Использование тестовых заданий для систематического контроля знаний обучающихся 6–11 классов стало особенно актуальным в связи с введением итоговой аттестации по биологии в форме ЕГЭ.
В методическом материале включены задания по школьному курсу зоологии для учащихся 8 класса. Содержание заданий направлено на проверку общебиологических знаний у обучающихся и выпускников, экологической грамотности, знаний основных понятий курса зоологии, теоретического материала
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. БИОЛОГИЯ. 8 КЛАСС. СОНИН.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта, Примерной программы основного общего
образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова и
ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям, составляющим
ко н ц е н т р и ч е с к и й к у р с :
• Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : учебник для общеобразоват.
организаций / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М. : Дрофа, 2015. – (УМК «Сфера
жизни»).
• Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н.
И. Сонина «Биология. Человек» / Н. И. Сонин, И. Б. Агафонова. – М. : Дрофа,
2015. – (УМК «Сфера жизни»).
Цели курса
Ц е л я м и биологического образования являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных
отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или
общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе
знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных
(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого биологическое образование призвано обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;
экологическое сознание; воспитание любви к природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с
усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы,
формированием интеллектуальных умений;
•
овладение ключевыми компетентностями: учебнопознавательными,
информационными, ценностносмысловыми, коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в
процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры какспособности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой
природы1.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном
существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании
социальной среды. Дается определение систематического положения человека в
ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что
позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на
разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и
систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого
организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения
здорового образа жизни. В курсе уделяется большое внимание санитарно
гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение
сведений по психологии позволит учащимся более рационально организовать
учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в
коллектив сверстников и стать личностью2.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений
РФ на изучение биологии в 8 классе основной школы выделяется 70 часов (2 часа
в неделю, 35 учебных недель).
Содержание программы3
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (2 ч)
Человек как часть живой природы. Место человека в системе органического
мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и
человекообразных обезьян. Человек разумный.
Демонстрация.
Скелеты человека и позвоночных. Таблицы, схемы, рисунки, раскрывающие
черты сходства человека и животных.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– признаки, доказывающие родство человека и животных.
Учащиеся должны уметь:
– анализировать особенности строения человека и человекообразных обезьян,
древних предков человека, представителей различных рас.
Раздел 2. Происхождение человека (2 ч)Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы
антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их
происхождение и единство.
Демонстрация. Модель «Происхождение человека». Модели остатков
материальной первобытной культуры человека. Изображение представителей
различных рас человека.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– биологические и социальные факторы антропогенеза;
– основные этапы эволюции человека;
– основные черты рас человека.
Раздел 3. Краткая история развития знаний о строении
и функциях организма человека (7 ч)
Разделы науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы
и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация. Портреты великих ученых – анатомов и физиологов.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– вклад отечественных ученых в развитие знаний об организме человека.
Раздел 4. Общий обзор строения и функций
организма человека (4 ч)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные,
мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.
Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация. Схемы строения систем органов человека.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 1 . Изучение микроскопического строения
тканей.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 2 . Распознавание в таблицах органов и
систем органов.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– основные признаки организма человека.
Учащиеся должны уметь:
– узнавать основные структурные компоненты клеток, тканей в таблицах имикропрепаратах;
– устанавливать и объяснять взаимосвязь между строением и функциями
клеток тканей, органов и их систем.
Раздел 5. Координация и регуляция (10 ч)
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в
обменных процессах. Нервногуморальная регуляция.
Демонстрация. Схемы строения эндокринных желез.
Таблицы,
иллюстрирующие строение, биологическую активность и точки приложения
гормонов. Фотографии больных с различными нарушениями функций
эндокринных желез. Нервная регуляция. Значение нервной системы.
Центральная и периферическая нервная система. Вегетативная и соматическая
части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и
функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария
головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и
ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение и
функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции
органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса,
обоняния. Гигиена органов чувств.
Демонстрация. Модели головного мозга, органов чувств. Схемы
рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 3 . Изучение головного мозга человека (по
муляжам).
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 4 . Изучение изменения размера зрачка.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– роль регуляторных систем;
– механизм действия гормонов.
Учащиеся должны уметь:
– выявлять существенные признаки строения и функционирования органов
чувств;
– соблюдать меры профилактики заболеваний органов чувств.
Раздел 6. Опора и движение (8 ч)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.
Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью ипрямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост
костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей.
Заболевания опорнодвигательной системы и их профилактика. Мышечная
система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции.
Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в
регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в
восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и
режима труда для правильного формирования опорнодвигательной системы.
Демонстрация. Скелет человека, отдельные кости. Распилы костей. Приемы
оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорнодвигательной
системы.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 5 . Изучение внешнего строения костей.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 6 . Измерение массы и роста своего
организма.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 7 . Выявление влияния статической и
динамической нагрузки на утомление мышц.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– части скелета человека;
– химический состав и строение костей;
– основные скелетные мышцы человека.
Учащиеся должны уметь:
– распознавать части скелета на наглядных пособиях;
– находить на наглядных пособиях основные мышцы;
– оказывать первую доврачебную помощь при переломах.
Раздел 7. Внутренняя среда организма (3 ч)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и
значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы
крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови.
Группы крови.
заболевания.
Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ
Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
Инфекционные
Лимфа.
Иммунитет.
Демонстрация. Схемы и таблицы, иллюстрирующие состав крови и группы
крови.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 8 . Изучение строения крови подмикроскопом.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– признаки внутренней среды организма;
– признаки иммунитета;
– сущность прививок и их значение.
Учащиеся должны уметь:
– сравнивать между собой строение и функции клеток крови;
– объяснять механизмы свертывания и переливания крови.
Раздел 8. Транспорт веществ (4 ч)
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги
кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное
давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Демонстрация. Модель сердца человека.
Таблицы и схемы,
иллюстрирующие строение клеток крови и органов кровообращения.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 9. Измерение кровяного давления.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 10. Определение пульса и подсчет числа
сердечных сокращений.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– существенные признаки транспорта веществ в организме.
Учащиеся должны уметь:
– различать и описывать органы кровеносной и лимфатической систем;
– измерять пульс и кровяное давление;
– оказывать первую доврачебную помощь при кровотечениях.
Раздел 9. Дыхание (5 ч)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их
строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях. Перенос газов
эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание.
Голосовой аппарат.
Демонстрация. Модели гортани, легких. Схемы, иллюстрирующие механизм
вдоха и выдоха, приемы искусственного дыхания.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 12. Определение частоты дыхания.
Предметные результаты обучения.Учащиеся должны знать:
– органы дыхания, их строение и функции;
– гигиенические меры и меры профилактики легочных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
– выявлять существенные признаки дыхательной системы, процессы дыхания
и газообмена;
– оказывать первую доврачебную помощь при спасении утопающего и
отравлении угарным газом.
Раздел 10. Пищеварение (5 ч)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и
питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов
пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы
процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация. Модель торса человека. Муляжи внутренних органов.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 13. Воздействие желудочного сока на белки,
слюны – на крахмал.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 14. Определение норм рационального
питания.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– органы пищеварительной системы;
– гигиенические меры и меры профилактики нарушения работы органов
пищеварительной системы.
Учащиеся должны уметь:
– характеризовать пищеварение в разных отделах пищеварительной системы.
Раздел 11. Обмен веществ и энергии (2 ч)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический
и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ.
Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– особенности пластического и энергетического обмена в организме
человека;
– роль витаминов.Учащиеся должны уметь:
– выявлять существенные признаки обмена веществ и превращения энергии.
Раздел 12. Выделение (2 ч)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение
и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов
обмена веществ.
Демонстрация. Модель почек.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– органы мочевыделительной системы;
– меры профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Раздел 13. Покровы тела (3 ч)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание.
Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их
предупреждение.
Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие строение кожных покровов
человека, производные кожи.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– строение и функции кожи;
– гигиенические требования по уходу за кожей, ногтями, волосами, обувью и
одеждой.
Учащиеся должны уметь:
– объяснять механизм терморегуляции;
– оказывать первую помощь при повреждениях кожи, тепловом и солнечном
ударах.
Раздел 14. Размножение и развитие (3 ч)
Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение.
Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.
Планирование семьи.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– строение и функции органов половой системы человека;– основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека.
Раздел 15. Высшая нервная деятельность (5 ч)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П.
Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения.
Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека.
Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь.
Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.
Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– особенности высшей нервной деятельности человека;
– значение сна, его фазы.
Учащиеся должны уметь:
– выделять существенные признаки психики человека;
– характеризовать типы нервной системы.
Раздел 16. Человек и его здоровье (4 ч)
Соблюдение санитарногигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении
угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.
Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска:
стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на
здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как
источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в
окружающей среде.
Л а б о р а т о р н а я р а б о т а
№ 15. Изучение приемов остановки
артериального и венозного кровотечений.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а № 1. Анализ и оценка влияния на здоровье
человека факторов окружающей среды.
Предметные результаты обучения.
Учащиеся должны знать:
– приемы рациональной организации труда и отдыха;
– отрицательное влияние вредных привычек.
Учащиеся должны уметь:
– соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний;– оказывать первую доврачебную помощь.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
– планировать собственную учебную деятельность как самостоятельно, так и
под руководством учителя;
– участвовать в совместной деятельности (работа в малых группах);
– работать в соответствии с поставленной задачей, планом;
– выделять главные и существенные признаки понятий;
– составлять описание объектов;
– составлять простой и сложный планы текста;
– осуществлять поиск и отбор информации в дополнительных источниках;
– выявлять причинноследственные связи;
– работать со всеми компонентами текста;
– оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
Личностные результаты обучения.
– Формирование ответственного отношения к учению, труду;
– формирование целостного мировоззрения;
– формирование осознанности и уважительного отношения к коллегам,
другим людям;
– формирование коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
– формирование основ экологической культуры.
Резервное время
1 ч.
‒
Учебнометодическое обеспечение образовательного процесса
1. Печатные пособия:
1. Пальдяева, Г. М. Биология. 5–9 классы. Рабочие программы / Г. М.
Пальдяева. – М. : Дрофа, 2015.
2. Биология : учебнометодические материалы к программе дополнительного
профессионального педагогического образования (повышения квалификации).
Достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов
образования средствами линий УМК «Биология. 5–9 классы» Н. И. Сонина и др.
(линейная и концентрическая). Особенности предметного содержания
и
методического обеспечения / А. Ю. Пентин [и др.]. – М. : Дрофа, 2012. – 238 с. –
(Основное общее образование) (Вертикаль).
3. Сысолятина, Н. Б. Биология. 8 класс. Тетрадь для лабораторных и
практических работ к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. Человек.8 класс» / Н. Б. Сысолятина, Л. В. Сычева, Н. И. Сонин. – М. : Дрофа, 2015.
4. Семенцова, В. Н. Биология. Человек. 8 класс. Тетрадь для оценки
качества знаний к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина «Биология. 8 класс.
Человек» / В. Н. Семенцова, В. И. Сивоглазов.
М. : Дрофа, 2010.
‒
5. Гуленков, С. И. Биология. Человек. 8 класс. Тестовые задания / С. И.
Гуленков, Н. И. Сонин. – М. : Дрофа, 2011.
6. Сонин, Н. И. Биология. Человек. 8 класс. Дидактические карточки
задания к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Человек. 8 класс» / Н. И. Сонин, А.
М. Дагаев. – М. : Дрофа, 2010.
2. Мультимедийная поддержка курса:
Гуменюк, М. М. Биология. 8–9 классы : поурочные планы по линии
учебников Н. И. Сонина. Компактдиск для компьютера / М. М. Гуменюк, Т. В.
Козачек. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Интернетресурсы:
Программа по биологии. – Режим доступа : http://www.drofa.ru/for
users/teacher/vertical/programms
Биология.
Человек. 8 класс : электронное учебное издание :
мультимедийное приложение к учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина. – Режим
доступ : http://www.drofa.ru/cat/product392.htm
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа :
http://schoolcollection.edu.ru
Электронные приложения к учебникам. – Режим доступа :
http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biology
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Из них
практические и лабораторные
работы
контрольные
работы
№
п/п
Наименование
темы
Всего
часов
1 Раздел 1. Место
человека в системе
органического мира
2 Раздел 2.
Происхождение
человека
2
27
3 Раздел 3. Краткая
история развития
знаний о строении и
функциях организма
человека
4 Раздел 4. Общий обзор
4
строения
и функций организма
человека
Лабораторная работа № 1. Изучение
микроскопического строения тканей.
Лабораторная работа № 2. Распознавание
в таблицах органов и систем органов
5 Раздел 5. Координация
10 Лабораторная работа № 3. Изучение
и регуляция
головного мозга человека (по муляжам).
Лабораторная работа № 4. Изучение
изменения размера зрачка
6 Раздел 6. Опора и
8
движение
Лабораторная работа № 5. Изучение
внешнего строения костей.
Лабораторная работа № 6. Измерение
массы и роста своего организма.
Лабораторная работа № 7. Выявление
влияния статической и динамической
нагрузки на утомление мышц
Лабораторная работа № 8. Изучение
строения крови под микроскопом
Лабораторная работа № 9. Измерение
кровяного давления.
Лабораторная работа № 10. Определение
пульса и подсчет числа сердечных
сокращений
Лабораторная работа № 12. Определение
частоты дыхания
Лабораторная работа № 13. Воздействие
желудочного сока на белки, слюны – на
крахмал.
3
4
5
5
7 Раздел 7. Внутренняя
среда организма
8 Раздел 8. Транспорт
веществ
9 Раздел 9. Дыхание
10 Раздел 10.
Пищеварение
Контрольная
работа по теме
«Изучение
человека»
Контрольная
работа по теме
«Опора и
движение»
Контрольная
работа по
темам
«Внутренняя
среда.
Транспорт
веществ»
Контрольная
работа по теме
«Дыхание»11 Раздел 11. Обмен
веществ и энергии
12 Раздел 12. Выделение
13 Раздел 13. Покровы
тела
14 Раздел 14.
Размножение и
развитие
15 Раздел 15. Высшая
нервная деятельность
2
2
3
3
5
16 Раздел 16. Человек и
4
его здоровье
Лабораторная работа № 14. Определение
норм рационального питания
Контрольная
работа по
темам
«Выделение.
Кожа»
Контрольная
работа по теме
«Высшая
нервная
деятельность»
Лабораторная работа № 15. Изучение
приемов остановки артериального и
венозного кровотечений.
Практическая работа № 1. Анализ и
оценка влияния на здоровье человека
факторов окружающей среды
17 Резервное время
1
18 Итого
70 Лабораторные работы – 15
Практическая работа – 1
Контрольные
работы – 6