Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Оценка 4.8
Документация
docx
биология +1
5 кл—7 кл
27.11.2018
Описание всей структуры и содержание рабочей программы с 5 по 9 класс, КПТ с 5 по 7 класс. Рабочая программа построена согласно новым требованиям . Содержит все УУД, критерии оценивания, содержание тем.
2 программа по географии 5-9 класс автор Дронов, также выстроена согласно новым требованиям и что важно имеет графу повторения при подготовке в 6классе к Всероссийской проверочной работе.
география 5 -7 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Павлоградского муниципального района Омской области
«Краснодарская основная школа»
«Рассмотрено» «Утверждено»
На педагогическом совете Директор МБОУ «Краснодарская ОШ»
(протокол №___ от «___»______________2018 года) ___________/И.Н. Грушевская/
Приказ №___ от «____» августа 2018 года
Рабочая программа
по географии 59 классы
на 20182019 учебный год.
Разработала учитель географии
Суздаль Лариса Николаевна,
первая квалификационная категория. 2016 г Рабочая программа разработана на основе примерной программы
основного общего образования по географии . 59 классы.( Авторы И.И.
Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева., М: «Дрофа» , 2015
год). Является частью ООП ООО МБОУ «Краснодарская ОШ».
Курс «География. Землеведение. 5—6 классы» — курс,
формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии,
геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть,
понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта
творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,
необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания
закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение
простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и
пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на
планетарном, региональном и локальном уровнях;
развитие представлений о разнообразии природы и сложности
протекающих в ней процессов;
развитие представлений о размещении природных и социально
экономических объектов;
развитие специфических географических и общеучебных умений;
развитие понимания воздействия человека на состояние природы и
следствий взаимодействия природы и человека.
В курсе «География. Страноведение. 7 класс» увеличен объем
страноведческих знаний и несколько снижена роль общеземлеведческой
составляющей,
что должно обеспечить его гуманистическую и
культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
Основными целями курса являются:
раскрытие закономерностей землеведческого характера, с тем чтобы
школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной
деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это
будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к
природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей
среды;
создание у учащихся целостного представления о Земле как планете
людей;
раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со
странами и народами; формирование необходимого минимума базовых знаний и
представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку
нашей эпохи.
Основные задачи курса:
формирование системы географических знаний как составной части
научной картины мира;
расширение и конкретизация представлений о пространственной
неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации —
от планетарного до локального; познание сущности и динамики основных
природных, экологических, социальноэкономических и других процессов,
происходящих в географической среде;
создание образных представлений о крупных регионах материков и
странах с выделением особенностей их природы, природных богатств,
использовании их населением в хозяйственной деятельности;
развитие понимания закономерностей размещения населения и
территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально
экономическими факторами;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и
значения охраны окружающей среды и рационального
общества,
природопользования;
воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить
вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления»,
понимать людей другой культуры;
раскрытие на основе историкогеографического подхода изменения
политической карты, практики природопользования, процесса нарастания
экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
эмоциональноценностного
отношения
формирование
к
географической среде и экологически целесообразного поведения в ней;
развитие картографической грамотности посредством работы с
картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков,
океанов, отдельных стран, планов городов), изучения способов изображения
географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развитие практических географических умений извлекать информацию
из различных источников знаний, составлять по ним комплексные
страноведческие описания и характеристики территории;
выработка понимания общественной потребности в географических
знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной
области будущей практической деятельности.
Курс «География России» (8—9 классы) занимает центральное место
в системе школьной географии. Именно этот курс завершает изучение географии в основной школе, что определяет его особую роль в
формировании комплексных социально ориентированных знаний,
мировоззрения, личностных качеств школьников.
Основными целями курса являются:
формирование целостного представления об особенностях природы,
населения, хозяйства России, о месте нашей страны в современном мире;
воспитание любви к родной стране, родному краю, уважения к истории
и культуре Родины и населяющих ее народов;
формирование личности, осознающей себя полноправным членом
общества, гражданином, патриотом, ответственно относящимся к природе и
ресурсам своей страны.
Основные задачи данного курса:
формирование географического образа своей страны, представления о
России как целостном географическом регионе и одновременно как о
субъекте глобального географического пространства;
формирование позитивного географического образа России как
огромной территории с уникальными природными условиями и ресурсами,
многообразными традициями населяющих ее народов;
развитие умений анализировать,
использовать в
повседневной жизни информацию из различных источников — карт,
учебников, статистических данных, интернетресурсов;
сравнивать,
развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами,
процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате
деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране
природы;
создание образа своего родного края.
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение
географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах
по 68 ч (2 ч в неделю).
1.Планируемые результаты изучения предмета.
Содержание и методический аппарат учебников данной линии
направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и
предметных результатов обучения при изучении курса «География».
Достижение
предметных
результатов в учебниках линии
обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных
социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о
закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об
особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических и социальноэкономических процессов, протекающих в
географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и
природы. Для реализации этих требований представленная линия строилась на
основе следующих концептуальных принципов:
обеспечение комплексности и логической преемственности
содержания отдельных школьных географических курсов. Линия построена в
соответствии с традиционным для отечественного образования принципом
построения курса географии в основной школе — от общего к частному. В
соответствии с ним в учебниках идет поэтапное формирование
основополагающих физикогеографических и социальноэкономических
знаний на разных территориальноиерархических уровнях: планетарном —
материков и океанов и их частей — России и ее отдельных районов — своей
местности (малой Родины). При этом во всех учебниках линии реализуются
такие сквозные направления современного образования, как гуманитаризация,
социологизация, экологизация, способствующие формированию общей
культуры молодого поколения;
единый методологический подход к отбору, структуризации и подаче
учебного материала (методологической основой линии учебников являются
положения «Концепции духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России», направленной на формирование у
подрастающего поколения ценностей гуманизма, созидания, саморазвития,
нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и
труде и как условия безопасности и процветания страны. Содержание всех
учебников линии обеспечивает формирование мировоззренческой цен
ностносмысловой сферы учащихся на основе системы базовых национальных
ценностей, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, толерантности. В достижении перечисленных
результатов особо значима роль учебников для 8 и 9 классов. В них
формируется географический образ нашей страны во всем ее многообразии и
целостности на основе комплексного подхода и демонстрации
взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы,
населения и хозяйства. В учебнике 8 класса дается оценка огромных размеров
территории России как важнейшей части национального до# стояния,
географического положения как важнейшего потенциала ее развития.
Вводится понятие «государственная территория России», что позволяет
учащимся ориентироваться в комплексе сложных территориально
межгосударственных проблем и вопросах национальной безопасности, часто
обсуждаемых в СМИ;
единый методический подход к отбору, структуризации и подаче
Методическое единство учебников линии
учебного материала.
обеспечивается унификацией в построении структуры параграфов,
позволяющей осуществлять единую технологию обучения и способствующей
овладению учащимися навыками отбора, анализа и синтеза информации. Каждый параграф содержит следующие структурные элементы: —
рубрики: «Вы узнаете», «Вы научитесь», направленные на мотивацию
учащегося по изучению материала параграфа и содержащие требования к
образовательным достижениям учащихся после его изучения; «Вспомните»,
направленную на актуализацию ранее полученных знаний (в том числе при
изучении других предметов) и жизненного опыта учащихся; «Обратитесь к
электронному приложению», направленную на систематическое использо
вание современных технологий обучения;
— основной текст — инвариантную часть содержания,
соответствующую Фундаментальному ядру содержания образования и
Примерной программе по географии. Текст каждого параграфа разбит на
смысловые структурные единицы и подразделен на основной и
дополнительный, выделены основные определения;
— вопросы и задания к параграфу в деятельностной форме проверяют
образовательные достижения учащихся, заданные в рубриках «Вы узнаете» и
«Вы научитесь». В вопросах и заданиях особое внимание уделено
формированию умений использовать географические знания в повседневной
жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных,
социальноэкономических и экологических процессов и явлений, для
экологически сообразного по# ведения в окружающей среде, адаптации к
географическим условиям проживания и обеспечения безопасности жизне
деятельности;
— разнообразные иллюстрации (карты, рисунки, схемы, фотографии,
таблицы, диаграммы), несущие самостоятельную информационную нагрузку и
снабженные вопросами и заданиями, способствуют реализации системно
деятельностного подхода в обучении географии.
В учебниках содержится система заданий, направленных на достижение
метапредметных результатов обучения: умение самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, само стоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для
решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в
группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих
мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования
ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его на практике.
Авторы уделили большое значение заданиям, направленным на
достижение личностных результатов обучения:
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к
саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и учитывающего многообразие
современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
мира и России. 2. Содержание программы География.
ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 5—6 КЛАССЫ .
5 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч).
Что изучает география. География как наука. Многообразие
географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и
явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч).
Познание Земли в древности. Древняя география и географы.
География в Средние века.
Великие географические открытия.
Что такое Великие
географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие
южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования
Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное
плавание.
Современная география. Развитие физической географии.
Современные географические исследования. География на мониторе
компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное
познание мира.
Практические работы.
1. Работа с электронными картами. Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч).
Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по
звездам.
Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система.
Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и
Луна.
Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси.
Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг
Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли.
Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практические работы.
2. Характеристика видов движений Земли, их географических
следствий.
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч).
Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются.
Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на
Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и
космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение
расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах.
Изображение неровностей
Абсолютная и относительная высота.
горизонталями.
Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное
изображение земной поверхности. Определение направлений.
Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и
меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть.
Определение
Географическая широта.
географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Географическая долгота.
Географические карты. Географическая карта как изображение
поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование
планов и карт. Практические работы.
3. Составление плана местности способом глазомерной полярной
съемки.
4. Определение географических координат объектов, географических
объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью
градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора (11 ч).
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение
Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород. Магматические горные породы.
Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора
и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы
рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Движение земной коры. Медленные движения земной коры. Движения
земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят
землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается
вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние
силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа
ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы
суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как
человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы.
5. Определение горных пород и описание их свойств.
6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
6 КЛАСС (1 ч в неделю, всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время) .
ВВЕДЕНИЕ (1 ч). Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом.
Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах
метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов
его ведения.
Раздел V. Атмосфера (11 ч)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое
атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная
поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течение суток и
года. Показатели изменений температуры.
Зависимость температуры воздуха от географической широты.
Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.
Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что
превращается водяной пар. Как образуются облака.
Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют
количество осадков. Как распределяются осадки.
Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную
поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется
давление. Распределение давления на поверхности Земли.
Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры. Значение ветров.
Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива.
Как изучают и предсказывают погоду.
Климат. Что такое климат. Как изображают климат на картах.
Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как
человек воздействует на атмосферу.
Практические работы.
1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за
погодой.
2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за
погодой.
3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на
основе анализа карт погоды.
Раздел VI. Гидросфера (12 ч)
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера.
Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.
Мировой океан — основная часть гидросферы. Мировой океан и его
части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды.
Соленость. Движения воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны.
Приливные волны (приливы).
Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений.
Значение течений.
Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.
Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в
жизни рек.
Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины.
Какой бывает озерная вода. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают
подземные воды.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники.
Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек
использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.
Практические работы.
4. Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
Раздел VII. Биосфера (7 ч)
Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера.
Границы современной биосферы.
Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и
жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов.
Особенности жизни в воде.
Распространение жизни в океане. Распространение организмов в
зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от
климата. Распространение организмов в зависимости от удаленности берегов.
Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения
организмов на суше. Леса.
Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и
полупустынь, тундры.
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит
плодородие почв. Строение почв.
Человек и биосфера. Человек — часть биосферы. Воздействие
человека на биосферу.
Практические работы.
5. Определение состава (строения) почвы.
Раздел VIII. Географическая оболочка (3 ч) Из чего состоит географическая оболочка. Что такое
географическая оболочка. Границы географической оболочки.
Особенности географической оболочки. Географическая оболочка —
прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Что такое территориальный комплекс.
Разнообразие территориальных комплексов.
МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ.
7 КЛАСС
(2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 2 ч — резервное время)
ВВЕДЕНИЕ (3 ч)
Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»? Для
чего человеку необходимы знания географии. Поверхность Земли (материки и
океаны). Части света.
Как люди открывали мир. География в древности. География в
античном мире. География в раннем Средневековье (V—XIV вв.). Эпоха
Великих географических открытий (XV—XVII вв.). Эпоха первых научных
экспедиций (XVII— XVIII вв.) Эпоха научных экспедиций XIX в.
Современная эпоха развития знаний о Земле.
Методы
географических исследований и источники
географических знаний. Методы изучения Земли.
Практические работы.
1.
Работа с источниками географической информации (картами,
дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.).
Главные особенности природы Земли (9 ч).
ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 ч)
Литосфера. Строение материковой и океанической земной коры. Карта
строения земной коры. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли.
Рельеф. Крупнейшие (планетарные) формы рельефа. Крупные формы
рельефа. Средние и мелкие формы рельефа. Влияние рельефа на природу и
жизнь людей. Опасные природные явления, их предупреждение.
Практические работы.
2.
Определение по карте направления передвижения
литосферных плит и предположение размещения материков и
океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники
плит). АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ (2 ч)
Климатообразующие факторы. Причины (факторы), влияющие на
формирование климата.
Климатические пояса. Климатические пояса Земли. Основные
субэкваториального,
умеренного арктического и субарктического,
характеристики экваториального,
субтропического,
антарктического и субантарктического поясов. Климат и человек.
тропического,
ГИДРОСФЕРА (2 ч)
Мировой океан — основная часть гидросферы. Роль гидросферы в
жизни Земли. Влияние воды на состав земной коры и образование рельефа.
Роль воды в формировании климата. Вода — необходимое условие для
существования жизни. Роль воды в хозяйственной деятельности людей.
Свойства вод океана. Водные массы. Поверхностные течения в океане.
Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Роль Мирового
океана в жизни нашей планеты. Влияние поверхностных течений на климат.
Влияние суши на Мировой океан.
Практические работы. 3. Обозначение на контурной карте условными
знаками побережий материков и шельфа как особых территориально
аквальных природных комплексов; выделение среди них районов,
используемых для лечения и отдыха.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (3 ч)
Свойства и особенности строения географической оболочки.
Свойства географической оболочки. Особенности строения географической
оболочки.
Формирование природнотерриториальных комплексов.
Разнообразие природнотерриториальных комплексов.
Закономерности
Целостность
географической оболочки. Ритмичность существования географической
оболочки.
географической оболочки.
Географическая зональность. Образование природных зон.
Закономерности размещения природных зон на Земле. Широтная зональность.
Высотная поясность.
Практические работы.
3.
Анализ схем круговоротов веществ и энергии.
Численность населения и размещение людей на Земле. Численность
Население Земли (3 ч)
населения Земли. Причины, влияющие на численность населения.
Народы и религии мира. Расы, этносы. Мировые и национальные
религии. Культурноисторические регионы мира. Страны мира. Хозяйственная деятельность населения. Городское и сельское
Основные виды хозяйственной деятельности населения. Их
население.
влияние на природные комплексы. Городское и сельское население.
Практические работы.
5. Анализ изменения численности и плотности населения Земли.
6. Характеристика размещения этносов и распространения религий в
мире.
7. Сравнение образа жизни горожанина и жителя сельской местности.
Характеристика функций городов, разных типов сельских поселений.
Материки и океаны (49 ч)
АФРИКА (11 ч)
Географическое положение. История исследования. Географическое
положение. Исследование Африки зарубежными путешественниками.
Исследование Африки русскими путешественниками и учеными.
ПРИРОДА МАТЕРИКА (5 ч)
Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Формирование рельефа под
влиянием внутренних и внешних процессов. Полезные ископаемые.
Климат. Распределение температур воздуха. Распределение осадков.
Климатические пояса.
Внутренние воды. Внутренние воды. Основные речные системы.
Озера. Значение внутренних вод для хозяйства.
Природные зоны. Экваториальные леса. Саванны. Экваториальные
леса. Саванны.
Тропические пустыни. Влияние человека на природу. Тропические
пустыни. Влияние человека на природу. Стихийные бедствия. Заповедники и
национальные парки.
НАРОДЫ И СТРАНЫ (5 ч)
Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.
Страны Северной Африки.
Страны Северной Африки.
Географическое положение, природа, население, хозяйство Алжира.
Страны Судана и Центральной Африки. Страны Судана и
Центральной Африки. Географическое положение, природа, население,
хозяйство Гвинеи (Республики Гвинея), Демократической Республики Конго
(ДР Конго).
Страны Восточной Африки.
Страны Восточной Африки.
Географическое положение, природа, население, хозяйство Кении.
Страны Южной Африки. Страны Южной Африки. Географическое
положение, природа, население, хозяйство ЮжноАфриканской Республики
(ЮАР). Практические работы.
8. Определение географических координат крайних точек,
протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах.
Определение географического положения материка.
9. Обозначение на контурной карте форм рельефа и месторождений
полезных ископаемых.
10. Оценка условий жизни одного из африканских народов на основе
сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и
описанием климата этого района, составленным по плану.
11. Определение причин разнообразия природных зон материка.
12. Описание природных условий, населения и его хозяйственной
деятельности одной их африканских стран.
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (4 ч)
Географическое положение. История открытия и исследования.
Рельеф и полезные ископаемые. Географическое положение. История
открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны.
Климат. Внутренние воды. Органический мир. Природные зоны. Влияние
человека на природу.
Австралия. Население. Хозяйство.
Океания. Географическое положение. Природа. Народы и страны.
Практические работы.
13. Сравнение географического положения Австралии и Африки;
определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих
континентов, а также степени природных и антропогенных изменений
ландшафтов каждого из материков.
14. Обоснование причин современного распространения коренного
населения Австралии на основе сравнения природных условий и
хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА (7 ч)
Географическое положение. История открытия и исследования.
Географическое положение. История открытия и исследования.
ПРИРОДА МАТЕРИКА (3 ч)
Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Анды — самые длинные
горы на суше. Полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды.
Природные зоны. Изменение природы человеком. Экваториальные
леса. Пустыни и полупустыни. Высотная поясность в Андах. Изменение
природы человеком. НАРОДЫ И СТРАНЫ (3 ч)
Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.
Страны востока материка. Бразилия, Аргентина. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Бразилии, Аргентины. Андские
страны. Андские страны. Географическое положение, природа, население,
хозяйство Перу, Чили.
Практические работы.
15. Сравнение географического положения Африки и Южной Америки,
определение черт сходства и различий, формулирование вывода по итогам
сравнения.
16. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по
выбору учащихся), определение черт сходства и различий, формулирование
вывода по итогам сравнения. Оценка возможностей и трудностей
хозяйственного освоения бассейнов этих рек.
17. Определение по экологической карте ареалов и центров
наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор
мест для создания охраняемых территорий.
АНТАРКТИДА (1 ч)
Антарктида. Географическое положение и исследование. Природа.
Антарктида.
Открытие и
исследование. Современные исследования Антарктиды. Ледниковый покров.
Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Правовое положение
материка.
Географическое положение.
Антарктика.
Практические работы.
18. Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов
практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана
в различных областях человеческой деятельности.
ОКЕАНЫ (3 ч)
Северный Ледовитый океан. Северный Ледовитый океан.
Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат
и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.
Тихий и Индийский океаны. Тихий океан. Географическое положение.
Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды. Органический мир.
Виды хозяйственной деятельности в океане.
Индийский океан.
Географическое положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат
и воды. Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.
Атлантический океан. Атлантический океан.
Географическое
положение. Из истории исследования океана. Рельеф. Климат и воды.
Органический мир. Виды хозяйственной деятельности в океане.
Практические работы. 19. Обозначение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов
хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных,
производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из
океанов (по выбору).
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА (6 ч)
Географическое положение. История открытия и исследования.
Географическое положение. История открытия. Русские исследователи
СевероЗападной Америки.
ПРИРОДА МАТЕРИКА (3 ч)
Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Внутренние воды. Климат. Внутренние воды. Основные
речные и озерные системы равнин и Аппалачей. Реки и озера Кордильер.
Природные зоны. Изменение природы человеком. Арктические
пустыни. Тундра. Тайга. Смешанные леса. Широколиственные леса. Степи.
Изменение природы человеком.
НАРОДЫ И СТРАНЫ (2 ч)
Население и политическая карта. Канада. Народы. Политическая
карта. Географическое положение, природа, население и хозяйство Канады.
Соединенные Штаты Америки. Средняя Америка. Географическое
положение, природа, население, хозяйство США. Общая характеристика
Средней Америки. Географическое положение, природа, население, хозяйство
Мексики.
Практические работы.
20. Сравнение климата полуостровов материка (по выбору),
расположенных в одном климатическом поясе, объяснение причин сходства
или различия, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной
деятельности населения.
21. Составление проекта возможного путешествия по странам
континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута,
описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения
территорий по пути следования.
ЕВРАЗИЯ (17 ч)
Географическое положение. История открытия и исследования.
Географическое положение. История открытия и исследования.
ПРИРОДА МАТЕРИКА (4 ч)
Рельеф и полезные ископаемые. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Климат. Климатические пояса. Влияние климата на
хозяйственную деятельность населения. Внутренние воды. Реки. Территории внутреннего стока. Озера.
Современное оледенение и многолетняя мерзлота.
Природные зоны. Тайга. Смешанные и широколиственные леса.
Субтропические леса и кустарники. Муссонные (переменновлажные) леса.
Субэкваториальные и экваториальные леса. Высотные пояса в Гималаях и
Альпах.
НАРОДЫ И СТРАНЫ (12 ч)
Население и политическая карта. Народы. Политическая карта.
Страны Северной Европы. Состав, географическое положение,
природа, население, хозяйство региона.
Страны Западной Европы. Страны Западной Европы. Географическое
положение, природа, население, хозяйство, объекты Всемирного наследия
Великобритании, Франции, Германии.
Страны Восточной Европы. Восточная Европа. Северная группа
стран. Южная группа стран. Географическое положение, природа, население,
хозяйство Украины.
Страны Южной Европы. Италия. Южная Европа. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Италии.
Страны ЮгоЗападной Азии. Состав, географическое положение,
природа, население, хозяйство региона.
Страны Центральной Азии. Страны Центральной Азии.
Географическое положение, природа, население, хозяйство Казахстана и
стран Центральной Азии.
Страны Восточной Азии. Страны Восточной Азии. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Китая.
Япония. Географическое положение, природа, население, хозяйство
Японии.
Страны Южной Азии. Индия. Страны Южной Азии. Географическое
положение, природа, население, хозяйство Индии. Страны ЮгоВосточной
Азии. Индонезия. Страны ЮгоВосточной Азии. Географическое положение,
природа, население, хозяйство Индонезии.
Практические работы.
22. Сравнение климата Евразии и Северной Америки; определение
типов климата Евразии по климатограммам, оценка климатических условий
для жизни людей и их хозяйственной деятельности.
23. Сравнение природных зон по 40#й параллели в Евразии и Северной
Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их
антропогенного изменения.
24. Определение признаков и группировка по ним стран Евразии.
25. Характеристика политической карты Евразии. 26. Составление
описания одной из стран Южной Европы.
27. Составление описания одной из стран зарубежной Азии. Земля — наш дом (2 ч)
Взаимодействие человеческого общества и природы. Взаимодействие
человека и природы. Влияние хозяйственной деятельности людей на оболочки
Земли. Мировые экологические проблемы. Экологическая карта.
Уроки жизни. Сохранить окружающую природу. Основные типы
природопользования. Источники загрязнения природной среды. Региональные
экологические проблемы и их зависимость от хозяйственной деятельности.
Что надо делать для сохранения благоприятных условий жизни?
Практические работы.
28. Работа на местности по выявлению компонентов природных
комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла
и влаги, а также степени антропогенного воздействия. Составление
простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.
29. Составление и защита учебных проектов локальной, региональной
или глобальной реконструкции природы нашей планеты в виде рисунков,
схем, картосхем и кратких описаний. Изображение личной эмблемы (герба)
учащегося с географической тематикой.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8—9 КЛАССЫ
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА, НАСЕЛЕНИЕ.
ХОЗЯЙСТВО.
8 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч, из них 17 ч — резервное время)
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает география России. Географический взгляд на Россию:
разнообразие территории, уникальность географических объектов.
Часть I. Россия на карте мира (8 ч)
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНО
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ (8 ч)
Границы России. Что такое государственная граница и что она
ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы
России. Морские границы России. С кем соседствует Россия.
Россия на карте часовых поясов. Что такое местное и поясное время.
Что такое декретное время и для чего оно нужно.
Географическое положение России. Какие типы географического
положения существуют. Физикогеографическое,
и
транспортногеографическое положение России. Где расположены крайние
точки России. Как на разных уровнях оценивается экономикогеографическое
положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды
транспортногеографического положения страны.
экономикогеографическое
Геополитическое,
геоэкономическое,
геодемографическое,
этнокультурное и экологогеографическое положение России. В чем
сложность геополитического положения России. В чем сходство
геоэкономического и
геодемографического положения России.
Этнокультурное положение России. Экологогеографическое положение.
Как формировалась государственная территория России. Где
началось формирование государственной территории России. Как и почему
изменялись направления русской и российской колонизации.
Этапы и методы географического изучения территории. Как
первоначально собирались сведения о территории России. Как шло
продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в
XVIII в. Что отличало географические исследования в XIX в. Что
исследовали в XX в. Какие методы использовались для географического
изучения России.
Особенности административнотерриториального устройства
России. Для чего необходимо административнотерриториальное деление.
Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты
Федерации. Для чего нужны федеральные округа.
Практические работы.
1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов
России.
2. Сравнительная характеристика географического положения России,
США и Канады.
3. Анализ административнотерриториального деления России.
Часть II. Природа России (26 ч)
ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ, РЕЛЬЕФ, ПОЛЕЗНЫЕ
ИСКОПАЕМЫЕ (5 ч)
Геологическая история и геологическое строение территории
России. В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены
самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.
Рельеф России. Каковы особенности рельефа России. Как размещены
основные формы рельефа на территории нашей страны.
Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние
процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на
рельеф деятельность ледников.
Стихийные природные явления в литосфере. Что такое стихийные
явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере.
Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и
хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах.
Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.
Практические работы.
4.
Объяснение зависимости расположения крупных форм
рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения
земной коры на примере отдельных территорий.
КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 ч)
Факторы,
определяющие климат России. Что влияет на
формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние
подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории
России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков
на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.
Сезонность климата. Чем обусловлена сезонность климата. Как
сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность
климата влияет на жизнедеятельность человека.
Типы климатов России. Арктический и субарктический климат.
Климат умеренного пояса.
Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое
комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная
деятельность людей.
Какие климатические явления называют
неблагоприятными.
Практические работы.
5. Определение по картам закономерностей распределения солнечной
радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения
средних температур января и июля, годового количества осадков по
территории страны.
6. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных
пунктов. Составление прогноза погоды.
7. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны
для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч) Разнообразие внутренних вод России. Реки. Влияние внутренних вод
на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки.
Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.
Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Озера. Болота. Подземные воды. Многолетняя мерзлота. Ледники.
Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные
ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и
сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери
воды. Рост загрязнения воды.
Практические работы.
8. Составление характеристики одной из рек с использованием
тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее
хозяйственного использования.
9. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и
связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в
зависимости от рельефа и климата.
10. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов
России, составление прогноза их использования.
ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (3 ч)
Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием
каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.
Закономерности распространения почв. Главные типы почв России.
Закономерности распространения почв на территории России.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От
чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв.
Охрана почв.
Практические работы.
11. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их
плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ
РЕСУРСЫ (2 ч)
Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы
России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира
России.
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.
Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.
Практические работы. 12. Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных
условиях изменения других компонентов природного комплекса.
ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (7 ч)
Разнообразие природных комплексов. Что такое природно
территориальный комплекс (ПТК). Физикогеографическое районирование.
Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.
Природнохозяйственные зоны России. Что такое природная
зональность. Почему мы называем эти зоны природнохозяйственными.
Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные особенности
безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на
северных территориях.
Леса. Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и
широколиственных лесов.
Лесостепи, степи и полупустыни. Влияние хозяйственной
деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое
положение пустынь и полупустынь в России.
Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека. Где в нашей
стране наиболее ярко выражена высотная поясность.
Особо охраняемые природные территории. Что такое особо
охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране
заповедных территорий, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие.
Часть III. Население России (7 ч)
Численность населения России. Как изменялась численность
населения России. Что влияет на изменение численности населения.
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Кого в России
больше — мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России
средняя продолжительность жизни.
Народы, языки и религии. Сколько народов живет в России. На каких
языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.
Городское и сельское население. Какое население в России называют
городским. Какие поселения называют сельскими.
Размещение населения России. Какова плотность населения в России.
Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое
зоны расселения.
Миграции населения в России. Что такое миграции и почему они
возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь
страны.
Люди и труд. Что такое трудовые ресурсы и экономически активное
население. От чего зависит занятость людей и безработица.
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Рабочая программа по биологии 5-9 классы Сонин концентрический курс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.