Рабочая программа по Астрономии 11 класс

  • Разработки курсов
  • doc
  • 18.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2018. — 11 с. Учебник: Астрономия. Базовый уровень.11 класс: учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут.-5-е изд., - М.: Дрофа, 2018.-238.
Иконка файла материала Астрономия 11класс. — копия.doc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Астрономия.11 класс 34 часа (2 часа в неделю) 1 полугодие. Общая характеристика учебного предмета Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико­математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения.   Курс   астрономии   призван   способствовать   формированию   современной   научной   картины   мира,   раскрывая   развитие представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней. Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике. Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах, кометах, созвездиях, познакомиться со снимками плане Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности   наблюдаемых   во   Вселенной   явлений.   Необходимо   особо   подчеркивать,   что   это   становится   возможным   благодаря   широкому использованию   физических   теорий,   а   также   исследований   излучения   небесных   тел,   проводимых   практически   по   всему   спектру электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения такихсостояний   вещества   и   полей   таких   характеристик,   которые   пока   недостижимы   в   земных   лабораториях.   В   ходе   изучения   курса   важно сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии. Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:  —   осознание   принципиальной   роли   астрономии   в   познании   фундаментальных   законов   природы   и   формировании   современной естественнонаучной картины мира;  — приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;  — овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; — развитие познавательных  интересов, интеллектуальных  и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; — использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;  — формирование научного мировоззрения;   —   формирование   навыков   использования   естественнонаучных   и   особенно   физико­математических   знаний   для   объективного   анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики. Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих   наблюдений   определяется   двумя   обстоятельствами.   Во­первых,   они   (за   исключением   наблюдений   Солнца)   должны   проводиться   в вечернее или ночное время. Во­вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости. СОДЕРЖАНИЕ.Предмет астрономии (2 ч) Астрономия,   ее   связь   с   другими   науками.   Роль   астрономии   в   развитии   цивилизации.   Структура   и   масштабы   Вселенной.   Особенности астрономических   методов   исследования.   Наземные   и   космические   телескопы,   принцип   их   работы.   Всеволновая   астрономия: электромагнитное излучение как источник  информации  о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.*  1 История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.   А.   Гагарина. Достижения современной космонавтики. Основы практической астрономии (5 ч) Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Строение Солнечной системы (2 ч) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.  Законы движения небесных тел (5 ч) Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы (8 ч) Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты­гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты­карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Солнце и звезды (6 ч) Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно­земные связи. Звезды: основные физико­химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)  Наша   Галактика.   Ее   размеры   и   структура.   Звездные   скопления.   Спиральные   рукава.   Ядро   Галактики.   Области   звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Строение и эволюция Вселенной (2 ч)  Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)  Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные   органические   соединения   в   космосе.   Современные   возможности   космонавтики   и   радиоастрономии   для   связи   с   другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.  Учебно­тематический план по Астрономии. 11 класс№ Тема Учебно­ Предмет астрономии. Основы практической астрономии. Строение Солнечной системы. Законы движения небесных тел. Природа тел Солнечной системы Солнце и звезды Астрономия.   Базовый   уровень.11   класс:   учебник/   Б.А. Наша Галактика — Млечный Путь Воронцов­Вельяминов, Е.К. Страут.­5­е   изд., ­ М.: Дрофа, 2018.­238. Строение и эволюция Вселенной. Жизнь и разум во Вселенной. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ВСЕГО ЧАСОВ Кол­во часов 2 5 2 5 8 6 2 2 2 34 методический комплект ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.  В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен  знать/понимать смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;  •  смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;  •  смысл физического закона Хаббла;•  основные этапы освоения космического пространства;  •  гипотезы происхождения Солнечной системы;  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы,  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;  Уметь  •  приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных   излучений   для   получения   информации   об   объектах   Вселенной,   получения   астрономической   информации   с   помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;   •   описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил,   причины   возникновения   приливов   и   отливов;   принцип   действия   оптического   телескопа,   взаимосвязь   физико­химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;  характеризовать  особенности   методов   познания   астрономии,   основные   элементы   и   свойства   планет   Солнечной   системы,   методы •   определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;  •   находить на небе  основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе; •   использовать  компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно­популярных статьях.Календарно-тематическое планирование. Астрономия.11 классТема урока № П/ П Кол -во час ов Элементы содержания Вид деятельности ученика. Домаш нее задани е Дата проведе ния 1 четверть (01.09-28.10) 8недель, 16часов. Предмет астрономии (2 ч) 1 четверть( 01.09-28.10)16 часов 1/1 Предмет астрономии. 1 Что изучает астрономия. Ее значение и связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Иметь представление о структуре и масштабах Вселенной. Проследить связь предмета астрономии с другими науками. П.1. 01.09-02.09 2/2 Наблюдения –основа астрономии. 3/1 Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. 4/2 Видимое движение звезд на различных географических широтах. 5/3 Годичное движение звезд по небу. 1 1 1 1 Особенности астрономии и ее методов. Телескопы. Ознакомиться с основными приборами для исследования космического пространства. Изучить строение и принцип действия телескопа. Основы практической астрономии (5 ч) П 2. 01.09-02.09 Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя.* Кульминация светил. Видимое годичное движение находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе. Уметь определять координаты расположения звезд по карте звездного неба. П.3-4 04.09-09.09 П.5 04.09-09.09 Уметь объяснять наблюдаемые невооруженным глазом П.6 11.09-16.09Лист корректировки рабочей программы № урока Тема урока Причина корректировки Способ корректировки

Посмотрите также