Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений: Астрономия. Базовый уровень. 11 класс : учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. — М.: Дрофа, 2018. — 11 с.
Учебник: Астрономия. Базовый уровень.11 класс: учебник/ Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут.-5-е изд., - М.: Дрофа, 2018.-238.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Астрономия.11 класс
34 часа (2 часа в неделю) 1 полугодие.
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физикоматематическое образование выпускников
средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного
мировоззрения. Курс астрономии призван способствовать формированию современной научной картины мира, раскрывая развитие
представлений о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей
природы и своего места в ней. Особую роль при изучении астрономии должно сыграть использование знаний, полученных учащимися по
другим естественнонаучным предметам, в первую очередь по физике. Материал, изучаемый в начале курса в теме «Основы практической
астрономии», необходим для объяснения наблюдаемых невооруженным глазом астрономических явлений. В организации наблюдений могут
помочь компьютерные приложения для отображения звездного неба. Такие приложения позволяют ориентироваться среди мириад звезд в
режиме реального времени, получить информацию по наиболее значимым космическим объектам, подробные данные о планетах, звездах,
кометах, созвездиях, познакомиться со снимками плане
Астрофизическая направленность всех последующих тем курса соответствует современному положению в науке. Главной задачей курса
становится систематизация обширных сведений о природе небесных тел, объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической
сущности наблюдаемых во Вселенной явлений. Необходимо особо подчеркивать, что это становится возможным благодаря широкому
использованию физических теорий, а также исследований излучения небесных тел, проводимых практически по всему спектру
электромагнитных волн не только с поверхности Земли, но и с космических аппаратов. Вселенная предоставляет возможность изучения такихсостояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недостижимы в земных лабораториях. В ходе изучения курса важно
сформировать представление об эволюции неорганической природы как главном достижении современной астрономии.
Целями изучения астрономии на данном этапе обучения являются:
— осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной
естественнонаучной картины мира;
— приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных
масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
— овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени
по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в
конкретном пункте для заданного времени;
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с
использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
— использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
— формирование научного мировоззрения;
— формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физикоматематических знаний для объективного анализа
устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Изучение курса рассчитано на 35 часов. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11
классе. Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования
этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Вопервых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в
вечернее или ночное время. Вовторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для
наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.
СОДЕРЖАНИЕ.Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности
астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия:
электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований.* 1
История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной
космонавтики.
Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты.
Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат
наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны. Затмения Солнца и
Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (2 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации
планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы движения небесных тел (5 ч)
Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под
действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной
системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Космические лучи.* Исследования
Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и
метеориты. Астероидная опасность.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические
методы теоретического исследования. Закон Стефана— Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и
ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечноземные связи. Звезды: основные физикохимические характеристики и их
взаимосвязь. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Эффект Доплера.
Диаграмма «спектр — светимость» («цвет — светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Гравитационные волны.
Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина.
Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя).
Строение и эволюция Вселенной (2 ч)
Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон
Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения
Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы.
Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
Учебнотематический план по Астрономии. 11 класс№
Тема
Учебно
Предмет астрономии.
Основы практической астрономии.
Строение Солнечной системы.
Законы движения небесных тел.
Природа тел Солнечной системы
Солнце и звезды
Астрономия. Базовый уровень.11 класс: учебник/ Б.А.
Наша Галактика — Млечный Путь
ВоронцовВельяминов, Е.К. Страут.5е изд., М.: Дрофа,
2018.238.
Строение и эволюция Вселенной.
Жизнь и разум во Вселенной.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ВСЕГО ЧАСОВ
Колво
часов
2
5
2
5
8
6
2
2
2
34
методический комплект
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет,
комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное
время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная
дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
• смысл физического закона Хаббла;• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы,
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов
электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения
светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физикохимических
характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник
энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы
•
определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь,
Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного
населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии
с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации, содержащейся в
сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.Календарно-тематическое планирование. Астрономия.11 классТема урока
№
П/
П
Кол
-во
час
ов
Элементы
содержания
Вид деятельности
ученика.
Домаш
нее
задани
е
Дата
проведе
ния
1 четверть (01.09-28.10) 8недель, 16часов.
Предмет астрономии (2 ч)
1 четверть( 01.09-28.10)16 часов
1/1 Предмет астрономии.
1
Что изучает астрономия. Ее
значение и связь с другими
науками. Структура и
масштабы Вселенной.
Иметь представление о структуре и
масштабах Вселенной. Проследить
связь предмета астрономии с другими
науками.
П.1.
01.09-02.09
2/2 Наблюдения –основа
астрономии.
3/1
Звезды и созвездия.
Небесные
координаты и
звездные карты.
4/2
Видимое движение
звезд на различных
географических
широтах.
5/3
Годичное движение
звезд по небу.
1
1
1
1
Особенности астрономии и
ее методов. Телескопы.
Ознакомиться с основными приборами
для исследования космического
пространства. Изучить строение и
принцип действия телескопа.
Основы практической астрономии (5 ч)
П 2.
01.09-02.09
Звезды и созвездия. Видимая
звездная величина. Небесная
сфера. Особые точки
небесной сферы. Небесные
координаты. Звездные
карты.
Видимое движение звезд на
различных географических
широтах. Связь видимого
расположения объектов на
небе и географических
координат наблюдателя.*
Кульминация светил.
Видимое годичное движение
находить на небе основные созвездия
Северного полушария, в том числе:
Большая Медведица, Малая
Медведица, Волопас, Лебедь,
Кассиопея, Орион; самые яркие
звезды, в том числе: Полярная звезда,
Арктур, Вега, Капелла, Сириус,
Бетельгейзе.
Уметь определять координаты
расположения звезд по карте
звездного неба.
П.3-4
04.09-09.09
П.5
04.09-09.09
Уметь объяснять наблюдаемые
невооруженным глазом
П.6
11.09-16.09Лист корректировки рабочей программы
№ урока
Тема урока
Причина корректировки
Способ корректировки