Рабочая программапо алгебре к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2017 )
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта  для 8 классов и дает распределение учебных часов по разделам курса.Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта  для 8 классов и дает распределение учебных часов по разделам курса.
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Сатинская  СОШ»
Рассмотрена  на заседании                                 Утверждена приказом
педагогического совета                                        протокол №             от
№            от
Рабочая программа
по учебному предмету
алгебра
8 класс
Составила учитель математики  Горбунова О.Е.
2018 — 2019 учебный годПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре  для 8 класса общеобразовательной школы составлена
на основе закона РФ «Об образовании»,  федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования / Министерство образования и науки РФ.  – М.:
Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения) Приказ Министерства образования и
науки РФ от 17.12.2010 № 1897, программы общеобразовательных учреждений по алгебре
7–9   классы,     к   учебному   комплексу   для   79   классов   (авторы   А.   Г.   Мерзляк,   В.   Б.
Полонский, М. С. Якир– М: Вентана – Граф, 2017 )
Рабочая   программа   конкретизирует   содержание   предметных   тем   образовательного
стандарта  для 8 классов и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа выполняет две основные функции.
Информационнометодическая  функция   позволяет   всем   участникам   образовательного
процесса   получить   представление   о   целях,   содержании,   общей   стратегии   обучения,
воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационнопланирующая  функция   предусматривает   выделение   этапов   обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных
характеристик   на   каждом   из   этапов,   в   том   числе   для   содержательного   наполнения
промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа 
Рабочая программа включает: пояснительную записку, основное содержание, учебно
тематический план с указанием характеристик основных видов деятельности ученика
(на уровне УУД), планируемые результаты обучения алгебре в 7 классе,
 список литературы, календарнотематический план.
Общая характеристика курса алгебры в 8 классе:
Содержание курса алгебры в 8 классе представлено в виде следующих содержательных
разделов:«Алгебра» и «Функции».
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые
для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических
задач.   Изучение   материала   способствует   формированию   у   учащихся   математического
аппарата решения уравнений и их систем, текстовых задач с помощью уравнений и систем
уравнений.
Материал   данного   раздела   представлен   в   аспекте,   способствующем   формированию   у
учащихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится раз
витию алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития
человека.
Содержания   раздела  «Функции»   —  формирует   получение   школьниками   конкретных
знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования
процессов   и   явлений   окружающего   мира.   Соответствующий   материал   способствуетразвитию   воображения   и   творческих   способностей   учащихся,   умению   использовать
различные языки математики (словесный, символический, графический).
Цели обучения
Изучение алгебры  в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
В направлении личностного развития:
1 воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   уважения   к
Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2 ответственное   отношение   к   учению,   готовность   и   способность   обучающихся   к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3 осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом
устойчивых   познавательных   интересов,   а   также   на   основе   формирования
уважительного   отношения   к   труду,   развитие   опыта   участия   в   социально   значимом
труде;
4 умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5 критичность   мышления,   инициатива,   находчивость,   активность   при   решении
математических задач.
В направлении метапредметного  развития:
1 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя   новые   задачи   в   учёбе,   развивать   мотивы   и   интересы   своей   познавательной
деятельности;
2 умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3 умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4 умение устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 
5 развитие   компетентности   в   области   использования   ин
  формационно
коммуникационных технологий;
6 первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном
языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7 умение   видеть   математическую   задачу   в   контексте   проблемной   ситуации   в   других
дисциплинах, в окружающей жизни;
8 умение   находить   в   различных   источниках   информацию,   необходимую   для   решения
математических   задач,   и   представлять   её   в   понятной   форме,   принимать   решение   в
условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; 
9 умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;10 умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их
проверки;
11 понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом.
В направлении предметного развития:
3
4
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
1
2 представление   о   математической   науке   как   сфере   математической
деятельности,   об   этапах   её   развития,   о   её   значимости   для   развития
цивилизации;
развитие   умений   работать   с   учебным   математическим   текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
выражать свои мысли с применением математической терминологии и
символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение   базовым   понятийным   аппаратом   по   основным   разделам
содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
5
6 практически значимые математические умения и навыки, их применение
к решению математических и нематематических задач предполагающее
умения:
• выполнять вычисления с действительными числами;
• решать уравнения, системы уравнений ;
• решать   текстовые   задачи   арифметическим   способом,   с   помощью   составления   и
решения уравнений, систем уравнений ;
• использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и
•
•
•
•
создания соответствующих математических моделей;
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, 
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы
(столбчатой или круговой);
Место предмета в федеральном базисном учебном  плане
Согласно   учебному   плану   МОУ   «Сатинская   СОШ»   на   изучение   алгебры   в   8   классе
отводится 140 часов из расчета 4 часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 140
часов.
Результаты обучения  
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему
итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие 8класс,   и   достижение   которых   является   обязательным   условием   для   продолжения
образования в9 классе.
Основное содержание учебного материала (140 часов) 
Рациональные дроби3ч
Основное свойство рациональной дроби4ч
Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми знаменателями4ч
Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями7ч
Контрольная работа № 11ч
Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень5ч
Тождественные преобразования рациональных выражений10ч
Контрольная работа № 22ч
Равносильные уравнения. Рациональные уравнения4ч
Степень с целым отрицательным показателем5ч
Свойства степени с целым показателем6ч
Функция
и её график4ч
y
k
x
Контрольная работа № 31ч
Функции y=x2и её график3ч
Квадратные корни. Арифметический квадратный корень4ч
Множество и его элементы2ч
Подмножество. Операции над множествами2ч
Числовые множества3ч
Свойства арифметического квадратного корня5ч
Тождественные преобразования выражений, содержащих квадратные корни7ч
Функция
и её график3ч
y
x
Контрольная работа № 41ч
Квадратные уравнения. Решение неполных квадратных уравнений4ч
 Формула корней квадратного уравнения5ч
Теорема Виета5ч
Контрольная работа № 51ч
Квадратный трёхчлен5ч
Решение уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям7ч
Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций8ч
Контрольная работа № 61ч
Упражнения для повторения курса 8 класса18ч
Контрольная работа № 71ч
                                                              Учебнотематический план
Название тема,
раздела
Количество
часов
Характеристика основных видов 
деятельности ученика (на уровне УУД)Глава 1
Рациональные 
выражения
55
Распознавать целые рациональные выражения, 
дробные рациональные выражения, приводить 
примеры таких выражений.
Формулировать:
определения: рационального выражения,
 допустимых значений переменной, 
тождественно
 равных выражений, тождества, равносильных 
уравнений, рационального уравнения, степени с 
нулевым показателем, степени с целым 
отрицательным показателем, стандартного вида
числа, обратной пропорциональности;
свойства: основное свойство рациональной 
дроби, 
свойства степени с целым показателем, 
уравнений,
 функции
;
k
x
y
правила: сложения, вычитания, умножения, 
деления дробей, возведения дроби в степень;
условие равенства дроби нулю.
Доказывать свойства степени с целым 
показателем.
Описывать графический метод решения 
уравнений с одной переменной.
Применять основное свойство рациональной 
дроби 
для сокращения и преобразования дробей. 
Приводить дроби к новому (общему) 
знаменателю.
 Находить сумму, разность, произведение и 
частное 
дробей. Выполнять тождественные 
преобразования
 рациональных выражений.
Решать уравнения с переменной в знаменателе
 дроби.
Применять свойства степени с целым 
показателем 
для преобразования выражений.
Записывать числа в стандартном виде.
Выполнять построение и чтение графика 
функцииy
k
x
30
Глава 2
Квадратные корни.
Действительные 
числа
Описывать: понятие множества, элемента 
множества, способы задания множеств; 
множество
 натуральных чисел, множество целых чисел, 
множество рациональных чисел, множество
 действительных чисел и связи между этими 
числов
ыми множествами; связь между бесконечными 
десятичными дробями и рациональными, 
иррациональными числами.
Распознавать рациональные и иррациональные
 числа. Приводить примеры рациональных чисел
и
 иррациональных чисел.
Записывать с помощью формул свойства 
действий
 с действительными числами.
Формулировать:
определения: квадратного корня из числа, 
арифметического квадратного корня из числа, 
равных множеств, подмножества, пересечения 
множеств, объединения множеств;
свойства: функции y = x2, арифметического 
квадратного корня, функции 
.
Доказывать свойства арифметического 
квадратного
 корня.
Строить графики функций y = x2 и
y
x
.Глава 3
Квадратные
уравнения
36
Применять понятие арифметического 
квадратного
 корня для вычисления значений выражений.
Упрощать выражения, содержащие 
арифметические квадратные корни. Решать 
уравнения. Сравнивать значения выражений. 
Выполнять преобразование выражений с 
применением вынесения множителя изпод 
знака 
корня, внесения множителя под знак корня.
 Выполнять освобождение от иррациональности
в
 знаменателе дроби, анализ соотношений между 
числовыми множествами и их элементами 
и   приводить
  примеры
Распознавать 
квадратных 
уравнений различных видов (полных, неполных,
 приведённых), квадратных трёхчленов.
Описывать в общем виде решение неполных 
квадратных уравнений.
Формулировать:
определения: уравнения первой степени, 
квадратного уравнения; квадратного трёхчлена,
дискриминанта квадратного уравнения и 
квадратного трёхчлена, корня квадратного
 трёхчлена; биквадратного уравнения;
свойства квадратного трёхчлена;
теорему Виета и обратную ей теорему.
Записывать и доказывать формулу корней 
квадратного
количество 
корней квадратного уравнения в зависимости от
знака его дискриминанта.
Доказывать   теоремы:
обратную),
 о разложении квадратного трёхчлена на 
множители, о свойстве квадратного трёхчлена с
отрицательным дискриминантом.
Описывать 
переменной 
для решения уравнений.
Находить 
различных
  видов. Применять теорему Виета и обратную
ей 
теорему. Выполнять разложение квадратного
корни   квадратных   уравнений
на   примерах   метод   замены
 Виета   (прямую   и
 
уравнения.
  Исследоватьтрёхчлена на множители. Находить корни
 уравнений, которые сводятся к квадратным. 
математическими моделями реальных ситуаций
Повторение и 
систематизация 
учебного материала
(итоговое 
повторение)
19
Знать материал, изученный в курсе математики
за 8класс
Уметь   применять   полученные   знания   на
практике.
Уметь   логически   мыслить,   отстаивать   свою
точку   зрения   и   выслушивать   мнение   других,
работать в команде.
ИТОГО:
140
Планируемые результаты обучения алгебре в 8 классе
Алгебраические выражения 
Учащийся научится:
оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», целые 
рациональные выражения, дробные рациональные выражения, приводить 
примеры таких выражений, решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с 
формулами;
выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями,
степени с нулевым показателем, степени с целым отрицательным показателем, 
стандартного вида числа, обратной пропорциональности;
выполнять   тождественные   преобразования   рациональных   выражений   на   основе   правил
действий над многочленами;
выполнять разложение многочленов на множители.
Учащийся получит возможность:
выполнять   многошаговые   преобразования   рациональных   выражений,   применяя   широкий
набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Основное свойство рациональной дроби для сокращения и преобразования дробей. 
Приводить дроби к новому (общему) знаменателю. Находить сумму, разность, 
произведение и частное дробей.
Распознавать:
 рациональные и иррациональные  числа. Приводить примеры рациональных чисел и 
иррациональных чисел.
Формулировать:определения: квадратного корня из числа, арифметического квадратного корня из числа, 
равных множеств, подмножества, пересечения множеств, объединения множеств;
Выполнять преобразование выражений с применением вынесения множителя изпод знака 
корня, внесения множителя под знак корня. Выполнять освобождение от иррациональности
в знаменателе дроби, анализ соотношений между числовыми множествами и их 
элементами.
 
Функции
Учащийся научится:
  понимать   и   использовать   функциональные   понятия,   язык   (термины,   символические
обозначения);
строить графики линейной функций, исследовать свойства числовых функций на основе
изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и
явлений   окружающего   мира,   применять   функциональный   язык   для   описания   и
исследования зависимостей между физическими величинами;
Учащийся получит возможность:
проводить   исследования,   связанные   с   изучением   свойств   функций,   в   том   числе   с
использованием   компьютера;   н   основе   графиков   изученных   функций   строить   боле
сложные графики (кусочнозаданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать   функциональные   представления   и   свойства   функций   для   решения
математических задач из раз личных разделов курса.
свойства: функции y = x2,
 ,  
;
y
x
 
y
k
x
Выполнять построение и чтение графика функции 
   
y
k
x
Строить графики функций y = x2 и
y
xУравнения
Учащийся научится:
решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя 
переменными, квадратные уравнения различных видов (полных, неполных, приведённых), 
применять теорему Виета и обратную ей теорему. Выполнять разложение квадратного  
трёхчлена на множители. Находить корни  уравнений, которые сводятся к квадратным. 
решать уравнения с переменной в знаменателе  дроби.
понимать   уравнение   как  важнейшую   математическую   модель   для  описания   и   изучения
разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять   графические   представления   для   исследования   уравнений,   исследования   и
решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащийся получит возможность:
овладеть   специальными   приёмами   решения   уравнений   и   систем   уравнений;   уверенно
применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных
предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений,
содержащих буквенные коэффициенты.
Учебнометодический комплект:
1. Алгебра: 8 класс:  учебник  для учащихся общеобразовательных учреждений /  А.Г.
Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: ВентанаГраф, 2017.
2. Алгебра:
  8   класс:
  пособие   для   учащихся
общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович,
М.С. Якир. — М.: ВентанаГраф, 2017.
  дидактические   материалы:
3. Алгебра:   8   класс:   методическое   пособие   /   Е.В.   Буцко,   А.Г.   Мерзляк,   В.Б.
Полонский, М.С. Якир. — М.: ВентанаГраф, 2017.
    Справочные пособия, научно – популярная и историческая литература
4. Гаврилова Т.Д.  Занимательная математика: 511 классы. — Волгоград: Учитель,
2008.
5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. — М.: ИЛЕКСА, 2007.
6. Пойа Дж. Как решать задачу? — М.: Просвещение, 1975,
7. Фарков А.В.  Математические олимпиады в школе : 5 11 классы. — М. : Айрис
Пресс, 2005.
8. Энциклопедия для детей. Т. 11: Математика. — М.: Аванта+, 2003.
9. http 
школьников и студентов «Квант».
 /  Научнопопулярный   физикоматематический   журнал   для
 ://   www 
 .  kvant
 
 .  info