Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10-11 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Общая биология.10-11 класс», авторы Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц, Москва «Просвещение», 2011г. На изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 ч (1 ч в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 ч в неделю). Данная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (10-11 классы).рабочая программа по биологии (база)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 94»
Ленинского района г. Саратова
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
МОУ «СОШ № 94»
__________/О.А.Журавлева /
Протокол № ____
от «___» августа 2018г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
МОУ «СОШ № 94» г. Саратова
________________Г.К.Савушкина
«___» августа 2018 года
«Утверждаю»
Директор МОУ«СОШ № 94»
города Саратова
_________________ Г.В.Карпова
Приказ № ___ от __.08.2018 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология (база)
10 класс
Составитель:
Гренкова С.В.
г. Саратов
20182019 учебный годРабочая программа предназначена для изучения биологии в 1011 классе
основной
общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Общая биология.1011 класс», авторы
Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц, Москва «Просвещение», 2011г. На изучение курса биологии
выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 ч (1 ч в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 ч в
неделю). Данная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (1011
классы).
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на
базовом уровне (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089).
2. Стандарт основного общего образования по биологии.
3. Программа по биологии к учебнику для 1011 классов общеобразовательных
учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева,
Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2013.
4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ
МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Курс предусматривает последовательное изучение разделов со следующим распределением
часов:
Содержание программы:
№
1
2
3
4
Название темы
Введение
Клетка — единица живого
Размножение и развитие организмов
Основы генетики и селекции
ИТОГО
1
18
6
9
34
Количество часов
(1 час в неделю)
По рабочей программе
Введение (1ч)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы:
уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.
Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических
теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы
познания живой природы.
Демонстрации. Биологические системы. Уровни организации живой природы. Методы
познания живой природы
Раздел I. Клетка — единица живого (18 ч)
Тема 1. Химический состав клетки (6 ч)
Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения.
Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ
и другие органические соединения клетки.
Тема 2. Структура и функции клетки (5 ч)
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.
Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и
лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение ифункции хромосом.
Прокариоты и эукариоты.
Лабораторные работы:
Л.р. №1 «Изучение каталитической активности ферментов в живых тканях (на примере
каталазы)»
Л.р. №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука»
Л.р. №3 «Приготовление и сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Тема 3. Обеспечение клеток энергией (2 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — свойство живых организмов. Фотосинтез.
Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за
счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при
участии кислорода.
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4 ч)
Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК
по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.
Вирусы. Профилактика СПИДа.
Демонстрации
Схемы, таблицы, транспаранты* и пространственные модели, иллюстрирующие: строение
молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и
растений, вирусов, хромосом; удвоение молекул ДНК; транскрипцию; генетический код;
биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические
пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки».
Пр.р. №1 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в
биотехнологии»
Раздел II РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 ч)
Тема 5. Размножение организмов (3 ч)
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых
клеток и оплодотворение.
Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (3 ч)
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и
наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.
Демонстрации
Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки
(митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых
клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма;
взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки.
Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума).
Практическая работа №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других
млекопитающих как доказательство их родства»
Раздел III ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (9 ч)
Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (4 ч)
Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип.Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория
наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.
Пр.р. №3 «Составление простейших схем скрещивания»
Пр.р. № 4 «Решение элементарных генетических задач»
Тема 8. Закономерности изменчивости (3 ч)
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости
Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых
наследственных болезней человека.
Лабораторная работа № 4 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной
кривой»
Тема 9. Генетика и селекция (2 ч)
Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах
происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная
и клеточная инженерия. Клонирование.
Демонстрации
Схемы, таблицы, фотографии и гербарные материалы, иллюстрирующие: моногибридное
скрещивание; дигибридное скрещивание; перекрест хромосом; неполное доминирование;
наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и
необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры
мутантных линий дрозофилы); модификационную изменчивость; центры многообразия и
происхождения культурных растений; искусственный отбор; гибридизацию; исследования в
области биотехнологии. Динамическое пособие «Перекрест хромосом». Семена гороха с
разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые).
Практическая работа № 5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)
и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета биология.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие
умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие
безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,
которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,
особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию
рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального
природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения
в качестве одной из ценностных установок.
Средством развития личностных результатов служат учебный материал и
продуктивные задания учебника, нацеленные на 6ю линию развития – умение оценивать
поведение человека с точки зрения безопасности по отношению к человеку и природе.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование
универсальных учебных действий.
Регулятивные:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных
связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Коммуникативные:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты
Учащиеся должны знать/понимать:
роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;
основные уровни организации живого;
основные свойства жизни; основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых
организмов;
об основных структурных элементах клетки и их функциях;
о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;
о материальных основах наследственности;
принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;
об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;
о способах деления клеток;
об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;
основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
биологический смысл и основные формы размножения организмов;
об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток,
оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;
о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на
организмы;
основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;
понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;
понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
о причинах низкой устойчивости агроценозов;
о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;
о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ; законы
наследования Г. Менделя, их цитологические основы;
основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и
хромосоме;
об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;
об эволюции органического мира, ее свидетельствах;
основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;
основные положения учения о виде и видообразовании;
основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного
процесса;
основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их
биологические основы;
основные события, выделившие человека из животного мира;
о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед
человечеством.
Учащиеся должны уметь:
применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового
образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания
человечества;
находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их
функционирования и развития;
находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять
биологический смысл происходящего;
классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи
питания в экосистемах;
приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;
пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты
домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.); приводить примеры приспособлений у растений и животных;
находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их
устранения;
объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в
дополнительной литературе.
Календарнотематическое планирование по биологии в 10 классе (база)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
план
05.09
09.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
10.
11.
07.11
14.11
Дата урока
факт
Название темы урока
Введение 1ч
Вид контроля и
практич. часть
Корректировка
Глава 1. Клеткаединица живого (18 ч)
Химический состав клетки.
Роль неорганических
веществ в клетке и
организме человека.
Биополимеры. Углеводы.
Липиды.
Биополимеры. Белки, их
строение и функции.
Лабораторная работа №1
«Изучение каталитической
активности ферментов в
живых тканях (на примере
каталазы)»
Биополимеры. Нуклеиновые
кислоты.
АТФ и другие органические
соединения клетки.
Развитие знаний о клетке.
Клеточная теория.
Цитоплазма.
Плазматическая мембрана.
Лабораторная работа №2
«Наблюдение плазмолиза и
деплазмолиза в клетках
кожицы лука»
Основные части и
органоиды клетки, их
функции.
Лабораторная работа №3
«Приготовление и
Лабораторная
работа №1
Лабораторная
работа №2
Лабораторная
работа №312.
21.11
13.
28.11
14.
05.12
15.
12.12
16.
17.
18.
19.
20.
21.
19.12
26.12
10.01
16.01
23.01
30.01
22.
06.02
23.
13.02
сравнение строения клеток
растений, животных, грибов
и бактерий»
Ядро. Прокариоты и
эукариоты. Вирусы. Меры
профилактики
распространения вирусных
заболеваний. Профилактика
СПИДа.
Обмен веществ и
превращение энергии –
свойство живых
организмов. Фотосинтез.
Обеспечение клеток
энергией за счет окисления
органических веществ без
участи кислорода.
Биологическое окисление
при участии кислорода.
Генетическая информация.
Удвоение ДНК.
Образование иРНК.
Генетический код.
Биосинтез белка. Регуляция
транскрипции и трансляции.
Генная и клеточная
инженерия.
Практическая работа №1
«Анализ и оценка этических
аспектов развития
некоторых исследований в
биотехнологии»
Контрольная работа №1 по
теме «Клетка»
П/р №1
к/р №1
Глава 2. Размножение и развитие организмов (6 ч)
Половое и бесполое
размножение.
Деление клетки – основа
роста, развития и
размножения организмов.
Митоз.
Мейоз. Образование
половых клеток.
Оплодотворение, его
значение.
Зародышевое и
постэмбриональное
развитие. Практическая
работа №2 «Выявление
признаков сходства
п/р №224.
25.
20.02
27.02
26.
06.03
27.
13.03
28.
20.03
29.
03.04
30.
10.04
31.
17.04
32.
24.04
33.
08.05
34.
15.05
зародышей человека и
других млекопитающих как
доказательство их родства»
Организм как единое целое.
Контрольная работа №2
«Размножение и развитие
организмов»
к/р №2
Глава 3. Основы генетики и селекции (9ч)
Моногибридное
скрещивание. Первый и
второй законы Менделя.
Генотип и фенотип.
Аллельные гены.
Практическая работа № 3
«Составление простейших
схем скрещивания»
Дигибридное скрещивание.
Третий закон Менделя
Генетика пола.
Практическая работа № 4
«Решение элементарных
генетических задач»
Модификационная
изменчивость.
Лабораторная работа №4
«Изменчивость, построение
вариационного ряда и
вариационной кривой»
Виды наследственной
изменчивости.
Наследственная
изменчивость человека.
Лечение и предупреждение
некоторых наследственных
болезней.
Одомашнивание как
начальный этап селекции.
Методы современной
селекции. Успехи селекции.
Контрольная работа №3.
Основы генетики и
селекции
п/р №3
п/р №4
л/р №4
к/р №3