рабочая программа по биологии 10 класс

  • Образовательные программы
  • doc
  • 17.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10-11 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Общая биология.10-11 класс», авторы Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц, Москва «Просвещение», 2011г. На изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 ч (1 ч в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 ч в неделю). Данная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (10-11 классы).рабочая программа по биологии (база)
Иконка файла материала 10класс био база.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 94» Ленинского района г. Саратова «Рассмотрено» на заседании  ШМО МОУ «СОШ № 94» __________/О.А.Журавлева / Протокол № ____ от «___» августа 2018г. «Согласовано» Заместитель директора по УР   МОУ «СОШ № 94» г. Саратова ________________Г.К.Савушкина «___» августа 2018 года «Утверждаю» Директор  МОУ«СОШ № 94»  города Саратова _________________ Г.В.Карпова Приказ № ___ от __.08.2018 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   Биология (база)  10 класс Составитель: Гренкова С.В. г. Саратов  2018­2019 учебный годРабочая   программа   предназначена   для   изучения   биологии   в   10­11   классе     основной общеобразовательной  школы  по  учебнику «Биология. Общая биология.10­11 класс», авторы Д.К.Беляев,   Г.М.Дымшиц,   Москва   «Просвещение»,   2011г.   На   изучение   курса   биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 ч (1 ч в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 ч в неделю).   Данная   программа   рассчитана   на   изучение   предмета   в   течение   двух   лет   (10­11 классы).  Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы 1. Федеральный компонент государственного стандарта основного  общего образования на базовом уровне (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089).  2. Стандарт основного общего образования по биологии. 3. Программа   по   биологии   к   учебнику   для   10­11   классов   общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2013. 4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).  Курс   предусматривает   последовательное   изучение   разделов   со   следующим   распределением часов: Содержание программы: № 1 2 3 4 Название темы Введение  Клетка — единица живого Размножение и развитие организмов Основы генетики и селекции   ИТОГО 1 18 6 9 34 Количество часов (1 час в неделю) По рабочей программе                Введение (1ч) Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы:  уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.  Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических  теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.  Демонстрации.    Биологические системы. Уровни организации живой природы. Методы  познания живой природы Раздел I.  Клетка — единица живого (18 ч) Тема 1. Химический состав клетки (6 ч)       Биологически  важные химические  элементы. Неорганические  (минеральные)  соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Тема 2. Структура и функции клетки (5 ч)       Развитие знаний о клетке. Клеточная теория.       Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и  лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение ифункции хромосом.       Прокариоты и эукариоты. Лабораторные работы:   Л.р.   №1   «Изучение   каталитической   активности   ферментов   в   живых   тканях   (на   примере каталазы)» Л.р. №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука» Л.р. №3 «Приготовление и сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» Тема 3. Обеспечение клеток энергией (2 ч)       Обмен   веществ   и   превращение   энергии —   свойство   живых   организмов.   Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (4 ч)       Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК  по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.       Вирусы. Профилактика СПИДа. Демонстрации       Схемы, таблицы, транспаранты*  и пространственные модели, иллюстрирующие:  строение молекул белков, молекулы ДНК, молекул РНК, прокариотической клетки, клеток животных и растений,   вирусов,   хромосом;   удвоение   молекул   ДНК;   транскрипцию;   генетический   код; биосинтез белков; обмен веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтез. Динамические пособия «Биосинтез белка», «Строение клетки». Пр.р. №1 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в  биотехнологии» Раздел II РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (6 ч) Тема 5. Размножение организмов (3 ч)       Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Тема 6. Индивидуальное развитие организмов (3 ч)       Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и  наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. Демонстрации       Схемы, таблицы, транспаранты и учебные фильмы, иллюстрирующие: деление клетки  (митоз, мейоз); способы бесполого размножения; формирование мужских и женских половых  клеток; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие организма;  взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Динамическое пособие «Деление клетки.  Митоз и мейоз». Сорусы комнатного папоротника (нефролеписа или адиантума). Практическая   работа   №2  «Выявление   признаков   сходства   зародышей   человека   и   других млекопитающих как доказательство их родства» Раздел III ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ  (9 ч) Тема 7. Основные закономерности явлений наследственности (4 ч)       Генетика —   наука   о   закономерностях   наследственности   и   изменчивости   организмов. Моногибридное   скрещивание.   Первый   и   второй   законы   Менделя.   Генотип   и   фенотип.Аллельные   гены.   Дигибридное   скрещивание.   Третий   закон   Менделя.   Хромосомная   теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. Пр.р. №3 «Составление простейших схем скрещивания» Пр.р. № 4 «Решение элементарных генетических задач» Тема 8. Закономерности изменчивости (3 ч)       Модификационная   и   наследственная   изменчивость.   Комбинативная   изменчивость. Мутационная   изменчивость.   Закон   гомологических   рядов   наследственной   изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Лабораторная работа № 4 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой» Тема 9. Генетика и селекция (2 ч)       Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах  происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. Демонстрации       Схемы,  таблицы,  фотографии  и гербарные  материалы,  иллюстрирующие:  моногибридное скрещивание;   дигибридное   скрещивание;   перекрест   хромосом;   неполное   доминирование; наследование, сцепленное с полом; мутации (различные породы собак, частичный альбинизм и необычная   форма   листьев   у   комнатных   растений,   если   есть   возможность —   культуры мутантных   линий   дрозофилы);   модификационную   изменчивость;   центры   многообразия   и происхождения   культурных   растений;   искусственный   отбор;   гибридизацию;   исследования   в области   биотехнологии.   Динамическое   пособие   «Перекрест   хромосом».   Семена   гороха   с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Практическая работа № 5 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета биология. Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие  умения: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение  осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках  самостоятельной деятельности вне школы  оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения  здоровья оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и  поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды ­ гаранта жизни и  благополучия людей на Земле. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие  безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки,  которые угрожают безопасности и здоровью. Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе,  особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию  рационального природопользования. Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования. Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. Средством   развития  личностных   результатов   служат   учебный   материал   и продуктивные   задания   учебника,   нацеленные   на   6­ю   линию   развития   –   умение   оценивать поведение человека с точки зрения безопасности по отношению к человеку и природе.  Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий. Регулятивные: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель  учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из  предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения  проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии  оценки. Средством   формирования  регулятивных   УУД   служат   технология   проблемного диалога   на   этапе   изучения   нового   материала   и   технология   оценивания   образовательных достижений (учебных успехов).  Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять  причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая  основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе  дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных  связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.  Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие  цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметные результаты  Учащиеся должны знать/понимать: ­ роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;  ­ основные уровни организации живого;  ­ основные свойства жизни;­ основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;  ­ об основных структурных элементах клетки и их функциях;  ­ о биосинтезе белка и самосборке макромолекул; ­ о материальных основах наследственности;  ­ принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;  ­ об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;  ­ о способах деления клеток;  ­ об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;  ­ основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;  ­ биологический смысл и основные формы размножения организмов;  ­   об   индивидуальном   развитии   организма   (онтогенезе),   образовании   половых   клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;  ­ о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;  ­ основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;  ­ понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;  ­ понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;  ­ о причинах низкой устойчивости агроценозов;  ­ о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;   ­   о   роли   биоразнообразия   в   поддержании   биосферного   круговорота   веществ;   ­   законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;  ­   основные   положения   хромосомной   теории   наследственности;   представление   о   гене   и хромосоме;  ­ об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;  ­ об эволюции органического мира, ее свидетельствах;  ­ основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;  ­ основные положения учения о виде и видообразовании;  ­   основные   положения   учения   А.Н.   Северцова   о   главных   направлениях   эволюционного процесса;  ­   основные   положения   теории   искусственного   отбора   Ч.   Дарвина,   методы   селекции   и   их биологические основы;  ­ основные события, выделившие человека из животного мира;  ­   о   покорении   биосферы,   об   экологических   проблемах,   стоящих   в   связи   с   этим   перед человечеством.  Учащиеся должны уметь:  ­ применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа   жизни   и   деятельности,   благополучия   своей   семьи   и   благоприятной   среды   обитания человечества;  ­   находить   обратные   связи   в   простых   системах   и   обнаруживать   их   роль   в   процессах   их функционирования и развития;  ­ находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;  ­ пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;  ­ обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;  ­   классифицировать   живые   организмы   по   их   ролям   в   круговороте   веществ,   выделять   цепи питания в экосистемах;  ­ приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;  ­ пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);­ приводить примеры приспособлений у растений и животных;  ­ находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;  ­ объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;  ­   находить   ответы   на   интересующие   их   практические   и   теоретические   вопросы   в дополнительной литературе. Календарно­тематическое планирование по биологии в 10 классе (база) №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. план 05.09 09.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 10. 11. 07.11 14.11 Дата урока факт Название темы урока Введение ­ 1ч Вид контроля и практич. часть Корректировка Глава 1. Клетка­единица живого (18 ч) Химический состав клетки.  Роль неорганических  веществ в клетке и  организме человека. Биополимеры. Углеводы.  Липиды.   Биополимеры. Белки, их  строение и функции.  Лабораторная работа №1  «Изучение каталитической  активности ферментов в  живых тканях (на примере  каталазы)» Биополимеры. Нуклеиновые кислоты.  АТФ и другие органические соединения клетки. Развитие знаний о клетке.  Клеточная теория.  Цитоплазма.  Плазматическая мембрана.  Лабораторная работа №2  «Наблюдение плазмолиза и  деплазмолиза в клетках  кожицы лука» Основные части и  органоиды клетки, их  функции.  Лабораторная работа №3  «Приготовление и  Лабораторная работа №1 Лабораторная работа №2 Лабораторная работа №312. 21.11 13. 28.11 14. 05.12 15. 12.12 16. 17. 18. 19. 20. 21. 19.12 26.12 10.01 16.01 23.01 30.01 22. 06.02 23. 13.02 сравнение строения клеток  растений, животных, грибов и бактерий» Ядро. Прокариоты и  эукариоты. Вирусы. Меры  профилактики  распространения вирусных  заболеваний. Профилактика СПИДа. Обмен веществ и  превращение энергии –  свойство живых  организмов. Фотосинтез.  Обеспечение клеток  энергией за счет окисления  органических веществ без  участи кислорода.  Биологическое окисление  при участии кислорода. Генетическая информация.  Удвоение ДНК.  Образование и­РНК.  Генетический код. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции. Генная и клеточная  инженерия.  Практическая работа №1  «Анализ и оценка этических аспектов развития  некоторых исследований в  биотехнологии» Контрольная работа №1 по  теме «Клетка» П/р №1 к/р №1 Глава 2. Размножение и развитие организмов  (6 ч) Половое и бесполое  размножение. Деление клетки – основа  роста, развития и  размножения организмов.  Митоз. Мейоз. Образование  половых клеток.  Оплодотворение, его  значение. Зародышевое и  постэмбриональное  развитие. Практическая  работа №2 «Выявление  признаков сходства  п/р №224. 25. 20.02 27.02 26. 06.03 27. 13.03 28. 20.03 29. 03.04 30. 10.04 31. 17.04 32. 24.04 33. 08.05 34. 15.05 зародышей человека и  других млекопитающих как  доказательство их родства» Организм как единое целое.  Контрольная работа №2  «Размножение и развитие  организмов» к/р №2 Глава 3. Основы генетики и селекции (9ч) Моногибридное  скрещивание. Первый и  второй законы Менделя. Генотип и фенотип.  Аллельные гены.  Практическая работа № 3  «Составление простейших  схем скрещивания» Дигибридное скрещивание.  Третий закон Менделя Генетика пола.  Практическая работа № 4  «Решение элементарных  генетических задач» Модификационная  изменчивость.  Лабораторная работа №4  «Изменчивость, построение  вариационного ряда и  вариационной кривой» Виды наследственной  изменчивости.  Наследственная  изменчивость человека.  Лечение и предупреждение  некоторых наследственных  болезней.  Одомашнивание как  начальный этап селекции.  Методы современной  селекции. Успехи селекции. Контрольная работа №3.  Основы генетики и  селекции п/р №3 п/р №4 л/р №4 к/р №3