В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -272 часа, из них 34 часа (1ч в неделю) в 5 классе, 34 часа (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 часов (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Биология» изучается с 5-го по 9-й класс -272 часа, из них 34 часа (1ч в неделю) в 5 классе, 34 часа (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 часов (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Рабочая программа по биологии 6 класс.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Дзякинская средняя общеобразовательная школа»
Принято на заседании
педагогического совета
31 августа 2017года
Составлено на основе
государственной программы и
требований ФГОС ООО
Утверждено руководителем
образовательного учреждения
31 августа 2017года
Приказ № 55
Подпись_______/Л.В.Ушакова
Рабочая программа
по биологии
6 класс
Составитель: Анисимова Светлана
Викторовна,
учитель I квалификационной категории с. Дзякино, 2017 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Данная рабочая программа по биологии составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Основной образовательной программы основного общего образования в контексте ФГОС ООО
УМК В. В.Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
Примерной программы по биологии для 5 – 9 классов;
Учебного плана МОУ «Дзякинская СОШ»;
Локального акта «Положение о рабочей программе учителя, реализующего федеральный
государственный образовательный стандарт начального и среднего общего образования, МОУ
« Дзякинская СОШ».
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования предмет «Биология» изучается с 5го по 9й класс 272 часа, из них 34 часа (1ч в неделю) в 5 классе, 34 часа
(1ч в неделю) в 6 классе, по 68 часов (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного
наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору
и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в
социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,
детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности
здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и
мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного
общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно
следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно
коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемого предмета должны
обеспечивать:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития
исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере
в результате
деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине
мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических
объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об
экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных
биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения
экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и
природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем
необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого
изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха,
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. Выпускник научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий)
и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения
их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах
сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять
отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы
и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить
биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за
ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научнопопулярной литературе, биологических
словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы,
включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах
животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними
животными;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально ценностное отношение к объектам живой
природы);
осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе;
создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и
жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение
окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного курса
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение
листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение.
Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Строение листа. Макро и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
1.Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.
2. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
3. Корневой чехлик и корневые волоски.
4. Строение почек. Расположение почек на стебле.
5. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение.
6. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица).
7. Строение цветка.
8. Различные виды соцветий.
9. Многообразие сухих и сочных плодов.
Раздел 2. Жизнь растений
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и
воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и
питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений.
Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами
семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету;
образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
1. Определение всхожести семян растений и их посев.
2. Вегетативное размножение комнатных растений.
3. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Экскурсия
1.Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией
цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных
условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие
сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор
объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация
Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
1.Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Раздел 4. Природные сообщества
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и
смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды
на человека.
Экскурсия
1.Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. Тематическое планирование
(с указанием количества часов)
№ п/п
Тема урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Строение семян двудольных растений.
Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян
двудольных и однодольных растений»
Виды корней. Типы корневых систем. Лабораторная работа №2 «Виды корней. Стержневая и
мочковатая корневые системы»
Зоны корня. Лабораторная работа № 3 «Корневой чехлик и корневые волоски»
Условия произрастания и видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа № 4 «Строение
почек. Расположение почек на стебле»
Внешнее строение листа. Лабораторная работа № 5 «Листья простые и сложные, их
жилкование и листорасположение»
Клеточное строение листа. Видоизменение листьев
Строение стебля. Многообразие стеблей.
Видоизменение побегов. Лабораторная работа № 6 «Видоизмененные побеги (корневище,
1
1
1
1
1
1 клубень, луковица)»
Цветок и его строение. Лабораторная работа № 7«Строение цветка»
Соцветия. Лабораторная работа № 8 «Различные виды соцветий.»
Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Лабораторная работа № 9
«Многообразие сухих и сочных плодов»
Обобщение по теме. Контрольная работа № 1 по теме « Строение и многообразие
покрытосеменных растений»
Минеральное питание растений. Лабораторная работа № 10 «Передвижение воды и
минеральных веществ по древесине»
Фотосинтез.
Дыхание растений.
Испарение воды растениями. Листопад. Экскурсия 1 «Зимние явления в жизни растений».
Передвижение воды и питательных веществ в растении
Прорастание семян. Лабораторная работа № 11 « Определение всхожести семян растений и
их посев»
Способы размножения растений
Размножение споровых растений.
Размножение семенных растений
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа № 12
«Вегетативное размножение комнатных растений»
Систематика растений
Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные
Семейства Пасленовые и Бобовые, Сложноцветные.
Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Лабораторная работа № 13
«Выявление признаков семейства по внешнему строению растений»
Важнейшие сельскохозяйственные растения. Повторение и обобщение изученного материала.
Контрольная работа № 2 по теме «Классификация растений»
Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.
Развитие и смена растительных сообществ.
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.
Экскурсия 2 «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема
Строение и
многообразие
покрытосеменных
растений
Жизнь растений
Колво
часов
14
10
Лабораторные
работы
Экскурсии
Контрольные
работы
9
3
1
1
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
№
1
2 3
4
Классификация
растений
Природные
сообщества
Итого
6
3
34
1
13
1
2
1
2
Контрольноизмерительные материалы:
1. Биология. 6 класс: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред.
В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2015 г.
2. Биология: Диагностические работы к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных
растений. 6 класс»/ Пасечник В.В. М.: Дрофа, 2015.
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Рабочая программа по биологии 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.