Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой
Оценка 4.9

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Оценка 4.9
Документация +1
docx
биология
5 кл
23.12.2017
Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой
Данная рабочая программа составлена по авторской программе: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». Используется учебник Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова Биология. Живой организм. 5- 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе – М.:Просвещение, 2012 годрабочая программа апробирована в школе
РП по биологии 5 класс ап Л Н Сухоруковой УМК Сферы.docx
1. Пояснительная записка Элементы  1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе 2. 3. Кому адресована программа Соответствие государственному образовательному стандарту. Содержание элементов  5 класс ­ начало изучения большого школьного курса биологии. Содержание   разных   разделов   курса   биологии   помогает учащимся   осознать   тесную   взаимосвязь   естественных   и гуманитарных   дисциплин,   природы   и   общества.   Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с   другими   общеобразовательными   дисциплинами   естественно­ научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование),   раскрытия   значения   научного   знания   для практической   деятельности   человека,   гармоничного   развития общества   и   природы.   Ценностный   компонент   органически вплетается   в   учебную   информацию,   придаёт   ей   яркую эмоциональную окраску, экологический, нравственно­этический или   эстетический   смысл.   Рабочая   программа   линии   УМК «Сфера.   Биология.»   разработана   в   соответствии   с   учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.  Согласно   календарному   учебному   графику   на   2017­2018 учебный год, в  5  классе число учебных часов – 34.  Программа   реализуется   в   полном   объеме   за   счет повторения и резервного времени. Рабочая   программа   по   курсу   «Биология.   Живой   организм.» предназначена для организации обучения учащихся 5 классов общеобразовательных школ.  Программа   соответствует   требованиям   ФГОС   к   структуре программ   по   учебным   предметам   основной   образовательной программы   основного   общего   образования.   В   рабочей программе   учтены   идеи   и   положения   Концепции   духовно­ нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина Нормативные   акты   и   учебно­методические   документы,   на   основании 4. которых разработана учебная программа России, Программы развития  и формирования универсальных учебных   действий,   которые   обеспечивают   формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями,   составляющими   основу   для   саморазвития   и непрерывного   образования,   целостность   общекультурного, личностного   и   познавательного   развития   учащихся, коммуникативных качеств личности. 1.   Федеральный   закон   от   29.12.2012   №   273­ФЗ   (ред.   от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).  2. Примерная основная образовательная программа основного общего   образования   (в   редакции   протокола   №   3/15   от 28.10.2015 Федерального учебно­методического объединения по общему образованию).  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015)  «Об  утверждении   федерального   государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644).  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов» 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН   2.4.2.2821­10   «Санитарно­эпидемиологические требования   к   условиям   и   организации   обучения   в общеобразовательных   учреждениях»   (вместе   с   «СанПиН 2.4.2.2821­10.   Санитарно­эпидемиологические   требования   к условиям   и   организации   обучения   в   общеобразовательных организациях.   Санитарно­эпидемиологические   правила   и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 №19993).  6.   Приказ   Минобрнауки   России   от   31.03.2014   №253   (с изменениями от 8 июня 2017 г. № 535 и от 20 июня 2017 г. № 581)   «Об   утверждении   федерального   перечня   учебников, 5. Цель и задачи программы рекомендуемых   к   использованию   при   реализации   имеющих государственную   аккредитацию   образовательных   программ начального   общего,   основного   общего,   среднего   общего образования»  7.   Примерная   программа   по   биологии   (базовая   авторская программа   Л.Н.   И.Я. Колесниковой, Л.В.Воронина)   Сухоруковой,   В.С.   Кучменко, Изучение   биологии   на   этой   ступени   основного   общего образования направлено на достижение следующих целей:     освоение   знаний  о   живой   природе   и   присущих   ей закономерностях;   о   строении,   жизнедеятельности   и средообразующей   роли   живых   организмов;   о   методах познания живой природы; овладение   умениями  работать   с   биологическими приборами,   инструментами,   справочниками;   проводить наблюдения за биологическими объектами; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих   способностей   в   процессе   проведения наблюдений   за   живыми   организмами,   биологических экспериментов,   работы   с   различными   источниками информации; воспитание  позитивного   ценностного   отношения   к живой природе; культуры поведения в природе;  использование   приобретённых   знаний   и   умений  в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Для достижения целей ставятся задачи:         Образовательные: усвоение знаний о том, что: 6. Специфика программы курса   наблюдать,   формирование   умений: ­   растения,   животные,   грибы   и   бактерии   –   целостные   живые организмы. Они имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются, развиваются и тесно связаны со средой своего обитания; ­ живые организмы обитают в природе не изолированно. Они связаны   конкурентными   и   взаимовыгодными   и   другими отношениями и образуют природное сообщество.          Развивающие:   работать   с ­ увеличительными   приборами,   ставить   опыты,   применять полученные знания для решения познавательных и практических задач, работать с текстом (анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), использовать дополнительные информационные ресурсы.     Воспитательные: Формирование эстетического и ценностного отношения к живой природе,   убеждения   в   необходимости   личного   вклада   в   её сохранение. Курс   биологии   на   ступени   основного   общего   образования направлен   на   формирование   у   школьников   представлений   об отличительных     особенностях     живой     природы,     о     её многообразии     и     эволюции,   человеке     как     биосоциальном существе.     учётом культурологического эколого­ эволюционного   и   системного   подходов   в   соответствии   с которыми учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и   эстетической культуры, сохранения окружающей среды   и   собственного здоровья,   для   повседневной   жизни   и   практической деятельности.   Примерная   программа   по   биологии   строится   с учётом следующих содержательных линий: ­многообразие и эволюция органического мира; ­биологическая природа и социальная сущность человека; функционального,   Отбор   содержания     проведён       с 7. Виды и формы организации учебного процесса 8. Система оценки индивидуальных достижений Взаимосвязь   Классно­урочная система. Используется   фронтальная,   групповая,   индивидуальная ­уровневая организация живой природы. Содержание   курса   «Биология.   Живой   организм.   5­6   класс» опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в начальной школе, и служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса.  Формы организации учебного процесса:  Виды организации учебного процесса:  Сбалансированное   соединение   традиционных   и   новых методов обучения, форм уроков: традиционных, обобщающих, уроков­   экскурсий,   а   также   нетрадиционных   форм: интегрированных, уроков­игр и др.  работа, работа в парах.  самостоятельной работы.  Программа   предусматривает   проведение   традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков­ игр, экскурсий.   учебной и справочной литературе. Технологии, используемые в обучении: Здоровьесбережение,   проблемное,   личностно­ориентированное обучение,   развитие критического   мышления,   взаимообучение,   информационно­ коммуникативное,   проблемно­диалоговое   обучение,   парная (групповая) развитие исследовательских и творческих способностей, самокоррекция и самодиагностика.  фронтального   опроса, Поиск, обнаружение и устранение ошибок. Поиск   необходимой   и   дополнительной   информации   в Текущий контроль в форме устного индивидуального и   индивидуальные   самостоятельные   развивающее,   адаптивное   обучение, коллективной(аудиторной)   проектная   деятельность,     и работы, лабораторные и практические работы (индивидуальные, групповые, фронтальные), проектные работы.  Текущее   оценивание   использует   субъективные   методы (наблюдение, самооценку, самоанализ) и объективные методы, основанные   на   анализе   устных   ответов,   работ   учащихся, деятельности учащихся, результатов тестирования. 2. Содержание учебного предмета Разделы Ведение Разнообразие живых  организмов, среды жизни. Содержание раздела Биология   —   наука   о   живых   организмах.   Предмет   изучения   биологии.   Разнообразие   биологических   наук, изучающих живой организм: морфология, анатомия, физиология, экология.   Знакомство с учебником и УМК. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Цели биологии. Условия жизни   живых   организмов.   Преобразование   солнечной   энергии   растениями.   Температура   поверхности   Земли. Наличие   жидкой   воды   —   основа   жизнедеятельности   организмов.   Биосфера.   Значение   озонового   экрана   и магнитного поля Земли. Разнообразие живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии, их  отличительные особенности. Существенные признаки представителей разных царств, их значение в биосфере.  Деление царств на группы. Отделы растений. Типы животных, их характеристика. Среда обитания как  совокупность компонентов живой и неживой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические,  антропогенные. Среды жизни, их характерные особенности. Вода, как среда жизни. Приспособленность  организмов к условиям водной среды. Распределение организмов в водной среде. Особенности наземно­ воздушной среды. Приспособленность живых организмов к наличию влаги в окружающей среде. Свет —  важнейший экологический фактор. Световой режим. Организменная среда жизни. Роль растений в сообществе.  Взаимосвязь растений и животных. Грибы и бактерии как разрушители органических остатков. Типы  взаимоотношений организмов в сообществе. Клеточное строение живых  организмов. Ткани живых организмов. Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. Клеточное строение организмов. История изучения.  Клеточная теория Шванна (XIX в.) — доказательство родства и единства живой природы. Устройство  увеличительных приборов. Устройство ручной лупы и светового микроскопа. Увеличение микроскопа. Этапы и  правила работы с микроскопом. Состав и строение клеток. Органические и минеральные вещества. Белки.  Углеводы. Жиры. Общие черты строения клеток. Строение бактериальной клетки. Бактерии — древнейшие  организмы Земли. Форма и размеры бактерий. Строение бактериальной клетки. Строение растительной, животной и грибной клеток. Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения клеток растений. Роль пластид  в жизни растений. Строение животной и грибной клеток. Сходство и различия ядерных клеток.  Образование  новых клеток. Подготовка клетки к делению. Процесс деления. Значение деления клеток для роста и развития  организма. Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания, значение в природе  одноклеточных растений и животных. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Покровные ткани растений и животных. Ткани. Покровные ткани растений и животных. Значение покровных  тканей. Строение покровной ткани листа. Приготовление микропрепарата кожицы листа. Рассмотрение и  зарисовка микропрепарата. Формулирование выводов о взаимосвязи строения кожицы листа с её функциями.   Механические и проводящие ткани растений. Особенности строения клеток механической ткани. Проводящие  ткани — древесина и луб, их расположение, строение, функции. Основные и образовательные ткани растений. Фотосинтезирующая ткань, её расположение, строение и значение. Запасающая и образовательная ткани:  расположение, особенности строения, функции. Соединительные ткани животных. Общие признаки  соединительных тканей животных. Виды тканей животных. Кровь — особая соединительная ткань, её функции.  Лимфа. Внутренняя среда организма. Жировая ткань. Изучение клеток крови. Мышечная и нервная ткани  животных. Строение и функции клеток поперечно­полосатой и гладкой мышечной ткани. Строение клеток  нервной ткани, её значение в обеспечении целостности организма.  3. Планируемые результаты освоения учебного предмета Раздел Предметные Метапредметные Познаватель­ные УУД Коммуникатив­ные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Умение слушать  учителя и отвечать  на вопросы,  работать в группах. Учиться  аргументировать  свою точку зрения,  спорить и  отстаивать свою  позицию  невраждебным для  оппонентов  образом. Уметь  слушать и слышать  друг другу. Умение вступать в диалог,  участие в  коллективном  обсуждении  проблем.  Умение организовать  выполнение заданий  учителя согласно  установленным правилам работы в кабинете.  Принимать  познавательную цель,  сохранять ее при  выполнении учебных  действий, регулировать  весь процесс их  выполнения и четко  выполнять требования  познавательной задачи.  Умение определять цель  работы, планировать ее  выполнение,  представлять результаты  работы классу.  Формирование мотивации к  познавательной деятельности,  самообразованию, осознанному  выбору и построению  индивидуальной траектории  образования; развитие личностных представлений о целостности  природы, организме как живой  системе, его связи со средой  обитания; приобщение к  ценностям биологической науки и  экологической культуры,  глобальным проблемам  человечества, правилам и нормам  поведения в природе;  формирование уважительного  отношения к учёным­ биологам,  истории науки, биосферному  образу жизни малых народов,  толерантности, миролюбия. Ведение Познакомить с  предметом изучения  биологии,  разнообразием  биологических наук,  закономерностями,  проявляющимися на  организменном уровне; условиями,  необходимыми для  жизни организмов;  признаками,  отличающими живые  организмы от тел  неживой природы;  развивать  представления об  эстетическом,  этическом, культурно­  историческом,  ресурсном,  познавательном  значении живой  природы; учить  наблюдать, описывать  и объяснять осенние  явления в жизни  растений и животных;  раскрывать роль  биологических знаний  Умение работать с текстом, выделять в нем главное,  умение проводить  элементарные  исследования,  работать с  различными  источниками  информации.  умение выводить  следствия из  имеющихся в  условии задачи  данных. Выбирать  основания и  критерии для  сравнения,  классификации  объектов.  Использовать  ресурсы  электронного  приложения для  извлечения  необходимой  информации.  Фиксировать  результаты  наблюдений, Разнообразие  живых  организмов,  среды жизни. в практической  деятельности людей,  решении проблем  рационального  природопользования. Развитие  первоначальных  представлений о  разнообразии живого  мира, систематике и  биологической  классификации;  ознакомление в  доступной форме с  понятиями экологии,  раскрытие их значения для биологического  познания;  формирование  предметных  познавательных  учебных действий  (описывание и  сравнение  растительных и  животных объектов,  классификация  растений и животных  по царствам, отделам и типам, объяснение и  прогнозирование  влияния  экологических  делать выводы. умение работать с различными  источниками  информации,  преобразовывать  ее из одной  формы в другую,  выделять главное  в тексте,  структурировать  учебный  материал. умение  давать  определения  понятиям,  классифицировать объекты. умение  работать с  различными  источниками  информации,  готовить  сообщения и  презентации,  выделять главное  в тексте,  структурировать  учебный  Умение организовать  выполнение заданий  учителя. Развитие  навыков самооценки и  самоанализа.  Умение строить  эффективное  взаимодействие с  одноклассниками.  Умение  воспринимать  информацию на  слух, отвечать на  вопросы учителя.  Овладение  навыками  выступлений перед  аудиторией. умение работать в составе  творческих групп.  Работать  индивидуально.     Формирование эмоционально­  ценностного отношения к живой  природе на уровне восприятия  ценностных экологических  установок и реагирования на  ситуации негативного поведения  человека в природе; развитие  мотивации к познавательной  деятельности, самостоятельному  поиску учебной информации из  различных источников,  построению индивидуальной  траектории образования;  вовлечение в экологическую или  природоохранную деятельность,  ориентация на выбор целевых и  смысловых установок,  направленных на эстетическое и  этическое отношение к объектам  живой природы. факторов на  организмы). материал,  грамотно  формулировать  вопросы,  преобразовывать  ее из одной  формы в другую,  давать  определения  понятиям.  Развитие  элементарных  навыков  устанавливания  причинно­ следственных  связей.  Анализируют  объект, выделяя  существенные и  несущественные  признаки.   систематизироват ь информацию. Клеточное  строение живых  организмов. Дать первое  представление о  клеточной теории,  истории её развития,  клетке как целостной  Умение работать с различными  источниками  информации,  преобразовывать  Умение работать  индивидуально,  умение строить  эффективное  взаимодействие с  Умение самостоятельно  планировать пути  достижения целей,  осознанно выбирать  эффективные способы  Формирование мотивации к  осознанному выбору и построению индивидуальной траектории  образования; развитие личностных представлений о клеточном ее из одной  формы в другую,  выделять главное  в тексте,  структурировать  учебный  материал. умение  давать  определения  понятиям,  классифицировать объекты. одноклассниками.  Умение работать в  группе: находить  общее решение и  разрешать  конфликты на  основе  согласования  позиций и учёта  интересов. решения учебных задач и познавательных задач   строении, клетке как единице  жизни, её связи с внешней средой;  приобщение к ценностям  биологического познания, нормам  науки как компонентам культуры;  формирование познавательного  интереса и чувства  ответственности при работе с  микрообъектами и  увеличительными приборами. живой системе,  одноклеточных и  многоклеточных  организмах; систематизировать  учебную информацию  о разнообразии клеток  на основе  экологических идей:  растения­  производители  органического  вещества, животные­  потребители, бактерии и грибы­ разрушители; познакомить с  увеличительными  приборами и  способами работы с  ними; учить наблюдать микрообъекты и  процессы, делать  рисунки с  микропрепаратов,  фиксировать  результаты  наблюдений; учить  связывать строение  частей ( ядро,  цитоплазма) и  органоидов клетки с  их функциями,  сравнивать Ткани живых  организмов. растительные,  животные, грибные,  бактериальные клетки, делать выводы о  причинах их сходства  и различий;  формировать умение  делать выводы о том,  какой объект имеет  более сложное  строение, о единстве  строения и состава  клеток представителей разных царств живой  природы, единстве  живой природы. Систематизация  учебной информации о разнообразии тканей  на основе  экологических идей:  растения –  производители  органического  вещества, животные –  потребители, бактерии и грибы –  разрушители; описание (анализ)  растительных и  животных тканей;   распознавание тканей  на микропрепаратах и  Умение выбирать  наиболее эффективные  способы решения  учебных и  познавательных задач.   Умение работать с текстом, выделять в нем главное,  умение проводить  элементарные  исследования,  работать с  различными  источниками  информации Умение работать  индивидуально и в  группе. Умение  работать в группе:  находить общее  решение и  разрешать  конфликты на  основе  согласования  позиций и учёта  интересов.    Формирование мотивации к  познавательной деятельности на  основе дальнейшего  формирования учебных действий,  связанных с микроскопической  техникой, работой с электронным  приложением; стимулирование к  самообразованию, осознанному  выбору и построению  индивидуальной траектории  обучения; развитие личностных  представлений о системности  природы, клетках и тканях как  компонентах органов в целостном  организме; приобщение к  ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете  биологии, обращение с  микроскопической техникой и  лабораторным оборудованием. рисунков учебника,  электронного  приложения, их  сравнение,  формулирование  выводов о связи  строения тканей с их  функциями;  применение знаний о  растительных и  животных тканях в  повседневной жизни,  объяснение причин  восстановления тканей при их повреждении,  прогнозирование  последствий  повреждения коры  деревьев животными и  человеком. 4. Описание материально­технической базы (в соответствии с учебным предметом) №  п/п 2. 3.  Наименование объектов и средств материально­технического обеспечения                                  Примечание                                         Библиотечный фонд Учебно­методические комплекты по биологии: ­ Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова  Биология.  Живой организм. 5­   6   классы:   учебник     для   общеобразовательных   учреждений   с   приложением   на электронном носителе – М.:Просвещение, 2012 год ­ Биология: Живой организм: методические рекомендации 5­6 класс. Сухорукова Л. Н, Кучменко  В. С ­  М.: Просвещение  2012 год                                      Печатные пособия   Авторская   программа:     Л.Н.   Сухорукова,   В.С.   Кучменко.   Биология.   Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы  пособие для учителей общеобразоват. учреждений Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. / — М. : Просвещение, 2011. — 144 с. Энциклопедия для детей. Т.3. География. ­М.: Аванта +,2001  Энциклопедия для детей. Т.5. Биология. ­М.: Аванта +,2001 Энциклопедия для детей. Птицы и звери. ­М.: Аванта +,2003                                     Технические средства обучения Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер Настенная доска с приспособлением для крепления картинок, плакатов Макеты  Увеличительные приборы (лупы, микроскопы) 4.                                      Экранно­звуковые пособия Электронное приложение к учебнику: СD «Биология. Живой организм» (УМК «Сферы») Интернет­ресурсы: Образовательные порталы Режим доступа: www   .  uroki   https://infourok.ru/ https://znanio.ru/ www.bio.1september.ru–   газета   «Биология» ­приложение к «1 сентября».  .  ru 5. Нормы оценивания Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик: 1.   Показывает   глубокое   и   полное   знание   и   понимание   всего   объёма   программного   материала;   полное   понимание   сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать   межпредметные   (на   основе   ранее   приобретенных   знаний)   и   внутрипредметные   связи,   творчески   применять полученные   знания   в   незнакомой   ситуации.   Последовательно,   чётко,   связно,   обоснованно   и   безошибочно   излагать   учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника;  излагать  материал  литературным  языком;   правильно  и  обстоятельно  отвечать  на  дополнительные   вопросы  учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;   применять   систему   условных   обозначений   при   ведении   записей,   сопровождающих   ответ;   использование   для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более   одного   недочёта,   который   легко   исправляет   по   требованию   учителя;   имеет   необходимые   навыки   работы   с   приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям Оценка "4" ставится, если ученик: 1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; 3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; 4. Ответ самостоятельный; 5.Допущены   незначительные   нарушения   последовательности   изложения,   небольшие   неточности   при   использовании   научных терминов или в выводах и обобщениях; 7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски; 11. При решении биологических задач сделаны второстепенные ошибки. Оценка "3" ставится, если ученик: 1.  Усвоил   основное  содержание   учебного  материала,   имеет   пробелы   в   усвоении   материала,   не  препятствующие   дальнейшему усвоению программного материала; 2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; 5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; 7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; 8.   Обнаруживает   недостаточное   понимание   отдельных   положений   при   воспроизведении   текста   учебника   (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну­две грубые ошибки. 9.   Слабое   знание   биологической   номенклатуры,   отсутствие   практических   навыков   работы   в   области   биологии   (неумение пользоваться лупой, макетом и т.д.); 10. Скудны биологические представления, преобладают формалистические знания; Оценка "2" ставится, если ученик: 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Оценка проверочных работ. Оценка "5" ставится, если ученик: • выполнил работу без ошибок и недочетов; • допустил не более одного недочета. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: • не более одной негрубой ошибки и одного недочета; • или не более двух недочетов. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: • не более двух грубых ошибок; • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; • или не более двух­трех негрубых ошибок; • или одной негрубой ошибки и трех недочетов; • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик: • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы. Оценка "1" ставится, если ученик: Не приступал к выполнению работы; Правильно выполнил не более 10 % всех заданий. Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. Критерии выставления оценок за проверочные тесты. 1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения работы: 10­15 мин. Оценка «5» ­ 10 правильных ответов, «4» ­ 7­9, «3» ­ 5­6, «2» ­ менее 5 правильных ответов. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов. 2. Время выполнения работы: 30­40 мин. Оценка «5» ­ 18­20 правильных ответов, «4» ­ 14­17, «3» ­ 10­13, «2» ­ менее 10 правильных ответов. Оценка качества выполнения практических, лабораторных и самостоятельных работ по биологии. Отметка "5" Практическая,   лабораторная   или   самостоятельная   работа   выполнена   в   полном   объеме   с   соблюдением   необходимой последовательности и требований техники безопасности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ   теоретические   знания,   практические   умения   и   навыки.   Работа   оформлена   аккуратно,   в   оптимальной   для   фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. Отметка "4" Практическая, лабораторная или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно с соблюдением требований  техники безопасности.  Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее  на правильность   конечного   результата.   Использованы   указанные   учителем   источники   знаний,   включая   таблицы   из   приложения   к учебнику,   страницы   из   статистических   сборников,   рисунки,   макеты   и   др.   Работа   показала   знание   основного   теоретического материала   и   овладение   умениями,   необходимыми   для   самостоятельного   выполнения   работы.   Допускаются   неточности   и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка "3" Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с таблицами, статистическими материалами, рисунками, макетами, увеличительными приборами, измерительными инструментами. Отметка "2" Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из­за плохой подготовки учащегося. 6. Требования к уровню подготовки обучающихся № п/п Разделы, темы Кол­во часов Требования к уровню подготовки обучающихся 1 Введение 2  Знать  роли жизни, определять роль в природе различных групп организмов. Объяснять   роль   живых   организмов   в   круговороте   веществ   экосистемы. использование биологических знаний в быту. 2 3 4 13 ч Разнообразие живых организмов. Среды жизни Клеточное строение   живых организмов. 8 ч Ткани   живых организмов. 12 ч Знать значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека. Объяснять мир с точки зрения биологии. Уметь перечислять отличительные свойства живого.  Знать   биологические   процессы   в   развитии.   Уметь   приводить   примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение. Уметь находить   черты,   свидетельствующие   об   усложнении   живых   организмов   по сравнению с предками, и давать им объяснение. Объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов. Уметь различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные,   ядерные:   грибы,   растения,   животные)   и   основные   группы растений   (водоросли,   мхи,   хвощи,   плауны,   папоротники,   голосеменные   и цветковые).   Знать   и   уметь   определять   основные   органы   растений   (части клетки).  Объяснять строение  и  жизнедеятельность   изученных  групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые). Знать и понимать смысл биологических терминов. Уметь характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,   измерение)   и   их   роль   в   познании   живой   природы.   Уметь проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты, пользоваться   увеличительными   приборами   и   иметь   элементарные   навыки приготовления и изучения препаратов. Уметь   распознавать   покровные   ткани   растений   и   животных.   Уметь устанавливать   взаимосвязь   строения   тканей   с   их   функциями.   Уметь сравнивать   покровные   ткани,   делать   выводы   о   причинах   их   сходства   и различия.   Уметь   распознавать   прозрачные   клетки   кожицы   листа   и замыкающие клетки с устьичной щелью (устьица). Устанавливать   взаимосвязь   строения   клеток   покровной   ткани   листа   с   их функциями.   Называть   и   описывать   основные   и   образовательные   ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Уметь   определять   разные   виды   тканей   на   микропрепаратах.   Сравнивать клетки   растений,   животных,   грибов,   прокариот   и   эукариот,   разные   типы тканей. Делать выводы о причинах сходства тканей. Выявлять особенности химического   состава   живых   организмов.   Называть   органоиды   клеток. Устанавливать   взаимосвязь   строения   клеток   и   тканей   с   их   функциями. Приводить примеры воздействия человека на природу. 7. Формы контроля Раздел учебного курса Количеств о часов Наименование контроля Введение Разнообразие   живых   организмов. Среды жизни Клеточное   организмов.   живых строение Ткани живых организмов.        2       13        8       11 Самостоятельная работа №1, Тестирование по теме (Самостоятельная работа №2)  Лабораторная работа№1 «Состав клеток растений». Лабораторная работа№2 «Состав клеток животных». Итоговое тестирование по теме Самостоятельная работа №3 Лабораторная   работа   №3   «Строение   покровной   и   фотосинтезирующей   ткани растений».  Лабораторная   работа   №4   «Строение   мышечных   и   нервных   тканей   животных». Контрольная работа. Календарно­тематическое планирование предмета «Биология». 5 класс, 35 часа. Дата № Тема    Кол­во Домашнее урока часов задание по плану Фак­ тичес­ ки / п п 1                         Ведение Биология­ наука о живых организмах.    2   Условия, необходимые для жизни организмов. Раздел 1. Разнообразие живых организмов.      Среды жизни. 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Признаки живых организмов. Царства живой природы. Деление царств на группы. Среда обитания. Экологические факторы. Вода как среда жизни. Наземно­воздушная среда жизни. Самостоятельная   работа   №   1   «Среда   обитания   живых организмов» Анализ самостоятельной работы.  Почва как среда жизни. Организменная среда жизни. Сообщество живых организмов. Роль растений в сообществе.     1     1     1 2 1      1    13    1     1     1     1           1     1 §1 §2 §3, продолжить составление таблицы  «Отличие живых организмов от  неживых.» §4 §5, продолжить составление таблицы  «Экологические факторы.» §6, подготовить презентацию §7 повторение§3­7  Повт. §7 §8, подготовить презентацию §9 §10,подготовить   сообщение   по   теме «Растительные   сообщества     и   их разнообразие». 13 14 15 Роль животных грибов и бактерий. Типы взаимоотношений организмов в сообществе. Обобщающий урок по теме «Разнообразие живых организмов. Среды жизни». Тестирование (Самостоятельная работа №2) Раздел 2. Клеточное строение живых организмов. 16  Развитие знаний о клеточном строении живых организмов. 17 18 19 20 21 22 23 Анализ с/р. Устройство увеличительных приборов. Состав и строение клеток. Лабораторная работа№1 «Состав клеток растений». Лабораторная работа№2 «Состав клеток животных». Строение бактериальной клетки. Строение растительной, животной и грибной клеток. Практическая работа «Сходство и различия клеток растений, животных и грибов». Образование новых клеток. Одноклеточные растения, животные и грибы. Обобщающий   урок     по   теме   «Клеточное   строение   живых организмов.».                      Раздел 3. Ткани живых организмов 24 Покровные ткани растений. 25 26 Покровные ткани  животных.  Строение покровной ткани листа. Самостоятельная работа.     1     1     1     8     1     1     1     1     1     1     1     1     12     1     1     1 §11 §12 Повторить§1­12 ботанике   подготовить   сообщение   о   Шлейдене §13, немецком   Матиасе. §14,подготовить сообщение о Роберте Гуке. §14, §15 §16,выполнить задание на стр.45 «Мои биологические исследования». §17, продолжить составление таблицы «Сходство   и   различия   клеток растений, животных и грибов». §18, подготовить презентацию §19,ответить на вопросы (стр.51)  §13­19,повторить   выполнить   §21, биологические исследования» стр.58 задание   «мои §21, ответить на вопросы стр.59 Продолжить   составление   таблицы «Сравнение покровных тканей» 27 28 29 30 31 32 33 34,35 Анализ с/р. Механические и проводящие ткани растений. Основные и образовательные ткани растений. Лабораторная   работа   №3   «Строение   покровной   и фотосинтезирующей ткани растений». Соединительные ткани животных. Мышечная  ткань животных. Нервная ткань животных. Лабораторная   работа   №4   «Строение   мышечных   и   нервных тканей животных». Обобщающий урок по теме «Ткани живых организмов». Контрольная  работа.     1     1     1     1     1     1     1 §22,ответить на вопросы (стр.61)     выполнить   задание   «Мои §23, биологические исследования» (стр.63) §23, ответить на вопросы на стр.63 §24,пдготовить презентацию §25,   ответить   на   вопросы   после параграфа §21­25,повторить. Продолжить   составление   таблицы «Отличие   строения   мышечных   и нервных тканей животных». Контроль   и   систематизация   знаний   о   признаках   живых организмов, царствах живой природы, природных сообщест­ вах и средах жизни, деятельности человека в природе     2 Выполнить задания на летние каникулы

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой

Рабочая программа по биологии 5 класс УМК "Сферы" по Л.Н.Сухоруковой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2017