Рабочая программа по биологии 6-9 класс
Оценка 5

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
6 кл—9 кл
01.03.2018
Рабочая программа по биологии 6-9 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основного общего образования, требованиями примерной основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) по биологии. В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология: 6 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. — М.:Вентана-Граф, 2015. — 128 с.
0000d92d-520b617d.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательнаяшкола №8 имени кавалера трёх орденов Славы В.И. Курова г.Новоузенска Саратовской области"     «Рассмотрено»                 «Согласовано»                           «Утверждаю»  Руководитель  ШМО              Зам. директора  по УВР                Директор МОУ «СОШ № 8  _________Печерская Н.С.      ________ /Вязьмина  Н. А         им.В.И.Курова г. Новоузенска     Протокол №  1                             от 27 августа 2016г.                     Саратовской области»   «26» августа 2016 г                                                                       _____________/Губина Л.А                                                                                                    Приказ № 141 от 27 августа 2016г. Рабочая программа педагога высшей квалификационной категории             Бадак  Ирины Игоревны по биологии  6­9 «а,б,в»  классы (базовый уровень обучения) на 2016­2017 учебный год                                                                                                              Рассмотрено на заседании                                                                                                                Педагогического совета                                                                                                                         Протокол №  1                                                                                                                 от «27» августа 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными   стандартами   (ФГОС)   основного   общего   образования,     требованиями примерной   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования   (ООП ООО) по биологии. В   соответствии   с   альтернативным   учебником,   допущенным   Министерством образования Российской  Федерации   И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова Биология:   6   класс:   Учебник   для   учащихся   общеобразовательных   учреждений   под редакцией профессора И.Н. Пономаревой.  — М.:Вентана­Граф, 2015. — 128 с. Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные   цели   биологического   образования   являются   общими   для   основной   и старшей   школы   и   определяются   социальными   требованиями,   в   том   числе   изменением социальной   ситуации   развития   —   ростом   информационных   перегрузок,   изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации   вызывают   определённые   особенности   развития   современных   подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо   этого,   глобальные   цели   формируются   с   учётом   рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:  •социализация  обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её   норм,   ценностей,   ориентаций,   осваиваемых   в   процессе   знакомства   с   миром   живой природы;  •приобщение  к   познавательной   культуре   как   системе   познавательных   (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. •ориентация в системе моральных норм и ценностей: ­ признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;  ­ формирование ценностного отношения к живой природе;  •развитие  познавательных   мотивов,   направленных   на   получение   знаний   о   живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;  •овладение   компетентностями: информационной, ценностно­смысловой, коммуникативной;   ключевыми   учебно­познавательной, •формирование  у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально­ ценностного отношения к объектам живой природы. Планируемые результаты изучения курса биологии 6 класса Система   планируемых   результатов:  личностных,   метапредметных   и   предметных   в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно­ познавательных   и   учебно­практических   задач,   выполнение   которых   требует   от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. По окончанию 6 класса обучающийся научится:  •  характеризовать   особенности   строения   и   процессов   жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;  •  применять   методы   биологической   науки   для   изучения   клеток   и   организмов: проводить   наблюдения   за   живыми   организмами,   ставить   несложные   биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;  •  использовать   составляющие   исследовательской   и   проектной   деятельности   по изучению   живых   организмов   (приводить   доказательства,   классифицировать,   сравнивать, выявлять взаимосвязи); •  ориентироваться  в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе. По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:  •  соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;  •  использовать   приёмы   работы   с   определителями   растений;   выращивания   и размножения культурных растений;  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);  •  находить информацию о растениях и животных в научно­популярной литературе, биологических   словарях   и   справочниках,   анализировать,   оценивать   её   и   переводить   из одной формы в другую;  •выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и   поступках   по отношению к живой природе. Содержание курса биологии 6 класса 1. Введение. Общее знакомство с растениями. (3 ч) Экскурсия   №1.  Царство   Растения.   Внешнее   строение   растений(РК). Многообразие жизненных форм растений. Лабораторная работа №1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения.   и   общая   характеристика 2. Клеточное строение растений..(2 ч) Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.  Лабораторная работа №2. Знакомство с клетками растений. 2. Органы растений(10 часов) Семя, его строение и значение.   Лабораторная работа № 3 «Изучение строения семени двудольных растений». Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие.  Лабораторная№4 Строение вегетативных и генеративных почек. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 5 «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов. Контрольная работа №1 по теме: « Органы цветковых растений» 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч) Минеральное питание растений  и значение воды. Воздушное питание растений — фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение  и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком.   Лабораторная работа № 6 « Черенкование комнатных растений» Рост и развитие растений. 4.  Основные отделы царства    растений.(5 ч) Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Плауны. Папоротники. Их общая характеристика. Лабораторная работа № 7 «Изучение внешнего строения моховидных растений» Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.  Экскурсия № 2 Представители отделов царств растений. 5. Историческое развитие растительного мира на Земле . (1 ч) Многообразие и происхождение культурных растений. 6. Царство Бактерии.(2 ч) Бактерии. Общая характеристика. Значение бактерий. 7. Царство Грибы. Лишайники.(3 ч) Царство грибы. Многообразие и значение грибов.  Лабораторная работа № 8 «Изучение строения  плесневых грибов». Лишайники.общая характеристика и значение. Контрольная работа №2 по теме: «Обзор систематических групп растений». 8. Природные   сообщества.(2 ч) Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме.  Экскурсия № 3 « Жизнь растений в весенний период года» Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса. 9. Обобщение (1 ч) Резервное время — 2 ч. Пояснительная записка к календарно­тематическому планированию по биологии. 1.Класс: 6 2. Учитель: Бадак Ирина Игоревна 3. Количество часов:35 4. За год : 35; в неделю :1 5. Плановых контрольных уроков : 3 , лабораторных 8  ч 6. Планирование составлено в соответствии с Федеральными государственными  образовательными стандартами (ФГОС) основного общего образования,  требованиями  примерной основной образовательной программы основного общего образования (ООП  ООО) по биологии. 7. Учебник Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.:  Вентана­Граф, 2015. Даты контроль, лабораторных работ Четверти Количест во уроков         1  четверть         2  четверть 9 7 3 четверть 10 Темы контрольных, лабораторных работ Экскурсия   №1.   Царство   Растения.   Внешнее   строение     и общая характеристика растений(РК). Лабораторная работа №1. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения. Лабораторная работа №2. Знакомство с клетками растений. Лабораторная работа  №  3«Изучение строения семени двудольных растений». Лабораторная №4 Строение вегетативных и генеративных  почек. Лабораторная   работа  №  5  «Внешнее   строение корневища, клубня, луковицы». Контрольная   работа   №1   по   теме:   «   Органы   цветковых растений» Лабораторная работа № 6 « Черенкование комнатных  растений» Лабораторная работа № 7 4 четверть 9 «Изучение внешнего строения моховидных растений» Экскурсия № 2 Представители отделов царств растений. Лабораторная работа № 8  «Изучение строения   плесневых грибов». Контрольная работа №2 по теме: «Обзор систематических групп растений». Экскурсия № 3 « Жизнь растений в весенний период года» Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса Календарно­тематическое планирование. № урок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема и элементы содержания урока Дата план факт Введение. Общее знакомство с растениями. (3 ч) Экскурсия №1. Царство Растения. Внешнее строение  и общая характеристика растений(РК). Многообразие жизненных форм растений. Лабораторная работа №1.: «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения». Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Лабораторная работа №2:. «Знакомство с клетками растений.» Органы растений(10 часов) Клеточное строение растений.(2 ч) Семя, его строение и значение.  Лабораторная работа № 3:«Изучение строения семени двудольных  растений». Корень, его строение и значение. Побег, его строение и развитие.  Лабораторная №4: «Строение вегетативных и генеративных почек.» Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа № 5: «Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов. Контрольная работа №1 по теме: « Органы цветковых растений» Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч) Минеральное питание растений  и значение воды. Воздушное питание растений — фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение  и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком.   Лабораторная работа № 6: « Черенкование комнатных растений» 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Рост и развитие растений. Основные отделы царства    растений.(5 ч) Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Плауны. Папоротники. Их общая характеристика. Лабораторная работа № 7: «Изучение внешнего строения моховидных растений» Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Экскурсия № 2: «Представители отделов  царств растений.» Историческое развитие растительного мира на Земле . (1 ч) Многообразие и происхождение культурных растений. Царство Бактерии.(2 ч) Бактерии. Общая характеристика. Значение бактерий. Царство Грибы. Лишайники.(3 ч) Царство грибы. Многообразие и значение грибов. Лабораторная работа № 8: «Изучение строения   плесневых грибов». Лишайники.общая характеристика и значение. Контрольная работа №2 по теме: «Обзор систематических групп растений». Природные   сообщества.(2 ч) Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме. Экскурсия № 3: « Жизнь растений в  весенний период года» Итоговый контроль знаний по курсу биологии 6 класса Обобщение (2 ч). Планируемые результаты освоения курса биологии 8 класса. В результате ученик научится:  ­характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;  ­применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения     ставить   несложные   биологические   эксперименты   и   объяснять   их   результаты, описывать биологические объекты и процессы;  ­использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых   организмов   (приводить   доказательства,   классифицировать,   сравнивать,   выявлять взаимосвязи); ­последствия деятельности человека в природе. ­соблюдать   правила   работы   в   кабинете   биологии,   с   биологическими   приборами   и инструментами;  ­ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   по   отношению   к   объектам живой  природы  (признание  высокой  ценности  жизни  во  всех  её  проявлениях,  экологическое сознание, эмоционально­ценностное отношение к объектам живой природы);  ­находить   информацию   о   растениях   и   животных   в   научно­популярной   литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;  ­ знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; ­ реализовывать установки здорового образа жизни; ­ показать сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение  живой природы, эстетического отношения к живым объектам; ­ уметь работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую  информацию в различных источниках ; ­ быть способным к выбору целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по  отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;  ­показать сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,  анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать); ­ овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения  видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,  наблюдать, проводить эксперименты, делать заключения, структурировать материал, объяснять,  доказывать, защищать свои идеи; ­ овладеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и  процессов; постановки биологических экспериментов и объяснение их результатов ­ овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы Содержание учебного курса биологии 8 класс. "Введение.( 1 ч)  Организм человека: общий обзор" (5 ч) Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место  человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани.  Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная  регуляция. Лабораторная работа № 1 :«Действие фермента каталазы на пероксид водорода» Лабораторная работа № 2:«Клетки и ткани под микроскопом» Практическая работа : « Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его  торможение» "Опорно­двигательная система" (8 ч) Компоненты   опорно­двигательного   аппарата.   Костная   ткань.   Строение   скелета. Важнейшие   отделы   скелета   человека.   Функции   скелета.   Типы   соединения   костей.   Суставы. Хрящевая   ткань   суставов.   Влияние   факторов   окружающей   среды   и   образа   жизни   на   фор­ мирование и развитие скелета. Роль костной системы в минеральном обмене. Строение   и   свойства   мышечной   ткани.   Скелетные   мышцы   и   сухожилия,   их   функции. Работа   мышц,   утомление   мышц.   Зависимость   развития   мышечной   системы   от   физических нагрузок. Сухожильная ткань. Пластика и красота человеческого тела. Понятие о культуризме.  Лабораторная работа № 3: «Строение костной ткани» Лабораторная работа № 4: «Состав костей» Практич. Работа : « Значение плечевого пояса» «Правильность осанки и определение плоскостопия» Зачет № 1: «Общий обзор организма человека. Опорно двигательная система» Кровь. Кровообращение( 8 ч) Понятие   о   внутренней   среде   организма:   кровь,   лимфа,   тканевая   жидкость   —   как внутренняя среда живого организма. Кровь — соединительная ткань. Значение крови и ее состав. Клетки   крови:   эритроциты,   лейкоциты,   тромбоциты.   Функции   крови:   транспортная,   ин­ формационная, защитная, поддержание постоянства температуры тела, сохранение постоянства внутренней среды (гомеостаз). Понятие об адаптации. Болезни крови. Значение анализа крови для   диагностики   заболеваний.   Лимфа,   ее   движение,   свойства   и   значение.   Тканевая совместимость и переливание крови. Кроветворные  органы   человека.   Селезенка  и   ее  роль   в  организме.  Иммунная   система человека.   Иммунный   ответ   организма   (гуморальный   и   клеточный).   Открытие   и   обоснование процесса фагоцитоза И. И. Мечниковым. Иммунологическая память живого организма. Вакци­ нация. Загрязнение внутренней среды организма человека как следствие химического, вирусного и радиоактивного загрязнения окружающей среды. Инфекционные заболевания. Профилактика гриппа, СПИДа. Аллергические заболевания человека. Лабораторная работа № 5:     Практические   работы:  «Кислородное   дыхание»   «Пульс   и   движение   крови»   «Определение скорости кровотока» «Рефлекторный приток крови к мышцам» «Доказательство вреда курения» «Функциональная сердечно сосудистая проба» эритроцитов «Сравнение крови   человека       и   лягушки», Сердце, его строение и функции. Особенности мышечной ткани сердца. Клапаны сердца и их  функции.  Кровоснабжение  и проводящая система  сердца. Работа  сердца. Пульс.  Болезни сердца.   Кровяное   давление.   Курение   и   алкоголь   —   факторы   риска   Сердечно­сосудистые заболевания.   Медикаменты   и   работа   сердца.   Достижения   медицины   в   области   кардиологии. Закаливание сердца. Нарушения работы сосудов. Воздействие холода и тепла на работу кровеносных сосудов. Первая помощь при кровотечении, обморожении. Зачет № 2: «Кровь. Кровообращение» Дыхание (6 ч). Легкие и воздухоносные пути, их строение и функции. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция  дыхания:  рефлекторная и  гуморальная. Значение  чистого воздуха для здоровья человека. Подверженность органов дыхания воздействиям химического, бактериального, вирусного загрязнения воздуха, его аллергенный эффект. Защита атмосферного воздуха   от   загрязнений.   Понятие   о   предельно   допустимых   концентрациях   (ПДК)   вредных веществ воздуха. Курение как фактор риска. Основные   заболевания   дыхательной   системы,   их   лечение   и   профилактика.   Роль дыхательной гимнастики и закаливания в профилактике заболеваний органов дыхания, Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание. Лабораторная   работа   №   6:  Лабораторная работа № 7: «Дыхательные движения» Практические работы: «Измерение обхвата грудной клетки» «Определение запыленности  воздуха в зимнее время» Зачет № 3 «Дыхание» «Состав   вдыхаемого   и   выдыхаемого   воздуха»,   Пищеварение ( 5 ч) Понятие о питании. Культура питания. Роль национальных традиций в питании людей. Пища — важный экологический фактор. Экологически «загрязненные» и экологически «чистые» продукты питания. Строение и функции пищеварительного тракта (полость рта, глотка, пищевод, желудок, кишечник). Строение и значение зубов. Уход за зубами. Понятие   о   пищеварении.   Ферменты.   Всасывание   питательных   веществ.   Нарушения пищеварения.   Свойства   печени   и   поджелудочной   железы.   Наиболее   распространенные заболевания печени, желчного пузыря, поджелудочной железы. Регуляция пищеварения. Пищевые   отравления,   алкогольные   отравления   (острые   и   хронические).   Гельминтозы (аскаридоз и энтеробиоз) и их профилактика. Основные   заболевания   кишечного   тракта.   Здоровый   образ   жизни   и   гигиеническая культура населения — важное условие профилактики заболеваний органов пищеварения. Лабораторная работа № 8: «Действие ферментов на крахмал» Лабораторная работа № 9: «Действие фермента слюны на белки»  Обмен веществ и энергии ( 4 ч) Значение   питательных   веществ   для   роста,   энергообразования,   энергоснабжения   и обновления клеток организма. Пластический и энергетический обмен как да стороны единого процесса обмена веществ в организме Нормы питания. Витамины,   их   значение   в   обмене   веществ.   Авитаминозы.   Гиповитаминозы. Гипервитаминозы (хронические и острые). Практическая работа : «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после  нагрузки» Зачет № 4 «Пищеварение. Обмен веществ и энергия» Мочевыделение(2 ч) Структура мочевыделительной системы: почки, мочеточники и мочевой пузырь. Строение и значение почек. Выделительная   и   регулирующая   функции   почек.   Причины   заболевания   почек (бактериальное воспаление тканей, воздействие отравляющих веществ, нарушение кровотока). Значение анализа мочи. Достижения медицины: искусственная почка, пересадка почек. Предупреждение   заболеваний   почек.   Питьевой   режим.   Значение   воды   и   минеральных веществ для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды. Кожа(4 ч) Значение и строение кожи. Функции кожи. Волосы. Ногти. Понятие о потоотделении как черте   приспособленности   организма   к   изменяющимся   условиям   окружающей   среды   и внутренней   среды   организма.   Влияние   на   кожу   абиотических,   биотических   и   антропогенных факторов   окружающей   среды.   Роль   кожи   в   теплорегуляции.   Оказание   первой   помощи   при тепловом и солнечном ударах. Заболевания   кожи.   Угри   и   причины   их   появления.   Гигиеническая   и   декоративная косметика. Уход за кожей, волосами и ногтями. Зачет № 5 « Выделение. Кожа»  Эндокринная система (2 ч) Железы внутренней, наружной и смешанной секреции и их связь с нервной системой. Понятие о гормонах. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нервно­ гуморальная   регуляция   процессе   жизнедеятельности   организма   как   основа   его   целостности, связи со средой. Внутрисекреторная функция. Половые железы.. Вторичные половые признаки. Нервная система.(6 ч) Значение и строение нервной системы. Строение и функции нервных клеток. Рефлексы и их значение. Центральная, периферическая и вегетативная нервные системы. Функции головного и  спинного мозга. Зачет № 6 « Эндокринная и нервная системы» Органы чувств( 6 ч) Значение органов чувств. Понятие об анализаторах. Орган зрения. Методы определения остроты зрения. Строение глаза и зрение. Основные нарушения  и   заболевания   глаза.  Глаза  как  объект  иридодиагностики  организма.   Достижения глазной хирургии. Орган слуха. Ухо и слух. Строение и функции уха. Болезни органов слуха и их гигиена. Роль органа равновесия. Строение и функции органов обоняния. Язык и чувство вкуса. Органы равновесия, их расположение и значение  Осязание. Органы чувств человека и окружают среда. Практические работы : «Сужение и расширение зрачка», « Принципы работы хрусталика»,  «Обнаружение слепого пятна» « Раздражение тактильного рецептора» Зачет № 7 «Органы чувств» Поведение и психика ( 6 ч) Познание   окружающего   мира.   Ощущения.   Анализ   восприятий.   Высшая   нервная деятельность   (ВНД).   Психика   и   поведение   человека.   Мышление   и   эмоции.   Возникновение   и развитие речи. Роль труда и общественного образа жизни в возникновении речи. Культура речи. Память и ее виды. Ритмы жизни (биоритмы). Бодрствование и сон, функции сна. Регуляция сна. Разрушительное действие алкоголя и других наркотиков на ВНД человека. Практические   работы   :  «Перестройка   динамического   стереотипа»,   «   Владение   навыком зеркального письма», « Изучение внимания на разных уровнях» Индивидуальное развитие человека( 5 ч) Половая   система   человека.   Женская   половая   система.   Мужская   половая   система. Половые и возрастные особенности. Оплодотворение.           Беременность.           Внутриутробное   развитие.   Роды.   Уход   за новорожденным. Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, возбудителей инфекционных   и   вирусных   заболеваний,   венерических   заболеваний.   Опасность   аборта. Бесплодие,   его   общебиологическое   значение.   Планирование   семьи   и   предупреждение   бе­ ременности. Периоды   жизни   человека.   Здоровье   и   трудоспособность   человека   в   разные   периоды жизни.   Забота   о   старости   —   общечеловеческий   долг   каждого   гражданина   и   обязанность государства. Зачет № 8. Итоговая контрольная работа.    Пояснительная записка к календарно­тематическому планированию по биологии. 1.Класс: 8 2. Учитель: Бадак Ирина Игоревна 3. Количество часов:70 4. За год : 70 ; в неделю :2 5. Плановых контрольных уроков : 8, лабораторных 9, практических 19 6. Планирование составлено в соответствии с Федеральными государственными  образовательными стандартами (ФГОС) основного общего образования,  требованиями  примерной основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) по биологии. 7. Учебник Биология. 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/  И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.:  Вентана­Граф, 2014. Четверти Количество Темы контрольных, лабораторных, практических работ уроков Даты контрол. Лабор. работ 1 четверть 17 Лаб. раб. № 1: «Действие фермента каталазы на пероксид  водорода». Лаб. раб.№2: «Клетки и ткани под микроскопом». Практическая работа: «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» Лаб. раб. №3: «Строение костной ткани».   Лаб. раб. №4: «Состав костей». Практическая работа: «Значение плечевого пояса» Практические работы: «Правильность осанки»,  «Определение плоскостопия» Контрольная работа по теме: «Общий обзор организма  человека. Опорно­двигательная система Лаб. раб.№5: «Сравнение крови человека с кровью  лягушки» Практические работы: «Кислородное голодание», «Пульс  и движение крови» Практические работы: «Определение скорости  кровотока», «Рефлекторный приток крови к мышцам» Практические работы: «Доказательство вреда курения», 2 четверть 16 3 четверть 30 4 четверть 17 «Функциональная сердечно­сосудистая проба» Контрольная работа по теме: «Кровь. Кровообращение» Лаб.раб. №6: «Состав выдыхаемого и вдыхаемого  воздуха». Лаб. раб.№7: «Дыхательные движения». Практическая работа «Измерение обхвата грудной  клетки» Практическая работа «Определение запылённости воздуха в зимнее время». Контрольная работа по теме: «Дыхание». Лаб. раб. №8 Действие ферментов слюны на крахмал.  Лаб. раб. №9 Действие ферментов слюны на белки. Практическая работа: «Функциональная проба с  максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» Контрольная работа по теме: «Пищеварение. Обмен  веществ и энергии». Контрольная работа по теме: «Выделение. Кожа». Контрольная работа по теме: «Эндокринная и нервная  система». Практическая работа: «Сужение и расширение зрачка» Практическая работа : «Принцип работы хрусталика» Практическая работа :«Обнаружение слепого пятна» Практическая работа: «Раздражение тактильных  рецепторов» Контрольная работа по теме: «Органы чувств и  анализаторы». Практическая работа: «Перестройка динамического  стереотипа; овладение навыком зеркального письма». Практическая работа: «Изучение внимания на разных  уровнях». Итоговая  контрольная  работа. № урока Тема и элементы содержания урока Календарно­тематический план Дата план факт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Введение (1 час). Введение: биологическая и социальная природа человека. Организм человека: общий обзор (5ч). Науки об организме человека: анатомия, физиология и гигиена Структура тела. Место человека в живой природе Клетка: химический состав, строение и жизнедеятельность.  Лаб. раб. № 1: «Действие фермента каталазы на пероксид водорода». Ткани. Лаб. раб.№2: «Клетки и ткани под микроскопом». Системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция Практическая  работа: «Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение» Опорно­двигательная система (8 ч). Скелет: строение, состав и соединение костей. Лаб. раб. №3: «Строение костной ткани».  Лаб. раб. №4:  «Состав костей». Скелет головы, туловища. Скелет  конечностей. Практическая работа: «Значение плечевого пояса» Первая помощь при повреждениях скелета. Мышцы. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие Развитие опорно­двигательной системы Практические работы:  «Правильность осанки», «Определение плоскостопия» Зачет № 1 по теме: «Общий обзор организма человека. Опорно­двигательная система Кровь. Кровообращение (8 ч). Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.  Лаб. раб.№5: «Сравнение крови человека с кровью лягушки» 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови Строение и работа сердца. Круги кровообращения Движение лимфы и крови по сосудам Практические работы: «Кислородное голодание», «Пульс и  движение крови» Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Практические работы: «Определение скорости  кровотока», «Рефлекторный приток крови к мышцам» Предупреждение   заболеваний   сердца   и   сосудов.   Первая   помощь   при   кровотечениях  Практические работы: «Доказательство вреда курения», «Функциональная сердечно­сосудистая проба» Зачет № 2.Контрольно­обобщающий урок по теме: «Кровь. Кровообращение» Дыхание (6 ч). Значение дыхания. Органы дыхания Строение легких. Газообмен в легких и тканях Лаб.раб. №6: «Состав выдыхаемого и вдыхаемого  воздуха». Дыхательные движения.  Лаб. раб.№7: «Дыхательные движения».  Регуляция дыхания. Практическая работа «Измерение обхвата грудной клетки» Болезни органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при поражении органов дыхания  Практическая работа «Определение запылённости воздуха в зимнее время». Зачет № 3.Контрольно­обобщающий урок по теме: «Дыхание». Пищеварительная система (5 ч). Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке». Зубы. Изменение питательных веществ в кишечнике Всасывание питательных веществ. Лаб. раб. №8 Действие  ферментов слюны на крахмал. Лаб. раб. №9 Действие ферментов слюны на белки. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения. Обмен веществ и энергии (4 ч). Обменные процессы в организме. Нормы питания. Практическая работа: «Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» Витамины. Зачет № 4 по теме: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии». Мочевыделительная система (2 ч). Строение и функции почек Предупреждение заболеваний почек Строение и функции кожи Нарушения кожных покровов и повреждения кожи Роль кожи в терморегуляции. Закаливание Зачет № 5 по теме: «Выделение. Кожа». Кожа (4 ч). Эндокринная система (2 ч). Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Нервная система (6 ч). Значение  строение  и функционирование нервной системы . Вегетативная нервная система. Нейрогуморальная регуляция. Спинной мозг. Головной мозг. Зачет № 6. Обобщающий урок по теме: «Эндокринная и нервная система». Органы чувств. Анализаторы  (6 ч). Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения. Зрительный анализатор. Практические работы: «Сужение и расширение зрачка»,  «Принцип работы хрусталика», «Обнаружение слепого пятна» . Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Органы осязания, обоняния и вкуса. Практическая работа: «Раздражение тактильных рецепторов»  Зачет № 7 по теме: «Органы чувств и анализаторы». Поведение и психика (6 ч). Врожденные и приобретенные формы поведения. Практическая работа: «Перестройка динамического  стереотипа; овладение навыком зеркального письма». Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь, сознание, мышление, воля, эмоции внимание и память. Практическая работа: «Изучение внимания на разных уровнях». Работоспособность. Режим дня. Индивидуальное развитие организма  (5 ч). Половая система человека. Наследственные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Зачет №8. Итоговая  зачетная работа. О вреде наркогенных веществ. Психологические особенности личности. Повторение и обобщение. Повторение и обобщение. Повторение и обобщение. Планируемые результаты освоения курса биологии 9 класса. В результате ученик узнает:       • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений,   животных,   грибов   и   бактерий;   популяций;   экосистем   и   агроэкосистем;   биосферы; растений, животных и грибов своего региона;        • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания,  дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и  изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и  превращения энергии в экосистемах;  научится    :        • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической   деятельности   людей   и   самого   ученика;   родство,   общность   происхождения   и эволюцию  растений  и  животных  (на  примере  сопоставления  отдельных  групп);  роль  различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;   родство   человека   с   млекопитающими   животными,   место   и   роль   человека   в   природе; взаимосвязи   человека   и   окружающей   среды;   зависимость   здоровья   человека   от   состояния окружающей   среды;   причины   наследственности   и   изменчивости,   проявления   наследственных заболеваний       • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и   объяснять   результаты   опытов;   наблюдать   за   ростом   и   развитием   растений   и   животных, поведением   животных,   сезонными   изменениями   в   природе;   рассматривать   на   готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;        • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки             • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;             • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;        • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);             • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;         • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные   признаки   основных   систематических   групп;   в   биологических   словарях   и справочниках   —   значение   биологических   терминов;   в   различных   источниках   —   необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ­инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания)                                                    Содержание учебного курса 9 класса 1. Введение в основы общей биологии (2ч) Биология — наука о живом мире.Разнообразие и общие свойства живых организмов.  Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость,  гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Экскурсия. Биологическое разнообразие вокруг нас. 2. Основы учения о клетке (10 ч) Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология — наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток  животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и  свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и  функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции.  Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные  органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла.  Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в  клетке. Лабораторная работа: «Многообразие клеток»; Контрольная № 1 : « Сравнение растительной и животной клеток.» 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 ч) Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление  клетки прокариот. Клеточный цикл. Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы.  Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние  факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Контрольная работа №2: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»  4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11ч) Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген,  генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон  единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные  признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие.  Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни  человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.  Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость.  Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды  мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве. Л.р. № 3: «Решение генетических задач» Л.р. № 4:  «Изучение изменчивости у организмов» Контрольная работа №3: «Основы наследственности и изменчивости» 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 ч) Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о  центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции  животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в  микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 ч) Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза  возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные  гипотезы возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной  основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов.  Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы,  гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к  эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений.  Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности  животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Экскурсия 1: «История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями)» 7. Учение об эволюции (10 ч) Идея развития органического мира в биологии.Основные положения теории Ч. Дарвина об  эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм.  Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность,  изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность  как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие  видов — результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном  принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма  существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и  макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления  эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема  вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом  развитии природы. Экскурсия №2:«Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер.  Борьба за существование в природе». Л.р. № 5: «Изучение изменчивости у организма». Контрольная работа №4: «Учение об эволюции». 8. Происхождение человека (антропогенез) (5 ч) Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие   от   них.Доказательства   эволюционного   происхождения   человека   от   животных. Морфологические   и   физиологические   отличительные   особенности   человека.   Речь   как   средство общения   у   человека.   Биосоциальная   сущность   человека.   Взаимосвязь   социальных   и   природных факторов   в   эволюции   человека.   Социальная   и   природная   среда,   адаптация   к   ней   человека. Человеческие   расы,   их   родство   и   происхождение.   Человек   как   единый   биологический   вид. Движущие   силы   и   этапы   эволюции   человека:   древнейшие,   древние   и   современные   люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли. Контрольная работа №5:  «Происхождение человека». 9. Основы экологии (12ч)   Основные Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно­воздушная, почвенная, организмы   как   среда   обитания.Экологические   факторы   среды:   абиотические,   биотические   и антропогенные. на организмы.Приспособленность   организмов   к   действию   отдельных   факторов   среды   (на   примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные   ритмы   жизнедеятельности   организмов.   Биотические   связи   в   природе.   Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.Основные понятия экологии популяций. Основные ха­ рактеристики   популяции:   рождаемость,   выживаемость,   численность;   плотность,   возрастная   и половая структура; функционирование в природе. закономерности   действия     факторов   среды   Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в  регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема,  его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и  поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии  как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса  на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусствен­ ные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в  преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в  биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных  экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической  культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Л.р. № 6. «Приспособленность организмов к среде обитания». Экскурсия №3. «Парк как пример искусственного биогеоценоза». Л.р. № 7. «Оценка качества окружающей среды». Контрольная работа №6 Основы экологии 10. Заключение (4 ч) Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. Пояснительная записка к календарно­тематическому планированию по биологии. 1.Класс: 9 2. Учитель: Бадак Ирина Игоревна 3. Количество часов:68 4. За год :68; в неделю : 2 5. Плановых контрольных уроков :6, лабораторных 7,экскурсий 3  6. Планирование составлено  в соответствии с Федеральными государственными образовательными  стандартами (ФГОС) основного общего образования,  требованиями примерной основной  образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) по биологии. 7. Учебник Биология. 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/  И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана­ Граф, 2015. Четверти Количество Темы контрольных, лабораторных, практических работ Даты уроков контрольных , лабораторны х работ Экскурсия № 1. «Биологическое разнообразие вокруг  нас». Л.р. № 1. «Многообразие растительных клеток.  Сравнение растительной и животной клеток». 1 четверть 18 Контрольная работа № 1 «Основы учения о клетке». Контрольная работа №2 Размножение и  индивидуальное развитие организмов Л.р. № 3. Решение генетических задач 2 четверть 14 Л.р. № 4.  Изучение изменчивости у организмов Контрольная работа №3 Основы наследственности и  изменчивости Экскурсия №2 «Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер. Борьба за  существование в природе». Л.р. № 5. «Изучение изменчивости у организма». Контрольная работа №4 Учение об эволюции. 3 четверть         20 Контрольная работа №5  «Происхождение человека». 4 четверть 16 Л.р. № 6. «Приспособленность организмов к среде  обитания». Экскурсия №3. «Парк как пример искусственного  биогеоценоза». Л.р. № 7. «Оценка качества окружающей среды». Контрольная работа №6 Основы экологии Календарно ­ тематический план № урока Тема и элементы содержания урока Дата план факт Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. Введение в основы общей биологии ­ 2 часа. Многообразие форм живых организмов. Экскурсия № 1. «Биологическое разнообразие вокруг нас». Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Химический состав клетки. Основы учения о клетке – 10 часов Органические вещества клети. Строение клетки. Основные органоиды клетки растений и животных. Л.р. № 1. «Многообразие растительных клеток.  Сравнение растительной и животной клеток». Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белков в живой клетке. Биосинтез углеводов – фотосинтез. Обеспечение клетки энергией. Контрольная работа № 1: «Основы учения о клетке».                           Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) – 5 часов Размножение организмов Деление клетки. Митоз. Образование половых клеток. Мейоз. Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Контрольная работа №2: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»                                               Основы учения о наследственности и изменчивости – 11 часов Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Генетические опыты Г.Менделя. Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Сцепленное наследование генов. Взаимодействие генов. Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение генетических задач. Л.р. № 3: «Решение генетических задач» Наследственная изменчивость. Другие типы изменчивости. Генотипические и фенотипические проявления у растений. Л.р. № 4:  «Изучение изменчивости у  организмов» Контрольная работа №3: «Основы наследственности и изменчивости» Основы селекции растений, животных и микроорганизмов – 5 часов Генетические основы селекции организмов. Особенности селекции растений. Центры многообразия и происхождения культурных растений Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов Происхождение жизни и развитие органического мира ­ 5 часов Современные представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Этапы развития жизни на Земле. «История живой природы местного региона» Идея развития органического мира в биологии Учение об эволюции­10 часов Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания. Экскурсия №2: «Приспособленность организмов к среде обитания и её относительный характер. Борьба за существование в природе». Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его структура и особенности Процесс образования видов – видообразование Макроэволюция – результат микроэволюций. Основные направления эволюции. Основные закономерности биологической эволюции. Л.р. № 5.: «Изучение изменчивости у организма». Контрольная работа №4: «Учение об эволюции». Происхождение человека (антропогенез) – 5 часов Место и особенности человека в системе органического мира. Доказательства эволюционного происхождения человека . Этапы эволюции вида Человек разумный. Человеческие расы, их родство и происхождение. Контрольная работа №5  «Происхождение человека». Основы экологии – 12 часов Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. Л.р. № 6. «Приспособленность организмов к среде обитания». Биотические связи в природе. Популяция как форма существования видов в природе. Функционирование популяции и динамика её численности в природе. Биоценоз как сообщество живых организмов в природе. Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере. Развитие и смена биогеоценозов. Экскурсия №3. «Парк как пример искусственного биогеоценоза». Основные законы устойчивости живой природы. Рациональное использование природы и её охрана. Л.р. № 7. «Оценка качества окружающей среды». Экологические проблемы. Контрольная работа №6 Основы экологии Заключение по курсу «Основы общей биологии». Заключение по курсу «Основы общей биологии». Заключение – 2 часа 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс

Рабочая программа по биологии 6-9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2018