Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)
Оценка 5

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Оценка 5
Образовательные программы
docx
биология
7 кл
21.01.2018
Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)
Рабочая программа по биологии для 7 класса основной образовательной программы по учебнику автора Константинова. Рабочая программа по биологии для 7 класса содержит аннотацию к рабочей программе, пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к результатам освоения программы, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа по биологии 7 класс.docx
Аннотация к рабочей программе Рабочая программа по биологии, 7 класс, годовой объем программы 68  часа, в неделю 2 час. Рабочая программа по биологии разработана на основе требований к результатам   освоения   основной   образовательной   программы  основного общего   образования   МБОУ   Карагайская   СОШ   №1   с   учётом   Примерной программы основного общего образования по биологии.    Для реализации Рабочей программы используется учебно­методический комплект   И.Н.Пономарёвой     (концентрическая   структура),   издательство Вентана­Граф.   Преподавание   осуществляется   по   учебнику:   Константинов В.М.   Биология:   7   класс:   учебник   для   общеобразовательных   организаций   / В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. – М.: Вентана­Граф. Пояснительная записка Рабочая   программа   соответствует   положениям   Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы,   фундаментальному   ядру   содержания   общего   образования. Образовательная   программа   составленана   основе   программы   авторского коллектива   под   руководством   И.Н.Пономаревой   в   соответствии   с альтернативным учебником, рекомендованным Министерством образования и наукиРоссийской   Федерации:  «Животные»   для   7   класса   авторов   В.   М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой   – М., Вентана­Граф. Программа   отражает   идеи   и   положения   Концепции   духовно­нравственного развития   и   воспитания   личности   гражданина   России,   Программы формирования   универсальных   учебных   действий   (УУД),   составляющих основу   для   саморазвития   и   непрерывного   образования,   выработки коммуникативных   качеств,   целостности   общекультурного,   личностного   и познавательного развития учащихся. 1 Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7­го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступениосновного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности стандартом   формирования   у   обучающихся предусмотренного   общеучебныхумений   и   навыков,   универсальных   способов   деятельности   и ключевых компетенций. Зоологию   изучают   в   течение   одного   учебного   года.  Школьный   курс зоологии   имеет   комплексный   характер,   включая   основы   различных зоологических   наук:   морфологии,   анатомии,   гистологии,   эмбриологии,   палеозоологии, физиологии,   зоогеографии,   систематики,   экологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире. В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира. Цели и задачи обучения Цели  учебного предмета: формирование у школьников представлений об   отличительных   особенностях   организмов   Царства   Животные,   о   его многообразии и эволюции. Реализует основные задачи: Личностные:  ­   формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, 2 учитывающего   социальное,   культурное,   языковое,   духовное   многообразие современного мира; ­   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и  сотрудничестве   со   сверстниками,   детьми   старшего   и   младшего   возраста, взрослыми   в   процессе   образовательной,   общественно   полезной,   учебно­ исследовательской, творческой и других видов деятельности; ­   формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных   ситуациях,   угрожающих   жизни   и   здоровью   людей,   правил поведения на транспорте и на дорогах; ­   формирование   основ   экологической   культуры   соответствующей   развитие   опыта современному   уровню экологического   мышления, экологически практической  деятельности в жизненных ситуациях; ориентированной     рефлексивно­оценочной   и  Метапредметные: ­ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; ­   умение самостоятельно планировать пути   достижения целей,   в том числе альтернативные,   осознанно выбирать   наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; ­   умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами, осуществлять   контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; ­   умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,  собственные возможности её решения; 3 ­   владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ­   умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать аналогии,   классифицировать,    самостоятельно   выбирать   основания   и критерии   для   классификации,  устанавливать   причинно­следственные   связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы; ­   умение   создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и   символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; ­   умение организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную деятельность   с   учителем   и   сверстниками;     работать индивидуально   и   в группе: находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; ­   формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.   Предметные: ­ формирование системы научных знаний о живой природе на примере организмов   Царства   Животные,   закономерностях   её   развития   исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности   человека,   для   развития   современных   естественно­научных представлений о картине мира; ­  формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях,   об   экосистемной   организации   жизни,   о   взаимосвязи   живого   и неживого   в   биосфере,   о   наследственности   и   изменчивости;   овладение понятийным аппаратом биологии; 4 ­ приобретение опыта использования методов биологической науки   и проведения   несложных   биологических   экспериментов   для   изучения   живых организмов   и   человека,   проведения   экологического   мониторинга   в окружающей среде; ­ формирование   основ   экологической   грамотности:   способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;   осознание   необходимости   действий   по   сохранению ­формирование   представлений   о   значении   биологических   наук   в решении проблем, необходимости рационального природопользования защиты здоровья   людей   в   условиях   быстрого   изменения   экологического   качества окружающей среды; ­ освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, ухода за домашними животными. Электронные образовательные ресурсы: Биология:   интерактивные   дидактические   материалы:   6­11   классы [электронный ресурс]. – М.:  Планета,2012. – 1 электронный диск (CD­ROM) + метод.пособие (345 с.). Виртуальная школа Кирилла и Мефодия: растения, бактерии, грибы: 6 класс [электронный ресурс]: уроки биологии Кирилла и Мефодия. – М.: ООО Кирилл и Мефодий, 2011. – 1 электронный диск (CD­ROM). Виртуальная   школа   Кирилла   и   Мефодия:   животные:   7   класс [электронный   ресурс]:   уроки   биологии   Кирилла   и   Мефодия.   –   М.:   ООО Кирилл и Мефодий, 2005. – 1 электронный диск (CD­ROM). Техническое обеспечение образовательного процесса Материальное обеспечение кабинетов: ­ мультимедийный компьютер; 5 ­ проектор; ­ экран; ­ интернет. Программное обеспечение: ­ операционная система Windows 98/Me(2000/XP); ­ текстовый редактор MSWord.  Требования к результатам освоения программы В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать ­   признаки   биологических   объектов:   живых   организмов;   генов   и хромосом;   клеток   и   организмов   растений,   животных,   грибов   и   бактерий; популяций;   экосистем   и   агроэкосистем;   биосферы;   растений,   животных   и грибов своего региона; ­   сущность   биологических   процессов:   обмен   веществ   и   превращения энергии,   питание,   дыхание,   выделение,   транспорт   веществ,   рост,   развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности   организма,   раздражимость,   круговорот   веществ   и наследственность и       изменчивость,   превращения энергии в экосистемах; ­   объяснять: роль   биологии   в   формировании   современной естественнонаучной   картины   мира,   в   практической   деятельности   людей   и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных   (на   примере   сопоставления   отдельных   групп);   роль   различных организмов   в   жизни   человека   и   собственной   деятельности;   взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы;   необходимость   защиты   окружающей   среды;   родство   человека   с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека   и   окружающей   среды;   зависимость   собственного   здоровья   от состояния   окружающей   среды;   причины   наследственности   и   изменчивости, 6 проявления   наследственных   заболеваний,   иммунитета   у   человека;   роль гормонов и витаминов в организме; ­ изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,   описывать   и   объяснять   результаты   опытов;   наблюдать   за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями   в   природе;   рассматривать   на   готовых   микропрепаратах   и описывать биологические объекты; ­ распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных   отделов,   животных   отдельных   типов   и   классов;   наиболее распространенные   растения   и   животных   своей   местности,   культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; ­   выявлять изменчивость   организмов,   приспособления   организмов   к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; ­ сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,   организмы,   представителей   отдельных   систематических   групп)   и делать выводы на основе сравнения; ­ определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); ­   анализировать   и   оценивать воздействие   факторов   окружающей среды,   факторов   риска   на   здоровье,   последствий   деятельности   человека   в экосистемах; ­   проводить   самостоятельный   поиск   биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию 7 о   живых   организмах   (в   том   числе   с   использованием   информационных технологий); Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни для: ­   соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых   растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;   травматизма, стрессов, ВИЧ­ инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; ­ оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах   животных;   при   простудных   заболеваниях,   ожогах,   обморожениях, травмах, спасении утопающего; ­ рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; ­ выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; № п\п 1 2 3 4 5 6 7 8 Раздел, тема урока Введение. Общие сведения о мире животных. Строение тела животных. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные Подцарство Многоклеточные животные Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви Тип Моллюски Тип Членистоногие Тип Хордовые экскурсии 1 Учебно­тематический план Количес тво часов В том числе на: уроки лабораторные работы контрольн ые работы 5 2 4 2 5 4 8 6 4 2 3 2 4 3 6 5 8 1 1 1 1 2 1 9 10 Класс Земноводные, или Амфибии Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии 11 12 Класс Млекопитающие, Класс Птицы или Звери 13 Развитие животного мира на Земле Итого : 4 4 9 10 5 68 2 1 9 1 1 3 1 1 1 4 4 4 5 8 3 53 9 / п п №   Календарно ­ тематическое планирование Планируемые результаты предметные метапредметные Вид, форма контроля Тип урока Материально­ техническое обеспечение Домашн яя работа  Тема урока   в о с а ч о в т с е ч и л о К Тема­ 1. Введение. Общие сведения о мире животных. 5ч.+1ч.р.в. 1 Зоология­наука о животных. 1 2 3 Животные и окружающая  среда. Классификация животных и  основные систематические  группы. 1 1 Знать признаки  различия и сходства  животных и растений Уметь приводить  примеры  представителей  царства Животные Знать понятия :  "среда жизни",  "среда обитания",  "место обитания". Уметь описывать  влияние  экологических  факторов на  животных. Знать принципы  классификации  организмов Уметь  устанавливать  Фронтальный опрос Вводная беседа Беседа  Индивидуаль ная работа с карточками и тестирование Натуральные объекты, коллекции беспозвоночн ых,   влажные препараты Таблицы, фотографии, рисунки §1, с.4­9 §2, с.9­15 Беседа  Индивидуаль ная работа с карточками и тестирование Таблица "Систематиче ские категории   в §3, с.16­18   Анализировать   и роль оценивать животных в экосистемах,   жизни человека     Использовать различные информационные для ресурсы подготовки по теме "Влияние экологических факторов   животных" Систематизировать положение таксонов на примерах на 10 4 5 6 Влияние человека на  животных. Краткая история развития  зоологии. Экскурсия " Разнообразие  животных в природе" 7 Клетка 8 Ткани, органы, системы  1 1 1 1 1 зоологии" Биологически й диктант Беседа  §4, с.18­20 Оценивать результаты   влияния человека с эстетической   точки зрения   Использовать различные информационные ресурсы подготовки сообщений   для Индивидуаль ная   работа   с карточками   и устный опрос. Фиксировать результаты наблюдений,   делать выводы Групповая работа   §5, с.21­23 Презентация Таблица "Систематиче ские категории   в зоологии" Лупа  систематическое  положение  таксонов Знать Формы и  результаты влияния человека на  животных Уметь описывать  формы влияния  человека на  животных Знать пути  развития зоологии , роль К.Линнея,  Ч.Дарвина и  отечественных  ученых Знать  представителей  животных Уметь фиксировать результаты  наблюдений, делать выводы. Тема 2. Строение тела животных  2ч. Знать: процессы  жизнедеятельности  клетки Устанавливать взаимосвязь строения   животной клетки   и   типа питания Уметь:   объяснять их Знать типы тканей , Систематизировать Письменный контроль  Лекция   с элементами беседы Таблица  "Различные формы клеток" §6, с.24­27 Биологически Лекция   с Таблица §7, с.27­32 11 органов. их функции Уметь  устанавливать  взаимосвязь между  ними материал   по   теме, используя   форму таблицы й диктант элементами беседы 9 10 11 Общая характеристика  подцарства Простейшие. Тип  Саркодовые Жгутиконосцы.  Класс Саркодовые. Тип Саркодовые  Жгутиконосцы. Класс  Жгутиконосцы. Тип Инфузории. Лабораторная   работа   №   1   " Строение   и   передвижение инфузории­ туфельки". 1 1 1   Индивидуаль ная работа с карточками и тестирование Обосновывать   роль простейших в экосистемах Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные.4ч Знать   характерные признаки подцарства; Уметь распознавать представителей класса Уметь распознавать представителей класса, характеризовать среду обитания  Раскрывать   роль жгутиконосцев   в экосистемах Беседа / Лабораторн ая работа  Презентация / беседа  Индивидуаль ная работа с карточками и устный опрос   и Обобщать систематизировать по знания материалам   темы   , делать выводы   Тестирование Лекция / Лабораторн ая работа / Знать   характерные признаки типа   Уметь   наблюдать простейших   под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений 12 Многообразие Простейших.  1 Обобщение и систематизация  Знать необходимость Устанавливать взаимосвязь Биологически й диктант Презентация / беседа 12 "Виды   тканей животных", таблицы   с изображением различных систем органов животных Таблица   "Тип Простейшие", рисунки простейших, микроскоп Медиапроект ор,   Таблица "Тип Простейшие", рисунки простейших, микроскоп Таблица   "Тип Простейшие", рисунки простейших, микроскоп, предметные   и покровные стекла, культура простейших Медиапроект ор,   Таблицы, §8, с.33­38 §9, с.38­41 §10,   с.42­ 46 §11,   с.46­ 50 строения и жизнедеятельности организмов и условий среды   по теме: «Подцарство  Простейшие, или  Одноклеточные» выполнения санитарно­ гигиенических норм   в   целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими Уметь распознавать представителей   на микропрепаратах, рисунках, фотографиях Тема 4. Подцарство Многоклеточные.2ч. 13 Тип Кишечнополостные.  Строение и  жизнедеятельность. 14 Разнообразие  кишечнополостных. 1 1   черты Знать   характерные признаки подцарства, представителей типа, строения Уметь характеризовать признаки организации Знать отличительные признаки классов уметь устанавливать взаимосвязь строения,   образа жизни   и   функции кишечнополостных Оценивать результаты   влияния человека с эстетической   точки зрения   Индивидуаль ная работа с карточками и устный опрос. Лекция Биологически й диктант Презентация / беседа   и Обобщать систематизировать знания по материалам   темы, делать выводы   рисунки, схемы §12,   с.51­ 56 §13,   с.57­ 61 Таблица   "Тип Кишечнополо стные. Гидра.", фотографии и рисунки кишечнополо стных, влажные препараты Медиапроект ор,   Таблица "Тип Кишечнополо стные. Гидра.", фотографии и рисунки кишечнополо стных, 13 Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви .5ч. влажные препараты 15 Тип Плоские черви. Общая  характеристика. 16 Разнообразие плоских червей:  сосальщики и цепни. Эпидемиологическая  обстановка  на территории  Пермского края. 17 Тип круглые черви. Класс  нематоды. Общая  характеристика. 18 Тип Кольчатые черви. Класс  Многощетинковые черви.     уметь   основные типа, Знать признаки основных представителей класса, устанавливать взаимосвязь строения и функций   систем органов Знать   характерные строения черты   сосальщиков и ленточных   червей, среду   обитания, уметь   распознавать их       Знать   характерные черты   строения   , функции организма,   образа жизни круглых червей,  уметь   распознавать их Знать усложнения строения   систем черты   Приводить  доказательства  более сложной  организации  плоских червей по  отношению к  кишечнополостным Индивидуаль ная   работа   с карточками   и устный опрос. Лекция   с элементами беседы Таблица "Белая планария" §14,   с.62­ 66 Презентация / беседа Индивидуаль ная   работа   с карточками   и тестирование. Соблюдать  санитарно ­  гигиенические  требования в  повседневной жизни в целях  предупреждения  заражения  паразитическими  червями Соблюдать правила  гигиены в целях  профилактики  заражения  круглыми червями Индивидуаль ная   работа   с карточками   и тестирование. Лекция   с элементами беседы §15,   с.67­ 71 §16,   с.72­ 75 Таблицы "Печеночный сосальщик", "Бычий цепень", влажные препараты Таблица   "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида", влажный препарат Формулировать  выводы об уровне  строения органов  Индивидуаль ная   работа   с карточками   и Лекция   с элементами беседы Таблица   "Тип Кольчатые черви" §17,   с.76­ 80 14 19 Тип Кольчатые черви. Класс  Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого  червя, его передвижение,  раздражимость" 20 Общая характеристика типа  Моллюски. 1 21 Класс Брюхоногие моллюски. 1 внутренних органов чувств Использовать  информационные  ресурсы для  подготовки  презентации о роли  кольчатых червей Знать роль червей в почвообразовании,   уметь распознавать представителей класса,   наблюдать и   фиксировать результаты наблюдений устный опрос. Фронтальный опрос Беседа/ лабораторна я работа §18,   с.80­ 86 Таблица   "Тип Кольчатые черви, пинцеты, лупы,   чашки Петри Тестирование Презентация / беседа   Тема 6. Тип Моллюски 4ч.. Осваивать   приемы работы с определителем животных, устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков   и   их организации и Знать   особенности строения представителей, черты   сходства   и различия внутреннего строения моллюсков кольчатых червей Уметь устанавливать взаимосвязь   образа жизни моллюсков и их организации       Знать черты организации класса Уметь распознавать и сравнивать строение   Использовать информационные ресурсы   подготовки презентацию о роли   для Индивидуаль ная   работа   с карточками   и устный опрос. Презентация / беседа 15 §19,   с.87­ 90 §20,   с.90­ 95 Медиапроект ор,   Таблицы "Тип Моллюски. Класс Брюхоногие", "Класс Двустворчаты е.   Беззубка", "Класс Головоногие. Дальневосточ ный кальмар", раковины моллюсков, лупы, пинцеты Медиапроект ор,   Таблицы, рисунки моллюсков, раковины 22 23 Класс Двустворчатые  моллюски. Лабораторная работа № 3 "  Внешнее строение раковин  пресноводных и морских  моллюсков" Класс Головоногие моллюски.  Обобщение и систематизация  знаний по теме: «Моллюски» 24 Общая характеристика типа  Членистоногие. Класс  Ракообразные.  1 1 1 представителей класса     Знать черты организации класса Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса Знать черты организации класса Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса       в брюхоногих моллюсков экосистемах Соблюдать   правила работы   в   кабинете, обращения с лабораторным оборудованием     для Использовать информационные ресурсы   подготовки презентацию о роли моллюсков в природе   и   жизни человека   Тема 7. Тип Членистоногие.7ч. Знать   особенности строения представителей,  Уметь устанавливать взаимосвязь строения   и   среды обитания   речного рака   Использовать информационные ресурсы подготовки сообщений разнообразии ракообразных   для о Биологически й диктант Беседа/ лабораторна я работа Презентация / беседа Индивидуаль ная   работа   с карточками   и устный опрос. Презентация \ беседа Индивидуаль ная   работа   с карточками   и устный опрос. §21,   с.95­ 100 §22, с.100­ 105 §23, с.106­ 111 морских моллюсков Таблицы, рисунки моллюсков, раковины морских моллюсков Таблица "Класс Головоногие. Дальневосточ ный кальмар", рисунки, фотографии   Медиапроект ор,   Таблицы "Тип Членистоноги   Речной е. рак". "Тип Членистоноги е.   Паук­ крестовик", "Тип Членистоноги е.   Жук­ плавунец", влажный препарат. 16 25 Класс Паукообразные.  Видовое разнообразие на  территории Пермского края. 26 Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 "  Внешнее строение  насекомого" 27 Типы развития и многообразие насекомых. Видовое  разнообразие на территории  Пермского края. 1 1 1   Знать черты организации класса Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса     Знать черты организации класса Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса   типы   Знать развития насекомых, принципы классификации насекомых,   устанавливать систематическую принадлежность насекомых Уметь Биологически й диктант Лекция   с элементами беседы Таблица   "Тип Членистоноги е.   Паук­ крестовик" §24, с.111­ 116 Индивидуаль ная   работа   с карточками   и тестирование. Беседа/ лабораторна я работа Презентация / беседа Индивидуаль ная   работа   с карточками   и устный опрос. §25, с.117­ 121 §26, с.121­ 125 Таблица   "Тип Членистоноги е.   Жук­ плавунец", коллекции насекомых, лупы Коллекции насекомых "Развитие   с полным превращение м",   "Развитие с   неполным превращение м", "Тип Членистоноги е.   Класс насекомые.   Таблица   Осваивать   приемы работы с определителем животных, аргументировать необходимость   мер защиты от заражения клещевым энцефалитом Осваивать   приемы работы с определителем животных, выявлять характерные признаки насекомых, описывать   их   при выполнении лабораторной работы Обобщать систематизировать знания по материалам   темы, делать выводы и         17 1 1 28 Общественные насекомые ­  пчелы и муравьи. Полезные  насекомые. Охрана  насекомых. 29 Насекомые ­ вредители  культурных растений и  переносчики заболеваний  человека. Обобщение и  систематизация знаний по  теме: «Тип Членистоногие» 30 Обобщение и систематизация  1         роль Знать   состав   и функции   членов семьи общественных насекомых, полезных насекомых и особенности   их жизнедеятельности, Уметь   объяснять полезных роль насекомых и особенности   их жизнедеятельности Знать   насекомых, приносящих   вред, последствия воздействия вредных   человека насекомых   на   его организм,  Уметь устанавливать взаимосвязи   среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых   Знать для     для Использовать информационные ресурсы   подготовки презентацию   разнообразии насекомых, систематизировать информацию   и обобщать ее в виде таблиц, схем о Систематизировать информацию   и обобщать ее в виде таблиц, схем, осваивать   приемы работы с определителем животных     Фронтальный опрос Презентация / беседа Биологически й диктант Презентация / беседа §27, с.125­ 130 §28, с.130­ 133 Представител и   главнейших отрядов насекомых" Коллекция насекомых, гербарии насекомоопы ляемых растений, таблица "Пчелиная семья" Медиапроект ор, Коллекции вредных насекомых, гербарные образцы поврежденны х   растений, изображения природных врагов вредителей. черты Систематизировать Индивидуаль Контрольна Таблицы 18 знаний по темам 1­7 31 Тип Хордовые. Примитивные  формы. 1 я работа ная   работа   с карточками   и устный опрос. Тестирование Презентация /беседа       и   обобщать   знания, делать выводы сходства и различия   строения и жизнедеятельности животных и растений,  Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем   органов, определять систематическую принадлежность животных Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы .6ч. Знать   принципы деления   типа   на подтипы, особенности внутреннего строения,  Уметь   выделять основные   признаки хордовых ь усложнении организации хордовых сравнению беспозвоночными, обосновывать   роль ланцетников   для изучения   эволюции хордовых Аргументироват   выводы   об по с     32 Надкласс   Рыбы. характеристика.   Общая   Внешнее 1 Знать   особенности внешнего   строения Соблюдать   правила в поведения   Контрольная работа Презентация / беседа 19   Медиапроект ор,   Рисунки, фотографии беспозвоночн ых и хордовых, влажный препарат "Ланцетник", таблица "Строение ланцетника", скелеты позвоночных животных Медиапроект   Таблица ор, §29, с.135­ 140 §30, с.140­ 144 строение. Лабораторная   работа   №   5 "Внешнее и особенности   передвижения рыб". строение     33 Внутреннее   строение   рыб Лабораторная   работа   №   6 «Внутреннее строение рыб» 1 34 Особенности   размножения рыб. 1 35 Основные   систематические группы рыб. 1   рыб,  Уметь наблюдать и описывать   внешнее строение и особенности передвижения рыб Знать   взаимосвязь строения отдельных   частей скелета     рыб   и   их функций Уметь   выявлять черты приспособленности внутреннего строения   рыб   к обитанию в воде Знать   особенности размножения   рыб, роль   миграций   в жизни рыб,  Уметь   описывать поведение рыб при появлении потомства   черты приспособленности к его сохранению Знать   принципы классификации рыб, организации хрящевых костных рыб,   признаки Уметь и     кабинете, обращения лабораторным оборудованием   с Характеризовать черты   усложнения организации рыб Индивидуаль ная   работа   с карточками   и устный опрос. Беседа  Беседа  Индивидуаль ная   работа   с карточками   и тестирование.   и Наблюдать описывать особенности внутреннего строения рыб в ходе лабораторной работы "Тип Хордовые. Класс   Рыбы", лупы,   чешуя рыбы,   живые рыбы Натуральный скелет   рыбы, Таблица   "Тип Хордовые. Класс   Рыбы. Речной окунь", влажный препарат Таблица   "Тип Хордовые. Класс   Рыбы. Речной окунь", влажный препарат §31, с.144­ 149 §32, с.150­ 152 Биологически й диктант Презентация Рисунки, фотографии рыб §33, с.152­ 152   Осваивать   приемы работы с определителем животных, обосновывать место кистеперых   рыб   в эволюции 20 распознавать представителей классов, устанавливать систематическую принадлежность рыб Знать группы промысловых   рыб, причины разнообразия рыб Уметь обосновывать   роль рыб в экосистемах   основные позвоночных Проектировать меры   по   охране ценных групп рыб Индивидуаль ная   работа   с карточками   и устный опрос. Презентация Таблицы "Промысел   и охрана морских рыб", "Правила индивидуальн ого рыболовства" Тема 9.Класс Земноводные, или Амфибии .4ч. Осваивать   приемы работы с определителем животных   Тестирование Лекция   с элементами беседы   Таблицы "Тип Хордовые. Класс Земноводные" , "Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка", скелет лягушки §34, с.156­ 161 §35, с.163­ 166   строение Обобщать   и Индивидуаль Беседа  Влажный §36, с.166­ 36   Промысловые   рыбы.   Их использование   и   охрана. Видовое разнообразие надкласса Рыбы на территории Пермского края. Обобщение   и   систематизация знаний   по   теме:   «Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы»   37 Среда обитания и строение  тела земноводных. Общая  характеристика.  1 1 38 Строение и деятельность  1 строения   опорно­ Знать   характерные черты   внешнего строения, прогрессивные черты   скелета, двигательной системы   сравнению рыбами Уметь характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде Знать по с   21 внутренних органов  земноводных. 39 Годовой жизненный цикл и  происхождение земноводных. 1 40 Разнообразие и значение  земноводных.  Видовое разнообразие класса  Земноводные  на Пермского  края. Тест по теме «Класс  Земноводные, или Амфибии» 41 Внешнее строение и скелет  пресмыкающихся.  Общая  характеристика. 1 1   внутренних органов и систем органов Уметь   определять черты   организации земноводных Знать развитие амфибий,   влияние сезонных изменений жизненный цикл Уметь   сравнивать, находить   черты сходства размножения земноводных и рыб на   ная   работа   с карточками   и тестирование. Биологически й диктант Беседа систематизировать знания по материалам   темы   , делать выводы   Обобщать   материал о   сходстве   и различии рыб в виде таблицы или схемы, обосновывать выводы   происхождении земноводных о 170 §37, с.170­ 173 препарат, Таблицы "Тип Хордовые. Класс Земноводные. Таблицы "Тип Хордовые. Класс Земноводные" , "Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка", влажный препарат       роль в Знать амфибий природных биоценозах   и   в жизни человека, Уметь   определять и классифицировать амфибий по рисункам, фотографиям, натуральным объектам   Письменный контроль Презентация Медиапроект ор,   Влажные препараты, фотографии §38, с.174­ 177   Осваивать   приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы   подготовки презентации разнообразии земноводных, охране   для   их о   Тема 10.Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии .4ч. Знать   признаки внешнего   строения рептилий, процессы жизнедеятельности Устанавливать взаимосвязь строения   скелета   и жизни образа   Индивидуаль ная   работа   с карточками   и тестирование. Презентация / беседа  Таблица   "Тип Хордовые". Класс Пресмыкающ §39, с.178­ 181 22 42 Внутреннее строение и  жизнедеятельность  пресмыкающихся. 43 Разнообразие  пресмыкающихся. Видовое разнообразие класса  Пресмыкающиеся на  территории Пермского края. 1 1     в связи с жизнью на суше Уметь   находить отличия   скелета рептилий от скелета амфибий,  Знать строение внутренних органов и   систем   органов, их функций, среды обитания,  Уметь   определять черты   организации земноводных, характеризовать процессы размножения развития детенышей Знать отличительные признаки представителей групп разных рептилий,   меры предосторожности в природе Уметь   определять и классифицировать пресмыкающихся по фотографиям, натуральным рисункам, и       рептилий   для Использовать информационные ресурсы   презентации проекта   о   годовом жизненном   цикле рептилий,   заботе   о потомстве Фронтальный опрос Беседа  §40, с.181­ 185 иеся",   скелет черепахи, скелет ужа  Таблица "Тип Хордовые". Класс Пресмыкающ иеся", "Схемы кровообращен ия позвоночных" ,   "Головной мозг позвоночных" , скелет черепахи.     Осваивать   приемы работы с определителем животных, соблюдать предосторожности в   природе   в   целях предупреждения укусов   ядовитых змей   меры Биологически й диктант §41,   186­ 189 Презентация Медиапроект   Таблица ор, "Тип Хордовые". Класс Пресмыкающ иеся", скелеты пресмыкающи хся 23 44 Значение пресмыкающихся, их происхождение. Обобщение и  систематизация знаний по  теме: «Класс  Пресмыкающиеся, или  Рептилии» 45 Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц. Лабораторная работа № 7 "  Внешнее строение птицы.  Строение перьев". 1 1 46 Опорно­двигательная система  птиц.  Лабораторная работа № 8  "Строение скелета птицы" 1     объектам роль Знать в рептилий биоценозах, их значение   в   жизни человека Уметь устанавливать взаимосвязь и строения жизнедеятельности рептилий со средой обитания           для Использовать информационные ресурсы   подготовки презентации разнообразии значении пресмыкающихся, их происхождении и месте в эволюционном процессе о и   Тема11.Класс Птицы .9ч. Знать   особенности внешнего   строения птиц,строение   и функции   перьевого покрова птиц Уметь устанавливать черты   сходства   и различия   покровов птиц и рептилий Знать   строение   и функции   мышечной системы птиц,   взаимосвязь внешнего   строения и   строения   скелета с в связи       и Изучать описывать особенности внешнего   строения птиц     ходе в выполнения лабораторной работы , соблюдать правила   работы   в кабинете, обращения лабораторным оборудованием Соблюдать   правила работы   в   кабинете, обращения с лабораторным оборудованием с     24 Фронтальный опрос §42, с.190­ 193 Презентация Рисунки, иллюстрации изображений древних пресмыкающи хся Письменный контроль Беседа/ лабораторна я работа §43,   с195­ 198 Чучело птицы, таблица   "Тип Хордовые. Класс Птицы", наборы перьев Тестирование  Беседа/ лабораторна я работа §44, с.199­ 202 Скелет костистой рыбы, лягушки, птицы, таблица "Класс 47 Внутреннее строение птиц. 1 48 Размножение и развитие птиц. 1 обмен приспособленность ю к полету Уметь   изучать   и описывать строение   скелета птицы Знать   строение   и функции   систем внутренних органов,   веществ Уметь   выявлять черты   организации, устанавливать взаимосвязь строения и функций систем   внутренних органов птиц Знать   особенности строения   органов и размножения причины   их возникновения, строение   и   этапы формирования яйца,   развитие   в нем зародыша Уметь распознавать выводковых и гнездовых   птиц   на рисунках, фотографиях, натуральных     Беседа  Индивидуаль ная   работа   с карточками   и тестирование.   Доказывать на примерах   более высокий   уровень развития   нервной системы,   органов по чувств сравнению с рептилиями     Письменный контроль Беседа  Прогнозировать зависимость численности   птиц от экологических и антропогенных факторов 25 Птицы. Голубь". Таблица "Класс Птицы. Голубь", макет головного мозга позвоночных животных. Модель "Строение яйца", влажный препарат, Таблица "Класс Птицы. Голубь" §45, с.202­ 206 §46, с.207­ 209 49 Годовой жизненный цикл и  сезонные явления в жизни  птиц. 50 Разнообразие птиц. Видовое разнообразие класса  Птицы  на территории  Пермского края. 51 Значение и охрана птиц.  Происхождение птиц.  Обобщение и систематизация  знаний по теме: «Класс  Птицы» 1 1 1   объектах Знать черты приспособленности птиц   к   сезонным изменениям, поведение   птиц   в период размножения Уметь   объяснять роль гнездостроения, причины   кочевок   и миграций птиц Знать классификации птиц, выделения экологических групп, Уметь   приводить примеры классификации птиц   по   типу   и местам обитания   принципы признаки   Знать   роль   птиц   в природных сообществах,  Уметь аргументировать вывод происхождении птиц   от   древних о     для Устанавливать причины   кочевок   и миграций   птиц,   их разновидности; использовать информационные ресурсы подготовки презентации сообщения о мигрирующих   и оседлых птицах Осваивать   приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы подготовки презентации проекта   сообщения о разнообразии экологических групп птиц Использовать информационные ресурсы   подготовки сообщения причинах сокращения численности   для для о           26 Фронтальный опрос Беседа  §47, с.210­ 215 Чучела   птиц, Таблица "Класс Птицы. Голубь",  Биологически й диктант §48, с.215­ 222 Презентация Медиапроект ор,   Записи голосов   птиц в   природе, коллекция яиц, фотографии птиц Фронтальный опрос Презентация Медиапроект ор,   Таблица "Происхожде ние птиц" §49, с.222­ 226 и   в промысловых птиц Обобщать фиксировать результаты экскурсии, участвовать обсуждении результатов наблюдений, соблюдать   правила поведения в природе Доказывать объяснять усложнение организации животных   в   ходе эволюции и     Групповая работа Письменный контроль Контрольна я работа Таблицы, скелеты, влажные препараты 52 Экскурсия "Птицы леса ". 1 рептилий Уметь   наблюдать   и описывать поведение   птиц   в природе,   53 Контрольная работа" Класс  Земноводные или Амфибии",  "Класс Пресмыкающиеся или  рептилии", "Класс Птицы". 1   строение Знать представителей классов   связи   со средой обитания Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем   органов различных   классов, определять систематическую принадлежность представителей классов Тема 12.Класс Млекопитающие, или Звери .10ч. 54 Общая характеристика класса. Внешнее строение  Млекопитающих. 1 Знать   характерные признаки класса,  Уметь характеризовать функции   и   роль желез   и Сравнивать обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих   и Индивидуаль ная   работа   с карточками   и тестирование. Презентация Чучела млекопитающ их,   таблица "Класс Млекопитаю щие", §50, с.230­ 232 27 млекопитающих рептилий Письменный контроль Беседа  о Аргументировать выводы     прогрессивном развитии млекопитающих, соблюдать   правила работы   в   кабинете, обращения с лабораторным оборудованием   55 Внутреннее строение  млекопитающих. Лабораторная работа № 9 "  Строение скелета  млекопитающих". 56 Размножение и развитие  млекопитающих. Годовой  жизненный цикл. 1 1 Знать   характерные особенности строения и функций опорно­ двигательной системы Уметь   проводить   наблюдения и фиксировать   их результаты Знать   особенности размножения млекопитающих, причины   наличия высокого   уровня обмена   веществ   и теплокровности Уметь устанавливать взаимосвязь   этапов годового жизненного цикла и §51, с.233­ 239 фотографии и рисунки млекопитающ их,   таблица "Кожа" Таблицы "Тип Хордовые. Класс Млекопитаю щие.   Скелет собаки", "Тип Хордовые. Схемы кровообращен ия позвоночных" , модель "Мозг позвоночных" , скелеты млекопитающ их,      Биологически й диктант Прогнозировать зависимость численности млекопитающих   от экологических   и антропогенных факторов §52, с.239­ 243 Презентация Таблицы "Схемы строения головного мозга", "Зародышевое сходство   у позвоночных" , "Тип Хордовые. Схемы кровообращен   28 57 Происхождение и  разнообразие млекопитающих. 1 58 Высшие, или плацентарные,  звери: насекомоядные и  рукокрылые, грызуны и  зайцеобразные, хищные. 59 Высшие, или плацентарные,  звери: ластоногие и  китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. 1 1 сезонных изменений   Знать черты сходства и различия млекопитающих   и рептилий Уметь   различать млекопитающих   на рисунках, фотографиях, устанавливать систематическую принадлежность Знать классификации млекопитающих Уметь   сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных   отрядов, находить   сходство и различия   принципы     принципы Знать классификации млекопитающих Уметь   сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных   отрядов,   Фронтальный опрос Беседа   ия позвоночных" Чучела животных,  §53, с.243­ 246 Индивидуаль ная   работа   с карточками   и тестирование. Фронтальный опрос §54, с.246­ 251 §55, с.252­ 257 Презентация Медиапроект ор,   таблицы "Насекомояд ные", "Рукокрылые" "Пушные , звери   и грызуны", "Пушные хищные звери"   Презентация Медиапроект ор,   Таблицы "Ластоногие", "непарнокопы тные", "Парнокопыт ные", "Китообразны "   для Использовать информационные ресурсы   подготовки презентации разнообразии млекопитающих,   об исчезающих видах и мерах по их охране о       для Использовать информационные ресурсы   подготовки презентации  о  роли животных   разных в отрядов экосистемах,   об особенностях строения поведения хоботных Систематизировать информацию   и обобщать ее  в виде схем, таблиц и   29 60 Высшие, или плацентарные,  звери: приматы. 61 Экологические группы  млекопитающих. 62 Экскурсия " Разнообразие  Млекопитающих". 63 Значение млекопитающих для  человека. Обобщение и  систематизация знаний по  теме: «Класс Млекопитающие  или Звери» 1 1 1 1 находить   сходство и различия Знать   характерные строения черты   приматов,   черты сходства   строения человекообразных обезьян и человека Уметь   различать представителей класса на рисунках, фотографиях Знать экологические группы животных,  Уметь характеризовать признаки   животных экологической группы Знать экологические группы животных,  Уметь характеризовать признаки   животных экологической группы Знать   особенности строения представителей класса Млекопитающие, основные   для Использовать информационные ресурсы   подготовки презентации об эволюции  хордовых животных     о   и   для Использовать информационные ресурсы   подготовки сообщения   экологических группах млекопитающих Наблюдать, фиксировать обобщать результаты экскурсии, соблюдать   правила поведения в   зоопарке, музее Использовать информационные ресурсы   подготовки презентации   охране по   диких   для §56, с.257­ 259 Презентация Медиапроект   Таблица ор, "Тип Хордовые. Схемы строения головного мозга" §57, с.259­ 262 Презентация Чучела, с таблицы   изображением млекопитающ их, фотографии Письменный контроль Индивидуаль ная   работа   с карточками   и тестирование. Групповая работа Фронтальный опрос Презентация /беседа §58, с.262­ 268 Медиапроект ор Таблицы "Парнокопыт ные", "Насекомояд 30 животных, об этике отношения к домашним животным, достижении селекционеров   в выведении   новых пород о направления животноводства, особенности строения   и   образа жизни   предков домашних животных Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем   органов млекопитающих Тема 13.Развитие животного мира на Земле .5ч. 64 Доказательства эволюции  животного мира.  Учение Ч.  Дарвина. 1 65 Развитие животного мира на  Земле. 1 Знать   принципы классификации животных, , стадии зародышевого развития,  основные положения   учения Ч. Дарвина Уметь   приводить примеры многообразия животных,  Знать   основные этапы   эволюции животных,   процесс усложнения многоклеточных Уметь устанавливать взаимосвязь   живых в организмов   Письменный контроль Беседа  Устанавливать взаимосвязь строения   животных и   этапов   развития жизни на Земле Беседа Индивидуаль ная   работа   с карточками   и тестирование. в года Использовать составленную   течение   обобщающую таблицу   характеристики основных   этапов эволюции животных   для 31 ные" §59, с.270­ 274 §60, с.274­ 281   Таблицы "Строение зародышей различных позвоночных" , "Тип Хордовые. Схемы кровообращен ия позвоночных Таблицы "Тип Хордовые. Схемы кровообращен ия позвоночных" 66 Современный мир живых  организмов. Биосфера. 67 Итоговый контроль по курсу  биологии 7 класса 68 Экскурсия " Жизнь  природного сообщества  весной". 1 1 1 экосистемах Знать   характерные признаки   уровней организации   жизни на Земле, понятия " экосистема", "биогеоценоз", "биосфера" Уметь   составлять цепи питания, схемы   круговорота веществ в природе Уметь систематизировать знания   по   темам раздела "Животные"   Уметь   описывать природные явления, наблюдать за взаимоотношениям живых и организмов   в природном сообществе,   делать выводы   Обосновывать   роль круговорота веществ   экосистемной организации   жизни в устойчивом развитии биосферы. и     Применять виды основные деятельности   при формулировке ответов к итоговым заданиям Соблюдать   правила поведения в природе   Фронтальный опрос Презентация /беседа Медиапроект ор  Письменный контроль Контрольна я работа Таблицы, чучела, скелеты Групповая работа Итого                                                                                                                                                                                                               68часов 32 33

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)

Рабочая программа по биологии (7 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018