рабочая программа по биологии 8 класс

  • Документация
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Настоящая программа составлена на основании приказа Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», и предназначена для изуче¬ния курса «Человек и его здоровье» в 8 классе сред¬ней общеобразовательной школы, является логиче¬ским продолжением программ, предложенных для основной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. Резервное время, предусмотренное программой в количестве 6 часов, использовано для контрольно-общающих уроков. В связи с тем, что по учебному плану школы в 8- классах предусматривается 34 учебные недели, на изучение курса отводится 68 часов. За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р.Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2011 году (стр. 37). Данная программа относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.
Иконка файла материала рабочая программа 8 класс В.В. Пасечник ФГОС ООО.docx
Пояснительная записка. Настоящая   программа   составлена   на   основании   приказа   Министерства   образования   России   от   05.03.2004   г.   №1089   «Об   утверждении федерального   компонента   государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного   общего   и   среднего   (полного)     общего образования», и  предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы, является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. Резервное время, предусмотренное программой в количестве 6 часов, использовано для контрольно­общающих уроков. В связи с тем, что по учебному плану школы в 8­ классах предусматривается 34 учебные недели,  на изучение курса отводится 68 часов. За основу рабочей программы взята  программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом   образовательных   программ   и   стандартов   общего   образования   министерства   образования   Р.Ф.,   опубликованная   издательством «Дрофа» в 2011 году  (стр. 37). Данная  программа  относится  к авторским  программам, составленным  в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта.  Цели изучения биологии в 8 классе:   формирование и развитие знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека;  гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни для сохранения психического, психического и нравственного здоровья человека;  развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний о своем организме, формирование и развитие интеллектуальных умений и познавательных качеств личности, овладение методами исследования организма человека.  Специфика и задачи курса биологии 8 класса.  В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического  положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности.В курсе уделяется большое внимание санитарно­гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии   позволит   более   рационально   организовать   учебную,   трудовую,   спортивную   деятельность   и   отдых,   легче   вписаться   в   коллектив сверстников и стать личностью. Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете мульти медиа оборудования: компьютер, цифровой проектор, большой экран или интерактивная доска, цифровой микроскоп, интерактивная система контроля и оценки знаний Votum. Условия реализации программы: Цель: 1. Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность ­ носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы. 2. Обеспечение ориентации в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе. 3. Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о своем организме; познавательных качеств личности, связанных   с   усвоением   основ   научных   знаний,   овладением   методами   исследования   организма   человека,   формированием интеллектуальных умений. 4. Овладение   ключевыми   компетентностями:   учебно­познавательными,   информационными,   ценностно­смысловыми, коммуникативными. 5. Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально­ценностному отношению к своему организму. Тематическое планирование с УУД: № п/п Тема и тип урока Да та Элементы содержания Предметные Введение. Планируемые результаты Метапредметные  Личностные   Цель: создать условия для определения значимости биологии. (1ч) 1. Наука анатомия. (комбинированный) Цель: создать условия для  определения значимости   науки анатомии.   анатомия, физиология,  психология и гигиена. Их  становление и методы  исследования. Организм человека – объект  изучения. Научатся: объяснять роль  биологии в практической  деятельности людей,  значения анатомии,  физиологии, психологии и  гигиены для изучения  особенностей организма  человека. Регулятивные: ставят учебные задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимся, и того, что  ещё неизвестно Познавательные: самостоятельно  работают с различными источниками  информации: находят биологическую  информацию, анализируют и оценивают  Формируют  ответственное  отношение к учениюПолучат возможность  научиться: описывать   биологические науки,  применяя логику системного анализа информацию Коммуникативные: формулируют  собственное мнение и позицию, задают  вопросы Цель: создать условия для изучения различных гипотез происхождения человека. Происхождение человека (2ч) 1. Место человека в  систематике.  (комбинированный) Цель: систематизировать  знания учащихся о  становлении наук, изучающих  природу человека и охрану  его здоровья. Гипотезы происхождения  человека, доказательства жи­ вотного происхождения  человека.  2. Основные   этапы   эволюции человека. (комбинированный) Цель: систематизировать  знания о месте человека в  природе Влияние   биологических   и социальных   факторов   на человека.   Человеческие   расы. Человек как вид. Научатся: объяснять  признаки сходства животных и человека, доказывающие  его животное  происхождение. Получат возможность:  принимать различные точки  зрения на происхождение  человека, применяя логику  системного анализа. Научатся: приводить  доказательства взаимосвязи  человека и окружающей  среды, зависимости здоровья человека от состояния  окружающей среды,  необходимости защиты  среды обитания  Получат возможность:  объяснять место и роль  человека в природе Регулятивные: ставят учебные задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимся, и того, что  ещё неизвестно Познавательные: самостоятельно  работают с различными источниками  информации: находят биологическую  информацию, анализируют,  систематизируют и оценивают  информацию Коммуникативные: формулируют  собственное мнение и позицию, задают  вопросы Регулятивные: ставят учебные задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимся, и того, что  ещё неизвестно, оценивают достигнутый  результат Познавательные: применяют методы  информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных, определяют  основную и второстепенную информацию  Коммуникативные: интересуются  чужим мнением и высказывают  Формируют  ответственное  отношение к учению Формируют  доброжелательное  отношение к  окружающим Цель: создать условия для изучения особенностей строения и функций организма человека. Строение и функции организма (60 ч) 1. Уровни организации. (комбинированный)  Цель: систематизировать  знания о строении организма  человека. Структура тела. Органы и си­ стемы органов. Эндокринная  система, гормоны, нервные  импульсы. Строение организма (6 ч) Научатся: определять   место человека в системе  органического мира,  объяснять строение  организма человека: клетки,  Регулятивные: принимают  познавательную цель, сохраняют ее при  выполнении учебных действий,  регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования  Формируют  устойчивый  познавательный  интересстроение 2. Клеточное организма. (комбинированный) систематизировать Цель: знания   о   клетке   и     ее строении, жизнедеятельности.  3. 4. Строение и функции тканей человека. (комбинированный) Цель: систематизировать  знания об особенностях  тканей человека. Лабораторная работа № 1  «Виды тканей –  эпителиальная,  соединительная,  кровеносная» (практикум) Цель: сформировать умение  распознавать различные виды  тканей. Строение и функция клетки.  Роль ядра в передаче  наследственных свойств  организма. Органоиды клетки.  Деление. Жизненные процессы  клетки: обмен веществ,  биосинтез и биологическое  окисление. Их значение. Рост и  развитие клетки. Состояния  физиологического покоя и  возбуждения. Эпителиальные, соединительные,  мышечные, нервная ткани.  Строение и функция нейрона.  Синапс. Центральная и  периферическая части нервной  системы. Спинной и головной  мозг. Нервы и нервные узлы. Особенности тканей организма  человека ткани, органы, системы  органов Получат возможность:  обосновать биологическую  природу и социальную  сущность человека Научатся:  классифицировать  различные органоиды клетки по их функции Получат возможность:  описывать жизненные  процессы клетки Научатся:  классифицировать  различные ткани организма  человека по их функции Получат возможность:  описывать строение клеток  различных тканей организма  человека Научатся: распозновать  различные ткани организма  человека по их  микроскопическому  строению Получат возможность:  изучить микроскопическое  строение клеток тканей  организма человека познавательной задачи Познавательные: выбирают смысловые  единицы текста и устанавливать  отношения между ними Коммуникативные: умение слушать и  слышать друг друга Регулятивные: составляют план и  последовательность действий,  Познавательные: выделяют  количественные характеристики  объектов, заданные словами, выделяют  объекты и процессы с точки зрения  целого и частей, структурируют знания Коммуникативные: развивают умение  интегрироваться в группу сверстников и  строить продуктивное взаимодействие со  сверстниками и взрослыми Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: применяют методы  информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств,  структурируют знания Коммуникативные: адекватно  используют речевые средства для  дискуссии и аргументации своей позиции Регулятивные: составляют план и  последовательность действий,  самостоятельно формулируют  познавательную цель и строят действия в  соответствии с ней Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выражают смысл ситуации различными  средствами (рисунки, символы, схемы) Коммуникативные: учатся  аргументировать свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для оппонентов образом Умение вести  диалог на основе  равноправных  отношений и  взаимного уважения умение вести диалог на основе  равноправных  отношений и  взаимного уважения Формируют  устойчивый  познавательный  интерес  5 Рефлекс и рефлекторная  дуга. Нейронные цепи. Процессы  возбуждения и торможения, их  Научатся: выделять  существенные признаки  Регулятивные: выделяют и осознают то,  что уже усвоено и что еще подлежит  Формируют  устойчивый(открытие нового знания) Цель: сформировать понятие  рефлекс и рефлекторная дуга. значение. Чувствительные,  вставочные и исполнительные  нейроны. Прямые и обратные  связи. Роль рецепторов в  восприятии раздражений. процесса регуляции  жизнедеятельности  организма Получат возможность:  изучить роль рецепторов в  восприятии раздражений познавательный  интерес  усвоению, осознают качество и уровень  усвоения Познавательные: выделяют и  формулируют проблему, выдвигают и  обосновывают гипотезы, предлагают  способы их проверки Коммуникативные: развивают  способность с помощью вопросов  добывать недостающую информацию Рефлекторная регуляция. (развернутое оценивание) Цель: обобщить знания о  строении организма. Основные понятия темы Научатся: оценивать свои  знания на различение  частей и органоидов клетки,  органов и систем органов  человека;  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Умение вести  диалог на основе  равноправных  отношений и  взаимного уважения Опорно­двигательная система (8 часов) 6. 1. Химический состав костей, их  макро­ и микростроение, типы  костей. Скелет человека, его  приспособление к  прямохождению, трудовой  деятельности. Изменения,  связанные с развитием мозга и  речи. Типы соединений костей:  неподвижные, полуподвижные,  подвижные (суставы). Части скелета, череп и туловище, приспособление скелета к  прямохождению. Научатся: выделять  существенные признаки  опорно­двигательной  системы человека Получат возможность:  изучить микроскопическое  строение кости Научатся: выделять части  скелета и существенные  признаки  приспособления к  прямохождению.  Получат возможность:  изучить части осевого  скелета на мулежах. Устойчивый  познавательный  интерес и  становление  смыслообразующей  функции  познавательного  мотива Устойчивый  познавательный  интерес  Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: осуществляют поиск и  выделение необходимой информации,  анализируют объект, выделяя  существенные и несущественные признаки Коммуникативные: планируют общие  способы работы, умеют представлять  конкретное содержание и сообщать его в  письменной и устной форме Регулятивные: самостоятельно  формулируют познавательную цель и  строят действия в соответствии с ней,  ставят учебную задачу на основе  соотнесения того, что уже известно и  усвоено, и того, что еще неизвестно Познавательные: осуществляют поиск и  выделение необходимой информации,  анализируют объект, выделяя  существенные и несущественные признаки Коммуникативные: планируют общие  способы работы, умеют представлять  конкретное содержание и сообщать его в  Скелет человека Цель: создать условия для  выяснения особенностей  строения костей. Лабораторная работа  № 2 «Микроскопическое  строение кости» 2. Осевой скелет. (комбинированный) Цель:   создать   условия   для изучения особенностей скелета человека.3. Пояс   конечностей. Соединение костей. (открытие нового знания) Цель:   создать   условия   для изучения особенностей соединения костей.   4.   и   мышц Строение сухожилий. (открытие нового знания) Цель:   создать   условия   для изучения особенностей строения мышц.   Пояс верхних и нижних  конечностей, сустав, подвижное  и полу подвижное соединение  костей Научатся: определять пояс  верхних и нижних  конечностей по  особенностям соединения  костей  Получат возможность:  изучить  соединения костей  на различных макетах. Обзор мышц человеческого тела.  Мышцы антагонисты и  синергисты. Энергетика  мышечного сокращения.  Динамическая и статическая  работа. Научатся: определять и  сравнивать мышцы,  распозновать различные  группы мышц Получат возможность:  изучить  работу мышц на  различных макетах 5. Лабораторная   работа   №   3 «Мышцы   человеческого тела» (практикум) Цель:   создать   условия   для изучения   видов   мышц   тела человека. Особенности мышц организма  человека. Научатся: распозновать  различные группы мышц  по  их описанию и функции Получат возможность:  изучить строение мышц,  используя различные макеты 6. Работа скелетных мышц и  их регуляция. Цель: создать условия для  изучения работы мышц. (комбинированный) Лабораторная работа № 4  «Утомление при статической  работе» Понятие о двигательной  единице. Изменение мышцы при  тренировке, последствия  гиподинамии Научатся: выявлять  влияние физических  упражнений на развитие  скелета и мускулатуры;  Получат возможность:  изучить утомление мышц  при статической работе письменной и устной форме Регулятивные: самостоятельно  формулируют познавательную цель и  строят действия в соответствии с ней Познавательные: осуществляют поиск и  выделение необходимой информации,  анализируют объект, выделяя  существенные и несущественные признаки Коммуникативные: планируют общие  способы работы, умеют представлять  конкретное содержание и сообщать его в  письменной и устной форме Регулятивные: самостоятельно  формулируют познавательную цель и  строят действия в соответствии с ней,  Познавательные: осуществляют поиск и  выделение необходимой информации,  анализируют объект, выделяя  существенные и несущественные признаки Коммуникативные: планируют общие  способы работы Регулятивные: составляют план и  последовательность действий,  самостоятельно формулируют  познавательную цель и строят действия в  соответствии с ней Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выражают смысл ситуации различными  средствами (рисунки, символы, схемы) Коммуникативные: учатся  аргументировать свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для оппонентов образом Регулятивные: самостоятельно  формулируют познавательную цель и  строят действия в соответствии с ней,  предвосхищают результат и уровень  усвоения (какой будет результат?) Познавательные: осуществляют поиск и  выделение необходимой информации,  анализируют объект, выделяя  существенные и несущественные  признаки, структурируют знания Коммуникативные: планируют общие  Устойчивый  познавательный  интерес  Устойчивый  познавательный  интерес  Формируют  ответственное  отношение к учению Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий7. Осанка. Цель:   создать   условия   для изучения   понятия   осанка   и ее нарушения. (комбинированный) Лабораторная работа № 5  «Осанка и плоскостопие» Причины   нарушения   осанки   и развития   плоскостопия.  Их выявление,   предупреждение   и исправление. Основные понятия темы 8. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. и (обобщения систематизации   знаний   и умений) Цель: и систематизировать   знания   по теме обобщить       Научатся: выявлять  причины нарушения осанки  и возникновения  плоскостопии Получат возможность:  изучить  различные способы  выявления нарушения  осанки и методики  определения плоскостопии Научатся: обобщать и  систематизировать свои  знания о строении и  функциях опорно­ двигательного аппарата  человека Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера 1. Компоненты   внутренней   тканевая среды:   кровь, жидкость, лимфа. (открытие нового знания) Цель:   сформировать   понятие кровь и лимфа. Внутренняя среда организма (4 часа) Их   взаимодействие.   Гомеостаз. Состав   крови:   плазма   и форменные   элементы   (тромбо­ циты,   эритроциты,   лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина «К» в свертывании   крови.   Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.   Научатся: выявлять  взаимосвязь между  особенностями строения  клеток крови и их  функциями Получат возможность:  изучить механизмы  свертывания крови по  различным макетам 2.   организма Борьба инфекцией. Иммунитет. (открытие нового знания)   с Защитные   барьеры   организма. Луи   Пастер   и  И.  И.   Мечников. Антигены антитела. и     Научатся: выявлять  закономерность  между  барьерными механизмами  способы работы, умеют представлять  конкретное содержание и сообщать его в  письменной и устной форме Регулятивные: самостоятельно  формулируют познавательную цель и  строят действия в соответствии с ней,  предвосхищают результат и уровень  усвоения (какой будет результат?) Познавательные: осуществляют поиск и  выделение необходимой информации,  анализируют объект, выделяя  существенные и несущественные  признаки, структурируют знания Коммуникативные: планируют общие  способы работы, умеют представлять  конкретное содержание и сообщать его в  письменной и устной форме Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Регулятивные: самостоятельно  формулируют познавательную цель и  строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и  формулируют проблему, осуществляют  поиск и выделение необходимой  информации, анализируют объект,  выделяя существенные и несущественные  признаки, структурируют знания Коммуникативные: планируют общие  способы работы, умеют представлять  конкретное содержание и сообщать его в  письменной и устной форме Регулятивные: самостоятельно  формулируют познавательную цель и  строят действия в соответствии с ней Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий Умение вести  диалог на основе  равноправных  отношений и  взаимного уважения умение вести диалог на основе  равноправных  отношений и  взаимного уважения умение вести диалог на основе  равноправныхЦель:   сформировать   понятие иммунитет. 3. Группы крови. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей групп  крови человека.   система. Специфический   и   неспецифиче­ ский   иммунитет.   Иммунитет клеточный   и   гуморальный. Иммунная     Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные   и   паразитарные болезни.   Ворота   инфекции. Возбудители   и   переносчики болезни. и Течение вирусоносители. инфекционных болезней. Профилактика. Переливание крови. Резус­фак­ тор. Пересадка органов и тканей. Бацилло­         4. Иммунология   на   службе   здоровья. (обобщения и систематизации   знаний   и умений) Цель: и систематизировать   знания   по теме обобщить     Вакцины  и  лечебные  сыворотки. Естественный   и   искусственный иммунитет. и пассивный   иммунитет.   Тканевая совместимость.   Активный   организма человека и  процессами, происходящими в нем. Получат возможность:  изучить особенности  иммунной системы и ее  значение для человека Познавательные: выделяют и  формулируют проблему, осуществляют  поиск и выделение необходимой  информации, анализируют объект,  выделяя существенные и несущественные  признаки, структурируют знания Коммуникативные: планируют общие  способы работы, умеют представлять  конкретное содержание и сообщать его в  письменной и устной форме отношений и  взаимного уважения Регулятивные: самостоятельно  формулируют познавательную цель и  строят действия в соответствии с ней,  составляют план и последовательность  действий Познавательные: применяют методы  информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств,  самостоятельно создают алгоритмы  деятельности при решении проблем  творческого и поискового характера Коммуникативные: планируют общие  способы работы, устанавливают рабочие  отношения, учатся эффективно  сотрудничать и способствовать  продуктивной кооперации Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия умение вести диалог на основе  равноправных  отношений и  взаимного уважения Умение вести  диалог на основе  равноправных  отношений и  взаимного уважения Научатся: выделяют   процессы свертывания и  переливания крови,  иммунитета, вакцинации и  действия лечебных  сывороток Получат возможность:  изучить группы крови и  методы их определения Научатся: анализировать и  оценивать целевые и  смысловые установки в  своих действиях и  поступках по отношению к  здоровью своему и  окружающих; последствия  влияния факторов риска на  здоровье человека Получат возможность:  систематизировать свои  знания о разных видах  иммунитета, при создании  мини проекта Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)1.   системы Транспортные организма. (комбинированный) Цель:   создать   условия   для изучения транспортных функций тканей организма.   Органы кровеносной и  лимфатической систем, их роль в организме. Строение  кровеносных и лимфатических  сосудов.  Научатся: различать на  таблицах органы  кровеносной и  лимфатической системы Получат возможность:  изучить особенности  строения кровеносных и  лимфатических сосудов 2. Лабораторная   работа   №   6 «Круги кровообращения» (практикум) Цель:   создать   условия   для изучения   функции   венозных клапанов. Особенности  организма  человека. Научатся: составлять схему кругов кровообращения Получат возможность:  изучить особенность работы  венозных клапанов.  3. Строение и работа сердца. (открытие нового знания) Цель: сформировать понятие  сердечный ритм. Строение сердца, сосуды,  связанные с сердцем, сердечный  цикл, автоматизм сердца,  регуляция сердечных сокращений 4. Движение крови по сосудам.   (комбинированный) Цель:   создать   условия   для изучения особенностей движения крови по сосудам. Лабораторная работа № 7  « Измерение скорости  кровотока в сосудах    Регуляция кровоснабжения органов.   Артериальное   давление крови,   пульс,   кровоснабжение органов,   некроз, инсульт,   инфаркт.   Приборы   для артериального измерения давления   крови:   тонометр, фонендоскоп.   артериолы,   Научатся: выявлять  закономерность между  строением сердца и его  функций. Получат возможность:  изучить особенность работы  сердца.  Научатся: объяснять  особенности движения  крови по различным  сосудам, выявлять  зависимость от строения  функций сосудов. Получат возможность:  познакомиться с приборами  Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно. Познавательные: выделяют объекты и  процессы с точки зрения целого и частей,  осуществляют поиск и выделение  необходимой информации, определяют  основную и второстепенную информацию Коммуникативные: с достаточной  полнотой и точностью выражают свои  мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно. Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выражают смысл ситуации различными  средствами (рисунки, символы, схемы) Коммуникативные: с достаточной  полнотой и точностью выражают свои  мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно. Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выдвигают и обосновывают гипотезы,  предлагают способы их проверки Коммуникативные: с достаточной  полнотой и точностью выражают свои  мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации Регулятивные: самостоятельно  формулируют познавательную цель и  строят действия в соответствии с ней Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель. Коммуникативные: с достаточной  полнотой и точностью выражают свои  мысли в соответствии с задачами и  Признание высокой  ценности жизни во  всех ее проявлениях Признание ценности  здоровья, своего и  других людей Признание ценности  здоровья, своего и  других людей Признание ценности  здоровья, своего и  других людейногкевого ложа» 5. Гигиена сердечнососудистой системы. (комбинированный) Цель: систематизировать  знания о С.С.С. 6. Первая   помощь   при кровотечениях. (контроля   и   коррекции умений и знаний) Цель: осуществить контроль и коррекцию знаний по теме. 1. Строение и функции  органов дыхания. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  строения органов дыхания. Доврачебная помощь при заболе­ вании сердца и сосудов. Основные понятия темы измерения артериального  давления. Научатся: объяснять роль  гигиенических приемов для  функционирования С.С.С. Получат возможность:  изучить приемы доврачебной помощи при заболевании  сердца и сосудов и  кровотечениях. Научатся: оценивать свои  знания об особенностях  строения С.С.С.;  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера Дыхательная система (5 ч) Значение   дыхания.   Строение   и функции   органов   дыхания. Голосообразование. Инфекционные   и   органические заболевания   дыхательных   путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь.   Научатся: выявлять  закономерность между  строением органов дыхания  и их функциями. Получат возможность:  изучить особенность работы  органов дыхания.  2. Легкие. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  строения легких. Строение   легких.   Газообмен   в легких и тканях, особенности. Научатся: сравнивать  газообмен в легких и тканях, делают выводы на основе  сравнения, объяснять  особенности газообмена в  легких, тканях и клетках. Получат возможность:  изучить особенность работы  легких.  условиями коммуникации Регулятивные: выделяют и осознают то,  что уже усвоено и что еще подлежит  усвоению, осознают качество и уровень  усвоения Познавательные: структурируют знания, определяют основную и второстепенную  информацию Коммуникативные: с достаточной  полнотой и точностью выражают свои  мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно. Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выдвигают и обосновывают гипотезы,  предлагают способы их проверки Коммуникативные: с достаточной  полнотой и точностью выражают свои  мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно. Познавательные: выражают смысл  ситуации различными средствами  (рисунки, символы, схемы, знаки) Коммуникативные: адекватно  используют речевые средства для  Осваивают приемы  измерения пульса,  кровяного давления, оказания первой  помощи при  кровотечениях Признание ценности  здоровья, своего и  других людей Формируют  ответственное  отношение к учению Признание ценности  здоровья, своего и  других людей3. Механизмы вдоха и выдоха. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения механизма вдоха и  выдоха. 4. Лабораторная работа № 8  «Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и  выдоха» (практикум) Цель: создать условия для  изучения особенностей вдоха  и выдоха. 5. Выявление и  предупреждение болезней  органов дыхания. (обобщение и  систематизации знаний и  умений) Цель: обобщить и  систематизировать знания по  теме 1. Пищевые продукты и  питательные вещества. (комбинированный) Цель: систематизировать  знания о питательных  веществах.       и гуморальная Нервная   Охрана регуляция   дыхания. воздушной среды. Функциональные   возможности дыхательной   системы   как показатель   здоровья:   жизненная емкость легких.     утопающему, организма Особенности   человека.  Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь   при удушении и заваливании землей, электротравме.   Клиническая   и биологическая смерть. Искусственное   дыхание   и непрямой   массаж   сердца. Реанимация.   Влияние   курения   и других   вредных   привычек   на организм.   Основные понятия темы Научатся: объяснять  механизмы вдоха и выдоха,  регуляцию дыхания. Получат возможность:  изучить функциональные  возможности дыхательной  системы. Научатся: объяснять  изменение обхвата грудной  клетки в состоянии вдоха и  выдоха. Получат возможность:  познакомиться  с  приемами  определения жизненной  емкости легких; оказания  первой помощи при  отравлении угарным газом,  спасении утопающего  Научатся: оценивать свои  знания об особенностях  строения органов дыхания.  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера дискуссии и аргументации своей позиции Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно. Познавательные: применяют методы  информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств Коммуникативные: развивают  способность с помощью вопросов  добывать недостающую информацию Регулятивные: составляют план и  последовательность действий,  самостоятельно формулируют  познавательную цель и строят действия в  соответствии с ней Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выражают смысл ситуации различными  средствами (рисунки, символы, схемы) Коммуникативные: учатся  аргументировать свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для оппонентов образом Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Пищеварительная система (6 ч)   Пластический обмен, энергетический   обмен,   пищевые продукты, питательные вещества, роль   в   обмене   веществ. тракт, Пищеварительный   пищеварительные железы. Значение пищеварения.   Научатся: выявлять  закономерность между  питательными веществами и  ролью в обмене веществ. Получат возможность:  изучить особенности  пластического и  энергетического обменов. Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно. Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выдвигают и обосновывают гипотезы,  предлагают способы их проверки Коммуникативные: с достаточной  Признание высокой  ценности жизни во  всех ее проявлениях Признание высокой  ценности жизни во  всех ее проявлениях Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий Признание ценности  здоровья, своего и  других людей2. Строение и функции  пищеварительной системы.  Пищеварение в ротовой  полости. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  пищеварения. 3. Пищеварение в желудке. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  пищеварения. Лабораторная работа № 9  «Действие слюны на  крахмал» 4. Пищеварение в тонком и  толстом кишечнике (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  пищеварения. Ротовая   полость,   рецепторы вкуса,   слюнные   железы,   зубы. Пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение.      Научатся: различать на  таблицах и муляжах органы  пищеварительной системы  Получат возможность:  выделять существенные  признаки процессов питания  и пищеварения.    желудок,   пепсин, Пищевод, сфинктер,   двенадцатиперстная кишка,   поджелудочная   железа, трипсин, печень, желчь, фермент, кишечная палочка, дисбактериоз. Научатся: различать на  таблицах и муляжах  пищевод и желудок. Получат возможность:  изучить действие слюны на  крахмал. Всасывание,   ворсинка,   воротная вена,   печень,   печеночная   вена, заменимые   и   незаменимые аминокислоты, желчь, аппендикс, аппендицит, перитонит.  Научатся: различать на  таблицах и муляжах отделы  кишечника. Получат возможность:  изучить причины нарушения  деятельности кишечника. 5. Регуляция пищеварения. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  регуляции процессов  пищеварения. Фистула, безусловные рефлексы, условные   рефлексы,   мнимое сокоотделение кормление, желудочных   желез.   Регуляция деятельности   пищеварительной системы.   Научатся: различать  безусловные и условные  рефлексы, связанные с  сокотделением желудочных  желез. Получат возможность:  полнотой и точностью выражают свои  мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации Регулятивные: принимают  познавательную цель, сохраняют ее при  выполнении учебных действий,  регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования  познавательной задачи  Познавательные: применяют методы  информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств Коммуникативные: адекватно  используют речевые средства для  дискуссии и аргументации своей позиции Регулятивные: принимают  познавательную цель, сохраняют ее при  выполнении учебных действий,  регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования  познавательной задачи  Познавательные: составляют целое из  частей, самостоятельно достраивая,  восполняя недостающие компоненты  Коммуникативные: интересуются  чужим мнением и высказывают свое  Регулятивные: принимают  познавательную цель, сохраняют ее при  выполнении учебных действий,  регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования  познавательной задачи  Познавательные: составляют целое из  частей, самостоятельно достраивая,  восполняя недостающие компоненты  Коммуникативные: учатся  аргументировать свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для оппонентов образом  Регулятивные: принимают  познавательную цель, сохраняют ее при  выполнении учебных действий,  регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования  познавательной задачи  Формируют  ответственное  отношение к учению Формируют  ответственное  отношение к учению Формируют  ответственное  отношение к учению Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий6. Гигиена органов  пищеварения. (развернутое оценивание) Цель: контроль и оценка  знаний учащихся. Основные понятия темы изучить методы  исследования регуляции  пищеварительной системы Научатся: оценивать свои  знания об особенностях  строения органов  пищеварения.  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера Познавательные: составляют целое из  частей, самостоятельно достраивая,  восполняя недостающие компоненты  Коммуникативные: понимают  возможность различных точек зрения, не  совпадающих с собственной Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Обмен веществ и энергии (3ч) 1. Обмен веществ и энергии —  основное свойство всех  живых существ. (открытие нового знания) Цель: сформировать понятие  пластический и  энергетический обмен. Пластический   и   энергетический обмен.   Обмен   белков,   жиров, углеводов,   воды   и   минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты,   и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ.   микро­ Научатся: выделять  существенные признаки  обмена веществ и  превращений энергии в  организме человека  Получат возможность:  изучить роль ферментов в  обмене веществ. 2. Витамины. (комбинированный) Цель: систематизировать  знания о витаминах. Лабораторная работа № 10  «Установление зависимости  между нагрузкой и уровнем  энергетического обмена по  результатам функциональной  пробы с задержкой дыхания  до и после нагрузки». 3. Пищевой рацион. (развернутое оценивание) Цель: создать условия для  контроля и оценки знаний и  умений по теме. Витамины. Энерготраты человека и   пищевой   рацион.   Нормы   и режим   питания.   Основной   и общий   обмен.   Энергетическая емкость пищи. Основные понятия темы. Научатся: приводить  доказательства  необходимости соблюдения  мер профилактики  нарушений обмена веществ в организме и развития  авитаминозов  Получат возможность:  установить зависимость  между нагрузкой и уровнем  энергетического обмена Научатся: оценивать свои  знания об особенностях  строения органов  пищеварения.  Получат возможность:  Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий Формируют  устойчивый  познавательный  интерес Формируют  устойчивый  познавательный  интерес Регулятивные: принимают  познавательную цель, сохраняют ее при  выполнении учебных действий,  регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования  познавательной задачи  Познавательные: составляют целое из  частей, самостоятельно достраивая,  восполняя недостающие компоненты  Коммуникативные: понимают  возможность различных точек зрения, не  совпадающих с собственной Регулятивные: составляют план и  последовательность действий  Познавательные: составляют целое из  частей, самостоятельно достраивая,  строят логические цепи рассуждений,  восполняя недостающие компоненты  Коммуникативные: понимают  возможность различных точек зрения, не  совпадающих с собственной Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять  Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий1. Наружные покровы тела  человека. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  строения кожи. 2. Роль кожи в обменных  процессах. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения процессов  происходящих в коже. 3. Органы мочевыделительной системы, их строение и  функция. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  строения органов выделения. 4. Гигиена органов выделения. (комбинированный) Цель: систематизировать  знания о гигиенических  требованиях. взаимопроверки и оценки  компьютера поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Покровные органы. Теплорегуляция. Выделительная система (5 ч) Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах,   рецепторы   кожи, участие в теплорегуляции.   Уход   за   кожей,   ногтями   и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины   кожных   заболеваний. Грибковые   и   паразитарные болезни,   их   профилактика   и лечение у дерматолога.  Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма.   Закаливание. Доврачебная помощь   при   общем   охлаждении организма.   Первая   помощь   при тепловом и солнечном ударе. Значение   органов   выделения   в поддержании гомеостаза внутренней   среды   организма. Строение   и   работа   почек. Нефроны. Первичная и конечная моча.      органов Заболевания выделительной системы и их пре­ дупреждение и профилактика.   Научатся: выделять  существенные признаки  покровов тела,  терморегуляции Получат возможность:  изучить микроскопическое  строение кожи Научатся: приводить  доказательства  необходимости закаливания  организма, ухода за кожей,  волосами, ногтями   Получат возможность:  освоить  приемы оказания  первой помощи при  тепловом и солнечном  ударах, ожогах,  обморожениях, травмах. Научатся: различать на  таблицах органы  мочевыделительной системы Получат возможность:  выделять существенные  признаки процесса удаления  продуктов обмена из  организма Научатся: приводить  доказательства  необходимости соблюдения  мер профилактики  заболеваний  мочевыделительной системы Получат возможность:  изучить различные приемы  Регулятивные: составляют план и  последовательность действий  Познавательные: применяют методы  информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств  Коммуникативные: понимают  возможность различных точек зрения, не  совпадающих с собственной Регулятивные: составляют план и  последовательность действий, ставят  учебную задачу на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено, и того,  что еще неизвестно Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  Коммуникативные: понимают  возможность различных точек зрения, не  совпадающих с собственной Регулятивные: составляют план и  последовательность действий, ставят  учебную задачу на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено, и того,  что еще неизвестно Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  Коммуникативные: понимают  возможность различных точек зрения, не  совпадающих с собственной Регулятивные: составляют план и  последовательность действий Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  Коммуникативные: понимают  возможность различных точек зрения, не  совпадающих с собственной. Формируют  устойчивый  познавательный  интерес Формируют  ответственное  отношение к учению Формируют  устойчивый  познавательный  интерес Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий5. 1. 2. Значение наружных  покровов. (обобщения и  систематизации) Цель: обобщить и  систематизировать знания по  теме. Значение нервной системы. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения нервной системы Строение нервной системы. (комбинированный) Цель: сформировать понятие  спинной мозг 3. Строение головного мозга. (комбинированный) Цель: сформировать понятие  головной мозг Лабораторная работа № 11  «Пальценосовая проба и  особенности движений,  Основные понятия темы предупреждения  заболеваний  мочевыделительной системы Научатся: оценивать свои  знания об особенностях  строения органов  выделения.  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера   Потребности, опознание субъективное Значение Н.С.  для человека.   Строение   нервной   системы: спинной   и   головной   мозг   — центральная   нервная   система; нервы   и   нервные   узлы   — периферическая.   Строение   и функции спинного мозга.   Нервная система человека (5 ч) Научатся: анализировать и  активность, объектов, оценивать целевые и  смысловые установки в  отражение. своих действиях и  поступках по отношению к  здоровью своему и  окружающих; последствия  влияния факторов риска на  здоровье человека Получат возможность:  изучить особенности  субъективного отражения. Научатся: составлять  схему строения нервной  системы. Получат возможность:  изучить особенность  строения нервного узла .   Строение   головного   мозга. Функции продолговатого,   моста   и среднего   мозга, мозжечка.   Передний   мозг. Функции   промежуточного   мозга и   коры   больших   полушарий. Старая   и   новая   кора   больших полушарий   головного   мозга. Аналитико­синтетическая и   Научатся: составлять  схему строения головного  мозга. Получат возможность:  изучить аналитико­ синтетическую и  замыкательную функцию  коры больших полушарий Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий Регулятивные: составляют план и  последовательность действий, ставят  учебную задачу на основе соотнесения  того, что уже известно и усвоено, и того,  что еще неизвестно Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  Коммуникативные: понимают  возможность различных точек зрения, не  совпадающих с собственной. Регулятивные: составляют план и  последовательность действий,  самостоятельно формулируют  познавательную цель и строят действия в  соответствии с ней  Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выделяют и формулируют проблему Коммуникативные: понимают  возможность различных точек зрения, не  совпадающих с собственной. Регулятивные: составляют план и  последовательность действий,  самостоятельно формулируют  познавательную цель и строят действия в  соответствии с ней  Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выражают смысл ситуации различными  средствами (рисунки, символы, схемы,  Формируют  устойчивый  познавательный  интерес Формируют  ответственное  отношение к учению Формируют  устойчивый  познавательный  интерес4. связанных с функциями  мозжечка и среднего мозга.  Рефлексы продолговатого и  среднего мозга» Соматический и  автономный отделы  нервной системы. (комбинированный) Цель: систематизировать  знания о Н.С. Лабораторная   работа   №   12 «Определяющий   изменение тонуса   симпатической   и парасимпатической   системы автономной   нервной   системы при раздражении». 5. Мозг и психика. (обобщения и  систематизации) Цель: обобщить и  систематизировать знания по  теме замыкательная   функции   коры больших   полушарий   головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический   и   автономный системы. отделы   нервной   Симпатический и парасимпатический   подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.   Научатся:  систематизировать свои  знания об особенностях  строения Н.С.  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера знаки)  Коммуникативные: понимают  возможность различных точек зрения, не  совпадающих с собственной. Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания, выбирают  критерии для сравнения Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Формируют  устойчивый  познавательный  интерес Основные понятия темы Научатся: оценивать свои  знания об особенностях  строения органов  выделения.  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий 1. 2. Анализаторы (5ч) Зрительный анализатор. (комбинированный) Цель: сформировать понятие  зрительный анализатор. Лабораторная   работа   №   13 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с биноку­ лярным зрением»   Положение и строение глаз. Ход лучей   через   прозрачную   среду глаза.   Строение   и   функции   Корковая   часть сетчатки. зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.   Научатся: выделять  существенные признаки  строения и  функционирования  органа  зрения.  Получат возможность:  изучить влияние иллюзии на  бинокулярное зрение. Гигиена зрения. (комбинированный) Цель: систематизировать  знания о гигиенических  требованиях.     травм   глазных Предупреждение болезней, глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.   Коррекция зрения. Научатся:  приводить доказательства  необходимости соблюдения  мер профилактики  нарушений зрения. Получат возможность:  Регулятивные: составляют план и  последовательность действий,  самостоятельно формулируют  познавательную цель и строят действия в  соответствии с ней  Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  осуществляют поиск и выделение  необходимой информации Коммуникативные: адекватно  используют речевые средства для  дискуссии и аргументации своей позиции  Регулятивные: составляют план и  последовательность действий,  самостоятельно формулируют  познавательную цель и строят действия в  соответствии с ней  Формируют  ответственное  отношение к учению Формируют  ответственное  отношение к учению3. Слуховой анализатор. (открытие нового знания) Цель: сформировать понятие  слуховой анализатор. Значение   слуха.   Строение   и функции   наружного,   среднего   и внутреннего   уха.   Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора.   Гигиена   органов слуха.   Причины   тугоухости   и глухоты, их предупреждение. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. 4. Органы равновесия, кожно­ мышечной  чувствительности, обоняния  и вкуса. (открытие нового знания) Цель: сформировать понятие   орган равновесия, обоняния,  вкуса. Основные понятия темы. 5. Взаимодействие анализаторов. (обобщения систематизации) Цель: и систематизировать  знания   по теме обобщить     и   изучить приемы  предупреждения нарушения  зрения. Научатся:  приводить доказательства  необходимости соблюдения  мер профилактики  нарушений слуха. Получат возможность:  изучить приемы  предупреждения нарушения  слуха. Научатся:  приводить доказательства  необходимости соблюдения  мер профилактики  нарушений равновесия,  вкуса, обоняния. Получат возможность:  изучить приемы  предупреждения нарушения  обоняния и вкуса. Научатся: оценивать свои  знания об особенностях  строения органов  выделения.  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выделяют и формулируют проблему Коммуникативные: описывают  содержание совершаемых действий с  целью ориентировки предметно­ практической или иной деятельности  Регулятивные: составляют план и  последовательность действий,  самостоятельно формулируют  познавательную цель и строят действия в  соответствии с ней  Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выделяют и формулируют проблему Коммуникативные: описывают  содержание совершаемых действий с  целью ориентировки предметно­ практической или иной деятельности  Регулятивные: составляют план и  последовательность действий,  самостоятельно формулируют  познавательную цель и строят действия в  соответствии с ней  Познавательные: выделяют и  формулируют познавательную цель,  выделяют и формулируют проблему Коммуникативные: описывают  содержание совершаемых действий с  целью ориентировки предметно­ практической или иной деятельности  Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Формируют  устойчивый  познавательный  интерес Формируют  ответственное  отношение к учению Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий 1. Вклад отечественных  ученых  в разработку учения о высшей нервной  И.М.   Сеченов,   И.П.   Павлов, торможение условного рефлекса, формы   торможения,   метод условных рефлексов, доминанта Научатся: объяснять роль  отечественных ученых в  разработку учения о В.Н.Д.  Получат возможность  Регулятивные: ставят учебные задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимся, и того, что  Формируют  ответственное  отношение к учению Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (10 ч)деятельности. (открытие нового знания) Цель: создать условия для  знакомства с различными  теориями. 2. Врожденные и  приобретенные программы  поведения. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  поведения. Лабораторная работа № 14  «Выработка навыка  зеркального письма»       Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, динамический   стереотип, этология.   Приобретенные программы поведения: условный рефлекс, рассудочная деятельность,   эмоции,   навыки, привычки.   3. Сон и сновидения. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей сна. Биологические   ритмы.   Сон   и бодрствование.   Сновидения, быстрый   и   медленный   сон, сновидения. 4. Особенности ВНД. Речь и  сознание. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  сознания.   и Базовые вторичные потребности, сознание, интуиция. Потребности человека, речь, роль речи в познании, познавательные процессы, мышление, наблюдение, представления, ум.     научиться: описывать   опыты, проведенные  учеными для изучения  условных рефлексов Научатся: Выделять  существенные особенности  поведения и психики  человека  Получат возможность:  описывать врожденные и  приобретенные программы  поведения. Научатся: Выделять  существенные особенности  поведения и психики  человека  Получат возможность:  изучить различные виды сна. Научатся: Выделять  существенные особенности  поведения и психики  человека  Получат возможность:  изучить различные приемы  изучения внимания,  мышления, наблюдения и  восприятия. 5. Особенности ВНД. Память,  Логическая   и   механическая Научатся: выделять  Формируют  ответственное  отношение к учению Устойчивый  познавательный  интерес и  становление  смыслообразующей  функции  познавательного  мотива ещё неизвестно Познавательные: самостоятельно  работают с различными источниками  информации: находят биологическую  информацию, анализируют и оценивают  информацию Коммуникативные: формулируют  собственное мнение и позицию, задают  вопросы Регулятивные: ставят учебные задачи на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено учащимся, и того, что  ещё неизвестно Познавательные: самостоятельно  создают алгоритмы деятельности при  решении проблем творческого и  поискового характера Коммуникативные: развивают умение  интегрироваться в группу сверстников и  строить продуктивное взаимодействие со  сверстниками и взрослыми Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: осуществляют поиск и  выделение необходимой информации,  анализируют объект, выделяя  существенные и несущественные признаки Коммуникативные: планируют общие  способы работы, умеют представлять  конкретное содержание и сообщать его в  письменной и устной форме Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: выделяют и  формулируют проблему, выдвигают и  обосновывают гипотезы, предлагают  способы их проверки Коммуникативные: развивают  способность с помощью вопросов  добывать недостающую информацию  Регулятивные: ставят учебную задачу на  Умение вести  Устойчивый  познавательный  интересвоображение и мышление. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  сознания. память.   Представление   памяти. Особенности памяти, воображения   и   мышления. Оперативная, длительная память, срок памяти.   6. Лабораторная работа № 15  «Особенности ВНД». (практикум) Цель: систематизировать  знания об особенностях ВНД Особенности ВНД 7. Воля, эмоции, внимание. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей ВНД.   негативизм, Волевые   действия,   внушаемость эмоции, и реакции, эмоциональные состояние, эмоциональное физиологические основы внимания.         Особенности ВНД 8. Лабораторная работа № 16  « Измерение числа  колебаний образа усеченной  пирамиды» (практикум) Цель: создать условия для  изучения особенностей ВНД существенные особенности  поведения и психики  человека  Получат возможность:  изучить различные приемы  изучения памяти и  воображения. Научатся: выделять  существенные особенности  поведения и психики  человека  Получат возможность:  проверить особенности  своей В.Н.Д. Научатся: выделять  существенные особенности  поведения и психики  человека  Получат возможность:  изучить основные методики  по корректировке  эмоционального состояния Научатся: выделять  существенные особенности  поведения и психики  человека  Получат возможность:  проверить особенности  своей В.Н.Д. 9. Лабораторная работа № 17  «Особенности  Особенности ВНД Научатся: выделять  существенные особенности  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: выделяют и  формулируют проблему, выдвигают и  обосновывают гипотезы, предлагают  способы их проверки Коммуникативные: развивают  способность с помощью вопросов  добывать недостающую информацию  Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: выражают смысл  ситуации различными средствами  (рисунки, символы, схемы, знаки) Коммуникативные: развивают умение  интегрироваться в группу сверстников и  строить продуктивное взаимодействие со  сверстниками и взрослыми Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: выбирают наиболее  эффективные способы решения задачи в  зависимости от конкретных условий Коммуникативные: устанавливают  рабочие отношения, учатся эффективно  сотрудничать и способствовать  продуктивной кооперации Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: выражают смысл  ситуации различными средствами  (рисунки, символы, схемы, знаки) Коммуникативные: учатся  аргументировать свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для оппонентов образом Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  диалог на основе  равноправных  отношений и  взаимного уважения Умение вести  диалог на основе  равноправных  отношений и  взаимного уважения Признание высокой  ценности жизни во  всех ее проявлениях Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий Знание основ  здорового образаэмоционального состояния  человека» (практикум) Цель: создать условия для  изучения особенностей ВНД 10 Значение ВНД для человека. (развернутое оценивание) Цель: создать условия для  контроля и оценки знаний и  умений по теме. Основные понятия темы. поведения и психики  человека  Получат возможность:  проверить особенности  своей В.Н.Д. Научатся: оценивать свои  знания об особенностях  строения органов  выделения.  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: выражают смысл  ситуации различными средствами  (рисунки, символы, схемы, знаки) Коммуникативные: учатся  аргументировать свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для оппонентов образом Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия 1. Органы эндокринной  системы. (открытие нового знания) Цель: создать условия для  изучения строения  эндокринной системы. 2. Значение эндокринной  системы для человека. (обобщения и  систематизации знаний и  умений) Цель: обобщить и  систематизировать знания по  теме Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 ч)                Единство нервной и гуморальной  системы, промежуточный мозг и  органы эндокринной системы,  свойства гормонов Научатся: различать на  таблицах и муляжах органы  нервной и эндокринной  систем Получат возможность:  выделяют существенные  признаки процесса  регуляции  жизнедеятельности  организма Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: применяют методы  информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств Коммуникативные: учатся  аргументировать свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для оппонентов образом Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Основные понятия темы Научатся: оценивать свои  знания об особенностях  строения органов  выделения.  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера жизни и  здоровьесберегающи х технологий Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий Умение вести  диалог на основе  равноправных  отношений и  взаимного уважения Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий 1. Жизненные циклы.  Размножение. (комбинированный) Жизненные   циклы   организмов. и Бесполое   половое размножение.   Преимущества   Научатся: выделять  существенные признаки  воспроизведения и развития  Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  Умение вести  диалог на основе  равноправных  Индивидуальное развитие организма (4 ч)Цель: создать условия для  изучения строения системы  репродукции. полового размножения. Мужская и   женская   половые   системы. Сперматозоиды   и   яйцеклетки. Роль   половых   хромосом   в определении   пола   будущего ребенка.   Менструации   и поллюции. организма человека  Получат возможность:  выделяют существенные  признаки процесса  размножения 2. Развитие зародыша и плода. Роды. (комбинированный) Цель: создать условия для  изучения особенностей  развития зародыша и плода. 3. Наследственные и  врожденные заболевания,  передаваемые половым  путем. (комбинированный) Цель: создать условия для  знакомства с видами  заболеваний.       и       и   и   овуляция, развитие Образование   опло­ зародыша: дотворение яйцеклетки, укрепление   зародыша   в   матке. Развитие   зародыша   и   плода. Беременность роды. Биогенетический   закон   Геккеля —Мюллера причины отступления   от   него.   Влияние ПАВ веществ  (табака,  алкоголя, наркотиков)   на   развитие   и здоровье человека. Наследственные   и   врожденные заболевания   и   заболевания, передающиеся   половым   путем: СПИД,   сифилис   и   др.   Их профилактика. после   Развитие рождения.   Новорожденный   и грудной   ребенок,   уход   за   ним. Половое созревание. Биологическая   и   социальная зрелость.   Вред   ранних   половых контактов и абортов. ребенка     Основные понятия темы. 4. Значение системы  размножения. (обобщения и  систематизации знаний и  умений) Цель: обобщить и  систематизировать знания по  теме Научатся: выделять  существенные признаки  воспроизведения и развития  организма человека  Получат возможность:  изучить биогенетический  закон Геккеля­Мюллера. Научатся: Приводить  доказательства  необходимости соблюдения  мер профилактики  инфекций, передающихся  половым путем; ВИЧ­ инфекций; медико­ генетического  консультирования для  предупреждения  наследственных заболеваний человека. Получат возможность:  изучить причины  заболеваний, передаваемых  половым путем Научатся: оценивать свои  знания об особенностях  строения органов  выделения.  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера отношений и  взаимного уважения Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий неизвестно Познавательные: применяют методы  информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств Коммуникативные: учатся  аргументировать свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для оппонентов образом Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: применяют методы  информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств Коммуникативные: учатся  аргументировать свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для оппонентов образом Регулятивные: ставят учебную задачу на  основе соотнесения того, что уже  известно и усвоено, и того, что еще  неизвестно Познавательные: применяют методы  информационного поиска, в том числе с  помощью компьютерных средств Коммуникативные: учатся  аргументировать свою точку зрения,  спорить и отстаивать свою позицию  невраждебным для оппонентов образом Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологийПовторение вопросов курса 8 класса. (1 ч) 1. Повторение   вопросов   курса 8 класса. (развернутое оценивание) Цель: создать условия для  контроля и оценки знаний и  умений учащихся. Основные понятия курса Научатся: оценивать свои  знания об особенностях  строения органов  выделения.  Получат возможность:  взаимопроверки и оценки  компьютера Регулятивные: осознают качество и  уровень усвоения, оценивают   достигнутый  результат Познавательные: структурируют знания, Коммуникативные: учатся управлять  поведением партнера ­ убеждать его,  контролировать, корректировать и  оценивать его действия Знание основ  здорового образа  жизни и  здоровьесберегающи х технологий ЛИЧНОСТНЫЕ: 1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать,  строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Основные результаты: 1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать  гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,  структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. 2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных  источниках (тексте учебника, научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию,  преобразовывать информацию из одной формы в другую. 3. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и  окружающих. 4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,  аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. ПРЕДМЕТНЫЕ: 1. Выделение существенных признаков биологических объектов  и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,  выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма).  2. Приведение доказательств  родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости  здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, вич­инфекции, вредных привычек, нарушения  осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. 3. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и  эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значениябиологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных  заболеваний у человека, видообразования и приспособленности. 4. Классификация ­ определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе. 5. Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека. 6. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. 7. Выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между особенностями строения клеток,  тканей, органов, систем органов и их функциями. 8. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических  экспериментов и объяснение их результатов. 9. Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни. 10. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 11. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами  ( лупы, микроскопы). 12. Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных  заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за  состоянием собственного организма. Методы и приемы обучения:  Объяснительно­иллюстративный метод обучения; • Самостоятельная работа с электронным учебным пособием; • Поисковый метод; • Проектный метод • Игровой метод • Метод проблемного обучения; • Анализ; • Дискуссия; • Диалогический метод; • Практическая деятельность; • Групповая самостоятельная работа в системе  Internet; • Проектирование; • Смысловое чтение текста. • Тестирование, тестирование с использованием системы Votum; • устный контроль; • самоконтроль; Формы контроля:• выполненные задания в рабочей тетради; • результаты лабораторных  работ; • выполненные проекты. • решение проектных задач знание понятия, термины; • • умение самостоятельно отбирать   материал,  анализировать деятельность  человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения. • умение использовать полученные знания на практике. Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии. Содержание контроля: Оценка теоретических знаний учащихся: полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно   использованы     научные   термины;  для   доказательства   использованы   различные   умения,   выводы  из   наблюдений   и   опытов;  ответ самостоятельный. раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, ответ самостоятельные, определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах а обобщениях из наблюдешь, I опытов. усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно определение понятии недостаточ­ но чёткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятии. основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использовании терминологии.      Отметка «5»:  Отметка «4»: Отметка «3»: Отметка «2»:  Отметка «1» Отметка «5»:  ответ на вопрос не дан. Оценка практических умений учащихся 1. Оценка умений ставить опыты правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта. правильно   определена   цель   опыта;   самостоятельно   проведена   работа   по   подбору   оборудования,   объектов   при   закладке   опыта допускаются; 1­2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные. правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наблюдение, формировании выводов. не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении. полное неумение заложить и оформить опыт. 2. Оценка умений проводить наблюдения Учитель должен учитывать: Отметка «4»:  Отметка «3»:  Отметка «2»: Отметка «1» Отметка «5»: Отметка «4»: Отметка «3»: Отметка «2»: Отметка «1»             правильность проведения;  умение выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах. правильно   по   заданию   проведено   наблюдение;   выделены   существенные   признаке,   логично,   научно   грамотно   оформлены   результаты наблюдения I выводы. правильно   по   заданию   проведено   наблюдение,  при   выделении   существенных   признаков   у   наблюдаемого   объекта   (процесса),   названы второстепенные признаки; допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов. допущены   неточности,  1 ­ 2   ошибка   в   проведении   наблюдение   по   заданию   учителя;   при   выделении   существенных   признаков   у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1­2) в оформлении наблюдение и выводов. допущены ошибки (3­4) в проведении наблюдение по заданию учителя; неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3­4) в оформлении наблюдений и выводов. не владеет умением проводить наблюдение. Оценка выполнения тестовых заданий:Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 85 – 100%. Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 65 – 84%. Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 49 – 64%. Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 49%. Отметка «1»: учащийся не выполнил тестовые задания.