Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 
«Средняя общеобразовательная школа им.Н.А.Самигуллина с.Маскара»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан.
« Рассмотрено»
Руководитель МО
___________ГариповаА.
И Протокол № 1
 от «24»августа 2018г.
«Согласовано»
Заместитель   директора
школы по УР 
________Аглиуллина
М.Ш.
«27»августа 2018г.
«Утверждено»
Директор 
________Закиров И.Р.
Приказ № 121
от «27» августа 2018 г.
                                                     
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
 8 класс 
учителя биологии и химии
 первой  квалификационной категории
Валиевой Сирины Мансуровны
на 2018 – 2019 учебный год
                                                                                                                                Педагогического совета
( Протокол № 1
                                                                                                                                От «24»августа 2018 г.
Принято на заседанииПланируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
 знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа
жизни и здоровьесберегающих технологий;
   формирование   познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных   на   изучение   живой
природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать
выводы)
  эстетического отношения к живым объектам;формирование коммуникативной компетентности
в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно 
исследовательской и другой деятельности;
  
индивидуального и коллективного безопасного поведения в различных ситуациях;
 формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и
рационального природопользования.
  формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности, выбирать тему проекта;
   выдвигать   версии   решения   проблемы,   осознавать   конечный   результат,   выбирать   из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
 составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
 работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно;
Познавательные УУД:
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины
и следствия простых явлений;
   осуществлять   сравнение,   анализ   и   классификацию,   самостоятельно   выбирая   основания   и
критерии для указанных логических операций;
 строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
   составлять   тезисы,   различные   виды   планов   (простых,   сложных   и   т.п.).   Преобразовывать
информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
   уметь   определять   возможные   источники   необходимых   сведений,   производить   поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
 самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
 выделять   существенные   признаки   биологических   объектов   (животных   клеток   и   тканей,
органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма
человека;
 аргументировать,   приводить   доказательства   взаимосвязи   человека   и   окружающей   среды,
родства человека с животными;
 аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных; аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний,   травматизма,   стрессов,   вредных   привычек,   нарушения   осанки,   зрения,   слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
 объяснять   эволюцию   вида   Человек   разумный   на   примерах   сопоставления   биологических
объектов и других материальных артефактов;
 выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность
процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;
 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки,
ткани   органы,   системы   органов)   или   их   изображения,   выявлять   отличительные   признаки
биологических объектов;
 сравнивать   биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы,   системы   органов),   процессы
жизнедеятельности   (питание,   дыхание,   обмен   веществ,   выделение   и   др.);   делать   выводы   и
умозаключения на основе сравнения;
 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей,
органов и систем органов;
 использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и
процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
 знать   и   аргументировать   основные   принципы   здорового   образа   жизни,   рациональной
организации труда и отдыха;
 анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
 описывать и использовать приемы оказания первой помощи;
 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
 объяснять   необходимость   применения   тех   или   иных   приемов   при   оказании   первой
доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего,
кровотечениях;
 находить   информацию   о   строении   и   жизнедеятельности   человека   в   научнопопулярной
литературе,   биологических   словарях,   справочниках,   Интернетресурсе,   анализировать   и
оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
 ориентироваться   в   системе   моральных   норм   и   ценностей   по   отношению   к   собственному
здоровью и здоровью других людей;
 находить   в   учебной,   научнопопулярной   литературе,   Интернетресурсах   информацию   об
организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;
 анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье
человека.
 создавать   собственные   письменные   и   устные   сообщения   об   организме   человека   и   его
жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
 работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями
строения   и   жизнедеятельности   организма   человека,   планировать   совместную   деятельность,
учитывать   мнение   окружающих   и   адекватно   оценивать   собственный   вклад   в   деятельность
группы. 
Содержание программы учебного предмета.
Человек и его здоровье.
    1.Введение в науки о человеке. 
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания
и   сохранения   здоровья.   Комплекс   наук,   изучающих   организм   человека.   Научные   методы   изучения
человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент). Место человека в системе животного
мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа.
Происхождение современного человека. Расы.2.Общие свойства организма человека.
Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав,
жизненные   свойства   клетки.   Ткани,   органы   и   системы   органов   организма   человека,   их   строение   и
функции. Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая
жидкость).
Лабораторная работа №1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей»
  3.Нейрогуморальная регуляция функций организма. 
Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. 
Нервная   система:   центральная   и   периферическая,   соматическая   и   вегетативная.   Нейроны,   нервы,
нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг.
Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и
его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.
Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических
функций организма. Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники.
Железы   смешанной   секреции:   поджелудочная   и   половые   железы.   Регуляция   функций   эндокринных
желез. 
Лабораторная работа №2 «Изучение строения головного мозга»
Обобщение   темы:   «Введение   в   науки   о   человеке.   Общие   свойства   организма   человека.
Нейрогуморальная регуляция функций организма» Контрольное тестирование
   4.Опора и движение. 
        Опорнодвигательная   система:   строение,   функции.   Кость:   химический   состав,   строение,   рост.
Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и
трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.
Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и
мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорнодвигательного
аппарата.
Лабораторная работа №3: «Выявление особенностей строения позвонков»
Лабораторная работа №4: «Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия»
   5.Кровь и кровообращение. 
 
  Внутренняя   среда   организма   (кровь,   лимфа,   тканевая   жидкость).     Функции   крови   и   лимфы.
Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови:
эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резусфактор. Переливание крови. Свертывание
крови. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в
области   иммунитета.   Роль   прививок   в   борьбе   с   инфекционными   заболеваниями.   Кровеносная   и
лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам. Строение
и   работа   сердца.   Сердечный   цикл.   Пульс.   Давление   крови.   Движение   лимфы   по   сосудам.   Гигиена
сердечнососудистой системы. Профилактика сердечнососудистых заболеваний. Виды кровотечений,
приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторная работа №5 «Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки»
Лабораторная работа №6 «Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления».
   6.Дыхание. 
   Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и
тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения
инфекционных   заболеваний   и   соблюдение   мер   профилактики   для   защиты   собственного   организма.
Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.
Лабораторная работа №7: «Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения»
   7.Пищеварение. 
  Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в
пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы.
Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Рольпечени   и   поджелудочной   железы   в   пищеварении.   Всасывание   питательных   веществ.   Особенности
пищеварения в толстом кишечнике. 
Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочнокишечных
заболеваний.
   8.Обмен веществ и энергии. 
   Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических
и   неорганических   веществ.   Витамины.   Проявление   гиповитаминозов   и   авитаминозов,   и   меры   их
предупреждения.   Энергетический   обмен   и   питание.   Пищевые   рационы.   Нормы   питания.   Регуляция
обмена веществ. 
Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за
кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи
при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
   9.Выделение. 
     Мочевыделительная  система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его
регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. 
  10.Сенсорные системы (анализаторы). 
    Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Глаз и
зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения
зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы
равновесия,   мышечного   чувства,   осязания,   обоняния   и   вкуса.   Взаимодействие   сенсорных   систем.
Влияние экологических факторов на органы чувств.
Лабораторная работа №8 «Изучение строения и работы органа зрения»
  11.Высшая нервная деятельность. 
    Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и
П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная деятельность мозга.
Эмоции, память, мышление, речь. Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна.
Особенности   психики   человека:   осмысленность   восприятия,   словеснологическое   мышление,
способность   к   накоплению   и   передаче   из   поколения   в   поколение   информации.   Индивидуальные
особенности   личности:   способности,   темперамент,   характер,   одаренность.   Психология   и   поведение
человека.   Цели   и   мотивы   деятельности.   Значение   интеллектуальных,   творческих   и   эстетических
потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
   12.Размножение и развитие. 
     Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и
развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни,
их   причины   и   предупреждение.   Роль   генетических   знаний   в   планировании   семьи.   Забота   о
репродуктивном   здоровье.   Инфекции,   передающиеся   половым   путем   и   их   профилактика.   ВИЧ,
профилактика СПИДа.
   13.Здоровье человека и его охрана. 
     Здоровье человека. Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового образа жизни.
Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание.
Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитноприспособительные реакции
организма.   Факторы,   нарушающие   здоровье   (гиподинамия,   курение,   употребление   алкоголя,
несбалансированное   питание,   стресс).   Культура   отношения   к   собственному   здоровью   и   здоровью
окружающих.
Человек   и   окружающая   среда.   Значение   окружающей   среды   как   источника   веществ   и   энергии.
Социальная   и   природная   среда,   адаптации   к   ним.   Краткая   характеристика   основных   форм   труда.
Рациональная   организация   труда   и   отдыха.   Соблюдение   правил   поведения   в   окружающей   среде,   в
опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья
человека от состояния окружающей среды.
1. Календарнотематическое планирование№
ур
ока
Тема урока.
Дата проведения
урока
план
факт
Примечание1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Введение в науки о человеке
(наблюдение,
Значение   знаний   об   особенностях   строения   и
жизнедеятельности   организма   человека   для
самопознания   и   сохранения  
здоровья.
Комплекс наук, изучающих организм человека.
Научные   методы   изучения   человеческого
организма
измерение,
 
эксперимент). 
Место   человека   в   системе   животного   мира.
Сходства и отличия человека и животных. 
Особенности   человека   как   социального
существа.
  Происхождение   современного
человека. 
Расы. 
 
Общие свойства организма человека
Клетка – основа строения, жизнедеятельности
и развития организмов. Строение, химический
состав, жизненные свойства клетки. 
Деление. Жизненные процессы клетки
Ткани,   органы   и   системы   органов   организма
человека,   их   строение   и   функции.   Организм
человека как биосистема. Лабораторная работа
№1 «Выявление особенностей строения клеток
разных тканей»
Нейрогуморальная регуляция функций
организма
 
система:
 
  способы
центральная
Регуляция   функций   организма,
регуляции. Механизмы регуляции функций. 
Нервная
и
 
периферическая, соматическая и вегетативная.
Нейроны, нервы, нервные узлы.
Рефлекторный   принцип   работы   нервной
системы. Рефлекторная дуга.
Спинной мозг. 
Головной мозг. Большие полушария головного
мозга.  Лабораторная   работа   №2   «Изучение
строения головного мозга»
13 Особенности   развития   головного   мозга
человека   и   его   функциональная   асимметрия.
Нарушения деятельности нервной системы и их
предупреждение.
14 Железы   и   их   классификация.   Эндокринная
система.   Гормоны,   их   роль   в   регуляции
физиологических функций организма. 
15 Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз,
щитовидная железа, надпочечники. 
16 Железы смешанной секреции: поджелудочная и
  Регуляция   функций
половые   железы.
эндокринных желез.
05.09
08.09
12.09
15.09
19.09
22.09
26.09
29.09
03.10
06.10
10.10
13.10
17.10
20.10
24.10
27.10
17 Обобщение   темы:   «Введение   в   науки   о
человеке. Общие свойства организма человека.
7.1118
19
Нейрогуморальная   регуляция   функций
организма». Контрольное тестирование
Опора и движение
  строение,
Работа   над   ошибками.   Опорнодвигательная
система:
  функции.
  Кость:
химический состав, строение, рост. 
Соединение   костей.
  Скелет   человека.
Особенности   скелета   человека,   связанные   с
прямохождением   и   трудовой   деятельностью.
Влияние факторов окружающей среды и образа
жизни на развитие скелета. 
Лабораторная   работа   №3:
особенностей строения позвонков»
  «Выявление
20 Мышцы и их функции. 
21
 
Гиподинамия.
  физических
упражнений   для   правильного   формирования
скелета и мышц.
Значение
22 Осанка.
  Предупреждение   плоскостопия.
Лабораторная   работа   №4   «Выявление
нарушений осанки и наличия плоскостопия». 
23 Профилактика   травматизма.   Первая   помощь
при травмах опорнодвигательного аппарата.
24
25
Кровь и кровообращение.
Внутренняя   среда   организма   (кровь,   лимфа,
тканевая жидкость). Функции крови и лимфы.
Поддержание   постоянства   внутренней   среды.
Гомеостаз.
  Лабораторная   работа   №5
«Сравнение   микроскопического   строения
крови человека и лягушки» 
Состав   крови.   Форменные   элементы   крови:
эритроциты,   лейкоциты,   тромбоциты.   Группы
крови.   Резусфактор.   Переливание   крови.
Свертывание крови.
10.11
14.11
17.11
21.11
24.11
24.11
28.11
1.12
27
5.12
8.12
28
29
30
26 Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет.
Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в
области иммунитета. Роль прививок в борьбе с
инфекционными заболеваниями.
Кровеносная   и   лимфатическая   системы:
строение, функции. Строение сосудов.
Движение крови по сосудам.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл
Движение   крови   по   сосудам.   Регуляция
кровоснабжения.   Пульс.   Давление   крови.
Движение лимфы по сосудам. 
Лабораторная   работа   №6   «Подсчет   пульса   в
разных   условиях.   Измерение   артериального
давления».
Гигиена
 
Профилактика
заболеваний.
Виды   кровотечений,   приемы   оказания   первой 26.12
системы.
сердечнососудистых
сердечнососудистой  
12.12
15.12
19.12
22.12
31
32помощи при кровотечениях
33 Обобщение темы: «Опора и движение. Кровь и
26.12
кровообращение». Контрольное тестирование
Дыхание
Работа   над   ошибками.   Дыхательная   система:
строение и функции. Этапы дыхания.
34
35 Легочные   объемы.   Газообмен   в   легких   и
тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Вред табакокурения.
Лабораторная   работа   №7:
  «Измерение
жизненной   емкости   легких.   Дыхательные
движения.»
36 Предупреждение
 
распространения
инфекционных заболеваний и соблюдение мер
профилактики   для   защиты   собственного
организма.   Первая   помощь   при   остановке
дыхания,   спасении   утопающего,   отравлении
угарным газом.
37 Обобщение   темы:   «Дыхание»   Контрольное
тестирование
Пищеварение
38
Работа над ошибками. Питание.  Пищеварение.
Пищеварительная   система:
  строение   и
функции.   Ферменты,   роль   ферментов   в
пищеварении.
39 Обработка   пищи   в   ротовой   полости.   Зубы   и
уход   за   ними.   Слюна   и   слюнные   железы.
Глотание. 
40 Пищеварение в желудке. Желудочный сок. 
41 Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени
и   поджелудочной   железы   в   пищеварении.
Всасывание питательных веществ. Особенности
пищеварения в толстом кишечнике. Аппетит.
Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения.
Гигиена питания,  предотвращение желудочно
кишечных заболеваний.
42
43
Обмен веществ и энергии
45
44 Обмен   веществ   и   превращение   энергии.   Две
стороны   обмена   веществ   и   энергии.   Обмен
органических и неорганических веществ.
Витамины.   Проявление   гиповитаминозов   и
авитаминозов, и меры их предупреждения.
Энергетический   обмен   и   питание.   Пищевые
рационы.   Нормы   питания.   Регуляция   обмена
веществ. 
46
47 Поддержание
тела.
Терморегуляция   при   разных   условиях   среды.
Покровы тела.
температуры
 
 
48 Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в
процессах терморегуляции. 
12.01
16.01
19.01
23.01
26.01
30.01
02.02
06.02
09.02
13.02
16.02
20.02
20.02
27.03
02.03
49 Приемы оказания первой помощи при травмах, 06.03ожогах, обморожениях и их профилактика.
Выделение
50 Мочевыделительная   система:   строение   и
функции.   Процесс   образования   и   выделения
мочи,   его   регуляция.   Заболевания   органов
мочевыделительной   системы   и   меры   их
предупреждения.
51 Обобщение   темы:   «Пищеварение.
  Обмен
веществ   и   энергии.   Выделение»   Контрольное
тестирование
Сенсорные системы (анализаторы).
Работа   над   ошибками.   Органы   чувств   и   их
значение   в   жизни   человека.
  Сенсорные
системы, их строение и функции.
Глаз   и   зрение.   Оптическая   система   глаза.
Сетчатка.   Зрительные   рецепторы:   палочки   и
колбочки. 
Лабораторная работа №8 «Изучение строения и
работы органа зрения»
52
53
54 Нарушения зрения и их предупреждение.
55 Ухо и слух. Строение и функции органа слуха.
Гигиена слуха.
56 Органы   равновесия,
  мышечного   чувства,
осязания,   обоняния   и   вкуса.   Взаимодействие
сенсорных   систем.   Влияние   экологических
факторов на органы чувств.
Высшая нервная деятельность.
Высшая нервная деятельность человека, работы
И. М. Сеченова,
И. П. Павлова,А. А. Ухтомского
П. К. Анохина.
Безусловные   и   условные   рефлексы,
значение. 
Сон   и   бодрствование.
Предупреждение нарушений сна.
  Значение   сна.
  их
и
 
57
58
59
09.03
13.03
16.03
03.04
06.04
10.04
13.04
17.04
17.04
20.04
60 Познавательная   деятельность   мозга.Эмоции,
24.04
память, мышление, речь. 
61 Особенности психики человека: осмысленность
восприятия,   словеснологическое   мышление,
способность   к   накоплению   и   передаче   из
поколения в поколение информации. 
 
темперамент,
62 Индивидуальные   особенности   личности:
способности,
 
характер,
одаренность.
  Психология   и   поведение
человека.   Цели   и   мотивы   деятельности.
Значение   интеллектуальных,   творческих   и
эстетических   потребностей.   Роль   обучения   и
воспитания   в   развитии   психики   и   поведения
человека.
27.04
27.04
63 Обобщение   темы:
  «Сенсорные   системы
(анализаторы). Высшая нервная деятельность»
04.05
Уплотнен
праздничного дня
 
изза64
Контрольное тестирование
Размножение и  развитие
Работа   над   ошибками.   Половая   система:
строение   и   функции.   Оплодотворение   и
внутриутробное   развитие.   Роды.   Рост   и
развитие ребенка. Половое созревание.
67
66
65 Наследование   признаков   у   человека.
Наследственные   болезни,   их   причины   и
предупреждение.   Роль   генетических   знаний   в
планировании семьи.
Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции,
передающиеся   половым   путем   и   их
профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа.
Здоровье человека и его охрана. 
Здоровье   человека.   Соблюдение   санитарно
гигиенических норм и правил здорового образа
жизни.   Укрепление   здоровья:   аутотренинг,
активность,
закаливание,
сбалансированное
 
Влияние
физических упражнений на органы и системы
органов.   Защитноприспособительные   реакции
организма.   Факторы,   нарушающие   здоровье
(гиподинамия,
употребление
алкоголя, несбалансированное питание, стресс).
Культура отношения к собственному здоровью
и здоровью окружающих. Повторение.
  двигательная  
питание.
 
 
курение,
 
68 Итоговая работа.
69
Работа над ошибками. Человек и окружающая
среда.   Значение   окружающей   среды   как
источника   веществ   и   энергии.   Социальная   и
природная   среда,   адаптации   к   ним.   Краткая
характеристика   основных   форм   труда.
Рациональная организация труда и отдыха.
Соблюдение правил поведения в окружающей
среде,   в   опасных   и   чрезвычайных   ситуациях,
как   основа   безопасности   собственной   жизни.
Зависимость   здоровья   человека   от   состояния
окружающей среды.
70
Ит
ого
В том числе
Тестирование
Лабораторные работы
8.05
11.05
15.05
18.05
22.05
25.05
29.05
70
5
8