Рабочая программа по биологии. 8 класс. Сонин. Зоология.

  • Руководства для учителя
  • rtf
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Использование тестовых заданий для систематического контроля знаний обучающихся 6–11 классов стало особенно актуальным в связи с введением итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ. В методическом материале включены задания по школьному курсу зоологии для учащихся 8 класса. Содержание заданий направлено на проверку общебиологических знаний у обучающихся и выпускников, экологической грамотности, знаний основных понятий курса зоологии, теоретического материала
Иконка файла материала рабочая программа сонин биология 8 класс.rtf
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. БИОЛОГИЯ. 8 КЛАСС. СОНИН. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая   программа   составлена   на   основе   Федерального   государственного образовательного   стандарта,   Примерной   программы   основного   общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова и ориентирована   на   работу   по   учебникам   и   рабочим   тетрадям,   составляющим ко н ц е н т р и ч е с к и й   к у р с : •   Сонин, Н. И.  Биология. Человек. 8 класс : учебник для общеобразоват. организаций / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М. : Дрофа,  2015. –   (УМК «Сфера жизни»). •  Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Человек» / Н. И. Сонин, И. Б. Агафонова. – М. : Дрофа, 2015. – (УМК «Сфера жизни»). Цели курса Ц е л я м и  биологического образования являются: •   социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений,   обеспечивающее   включение   учащихся   в   ту   или   иную   группу   или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы; •     приобщение   к   познавательной   культуре   как   системе   познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого биологическое образование призвано обеспечить: •   ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности   жизни   во   всех   ее   проявлениях,   здоровья   своего   и   других   людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе; •     развитие   познавательных   мотивов,   направленных   на   получение   нового знания   о   живой   природе;   познавательных   качеств   личности,   связанных   с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений; •     овладение   ключевыми   компетентностями:   учебно­познавательными, информационными, ценностно­смысловыми, коммуникативными; •     формирование   у   учащихся   познавательной   культуры,   осваиваемой   в процессе   познавательной   деятельности,   и   эстетической   культуры   какспособности   к   эмоционально­ценностному   отношению   к   объектам   живой природы1. В   8   классе   учащиеся   получают   знания   о   человеке   как   о   биосоциальном существе,   его   становлении   в   процессе   антропогенеза   и   формировании социальной среды. Дается определение систематического положения человека в ряду   живых   существ,   его   генетическая   связь   с   животными   предками,   что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового   образа   жизни.   В   курсе   уделяется   большое   внимание   санитарно­ гигиенической   службе,   охране   природной   среды,   личной   гигиене.   Включение сведений   по   психологии   позволит   учащимся   более   рационально   организовать учебную,   трудовую,   спортивную   деятельность   и   отдых,   легче   вписаться   в коллектив сверстников и стать личностью2. Место учебного предмета в учебном плане Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе основной школы выделяется 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель). Содержание программы3 Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч) Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Демонстрация. Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие черты сходства человека и животных. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – признаки, доказывающие родство человека и животных. Учащиеся должны уметь: – анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян, древних предков человека, представителей различных рас. Раздел 2. Происхождение человека (2 ч)Биологические   и   социальные   факторы   антропосоциогенеза.   Этапы антропогенеза   и   факторы   становления   человека.   Расы   человека,   их происхождение и единство. Демонстрация.  Модель   «Происхождение   человека».   Модели   остатков материальной   первобытной   культуры   человека.   Изображение   представителей различных рас человека. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – биологические и социальные факторы антропогенеза; – основные этапы эволюции человека; – основные черты рас человека. Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении  и функциях организма человека (7 ч) Разделы науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Демонстрация. Портреты великих ученых – анатомов и физиологов. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека. Раздел 4. Общий обзор строения и функций  организма человека (4 ч) Клеточное   строение   организма.   Ткани:   эпителиальные,   соединительные, мышечные,   нервная.   Органы   человеческого   организма.   Системы   органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. Демонстрация. Схемы строения систем органов человека. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   №   1 .   Изучение микроскопического строения тканей. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   №   2 .   Распознавание   в   таблицах   органов   и систем органов. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – основные признаки организма человека. Учащиеся должны уметь: – узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах имикропрепаратах; –  устанавливать   и   объяснять   взаимосвязь   между   строением   и  функциями клеток тканей, органов и их систем. Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч) Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно­гуморальная регуляция.  Демонстрация.  Схемы   строения   эндокринных   желез.   Таблицы, иллюстрирующие   строение,   биологическую   активность   и   точки   приложения гормонов.   Фотографии   больных   с   различными   нарушениями   функций эндокринных   желез.   Нервная   регуляция.   Значение   нервной   системы. Центральная и периферическая нервная система. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции   спинного   мозга,   отделов   головного   мозга.   Большие   полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов   слуха.   Предупреждение   нарушений   слуха.   Органы   осязания,   вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. Демонстрация.  Модели   головного   мозга,   органов   чувств.   Схемы рефлекторных дуг безусловных рефлексов. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   №   3 .   Изучение головного мозга человека (по муляжам). Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   №   4 .  Изучение изменения размера зрачка. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – роль регуляторных систем; – механизм действия гормонов. Учащиеся должны уметь: – выявлять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; – соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств. Раздел 6. Опора и движение (8 ч) Скелет   человека,   его   отделы:   осевой   скелет,   скелет   поясов   конечностей. Особенности   скелета   человека,   связанные   с   трудовой   деятельностью   ипрямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей.   Возрастные   изменения   в   строении   костей.   Типы   соединения   костей. Заболевания   опорно­двигательной   системы   и   их   профилактика.   Мышечная система.   Строение   и   развитие   мышц.   Основные   группы   мышц,   их   функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции   работы   мышц.   Утомление   мышц,   роль   активного   отдыха   в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно­двигательной системы. Демонстрация. Скелет человека, отдельные кости. Распилы костей. Приемы оказания   первой   помощи   при   повреждениях   (травмах)   опорно­двигательной системы. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   №   5 .  Изучение внешнего строения костей. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   №   6 .   Измерение   массы   и   роста   своего организма. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   №   7 .   Выявление   влияния   статической   и динамической нагрузки на утомление мышц. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – части скелета человека; – химический состав и строение костей; – основные скелетные мышцы человека. Учащиеся должны уметь: – распознавать части скелета на наглядных пособиях; – находить на наглядных пособиях основные мышцы; – оказывать первую доврачебную помощь при переломах. Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч) Понятие   «внутренняя   среда».   Тканевая   жидкость.   Кровь,   ее   состав   и значение   в   обеспечении   жизнедеятельности   организма.   Клеточные   элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы   крови. заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.   Инфекционные     Лимфа.   Иммунитет. Демонстрация. Схемы и таблицы, иллюстрирующие состав крови и группы крови. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   №   8 .   Изучение   строения   крови   подмикроскопом. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – признаки внутренней среды организма;  – признаки иммунитета; – сущность прививок и их значение. Учащиеся должны уметь: – сравнивать между собой строение и функции клеток крови; – объяснять механизмы свертывания и переливания крови. Раздел 8. Транспорт веществ (4 ч) Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения.   Лимфообращение.   Движение   крови   по   сосудам.   Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Демонстрация.  Модель   сердца   человека.   Таблицы   и   схемы, иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а № 9. Измерение кровяного давления. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   №   10.   Определение   пульса   и   подсчет   числа сердечных сокращений. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – существенные признаки транспорта веществ в организме. Учащиеся должны уметь: – различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем; – измерять пульс и кровяное давление; – оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях. Раздел 9. Дыхание (5 ч) Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях. Перенос газов эритроцитами   и   плазмой   крови.   Регуляция   дыхания.   Искусственное   дыхание. Голосовой аппарат.  Демонстрация. Модели гортани, легких. Схемы, иллюстрирующие механизм вдоха и выдоха, приемы искусственного дыхания. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а  № 12. Определение частоты дыхания. Предметные результаты обучения.Учащиеся должны знать: – органы дыхания, их строение и функции; – гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний. Учащиеся должны уметь: – выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания и газообмена; –   оказывать   первую   доврачебную   помощь   при   спасении   утопающего   и отравлении угарным газом. Раздел 10. Пищеварение (5 ч) Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Демонстрация. Модель торса человека. Муляжи внутренних органов. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а № 13. Воздействие желудочного сока на белки, слюны – на крахмал. Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   №   14.   Определение   норм   рационального питания. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – органы пищеварительной системы; –   гигиенические   меры   и   меры   профилактики   нарушения   работы   органов пищеварительной системы. Учащиеся должны уметь: – характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы. Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч) Общая   характеристика   обмена   веществ   и   энергии.   Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.  Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: –   особенности   пластического   и   энергетического   обмена   в   организме человека; – роль витаминов.Учащиеся должны уметь: – выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии. Раздел 12. Выделение (2 ч) Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ. Демонстрация. Модель почек. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – органы мочевыделительной системы; – меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы. Раздел 13. Покровы тела (3 ч) Строение   и   функции   кожи.   Роль   кожи   в   теплорегуляции.   Закаливание. Гигиенические   требования   к   одежде,   обуви.   Заболевания   кожи   и   их предупреждение. Демонстрация.  Схемы,   иллюстрирующие   строение   кожных   покровов человека, производные кожи. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – строение и функции кожи; – гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и одеждой. Учащиеся должны уметь: – объяснять механизм терморегуляции; – оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловом и солнечном ударах. Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч) Система   органов   размножения:   строение   и   гигиена.   Оплодотворение. Внутриутробное   развитие,   роды.   Лактация.   Рост   и   развитие   ребенка. Планирование семьи. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – строение и функции органов половой системы человека;– основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека. Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч) Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности   высшей   нервной   деятельности   и   поведения   человека. Познавательные   процессы.   Торможение.   Типы   нервной   системы.   Речь. Мышление.   Сознание.   Биологические   ритмы.   Сон,   его   значение   и   гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – особенности высшей нервной деятельности человека; – значение сна, его фазы. Учащиеся должны уметь: – выделять существенные признаки психики человека; – характеризовать типы нервной системы. Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч) Соблюдение   санитарно­гигиенических   норм   и   правил   здорового   образа жизни.   Оказание   первой   доврачебной   помощи   при   кровотечении,   отравлении угарным   газом,   спасении   утопающего,   травмах,   ожогах,   обморожении. Укрепление   здоровья:   двигательная   активность,   закаливание.   Факторы   риска: стрессы,   гиподинамия,   переутомление.   Вредные   привычки,   их   влияние   на здоровье   человека.   Человек   и   окружающая   среда.   Окружающая   среда   как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.  Л а б о р а т о р н а я   р а б о т а   №   15.  Изучение   приемов   остановки артериального и венозного кровотечений. П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а   №   1.   Анализ   и   оценка   влияния   на   здоровье человека факторов окружающей среды. Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: – приемы рациональной организации труда и отдыха; – отрицательное влияние вредных привычек. Учащиеся должны уметь: – соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;– оказывать первую доврачебную помощь. Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: – планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и под руководством учителя; – участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах); – работать в соответствии с поставленной задачей, планом; – выделять главные и существенные признаки понятий; – составлять описание объектов; – составлять простой и сложный планы текста; – осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках; – выявлять причинно­следственные связи; – работать со всеми компонентами текста; – оценивать свою работу и деятельность одноклассников. Личностные результаты обучения. – Формирование ответственного отношения к учению, труду; – формирование целостного мировоззрения; –   формирование   осознанности   и   уважительного   отношения   к   коллегам, другим людям; – формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами; – формирование основ экологической культуры. Резервное время   1 ч. ‒ Учебно­методическое обеспечение образовательного процесса 1. Печатные пособия: 1.  Пальдяева,   Г.   М.  Биология.   5–9   классы.   Рабочие   программы   /   Г. М. Пальдяева. – М. : Дрофа, 2015. 2. Биология : учебно­методические материалы к программе дополнительного профессионального   педагогического   образования   (повышения   квалификации). Достижение   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов образования средствами линий УМК «Биология. 5–9 классы» Н. И. Сонина и др. (линейная   и   концентрическая).   Особенности   предметного   содержания     и методического обеспечения / А. Ю. Пентин [и др.]. – М. : Дрофа, 2012. – 238 с. – (Основное общее образование) (Вертикаль). 3.  Сысолятина,   Н.   Б.  Биология.   8   класс.   Тетрадь   для   лабораторных   и практических работ к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек.8 класс» / Н. Б. Сысолятина, Л. В. Сычева, Н. И. Сонин. – М. : Дрофа, 2015. 4.  Семенцова,   В.   Н.  Биология.   Человек.   8   класс.   Тетрадь   для   оценки качества знаний к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек» / В. Н. Семенцова, В. И. Сивоглазов.   М. : Дрофа, 2010. ‒ 5. Гуленков, С. И. Биология. Человек.  8 класс.  Тестовые  задания /  С. И. Гуленков, Н. И. Сонин. – М. : Дрофа, 2011. 6.  Сонин,   Н.   И.  Биология.   Человек.   8   класс.   Дидактические   карточки­ задания к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Человек. 8 класс» / Н. И. Сонин, А. М. Дагаев. – М. : Дрофа, 2010. 2. Мультимедийная поддержка курса: Гуменюк,   М.   М.  Биология.   8–9   классы   :   поурочные   планы   по   линии учебников Н. И. Сонина. Компакт­диск для компьютера / М. М. Гуменюк, Т. В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2012. 3. Интернет­ресурсы:   Программа  по   биологии.   –   Режим   доступа   :  http://www.drofa.ru/for­ users/teacher/vertical/programms   Биология.  Человек.  8   класс   :   электронное   учебное   издание   : мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина. – Режим доступ : http://www.drofa.ru/cat/product392.htm  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school­collection.edu.ru   Электронные   приложения   к   учебникам.  –   Режим   доступа   : http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biology ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  Из них практические и лабораторные  работы контрольные  работы № п/п Наименование  темы Всего  часов 1 Раздел 1. Место  человека в системе  органического мира 2 Раздел 2.  Происхождение  человека 2 27 3 Раздел 3. Краткая  история развития  знаний о строении и  функциях организма  человека 4 Раздел 4. Общий обзор 4 строения  и функций организма  человека Лабораторная работа № 1. Изучение  микроскопического строения тканей. Лабораторная работа № 2. Распознавание  в таблицах органов и систем органов 5 Раздел 5. Координация 10 Лабораторная работа № 3. Изучение  и регуляция головного мозга человека (по муляжам). Лабораторная работа № 4. Изучение  изменения размера зрачка 6 Раздел 6. Опора и  8 движение Лабораторная работа № 5. Изучение  внешнего строения костей. Лабораторная работа № 6. Измерение  массы и роста своего организма. Лабораторная работа № 7. Выявление  влияния статической и динамической  нагрузки на утомление мышц Лабораторная работа № 8. Изучение  строения крови под микроскопом Лабораторная работа № 9. Измерение  кровяного давления. Лабораторная работа № 10. Определение  пульса и подсчет числа сердечных  сокращений Лабораторная работа № 12. Определение  частоты дыхания Лабораторная работа № 13. Воздействие  желудочного сока на белки, слюны – на  крахмал. 3 4 5 5 7 Раздел 7. Внутренняя  среда организма 8 Раздел 8. Транспорт  веществ 9 Раздел 9. Дыхание 10 Раздел 10.  Пищеварение Контрольная  работа по теме  «Изучение  человека» Контрольная  работа по теме  «Опора и  движение» Контрольная  работа по  темам  «Внутренняя  среда.  Транспорт  веществ» Контрольная  работа по теме  «Дыхание»11 Раздел 11. Обмен  веществ и энергии 12 Раздел 12. Выделение 13 Раздел 13. Покровы  тела 14 Раздел 14.  Размножение и  развитие 15 Раздел 15. Высшая  нервная деятельность 2 2 3 3 5 16 Раздел 16. Человек и  4 его здоровье Лабораторная работа № 14. Определение  норм рационального питания Контрольная  работа по  темам  «Выделение.  Кожа» Контрольная  работа по теме  «Высшая  нервная  деятельность» Лабораторная работа № 15. Изучение  приемов остановки артериального и  венозного кровотечений. Практическая работа № 1. Анализ и  оценка влияния на здоровье человека  факторов окружающей среды 17 Резервное время 1 18 Итого 70 Лабораторные работы – 15 Практическая работа – 1 Контрольные  работы – 6