Настоящая программа составлена на основании приказа Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», и предназначена для изуче¬ния курса «Человек и его здоровье» в 8 классе сред¬ней общеобразовательной школы, является логиче¬ским продолжением программ, предложенных для основной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. Резервное время, предусмотренное программой в количестве 6 часов, использовано для контрольно-общающих уроков. В связи с тем, что по учебному плану школы в 8- классах предусматривается 34 учебные недели, на изучение курса отводится 68 часов.
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2011 году (стр. 37). Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основании приказа Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования», и предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы, является логическим
продолжением программ, предложенных для основной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились.
Резервное время, предусмотренное программой в количестве 6 часов, использовано для контрольнообщающих уроков. В связи с тем, что по
учебному плану школы в 8 классах предусматривается 34 учебные недели, на изучение курса отводится 68 часов.
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством
«Дрофа» в 2011 году (стр. 37). Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным
компонентом государственного стандарта.
Цели изучения биологии в 8 классе:
формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье
человека;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья
человека;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных
умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организма человека.
Специфика и задачи курса биологии 8 класса.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании
социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками
позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и
функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами
которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между
здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и
функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить
возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек —
важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности.В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по
психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив
сверстников и стать личностью.
Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете мульти медиа оборудования: компьютер, цифровой проектор, большой
экран или интерактивная доска, цифровой микроскоп, интерактивная система контроля и оценки знаний Votum.
Условия реализации программы:
Цель:
1. Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную
группу или общность носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
2. Обеспечение ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья
своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе.
3. Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о своем организме; познавательных качеств личности,
связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования организма человека, формированием
интеллектуальных умений.
4. Овладение
ключевыми компетентностями:
учебнопознавательными,
информационными,
ценностносмысловыми,
коммуникативными.
5. Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры
как способности к эмоциональноценностному отношению к своему организму.
Тематическое планирование с УУД:
№
п/п
Тема и тип урока
Да
та
Элементы содержания
Предметные
Введение.
Планируемые результаты
Метапредметные
Личностные
Цель: создать условия для определения значимости биологии. (1ч)
1. Наука анатомия.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
определения значимости
науки анатомии.
анатомия, физиология,
психология и гигиена. Их
становление и методы
исследования.
Организм человека – объект
изучения.
Научатся: объяснять роль
биологии в практической
деятельности людей,
значения анатомии,
физиологии, психологии и
гигиены для изучения
особенностей организма
человека.
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что
ещё неизвестно
Познавательные: самостоятельно
работают с различными источниками
информации: находят биологическую
информацию, анализируют и оценивают
Формируют
ответственное
отношение к учениюПолучат возможность
научиться: описывать
биологические науки,
применяя логику системного
анализа
информацию
Коммуникативные: формулируют
собственное мнение и позицию, задают
вопросы
Цель: создать условия для изучения различных гипотез происхождения человека.
Происхождение человека (2ч)
1. Место человека в
систематике.
(комбинированный)
Цель: систематизировать
знания учащихся о
становлении наук, изучающих
природу человека и охрану
его здоровья.
Гипотезы происхождения
человека, доказательства жи
вотного происхождения
человека.
2.
Основные этапы эволюции
человека.
(комбинированный)
Цель: систематизировать
знания о месте человека в
природе
Влияние биологических и
социальных факторов
на
человека. Человеческие расы.
Человек как вид.
Научатся: объяснять
признаки сходства животных
и человека, доказывающие
его животное
происхождение.
Получат возможность:
принимать различные точки
зрения на происхождение
человека, применяя логику
системного анализа.
Научатся: приводить
доказательства взаимосвязи
человека и окружающей
среды, зависимости здоровья
человека от состояния
окружающей среды,
необходимости защиты
среды обитания
Получат возможность:
объяснять место и роль
человека в природе
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что
ещё неизвестно
Познавательные: самостоятельно
работают с различными источниками
информации: находят биологическую
информацию, анализируют,
систематизируют и оценивают
информацию
Коммуникативные: формулируют
собственное мнение и позицию, задают
вопросы
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что
ещё неизвестно, оценивают достигнутый
результат
Познавательные: применяют методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных, определяют
основную и второстепенную информацию
Коммуникативные: интересуются
чужим мнением и высказывают
Формируют
ответственное
отношение к учению
Формируют
доброжелательное
отношение к
окружающим
Цель: создать условия для изучения особенностей строения и функций организма человека.
Строение и функции организма (60 ч)
1. Уровни организации.
(комбинированный)
Цель: систематизировать
знания о строении организма
человека.
Структура тела. Органы и си
стемы органов. Эндокринная
система, гормоны, нервные
импульсы.
Строение организма (6 ч)
Научатся: определять
место человека в системе
органического мира,
объяснять строение
организма человека: клетки,
Регулятивные: принимают
познавательную цель, сохраняют ее при
выполнении учебных действий,
регулируют весь процесс их выполнения и
четко выполняют требования
Формируют
устойчивый
познавательный
интересстроение
2. Клеточное
организма.
(комбинированный)
систематизировать
Цель:
знания о клетке и
ее
строении, жизнедеятельности.
3.
4.
Строение и функции тканей
человека.
(комбинированный)
Цель: систематизировать
знания об особенностях
тканей человека.
Лабораторная работа № 1
«Виды тканей –
эпителиальная,
соединительная,
кровеносная»
(практикум)
Цель: сформировать умение
распознавать различные виды
тканей.
Строение и функция клетки.
Роль ядра в передаче
наследственных свойств
организма. Органоиды клетки.
Деление. Жизненные процессы
клетки: обмен веществ,
биосинтез и биологическое
окисление. Их значение. Рост и
развитие клетки. Состояния
физиологического покоя и
возбуждения.
Эпителиальные, соединительные,
мышечные, нервная ткани.
Строение и функция нейрона.
Синапс. Центральная и
периферическая части нервной
системы. Спинной и головной
мозг. Нервы и нервные узлы.
Особенности тканей организма
человека
ткани, органы, системы
органов
Получат возможность:
обосновать биологическую
природу и социальную
сущность человека
Научатся:
классифицировать
различные органоиды клетки
по их функции
Получат возможность:
описывать жизненные
процессы клетки
Научатся:
классифицировать
различные ткани организма
человека по их функции
Получат возможность:
описывать строение клеток
различных тканей организма
человека
Научатся: распозновать
различные ткани организма
человека по их
микроскопическому
строению
Получат возможность:
изучить микроскопическое
строение клеток тканей
организма человека
познавательной задачи
Познавательные: выбирают смысловые
единицы текста и устанавливать
отношения между ними
Коммуникативные: умение слушать и
слышать друг друга
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
Познавательные: выделяют
количественные характеристики
объектов, заданные словами, выделяют
объекты и процессы с точки зрения
целого и частей, структурируют знания
Коммуникативные: развивают умение
интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: применяют методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств,
структурируют знания
Коммуникативные: адекватно
используют речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы)
Коммуникативные: учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Умение вести
диалог на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
умение вести диалог
на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес
5
Рефлекс и рефлекторная
дуга.
Нейронные цепи. Процессы
возбуждения и торможения, их
Научатся: выделять
существенные признаки
Регулятивные: выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще подлежит
Формируют
устойчивый(открытие нового знания)
Цель: сформировать понятие
рефлекс и рефлекторная дуга.
значение. Чувствительные,
вставочные и исполнительные
нейроны. Прямые и обратные
связи. Роль рецепторов в
восприятии раздражений.
процесса регуляции
жизнедеятельности
организма
Получат возможность:
изучить роль рецепторов в
восприятии раздражений
познавательный
интерес
усвоению, осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные: выделяют и
формулируют проблему, выдвигают и
обосновывают гипотезы, предлагают
способы их проверки
Коммуникативные: развивают
способность с помощью вопросов
добывать недостающую информацию
Рефлекторная регуляция.
(развернутое оценивание)
Цель: обобщить знания о
строении организма.
Основные понятия темы
Научатся: оценивать свои
знания на различение частей
и органоидов клетки,
органов и систем органов
человека;
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Умение вести
диалог на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
Опорнодвигательная система (8 часов)
6.
1.
Химический состав костей, их
макро и микростроение, типы
костей. Скелет человека, его
приспособление к
прямохождению, трудовой
деятельности. Изменения,
связанные с развитием мозга и
речи. Типы соединений костей:
неподвижные, полуподвижные,
подвижные (суставы).
Части скелета, череп и туловище,
приспособление скелета к
прямохождению.
Научатся: выделять
существенные признаки
опорнодвигательной
системы человека
Получат возможность:
изучить микроскопическое
строение кости
Научатся: выделять части
скелета и существенные
признаки приспособления к
прямохождению.
Получат возможность:
изучить части осевого
скелета на мулежах.
Устойчивый
познавательный
интерес и
становление
смыслообразующей
функции
познавательного
мотива
Устойчивый
познавательный
интерес
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют объект, выделяя
существенные и несущественные признаки
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
Регулятивные: самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней,
ставят учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще неизвестно
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют объект, выделяя
существенные и несущественные признаки
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
Скелет человека
Цель: создать условия для
выяснения особенностей
строения костей.
Лабораторная работа
№ 2 «Микроскопическое
строение кости»
2. Осевой скелет.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения
особенностей
скелета человека.3. Пояс
конечностей.
Соединение костей.
(открытие нового знания)
Цель: создать условия для
изучения
особенностей
соединения костей.
4.
и
мышц
Строение
сухожилий.
(открытие нового знания)
Цель: создать условия для
изучения
особенностей
строения мышц.
Пояс верхних и нижних
конечностей, сустав, подвижное
и полу подвижное соединение
костей
Научатся: определять пояс
верхних и нижних
конечностей по
особенностям соединения
костей
Получат возможность:
изучить соединения костей
на различных макетах.
Обзор мышц человеческого тела.
Мышцы антагонисты и
синергисты. Энергетика
мышечного сокращения.
Динамическая и статическая
работа.
Научатся: определять и
сравнивать мышцы,
распозновать различные
группы мышц
Получат возможность:
изучить работу мышц на
различных макетах
5. Лабораторная работа № 3
«Мышцы человеческого
тела» (практикум)
Цель: создать условия для
изучения видов мышц тела
человека.
Особенности мышц организма
человека.
Научатся: распозновать
различные группы мышц по
их описанию и функции
Получат возможность:
изучить строение мышц,
используя различные макеты
6.
Работа скелетных мышц и
их регуляция.
Цель: создать условия для
изучения работы мышц.
(комбинированный)
Лабораторная работа № 4
«Утомление при статической
работе»
Понятие о двигательной
единице. Изменение мышцы при
тренировке, последствия
гиподинамии
Научатся: выявлять
влияние физических
упражнений на развитие
скелета и мускулатуры;
Получат возможность:
изучить утомление мышц
при статической работе
письменной и устной форме
Регулятивные: самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют объект, выделяя
существенные и несущественные признаки
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
Регулятивные: самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней,
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют объект, выделяя
существенные и несущественные признаки
Коммуникативные: планируют общие
способы работы
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы)
Коммуникативные: учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней,
предвосхищают результат и уровень
усвоения (какой будет результат?)
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют объект, выделяя
существенные и несущественные
признаки, структурируют знания
Коммуникативные: планируют общие
Устойчивый
познавательный
интерес
Устойчивый
познавательный
интерес
Формируют
ответственное
отношение к учению
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий7. Осанка.
Цель: создать условия для
изучения понятия осанка и
ее нарушения.
(комбинированный)
Лабораторная работа № 5
«Осанка и плоскостопие»
Причины нарушения осанки и
развития плоскостопия. Их
выявление, предупреждение и
исправление.
Основные понятия темы
8. Первая помощь при ушибах,
переломах костей и вывихах
суставов.
и
(обобщения
систематизации знаний и
умений)
Цель:
и
систематизировать знания по
теме
обобщить
Научатся: выявлять
причины нарушения осанки
и возникновения
плоскостопии
Получат возможность:
изучить различные способы
выявления нарушения
осанки и методики
определения плоскостопии
Научатся: обобщать и
систематизировать свои
знания о строении и
функциях опорно
двигательного аппарата
человека
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
1. Компоненты внутренней
тканевая
среды: кровь,
жидкость, лимфа.
(открытие нового знания)
Цель: сформировать понятие
кровь и лимфа.
Внутренняя среда организма (4 часа)
Их взаимодействие. Гомеостаз.
Состав крови:
плазма и
форменные элементы (тромбо
циты, эритроциты, лейкоциты).
Их функции. Свертывание крови.
Роль кальция и витамина «К» в
свертывании крови.
Анализ
крови.
Малокровие.
Кроветворение.
Научатся: выявлять
взаимосвязь между
особенностями строения
клеток крови и их
функциями
Получат возможность:
изучить механизмы
свертывания крови по
различным макетам
2.
организма
Борьба
инфекцией. Иммунитет.
(открытие нового знания)
с
Защитные барьеры организма.
Луи Пастер и И. И. Мечников.
Антигены
антитела.
и
Научатся: выявлять
закономерность между
барьерными механизмами
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
Регулятивные: самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней,
предвосхищают результат и уровень
усвоения (какой будет результат?)
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют объект, выделяя
существенные и несущественные
признаки, структурируют знания
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Регулятивные: самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют проблему, осуществляют
поиск и выделение необходимой
информации, анализируют объект,
выделяя существенные и несущественные
признаки, структурируют знания
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
Регулятивные: самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
Умение вести
диалог на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
умение вести диалог
на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
умение вести диалог
на основе
равноправныхЦель: сформировать понятие
иммунитет.
3.
Группы крови.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей групп
крови человека.
система.
Специфический и неспецифиче
ский иммунитет. Иммунитет
клеточный и гуморальный.
Иммунная
Роль
лимфоцитов в иммунной защите.
Фагоцитоз.
Воспаление.
Инфекционные и паразитарные
болезни.
Ворота инфекции.
Возбудители и переносчики
болезни.
и
Течение
вирусоносители.
инфекционных
болезней.
Профилактика.
Переливание крови. Резусфак
тор. Пересадка органов и тканей.
Бацилло
4. Иммунология на службе
здоровья.
(обобщения
и
систематизации знаний и
умений)
Цель:
и
систематизировать знания по
теме
обобщить
Вакцины и лечебные сыворотки.
Естественный и искусственный
иммунитет.
и
пассивный иммунитет. Тканевая
совместимость.
Активный
организма человека и
процессами, происходящими
в нем.
Получат возможность:
изучить особенности
иммунной системы и ее
значение для человека
Познавательные: выделяют и
формулируют проблему, осуществляют
поиск и выделение необходимой
информации, анализируют объект,
выделяя существенные и несущественные
признаки, структурируют знания
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
отношений и
взаимного уважения
Регулятивные: самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней,
составляют план и последовательность
действий
Познавательные: применяют методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств,
самостоятельно создают алгоритмы
деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, устанавливают рабочие
отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
умение вести диалог
на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
Умение вести
диалог на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
Научатся: выделяют
процессы свертывания и
переливания крови,
иммунитета, вакцинации и
действия лечебных
сывороток
Получат возможность:
изучить группы крови и
методы их определения
Научатся: анализировать и
оценивать целевые и
смысловые установки в
своих действиях и
поступках по отношению к
здоровью своему и
окружающих; последствия
влияния факторов риска на
здоровье человека
Получат возможность:
систематизировать свои
знания о разных видах
иммунитета, при создании
мини проекта
Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)1.
системы
Транспортные
организма.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения
транспортных
функций тканей организма.
Органы кровеносной и
лимфатической систем, их роль в
организме. Строение
кровеносных и лимфатических
сосудов.
Научатся: различать на
таблицах органы
кровеносной и
лимфатической системы
Получат возможность:
изучить особенности
строения кровеносных и
лимфатических сосудов
2. Лабораторная работа № 6
«Круги кровообращения»
(практикум)
Цель: создать условия для
изучения функции венозных
клапанов.
Особенности организма
человека.
Научатся: составлять схему
кругов кровообращения
Получат возможность:
изучить особенность работы
венозных клапанов.
3.
Строение и работа сердца.
(открытие нового знания)
Цель: сформировать понятие
сердечный ритм.
Строение сердца, сосуды,
связанные с сердцем, сердечный
цикл, автоматизм сердца,
регуляция сердечных сокращений
4. Движение крови по сосудам.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения
особенностей
движения крови по сосудам.
Лабораторная работа № 7
« Измерение скорости
кровотока в сосудах
Регуляция
кровоснабжения
органов. Артериальное давление
крови, пульс, кровоснабжение
органов,
некроз,
инсульт, инфаркт. Приборы для
артериального
измерения
давления крови:
тонометр,
фонендоскоп.
артериолы,
Научатся: выявлять
закономерность между
строением сердца и его
функций.
Получат возможность:
изучить особенность работы
сердца.
Научатся: объяснять
особенности движения
крови по различным
сосудам, выявлять
зависимость от строения
функций сосудов.
Получат возможность:
познакомиться с приборами
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно.
Познавательные: выделяют объекты и
процессы с точки зрения целого и частей,
осуществляют поиск и выделение
необходимой информации, определяют
основную и второстепенную информацию
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и точностью выражают свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно.
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы)
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и точностью выражают свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно.
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выдвигают и обосновывают гипотезы,
предлагают способы их проверки
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и точностью выражают свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Регулятивные: самостоятельно
формулируют познавательную цель и
строят действия в соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и точностью выражают свои
мысли в соответствии с задачами и
Признание высокой
ценности жизни во
всех ее проявлениях
Признание ценности
здоровья, своего и
других людей
Признание ценности
здоровья, своего и
других людей
Признание ценности
здоровья, своего и
других людейногкевого ложа»
5.
Гигиена сердечнососудистой
системы.
(комбинированный)
Цель: систематизировать
знания о С.С.С.
6. Первая помощь при
кровотечениях.
(контроля и коррекции
умений и знаний)
Цель: осуществить контроль и
коррекцию знаний по теме.
1.
Строение и функции
органов дыхания.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
строения органов дыхания.
Доврачебная помощь при заболе
вании сердца и сосудов.
Основные понятия темы
измерения артериального
давления.
Научатся: объяснять роль
гигиенических приемов для
функционирования С.С.С.
Получат возможность:
изучить приемы доврачебной
помощи при заболевании
сердца и сосудов и
кровотечениях.
Научатся: оценивать свои
знания об особенностях
строения С.С.С.;
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Дыхательная система (5 ч)
Значение дыхания. Строение и
функции органов дыхания.
Голосообразование.
Инфекционные и органические
заболевания дыхательных путей,
миндалин и околоносовых пазух,
профилактика,
доврачебная
помощь.
Научатся: выявлять
закономерность между
строением органов дыхания
и их функциями.
Получат возможность:
изучить особенность работы
органов дыхания.
2. Легкие.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
строения легких.
Строение легких. Газообмен в
легких и тканях, особенности.
Научатся: сравнивать
газообмен в легких и тканях,
делают выводы на основе
сравнения, объяснять
особенности газообмена в
легких, тканях и клетках.
Получат возможность:
изучить особенность работы
легких.
условиями коммуникации
Регулятивные: выделяют и осознают то,
что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознают качество и уровень
усвоения
Познавательные: структурируют знания,
определяют основную и второстепенную
информацию
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и точностью выражают свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно.
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выдвигают и обосновывают гипотезы,
предлагают способы их проверки
Коммуникативные: с достаточной
полнотой и точностью выражают свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно.
Познавательные: выражают смысл
ситуации различными средствами
(рисунки, символы, схемы, знаки)
Коммуникативные: адекватно
используют речевые средства для
Осваивают приемы
измерения пульса,
кровяного давления,
оказания первой
помощи при
кровотечениях
Признание ценности
здоровья, своего и
других людей
Формируют
ответственное
отношение к учению
Признание ценности
здоровья, своего и
других людей3. Механизмы вдоха и выдоха.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения механизма вдоха и
выдоха.
4. Лабораторная работа № 8
«Изменение обхвата грудной
клетки в состоянии вдоха и
выдоха»
(практикум)
Цель: создать условия для
изучения особенностей вдоха
и выдоха.
5.
Выявление и
предупреждение болезней
органов дыхания.
(обобщение и
систематизации знаний и
умений)
Цель: обобщить и
систематизировать знания по
теме
1. Пищевые продукты и
питательные вещества.
(комбинированный)
Цель: систематизировать
знания о питательных
веществах.
и
гуморальная
Нервная
Охрана
регуляция дыхания.
воздушной
среды.
Функциональные возможности
дыхательной системы как
показатель здоровья: жизненная
емкость легких.
утопающему,
организма
Особенности
человека.
Флюорография.
Туберкулез и рак легких. Первая
помощь
при
удушении и заваливании землей,
электротравме. Клиническая и
биологическая
смерть.
Искусственное дыхание и
непрямой массаж
сердца.
Реанимация. Влияние курения и
других вредных привычек на
организм.
Основные понятия темы
Научатся: объяснять
механизмы вдоха и выдоха,
регуляцию дыхания.
Получат возможность:
изучить функциональные
возможности дыхательной
системы.
Научатся: объяснять
изменение обхвата грудной
клетки в состоянии вдоха и
выдоха.
Получат возможность:
познакомиться с приемами
определения жизненной
емкости легких; оказания
первой помощи при
отравлении угарным газом,
спасении утопающего
Научатся: оценивать свои
знания об особенностях
строения органов дыхания.
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
дискуссии и аргументации своей позиции
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно.
Познавательные: применяют методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств
Коммуникативные: развивают
способность с помощью вопросов
добывать недостающую информацию
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы)
Коммуникативные: учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Пищеварительная система (6 ч)
Пластический
обмен,
энергетический обмен, пищевые
продукты, питательные вещества,
роль в обмене веществ.
тракт,
Пищеварительный
пищеварительные
железы.
Значение пищеварения.
Научатся: выявлять
закономерность между
питательными веществами и
ролью в обмене веществ.
Получат возможность:
изучить особенности
пластического и
энергетического обменов.
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно.
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выдвигают и обосновывают гипотезы,
предлагают способы их проверки
Коммуникативные: с достаточной
Признание высокой
ценности жизни во
всех ее проявлениях
Признание высокой
ценности жизни во
всех ее проявлениях
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
Признание ценности
здоровья, своего и
других людей2.
Строение и функции
пищеварительной системы.
Пищеварение в ротовой
полости.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
пищеварения.
3. Пищеварение в желудке.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
пищеварения.
Лабораторная работа № 9
«Действие слюны на
крахмал»
4. Пищеварение в тонком и
толстом кишечнике
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
пищеварения.
Ротовая полость,
рецепторы
вкуса, слюнные железы, зубы.
Пищеварительный
канал,
пищеварительные
железы.
Пищеварение.
Научатся: различать на
таблицах и муляжах органы
пищеварительной системы
Получат возможность:
выделять существенные
признаки процессов питания
и пищеварения.
желудок,
пепсин,
Пищевод,
сфинктер,
двенадцатиперстная
кишка, поджелудочная железа,
трипсин, печень, желчь, фермент,
кишечная палочка, дисбактериоз.
Научатся: различать на
таблицах и муляжах
пищевод и желудок.
Получат возможность:
изучить действие слюны на
крахмал.
Всасывание, ворсинка, воротная
вена, печень, печеночная вена,
заменимые и незаменимые
аминокислоты, желчь, аппендикс,
аппендицит, перитонит.
Научатся: различать на
таблицах и муляжах отделы
кишечника.
Получат возможность:
изучить причины нарушения
деятельности кишечника.
5.
Регуляция пищеварения.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
регуляции процессов
пищеварения.
Фистула, безусловные рефлексы,
условные рефлексы,
мнимое
сокоотделение
кормление,
желудочных желез. Регуляция
деятельности пищеварительной
системы.
Научатся: различать
безусловные и условные
рефлексы, связанные с
сокотделением желудочных
желез.
Получат возможность:
полнотой и точностью выражают свои
мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации
Регулятивные: принимают
познавательную цель, сохраняют ее при
выполнении учебных действий,
регулируют весь процесс их выполнения и
четко выполняют требования
познавательной задачи
Познавательные: применяют методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств
Коммуникативные: адекватно
используют речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции
Регулятивные: принимают
познавательную цель, сохраняют ее при
выполнении учебных действий,
регулируют весь процесс их выполнения и
четко выполняют требования
познавательной задачи
Познавательные: составляют целое из
частей, самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты
Коммуникативные: интересуются
чужим мнением и высказывают свое
Регулятивные: принимают
познавательную цель, сохраняют ее при
выполнении учебных действий,
регулируют весь процесс их выполнения и
четко выполняют требования
познавательной задачи
Познавательные: составляют целое из
частей, самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты
Коммуникативные: учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: принимают
познавательную цель, сохраняют ее при
выполнении учебных действий,
регулируют весь процесс их выполнения и
четко выполняют требования
познавательной задачи
Формируют
ответственное
отношение к учению
Формируют
ответственное
отношение к учению
Формируют
ответственное
отношение к учению
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий6.
Гигиена органов
пищеварения.
(развернутое оценивание)
Цель: контроль и оценка
знаний учащихся.
Основные понятия темы
изучить методы
исследования регуляции
пищеварительной системы
Научатся: оценивать свои
знания об особенностях
строения органов
пищеварения.
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Познавательные: составляют целое из
частей, самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты
Коммуникативные: понимают
возможность различных точек зрения, не
совпадающих с собственной
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Обмен веществ и энергии (3ч)
1. Обмен веществ и энергии —
основное свойство всех
живых существ.
(открытие нового знания)
Цель: сформировать понятие
пластический и
энергетический обмен.
Пластический и энергетический
обмен. Обмен белков, жиров,
углеводов, воды и минеральных
солей. Заменимые и незаменимые
аминокислоты,
и
макроэлементы. Роль ферментов
в обмене веществ.
микро
Научатся: выделять
существенные признаки
обмена веществ и
превращений энергии в
организме человека
Получат возможность:
изучить роль ферментов в
обмене веществ.
2.
Витамины.
(комбинированный)
Цель: систематизировать
знания о витаминах.
Лабораторная работа № 10
«Установление зависимости
между нагрузкой и уровнем
энергетического обмена по
результатам функциональной
пробы с задержкой дыхания
до и после нагрузки».
3. Пищевой рацион.
(развернутое оценивание)
Цель: создать условия для
контроля и оценки знаний и
умений по теме.
Витамины. Энерготраты человека
и пищевой рацион. Нормы и
режим питания. Основной и
общий обмен. Энергетическая
емкость пищи.
Основные понятия темы.
Научатся: приводить
доказательства
необходимости соблюдения
мер профилактики
нарушений обмена веществ в
организме и развития
авитаминозов
Получат возможность:
установить зависимость
между нагрузкой и уровнем
энергетического обмена
Научатся: оценивать свои
знания об особенностях
строения органов
пищеварения.
Получат возможность:
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес
Регулятивные: принимают
познавательную цель, сохраняют ее при
выполнении учебных действий,
регулируют весь процесс их выполнения и
четко выполняют требования
познавательной задачи
Познавательные: составляют целое из
частей, самостоятельно достраивая,
восполняя недостающие компоненты
Коммуникативные: понимают
возможность различных точек зрения, не
совпадающих с собственной
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий
Познавательные: составляют целое из
частей, самостоятельно достраивая,
строят логические цепи рассуждений,
восполняя недостающие компоненты
Коммуникативные: понимают
возможность различных точек зрения, не
совпадающих с собственной
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий1. Наружные покровы тела
человека.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
строения кожи.
2.
Роль кожи в обменных
процессах.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения процессов
происходящих в коже.
3. Органы мочевыделительной
системы, их строение и
функция.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
строения органов выделения.
4.
Гигиена органов выделения.
(комбинированный)
Цель: систематизировать
знания о гигиенических
требованиях.
взаимопроверки и оценки
компьютера
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система (5 ч)
Строение и функция кожи. Ногти
и волосы. Роль кожи в обменных
процессах,
рецепторы кожи,
участие в теплорегуляции.
Уход за кожей, ногтями и
волосами в зависимости от типа
кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний.
Грибковые и паразитарные
болезни, их профилактика и
лечение у дерматолога. Травмы:
ожоги,
обморожения.
Терморегуляция
организма.
Закаливание.
Доврачебная
помощь при общем охлаждении
организма. Первая помощь при
тепловом и солнечном ударе.
Значение органов выделения в
поддержании
гомеостаза
внутренней среды организма.
Строение и работа почек.
Нефроны. Первичная и конечная
моча.
органов
Заболевания
выделительной системы и их пре
дупреждение и профилактика.
Научатся: выделять
существенные признаки
покровов тела,
терморегуляции
Получат возможность:
изучить микроскопическое
строение кожи
Научатся: приводить
доказательства
необходимости закаливания
организма, ухода за кожей,
волосами, ногтями
Получат возможность:
освоить приемы оказания
первой помощи при
тепловом и солнечном
ударах, ожогах,
обморожениях, травмах.
Научатся: различать на
таблицах органы
мочевыделительной системы
Получат возможность:
выделять существенные
признаки процесса удаления
продуктов обмена из
организма
Научатся: приводить
доказательства
необходимости соблюдения
мер профилактики
заболеваний
мочевыделительной системы
Получат возможность:
изучить различные приемы
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий
Познавательные: применяют методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств
Коммуникативные: понимают
возможность различных точек зрения, не
совпадающих с собственной
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий, ставят
учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того,
что еще неизвестно
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
Коммуникативные: понимают
возможность различных точек зрения, не
совпадающих с собственной
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий, ставят
учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того,
что еще неизвестно
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
Коммуникативные: понимают
возможность различных точек зрения, не
совпадающих с собственной
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
Коммуникативные: понимают
возможность различных точек зрения, не
совпадающих с собственной.
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес
Формируют
ответственное
отношение к учению
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий5.
1.
2.
Значение наружных
покровов.
(обобщения и
систематизации)
Цель: обобщить и
систематизировать знания по
теме.
Значение нервной системы.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения нервной системы
Строение нервной системы.
(комбинированный)
Цель: сформировать понятие
спинной мозг
3.
Строение головного мозга.
(комбинированный)
Цель: сформировать понятие
головной мозг
Лабораторная работа № 11
«Пальценосовая проба и
особенности движений,
Основные понятия темы
предупреждения
заболеваний
мочевыделительной системы
Научатся: оценивать свои
знания об особенностях
строения органов
выделения.
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Потребности,
опознание
субъективное
Значение Н.С. для человека.
Строение нервной системы:
спинной и головной мозг —
центральная нервная система;
нервы и нервные узлы —
периферическая.
Строение и
функции спинного мозга.
Нервная система человека (5 ч)
Научатся: анализировать и
активность,
объектов,
оценивать целевые и
смысловые установки в
отражение.
своих действиях и
поступках по отношению к
здоровью своему и
окружающих; последствия
влияния факторов риска на
здоровье человека
Получат возможность:
изучить особенности
субъективного отражения.
Научатся: составлять
схему строения нервной
системы.
Получат возможность:
изучить особенность
строения нервного узла .
Строение головного мозга.
Функции
продолговатого,
моста и
среднего мозга,
мозжечка.
Передний мозг.
Функции промежуточного мозга
и коры больших полушарий.
Старая и новая кора больших
полушарий головного мозга.
Аналитикосинтетическая
и
Научатся: составлять
схему строения головного
мозга.
Получат возможность:
изучить аналитико
синтетическую и
замыкательную функцию
коры больших полушарий
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий, ставят
учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того,
что еще неизвестно
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
Коммуникативные: понимают
возможность различных точек зрения, не
совпадающих с собственной.
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выделяют и формулируют проблему
Коммуникативные: понимают
возможность различных точек зрения, не
совпадающих с собственной.
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выражают смысл ситуации различными
средствами (рисунки, символы, схемы,
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес
Формируют
ответственное
отношение к учению
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес4.
связанных с функциями
мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и
среднего мозга»
Соматический и
автономный отделы
нервной системы.
(комбинированный)
Цель: систематизировать
знания о Н.С.
Лабораторная работа № 12
«Определяющий изменение
тонуса симпатической и
парасимпатической системы
автономной нервной системы
при раздражении».
5. Мозг и психика.
(обобщения и
систематизации)
Цель: обобщить и
систематизировать знания по
теме
замыкательная функции коры
больших полушарий головного
мозга. Доли больших полушарий
и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный
системы.
отделы нервной
Симпатический
и
парасимпатический подотделы
автономной нервной системы. Их
взаимодействие.
Научатся:
систематизировать свои
знания об особенностях
строения Н.С.
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
знаки)
Коммуникативные: понимают
возможность различных точек зрения, не
совпадающих с собственной.
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
выбирают критерии для сравнения
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес
Основные понятия темы
Научатся: оценивать свои
знания об особенностях
строения органов
выделения.
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
1.
2.
Анализаторы (5ч)
Зрительный анализатор.
(комбинированный)
Цель: сформировать понятие
зрительный анализатор.
Лабораторная работа № 13
«Опыты,
выявляющие
иллюзии, связанные с биноку
лярным зрением»
Положение и строение глаз. Ход
лучей через прозрачную среду
глаза. Строение и функции
Корковая часть
сетчатки.
зрительного
анализатора.
Бинокулярное зрение.
Научатся: выделять
существенные признаки
строения и
функционирования органа
зрения.
Получат возможность:
изучить влияние иллюзии на
бинокулярное зрение.
Гигиена зрения.
(комбинированный)
Цель: систематизировать
знания о гигиенических
требованиях.
травм
глазных
Предупреждение
болезней,
глаза.
Предупреждение близорукости и
дальнозоркости.
Коррекция
зрения.
Научатся:
приводить доказательства
необходимости соблюдения
мер профилактики
нарушений зрения.
Получат возможность:
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
осуществляют поиск и выделение
необходимой информации
Коммуникативные: адекватно
используют речевые средства для
дискуссии и аргументации своей позиции
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Формируют
ответственное
отношение к учению
Формируют
ответственное
отношение к учению3.
Слуховой анализатор.
(открытие нового знания)
Цель: сформировать понятие
слуховой анализатор.
Значение слуха. Строение и
функции наружного, среднего и
внутреннего уха.
Рецепторы
слуха. Корковая часть слухового
анализатора. Гигиена органов
слуха. Причины тугоухости и
глухоты, их предупреждение.
Их анализаторы. Взаимодействие
анализаторов.
4. Органы равновесия, кожно
мышечной
чувствительности, обоняния
и вкуса.
(открытие нового знания)
Цель: сформировать понятие
орган равновесия, обоняния,
вкуса.
Основные понятия темы.
5.
Взаимодействие
анализаторов.
(обобщения
систематизации)
Цель:
и
систематизировать знания по
теме
обобщить
и
изучить приемы
предупреждения нарушения
зрения.
Научатся:
приводить доказательства
необходимости соблюдения
мер профилактики
нарушений слуха.
Получат возможность:
изучить приемы
предупреждения нарушения
слуха.
Научатся:
приводить доказательства
необходимости соблюдения
мер профилактики
нарушений равновесия,
вкуса, обоняния.
Получат возможность:
изучить приемы
предупреждения нарушения
обоняния и вкуса.
Научатся: оценивать свои
знания об особенностях
строения органов
выделения.
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выделяют и формулируют проблему
Коммуникативные: описывают
содержание совершаемых действий с
целью ориентировки предметно
практической или иной деятельности
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выделяют и формулируют проблему
Коммуникативные: описывают
содержание совершаемых действий с
целью ориентировки предметно
практической или иной деятельности
Регулятивные: составляют план и
последовательность действий,
самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней
Познавательные: выделяют и
формулируют познавательную цель,
выделяют и формулируют проблему
Коммуникативные: описывают
содержание совершаемых действий с
целью ориентировки предметно
практической или иной деятельности
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Формируют
устойчивый
познавательный
интерес
Формируют
ответственное
отношение к учению
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
1.
Вклад отечественных
ученых в разработку учения
о высшей нервной
И.М. Сеченов, И.П. Павлов,
торможение условного рефлекса,
формы торможения,
метод
условных рефлексов, доминанта
Научатся: объяснять роль
отечественных ученых в
разработку учения о В.Н.Д.
Получат возможность
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что
Формируют
ответственное
отношение к учению
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (10 ч)деятельности.
(открытие нового знания)
Цель: создать условия для
знакомства с различными
теориями.
2.
Врожденные и
приобретенные программы
поведения.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
поведения.
Лабораторная работа № 14
«Выработка навыка
зеркального письма»
Врожденные
программы
поведения:
безусловные
рефлексы,
инстинкты,
динамический
стереотип,
этология.
Приобретенные
программы поведения: условный
рефлекс,
рассудочная
деятельность, эмоции, навыки,
привычки.
3.
Сон и сновидения.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей сна.
Биологические ритмы. Сон и
бодрствование.
Сновидения,
быстрый и медленный сон,
сновидения.
4. Особенности ВНД. Речь и
сознание.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
сознания.
и
Базовые
вторичные
потребности, сознание, интуиция.
Потребности человека, речь, роль
речи в познании, познавательные
процессы,
мышление,
наблюдение, представления, ум.
научиться: описывать
опыты, проведенные
учеными для изучения
условных рефлексов
Научатся: Выделять
существенные особенности
поведения и психики
человека
Получат возможность:
описывать врожденные и
приобретенные программы
поведения.
Научатся: Выделять
существенные особенности
поведения и психики
человека
Получат возможность:
изучить различные виды сна.
Научатся: Выделять
существенные особенности
поведения и психики
человека
Получат возможность:
изучить различные приемы
изучения внимания,
мышления, наблюдения и
восприятия.
5. Особенности ВНД. Память,
Логическая и механическая Научатся: выделять
Формируют
ответственное
отношение к учению
Устойчивый
познавательный
интерес и
становление
смыслообразующей
функции
познавательного
мотива
ещё неизвестно
Познавательные: самостоятельно
работают с различными источниками
информации: находят биологическую
информацию, анализируют и оценивают
информацию
Коммуникативные: формулируют
собственное мнение и позицию, задают
вопросы
Регулятивные: ставят учебные задачи на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимся, и того, что
ещё неизвестно
Познавательные: самостоятельно
создают алгоритмы деятельности при
решении проблем творческого и
поискового характера
Коммуникативные: развивают умение
интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: осуществляют поиск и
выделение необходимой информации,
анализируют объект, выделяя
существенные и несущественные признаки
Коммуникативные: планируют общие
способы работы, умеют представлять
конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: выделяют и
формулируют проблему, выдвигают и
обосновывают гипотезы, предлагают
способы их проверки
Коммуникативные: развивают
способность с помощью вопросов
добывать недостающую информацию
Регулятивные: ставят учебную задачу на Умение вести
Устойчивый
познавательный
интересвоображение и мышление.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
сознания.
память. Представление памяти.
Особенности
памяти,
воображения и мышления.
Оперативная, длительная память,
срок памяти.
6. Лабораторная работа № 15
«Особенности ВНД».
(практикум)
Цель: систематизировать
знания об особенностях ВНД
Особенности ВНД
7.
Воля, эмоции, внимание.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей ВНД.
негативизм,
Волевые действия, внушаемость
эмоции,
и
реакции,
эмоциональные
состояние,
эмоциональное
физиологические
основы
внимания.
Особенности ВНД
8. Лабораторная работа № 16
« Измерение числа
колебаний образа усеченной
пирамиды»
(практикум)
Цель: создать условия для
изучения особенностей ВНД
существенные особенности
поведения и психики
человека
Получат возможность:
изучить различные приемы
изучения памяти и
воображения.
Научатся: выделять
существенные особенности
поведения и психики
человека
Получат возможность:
проверить особенности
своей В.Н.Д.
Научатся: выделять
существенные особенности
поведения и психики
человека
Получат возможность:
изучить основные методики
по корректировке
эмоционального состояния
Научатся: выделять
существенные особенности
поведения и психики
человека
Получат возможность:
проверить особенности
своей В.Н.Д.
9. Лабораторная работа № 17
«Особенности
Особенности ВНД
Научатся: выделять
существенные особенности
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: выделяют и
формулируют проблему, выдвигают и
обосновывают гипотезы, предлагают
способы их проверки
Коммуникативные: развивают
способность с помощью вопросов
добывать недостающую информацию
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: выражают смысл
ситуации различными средствами
(рисунки, символы, схемы, знаки)
Коммуникативные: развивают умение
интегрироваться в группу сверстников и
строить продуктивное взаимодействие со
сверстниками и взрослыми
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: выбирают наиболее
эффективные способы решения задачи в
зависимости от конкретных условий
Коммуникативные: устанавливают
рабочие отношения, учатся эффективно
сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: выражают смысл
ситуации различными средствами
(рисунки, символы, схемы, знаки)
Коммуникативные: учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
диалог на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
Умение вести
диалог на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
Признание высокой
ценности жизни во
всех ее проявлениях
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
Знание основ
здорового образаэмоционального состояния
человека»
(практикум)
Цель: создать условия для
изучения особенностей ВНД
10
Значение ВНД для человека.
(развернутое оценивание)
Цель: создать условия для
контроля и оценки знаний и
умений по теме.
Основные понятия темы.
поведения и психики
человека
Получат возможность:
проверить особенности
своей В.Н.Д.
Научатся: оценивать свои
знания об особенностях
строения органов
выделения.
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: выражают смысл
ситуации различными средствами
(рисунки, символы, схемы, знаки)
Коммуникативные: учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
1. Органы эндокринной
системы.
(открытие нового знания)
Цель: создать условия для
изучения строения
эндокринной системы.
2.
Значение эндокринной
системы для человека.
(обобщения и
систематизации знаний и
умений)
Цель: обобщить и
систематизировать знания по
теме
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)
Единство нервной и гуморальной
системы, промежуточный мозг и
органы эндокринной системы,
свойства гормонов
Научатся: различать на
таблицах и муляжах органы
нервной и эндокринной
систем
Получат возможность:
выделяют существенные
признаки процесса
регуляции
жизнедеятельности
организма
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: применяют методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств
Коммуникативные: учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Основные понятия темы
Научатся: оценивать свои
знания об особенностях
строения органов
выделения.
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
Умение вести
диалог на основе
равноправных
отношений и
взаимного уважения
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
1. Жизненные циклы.
Размножение.
(комбинированный)
Жизненные циклы организмов.
и
Бесполое
половое
размножение.
Преимущества
Научатся: выделять
существенные признаки
воспроизведения и развития
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
Умение вести
диалог на основе
равноправных
Индивидуальное развитие организма (4 ч)Цель: создать условия для
изучения строения системы
репродукции.
полового размножения. Мужская
и женская половые системы.
Сперматозоиды и яйцеклетки.
Роль половых хромосом в
определении пола будущего
ребенка.
Менструации и
поллюции.
организма человека
Получат возможность:
выделяют существенные
признаки процесса
размножения
2.
Развитие зародыша и плода.
Роды.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
изучения особенностей
развития зародыша и плода.
3. Наследственные и
врожденные заболевания,
передаваемые половым
путем.
(комбинированный)
Цель: создать условия для
знакомства с видами
заболеваний.
и
и
и
овуляция,
развитие
Образование
опло
зародыша:
дотворение
яйцеклетки,
укрепление зародыша в матке.
Развитие зародыша и плода.
Беременность
роды.
Биогенетический закон Геккеля
—Мюллера
причины
отступления от него. Влияние
ПАВ веществ (табака, алкоголя,
наркотиков) на развитие и
здоровье человека.
Наследственные и врожденные
заболевания и заболевания,
передающиеся половым путем:
СПИД, сифилис и др. Их
профилактика.
после
Развитие
рождения.
Новорожденный и
грудной ребенок, уход за ним.
Половое
созревание.
Биологическая и социальная
зрелость. Вред ранних половых
контактов и абортов.
ребенка
Основные понятия темы.
4.
Значение системы
размножения.
(обобщения и
систематизации знаний и
умений)
Цель: обобщить и
систематизировать знания по
теме
Научатся: выделять
существенные признаки
воспроизведения и развития
организма человека
Получат возможность:
изучить биогенетический
закон ГеккеляМюллера.
Научатся: Приводить
доказательства
необходимости соблюдения
мер профилактики
инфекций, передающихся
половым путем; ВИЧ
инфекций; медико
генетического
консультирования для
предупреждения
наследственных заболеваний
человека.
Получат возможность:
изучить причины
заболеваний, передаваемых
половым путем
Научатся: оценивать свои
знания об особенностях
строения органов
выделения.
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
отношений и
взаимного уважения
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
неизвестно
Познавательные: применяют методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств
Коммуникативные: учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: применяют методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств
Коммуникативные: учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: ставят учебную задачу на
основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно
Познавательные: применяют методы
информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств
Коммуникативные: учатся
аргументировать свою точку зрения,
спорить и отстаивать свою позицию
невраждебным для оппонентов образом
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологийПовторение вопросов курса 8 класса. (1 ч)
1. Повторение вопросов курса
8 класса.
(развернутое оценивание)
Цель: создать условия для
контроля и оценки знаний и
умений учащихся.
Основные понятия курса
Научатся: оценивать свои
знания об особенностях
строения органов
выделения.
Получат возможность:
взаимопроверки и оценки
компьютера
Регулятивные: осознают качество и
уровень усвоения, оценивают
достигнутый результат
Познавательные: структурируют знания,
Коммуникативные: учатся управлять
поведением партнера убеждать его,
контролировать, корректировать и
оценивать его действия
Знание основ
здорового образа
жизни и
здоровьесберегающи
х технологий
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать,
строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Основные результаты:
1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научнопопулярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих.
4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
1. Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма).
2. Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости
здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний,
вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, вичинфекции, вредных привычек, нарушения
осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
3. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и
эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значениябиологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных
заболеваний у человека, видообразования и приспособленности.
4. Классификация определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
5. Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека.
6. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
7. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток,
тканей, органов, систем органов и их функциями.
8. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических
экспериментов и объяснение их результатов.
9. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
10. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
11. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
( лупы, микроскопы).
12. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных
заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за
состоянием собственного организма.
Методы и приемы обучения:
Объяснительноиллюстративный метод обучения;
• Самостоятельная работа с электронным учебным пособием;
• Поисковый метод;
• Проектный метод
• Игровой метод
• Метод проблемного обучения;
• Анализ;
• Дискуссия;
• Диалогический метод;
• Практическая деятельность;
• Групповая самостоятельная работа в системе Internet;
• Проектирование;
• Смысловое чтение текста.
• Тестирование, тестирование с использованием системы Votum;
• устный контроль;
• самоконтроль;
Формы контроля:• выполненные задания в рабочей тетради;
• результаты лабораторных работ;
• выполненные проекты.
• решение проектных задач
знание понятия, термины;
•
• умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения.
• умение использовать полученные знания на практике.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии.
Содержание контроля:
Оценка теоретических знаний учащихся:
полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий,
верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ
самостоятельный.
раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения
понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов.
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточ
но чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности
в использовании научной терминологии, определении понятии.
основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в
определении понятие, при использовании терминологии.
Отметка «5»:
Отметка «4»:
Отметка «3»:
Отметка «2»:
Отметка «1»
Отметка «5»:
ответ на вопрос не дан.
Оценка практических умений учащихся
1. Оценка умений ставить опыты
правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по
закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта
допускаются; 12 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании
наблюдении допущены неточности, выводы неполные.
правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов.
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и
его оформлении.
полное неумение заложить и оформить опыт.
2. Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
Отметка «4»:
Отметка «3»:
Отметка «2»:
Отметка «1»
Отметка «5»:
Отметка «4»:
Отметка «3»:
Отметка «2»:
Отметка «1»
правильность проведения;
умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.
правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаке, логично, научно грамотно оформлены результаты
наблюдения I выводы.
правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы
второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
допущены неточности, 1 2 ошибка в проведении наблюдение по заданию учителя; при выделении существенных признаков у
наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (12) в оформлении наблюдение и выводов.
допущены ошибки (34) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса),
допущены ошибки (34) в оформлении наблюдений и выводов.
не владеет умением проводить наблюдение.
Оценка выполнения тестовых заданий:Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 85 – 100%.
Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 65 – 84%.
Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 49 – 64%.
Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 49%.
Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.