Рабочая программа по биологии 7 класс

  • Документация
  • Образовательные программы
  • doc
  • 03.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по биологии для 5-9 классов линии В.В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С. Калиновой, Г.Г. Швецова, З.Г. Гапонюка, линии УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.Рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Иконка файла материала биология_7кл.doc
хутор Истомино муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение Аксайского  района Истоминская основная общеобразовательная школа                                                                                                    «Утверждаю»                                                                                     Директор МБОУ Истоминской ООШ                                                                    Приказ от 24.08.2017г №84                                                                            ________________ Краснов О.Г. Рабочая программа по биологии   основное общее образование, 7 класс количество часов – 67ч учитель Краснова И.Н. программа разработана на основе авторской  программы по биологии для 5­9 классов линии В.В. Пасечника, С.В.  Суматохина, Г.С. Калиновой, Г.Г. Швецова, З.Г. Гапонюка, линии УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного  стандарта основного общего образования  на основе  авторской  программы по  биологии для 5­9 классов линии В.В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С. Калиновой, Г.Г. Швецова, З.Г. Гапонюка, линии  УМК «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника. В соответствии с учебным планом из федерального компонента на изучение биологии в 7 классе отводится 2час в  неделю, 70 часов в год, согласно образовательной программы школы 67 часов, т.к. праздничные дни 1,2,9 мая 2018г. Планируемые предметные результаты изучения курса биологии  в 7 классе основной школы:Учащийся  научится  пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;  давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты. Учащийся  овладеет  системой   биологических   знаний   –   понятиями,   закономерностями,   законами,   теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки. Учащийся  освоит  общие   приемы:   оказания   первой   помощи;   рациональной   организации   труда   и   отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Учащийся приобретет навыки использования научно­популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач. Учащийся получит возможность научиться:  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;  выбирать   целевые   и  смысловые   установки   в  своих  действиях  и  поступках   по   отношению   к   живой   природе, здоровью своему и окружающих;   ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно­популярной   литературе,   средствах   массовой   информации   и   Интернет­ресурсах,   критически   оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;  создавать   собственные   письменные   и   устные   сообщения   о   биологических   явлениях   и   процессах   на   основе нескольких   источников   информации,   сопровождать   выступление   презентацией,   учитывая   особенности   аудитории сверстников.           Учащийся научится:  выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;  аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;  аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; осуществлять   классификацию   биологических   объектов   (растений,   животных,   бактерий,   грибов)   на   основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;  раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;  объяснять   общность   происхождения   и   эволюции   систематических   групп   растений   и   животных   на   примерах сопоставления биологических объектов;  выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;  различать   по   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные   биологические   объекты   или   их   изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;  использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;  знать и аргументировать основные правила поведения в природе;  анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;  описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.          Учащийся получит возможность научиться:  находить   информацию   о   растениях,   животных   грибах   и   бактериях   в   научно­популярной   литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;  основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. использовать   приемы   оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми   грибами,  ядовитыми   растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой   ценности   жизни   во   всех   ее   проявлениях,   экологическое   сознание,   эмоционально­ценностное   отношение   к объектам живой природы);  осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;   создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких   источников   информации,   сопровождать   выступление   презентацией,   учитывая   особенности   аудитории сверстников;  работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.Содержание курса биологии,  7 класс №п/п Тема урока Формы организации учебного Основное содержание занятия Многообразие организмов, их классификация (2 часа) Характеристика основных видов учебной деятельности обучающегося 1 2 Многообразие организмов,   их классификация Работа   с   текстом,   схемами, таблицами,   иллюстрациями презентации, конспектирование Многообразие организмов.  Классификация организмов. Основные  положения систематики как науки.  Задачи и значение систематики.  Систематические категории. Вклад К.  Линнея. Вид   –   основная единица систематики Конспектирование, составление таблицы, работа с текстом  Вид – основная единица систематики. Признаки вида. Критерии вида. Редкие виды   растений   и   животных.   Охрана природы.       Объяснять   принципы   классификации Устанавливать организмов. систематическую принадлежность организмов (классифицировать).Распознавать и описывать   растения   разных   отделов   и животных   отдельных   классов   и   типов. Сравнивать   представителей   отдельных групп   растений   и   животных,   делать выводы на основе сравнения. Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Уметь   работать   с   текстом   и иллюстрациями   учебника,   вычленять черты   сходства   и   различия   изучаемых организмов. с СотрудничатьБактерии, грибы, лишайники (6 часов) одноклассниками   и   учителем   при обсуждении   результатов   практической работы. 3 4 5 6   – Бактерии доядерные организмы Работа с таблицами, слайдами презентации,   с   текстом, конспектирование Роль бактерий в природе и жизни человека Грибы – царство живой природы Работа   с   текстом   и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование, сообщения Заполнение сравнительной таблицы,   работа   с   текстом слайдами презентации   Многообразие грибов,   их   роль в жизни человека   Работа   с   текстом   и иллюстрациями, обсуждение с одноклассниками, конспектирование, сообщения   Бактерии   –   доядерные   организмы. Отличительные особенности доядерных организмов. Бактериальная строения, клетка, питания, и Отличия распространения. бактериальной   клетки   от   клетки растений и животных.   особенности   размножения           существенные Выделять и отличительные   признаки   бактерий. Сравнивать   бактерии   с   другими организмами (растениями и животными), делать   выводы   на   основе   сравнения. Сотрудничать   с   одноклассниками   и учителем   при   обсуждении   результатов сравнения.   Распознавать   бактерии   на таблицах. Разнообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Объяснять   роль   бактерий   в   природе   и жизни человека.   Питание Грибы   –   царство   живой   природы. Отличительные   признаки   царства грибов   и   особенности   строения различных  грибов. Сходство  грибов с растениями   и   животными.   Строение грибной   клетки.   и размножение грибов. Многообразие грибов, их роль в жизни человека.   Съедобные,   ядовитые   и плесневые   грибы,   особенности   их строения   и   жизнедеятельности. Правила сбора грибов.  Лабораторные   опыты  «Изучение грибных   спор»,   «Выращивание   белой Выделять   существенные   признаки строения   и   жизнедеятельности   грибов. Освоить   приемы   оказания   первой помощи   при   отравлении   ядовитыми грибами.   Объяснять   роль   грибов   в природе и жизни человека. Выделять   существенные   признаки съедобных,   ядовитых   и   плесневых грибов. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить с определителями. Освоить правила сбора грибов.   Освоить   приемы   оказания первой   помощи   при   отравлении приемы   работы– Грибы паразиты растений, животных, человека Лишайники   – комплексные симбиотические организмы плесени».  Лабораторная   работа  «Строение   и разнообразие шляпочных грибов»   Заполнение сравнительной таблицы,   работа   с   текстом слайдами презентации Грибы – паразиты растений, животных и   человека,   особенности   строения   и жизнедеятельности.   Меры   борьбы   с грибами – паразитами. Работа   с   текстом,   заданиями рабочей   тетради,   обсуждение результатов сравнения лишайников   в   гербарных материалах           –   строения Лишайники   комплексные симбиотические организмы. Особенности и жизнедеятельности лишайников. Разнообразие   и   распространение лишайников.   Роль   лишайников   в природе.     Лишайники   –   индикаторы степени   загрязнения   окружающей среды.   Значение   лишайников   в   жизни человека. Охрана лишайников     и исследования грибами.     Проводить ядовитыми   биологические и объяснять их результаты. Сотрудничать с   одноклассниками   и   учителем   при обсуждении результатов исследований. Определять паразитические виды грибов на   основе   знания   особенностей   их строения   жизнедеятельности. Соблюдать   меры   предупреждения распространения грибов – паразитов. Выделять   существенные   признаки лишайников. Распознавать лишайники на таблицах   и   гербарном   материале. Объяснять роль лишайников в природе и жизни   человека.   Работать   с   текстом   и иллюстрациями учебника, электронного медиаресурсами приложения   к   учебнику,   изучать лишайники в природе.     Многообразие растительного мира (25 часов) Общая характеристика водорослей Работа с таблицей, гербарием, заполнение рабочей тетради Водоросли,   общая   характеристика. Многообразие   и   среда   обитания водорослей.   Особенности   строения   и питания   водорослей.   Размножение водорослей Многообразие водорослей Сообщения   и   их   обсуждение, слайды   презентации,   работа   с текстом,   с   микроскопом, краткие записи Многообразие   одноклеточных   и многоклеточных   зеленых   водорослей. Лабораторная   работа  «Строение зеленых   водорослей».   Особенности   систематическим Выделять   существенные   признаки водорослей. Распознавать водоросли на таблицах   и   гербарных   материалах. Определять принадлежность водорослей к группам (систематизировать)  Распознавать   водоросли   на   таблицах   и гербарных   материалах.   Проводить биологические и объяснять   их   результаты.   Сравнивать исследования       7 8 9 1011 12 Значение водорослей   в природе и жизни человека Сообщения   и   их   обсуждение, слайды   презентации,   работа   с текстом, заполнение схемы Высшие споровые растения Работа с текстом, обсуждение сравнения высших споровых с низшими 13 Моховидные     с Работа гербарными образцами   мхов,   оформление работы   по   результатам сравнения   строения, и приспособленность   к   среде   обитания красных и бурых водорослей многообразие   Значение   водорослей   в   природе   и жизни человека.   споровые Высшие происхождение, характеристика. высших споровых растений. растения, общая   Жизненный   цикл     Моховидные – высшие растения. Среда обитания,   особенности   питания. Особенности   строения   печёночных   и листостебельных мхов.  Лабораторная   работа  «Строение мха».  Проведите   наблюдение  «Мох риччия». Размножение мхов. Значение мхов в природе и жизни человека   Знать увиденное   под   микроскопом   с приведенным в учебнике изображением. Сотрудничать   с   одноклассниками   и учителем   при   обсуждении   результатов исследования.   устройство микроскопа, развивать умения работы с ним.   Соблюдать   правила   работы   с микроскопом. Объяснять   значение   водорослей   в природе   и   жизни   человека.   Работать   с текстом   учебника   и   заполнять   схему «Значение   водорослей   в   жизни человека» Сравнивать   представителей   разных групп   растений,   делать   выводы   на основе сравнения. Работать с текстом и иллюстрациями учебника, осуществлять сотрудничество с учащимися класса при обсуждении   вопроса   об   усложнении   в строении высших споровых растений по сравнению с низшими. Выделять существенные признаки мхов.с моховидных.   Проводить   биологические исследования   и   объяснять   их результаты.   Научиться   работать   с микроскопом,   знать   его   устройство.   правила   работы   с Соблюдать микроскопом. Сравнивать представителей и водорослей, определять черты сходства и   различия,   делать   выводы   на   основе сравнения.   Объяснять   значение   мхов   в природе и жизни человека.   моховидных14 Папоротниковид ные       по строению Работа заполнение папоротника, отчета, с одноклассниками,   работа   с микроскопом обсуждение       –   Папоротниковидные высшие споровые   растения.   Местообитание   и особенности   строения   папоротников, их усложнение по сравнению с мхами. Лабораторная   работа  «Строение Размножение папоротника». папоротников.  Проведите наблюдение  «Прорастание папоротника»   15 Плауновидные. Хвощевидные Работа   с   таблицами,   текстом, рабочей   тетрадью,   краткие записи выводов Плауновидные,   хвощевидные,   общая характеристика.   Значение   плаунов, хвощей   и   папоротников   в   природе   и жизни человека. 16 Голосеменные   – отдел   семенных растений   Заполнение таблицы, гербарных образцов   сравнительной рассматривание     растения,   общая Голосеменные характеристика. Возникновение семенного размножения – важный этап в эволюции растений. Отличие семени от споры. Первоначальные сведения о преимуществах семенного размножения.   Жизненный   цикл голосеменных. Значение голосеменных       Распознавать   водоросли   на   таблицах   и гербарных   материалах   представителей папоротниковидных. Сравнивать представителей   папоротниковидных   и моховидных, определять черты сходства и   различия,   делать   выводы   на   основе сравнения.   Проводить   биологические   их исследования   и   объяснять результаты. Сотрудничать   с одноклассниками   и   учителем   при обсуждении   результатов   лабораторной работы. Работать с микроскопом, знать его   устройство.   Соблюдать   правила работы с микроскопом. Распознавать   на   живых   объектах, гербарном   материале   и   таблицах представителей   плауновидных   и хвощевидных. Сравнивать представителей   папоротниковидных, моховидных, и хвощевидных,   черты сходства и различия, делать выводы на основе   сравнения.   Объяснять   значение плаунов,   хвощей   и   папоротников   в природе и жизни человека. Сравнивать   строение   споры   и   семени, делать   выводы   на   основе   сравнения. Объяснять   преимущества   семенного размножения.   Распознавать   на   живых объектах,   гербарном   материале   и таблицах представителей голосеменных. Объяснять   значение   голосеменных   в природе и жизни человека.     определять плауновидных17 18 19 Разнообразие хвойных растений Рассматривание хвои и шишек сосны   и   ели,   сравнение, оформление результатов в природе и жизни человека. Разнообразие   хвойных   растений. Характеристика   хвойных   растений. Лабораторная   работа  «Строение хвои   и   шишек   хвойных».  Проведите  «Развитие   из   почек наблюдение молодых   побегов»,   «Выращивание семян сосны и ели» Покрытосеменн ые, или Цветковые   Работа с гербарием цветковых, работа   с   текстом,   сравнение хвойных   и   цветковых,   запись выводов Покрытосеменные,   или   Цветковые, растения  как  высокоорганизованная  и господствующая группа растительного мира. Многообразие покрытосеменных. Значение покрытосеменных в природе и жизни человека. Строение семян Сравнение семян однодольных и   двудольных,   составление схемы, с определителями, анализ, выводы работа       Строение   семян   однодольных   и двудольных   растений.   Различия   в строении   семени   однодольного   и двудольного растения.  Лабораторные   работы  «Строение семян растений», двудольных   «Строение семян   однодольных растений».   Биологическая   роль семени.           работы   приемы   Освоить с определителями. Распознавать на живых объектах,   гербарном   материале   и таблицах   представителей   хвойных. Сравнивать   представителей   хвойных, определять черты сходства и различия, делать   выводы   на   основе   сравнения. Сотрудничать   с   одноклассниками   и учителем   при   обсуждении   результатов лабораторной работы. Выделять   существенные   признаки покрытосеменных растений. Распознавать   на   живых   объектах, гербарном   материале   и   таблицах представителей покрытосеменных. Сравнивать   представителей   разных групп   растений,   определять   черты сходства и различия, делать выводы на основе   сравнения.   Объяснять   значение покрытосеменных   в   природе   и   жизни человека. Выделять   существенные   признаки семени   двудольного   и   семени однодольного   растения.   Сравнивать строение   однодольного   семени   и двудольного   семени,   находить   черты сходства и различия, делать выводы на основе   сравнения.   Различать   на   живых объектах, таблицах семена двудольных и однодольных   растений.   Составлять схему   «Строение   семени».   Освоить приёмы   работы   с   определителями.20 Виды   корней   и типы   корневых систем   Сравнение корневых систем,работа с микроскопом, обсуждение результатов, запись   выводов,   оформление работы в тетради   Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная   работа  «Стержневая и   мочковатая   корневые   системы». Функции корня. Строение корня, зоны корня.    Лабораторная   работа  «Корневой чехлик и корневые волоски». 21 Видоизменение корней Рассматривание видоизмененных   заполнение таблицы корней, Видоизменение   корней.   Влияние условий   среды   на   корневую   систему растения. 22 Побег и почки Рассматривание   побега,   почек вегетативных   и   генеративных, сравнение, с   микроскопом, записи   и рисунки работа     23 Строение стебля Работа     текстом, с иллюстрациями, спилами дерева,   рисунками,   слайдами презентации, зарисовки схем      «Строение Побег.   Листорасположение.   Значение побега   в   жизни   растений.   Почка   –   Виды   почек, зачаточный   побег.  Лабораторная строение   почек. работа почек. Расположение почек на стебле». Рост и развитие  Проведите наблюдение  «Развитие   побегов   из почек». Строение   стебля.   Стебель   как   часть стеблей. побега. Внутреннее стебля. Лабораторная   работа  «Внутреннее   Разнообразие строение побега.         Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.   систем. Определять   виды   корней   и   типы корневых   Объяснять взаимосвязь строения клеток разных зон корня с выполняемыми ими функциями. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты. Сравнивать увиденное   под   микроскопом   с приведенным в учебнике изображением. Сотрудничать   с   одноклассниками   и учителем   при   обсуждении   результатов исследования. Объяснять   взаимосвязь   типа   корневой системы   и   видоизменения   корней   с условиями   среды.   Различать   на   живых объектах,   гербарном   материале   и таблицах видоизменение корней. Определять   типы   листорасположения. Распознавать   типы   почек.   Проводить биологические и объяснять   их   результаты.   Сравнивать увиденное   с   приведенным   в   учебнике изображением. исследования     Приводить   примеры   разнообразных   Проводить   биологические стеблей. исследования   и   объяснять   их результаты.   Устанавливать   взаимосвязь24 25 26 27 Внешнее строение листа   с     Работа комнатными растениями, составление схемы,   таблицы   в   рабочей тетради Клеточное строение листа Работа   с   микроскопом, приготовление микропрепарата,   с   готовыми микропрепаратами,   зарисовки, выводы строение   ветки   дерева».   Значение стебля. Лист.   Основные   функции   листа. Разнообразие   листьев   по   величине, форме,   окраске.   Внешнее   строение листа: форма, расположение на стебле, жилкование.  Лабораторная   работа «Листья   простые   и   сложные,   их жилкование и листорасположение». Клеточное   строение   листа.   Строение кожицы листа и ее функции. Строение и роль устьиц.  Лабораторная   работа  «Строение кожицы листа». Видоизменения побегов Работа   с   живыми   объектами, сравнение, оформление   сравнительной таблицы; работа с текстом   Видоизменения   побегов:   корневище, клубень, луковица.  Лабораторная   работа  «Строение клубня»,   «Строение   корневища», «Строение луковицы». Строение   разнообразие цветков и Работа   с   живыми   объектами, таблицами,   иллюстрациями учебника и презентации     – Строение   и   разнообразие   цветков. Цветок видоизмененный укороченный побег. Развитие цветка из генеративной почки. Строение цветка. Околоцветник.  Лабораторная   работа  «Строение между строением стебля и выполняемой им функцией. Распознавать листья по форме. Определять тип жилкования. Различать листья простые   черешковые   и   сидячие, и   сложные, листорасположение. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты.   Сравнивать   увиденное   с приведенным в учебнике изображением.         исследования Устанавливать   и   объяснять   связь особенностей   строения   клеток   с выполняемой ими функцией. Проводить биологические и объяснять   их   результаты.   Сравнивать увиденное   под   микроскопом   с приведенным в учебнике изображением. Работать   с   микроскопом,   знать   его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Определять особенности видоизмененных   побегов.   Распознавать на   живых   объектах,   гербарном материале   и   таблицах   видоизмененные побеги.   Проводить   биологические исследования   и   объяснять   их результаты.   Сравнивать   увиденное     с приведенным в учебнике изображением. Распознавать   на   живых   объектах, гербарном   материале   и   таблицах   части   Определять   двудомные   и цветка. однодомные   растения.   Проводить биологические и объяснять   их   результаты.   Сравнивать исследования28 Соцветия Работа   с   текстом,   таблицами, комнатными растениями;   заполнение схем цветка».   Двудомные   и   однодомные растения. Соцветия. соцветий. Биологическое   значение   соцветий. Лабораторная работа «Соцветия». Типы     29 Плоды Работа   с   таблицами,   живыми объектами, муляжами, составление таблицы   Плоды. Строение плодов. Разнообразие плодов.  Лабораторная работа «Классификация   плодов».   Функции плодов.   30 31 Размножение покрытосеменн ых растений Текст   учебника,   обсуждение сообщений, слайды презентации, конспектирование   Классификация покрытосеменн ых Распознавание,   работа   с таблицами,   текстом, заданиями   рабочей   тетради, составление таблицы     Размножение покрытосеменных растений.   Опыление,   его   типы.   Роль опыления   в   образовании   плодов   и семян.  Проведите   наблюдение «Опыление растений». Оплодотворение   цветковых   растений, образование   плодов   и   семян. Биологическое значение оплодотворения. Классификация покрытосеменных растений.   Признаки   растений   классов двудольных и однодольных. Семейства покрытосеменных растений.         исследования увиденное     с   приведенным   в   учебнике изображением. Определять типы соцветий. Различать на живых   объектах   и   таблицах   органы   Проводить цветкового   растения. биологические и объяснять   их   результаты.   Сравнивать увиденное     с   приведенным   в   учебнике изображением. Определять   типы   плодов.   Проводить классификацию   плодов.   Различать   на живых   объектах   и   таблицах   органы цветкового   растения.   Проводить биологические и объяснять   их   результаты.   Объяснять взаимосвязь типа плодов со способом их распространения. Объяснять   опыления   и оплодотворения в образовании плодов и семян исследования   роль     Выделять   признаки   двудольных   и однодольных растений. Распознавать на живых объектах, гербарном материале и таблицах   представителей   классов   и семейств   покрытосеменных   растений, опасные для человека растения. Освоить приемы   работы   с   определителями.32 Класс Двудольные 33 Класс Однодольные     с Работа гербарными образцами, сравнение семейств цветковых, заполнение сравнительной   таблицы   по семействам       с Работа гербарными образцами, сравнение семейств цветковых, заполнение сравнительной   таблицы   по семействам     Двудольные. Класс   Семейства двудольных   растений:   Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые (Бобовые).  Лабораторная   работа  «Семейства двудольных».       Семейства: Класс   Однодольные. Злаковые, Лилейные.  Лабораторная   работа  «Строение пшеницы ячменя)». Дикорастущие и культурные виды, их многообразие.   Охрана   редких   и исчезающих видов. (ржи,       Сравнивать   представителей   разных групп   растений,   определять   черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Выделять   признаки   класса   двудольных растений   и   их   основных   семейств. Распознавать   на   живых   объектах, гербарном   материале   и   таблицах представителей   семейств   двудольных растений. Различать на живых объектах и   таблицах   наиболее   распространенные растения,   опасные   для   человека растения.   Освоить   приемы   работы   с определителями. Сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и различия, делать   выводы   на   основе   сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей   растительного   мира. Находить   информацию   о   растениях   в научно­популярной литературе, и биологических   справочниках, и оценивать   ее,   переводить   из   одной формы подачи в другую. Распознавать   на   живых   объектах, гербарном   материале   и   таблицах представителей однодольных растений и их   основных   семейств.   Различать   на живых   объектах   и   таблицах   наиболее распространенные   растения,   опасные для человека растения. Освоить приемы работы   с   определителями.   Сравнивать   словарях анализироватьпредставителей разных групп растений, определять черты сходства и различия, делать   выводы   на   основе   сравнения. Устанавливать систематическую   принадлежность растений   Оценивать   с (классифицировать). эстетической зрения представителей   растительного   мира. Находить   информацию   о   растениях   в литературе, научно­популярной биологических   и справочниках, и оценивать   ее,   переводить   из   одной формы подачи в другую.   словарях анализировать точки           34 Общие сведения о животном мире Многообразие животного мира (26 часов)   Работа   с   дополнительной литературой, текстом учебника, заданиями рабочей тетради, слайдами презентации     Царство Многообразие   животных. Животные.   Сходство   и   различия животных   и   других   организмов. Классификация   животных.   Вид. Охрана животного мира. 35 Одноклеточные животные, Простейшие   или Работа   с   микроскопом, сравнение,   зарисовки   в тетради, выводы Общая   характеристика   подцарства Одноклеточные. Особенности строения и   жизнедеятельности   простейших. Корненожки. Жгутиконосцы.  Лабораторная   работа Инфузории. «Изучение многообразия         словарях Выявлять признаки сходства и различия между   животными,   растениями, грибами,   бактериями.   Устанавливать систематическую принадлежность   животных (классифицировать). Находить   информацию   о   животных   в литературе, научно­популярной биологических   и справочниках, и оценивать   ее,   переводить   из   одной формы подачи в другую. Выделять   признаки   простейших. Распознавать   простейших   на   живых объектах   и   таблицах.   Выявлять   черты сходства и различия в строении клетки простейших   и   клетки   растений. Научиться временные анализировать готовитьсвободноживущих простейших».   водных 36 37 38 Паразитические простейшие. Значение простейших Работа   с   микроскопом, наблюдение,   работа   с текстом учебника и рабочей тетради, составление таблицы   Ткани,   органы   и системы   органов многоклеточных животных Работа   с   микроскопом, сравнение   тканей   готовых микропрепаратов, заполнение таблицы Тип Кишечнополостны е Работа   с   микроскопом, готовые   микропрепараты, сравнение, оформление рисунка, выводы         строения Особенности и жизнедеятельности   паразитических простейших. Амёбиаз. Сонная болезнь. Пендинская язва. Кокцидиоз. Малярия. Меры   борьбы   и   профилактики заражения   простейшими­паразитами. Радиолярии. Фораминиферы. Значение простейших   в   природе   и   жизни  Лабораторная   работа человека. «Изучение мела под микроскопом». Многоклеточные животные. Особенности   строения и жизнедеятельности.   Типы   тканей многоклеточных животных: покровная, соединительная,   мышечная,   нервная. Органы. органов:   пищеварительная, дыхательная, выделительная,   кровеносная,   половая. Лабораторная   работа  «Изучение многообразия тканей животных». Кишечнополостные.   Особенности строения   и   жизнедеятельности. Медуза. Полип. Регенерация. Рефлекс. Размножение   половое   и   бесполое. Лабораторная   работа  «Изучение Системы         микропрепараты. Наблюдать свободноживущих   простейших   под микроскопом.   Сравнивать   увиденное под   микроскопом   с   приведенным   в учебнике изображением, делать выводы. Работать   с   микроскопом,   знать   его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Распознавать паразитических простейших   на   таблицах.   Приводить   доказательства (аргументацию) необходимости   соблюдения   мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими простейшими. Объяснять   значение   простейших   в природе и жизни человека.     Различать на живых объектах и таблицах органы   и   системы   органов   животных. Объяснять взаимосвязь строения ткани, органа   с   выполняемой   функцией. Доказывать   родство   и   единство органического мира. Устанавливать принципиальные отличия клеток   многоклеточных   животных   от клеток   Выделять признаки существенные кишечнополостных. Объяснять простейших.пресноводной гидры»   Класс Сцифоидные. полипы. Планула. кораллов.   Гидроидные. Класс   Класс   Коралловые   Чередование   поколений.   Практическое   значение Многообразие кишечнополостны х Работа   с   презентацией, сообщения и их обсуждение, работа текстом, сравнительная таблица с     Общая характеристика червей. Плоские черви   Тип Работа   с   текстом   учебника, обсуждение сообщений, заполнение таблицы       Особенности   строения   и Черви. Кожно­ жизнедеятельности. мускульный   мешок.   Тип   Плоские черви.   Классы:   Ресничные   черви,   черви. Сосальщики, Профилактика заражения паразитическими червями.   Ленточные   39 40           внешнего взаимосвязь строения кишечнополостных   со   средой   обитания и образом жизни. Ставить биологические эксперименты по изучению животных и объяснять   их   результаты.   Готовить временные микропрепараты. Сравнивать увиденное   под   микроскопом   с приведенным в учебнике изображением. Работать   с   микроскопом,   знать   его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Различать на живых объектах и таблицах представителей кишечнополостных животных.   Освоить   приемы   работы   с Устанавливать определителями. систематическую принадлежность кишечнополостных   (классифицировать). Обосновывать роль кишечнополостных в   объяснять   практическое природе,   Обобщать   и значение   кораллов. систематизировать   о кишечнополостных. Выделять характерные признаки червей и плоских червей. Различать на таблицах представителей   плоских   червей. Освоить с определителями. Приводить   (аргументацию) доказательства необходимости   соблюдения   мер профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими червями. Использовать меры   заражения плоскими червями. приемы     профилактики работы   знания41 Тип   Круглые   и тип   Кольчатые черви Работа   с   текстом   учебника, обсуждение сообщений, заполнение   таблицы,   работа с живым объектом   42 43   Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски Работа   с   текстом   учебника, обсуждение сообщений, заполнение таблицы   Класс Головоногие моллюски Работа   с   текстом   учебника, обсуждение сообщений, заполнение таблицы       строения Тип   Круглые   черви,   распространение,   особенности и жизнедеятельности. Меры профилактики   заражения   круглыми паразитическими   червями.   Тип Кольчатые   особенности строения,   жизнедеятельности.   Целом. Замкнутая   кровеносная   система. Значение червей. Лабораторная   работа  «Изучение внешнего строения дождевого червя». кольчатых   черви,             характеристика   Класс типа Общая     Брюхоногие Моллюски. Распространение, моллюски. строения и особенности жизнедеятельности.   Многообразие   и значение   брюхоногих   моллюсков. Класс   Двустворчатые   моллюски, распространение, особенности строения   и   жизнедеятельности. Многообразие   значение двустворчатых моллюсков.   моллюски, Класс распространение, особенности строения   и   жизнедеятельности. Многообразие и значение головоногих моллюсков.   Головоногие   и             работы   приемы   Выделять   существенные   признаки круглых червей. Различать на таблицах представителей   круглых   червей. Освоить с определителями.   Использовать   меры профилактики заражения паразитическими   круглыми   червями. систематическую Устанавливать червей принадлежность   (классифицировать). Выделять существенные   признаки   кольчатых червей.   Объяснять   значения   кольчатых червей.  Выделять   существенные   признаки моллюсков.   Различать   на   живых объектах   и   таблицах   представителей моллюсков.   Совершенствовать   приемы работы   с   определителями.   Объяснять причины   классификации   моллюсков. систематическую Устанавливать принадлежность моллюсков (классифицировать). Объяснять значения моллюсков.       Выделять   существенные   признаки головоногих   моллюсков.   Различить   на живых   объектах   и   таблицах представителей головоногих моллюсков. Совершенствовать   приемы   работы   с определителями.   Объяснять   принципы классификации головоногих моллюсков. систематическую Устанавливать принадлежность моллюсков44 Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Работа   с   текстом   и иллюстрациями   учебника, сообщений, обсуждение заполнение таблицы, обсуждение сообщений     45 Класс Паукообразные Работа   с   живым   объектом, сравнение, наблюдение, оформление работы   Тип   Членистоногие   как   наиболее высокоорганизованные беспозвоночные животные,   общая   характеристика. Класс Ракообразные, распространение, особенности и жизнедеятельности.   Многообразие   и значение ракообразных животных.  строения         Паукообразные, Класс распространение, особенности строения   и   жизнедеятельности. значение Многообразие паукообразных животных. Лабораторная   работа  «Изучение внешнего строения паука­крестовика». и               и   Объяснять (классифицировать). значение головоногих моллюсков. Выделять   существенные   признаки членистонгогих. Объяснять особенности строения   ракообразных   в   связи   со средой   их   обитания.   Объяснять   членистоногих   по преимущества сравнению   с   другими   беспозвоночными животными.   Различать   на   живых объектах,   таблицах   и   в   коллекциях представителей членистоногих. Объяснять   принципы   классификации членистоногих ракообразных. Устанавливать систематическую принадлежность   членистоногих   и ракообразных (классифицировать). Объяснять   значения   членистоногих   и ракообразных. Выделять   существенные   признаки паукообразных. Объяснять  особенности строения   паукообразных   в   связи   со средой   их   обитания.   Объяснять преимущества   членистоногих   по сравнению   с   другими   беспозвоночными животными.   Различать   на   живых объектах,   таблицах   и   в   коллекциях представителей паукообразных. Объяснять принципы их классификации. систематическую Устанавливать паукообразных принадлежность   (классифицировать). Объяснять значение паукообразных..         46 Класс Насекомые Работа   с   текстом   учебника, Класс   Насекомые,   распространение, Выделять   существенные   признакисоставление   сравнительной таблицы, работа с таблицами Обсуждение   презентаций   по насекомым,   сравнение   их, выводы,   запись   признаков сходства, зарисовка   в тетради    особенности   внешнего   и   внутреннего строения, жизнедеятельности. Развитие насекомых   с   неполным   и   полным превращением. Многообразие   насекомых.   Отряды: Жёсткокрылые,  Чешуекрылые,  Блохи, Двукрылые,   Перепончатокрылые. жизнедеятельности Особенности   общественных   насекомых. Пчеловодство.  Лабораторная   работа  «Изучение внешнего строения насекомого».   признаков Нахождение приспособленности насекомых к среде обитания, анализ запись выводов   итогов,   Многообразие   членистоногих   и   их среды Охрана членистоногих. обитания.     47 Многообразие Насекомых 48 Обобщающий урок «Многообразие   и роль членистоногих   в природе» насекомых.   Различать   на   живых объектах,   таблицах   и   в   коллекциях представителей насекомых.         Различать на живых объектах, таблицах и   в   коллекциях   представителей насекомых, в том числе виды, опасные для   человека.   Объяснять   принципы насекомых. классификации Устанавливать систематическую насекомых принадлежность (классифицировать). Объяснять значение   насекомых.   Освоить   приемы оказания   первой   помощи   при   укусах насекомых.   Соблюдать   меры   охраны насекомых.  Находить информацию о членистоногих в   научно­популярной   литературе, биологических и справочниках,   интернет­   источниках, систематизировать.   Анализировать   и оценивать   информацию,   переводить   из одной   формы   подачи   в   другую. Представлять о членистоногих   в   виде   сообщений   и презентаций. Осуществлять сотрудничество   друг   с   другом. Аргументированно   отстаивать   свою точку зрения. информацию   словарях         49 Тип Хордовые Составление   сравнительной схемы   по   хордовым,   запись классификационных групп Общая характеристика типа Хордовые. Подтипы:   Бесчерепные,   Личиночно­ хордовые, Позвоночные. Хорда. Выделять   существенные   признаки хордовых. строение беспозвоночных   и   хордовых   животных,   Сравнивать50 51 52   Строение и жизнедеятельност ь рыб   с Работа   таблицами, презентации, схемы рыбы в тетради     текстом, слайдами зарисовки Классы:   Хрящевые   рыбы,   Костные рыбы.   Особенности   внешнего   и внутреннего   строения   рыб   в   связи   с приспособленностью   к   водной   среде обитания. Особенности размножения и развития рыб.  Лабораторная   работа  «Изучение внешнего строения рыбы». Приспособления рыб   к   условиям обитания. Значение рыб Нахождение   особенностей приспособлений   рыб   во внешнем  строении  к водной среде, составление таблицы Особенности   формы   тела   и   окраски рыб в связи с образом жизни и местами обитания.   Значение   рыб   в   природе. Практическое значение рыб. Промысел рыбы. Рыбоводство. Класс Земноводные Нахождение   особенностей приспособлений земноводных   во   внешнем строении   к   двум   средам обитания, составление таблицы     характеристика Общая   класса Земноводные. Особенности строения и процессов жизнедеятельности в связи с приспособленностью   к   жизни   в наземно­воздушной   и   водной   средах. Отряды:   Хвостатые, Безногие. Охрана земноводных.    Бесхвостые,     делать   выводы   на   основе   сравнения. Различать на живых объектах и таблицах представителей   хордовых.   Объяснять принципы классификации хордовых. Выделять   существенные   признаки   рыб. Объяснять   зависимость   внешнего   и внутреннего   строения   рыб   от   среды обитания. Различать на живых объектах и   таблицах   представителей   рыб. Устанавливать систематическую принадлежность рыб (классифицировать).   Совершенствовать приемы   работы   с   определителями. Ставить биологические эксперименты по изучению   строения   рыб     объяснять   их результаты. Объяснять   приспособленность   рыб   к местам   обитания.   Различать   на   живых объектах   и   таблицах   представителей рыб. принципы систематического   положения   рыб (классифицировать).   Совершенствовать приемы   работы   с   определителями. Объяснять значение рыб. Выделять   существенные   признаки земноводных.   Объяснять   зависимость внешнего   и   внутреннего   строения земноводных   от   среды   обитания. Различать на живых объектах и таблицах земноводных. представителей Устанавливать систематическую принадлежность земноводных (классифицировать).   Совершенствовать Объяснять53 Класс Пресмыкающиеся Нахождение   особенностей приспособлений во пресмыкающихся строении   к внешнем   наземной среде, составление таблицы             и характеристика   класса Общая Особенности Пресмыкающиеся. строения процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи   со   средой   обитания.   Отряды:   Черепахи, Чешуйчатые, Крокодилы. Многообразие пресмыкающихся и их охрана.   Змеи,   54 Класс Птицы Нахождение   особенностей приспособлений   птиц   во внешнем   строении   к воздушной среде, составление таблицы   Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего   строения   птиц   в   связи   с приспособленностью   к   полету. Лабораторная   работа  «Изучение внешнего строения птицы».    приемы   работы   с   определителями. Соблюдать меры охраны земноводных и объяснять значение земноводных. Выделять   существенные   признаки пресмыкающихся. Объяснять зависимость   внешнего   и   внутреннего строения   пресмыкающихся   от   среды обитания.   Сравнивать   представителей земноводных и пресмыкающихся, делать выводы на основе сравнения. Различать на   живых   объектах   и   таблицах представителей пресмыкающихся, в том числе   опасных   для   человека.   Освоить приемы   оказания   первой   помощи   при укусах пресмыкающихся. Устанавливать систематическую принадлежность пресмыкающихся   (классифицировать). Совершенствовать   приемы   работы   с определителями.   Соблюдать   меры охраны   пресмыкающихся.   Объяснять значение пресмыкающихся. Выделять существенные признаки птиц. Объяснять   зависимость   внешнего   и внутреннего   строения   птиц   от приспособленности к полету. Различать на   живых   объектах   и   таблицах представителей   птиц.   Устанавливать систематическую   принадлежность   птиц (классифицировать).   Совершенствовать приемы   работы   с   определителями. Ставить биологические эксперименты по изучению строения птиц и объяснять их результаты.55 Многообразие птиц и их значение Работа   с   презентацией, сообщения и их обсуждение, работа текстом, сравнительная таблица с       Страусовые,   Надотряды: Многообразие   птиц. Пингвины,   Типичные птицы. Роль птиц в природе. Значение птиц   для   человека.   Птицеводство. Порода. Охрана птиц. 56 Экскурсия «Знакомство   птицами леса» с Наблюдение, описание,   наблюдаемого   анализ, обсуждение Многообразие   лесных   птиц   родного края.   Значение   птиц   в   лесном сообществе.  57 Класс Млекопитающие, или Звери Нахождение   особенностей приспособлений   зверей   во внешнем строении к наземно   ­ среде, составление таблицы воздушной       характеристика   класса Общая Млекопитающие. Особенности внешнего   и   внутреннего   строения млекопитающих     в   связи   со   средой обитания.   Размножение   о   развитие млекопитающих.           домашних определителями. Различать на живых объектах и таблицах представителей   птиц.   Объяснять принципы   классификации   птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц (классифицировать).   Совершенствовать приемы   работы   с   определителями. Освоить   приемы   выращивания   и размножения птиц. Соблюдать   меры   охраны   птиц. Объяснять значения птиц. Различать, наблюдать и описывать птиц леса. Совершенствовать приемы работы с   Оформлять результаты   наблюдений.   Находить информацию   о   птицах   в   научно­ популярной   литературе,   биологических словарях   и   справочниках,   интернет­ систематизировать. источниках, Анализировать и оценивать информацию,   переводить   из   одной формы подачи в другую. Представлять информацию   о   птицах   леса   в   виде сообщений   и   презентаций. Осуществлять   сотрудничество   друг   с другом.   Аргументированно   отстаивать свою точку зрения. Выделять   существенные   признаки млекопитающих. Объяснять зависимость внешнего   и   внутреннего   строения млекопитающих   от   среды   обитания. Различать на живых объектах и таблицах представителей млекопитающих.58 Многообразие зверей Работа   с   презентацией, сообщения и их обсуждение, работа текстом, сравнительная таблица с     Подклассы:   Первозвери,   Настоящие звери.   Низшие   млекопитающие. Высшие млекопитающие. 59 Домашние млекопитающие Сообщения   и   презентации, их   обсуждения,   краткие записи   Домашние млекопитающие. Животноводство. Разведение крупного рогатого   Коневодство. Свиноводство. Разведение овец и коз. Звероводство. скота.   Эволюция растений и животных, их охрана (3 часа)       систематическую Устанавливать принадлежность млекопитающих (классифицировать).   Совершенствовать приемы   работы   с   определителями. Освоить   приемы   выращивания   и размножения домашних млекопитающих.   Объяснять   значения млекопитающих. Различать на живых объектах и таблицах представителей млекопитающих. Объяснять   принципы   классификации Устанавливать млекопитающих.   систематическую принадлежность   млекопитающих   (классифицировать). Совершенствовать   приемы   работы   с определителями. с зрения эстетический   представителей   животного   мира. Объяснять различных млекопитающих   в   жизни   человека. Находить о млекопитающих   в   научно­популярной литературе,   биологических   словарях   и справочниках,   интеренет­источниках, систематизировать.   Анализировать   и оценивать   информацию,   переводить   из одной формы подачи в другую. Освоить   приемы   выращивания   и размножения домашних   Соблюдать   меры млекопитающих. охраны   млекопитающих.   Объяснять значение млекопитающих   Оценивать точки информацию роль60 61 62 Этапы эволюции органического мира Освоение   суши растениями   и животными Охрана растительного   и животного мира Работа   с   текстом   и учебника, иллюстрациями презентации, составление схемы, таблицы     Работа   с   текстом   и иллюстрациями учебника, презентации, составление схемы, таблицы     Работа   с   текстом   и учебника, иллюстрациями презентации, составление схемы, таблицы     63 Экосистема Наблюдение, сравнение, запись выводов 64 Среда   обитания организмов. Экологические Работа   с   текстом   учебника, составление   сравнительной таблицы,   составление   схемы   и   Этапы   эволюции   органического   мира. Палеонтологические   доказательства эволюции.   Первые   растения   и животные,   заселившие   воды   древнего океана.   Возникновение   фотосинтеза. Гетеротрофные автотрофные организмы.   Усложнение   растений   и животных в процессе эволюции. Освоение   суши   растениями   и животными.   Геологическое   прошлое Земли. Риниофиты – первые наземные растения.   Прогрессивные   черты организации членистоногих. Эволюция хордовых. Охрана   растительного   и   животного мира.   Экосистемы (5 часов) Взаимоотношение Экосистема. организмов   разных   царств   в экосистеме.   Цепи   питания   как   пути передачи   энергии   в   экосистеме. Значение   круговорота   веществ   в природе. обитания   Среда Экологические абиотические.   организмов. факторы:   Приспособленность     доказательства Приводить (аргументацию)   родства,   общности происхождения  и эволюцию растений и животных   (на   примере   сопоставления отдельных систематических групп).    Выяснять   причины   выход   растений   и животных   на   сушу.   Приводить доказательства   взаимосвязи   разных групп   организмов   с   условиями   среды. Приводить доказательства (аргументацию)   родства,   общности происхождения  и эволюции  растений и животных   (на   примере   сопоставления отдельных систематических групп). Анализировать и оценивать последствия деятельности   человека   в   природе. Использовать информацию разных видов и переводить ей из одной формы подачи в другую.  Выделять   существенные   признаки экосистемы,   процессов   круговорота веществ   и   превращения   энергии   в экосистемах.   Объяснять   взаимосвязи организмов   в   экосистеме,   значение круговорота   веществ.   Наблюдать   и описывать экосистемы своей местности. Объяснять приспособленность организмов к абиотическим факторам.65 66 67   и факторы Биотические антропогенные факторы Искусственные экосистемы   экологических факторов Сообщения   и   презентации,   их обсуждение, составление схемы межвидовых отношений Составление   сравнительной таблицы   по   естественным   и искусственным экосистемам организмов к абиотическим факторам. Экологические факторы: биотические, антропогенные. Межвидовые отношения организмов. Искусственные особенности. экосистемы,   их     Экскурсия «Взаимосвязь живых   организмов в природе» Наблюдение, анализ, выводы, описание. Взаимосвязь   между   растениями, животными, грибами Выдвигать   гипотезы   о   возможных последствиях   деятельности   человека   в экосистемах и биосфере. Определять особенности искусственных экосистем.   Анализировать   и   оценивать последствия   деятельности   человека   в природе.   Наблюдать   и   описывать искусственные   экосистемы   своей местности. Выделять   признаки   взаимосвязи   между разными   группами   живых   организмов. Проследить пищевые цепи в конкретных природных экосистемах. Анализировать, делать выводы   и   описывать наблюдаемое.Календарно – тематическое планирование  по биологии   7 класс  67 часов (2 часа в неделю) № п/п Дата по плану фак т Тема урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 05.09 06.09 12.09 13.09 19.09 20.09 26.09 27.09 3.10 4.10 10.10 11.10 17.10 18.10 24.10 25.10 31.10 8.11 14.11   их   организмов, Многообразие классификация (2 часа) Многообразие организмов, их классификация Вид – основная единица систематики Бактерии, грибы, лишайники (6 часов) Бактерии – доядерные организмы Роль бактерий в природе и жизни человека Грибы – царство живой природы Многообразие   грибов,   их   роль   в   жизни человека.   Л.Р.№1   «Строение   и   разнообразие шляпочных грибов» Грибы   –   паразиты   растений,   животных, человека Лишайники   –   комплексные   симбиотические организмы Многообразие растительного мира (25 часов) Общая характеристика водорослей Многообразие   водорослей.   Л.Р.№2   «Строение зеленых водорослей» Значение   водорослей   в   природе   и   жизни человека Высшие споровые растения Моховидные. Л.Р.№3 «Строение мха» Папоротниковидные. папоротника» Плауновидные. Хвощевидные Голосеменные – отдел семенных растений Разнообразие   хвойных   растений. «Строение хвои и шишек хвойных» Покрытосеменные, или Цветковые Строение семян. Л.Р.№6 «Строение семян  двудольных растений»,  Л.Р.   №7   «Строение   семян   однодольных   Л.Р.№4   «Строение   Л.Р.№520 15.11 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 21.11 22.11 28.11 29.11 5.12 6.12 12.12 13.12 19.12 20.12 26.12 27.12 16.01 17.01 23.01 36 24.01 37 30.01 38 39 31.01 6.02   строение   корневища,   Л.Р.№11   «Внутреннее растений» Виды корней и типы корневых систем. Л.Р. №8 «Стержневая и мочковатая корневые системы», Л.Р.   №9   «Корневой   чехлик   и   корневые волоски» Видоизменение корней Побег   и   почки.   Л.Р.№   10   «Строение   почек. Расположение почек на стебле» Строение   стебля. строение ветки дерева» Внешнее   строение   листа.   Л.Р.№12   «Листья простые   и   сложные,   их   жилкование   и листорасположение» Клеточное строение листа. Л.Р.№13 «Строение кожицы листа» Видоизменения   побегов.   Л.Р.   №14   «Строение клубня,   строение луковицы» Строение   и   разнообразие   цветков.   Л.Р.№15 «Строение цветка» Соцветия. Л.Р.№16 «Соцветия» Плоды. Л.Р. №17 «Классификация плодов» Размножение покрытосеменных растений Классификация покрытосеменных Класс   Двудольные.   Л.Р.   №18   «Семейства двудольных» Класс   Однодольные. пшеницы (ржи, ячменя)»  Многообразие животного мира (26 часов) Общие сведения о животном мире Одноклеточные   животные,   или   Простейшие. Л.Р.№   20   «Изучения   многообразия свободноживущих водных простейших» Паразитические Значение простейших. Демонстрация «Изучение мела под микроскопом» Ткани, многоклеточных   животных. «Изучение многообразия тканей животных» Тип   Кишечнополостные. «Изучение пресноводной гидры» Многообразие кишечнополостных   органы   и   системы   органов   Демонстрация   Л.Р.№19   «Строение   простейшие.     Демонстрация40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 7.02 13.02 14.02 20.02 21.02 27.02 28.02 6.03 7.03 13.03 14.03 20.03 21.03 3.04 4.04 10.04 11.04 17.04 18.04 24.04 25.04 8.05 15.05 16.05 22.05 Общая   характеристика   червей.   Тип   Плоские черви Тип Круглые и тип Кольчатые черви. Л.Р. №24 «Изучение   внешнего   строения   дождевого червя» Класс   Брюхоногие   и   класс   Двустворчатые моллюски Класс  Головоногие моллюски Тип Членистоногие. Класс Ракообразные Класс   Паукообразные.   Л.Р.   №25   «Изучение внешнего строения паука­крестовика» Класс Насекомые Многообразие Насекомых. Л.Р.№ 26 «Изучение внешнего строения насекомого» Обобщающий   урок   «Многообразие   и   членистоногих в природе» Тип Хордовые   роль Строение и жизнедеятельность рыб. Л.Р. №27 «Изучение внешнего строения рыбы» Приспособления   рыб   к   условиям   обитания. Значение рыб Класс Земноводные Класс Пресмыкающиеся Класс   Птицы.   Л.Р.   №28   «Изучение   внешнего строения птицы» Многообразие птиц и их значение Экскурсия «Знакомство с птицами парка» Класс Млекопитающие, или Звери Многообразие зверей Домашние млекопитающие Эволюция растений и животных, их охрана (3часа) Этапы эволюции органического мира Освоение суши растениями и животными Охрана растительного и животного мира Экосистемы (5 часов) Экосистема Среда   обитания   организмов.   Экологические факторы65 66 67 23.05 29.05 30.05 Биотические и антропогенные факторы Искусственные экосистемы Экскурсия   «Взаимосвязь   живых   организмов   в природе»