Рабочая программа по биологии 8 класс 2018-19 учебный год.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им.Н.А.Самигуллина с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
« Рассмотрено»
Руководитель МО
___________ГариповаА.
И Протокол № 1
от «24»августа 2018г.
«Согласовано»
Заместитель директора
школы по УР
________Аглиуллина
М.Ш.
«27»августа 2018г.
«Утверждено»
Директор
________Закиров И.Р.
Приказ № 121
от «27» августа 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
8 класс
учителя биологии и химии
первой квалификационной категории
Валиевой Сирины Мансуровны
на 2018 – 2019 учебный год
Педагогического совета
( Протокол № 1
От «24»августа 2018 г.
Принято на заседании Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать
выводы)
эстетического отношения к живым объектам;формирование коммуникативной компетентности
в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно
исследовательской и другой деятельности;
индивидуального и коллективного безопасного поведения в различных ситуациях;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования.
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины
и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, анализ и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей,
органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма
человека;
аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды,
родства человека с животными;
аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических
объектов и других материальных артефактов;
выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность
процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки,
ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки
биологических объектов;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы
жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и
процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной
организации труда и отдыха;
анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего,
кровотечениях;
находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научнопопулярной
литературе, биологических словарях, справочниках, Интернетресурсе, анализировать и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному
здоровью и здоровью других людей;
находить в учебной, научнопопулярной литературе, Интернетресурсах информацию об
организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье
человека.
создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями
строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность,
учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность
группы.
Содержание программы учебного предмета.
Человек и его здоровье.
1.Введение в науки о человеке.
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания
и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения
человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного
мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа.
Происхождение современного человека. Расы. 2.Общие свойства организма человека.
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав,
жизненные свойства клетки. Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и
функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая
жидкость).
Лабораторная работа №1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей»
3.Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы,
нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг.
Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и
его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических
функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники.
Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных
желез.
Лабораторная работа №2 «Изучение строения головного мозга»
Обобщение темы: «Введение в науки о человеке. Общие свойства организма человека.
Нейрогуморальная регуляция функций организма» Контрольное тестирование
4.Опора и движение.
Опорнодвигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост.
Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и
трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и
мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорнодвигательного
аппарата.
Лабораторная работа №3: «Выявление особенностей строения позвонков»
Лабораторная работа №4: «Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия»
5.Кровь и кровообращение.
Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови и лимфы.
Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резусфактор. Переливание крови. Свертывание
крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в
области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и
лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение
и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам. Гигиена
сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Виды кровотечений,
приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторная работа №5 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки»
Лабораторная работа №6 «Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления».
6.Дыхание.
Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и
тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения
инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.
Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Лабораторная работа №7: «Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения»
7.Пищеварение.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в
пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы.
Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности
пищеварения в толстом кишечнике.
Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочнокишечных
заболеваний.
8.Обмен веществ и энергии.
Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических
и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их
предупреждения. Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция
обмена веществ.
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за
кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи
при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
9.Выделение.
Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его
регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.
10.Сенсорные системы (анализаторы).
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и
зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения
зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы
равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем.
Влияние экологических факторов на органы чувств.
Лабораторная работа №8 «Изучение строения и работы органа зрения»
11.Высшая нервная деятельность.
Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и
П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга.
Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна.
Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словеснологическое мышление,
способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные
особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение
человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических
потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
12.Размножение и развитие.
Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и
развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни,
их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о
репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ,
профилактика СПИДа.
13.Здоровье человека и его охрана.
Здоровье человека. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание.
Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитноприспособительные реакции
организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя,
несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих.
Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.
Социальная и природная среда, адаптации к ним. Краткая характеристика основных форм труда.
Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в
опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды.
1. Календарнотематическое планирование №
ур
ока
Тема урока.
Дата проведения
урока
план
факт
Примечание 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Введение в науки о человеке
(наблюдение,
Значение знаний об особенностях строения и
жизнедеятельности организма человека для
самопознания и сохранения
здоровья.
Комплекс наук, изучающих организм человека.
Научные методы изучения человеческого
организма
измерение,
эксперимент).
Место человека в системе животного мира.
Сходства и отличия человека и животных.
Особенности человека как социального
существа.
Происхождение современного
человека.
Расы.
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности
и развития организмов. Строение, химический
состав, жизненные свойства клетки.
Деление. Жизненные процессы клетки
Ткани, органы и системы органов организма
человека, их строение и функции. Организм
человека как биосистема. Лабораторная работа
№1 «Выявление особенностей строения клеток
разных тканей»
Нейрогуморальная регуляция функций
организма
система:
способы
центральная
Регуляция функций организма,
регуляции. Механизмы регуляции функций.
Нервная
и
периферическая, соматическая и вегетативная.
Нейроны, нервы, нервные узлы.
Рефлекторный принцип работы нервной
системы. Рефлекторная дуга.
Спинной мозг.
Головной мозг. Большие полушария головного
мозга. Лабораторная работа №2 «Изучение
строения головного мозга»
13 Особенности развития головного мозга
человека и его функциональная асимметрия.
Нарушения деятельности нервной системы и их
предупреждение.
14 Железы и их классификация. Эндокринная
система. Гормоны, их роль в регуляции
физиологических функций организма.
15 Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,
щитовидная железа, надпочечники.
16 Железы смешанной секреции: поджелудочная и
Регуляция функций
половые железы.
эндокринных желез.
05.09
08.09
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
29.09
03.10
06.10
10.10
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10
17 Обобщение темы: «Введение в науки о
человеке. Общие свойства организма человека.
7.11 18
19
Нейрогуморальная регуляция функций
организма». Контрольное тестирование
Опора и движение
строение,
Работа над ошибками. Опорнодвигательная
система:
функции.
Кость:
химический состав, строение, рост.
Соединение костей.
Скелет человека.
Особенности скелета человека, связанные с
прямохождением и трудовой деятельностью.
Влияние факторов окружающей среды и образа
жизни на развитие скелета.
Лабораторная работа №3:
особенностей строения позвонков»
«Выявление
20 Мышцы и их функции.
21
Гиподинамия.
физических
упражнений для правильного формирования
скелета и мышц.
Значение
22 Осанка.
Предупреждение плоскостопия.
Лабораторная работа №4 «Выявление
нарушений осанки и наличия плоскостопия».
23 Профилактика травматизма. Первая помощь
при травмах опорнодвигательного аппарата.
24
25
Кровь и кровообращение.
Внутренняя среда организма (кровь, лимфа,
тканевая жидкость). Функции крови и лимфы.
Поддержание постоянства внутренней среды.
Гомеостаз.
Лабораторная работа №5
«Сравнение микроскопического строения
крови человека и лягушки»
Состав крови. Форменные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы
крови. Резусфактор. Переливание крови.
Свертывание крови.
10.11
14.11
17.11
21.11
24.11
24.11
28.11
1.12
27
5.12
8.12
28
29
30
26 Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет.
Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в
области иммунитета. Роль прививок в борьбе с
инфекционными заболеваниями.
Кровеносная и лимфатическая системы:
строение, функции. Строение сосудов.
Движение крови по сосудам.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл
Движение крови по сосудам. Регуляция
кровоснабжения. Пульс. Давление крови.
Движение лимфы по сосудам.
Лабораторная работа №6 «Подсчет пульса в
разных условиях. Измерение артериального
давления».
Гигиена
Профилактика
заболеваний.
Виды кровотечений, приемы оказания первой 26.12
системы.
сердечнососудистых
сердечнососудистой
12.12
15.12
19.12
22.12
31
32 помощи при кровотечениях
33 Обобщение темы: «Опора и движение. Кровь и
26.12
кровообращение». Контрольное тестирование
Дыхание
Работа над ошибками. Дыхательная система:
строение и функции. Этапы дыхания.
34
35 Легочные объемы. Газообмен в легких и
тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Вред табакокурения.
Лабораторная работа №7:
«Измерение
жизненной емкости легких. Дыхательные
движения.»
36 Предупреждение
распространения
инфекционных заболеваний и соблюдение мер
профилактики для защиты собственного
организма. Первая помощь при остановке
дыхания, спасении утопающего, отравлении
угарным газом.
37 Обобщение темы: «Дыхание» Контрольное
тестирование
Пищеварение
38
Работа над ошибками. Питание. Пищеварение.
Пищеварительная система:
строение и
функции. Ферменты, роль ферментов в
пищеварении.
39 Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и
уход за ними. Слюна и слюнные железы.
Глотание.
40 Пищеварение в желудке. Желудочный сок.
41 Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени
и поджелудочной железы в пищеварении.
Всасывание питательных веществ. Особенности
пищеварения в толстом кишечнике. Аппетит.
Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения.
Гигиена питания, предотвращение желудочно
кишечных заболеваний.
42
43
Обмен веществ и энергии
45
44 Обмен веществ и превращение энергии. Две
стороны обмена веществ и энергии. Обмен
органических и неорганических веществ.
Витамины. Проявление гиповитаминозов и
авитаминозов, и меры их предупреждения.
Энергетический обмен и питание. Пищевые
рационы. Нормы питания. Регуляция обмена
веществ.
46
47 Поддержание
тела.
Терморегуляция при разных условиях среды.
Покровы тела.
температуры
48 Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в
процессах терморегуляции.
12.01
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
02.02
06.02
09.02
13.02
16.02
20.02
20.02
27.03
02.03
49 Приемы оказания первой помощи при травмах, 06.03 ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
50 Мочевыделительная система: строение и
функции. Процесс образования и выделения
мочи, его регуляция. Заболевания органов
мочевыделительной системы и меры их
предупреждения.
51 Обобщение темы: «Пищеварение.
Обмен
веществ и энергии. Выделение» Контрольное
тестирование
Сенсорные системы (анализаторы).
Работа над ошибками. Органы чувств и их
значение в жизни человека.
Сенсорные
системы, их строение и функции.
Глаз и зрение. Оптическая система глаза.
Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и
колбочки.
Лабораторная работа №8 «Изучение строения и
работы органа зрения»
52
53
54 Нарушения зрения и их предупреждение.
55 Ухо и слух. Строение и функции органа слуха.
Гигиена слуха.
56 Органы равновесия,
мышечного чувства,
осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие
сенсорных систем. Влияние экологических
факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность.
Высшая нервная деятельность человека, работы
И. М. Сеченова,
И. П. Павлова,А. А. Ухтомского
П. К. Анохина.
Безусловные и условные рефлексы,
значение.
Сон и бодрствование.
Предупреждение нарушений сна.
Значение сна.
их
и
57
58
59
09.03
13.03
16.03
03.04
06.04
10.04
13.04
17.04
17.04
20.04
60 Познавательная деятельность мозга.Эмоции,
24.04
память, мышление, речь.
61 Особенности психики человека: осмысленность
восприятия, словеснологическое мышление,
способность к накоплению и передаче из
поколения в поколение информации.
темперамент,
62 Индивидуальные особенности личности:
способности,
характер,
одаренность.
Психология и поведение
человека. Цели и мотивы деятельности.
Значение интеллектуальных, творческих и
эстетических потребностей. Роль обучения и
воспитания в развитии психики и поведения
человека.
27.04
27.04
63 Обобщение темы:
«Сенсорные системы
(анализаторы). Высшая нервная деятельность»
04.05
Уплотнен
праздничного дня
изза 64
Контрольное тестирование
Размножение и развитие
Работа над ошибками. Половая система:
строение и функции. Оплодотворение и
внутриутробное развитие. Роды. Рост и
развитие ребенка. Половое созревание.
67
66
65 Наследование признаков у человека.
Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Роль генетических знаний в
планировании семьи.
Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции,
передающиеся половым путем и их
профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Здоровье человека и его охрана.
Здоровье человека. Соблюдение санитарно
гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг,
активность,
закаливание,
сбалансированное
Влияние
физических упражнений на органы и системы
органов. Защитноприспособительные реакции
организма. Факторы, нарушающие здоровье
(гиподинамия,
употребление
алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Культура отношения к собственному здоровью
и здоровью окружающих. Повторение.
двигательная
питание.
курение,
68 Итоговая работа.
69
Работа над ошибками. Человек и окружающая
среда. Значение окружающей среды как
источника веществ и энергии. Социальная и
природная среда, адаптации к ним. Краткая
характеристика основных форм труда.
Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение правил поведения в окружающей
среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях,
как основа безопасности собственной жизни.
Зависимость здоровья человека от состояния
окружающей среды.
70
Ит
ого
В том числе
Тестирование
Лабораторные работы
8.05
11.05
15.05
18.05
22.05
25.05
29.05
70
5
8
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Рабочая программа по биологии 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.