться основным и даже единственным средством решения.
Определенные трудности в усвоении графиков в значительной степени объясняются тем, что тема разбросана по разным разделам алгебры
и тригонометрии стандартной программы, функции изучаются в несколько этапов, причем вначале рассматриваются частные случаи, без
обобщения и систематизации. Включение в программу разделов «Построение графиков функций методом геометрических преобразований», «Построение графиков
функций, содержащих знак модуля», «Построение графиков функций методом алгебраических преобразований», «Исследование свойств
элементарных функций с помощью производной» и ряда других имеет целью систематизировать изложение методов исследования функций и
построения графиков, сформировать понимание того, что кроме метода построения графиков на основе исследования свойств функции
существует метод геометрических преобразований, применяемый в тех случаях, когда график функции может быть получен из уже
имеющегося графика; способствовать повышению общей математической культуры учащихся.
12
6
7
6
Содержание учебного курса
Вводное повторение. Квадратичная функция
Определение и свойства функции
Построение графиков функции с помощью геометрических
преобразований.
Функции, содержащие модуль
Квадратичная функция. Ее свойства и график
Графики уравнений
Функции, при построении графиков которых используется
решение неравенств второй степени с одной переменной.
Применение свойств квадратичной функции к решению задач с
параметрами
Степень с рациональным показателем
Функция у = хn, ее свойства и график
Функция у = √х, ее свойства и график
Функции, при построении графиков которых используются
свойства арифметического корня nой степени
Методы построения графиков функций без использования
производной
Понятие о пределе функции
Построение графиков функции вида у = f(kx+b)
Построение графиков функций вида у=f(ax2 + bx + c)
Построение графиков функций вида у = f(ax + b/cx + b)
Эскизирование графиков функции
Простейшие неэлементарные функции
Кусочно – непрерывные функции
Функции у=sinx; у=[x]; у={x}
Построение графиков функций двух видов: у=[f{x}], у= {f[x]} 4
Обобщающие повторение темы «Функции и графики»
Обобщающие повторение темы «Функции и графики»
Требования к математической подготовке учащихся
В результате обучения учащиеся должны:
Знатьопределение функции, различные способы задания функции (табличный, графический, аналитический, словесный); терминологию
( аргумент, значение функции, график функции, область определения и др.); свойства функции; определения линейной, прямой и обратной
пропорциональности, квадратичной, степенной функции и способы их графического представления; алгоритмы построения графиков
различных функций; роль элементарных функций в изучении явлений реальной действительности в практической деятельности человека.
Уметь правильно употреблять функциональную терминологию и символику, понимать ее при чтении текста, в речи учителя, в формулировке
задач; находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком, решать обратную задачу; строить графики функций – линейной,
прямой и обратной пропорциональности, квадратичной функции, степенной функции; исследовать положение графиков в координатной
плоскости в зависимости от значений параметров, входящих в формулу; по графику функции устанавливать ее свойства: указывать
промежутки возрастания и убывания, знакопостоянства и др.; свободно применять правила преобразования графиков( параллельный перенос,
деформация, симметрия) для построения графиков функции; строить эскизы графиков функции с предварительным исследованием;
применять аппарат алгебры к задачам построения графиков различных функций; оперировать графическими моделями; применять опыт,
полученный при изучении функций, к решению несложных практических заданий
Требования к уровню подготовки учащихся После изучения данного курса учащиеся должны знать:
• Понятие функции, область определения функции;
• Понятие график функции, виды графиков функций и их свойства;
• Виды преобразования графиков;
• Способы построения графиков функций различных видов;
• Понятие квадратичная функция и её график;
• Понятие уравнение с двумя переменными, и его график. Графический способ решения уравнения с двумя переменными;
Учащиеся должны уметь:
• Находить область определения и множество значений функции;
• Определять вид преобразования (последовательность преобразований) графика элементарной функции по формуле, задающей функцию;
• Выполнять преобразования графиков;
• Применять основные приёмы построения графиков функций, содержащих модуль и их свойства; • решать задания, связанные с графиком квадратичной функции;
• применять графический метод к решению уравнений с двумя переменными и их систем;
• применять полученные знания, умения и навыки к решению уравнений и их систем
Для изучения курса применяются различные приёмы и методы обучения: лекции, практические занятия, занятия – обсуждения,
исследовательские, лабораторные, самостоятельные работы, метод проектов. Для заинтересованности учащихся при преподавании данного
учебного курса используются следующие виды и формы взаимодействия:
• выступления и презентации учащихся,
• подробное объяснение примеров решения задач,
• индивидуальная, групповая и коллективная работа.
На практических занятиях использовать задания различных уровней, используются наглядный и дидактический материал Для учащихся на
заключительном занятии проводится защита проектов по теме «Функции и их графики» в виде презентации. В соответствии с «Положением об
оценивании достижений учащихся при проведении элективных курсов» МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 76» при проведении
элективных курсов, рассчитанных на 34 часа/68 ч, текущие и итоговая оценки учащимся выставляются учителем по пятибалльной системе в
соответствии с нормами оценок по соответствующим учебным предметам. Тематическое планирование с указанием количества часов на усвоение каждой темы
Тема
Дата проведения
По плану
факт
12
1
1
1
2
2
2
3
6
2
2
2
7
1
1
1
1
Вводное повторение. Квадратичная функция
Определение и свойства функции
Построение графиков функции с помощью геометрических преобразований.
Функции, содержащие модуль
Квадратичная функция. Ее свойства и график
Графики уравнений
Функции, при построении графиков которых используется решение неравенств
второй степени с одной переменной.
Применение свойств квадратичной функции к решению задач с параметрами
Степень с рациональным показателем
Функция у = хn, ее свойства и график
Функция у = √х, ее свойства и график
Функции, при построении графиков которых используются свойства
арифметического корня nой степени
Методы построения графиков функций без использования производной
Понятие о пределе функции
Построение графиков функции вида у = f(kx+b)
Построение графиков функций вида у=f(ax2 + bx + c)
Построение графиков функций вида у = f(ax + b/cx + b)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14 15
16
17
18
19
2
6
2
2
2
4
4
Эскизирование графиков функции
Простейшие неэлементарные функции
Кусочно – непрерывные функции
Функции у=sinx; у=[x]; у={x}
Построение графиков функций двух видов: у=[f{x}], у= {f[x]}
Обобщающие повторение темы «Функции и графики»
Обобщающие повторение темы «Функции и графики» Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценочные материалы
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотно в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении
практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе
умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по
замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если:
ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала.
Критерий оценки тестирования.
Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 23 несущественных или 1 существенная ошибки.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущены 2 существенные ошибки.
Отметка «2»: работа выполнена правильно, менее чем на половину.
Отметка «1»: работа не выполнена. Итоговое тестирование
1 вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из трёх частей А, B и C. На его выполнение требуется 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку.
Если задание не удаётся выполнить сразу, то перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным
заданиям.
К каждому заданию части A дано несколько ответов, из которых только один верный. Решите задание, сравните полученный
ответ с предложенными. В бланк ответов под номером задания впишите номер выбранного Вами ответа.
Часть A
A1. Представьте в виде степени с основанием x выражение
1)
A2. Из формулы периметра прямоугольника
; 2)
; 3)
; 4)
.
выразите b.
.
; 3)
; 2)
1)
A3. Какое из значений x не входит в область определения функции
1) 0; 2) 3; 3) 3; 4) 100.
A4. Найдите значение выражения
; 4)
.
.
.
; 4) 0,3.
; 2) 3; 3)
1)
A5. По графику функции
1.
2.
3.
4.
(0;5);
(4;1); (1;+
(0;+
(
;4); (1;1).
);
);
(рис. 1) найдите все значения x, при которых y>0. 1.
2.
3.
4.
;+
);
);
A6. Функция
(
[2;+
(
(
Рис. 2
;2); (2;+
;2); (2;+
задана графиком на промежутках (
;2) и (2;+
) (рис.2). Укажите область её значений.
);
).
Ответы заданий части B впишите в бланк ответов рядом с номером соответствующего задания (B1B2).
Часть B
B1. Решите систему уравнений
В2. Сумма первых четырёх членов геометрической прогрессии равна 40, знаменатель этой прогрессии равен 3. Найдите сумму первых
восьми членов этой прогрессии.
Часть С Подробное и обоснованное решение задания части С напишите аккуратно и разборчиво на специальном бланке для записи ответа
в свободной форме. Текст задания не переписывайте.
С1. Прямая
координаты точки касания.
, где с – некоторое число, касается гиперболы
в точке с отрицательной абсциссой. Найдите
Итоговое тестирование
2 вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из трёх частей А, B и C. На его выполнение требуется 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку.
Если задание не удаётся выполнить сразу, то перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным
заданиям.
К каждому заданию части A дано несколько ответов, из которых только один верный. Решите задание, сравните полученный
ответ с предложенными. В бланк ответов под номером задания впишите номер выбранного Вами ответа.
Часть A
A1. Представьте в виде степени с основанием a выражение
1)
; 3)
A2. Из формулы
.
выразите переменную C.
; 2)
; 4)
; 3)
; 2)
1)
A3. Какое из значений x не входит в область определения функции
1) 0; 2) 2; 3) 600; 4) 4.
A4. Найдите значение выражения
; 4)
.
.
.
.
.
(рис. 1) найдите все значения x, при которых y
; 2)
1)
; 3) 0,4; 4)
A5. По графику функции
1.
2.
3.
4.
(3;1); (2; +
(2;0);
[3;1]; [2; +
(
);
;3); (1;2).
); A
Рис. 2
6. Функция
1.
2.
3.
4.
(
(
(
(
);
;+
;1); (1;+
;1); (1;+
;1]; [1;+
задана графиком на промежутках (
;1) и (1;+
) (рис.2). Укажите область её значений.
);
).
);
Ответы заданий части B впишите в бланк ответов рядом с номером соответствующего задания (B1B2).
Часть B
B1. Решите систему уравнений
В2. Сумма первых трёх членов геометрической прогрессии равна 39, знаменатель этой прогрессии равен – 4. Найдите сумму первых
четырёх членов этой прогрессии. Подробное и обоснованное решение задания части С напишите аккуратно и разборчиво на специальном бланке для записи ответа
в свободной форме. Текст задания не переписывайте.
Часть С
С1. Прямая
координаты точки касания.
, где с – некоторое число, касается гиперболы
в точке с положительными координатами. Найдите
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Рабочая программа по алгебре 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.