Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
Закон РФ «Об образовании»
Глава II, ст.11 «ФГОС и федеральные государственные требования образовательных стандартов»
Глава II, ст. 12, п.7: «Образовательные программы».
Глава II, ст. 13: «Общие требования к реализации образовательных программ».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год. (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. №1067);
- Программа среднего общего образования по биологии для 10-11 классов. Профильный уровень (автор В.Б. Захаров) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2015)
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): профиль
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане:
Объём часов: 11 класс — 105 ч (в год), 3 ч (в неделю).
Количество часов федерального компонента: 3 ч
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет
Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет
Вид программы (типовая, авторская, модернизированная, компилятивная): компилятивная
Принцип обучения: (линейный, концентрический, линейно – концентрический): концентрический
Для каких обучающихся составлена: профильные классы.
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:
Рабочая программа по биологии для 11 профильных классов составлена на основе авторской программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом примерной программы по биологии и стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. В содержание авторской программы внесены изменения, которые отражены в таблице тематического распределения часов, что обеспечит формирование знаний и умений по биологии на профильном уровне. Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на 105 часов.
рабочая программа.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Гоношихинская средняя общеобразовательная школа»
Заринского района Алтайского края
Принято педагогическим Утверждено директором
советом
школы
Протокол № 1 от 29.08.17 Приказ № от 29.08.17
Рабочая программа
по учебному предмету
« Биология»
11 класс
среднее общее образование
на 2017 – 2018учебный год
Автор программы : В.Б. Захаров, Н.И.Сонин
Составитель: Тихомирова Л.В.
учитель биологии Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
Закон РФ «Об образовании»
Глава II, ст.11 «ФГОС и федеральные государственные требования образовательных стандартов»
Глава II, ст. 12, п.7: «Образовательные программы».
Глава II, ст. 13: «Общие требования к реализации образовательных программ».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом
Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 20132014 учебный
год. (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. №1067);
Программа среднего общего образования по биологии для 1011 классов. Профильный уровень
(автор В.Б. Захаров) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 511
кл. М: Дрофа, 2015)
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): профиль
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане:
Объём часов: 11 класс — 105 ч (в год), 3 ч (в неделю).
Количество часов федерального компонента: 3 ч
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с
ним: нет
Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет
Вид программы (типовая, авторская, модернизированная, компилятивная): компилятивная
Принцип обучения: (линейный, концентрический, линейно – концентрический): концентрический
Для каких обучающихся составлена: профильные классы.
Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:
Рабочая программа по биологии для 11 профильных классов составлена на основе авторской
программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом
примерной программы по биологии и стандарта среднего (полного) общего образования по
биологии. В содержание авторской программы внесены изменения, которые отражены в таблице
тематического распределения часов, что обеспечит формирование знаний и умений по биологии на
профильном уровне. Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на 105 часов. Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне
направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной
организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических
закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора
содержания на профильном уровне составляет концентрический подход, в соответствии с которым
учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения
образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления
биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования
содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие
системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация
и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как
наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При
разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны
межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих
биологических процессов и явлений лежат физикохимические процессы и явления, а большинство
общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. В старшей
профильной школе прослеживаются как вертикальные (между ступенями образования), так и
горизонтальные (на одной ступени обучения) межпредметные связи курса биологии с другими
курсами физики, химии, географии.
Цель и задачи курса:
Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их
индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии
экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные:
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов,
лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях
биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся
биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук
(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного
проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и
грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических
обобщений в биологической науке;
овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую
информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь
между развитием биологии и социальноэкономическими и экологическими проблемами
человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ
инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
характеризовать современные научные открытия в области биологии;
Развивающие:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в
биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования;
проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования
биологических объектов и процессов; изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в
общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных
взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитательные:
воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как
основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к
мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения
в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и
сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение
безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера)
на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория
наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и
направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных
растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования
Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства;
биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования,
сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования
Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни,
происхождения человека);
строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом,
женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и
многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке,
фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие
гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых
растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие
искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое
видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции,
формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в
экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
современную биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной
естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы,
родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное
влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние
мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции
видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных
изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости,
саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов
клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания,
пищевые сети);
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому
критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и
животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические
компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и
агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и
энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение;
оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее
оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы
видообразования; макро и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на
основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,
человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты
современных исследований в биологической науке; осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках
(учебных текстах, справочниках, научнопопулярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах
Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики
распространения вирусных (в том числе ВИЧинфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми
продуктами;
определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в
природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование,
искусственное оплодотворение).
Практическая деятельность (какие виды деятельности предусмотрены для практической
направленности). Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую
программу включены лабораторные и практические работы, конференции, деловые игры, встречи с
интересными людьми, семинары, изучение нового материала, уроки обобщения знаний,
предусмотренные программой.
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: технология проблемного обучения
Цель:
Повышение интереса к предмету, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Задачи:
1. Совершенствование форм и методов обучения.
2. Провести диагностику обучающихся на владение учебноорганизационными умениями.
3. Применение элементов развивающего обучения с целью развития интеллектуальных умений и
навыков.
4. Обучить приемам работы с техническими средствами, дополнительной литературой, картами,
таблицами.
5. Контроль влияния технологии обучения на качество знаний.
Результат:
1.Технология должна способствовать формированию личности, полностью работающей
самостоятельно.
2. Повышение качества обучения до 80 %. 3.Повышение качества обучения у обучающихся позволит вовлечь детей в активную учебную
деятельность и повысить их профессиональную направленность.
Основные методы работы на уроке (продуктивные и репродуктивные и т.д.): методы и формы
обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и
саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения биологии на
данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и
потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное
моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов
после завершения изучения крупных тем); личностнодеятельностный подход, использование
здоровьесберегающих технологий, продуктивные и репродуктивные методы (словесный, наглядный,
практический, проблемно поисковый), самостоятельная работа.
Формы организации деятельности учащихся: основной формой обучения является урок, типы
которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования
практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;
уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний,
умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных
занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы,
конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала,
как в коллективных, так и в индивидуальногрупповых формах. Рабочая программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных
способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного
предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне
являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Критерии оценивания различных видов работ:
Оценка знаний учащихся
Отметка
Критерии оценки
«5»
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника:
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно,
использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и
опытов:
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
«4»
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные
термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании
научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов «3»
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не
всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и
опытов или допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии,
определении понятий
«2»
Основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании
терминологии
Критерии оценки устного ответа:
Отметка
Критерии оценки
«5»
Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.
Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.
Приведены самостоятельно примеры.
Ответ содержит логику изложения.
Ответ полностью самостоятельный.
«4»
Конкретный ответ на поставленный вопрос.
Приведены самостоятельно примеры.
Ответ содержит логику изложения.
Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка.
«3»
Ответ неконкретный, излишне пространный.
Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен
ответить наводящие вопросы учителя.
Допущены две существенные ошибки.
«2»
Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного
содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.
Критерии оценки лабораторных работ:
Отметка
Критерии оценки
«5»
ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением
необходимой
последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания.
Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных
результатов и
Выводов . Соблюдает требования правил безопасного труда.
ставится, если выполнены требования к опенке 5, но было допущено дватри
недочета;
не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части
таков, что позволяет
получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были
допущены
ошибки;
ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части
работы не позволяет
сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;
«4»
«3»
«2»
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений проводить опыты
Отметка
Критерии оценки
«5»
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов,
а также работа по закладке опыта:
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из
опыта.
«4»
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при
закладке опыта допускаются 12 ошибки:
в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные
выводы из опыта;
в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы не полные.
«3»
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов,
а также работа по закладке опыта:
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
«2»
не определена самостоятельно цель;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка
Критерии оценки
«5»
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
«4»
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
допущены неточности 12 ошибки в проведении наблюдений по заданию
учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса)
выделены лишь некоторые;
допущены ошибки (12) в оформлении наблюдений и выводов.
допущены ошибки (34) в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены
ошибки (34) в оформлении наблюдений и выводов.
«3»
«2»
( учебно – методический комплекс (УМК)
Программа курса: Программа среднего общего образования по биологии для 1011 классов.
Профильный уровень (автор В.Б. Захаров) (Программа для общеобразовательных школ, гимназий,
лицеев. Биология 511 кл. М: Дрофа, 2005)
Учебник: В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин .Общая биология: Учеб. для 1011 классов
общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. Методические пособия:
Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Биология; Справочное пособие для старшеклассников и
поступающих в вузы» 2003;
Н Грин, У. Стаут., Д. Тейлор «Биология», М. «Мир» 1990г.
С.И.Колесников «Биология: Учебное пособие для поступающих в вузы», 1003;
В.Н.Фросин, В. И. Сивоглазов, «Готовимся к ЕГЭ: Общая биология 2002;
Биологический энциклопедический словарь. М., 1989.
Т.Л.Богданова, Е. А. Солодова «Справочник по биологии», М. «АСТ Пресс школа», 2003г,
В.Б.Захаров «Общая биология 1011 класс».
С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Т.А.Козловой «Основы биологии», М., «Просвещение», 1992г.;
Другие учебные пособия:
Лабораторный практикум. Биология 611 класс (электронное учебное издание),
Интернетресурсы: http://ps.1september.ru/, http://13.pedsovet.org/, http://pedsovet.su/,
http://www.zavuch.info/, http://www.mioo.ru/, http://minobr.org/, http://eorhelp.ru/
Презентации к урокам.
Оборудование:
Таблицы, муляжи, влажные препараты, микроскопы «Юннат», микропрепараты «Ботаника 1»,
«Ботаника 2» и др
Гербарии «Основные группы растений», «Растительные сообщества», «Лекарственные растения»,
«Ядовитые растения», «Сорные растения», «Эволюция органического мира высших растений»,
«Деревья и кустарники»,
Модель «Клетка растения», «Стебель растения», «Строение корня», «Строение листа», «Сердце»,
«Строение глаза», «Мозг человека» и др.
Коллекция «Развитие насекомого с неполным превращением»; Тематический план по биологии 11 класс
№
п\п
1
2.
3.
4
5.
6.
7.
8.
9
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20
21.
Тема
К – во
часов
Раздел 1. Эволюционное учение ( 40 ч)
Тема 1.1 Развитие представлений об эволюции живой природы до Ч. Дарвина ( 7
ч)
Развитие биологии в додарвиновский период
Господство в науке представлений об « изначальной целесообразности и
неизменности живой природы
Работы К. Линнея по систематике растений и животных
Принципы линеевской систематики
Труды Ж.Кювье и Ж. Де Сент Илера
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка
Первые русские эволюционисты
Тема 1.2. Дарвинизм ( 7 ч)
Предпосылки возникновения учения Ч Дарвина
Учение Ч Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе
Вид элементарная эволюционная единица. Лабораторная работа « Вид и его
критерии»
Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.
Лабораторная работа. « Изучение изменчивости»
Борьба за существование и естественный отбор
Лабораторная работа « Результаты искусственного отбора на сортах культурных
растений
Тема 1.3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция ( 14 ч)
Генетика и эволюционная теория
Эволюционная роль мутаций
Популяция –элементарная эволюционная единица
Генофонд популяций
Идеальные и реальные популяции ( закон Харди – Вайнберга)
Генетические процессы в популяциях
Резерв наследственной изменчивости в популяциях
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 22.
23
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия
естественного отбора. Лабораторная работа « Изучение приспособленности
организмов к среде обитания»
Микроэволюция . Современные представления о видообразовании.
Пути и способы видообразования
Географическое и экологическое видообразование
Эволюционная роль мутаций ( 10 ч)
Тема 1.4. Основные закономерности эволюции . Макроэволюция ( 12ч)
Главные направления эволюционного процесса
Биологический прогресс и регресс
Пути достижения биологического прогресса. Арогенез.
Возникновение крупных систематических групп живых организмов.
Возникновение крупных групп живых организмов
Аллогенез и прогрессивное приспособление к условиям существования
Аллогенез и прогрессивное приспособление к условиям существования
Катагенез.
Основные закономерности эволюции. Дивергенция.
Основные закономерности эволюции. Конвергенция. Параллелизм.
Правила эволюции групп
Результаты эволюции
Раздел 2. Развитие органического мира ( 20 ч)
Тема 2.1. Основные черты эволюции животного и растительного мира
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры.
Общая характеристика и систематика вымерших и современных позвоночных
Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений.
Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Распространение покрытосеменных
растений.
Эволюция наземных позвоночных. Сравнительная характеристика вымерших
организмов
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых
растений.
Развитие плацентарных млекопитающих
Возникновение приматов
Тема 2.2 Происхождение человека ( 10 ч)
Место человека в живой природе
Систематическое положение человека в системе животного мира.
Признаки и свойства человека
Стадии эволюции человека.
Стадии эволюции человека
Свойства человека как биологического вида
Человеческие расы, расообразование
Свойства человека как биосоциального существа
Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений
Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества
Раздел 3. Взаимоотношения организма и среды . Основы экологии ( 30 ч)
Тема 3.1. Понятие о биосфере ( 6 ч)
Биосфера – живая оболочка
Структура биосферы
Компоненты биосферы
Биокосное и косное вещество
Биогенное вещество биосферы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87-
88
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102
Круговорот веществ в природе
Тема 3.2. Жизнь в сообществах ( 7 ч)
История формирования сообществ живых организмов
Геологическая история материков; изоляция
Геологическая история материков, климатические условия
Биогеография
Основные биомы суши и мирового океана
Основные биомы суши и мирового океана
Биогеографические области
Тема 3.3. Взаимоотношения организма и среды ( 11ч)
Естественные сообщества живых организмов
Биогеоценозы: экотоп и биогеоценоз
Компоненты биосферы
Биогеоценозы: видовое разнообразие, плотность популяции, биомасса
Абиотические факторы среды
Интенсивность действия фактора, ограничивающий фактор
Взаимодействие факторов среды
Биотические факторы среды
Цепи и сети питания
Экологическая пирамида
Смена биоценозов. Причины смены.
Тема 3.4 Взаимоотношения между организмами ( 6 ч)
Формы взаимоотношений между организмами
Позитивные отношения –симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм,
нахлебничество, квартиранство
Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм
Антибиотические отношения: конкуренция, собственно антибиоз
Происхождение и эволюция паразитизма
Нейтральные отношения нейтрализм
Раздел4. Биосфера и человек ( 14 ч)
Тема 4.1 Взаимосвязь природы и сообщества
Антропогенныые факторы воздействия на биоценозы
Проблемы рационального природопользования.
Проблемы рационального природопользования
Сохранение эталонов и памятников природы
Сохранение памятников и эталонов природы
Обеспечение природными ресурсами населения
Обеспечение природными ресурсами населения.
Меры по образованию экологических комплексов
Меры по образованию экологических комплексов
Экологическое образование
Экологическое образование
Тема 4.2. Бионика ( 2 ч)
Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации
растений и животных
Формы живого в природе и их промышленные аналоги
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 11 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.